УДК 378.147.88
Кузеванова Елена Валерьевна
Старший преподаватель кафедры иностранных языков, аспирант кафедры педагогики ФГБОУ ВПО «Ишимский государственный педагогический институт им. П. П. Ершова», [email protected], Ишим
роль квазипрофессиональной деятельности
в актуализации творческой самореализации баклавров педвуза
Аннотация: Статья посвящена проблемам подготовки бакалавров педвуза к будущей профессиональной деятельности, необходимости усвоения исследовательских знаний и умений, опыта совместной творческой деятельности,как для процесса обучения, так и для будущей профессии. Важная роль в процессе подготовки отводится квазипрофессиональной деятельности как переходному этапу между учебной деятельностью и учебно-профессиональной деятельностью. Она повышает уровень подготовки студентов к педагогической практике, интерес к выбранной ими профессиональной области, актуализирует их творческий потенциал. Введение спецкурса «Особенности организации проектно-исследовательской деятельности» предлагается как вариант включения бакалавров в квазипрофессиональную деятельность в роли учителя-организатора проектно-исследовательской деятельности, основанной на личностно ориентированном педагогическом взаимодействии.
Ключевые слова: исследовательские знания и умения, опыт совместной творческой деятельности, подготовка к педагогической практике, квазипрофессиональная деятельность, про-ектно-исследовательская деятельность, актуализация творческой самореализации.
Kuzevanova Elena Valeryevna
Senior teacher of the department of foreign languages, postgraduate student of department ofpedagogics at the Ishim state pedagogical institute named after P.P. Ershov, [email protected], Ishim
role of quasiprofessional activity in actualization of bachelors creative self-realization at pedagogical higher education institute
Abstract. Article is devoted to problems of preparation of bachelors of pedagogical higher education university to future professional activity, need of assimilation of research knowledge and abilities, experience of joint creative activity, both for training process, and for future profession. The important part in the course of preparation is assigned to quasiprofessional activity as to a transitional stage between educational activity and educational professional activity. It raises level of preparation of students to student teaching, interest to the professional area chosen by them, actualizing their creative potential. Special course introduction "Features of the organization of design and research activity" is offered as option of inclusion of bachelors in quasiprofessional activity as the teacher-organizer of the design and research activity based on personally focused pedagogical interaction.
Keywords: research knowledge and abilities, experience of joint creative activity, preparation for student teaching, quasiprofessional activity, design and research activity, updating of creative self-realization.
Педагогический вуз имеет своей главной целью подготовку будущих учителей, и образовательный процесс должен строиться в соответствие с данной целью. В процессе профессиональной подготовки важно, чтобы студенты не только усвоили необходимые знания и умения по изучаемой дис-
циплине, приобрели опыт в осуществлении определенного вида деятельности, например, проектно-исследовательской, но и научились передавать приобретенные знания и умения учащимся. Другими словами студент, будущий учитель, должен научиться учить, при этом осуществлять это с творче-
ским подходом. Это предполагает не только знание форм организации учебного процесса, способов передачи знаний и формирования умений, но и организацию личностно ориентированного взаимодействия субъектов учебной деятельности, реализацию в профессиональной сфере накопленного в процессе обучения опыта творческой деятельности с использованием инновационных технологий, умений находить нестандартные интересные пути решения педагогических задач.
Не только насыщение процесса обучения основным дисциплинам ООП бакалавриата творческими формами и методами работы с элементами исследования, но и возможность введения за счет вариативной части программы разнообразных спецкурсов дает возможность вооружить студентов необходимыми исследовательскими знаниями и умениями. Например,введение такого спецкурса, как «Проектно-исследовательская деятельность как основа актуализации творческой самореализации студентов педвуза», направлено на освоение студентами основ исследовательской деятельности с применением проектной технологии. Данные исследовательские знания и умения, определенный опыт творческой деятельности помогут студентам быть успешными в процессе обучения в вузе, особенно если бакалавры решат продолжить своё обучение в магистратуре. Но самое главное - полученные знания и умения будут широко применяться студентами в их профессиональной деятельности и помогут им интересно, творчески и продуктивно организовать учебный процесс в школе.
Поэтому для студентов важно не просто усвоить данные знания и умения их эффек-тивногоприменения в учебном процессе в вузе, необходимо также научиться использовать их в будущей профессиональной деятельности.Для этого будущие учителя должны получить возможность попробовать себя в роли учителя, в том числе и учителя -организатора исследовательской деятельности учащихся. С этой целью в программе бакалавриата запланирована педагогическая практика в школе. Педагогическая практика предполагает включение студентов в процесс учебно-профессиональной деятельности в школе, а это вид деятельности, связанный с взаимодействием с учащимися, их обучением и воспитанием, что требует
достаточного уровня знаний и умений, необходимых для создания благоприятных психолого-педагогических условий обучения и развития детей.
Мы считаем, что необходимо очень ответственно подходить к подготовке студентов к прохождению педагогической практики. Прежде чем студенты приступят непосредственно к работе с детьми в школе, они должны получить возможность практически реализовать приобретенные исследовательские знания и умения в деятельности, приближенной к профессиональной. Если, например, это знания и умения, полученные в ходе спецкурса «Проектно-исследователь-ская деятельность как основа актуализации творческой самореализации студентов педвуза», то вовлечение бакалавров в приближенную к профессиональной деятельность, специально организованную преподавателем, может произойти почти сразу же после прохождения программы спецкурса. Это способствует эффективному закреплению полученных исследовательских знаний и умений, дает возможность преподавателю убедиться в необходимом уровне их усвоения, а студентампочувствовать себя в роли учителя, продуктивно и интересно организующего деятельность обучающихся с применением проектной технологии.
Данный вид деятельности носит название квазипрофессиональной. Она поможет студентам повысить свой интерес к выбранной ими профессиональной области, актуализировать свой творческий потенциал, снять психологическое напряжение и страх, который часто возникает у студентов перед педагогической практикой в школе. Квазипрофессиональная деятельность выступает необходимым этапом перехода от учебной деятельности в мир профессиональной культуры, задавая предметный (освоение знаний, умений, навыков и опыта профессиональной деятельности с помощью системы учебных заданий, моделей и ситуаций), социальный (взаимодействие участников образовательного процесса в соответствии с принятыми нормами социальных отношений) и психологический («включение» в профессию как часть культуры: через присвоение ее норм, правил, ценностей) контексты, благодаря чему происходит перестройка ценностно-смысловых составляющих образа мира
человека - будущего профессионала. Сущность квазипрофессиональной деятельности заключается в том, что она протекает в реальных условиях и обеспечивает единство вышеназванных контекстов [1]. Квазипрофессиональная деятельность является одной из форм контекстного обучения и предполагает моделирование определенного отрезка профессиональной деятельности, создание реальных педагогических ситуаций. Путем включения в квазипрофессиональную деятельность студенты учатся решать различные профессиональные задачи и вопросы педагогического взаимодействия. Квазипрофессиональную деятельность можно рассматривать в качестве некоего переходного этапа между собственно учебной деятельностью и учебно-профессиональной деятельностью. Она повышает уровень подготовки студентов к педагогической практике и решает проблему страха публичного выступления.
По мнению А. А. Вербицкого, квазипрофессиональная деятельность является переходной от академической учебной деятельности к учебно-профессиональной. Студенты не выполняют профессиональную деятельность, а имитируют её. «Студент накапливает опыт использования учебной информации как средства деятельности, всё более приобретающей черты профессиональной, что обеспечивает превращение объективных значений, содержащихся в этой информации, в личностные смыслы, то есть в собственно знание как личностное достояние будущего специалиста, в его профессиональные компетентности» [4, с. 75]. А.А. Вербицкий считает, что основным методическим приемом перевода студента в позицию развивающегося профессионала является профессиональное позиционирование - формирование позиции профессионала даже у студентов первого курса [Там же, С. 92]. Квазипрофессиональная деятельность дает возможность студентам усвоить и актуализировать профессиональные знания, компетенции, способствует становлению смыслообразующих профессиональных мотивов, развитию профессионально важных качеств, профессионального мышления, приобретению опыта реализации знаний, а также эмоционально-волевой регуляции.
Так, например, усвоив знания по одной из дисциплин гуманитарного, социального и
экономического цикла в первом и втором семестрах (например, иностранный язык, экономика и т.п.) а также спецкурса «Проектно-исследовательская деятельность как основа актуализации творческой самореализации студентов педвуза» в третьем семестре, бакалавры получают возможность в четвертом семестре реализовать накопленные знания и умения и творческий опыт в специально организованной деятельности по включению их в процесс подготовки студентов младшего курса по программе вышеназванного спецкурса.
Студентам второго курса предлагается проявить себя в организации проектно-иссле-довательской деятельности младшего курса в ходе практических занятий, нацеленных на усвоение основ проектно-исследовательской деятельности и поэтапную организацию работы студентов над исследовательскими проектами по выбранным темам.
Включение студентов второго курса в деятельность по подготовке первокурсников по программе спецкурса «Проектно-ис-следовательская деятельность как основа актуализации творческой самореализации студентов педвуза» происходит не сразу. Вначале бакалавры проходят своего рода инструктаж по предстоящей работе, организованный преподавателем. С этой целью проводятся организационные лекции, в ходе которых студентам обозначают цели и задачи квазипрофессиональной деятельности, рассказывают о возможных трудностях, конфликтных ситуациях и способах их решения, способах взаимодействия со студентами младшего курса, их мотивации к исследовательской деятельности, а также форме отчета о результатах проделанной работы, который они должны предоставить на заключительном этапе. Студенты второго курса получают в процессе выполнения квазипрофессиональной деятельности условное звание студенты-«тьюторы» (англ. tutor - наставник, помощник, опекун, попечитель, индивидуальный научный руководитель студента). В Европе и США система тьюторства, при которой каждый учится по собственному алгоритму, широко используется в вузах. Тьютор в этой системе - это преподаватель, сопровождающий студента в процессе обучения, он участвует в разработке для него индивидуальных образователь-
ных программ. В нашей исследовательской работе мы не используем звание «тьютор» в полном его смысле, поэтому ставим его в кавычки. В нашей интерпретации «тьютор» - это студент, который прошел обучение по программеопределенного спецкурса (в нашем случае спецкурса «Проектно-исследо-вательская деятельность как основа актуализации творческой самореализации студентов педвуза») и может руководить небольшой группой студентов младшего курса, организовывать их деятельность, прослеживать каждый этап работы, направлять, помогать, консультировать. Данное звание мы дали студентам с целью повышения их самооценки и авторитета, оно дает им возможность почувствовать свою значимость, ответственность за результативность проводимой ими работы.
Преподаватель, организовывая квазипрофессиональную деятельность студентов, несет двойную ответственность. Ему необходимо следить, корректировать, направлять деятельность студентов-«тьюторов», при необходимости консультировать их, а также прослеживать каждый этап работы студентов младшего курса по программе спецкурса. При этом делать это нужно без явного вмешательства в процесс активного взаимодействия студентов.
«Тьюторы» работают в группах по четыре-пять человек (тьюторские группы). Каждая такая группа курирует проектно-исследовательскую работу двух-трех мини-групп первокурсников, которая может состоять из двух-четырех студентов. Если есть индивидуально (одним студентом) выполняемые проекты, тогда группа «тьюторов» может курировать сразу несколько таких работ.Оценка преподавателем деятельности «тьюторских групп» будет зависеть от результативности работы курируемых ими мини-групп и предоставленного ими отчета.
Когда «тьюторы» и первокурсники приступают непосредственно к осуществлению работы над исследовательским проектом, преподаватель четко обозначает деятельность «тьюторов» на каждом этапе выполнения проекта и нацеливает их на гуманное отношение к студентам младшего курса и необходимость учета личностных особенностей и возможностей каждого из них.
Кроме того, важным является организованная и слаженная работа не только между
«тьюторами» и студентами младшего курса, но и доброжелательное взаимодействие «тьюторов» между собой. Только в этом случае исследовательская деятельность будет творческой, эффективной и продуктивной.
Организация квазипрофессиональной деятельности студентов не может быть спонтанным процессом. Она предполагает разработку программы с целью поэтапного целенаправленного её осуществления студентами, то есть введение в вариативную часть программы бакалавров спецкурса, который получил название «Особенности организации проектно-исследовательской деятельности». Он предполагает работу со студентами в четвертом семестре на втором курсе и рассчитан на 72 часа (2 кредитных единицы), из которых 8 часов - организационная часть (лекционные занятия, нацеленные на подготовку к предстоящей деятельности), 14 часов - проведение практических занятий спецкурса «Проектно-ис-следовательская деятельность как основа актуализации творческой самореализации студентов педвуза», 6 часов - проведение зачета и проверка знания глоссария по теме спецкурса (совместно с преподавателем), 6 часов - семинарские занятия по рефлексии и организации творческой самореализации в учебном процессе, 2 часа - итоговая лекция (отчетная конференция). Самостоятельному обучению и подготовке к занятиям отводится 36 часов общей трудоемкости (50%).
Цель спецкурса - творческая самореализация студентов в процессе организации проектно-исследовательской деятельности обучающихся, знакомство и осмысление особенностей данного процесса.
Задачи курса:
- моделирование педагогической деятельности бакалавров в условиях образовательного процесса;
- включение бакалавров педвуза в квазипрофессиональную деятельность в роли учителя-организатора проектно-исследова-тельской деятельности, основанной на лич-ностно ориентированном педагогическом взаимодействии;
- закрепление и практическое применение знаний и умений, полученных во время обучения по программе спецкурса «Проек-тно-исследовательская деятельность как основа актуализации творческой самореализа-
ции студентов педвуза»;
- выявление уровня усвоения бакалаврами исследовательских знаний и умений их практического использования в будущей профессиональной деятельности;
- актуализация творческого исследовательского потенциала студентов в исследовательской деятельности;
- усвоение и осмысление особенностей педагогической деятельности учителя в области проектного исследования и возможности использования приобретенных знаний и умений в будущей профессиональной деятельности;
- формирование интереса у будущих учителей к организации проектно-исследова-тельской деятельности учащихся в педагогической деятельности.
В процессе изучения спецкурса «Особенности преподавания основ проектного исследования» студенты знакомятся с требованиями к проведению и результатам деятельности студентов и преподавателя в рамках спецкурса«Проектно-исследовательская деятельность как основа актуализации творческой самореализации студентов педвуза», способами и формами реализации его программы. Студенты усваивают особенности планирования, подготовки, проведения практических занятий, нацеленных на вовлечение в проектно-исследовательскую деятельность, способы оценки содержания, оформления и презентации исследовательских проектов, способы рефлексии и организации процесса творческой самореализации обучающихся в учебном процессе. Кроме того, курс нацелен на организацию творческого субъект-субъектного взаимодействия его участников. А это возможно лишь при условии реализации принципов личностно ориентированного подхода.
В течение всего курса студенты осуществляют рефлексию своей квазипреподавательской деятельности и деятельности своих подопечных, и на заключительном этапе они готовят отчет о проделанной работе. Ведь рефлексия характеризует способность студента осуществлять самооценку и самоанализ результатов исследовательской деятельности, предполагает наличие определенного опыта эмоционального отношения к исследовательской деятельности и к себе как исследователю [2]. Поэтому часть
семинарских занятий курса должна быть посвященаименно педагогической рефлексии. Данные семинарские занятия могут проводиться сразу по окончанию организационных лекций или могут чередоваться с практическими занятиями, проводимыми студентами.
Спецкурс дает возможность студенту попробовать реализовать себя в роли учителя, организовывающего творческую деятельность обучающихся. Конечно, это довольно условно, так как студенты второго курса не имеют ещё достаточного уровня подготовки для того, чтобы вступить в активное взаимодействие с учащимися, работать в условиях школы, организовывать деятельность учащихся, но квазипрофессиональная деятельность -это необходимый этап подготовки студентов к педпрактике, которая в свою очередь готовит их к профессиональной деятельности.
На наш взгляд, включение студентов педвуза в квазипрофессиональную деятельность должно основываться на личностно ориентированном педагогическом взаимодействии, направленном на развитие творческого исследовательского интереса, на гуманно-ценностном отношении субъектов образовательного процесса друг к другу. Только в этом случае можно говорить о создании особой гуманно-творческой исследовательской среды, в которой происходит более эффективная реализация творческого исследовательского потенциала студентов.
Библиографический список
1. Басалаева Н. В. Особенности смыслообра-зования в условиях квазипрофессиональной деятельности: дис. ... канд. психол. наук. - Барнаул, 2006. - 191 с.
2. Ведерникова Л. В. Теория и практика формирования ценностных установок учителя на творческую самореализацию в педагогической деятельности: монография. - 2-е изд. доп. и пе-рераб. - Ишим: изд-во ИГПИ им. П. П. Ершова, 2012. - 196 с.
3. Ведерникова Л. В., Кузеванова Е. В. Становление творческой исследовательской деятельности студентов педвуза: учебно-методическое пособие для бакалавров педагогических вузов. -Прага: Védeckovydavatelskécentram «Sociosféra-CZ», 2013. - 45 с.
4. Вербицкий А. А., Ильязова М. Д. Инварианты профессионализма: проблемы формирования: монография. - М.: Логос, 2011. - 288 с.