- неполная разработанность условий включения в учебно-познавательную деятельность учащихся интегрированных знаний необходимых для успешного выполнения соответствующих мыслительных операций;
- недостаточный учёт недидактических аспектов при выявлении, изучении и обосновании дидактических условий интеграции.
Таким образом, в содержании интегрированного обучения, наряду с дидактическим содержанием, мы рассматриваем и его прагматическое содержание, связанное с деловой целесообразностью.
Нами используются следующие принципы отбора материала из общего содержания технологического образования.
В содержание технологического образования школьников включаются:
- обязательные компоненты технологического образования ценностно-мотивационный, когнитивный, деятельностно-твор-ческий;
- основы всех наук, определяющих современную естественно-научную и технологическую картину мира. Под основами наук
Библиографический список:
понимается совокупность фундаментальных понятий, законов теорий и обусловливающих их базовых фактов; основных типов проблем, решаемых наукой, ее методы;
- всё, что имеет общеобразовательное, политехническое, технологическое значение, т.е. значение для всех или многих сфер преобразовательной деятельности;
- оптимально доступная и экономная логика развёртывания основных интегрированных знаний при изложении информации о технологических процессах и их механизмах, принципах действий;
- методологические знания, раскрывающие процесс познания, движения идей;
- нерешённые социальные и производственные проблемы, важные для общественного и индивидуального развития учащихся в целом.
В основах наук необходимо раскрыть основные области практического приложения теоретического знания. При отборе материала для технологического образования необходимо реализовать интегративный подход.
1. Адаменко А.С. Творческая техническая деятельность детей и подростков. Москва, 2003.
2. Тамарова З.Б. От трудовой подготовки студентов к технологической. Преподавание технологии в школе. Подготовка учителей технологии и предпринимательства. Тезисы докладов VIII Международной конференции. Москва: МИОО, 2004: 27-30.
3. Атутов П.Р. Концепция политехнического образования в современных условиях. Педагогика. 1999; 2: 17-20.
References
1. Adamenko A.S. Tvorcheskaya tehnicheskaya deyatel'nost' detej ipodrostkov. Moskva, 2003.
2. Tamarova Z.B. Ot trudovoj podgotovki studentov k tehnologicheskoj. Prepodavanie tehnologii v shkole. Podgotovka uchitelej tehnologii i predprinimatel'stva. Tezisy dokladov VIII Mezhdunarodnojkonferencii. Moskva: MIOO, 2004: 27-30.
3. Atutov P.R. Koncepciya politehnicheskogo obrazovaniya v sovremennyh usloviyah. Pedagogika. 1999; 2: 17-20.
Статья поступила в редакцию 9.12.14
УДК 371.3
Kazantseva S.P., senior teacher, Altai State Academy of Education n.a. V.M. Shukshin (Biysk, Russia), Е-mail: Kazanseva@mail.ru
THE MODEL OF FORMATION OF PROFESSIONAL AND PEDAGOGICAL ORIENTATION OF FUTURE TEACHERS IN CONTEXTUAL TEARCHING. The article considers the problem of improving the formation of professional and pedagogical orientation of future teachers in the process of university education. The author comes to the conclusion that the successful formation of professional and pedagogical orientation of future teachers contributes to the implementation of the contextual approach to teaching. The article reveals the contents of the concept of contextual teaching, in which the mastery of the profession is carried out as a process of dynamic movement activities of the student from the learning activities through quasiprofessional and educational-professional activity to the actual professional activity using three interrelated teaching models: semiotics, and social simulation. Special attention is paid to the three basic forms of activity students: teaching activities, quasiprofessional activities, training and professional activities, which meet the three teaching models: semiotic, simulation, social. In conclusion, the author argues that, in accordance with the theory of contextual teaching the model of formation of professional and pedagogical orientation of future teachers is reflected in the activity model of training.
Key words: professional and pedagogical orientation, humanistic approach, system of emotion-value relations, contextual approach to teaching, teaching and professional activities.
С.П. Казанцева, ст. преп. Алтайской государственной академии образования им. В.М. Шукшина, г. Бийск, E-mail: Kazanseva@mail.ru
МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ У БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ В КОНТЕКСТНОМ ОБУЧЕНИИ
В статье рассматривается проблема совершенствования формирования профессионально-педагогической направленности будущих учителей в процессе вузовской подготовки. Автор приходит к выводу, что успешному формированию профессионально-педагогической направленности будущих учителей способствует реализация контекстного подхода в обучении. Статья раскрывает содержание понятия контекстного обучения, в котором овладение профессией осуществляется как процесс динамического движения деятельности студента от учебной деятельности через квазипрофессиональную и учебно-профессиональную деятельности к собственно профессиональной деятельности с помощью трёх взаимосвязанных обучающих моделей: семиотической, имитационной и социальной. Особое внимание в работе уделено трём базовым формам деятельности студентов: учебной деятельности, квазипрофессиональной деятельности, учебно-профессиональной деятельности, которым в соответствие поставлены три обучающих модели: семиотическая, имитационная, социальная.
В заключении автор утверждает, что в соответствии с теорией контекстного обучения модель формирования профессионально-педагогической направленности будущих учителей получает отражение в деятельностной модели его подготовки.
Ключевые слова: профессионально-педагогическая направленность, гуманистический подход, система эмоционально-ценностных отношений, контекстный подход в обучении, учебно-профессиональная деятельность.
В психолого-педагогической литературе имеется определённый материал, свидетельствующий о необходимости совершенствования формирования профессионально-педагогической направленности будущих учителей в условиях вуза, раскрывающий перспективы такой подготовки. На практике высшие учебные заведения используют имеющиеся возможности учебно-воспитательного процесса далеко не в полной мере; отсутствует методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса, в частности, по реализации контекстного подхода в педагогическом вузе. Противоречие состоит в том, что, с одной стороны, возросли требования обновляющегося общества к учителю, а, с другой стороны, недостаточно эффективно формирование профессионально-педагогической направленности будущих учителей в процессе вузовской подготовки.
В исследованиях, связанных с формированием профессионально-педагогической направленности, выделяются три подхода, определяющие её сущность: эмоционально-ценностное отношение к профессии учителя, склонность заниматься различными видами педагогической деятельности; профессионально-значимые качества личности учителя; рефлексивное управление развитием учащихся.
В рамках нашей проблемы особый интерес представляют исследования в русле гуманистического подхода (А. Маслоу, К. Роджерс и др.), где направленность личности рассматривается как стремление к самоактуализации.
Профессионально-педагогическая направленность определяется как система эмоционально-ценностных отношений, задающая иерархическую структуру доминирующих мотивов личности учителя, побуждающих учителя к её утверждению в педагогической деятельности и общении. Это позволило выделить следующие компоненты структуры профессионально-педагогической направленности: направленность на личность учащегося, связанная с заботой, интересом, любовью, содействием развитию его личности и максимальной самоактуализации его индивидуальности; направленность на себя, связанная с потребностью в самосовершенствовании и самореализации в сфере педагогического труда; направленность на предметную сторону профессиональной деятельности учителя (содержание учебного предмета).
Компонентный состав профессионально-педагогической направленности будущего учителя определил выбор его показателей: уровень понимания сущности профессионально-педагогической направленности; уровень развития профессионально-педагогической направленности как качества личности учителя; эффективность реализации профессионально-педагогической направленности в педагогической деятельности.
Успешному формированию профессионально-педагогической направленности будущих учителей, по нашему мнению, способствует реализация контекстного подхода в обучении.
Согласно исследованиям А.А. Вербицкого, контекстное обучение - это такое обучение, в котором на языке наук и с помощью всей системы форм, методов и средств обучения (традиционных и новых) последовательно моделируется предметное и социальное содержание будущей профессиональной деятельности студентов. Овладение профессией осуществляется в контекстном обучении как процесс динамического движения деятельности студента от учебной деятельности через квазипрофессиональную и учебно-профессиональную деятельности к собственно профессиональной деятельности с помощью трёх взаимосвязанных обучающих моделей: семиотической, имитационной и социальной [1].
Главным в учебном процессе становится не передача информации, а овладение целостной профессиональной деятельностью. В контекстном обучении создаются условия для движения деятельности от прошлого через настоящее к будущему, от учения к труду. Студент осознаёт, что было (образцы теории и практики), что есть (выполняемая им познавательная деятельность) и что будет (моделируемые ситуации профессиональной деятельности). Всё это мотивирует познавательную деятельность; учебная информация и сам процесс учения приобретают личностный смысл, информация превращается в личное знание студента.
В контекстном обучении можно использовать любые формы, методы и процедуры, обоснованные в рамках других подходов. Методология контекстного обучения не несёт в себе отрицания других подходов, она их вбирает в свою логику, «помещая» в том месте образовательного процесса, где они наиболее эффективны.
Контекстный подход в образовании - это целостная комплексная модель организации и функционирования образовательной системы, исходящая из стремлений студентов к познанию и самопознанию, саморазвитию и самореализации и обеспечивающая его самоактуализацию в том жизненном пространстве (контексте), в которое он включен и частью которого является.
Формирование профессионально-педагогической направленности будущих учителей в контекстном обучении происходит в трёх базовых формах деятельности студентов и множестве промежуточных, переходных от одной базовой формы к другой [2].
Учебная деятельность академического типа, собственно учебная деятельность, классическим примером которой является информационная лекция; здесь имеет место, главным образом, передача и усвоение информации. Однако уже на проблемной лекции или семинаре-дискуссии намечаются предметный и социальный контексты будущей профессиональной деятельности: моделируются действия специалистов, обсуждающих теоретические, противоречивые по своей сути вопросы и проблемы.
Квазипрофессиональная деятельность, моделирующая в аудиторных условиях и на языке науки условия, содержание и динамику производства, отношения занятых в нем людей, как это имеет место, например, в деловой игре.
Учебно-профессиональная деятельность, где студент выполняет реальные исследовательские (УИРС, НИРС, подготовка материалов для выполнения выпускной квалификационной работы) или практические функции (производственная практика). Оставаясь учебной, работа студентов оказывается по своим целям, содержанию, формам и технологиям фактически профессиональной деятельностью; ранее полученные знания выступают здесь её ориентировочной основой [3].
Перечисленным базовым формам деятельности студентов в контекстном обучении поставлены в соответствие три обучающих модели: семиотическая, имитационная, социальная.
Семиотическая обучающая модель представляет собой вербальные устные и письменные тексты, содержащие теоретическую информацию о конкретной области профессиональной культуры и предполагающие её индивидуальное присвоение каждым студентом (лекционный материал, традиционные учебные задачи, задания и т.п.). Единицей работы студента является речевое действие. Формой проявления активности студентов в семиотической модели обучения является самопознание, процесс постижения самого себя.
Имитационная обучающая модель - это моделируемая ситуация будущей профессиональной деятельности, требующая анализа и принятия решений на основе теоретической информации. Единица работы студента - предметное действие, основная цель которого - практическое преобразование имитируемых профессиональных ситуаций.
Диагностика развиваемых умений и навыков определяет эффективность обучения в имитационной обучающей модели.
Социальная обучающая модель - это типовая проблемная ситуация или фрагмент профессиональной деятельности, которые анализируются и преобразуются в формах совместной деятельности студентов. Работа в интерактивных группах как социальных моделях профессиональной среды приводит к формированию не только предметной, но и социальной компетентности будущего специалиста. Основной единицей активности студента является поступок, т.е. действие, направленное на другого человека, предполагающее его отклик и с учетом этого - коррекцию действия.
Таким образом, в соответствии с теорией контекстного обучения модель формирования профессионально-педагогической направленности будущих учителей получает отражение в деятельностной модели его подготовки. Предметное содержание деятельности студента проектируется как система учебных
проблемных ситуаций, проблем и задач, постепенно приближающихся к профессиональным, к своему прототипу, заданному в модели деятельности специалиста. Социальное содержание «втягивается» в учебный процесс через формы совместной де-
Библиографический список
ятельности студентов, предполагающие учёт личностных особенностей каждого, его интересов и предпочтений, следование нравственным нормам учебного и будущего профессионального коллектива, общества.
1. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. Москва: Высшая школа, 1991.
2. Лаврентьев Г.В., Лаврентьева, Н.Б. Инновационные обучающие технологии в профессиональной подготовке специалистов. Барнаул: АлтГУ, 2002.
3. Профессиональное образование и социогуманитарное знание: тенденции и проблемы. Под редакцией В.Н. Бобрикова. Кемерово: Кузбасский государственный технический университет, 2010.
References
1. Verbickij A.A. Aktivnoe obuchenie v vysshej shkole: kontekstnyj podhod. Moskva: Vysshaya shkola, 1991.
2. Lavrent'ev G.V., Lavrent'eva, N.B. Innovacionnye obuchayuschie tehnologii vprofessional'nojpodgotovke specialistov. Barnaul: AltGU, 2002.
3. Professional'noe obrazovanie isociogumanitarnoe znanie: tendenciiiproblemy. Pod redakciej V.N. Bobrikova. Kemerovo: Kuzbasskij gosu-darstvennyj tehnicheskij universitet, 2010.
Статья поступила в редакцию 19.12.14
УДК378
Kazaryan G.E., senior teacher, Economics and Technology College, Sochi State University (Sochi, Russia),
Е-mail: uetksgufeo@mail.ru
FEATURES OF ORGANIZATIONOF TRAININGMANAGERSIN THE TOURISM SECTORAT THE PRESENT STAGE OF MODERNIZATION OF EDUCATION.This article deals with the organization of training for future managers in the sphere of tourism. The work is dedicated to social partnership of universities and employers. The implementation of the concept of the social partnership is ensured through the opening of an educational travelling company ("A Firm for Teaching"), whose activities are to facilitate the formation of professionally significant qualities of students and their acquisition of the necessary experience in the tourist activity. The researcher of the work formulatesthe main learning objectives that are designed to solve the organization and functioning of this specially launched training company. The firm for teaching tourism skills of students has its own office with such departments as a planning economic department, accounting department, an office of projecting of tourism products, an office of realization of the service and a staff department. The author offers the core areas of the work for students in such small business company and lists the necessary skills in the work in various structures that are required in other big working companies.
Key words: manager, tourism, social partnership, small business, students.
Г.Э. Казарян, преп. экономико-технологического колледжа Сочинского государственного университета, г. Сочи,
E-mail: uetksgufeo@mail.ru
ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ МЕНЕДЖЕРОВ В СФЕРЕ ТУРИЗМА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ МОДЕРНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ
В статье рассматриваются вопросы организации профессиональной подготовки будущих менеджеров в сфере туризма, посвященные социальному партнёрству вуза и работодателей. Реализация социального партнерства обеспечивается посредством учреждения учебной туристической фирмы, деятельность которой обеспечивает формирование профессионально значимых качеств у студентов и приобретение ими необходимого опыта туристской деятельности. Формулируются учебные задачи, которые призвана решить организация и функционирование учебной фирмы. Предлагаются основные направления работы малого предприятия студентов, перечисляются необходимые навыки работы в различных структурах, существующих на реально работающих предприятиях.
Ключевые слова: менеджер, туризм, социальное партнёрство, малое предприятие, студенты.
Эксперты ЮНЕСКО выделяют туризм в одну из ведущих сфер профессионального образования, что отвечает основным параметрам Федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации» [1], в которой расчётная потребность в профессиональных кадрах составляет более двух миллионов человек.
Современное профессиональное туристическое образование ориентировано на освоение шести видов туристического опыта: эффективной практической туристической деятельности, познавательного туристического опыта, социального взаимодействия, нравственно-этического опыта поведения туриста, духовного опыта личности и опыта рефлексирующего сознания. Обновление содержания профессионального туристического образования есть результат интеграции различных видов туристской деятельности как между собой, так и с другими видами экономической деятельности, а также взаимодействия функциональных пространств: образовательного, туристского и профессионального.
Эффективное развитие профессионального туристского образования невозможно без социального партнёрства, под которым мы понимаем систему взаимоотношений, направленную на подготовку компетентных и конкурентоспособных на рынке труда специалистов в сфере туризма. Участниками социального партнёрства являются педагоги, студенты, работодатели, представляющие предприятия туристического бизнеса и общественные организации.
Работодатели, заинтересованные в подготовке компетентных специалистов, зачастую, сами проявляют инициативу в организации социального партнерства и берут на себя следующие функции:
- участвуют в разработке квалификационных требований, профессиональных стандартов и образовательных программ;
- формируют приоритеты обучения на рабочем месте;
- участвуют в формировании государственной политики и принятии решений в области профессионального образования;