Формирование творческой личности, обладающей креативным мышлением, в современных условиях является актуальной задачей. В связи с этим всё более предпочтительными становятся поисковые методы: исследовательский и эвристический (частично-поисковый). При исследовательском методе от обучающихся требуется максимум самостоятельности. Следует, однако, отметить, что в группах с различным уровнем знаний обучающихся, особенно на начальном этапе изучения предмета, целесообразно применять эвристические методы при активном участии преподавателя. Эвристическими могут быть беседы, лабораторные работы, задачи, предполагающие самостоятельный поиск обучающимися новых знаний.
Исследовательская деятельность позволяет сформировать такие общекультурные компетенции, как умения творческой работы, самостоятельность при принятии решений, развивает наблюдательность, воображение, умения нестандартно мыслить, диалектически воспринимать явления и закономерности окружающего мира, выражать и отстаивать свою или групповую точку зрения.
Учебные дискуссии представляют собой такую форму познавательной деятельности обучающихся, в которой субъекты образовательного процесса упорядоченно и целенаправленно обмениваются своими мнениями, идеями, суждениями по обсуждаемой учебной проблеме.
Использование разных типов игр - деловых, имитационных, ролевых для разрешения учебных проблем вносит разнообразие в течение предметного образовательного процесса,
Библиографический список
вызывает формирование положительной мотивации изучения данного предмета. Игра стимулирует активное участие обучающихся в учебном процессе и вовлекает даже наиболее пассивных. Практика подтвердила эффективность применения игровых методик на завершающем этапе (по завершении изучения темы, раздела, курса) обучения [5].
Исследовательская, дискуссионная форма организации занятий, а так же «мозговой штурм» являются эффективными методами формирования компетенций при проведении аудиторных занятий. При этом следует учитывать, что метод проектов и кейс-метод в большей мере по сравнению с другими нами описанными методами способствуют формированию таких компетенций, как умения выделять проблему и находить пути её решения, оценивать собственную деятельность, ответственность. Исследовательский метод - творческий подход к осуществлению деятельности, общекультурные умения, и, наравне с дискуссиями, играми и «мозговым штурмом» развивает коммуникативные качества личности, толерантность. На основе вышеизложенного можно сделать вывод, что обучающему целесообразно сочетать различные методы и формы организации образовательного процесса, чтобы достичь наибольшего эффекта от их использования. Рассмотренные интерактивные методы могут быть применимы при обучении различным дисциплинам в вузах для формирования компетенций, а в своей концептуальной основе -при проектировании инновационных педагогических технологий, обеспечивающих подготовку высококвалифицированных профессиональных кадров.
1. ФГОС ВПО -3 44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям). Available at: fgosvo.ru
2. Двуличанская Н.Н. Интерактивные методы обучения как средство формирования общекультурных компетентностей. Наука и образование. 2011; 4. Available at: . http://technomag.edu.ru/doc/172651.html
3. Гавронская Ю. Интерактивность и интерактивное обучение. Высшее образование в России. 2008; 7.
4. Гамзаева М.В. Педагогические условия формирования профессиональной культуры у студентов педагогического вуза. Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2008; 4: 92-94.
5. Алипханова Ф.Н., Магомедова З.З. Модель формирования коммуникативно-речевой компетентности будущего учителя начальных классов. Мир науки, культуры, образования. 2012; 5 (36): 42-43.
References
1. FGOS VPO -3 44.03.04 Professional'noe obuchenie (po otraslyam). Available at: fgosvo.ru <http://fgosvo.ru/>
2. Dvulichanskaya N.N. Interaktivnye metody obucheniya kak sredstvo formirovaniya obschekul'turnyh kompetentnostej. Nauka iobrazovanie. 2011; 4. Available at: . http://technomag.edu.ru/doc/172651.html
3. Gavronskaya Yu. Interaktivnost' i interaktivnoe obuchenie. Vysshee obrazovanie vRossii. 2008; 7.
4. Gamzaeva M.V. Pedagogicheskie usloviya formirovaniya professional'noj kul'tury u studentov pedagogicheskogo vuza <http://elibrary.ru/ item.asp?id=12196623>. Izvestiya Dagestanskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. Psihologo-pedagogicheskie nauki <http://elibrary.ru/contents.asp?issueid=592728>. 2008; 4: 92-94.
5. Aliphanova F.N., Magomedova Z.Z. Model' formirovaniya kommunikativno-rechevoj kompetentnosti buduschego uchitelya nachal'nyh klass-ov. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2012; 5 (36): 42-43.
Статья поступила в редакцию 28.12.14
УДК 371.3
Huseynov M.D., senior teacher, Altai State Academy of Education n.a. V.M. Shukshin (Biysk, Russia), Е-mail: [email protected]
INTEGRATIVE BASIS OF TECHNOLOGICAL EDUCATION.This article considers the problem of an integrative approach to technology education. The author emphasizes that technical education is a tool for technological education, in which students acquire knowledge and skills aimed at transforming activity. The main content of the research is the analysis of technological education of students, which has an integrated basis and includes all the elements of technical education, labor training, professional orientation. Considering the problem of integration at the level of pedagogical phenomena, the author analyzes two approaches: substantive and procedural. On the level of degree of interaction of these approaches to implementing them in practice, the author draws attention to the three levels of integration: the level of intersubject connections, the average level (didactic synthesis) and the highest level. In conclusion the researcher reveals both positive and negative aspects of an integrative approach when it is applied to education.
Key words: integrative approach, technology, technical education, technological training, levels of integration, professional orientation.
М.Д. Гусейнов, ст. преп. Алтайской государственной академии образования им. В.М. Шукшина, г. Бийск, E-mail: [email protected]
ИНТЕГРАТИВНАЯ ОСНОВА ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В данной статье рассматривается проблема интегративного подхода к технологическому образованию. Автор подчёркивает, что политехническое образование выступает средством технологической подготовки, в результате которой учащиеся осваивают знания и умения, направленные на преобразовательную деятельность. Основное содержание исследования составляет анализтехнологической подготовки учащихся, которая имеет интегративную основуи включает совокупность элементов политехнического образования, трудового обучения, профессиональной ориентации. Рассматривая проблемуинте-грации на уровне педагогических явлений, автор анализирует два подхода: содержательный и процессуальный.По степени взаимодействия данных подходов в реализации их на практике различается три уровня интеграции: уровень межпредметных связей, средний уровень (дидактический синтез) и высший уровень. В заключение раскрываются как положительные, так и негативные моменты интегративного подхода к образованию.
Ключевые слова: интегративный подход, технология, политехническое образование, технологическая подготовка, уровни интеграции, профессиональная ориентация.
При определении ядра технологического образования мы исходим из идеи интегративного подхода - из необходимости создания таких модулей, которые включили бы в себя комплекс знаний о технологии, необходимых подростку как субъекту социальной деятельности. В этом случае решаются важнейшие задачи формирования личности: гибкая и эффективная передача знаний, необходимых для создания основ мыслительной деятельности; развитие заинтересованности в самостоятельном овладении основами национальной культуры, потребности в самореализации, самопознании, самосовершенствовании; формирование системы знаний о межнациональных отношениях, труде, профессиях, семье, здоровом образе жизни; интегрированное просвещение в этнической, экономической, экологической областях; формирование системы знаний и умений межличностного общения, воспитание культуры диалога и др.[1].
Овладение современными методами преобразовательной деятельности базируется на целом ряде сформированных и формирующихся в процессе педагогического воздействия политехнических умений, которые являются составной частью технологической культуры учащихся. К ним относятся такие умственные действия, как умение оценивать собственную деятельность и её результаты на основе рефлексии, быстро переходить с одного уровня обобщения на другой, при этом видеть целое раньше его частей и формировать способность видеть конечный результат трудовой деятельности, которую необходимо осуществлять с учётом маркетинговых и экономических прогнозов. Сопоставление важнейших элементов политехнического и технологического образования приводит нас к следующим выводам: в процессе политехнического образования учащиеся осваивают знания и умения, направленные на преобразовательную деятельность. Следовательно, политехническое образование выступает средством технологической подготовки. С другой стороны, преобразовательная деятельность может быть направлена на уяснение общих научных основ современной техники и технологии и единых организационно-экономических основ современного производства, в этом случае деятельность является мощным фактором технологической подготовки. Таким образом, делается вывод о том, что по целевым установкам и способам реализации технологическая подготовка шире и объемнее политехнической.
Политехническое образование должно быть направлено, прежде всего, на усвоение учащимися общих способов научно-производственной деятельности. Усвоение общих способов научно-производственной деятельности предполагает выдвижение учащимися идеи, разработку технического задания, проведение необходимых исследований, проектирование, моделирование образцов, разработку конструкторской, технологической документации, организацию работы в цехах, на участках, рабочих местах, выполнение необходимых экономических расчетов, оценок и т.п. Такой подход к политехническому образованию является необходимым условием формирования технологической культуры учащихся основной школы.
Необходимым элементом технологической подготовки являются трудовое обучение и воспитание. При этом важность формирования умений работы на технологическом оборудовании в соответствии со специализацией приобретает методологическое значение: во-первых, сформированные трудовые технологические умения позволяют выявить недостатки теоретической подготовки, соотнести умозрительные теоретические построения с реальными возможностями оборудования, инструментов и приспособлений; во-вторых, будущая професси-
ональная деятельность в образовательной сфере требует формирования у обучаемых соответствующей трудовой культуры, которая невозможна без наличия у преподавателя трудовых умений, трансформированных до уровня навыков; в-третьих, будущая профессиональная деятельность в материальном производстве предопределяет наличие определённых трудовых умений и навыков, которые позволяют оценить возможность реализации предложенной технологии в существующих производственных условиях [2].
Таким образом, технологическая подготовка имеет интегративную основу, что отмечают многие ученые (П.Р. Атутов, Э.Д. Новожилов, В.А. Поляков, И.А. Сасова, В.Д. Симоненко и др.). Она включает совокупность элементов политехнического образования, трудового обучения, профессиональной ориентации, обеспечивает школьной молодежи целостную картину о природе, практике, человеке, науке.
Сущность интегрированного обучения выражается в функции оптимизации, в функции организации процесса взаимопроникновения, уплотнения, унификации знаний, проявляется через единство процессов интеграции и дифференциации, направленных на получение оптимальных для конкретных условий результатов, адекватных целям обучения [3].
Сегодня на пути к проблеме интеграции на уровне педагогических явлений выработалось два подхода: содержательный и процессуальный. По степени взаимодействия вышеназванных подходов к реализации их на практике, исследователи различают три уровня интеграции: уровень межпредметных связей, средний уровень (дидактический синтез) и высший уровень.
Нами выбран уровень дидактического синтеза, который характеризуется значительным взаимопроникновением разнохарактерного содержания, и приводит к трансформации больших массивов содержания в новое качественное состояние, предполагает симбиоз естественнонаучных, технологических знаний, с помощью которых человек способен проектировать и создавать новый мир; понимание того, что содержание обучения является, в сущности проблемой, значительно уступающей по важности характеру процессов, в которых личность созидает свое образование.
Дидактический синтез характеризуется не только интеграцией содержания, но и интеграцией средств и методов обучения.
По способам развёртывания содержания учебных предметов во времени исследователи выделяют, в основном, два вида интеграции: горизонтальная (координационная) и вертикальная (субординационная). При координационной интеграции осуществляется содержательное структурирование учебных предметов, при этом взаимодействие осуществляется на паритетных началах, т.е. сохраняется относительная автономия каждого из них.
Субординационный (иерархический) вид интеграции предусматривает интеграцию учебных предметов на базе одного из них.
Сравнительный анализ различных подходов к определению условий интеграции в обучении позволил выявить, что наряду с положительными моментами есть и негативные, к ним относятся:
- недостаточная направленность условий интеграции на обеспечение единства дифференциации и интеграции, содержательных и процессуальных сторон обучения;
- слабая нацеленность содержания, форм и методов учебно-познавательной деятельности учащихся на формирование интегрированности знаний;
- неполная разработанность условий включения в учебно-познавательную деятельность учащихся интегрированных знаний необходимых для успешного выполнения соответствующих мыслительных операций;
- недостаточный учёт недидактических аспектов при выявлении, изучении и обосновании дидактических условий интеграции.
Таким образом, в содержании интегрированного обучения, наряду с дидактическим содержанием, мы рассматриваем и его прагматическое содержание, связанное с деловой целесообразностью.
Нами используются следующие принципы отбора материала из общего содержания технологического образования.
В содержание технологического образования школьников включаются:
- обязательные компоненты технологического образования ценностно-мотивационный, когнитивный, деятельностно-твор-ческий;
- основы всех наук, определяющих современную естественно-научную и технологическую картину мира. Под основами наук
Библиографический список:
понимается совокупность фундаментальных понятий, законов теорий и обусловливающих их базовых фактов; основных типов проблем, решаемых наукой, ее методы;
- всё, что имеет общеобразовательное, политехническое, технологическое значение, т.е. значение для всех или многих сфер преобразовательной деятельности;
- оптимально доступная и экономная логика развёртывания основных интегрированных знаний при изложении информации о технологических процессах и их механизмах, принципах действий;
- методологические знания, раскрывающие процесс познания, движения идей;
- нерешённые социальные и производственные проблемы, важные для общественного и индивидуального развития учащихся в целом.
В основах наук необходимо раскрыть основные области практического приложения теоретического знания. При отборе материала для технологического образования необходимо реализовать интегративный подход.
1. Адаменко А.С. Творческая техническая деятельность детей и подростков. Москва, 2003.
2. Тамарова З.Б. От трудовой подготовки студентов к технологической. Преподавание технологии в школе. Подготовка учителей технологии и предпринимательства. Тезисы докладов VIII Международной конференции. Москва: МИОО, 2004: 27-30.
3. Атутов П.Р. Концепция политехнического образования в современных условиях. Педагогика. 1999; 2: 17-20.
References
1. Adamenko A.S. Tvorcheskaya tehnicheskaya deyatel'nost' detej ipodrostkov. Moskva, 2003.
2. Tamarova Z.B. Ot trudovoj podgotovki studentov k tehnologicheskoj. Prepodavanie tehnologii v shkole. Podgotovka uchitelej tehnologii i predprinimatel'stva. Tezisy dokladov VIII Mezhdunarodnojkonferencii. Moskva: MIOO, 2004: 27-30.
3. Atutov P.R. Koncepciya politehnicheskogo obrazovaniya v sovremennyh usloviyah. Pedagogika. 1999; 2: 17-20.
Статья поступила в редакцию 9.12.14
УДК 371.3
Kazantseva S.P., senior teacher, Altai State Academy of Education n.a. V.M. Shukshin (Biysk, Russia), Е-mail: [email protected]
THE MODEL OF FORMATION OF PROFESSIONAL AND PEDAGOGICAL ORIENTATION OF FUTURE TEACHERS IN CONTEXTUAL TEARCHING. The article considers the problem of improving the formation of professional and pedagogical orientation of future teachers in the process of university education. The author comes to the conclusion that the successful formation of professional and pedagogical orientation of future teachers contributes to the implementation of the contextual approach to teaching. The article reveals the contents of the concept of contextual teaching, in which the mastery of the profession is carried out as a process of dynamic movement activities of the student from the learning activities through quasiprofessional and educational-professional activity to the actual professional activity using three interrelated teaching models: semiotics, and social simulation. Special attention is paid to the three basic forms of activity students: teaching activities, quasiprofessional activities, training and professional activities, which meet the three teaching models: semiotic, simulation, social. In conclusion, the author argues that, in accordance with the theory of contextual teaching the model of formation of professional and pedagogical orientation of future teachers is reflected in the activity model of training.
Key words: professional and pedagogical orientation, humanistic approach, system of emotion-value relations, contextual approach to teaching, teaching and professional activities.
С.П. Казанцева, ст. преп. Алтайской государственной академии образования им. В.М. Шукшина, г. Бийск, E-mail: [email protected]
МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ У БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ В КОНТЕКСТНОМ ОБУЧЕНИИ
В статье рассматривается проблема совершенствования формирования профессионально-педагогической направленности будущих учителей в процессе вузовской подготовки. Автор приходит к выводу, что успешному формированию профессионально-педагогической направленности будущих учителей способствует реализация контекстного подхода в обучении. Статья раскрывает содержание понятия контекстного обучения, в котором овладение профессией осуществляется как процесс динамического движения деятельности студента от учебной деятельности через квазипрофессиональную и учебно-профессиональную деятельности к собственно профессиональной деятельности с помощью трёх взаимосвязанных обучающих моделей: семиотической, имитационной и социальной. Особое внимание в работе уделено трём базовым формам деятельности студентов: учебной деятельности, квазипрофессиональной деятельности, учебно-профессиональной деятельности, которым в соответствие поставлены три обучающих модели: семиотическая, имитационная, социальная.