13.00.02. НАЗАРИЯ ВА УСУЛХ,ОИ ТАЪЛИМУ ТАРБИЯ 13.00.02. ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ 13.00.02. THEORY AND METHOD OF TRAINING AND DUCATION
УДК 371, 012 ББК 74, 202
А.А.АЗИЗОВ, С.А.ТУРСУНОВ
СОДЕРЖАНИЕ ОПЫТНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО АКТИВИЗАЦИИ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ
В настоящее время приходится констатировать, что в современном обществе произошло смещение образовательного интереса молодежи в сторону гуманитарного образования. Старшеклассников сегодня более всего привлекают профессии экономиста, юриста, менеджера и т.п. и общеобразовательные учреждения поддерживают этот интерес, в них наблюдается снижение уровня политехнической подготовки школьников, как при изучении основ наук, так и при технологическом обучении. Однако для сбалансированного развития общества важно не допускать смещения приоритетов в сторону гуманитарного или политехнического образования.
С этой целью, учитывая сложившиеся тенденции, общеобразовательным учреждениям необходимо определить содержание политехнического образования. В зависимости от того, что берется за основу этого определения, могут быть применены различные подходы. Ряд ученых (А.Г. Калашников, С.М. Шабалов и др.) за основу принимают анализ производства. Другие (А.А. Шибанов, К.А. Иванович) определяют содержание политехнического образования на основе анализа одной или нескольких отраслей, а П.И. Ставский, например, подходит к определению содержания политехнического образования на основе анализа деятельности рабочего (3).Как уже было отмечено, С.М.Шабалов (6) подходит к определению содержания политехнического образования, анализируя производство. На основе понимания общих принципов процесса производства, в зависимости от того, в чем заключается конкретное содержание основ современной индустрии вообще и каким образом следует выделять те умения и навыки, которые охватывают практическое применение основных орудий всех процессов производства, или теоретическое и практическое изучение главных отраслей производства.В этом случае необходимо исходить из знания объективного развития техники, технологии и организации производства. Для этого используется сравнительно-политехнический метод анализа производственных явлений. Сущность его заключается в том, что множество конкретных явлений в производстве берется не только в их специфике, но они также сравниваются, сопоставляются, группируются и обобщаются на основе тех научных принципов, которые выводятся наукой из практики, из действительности, как объективно свойственное этой действительности. Данный метод важен при отборе политехнического содержания для составления учебных программ.
А.Г.Калашников (2), в свою очередь, в производстве выделяет три стороны, находящиеся в единстве, - это орудия труда, предметы труда и сам процесс труда или его организация. Соответственно этим трем сторонам выделяются разделы знаний: о технике производства; о технологии производства; об организации производства.
В знания «о технике производства» А.Г.Калашников включает изучение таких разделов техники,как энергетика, общее машиноведение, учение о технике различного рода передаточных устройств, технике автоматического регулирования производственных процессов (2).Знания «об организации производства» включают принципы организации производственных процессов, основы планирования, учета и контроля производства.
Но только лишь выделения ведущих принципов современной техники и технологии недостаточно для решения задачи знакомства с современным производством в теории и на практике. Содержание политехнического образования должно конкретизироваться при изучении конкретных главных отраслей производства. К таким отраслям относятся: энергетическое производство, машиностроение, химическая промышленность, сельское хозяйство, транспорт.
При отборе производственного материала следует учитывать, что отбираемый материал должен: а) представлять большую ценность для применения естествознания в технике; б) относиться к ведущим техническим принципам; в) иметь место в одной или в нескольких главных отраслях производства.
Проанализировав структуру производства, систему технических наук, а также взаимосвязь естественных и технических наук, С.Г.Шаповаленко пришел к мнению, что содержание политехнического образования должно соответствовать задачам изучения основ производства, к числу которых относятся такие как:
• ознакомление с важнейшими отраслями промышленности и сельского хозяйства;
• усвоение знаний по общетехническим основам;
• усвоение знаний по естественно - научным основам;
• формирование умений и навыков для работы в сфере материального производства;
• трудовое воспитание (7).
Поэтому при выборе главных отраслей следует учитывать важность отрасли с народнохозяйственной точки зрения, возможность показа на их примере общих научных принципов производства; доступность в усвоении знаний в этих отраслях. Усвоение знаний должно составлять основу для понимания всех других отраслей народного хозяйства.
К.А.Иванович,А.А.Шибанов в определении содержания политехнического образования исходят из политехнического анализа различных отраслей производства. По их мнению, это содержание должно строиться с учетом современного состояния и тенденций развития науки, техники и производства. Оно делится на «общее» и «отраслевое». В основе содержания «общего» политехнического образования лежит изучение законов развития природы и общества, организации и управления, контроля и экономии производства, то есть все то, что приобретается учащимися в процессе изучения общеобразовательных предметов в школе. К содержанию «отраслевого» политехнического образования относятся объекты и закономерности, являющиеся общими для широких отраслей производства, например, химической, металлообрабатывающей и т.п.
С точки зрения создания единой теории политехнического образования, в которой цели, предмет, содержание связаны и вытекают друг из друга, рассматривается содержание политехнического образования П.И. Ставским (4).
П.И. Ставский исходит из того, что политехническое образование является стороной общего образования. В определении целей и содержания политехнического образования П.И. Ставским используется личностно-деятельностный подход, который заключается в том, что цель задается моделью определенных сторон личности. Эта модель описывается набором личностных качеств и отношений, а модель содержания - в виде наборов деятельностей, формирующих эти качества. По мнению П.И. Ставского, обобщенная трудовая деятельность рабочего-индустриала, которая берется с перспективой на 15-20 лет, является моделью содержания политехнического обучения.
При рассмотрении содержания политехнического обучения на уровне определения предмета изучения выявляется сущность таких категорий, как «политехническое в действительности» и «политехническое в познании». Политехническое в действительности - это обобщенная деятельность рабочего-индустриала, а политехническое в познании представляет собой систему понятий об обобщенной деятельности.
Политехнические умения, по П.И. Ставскому, - это такие умения, которые, во-первых, обеспечивают подвижность функций, во-вторых, присущи огромному большинству рабочих и их деятельности. Для переноса систем знаний пользуются политехническими системами знаний. Каждая система включает четыре типа знаний:
♦ знание основного закона природы, используемого в объекте, принципа действия этого объекта, признаков распознания объекта или его принципа действия;
♦ знание принципов решения производственной задачи, относящейся к объекту, законов, при
этом используемых, признаков распознания решения задачи;
♦ знание общего способа действия с объектом, закономерное чередование шагов этого
способа, признаков распознания мест приложения действия;
♦ знание о том, как исполнитель должен вести себя в изменившейся ситуации.
Таким образом, по мнению П.И. Ставского, содержанием политехнического обучения являются не политехнические системы знаний и не политехнические умения, а совокупная политехническая деятельность ученика, в которой функционируют политехнические системы знаний, реализуемые и переносимые умения и проявляются воспитанные соответствующие отношения (4).
Содержание политехнического образования, по мнению академика П.Р.Атутова, определяется содержанием общего образования. Это связано с тем, что функциональная природа
политехнических знаний делает политехническое образование стороной общего образования, поэтому и определение содержания политехнического образования следует вести вместе с определением содержания общего образования (1).
При определении содержания политехнического образования, как считает П.Р. Атутов, необходимо учитывать два фактора:
-повышение роли общеобразовательных знаний в политехнической подготовке, -нарастание общности научных основ различных отраслей производства и функции труда работников различных отраслей народного хозяйства.
-Учитывая,что политехническое образование в школе является частью общего образования,а с этим согласны все ученые-политехнисты, содержание его, состав и структура должны определяться составом и структурой содержания общего образования.
С учетом вышесказанного, содержание политехнического образования должно определяться следующим составом:
-знания, раскрывающие научные основы производства, или политехнические знания; -политехнические умения, -опыт творческой деятельности;
-эмоционально-ценностное отношение к труду, предполагающееся как конечный результат трудового воспитания.
Данное содержание в школе реализуется через систему политехнической подготовки, в которую входят: основы наук, технологическое обучение, общественно-полезный производительный труд, внеклассная работа по науке и технике. Эта система является открытой, в состав ее могут вводиться и новые элементы.
На основе анализа научной литературы и передового педагогического опыта по обучению школьников предмету «Технология» авторы определили идеальную модель активизации технологической подготовки учащихся средних классов общеобразовательной школы, которая объединила педагогические условия, выступающие независимыми переменными нашего исследования: учет психологических особенностей познавательной деятельности учащихся, графическое структурирование учебного материала, политехническую направленность учебно-воспитательного процесса, активное использование групповых форм и методов работы (см. таблицу 1).
Модель, включающая в себя основные направления активизации технологической подготовки учащихся, стала программно-целевым ориентиром нашей опытно-экспериментальной работы.
Таблица1.Модель активизации технологической подготовки учащихся средних классов общеобразовательной школы
Активизация технологического обучения учащихся средних классов общеобразовательной школы
\ ! \ ( \ / \ /
учет психологических особенностей познавательной деятельности учащихся графическое структурирование учебного материала политехническая направленность учебно-воспитательного про-цесса активное использование групповых форм и методов работы
\ \ ( \ / \ г
Основные направления активизации технологического обучения школьников
В ходе исследования эффективности активизации технологической подготовки учащихся авторы стремились, с одной стороны, установить влияние всей совокупности
педагогических условий, отраженных в идеальной модели, на результативность процесса, а, с другой-проследить значимость и формирующее воздействие каждого педагогического условия в отдельности. Довольно большое количество независимых переменных нашего исследования объясняется тем обстоятельством, что настоящая работа стала теоретическим осмыслением
многолетнего опыта работы одного из авторов в качестве учителя технологии, позволившего на практике осознать ценность всей совокупности, обоснованных в исследовании педагогических условий.
Для усиления политехнической направленности технологического обучения авторы все политехнические задания условно объединили в следующие группы:
- задания, выявляющие естественнонаучные закономерности, лежащие в основе функционирования техники, технологии;
- задания, знакомящие с новой техникой, технологией;
- задания, раскрывающие достижения и перспективы научно- технического и социального прогресса;
- задания, тематика которых связана с экономией сырья, энергии;
- задания, отражающие вопросы совершенствования качества продукции;
- задания, связанные с конструированием технических объектов и технологических процессов.
При отборе материала для политехнических заданий обращалось внимание не только на учебники, но и на другие технические пособия: справочники, технические паспорта машин и т.д.
При решении политехнических заданий на уроках технологии учащихся обучали следующим политехническим приемам:
На 1-м этапе:
Анализ логических условий. Анализ допущений. Нахождение нешаблонных элементов. Выявление неявных свойств элементов. Выражение условий задания в одной форме (языке). Репродукция всех известных релевантных знаний. Установление сходств и различий данного задания с известными способами решения.
На 2-м этапе:
Фиксация основного противоречия. Установление недостающих условий. Изменение элементов и отношений в задании. Анализ недостатков гипотезы.
На 3-м этапе:
Разработка действий по реализации гипотезы. Оценка этих действий. Оценка гипотезы по результатам действий после их реализации.
Нами также рассмотрены возможности описания графической структуры предметов, тем технологического обучения, которые являются опорой для отбора учебных материалов, а также определения политехнических знаний.Исходя из вышеизложенного, мы сделаем попытку определения политехнических знаний на основе УЭ (учебного элемента) графической структуры содержания технологического обучения.Хорошо известно, что в процессе технологического обучения учащиеся получают политехнические знания путем объяснения конструкции, действия конкретных устройств: рабочий принцип, структура, физическое движение, химические реакции и т.д. Естественно, по графической структуре нам легче определить политехнические знания, находящиеся в тех УЭ, в которых возможны описания политехнических знаний, то есть все УЭ в ряду «Устройства» или «Типы устройств». По графе «Система зажигания» рекомендуется выбрать УЭ в ряду II или III, или по сочетанию II и III.
Таким образом, описание политехнических знаний и межпредметных связей является необходимым условием для построения эффективного политехнического технологического обучения, которое:
- раскрывает закономерности научных основ при изучении конструкций и явлений окружающего мира;
- конкретизирует знания основ наук, обеспечивая их действенность;
- обогащает и углубляет изучение конкретных политехнических знаний;
- облегчает перенос знаний с одного процесса на другой;
- обеспечивает формирование политехнических знаний на разных уровнях усвоения.
Проблемами, решение которых мы считаем важными для активизации учебного процесса
технологического обучения, являются планирование и оценка эффективности учебного процесса.
До сих пор мы рассматривали дидактические возможности активизации политехнического технологического обучения. В центре внимания находится изучение дидактического процесса решения теоретического аспекта его состава. Принципиальное значение изучения состоит в том, что элементы учебного процесса - цель, содержание, методы и организационные формы
обучения - служат не только материалами для разработки учебных программ обучения, но и инструментами для управления учебным процессом на практике.
Поэтому для раскрытия процесса формирования знаний учащихся мы ввели несколько специальных показателей в виде коэффициентов эффективности.
Первый из них - ^ - коэффициент эффективности по АФ (алгоритм функционирования), т.е. по структуре учебно-познавательной деятельности учащегося.
К
1 мт
где п - число учащихся учебной группы, выполняющих учебно-познавательную деятельность на данном этапе занятия соответственно цели занятия, t - сумма соответствующего времени, выделенного по таблице анализа планирования занятия; М - общее число учащихся в классе; Т -продолжительность всего занятия (в минутах).
С другой стороны, в соответствии с возможностями дидактического процесса цель может быть реализована только в том случае, если управление процессом усвоения обеспечит реализацию цели. Для оценки этого фактора вводится второй коэффициент эффективности по АУ (алгоритм управления) - Кп:
к„ = п
11 мт
После этого следует ввести общий коэффициент эффективности процесса технологического обучения Кэф, как произведение ^ и Кп, наиболее полно характеризующий качество обучения на занятии:
Кэф = К1 х Кп
Способ планирования и оценки эффективности занятия может быть использован как для проектирования занятий, так и для наблюдения и оценки качества реального занятия. Для этого используется бланк «Лист наблюдения занятия», в котором содержатся все факторы для оценки эффективности учебного процесса.
Из вышеизло-женного можно вывести следующие исходные положения для построения методики планирования технологического обучения:
а) время, затрачиваемое на каждое учебное занятие, определенное расчетным путем, как это было показано выше, надо использовать более целесообразно;
б) цель занятия, поставленная по уровням усвоения, должна быть достигнута за расчетное время;
в) показатель качества занятия должен быть легко вычисляемым. Кроме трех приведенных выше коэффициентов, эффективность
процесса обучения зависит от количества использованных учебных материалов, поскольку это влияет на повышение активности усвоения и снижения перегрузки учащихся до допустимого уровня. Следовательно, решение проблемы активности и эффективности трудового обучения не может быть окончательным, но является перманентным и зависит от деятельности учителей.
Таким образом, исследование функциональных возможностей различных организационных форм обучения показало, что к числу наиболее эффективных дидактических приемов обучения относятся: работа учащихся в паре; организация диалогических групп; работа в виде коллективно-распределительной формы обучения; работа учащихся в групповой форме учебной деятельности на основе организации ученических групп постоянного и временного состава; использование личностно-ролевой формы работы, связанной с выполнением учащимися функций преподавателя, референта или консультанта.
ЛИТЕРАТУРА:
1.Атутов,П.Р.Политехническое образование в современных условиях/П.Р.Атутов.-М.: Знание, 1985.-80 с.
2.Калашников,А.Г.Индустриально-трудовая школа/А.Г.Калашников.-М.:Госиздат.,1924.-120 с.
3.Ставский, П.И. Система политехнических электротехнических знаний и умений в средней школе/П.И.Ставский. - М., 1981.-167с.
4.Ставский,П.И.Построение теоретической концепции политехнического образования/ П.И.Ставский. -Ростов-на-Дону, 1977. -120с.
5.Турсунов,С.А.Активизация технологического обучения как условия профессиональной ориентации учащихся основной школы. Дисс.канд.наук/С.А.Турсунов.-Худжанд,2013.-156 с.
6.Шабалов, С.М. Политехническое обучение/С.М.Шабалов. - М.: АПН РСФСР, 1956.-728 с.
7.Шаповаленко, С.Г. Политехническое обучение в советской школе на современном этапе/С.Г.Шаповаленко. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1958.-174 с.
REFERENCES:
1.Atutov,P.R.Polytechnic education in modern conditions/P.R.Atutov.-M.:Knowledge, 1985.-80 p.
2.Kalashnikov, A.G. Industrial and labor school/ A.G. Kalashnikov. - M .: State Publishing House. , 1924.-120 p.
3.Stavsky,P.I.Polytechnics electrical system of knowledge and skills in high school/P.I.Stavsky.-M., 1981.-167 p.
4.Stavsky, P.I. Construction of the theoretical concept of polytechnic education/ P.I. Stavsky. - Rostov-on-Don, 1977.-120 p.
5.Tursunov, S.A. Activation process of training as a professional orientation conditions of primary
school pupils. Diss.kand.nauk/ S.A.Tursunov.-Khujand, 2013.-156 p. 6.Shabalov, S.M. Polytechnic education/ S.M. Shabalov. - M .: APN RSFSR, 1956.-728 p. 7.Shapovalenko, S.G. Polytechnic education in Soviet schools at the present stage/ S.G. Shapovalenko. -M .: APN RSFSR, 1958.-174 p.
Содержание опытно-педагогической работы по активизации технологического обучения школьников Ключевые слова: опытно-педагогическая работа, активизация, технологическое обучение, развитие общества, интерес, организация производства, анализ логических условий, эмоционально- ценностное отношение
Содержание технологической подготовки должно представлять собой систему научно-технических и политехнических знаний. Поэтому при формировании политехнических знаний в процессе обучения, в частности, трудового, необходимо стремиться к достижению уровня понятийного знания. Иначе говоря, формирование политехнических знаний тесно связано с усвоением школьниками обобщенных научных понятий, возникающих только в результате их собственной учебно-трудовой деятельности.В данной статье рассматриваются содержание опытно-педагогической работы по активизации технологического обучения и дидактические формы организации обучения на уроках технологии учащихся средних классов общеобразовательной школы.
The Content of Experienced-Pedagogical Work on the Enhance of Technical Teaching of Students Key words: pedagogical development work, activation, technological training, the development of society, the interest of the organization production, analysis of logical conditions, emotional and value attitude
The content of the process of preparation should be a system of scientific and technical knowledge and polytechnics. Therefore, the formation of polytechnic knowledge in the learning process, in particular labor, you must strive to achieve a level of conceptual knowledge. In other words, the formation of polytechnic expertise is closely linked with the assimilation of students generalized scientific concepts arise only as a result of their own training and employment. This article discusses the content development and pedagogical work to enhance the process of learning and teaching forms of organization of training at lessons of technology the middle classes of a comprehensive school. Сведения об авторах:
Азизов Абдулатиф Абдухалимович,доктор педагогических наук, профессор кафедры технологии и методики ее преподавания Худжандского государственного университета имени академика Б.Гафурова (Республики Таджикистан, г.Худжанд),E-mail: [email protected] Турсунов Сайфулло Абдуллоевич, кандидат педогогических наук, доцент кафедры технологии и методики ее преподавания Худжандского государственного университета имени академика Б.Гафурова (Республики Таджикистан, г.Худжанд), E-mail: [email protected] Information about the authors:
Azizov Abdulatif Abduhalimovich, Doctor of Pedagogy, Professor of the department of technology and methods of teaching under Khujand State University named after academician B.Gafurov (Tajikistan Republic, Khujand), E-mail: [email protected]
Tursunov Sayfullo Abdulloevich, candidate of pedagogical sciences, Associate Professor of the department technology and methods of teaching under Khujand State University named after academician B. Gafurov (Tajikistan Republic, Khujand),E-mail: [email protected]