Научная статья на тему 'Активизация технологического обучения и методы повышения его эффективности'

Активизация технологического обучения и методы повышения его эффективности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
127
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АКТИВИЗАЦИЯ / ДИДАКТИКА / ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ / СТИМУЛРУЮЩЕ-МОТИВАЦИОННЫЙ ЭЛЕМЕНТ / КОНТРОЛЬНО-РЕГУЛИРОВОЧНЫЙ ЭЛЕМЕНТ / ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЕ ЗНАНИЕ / РЕЗУЛЬТАТДИАНГОСТИКИ / INTENSIFICATION / DIDACTICS / LEARING / STIMULATING-MOTIVATIONAL ELEMENT / CONTROL-ADJUSTING ELEMENT / POLYTECHNIC KHOWLEDGE / RESULT DIAGNOSTICS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Азизов Абдулатиф Абдухалимович, Турсунов Сайфулло Абдуллоевич

Сущностью технологической подготовки является определение системы политехнических знаний по пути использования научных обобщений, в том числе межпредметных связей, и активизация познавательной деятельности школьников с целью усиления политехнической направленности предмета. Поэтому авторы статье считают при рассмотрении проблем качества технологического обучения в общеобразовательной школе, задача состоит в необходимости определения дидактических возможностей учебного процесса технологического обучения с тем, чтобы дать учителям возможность хорошего усвоения современных элементов в содержании технологического обучения и одновременно эффективного использования дидактических средств на уроках. В статье рассматривается технологическое обучение как специально организованный педагогический процесс, направленный на работу специальных знаний, трудовых умений, навыков, приемов практической деятельности и формирование ценностного отношение к труду

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Азизов Абдулатиф Абдухалимович, Турсунов Сайфулло Абдуллоевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Activation of technological education and methods of increase its efficiency

The essence of technological preparation is definition polytechnic system of knowledge on ways to use scientific generalizations, including relations between the subject and the activation of cognitive activity of students in order to enhance Polytechnic's technical subject orientation. Therefore, when considering the problem of the quality of technological education in secondary school, in our opinion, the challenge is the need to identify opportunities teaching educational process of technological training in order to give teachers an opportunity of mastering good modern elements in the content of the process of learning and teaching at the same time use effective in the classroom. This article discusses the technological training as a specially organized pedagogical process aimed at job expertise, labor, skills, skills, techniques, practices and formation of value attitude to work.

Текст научной работы на тему «Активизация технологического обучения и методы повышения его эффективности»

13.00.02. НАЗАРИЯ ВА УСУЛХ,ОИ ТАЪЛИМУ ТАРБИЯ 13.00.02. ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ 13.00.02. THEORY AND METHOD OF TRAINING AND DUCATION

УДК 33 Т ББК 65.9 (2 Т)

С.А.ТУРСУНОВ А.А.АЗИЗОВ

АКТИВИЗАЦИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ И МЕТОДЫ ПОВЫШЕНИЯ ЕГО ЭФФЕКТИВНОСТИ

Социально-экономические преобразования в Республике Таджикистан, связанные с утверждением рыночных отношений, становлением различных видов собственности, предпринимательства, появлением рынка труда, принципиально меняют требования к образовательной системе, вообще, и школьному образованию, в частности.

Специалистами осознается, что выпускникам современной школы должны быть в полной мере присущи такие личностные качества, как готовность включиться в новые производственные и экономические отношения, конкурентоспособность, профессиональная гибкость и мобильность, широкий политехнический кругозор.

Вместе с тем, анализ массового педагогического опыта показывает, что в последнее время стало доминировать неправильное, упрощенное отношение к технологическому (трудовому) обучению и воспитанию школьников, непонимание значения труда в развитии личности, проявляющееся в сокращении часов на трудовое обучение, в подмене его общими теоретическими рассуждениями, а нередко и полной его ликвидацией.

Современный этап разработки проблемы технологического (трудового) обучения и воспитания в отечественной педагогике связан с именами таджикских ученых Х.Джонназарова, А.Асророва, С.Кадирова, Ш.Шарапова, А.Миралиева, Ш.Рузиева, А.Дододжанова, С.Эльмуродовой, С.Абдулфайзовой, С.Рахимова и др.

Сегодня общеобразовательная школа обязана готовить своих выпускников к новым условиям жизни и труда. Это требует новых подходов к трудовой, политехнической подготовке учащихся, которые должны также учитывать современные достижения науки, техники и производства.

Современная наука акцентирует творческую сущность труда как основного вида деятельности в онтогенезе, важнейшей сферы самореализации личности, основы формирования субъектных качеств. Укрепление педагогического статуса труда, развертывание его функциональных возможностей осуществимы через решение задач активизации трудового обучения школьников.

Исследователи отмечают, что активность как качественный критерий фиксирует степень, интенсивность проявления какого-либо свойства, выступает показателем субъектной.Для развития теории и практики активизации технологического обучения весьма продуктивны психологические теории о возможных вариантах структуры познавательной деятельности учащихся.

Сущность активизации технологического обучения учащихся, на наш взгляд, сводится к следующим основным педагогическим условиям: к возможно более полному учету психологических основ познавательной деятельности школьников; графическому структурированию учебного материала; обеспечению политехнической направленности учебно-воспитательного процесса; широкому использованию групповых форм и методов работы.

Большие возможности для активизации познавательной деятельности содержатся в исследовании ее психолого-педагогических особенностей и их использовании в учебном процессе.Важное значение в психологии познавательной деятельности учащихся играют потребности. Потребность формируется в психике в виде представления о том, «чего хочется», при этом запускается механизм поиска и удовлетворения потребности за счет осуществления определенных действий. Осмысление и осознание потребности или деятельности в обучении превращается в требование к себе и побуждает личность к активной деятельности.

Определение потребности как противоречия, дает возможность познать значение обучения для самой личности, определить сущность потребности, объяснить, откуда берутся побудительные силы для ее удовлетворения.

Потребность теснейшим образом связана с интересами. Исследуя эту взаимосвязь, С.А. Рубинштейн отмечал, что потребность вызывает у личности интерес к изучению предмета потребности и овладению им (143). Следовательно, формирование интереса у учащихся к урокам труда следует начинать с осознания потребности труда в жизни. Интересы характеризуются целеполаганием, содержанием, объемом, устойчивостью, глубиной и др. Содержательной стороной интереса учащихся к трудовой деятельности является возможность самосовершенствования личности, ее развитие, понимание ценности труда. Следует стремиться к гармонизации личных и общественных интересов в осуществлении трудовой деятельности. Потребности также тесно связаны с мотивами. А.Н. Леонтьев определил мотив как тот предмет, который, отвечая актуальной потребности, определенным образом организует и направляет действия личности (78). Целесообразность и разумность поведения и деятельности может обеспечить только конкретный мотив.

Важным звеном в деятельности является воображение, благодаря которому создаются новые сочетания представлений ранее воспринимавшихся человеком объектов, и на их основе возникают новые образы.

Воображение-оставная часть всякого процесса познания и всегда носит индивидуальный характер. Не являясь прирожденным свойством человека, оно формируется и совершенствуется в процессе обучения.Воображение в учебной деятельности играет важную роль, так как позволяет учащемуся мысленно моделировать явления и процессы, а также прогнозировать результаты своей деятельности.

Вместе с тем многие учителя считают, что воображение якобы отрывает ученика от реальной действительности, и в этом видят его отрицательную сторону. Несомненно, что процесс воображения на некоторых стадиях своего развертывания может утратить связь с действительностью и превратиться в бесплодную фантазию, однако, воображение, как правило, в основе своей всегда исходит из действительности.

В воспроизводящей деятельности воображение не выходит за рамки процесса деятельности и в основном сосредоточено на нем. В активной творческой деятельности воображение охватывает все ее формы, выходя далеко за ее пределы.

Важное значение в познавательной деятельности имеет психологическая направленность личности. В психолого-педагогической литературе понятие «направленность личности» занимает особое место. Так, К.К. Платонов считает направленность одной из важнейших подструктур личности, ее высшим уровнем (119). Направленность личности характеризуется ее мировоззрением, потребностями, интересами, ценностными ориентациями. Направленность имеет и качественную характеристику: уровень, широту, устойчивость, интенсивность, действенность. Л.И. Божович отмечает, что направленность личности выражается в доминирующих мотивах поведения и деятельности личности (31). П.М. Якобсон считает направленность личности сложным, определяющим поведение и деятельность личности (188).

Поэтому для раскрытия процесса формирования знаний учащихся мы ввели несколько специальных показателей типа коэффициентов эффективности.

Первый из них - К1 - коэффициент эффективности по АФ (алгоритм функционирования), т.е. по структуре учебно-познавательной деятельности учащегося.

где n - число учащихся учебной группы, выполняющих учебно-познавательную деятельность на данном этапе занятия соответственно цели занятия, t - сумма соответствующего времени, выделенного по таблице анализа планирования занятия; М - общее число учащихся в классе; Т -продолжительность всего занятия (в минутах).

С другой стороны, в соответствии с возможностями дидактического процесса цель может быть реализована только в том случае, если управление процессом усвоения обеспечит реализацию цели. Для оценки этого фактора вводится второй коэффициент эффективности по АУ(алгоритм управления)К

11 ~ MT

Можно ввести общий коэффициент эффективности процесса технологического обучения КэФ, как произведение Ki и Кп, достаточно полно характеризующий качество обучения на занятии в целом: Кэф = Ki х Кп

Способ планирования и оценки эффективности занятия может быть использован как для проектирования занятий, так и для наблюдения и оценки качества реального занятия.

Мы считаем, что основной - третий, этап занятия проводится в системе (6+7), где в автоматизированном классе или с помощью программированного учебника осуществляется индивидуализированное обучение на II уровне, а педагог в системе 7 имеет возможность обеспечить полную успешность работы даже отстающих по каким-либо причинам учащихся. На этом занятии гарантирован II уровень усвоения с высоким коэффициентом усвоения. Так, в таблице суммирование производится по этапу 3:

К = МТ = ^ =1625 = 0,72 и Кп = 25 х65 = 1625 = 1,0

1 25x90 2250 11 1625

Итак, Kii=KixKii=0,72x 1,0=0,72

Значит, на занятии цель достигнута (Кэф = 0,7), и, можно сказать, что занятие обладает

необходимой эффективностью. Следует отметить, что в этом варианте использованы

дидактические системы 6 и 7, или 6 + 7, на базе которых можно ставить перед собой цель изучения

на III уровне усвоения (см.рис. 4), тогда системы 1 и 4 или 1+4 практически не гарантируют

полного усвоения на II уровне. К сожалению, эти системы - самые популярные в

общеобразовательной школе.

Активность и эффективность учебного процесса в основном зависит от дидактических

систем (это доказывает, что путь повышения активности и эффективности учебного процесса

направлен к программированному обучению - дидактические системы 6, 7, 8), поэтому укрепление

качества усвоения на II уровне при введении систем 1 и 4 возможно, если есть учебники для

успешной классной и домашней работы. К ним относятся учебники, определенность АФ и АУ

которых соответствует цели занятия. Если эти условия выполнены в учебных пособиях для

домашней работы, то можно надеяться на успешную реализацию цели занятия за расчетное время

(Т), определяемое по формуле: Т = T з + Т д

где Т3 - время аудиторного занятия, Тд - время домашнего занятия. По существующим установкам должно быть: Т/Т = (от 1/2 до 2/3) т.е. на 90 минут аудиторного занятия приходится 60 мин. домашней работы.

Из вышеизложенного можно вывести следующие исходные положения для построения методики планирования технологического обучения: а)время, затрачиваемое на каждое учебное занятие, определенное расчетным путем, как это было показано выше, надо использовать возможно целесообразнее; б)цель занятия, поставленная в уровнях усвоения, должна быть достигнута за расчетное время; в)показатель качества занятия должен быть легко вычислимым.

Кроме трех приведенных выше коэффициентов эффективность процесса обучения зависит от использования учебных материалов, т.е. возможно повышение активности усвоения и снижения перегрузки учащихся до допустимого уровня. Следовательно, решение проблемы активности и эффективности трудового обучения не может быть окончательным, но является перманентным и зависит от деятельности учителей.

Таким образом, направленность личности характеризуется как высший элемент структуры личности, показатель тенденций ее поведения в деятельности, отношения личности к действительности, к другим людям, к самому себе, качество личности, имеющее сложное строение, совокупность мотивов личности.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Божович, А.А.Личность и ее формирование в детском возрасте/А.А.Божович.-М.,1968.-464с.

2. Леонтьев, А.Н.Деятельность. Сознание.Личность/А.Н.Леонтьев.-М.,1975.- 304 с.

3. Платонов, К.К. Структура и развитие личности /К.К.Платонов.- М., 1986 - 255с.

4. Рубинштейн,С.Л.Проблемы общей психологии/С.Л.Рубинштейн.-М., 1976.-424 с.

5. Турсунов, С.А.Активизация технологического обучения как условия профессиональной ориентации учащихся основной школы: дисс...кан. пед. наук: /С.А.Турсунов.-Душанбе,2013.-156с.

6. Якобсон, П.М. Общение людей как социально-психологическая проблема /П.М.Якобсон.-М.,1973.-32с.

REFERENCES:

1.Bozovic,A.A.Personality and its lormation in childhood /A.A.Bozovic.- M., 1968. - 464 p.

2.Leontiev,A.N.Activities.Consciousness. Personality /A.N.Leontiev.-M.:Politizdar,1975.- 304 p.

3.Platonov,K.K.The structure and development of personality/K.K.Platonov.-M.,1986.-255p.

4.Rubinstein,S.L. Problems of general psychology /S.L.Rubinstein. - M.:Education. 1976. - 426 p.

5.Tursunov, S.A. Activation process of training as a professional orientation conditions of primery school

pupils. iss...kan. ped. nauk:/S.A.Tursunov. - Dushanbe, 2013. - 156 p.

6.Jacobson, P.M. Community people as a socio-psychological problema /P.M.Jacobson.- M.,1973.-32 p.

Активизация технологического обучения как условия профессиональной ориентации учащихся основной школы.

Ключевые слова: активизация, дидактика, процесс обучения, стимулрующе-мотивационный элемент, контрольно-регулировочный элемент, политехнические знание, результатдиангостики

Сущностью технологической подготовки является определение системы политехнических знаний по пути использования научных обобщений, в том числе межпредметных связей, и активизация познавательной деятельности школьников с целью усиления политехнической направленности предмета. Поэтому авторы статье считают при рассмотрении проблем качества технологического обучения в общеобразовательной школе, задача состоит в необходимости определения дидактических возможностей учебного процесса технологического обучения с тем, чтобы дать учителям возможность хорошего усвоения современных элементов в содержании технологического обучения и одновременно эффективного использования дидактических средств на уроках.

В статье рассматривается технологическое обучение как специально организованный педагогический процесс, направленный на работу специальных знаний, трудовых умений, навыков, приемов практической деятельности и формирование ценностного отношение к труду

Activation process of training as a professional orientation conditions of primary school pupils

Keywords: intensification, didactics,learing, stimulating-motivational element, control-adjusting element, polytechnic khowledge, result diagnostics

The essence of technological preparation is definition polytechnic system of knowledge on ways to use scientific generalizations, including relations between the subject and the activation of cognitive activity of students in order to enhance Polytechnic 's technical subject orientation. Therefore, when considering the problem of the quality of technological education in secondary school, in our opinion, the challenge is the need to identify opportunities teaching educational process of technological training in order to give teachers an opportunity of mastering good modern elements in the content of the process of learning and teaching at the same time use effective in the classroom.

This article discusses the technological training as a specially organized pedagogical process aimed at job expertise, labor, skills, skills, techniques, practices and formation of value attitude to work.

Сведения об авторах:

Азизов Абдулатиф Абдухалимович, доктор педагогических наук, декан факультета изобразительного искусства и технологии Худжанского государственного университета имени академика Б.Гафурова(Республики Таджикистан, г. Худжанд), E-mail: abdu_5@mail.ru Турсунов Сайфулло Абдуллоевич, кандидат педагогических наук, дотцент кафедры технологии и методики ее преподавания Худжандского государственного университета имени академика Б.Гафурова (Республики Таджикистан, г.Худжанд), E- mail:tursunov. hgu@ mail.ru.

Information about authors:

Azizov Abdulatif Abduhalimovich, Doctor of Pedagogy,Dean of the Faculty of Graphics and Technology,Khujand State University named after academician B. Gafurov(Republic of Tajikistan, Khujand),E-mail: abdu_5@mail.ru

Tursunov Sayfullo Abdulloevich, Candidat of pedagogical sciences, of technology and teaching methods of Khujand State University named aftera academician B.Gafurova (Republic of Tajikistan, Khujand) E -mail:tursunov. hgu@ mail.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.