13.00.00.илм^0и ПЕДАГОГИ 13.00.00.ПЕДАГ0ГИЧЕСКИЕ НАУКИ I3.OO.OO.PEDAGOGICAL SCIENCES
13.00.02.НАЗАРИЯ ВА УСУЛХ,ОИ ТАЪЛИМУ ТАРБИЯ 13.00.02.ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ 13.00.02.THEORY AND METHOD OF TRAINING AND EDUCATION
УДК 371,012 ББК 74,202
А.А.АЗИЗОВ С.А.ТУРСУН0В
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ В АКТИВИЗАЦИИ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ
Изучение деятельности значительного количества школ г.Худжанда и других регионов Таджикистана показало, что в технологическом обучении недостаточно используются эффективные дидактические средства обучения. Это заставило нас глубже исследовать эту проблему.
Дидактика рассматривает обучение, в первую очередь, как особый вид общественной деятельности (имея в виду его социальную сущность) в его единстве с воспитанием как целостность, характеризующуюся единством процессуальной и содержательной сторон, не только как объект научного изучения, но и как объект научно-обоснованного конструирования. В задачу дидактики входит преобразование и совершенствование педагогической деятельности и учебного процесса.
Исходя из сказанного, обучение выступает перед дидактикой в двух аспектах - как объект изучения и как объект конструирования.
Первый аспект предусматривает осуществление научно-теоретической функции педагогики, получение знания о том, как протекает процесс обучения, уже реализованный или реализуемый в действительности, каковы его закономерности и в чем состоит его сущность. Второй, аспект реализации функции педагогики - конструктивно-технической (нормативной). Знания, которые педагогика получает, реализуя свою конструктивно-техническую функцию, отражают педагогическую действительность такой, какой она должна быть. Это в самом широком смысле нормы, регулятивы педагогической деятельности. Можно сказать, что это знания о том, как нужно планировать, осуществлять и совершенствовать педагогическую деятельность в соответствии с целями, поставленными обществом, и с конкретными условиями, в которых протекает учебно-воспитательный процесс.
Следует отметить, что обе функции - научно-теоретическая и конструктивно-техническая -неразрывно связаны между собой.
Процесс обучения состоит из целевого, стимулирующе- мотивационного, содержательного, операционно-деятельностного, контрольно-регулировочного и оценочно-результативного этапов. Все эти этапы характеризуются особой спецификой - совместной работой учителя и учащихся.
Целевой элемент в процессе обучения играет главенствующую роль и представляет собой осознание учителем и принятие учащимися целей и задач каждого урока.
Стимулирующе-мотивационный элемент создает личностную и социальную мотивацию и как бы настраивает учащихся на усвоение учебного материала. Он способствует возникновению интереса к изучаемому материалу и желание его усвоить.
Содержание обучения предполагает учет возрастных и индивидуальных особенностей и уровня подготовленности учащихся.
Операционно-деятельностный элемент включает в себя план урока, формы и методы работы учителя и учащихся.
Контрольно-регулировочный элемент подразумевает контроль учителя за процессом обучения и коррекцию процесса при необходимости, оценочно-результативный - оценку достигнутых результатов.
Все эти этапы обучения взаимосвязаны и осуществляются в единстве и определенной последовательности.
В нашей опытно-экспериментальной работе каждый элемент процесса обучения носил творческий характер. Как известно, учебный процесс включает в себя:
• учителей;
• учащихся, причем процесс модифицируется в зависимости от уровня усвоения ими знаний, от их таланта и способностей;
• содержание обучения, учитывая усиление политехнической направленности;
• дидактическую среду, т.е. условия размещения, материальную обеспеченность школы, в том числе наличие современных дидактических средств, время и количество дидактических занятий, организацию обучения.
Как следует из вышеизложенного, под учебным процессом можно понимать упорядоченный во времени ход изучения, включающий действия учителей и учащихся, исходящие из соответствующих целей и содержания, а также учитывающие условия и средства обучения, а также изменения учащихся.
Применительно к политехническому и технологическому обучению необходимо обратить внимание на следующие моменты:
-изучение производительных процессов в ведущих отраслях народного хозяйства и выбор общих
основных знаний и умений политехнического образования; -исследование структуры трудовых ресурсов и формирование перечня основных знаний и умений,
которые необходимы большинству тружеников в обществе; -изучение содержания программ вузов, техникумов, профессиональных училищ, а также
формирование перечня общих знаний и умений, связанных с политехническим образованием; -выявление содержания политехнического образования в общеобразовательных школах
некоторых зарубежных стран в переходном и современном периодах; -изучение тенденций развития авангардных направлений научно-технического прогресса в стране и в мире и их влияние на содержание политехнического образования.
При реализации научно-теоретической функции политехнический принцип в обучении рассматривается как политехническое образование объектов учебной и трудовой деятельности, а также дидактические средства его раскрытия учителем и усвоения учащимися.
Политехническим является любой современный широко распространенный, перспективный в применении технологический процесс и любая современная машина (2). На конкретном технологическом процессе, на конкретной современной машине можно организовать трудовое обучение школьников с политехнической направленностью. Все зависит от содержания уроков, глубины изучения. Политехнизм как раз и предполагает широкий технический кругозор, знакомство учащихся с различными видами машин и видами труда. Именно различие объектов техники позволяет организовывать изучение учащимися специфики, существенных признаков, особенностей, знание которых углубляет и расширяет технические представления школьников.
Политехнические знания - это основной компонент содержательного аспекта политехнической подготовленности личности школьников (1). Их основные признаки:
♦ лежат в основе многообразия орудий труда, технологических процессов;
♦ формируются на базе усвоения законов и понятий естественных, математических, технических, общественных наук, лежащих в основе строения и функционирования современной техники и общественного производства в целом;
♦ носят динамический характер, претерпевая изменения в связи с развитием науки, производства и их взаимоотношений.
Разумеется, научное обоснование определения политехнических знаний невозможно без реализации связей трудового обучения с основами наук.
Н.И. Бабкин, разрабатывая дидактические основы политехнического образования школьников, обосновал необходимость комплексного подхода к политехническому образованию, который предполагает включение всех элементов политехнической подготовки в единую систему (4). Такой подход, естественно, не допускает исключения отдельных средств из общей системы. Комплексный подход организует отдельные элементы политехнического образования и ставит их на службу конечной цели воспитания, и в таком виде уже представляет собой стиль воспитания. Такой подход наиболее перспективен в достижении подлинного соединения с производительным трудом, так как ведет к изучению не второстепенных и частных вопросов, а наиболее важных, существенных для современного производства.
Конкретизируя и развивая идеи П.Р. Атутова, Н.И. Бабкин характеризует содержательные и процессуальные элементы политехнического образования (4). Так, определение содержания политехнического образования, которое обеспечивает достижение таких свойств у обучаемого,
как подвижность в производственной сфере, готовность к непрерывному повышению общей трудовой профессиональной подготовки, формирование творческой личности и др., включает помимо традиционных такие элементы, как:
1) знание научных основ типичных средств труда,
2) знание распространенных технологий, владение важнейшими объектами техники,
3) знание основных тенденций развития производства и связанных с ними технических и других средств осуществления,
4) знание основных научных законов и явлений, изучаемых в основах наук, позволяющих систематизировать содержание политехнического образования.
Все элементы содержания политехнического образования, приведенные в систему с учетом динамики его изменения, создают основу для определения элементов содержания технологического обучения.Сложность и специфика процесса политехнического образования состоит в сложной структуре составляющих этого процесса: изучение основ наук, трудового обучения, профессионального обучения, производительного труда, внеклассной работы.
Н.И. Бабкин отмечает, что сущность процесса политехнического обучения в том, что теоретические знания, их применение являются элементом трудового и познавательного процесса (3). Эти знания, функционируя в производственной сфере, позволяют обобщать понятия о научных основах производства. Разработка конкретных методик преподавания учебных дисциплин будет обеспечивать нужную «включенность» в политехническое образование (например, качество и количество политехнического материала в учебниках) в том случае, если будет соблюдена логика политехнизма, состоящая в ориентации на общие элементы проявления и применения законов наук в производстве. Решение проблемы политехнизации технологического обучения в условиях общеобразовательной школы должно базироваться на трех компонентах:
1) определение роли и места трудового обучения в системе подготовки школьников, роли и места трудовых предметов в структуре учебной программы общеобразовательной школы, т.е. утверждение общеобразовательного характера путем усиления межпредметных связей в содержании как трудовых, так и других предметов; 2) определение особенностей технологического обучения как средства реализации политехнического принципа в общеобразовательной школе, как ответ на требования развивающегося общества к школе, т.е. решение вопроса о формировании первоначальных сведений о технике, технологии и организации труда при развитии у школьников научно-технического мышления, конструкторских способностей, системы общетехнических и организационных знаний и умений; 3) усвоение школьниками возможностей профессиональной ориентации, формирование у школьников трудовых качеств, т.е. по программе технологического обучения учащиеся должны овладеть материаловедческими, машиноведческими, измерительными, а также элементарными экологическими знаниями и умениями, включаться в производительный труд с использованием современной техники, решая в ходе труда различные производственно-технические задачи.
Результаты констатирующего эксперимента, проведенного в средних общеобразовательных школах г.Худжанда и Б.Гафуровского района Согдийской области, показали, что при традиционном обучении технологии доминируют первые два уровня усвоения учебного материала и феноменологическая степень абстракции при описании изучаемых трудовых и производственных процессов.Исходя из теоретических основ работы, результатов диагностики, изучения потенциальных возможностей учебного предмета были разработаны содержание и методика активизации технологической подготовки учащихся средних классов общеобразовательной школы. На параллелях 5-9 классов было определено по одному экспериментальному и одному контрольному классу.
2А. Среднее значение успешности, характеризующее работу учащихся в пределах выполнения учебной программы
Диаграмма 1. Результаты активизации технологического обучения (%)
Выполненное нами теоретико-экспериментальное исследование по проблеме активизации технологического обучения учащихся средних классов общеобразовательной школы позволило научно обосновать правомерность следующих выводов и рекомендаций:
1.В условиях рыночной экономики, когда объективно повышаются требования к результатам трудовой подготовки учащихся, в школе необходимо реализовать комплекс педагогических условий по активизации технологического обучения;
2.Оптимальная система технологического обучения предполагает поэтапную логику организации учебного процесса, когда от этапа к этапу усил ивается творческий компонент трудовой деятельности. Основными технологическими этапами выступают этап стандартизации, этап вариантной деятельности, пробно-поисковый этап, творческий этап.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Атутов, П.Р. Политехнический принцип в обучении школьников/П.Р.Атутов.- М.: Педагогика, 1976.- 192 с.
2. Атутов, П.Р. Связь трудового обучения с основами наук/П.Р.Атутов, Н.И. Бабкин, Ю.К. Васильев.- М.: Просвещение, 1985.- 128 с.
3. Бабкин, Н.И. Реализация задач политехнического образования/Н.И. Бабкин.- М.: АПН, 1985.-21с.
4. Бабкин, Н.И. Дидактические основы политехнического образования школьников: дисс... док. пед. наук/Н.И.Бабкин. - Москва, 1990.-184с.
5. Турсунов, С.А. Активизация технологического обучения как условия профессиональной ориентации учащихся основной школы. дисс.кон. пед. наук/С.А.Турсунов.- Душанбе, 2013.-156с.
REFERENCES:
1. Atutov, P.R. The Polytechnic Principle in Reference to Schoolchildren's Tuition/ P.R. Atutov. - M.: Pedagogics, 1976.- 192 p.
2. Atutov, P.R. Ties of Labour Tuition with the Foundations Sciences/P.R. Atutov, N.I. Babkin, Yu.K. Vassilyev. - M.: Enlightenment, 1985.- 128 p.
3. Babkin, N.I. Realization of Issues Targeted at Polytechnical Education Goals/N.I. Babkin.- Moscow: APS (Academy of Pedagogical Sciences), 1985. - 21 p.
4. Babkin, N.I. Didactic Foundations of Polytechnical Education of Schoolchildren: Synopsis of Dr.s dissertation in Pedagogy. /N.I. Babkin. - Moscow, 1990.-184 p.
5. Tursunov, S.A. Activation of Technological Tuition as a Provision for Professional Orientation in Help to Basic School Pupils. Synopsis of candidate dissertation in pedagogy/S.A. Tursunov.-Dushanbe, 2013. - 156 p.
Истифодаи воситацои дидактики дар фаъолгардонии таълими технологи
Вожацои калиди: фаъолгардонй, дидактика, раванди таълим, унсур^ои щвасмандгардонй-далеловарй, унсурцои назорати-танзимкунанда, дониш^ои политехники, тацсилоти политехники, натщаи ташхис Муайян намудани мацсад^ои таълими технологи ащмияти калон дорад, чунки ощо супориши цамъиятро барои муассисаи таълими боис мегарданд. Хангоми асосноккунии мацсадцо на тащо х,амаи и^тидори модди ва маънави, балки он шароит^ои цамъиятй, ки дар он насли оянда фаъолият
ва зиндагй мекунад зарур аст ба назар гирифта шавад. Бо баробари ин, дар мацсади та^силот ягонагии дидактикии он комёбщое, ки муассисаи таълимй дар щцщат ноил гаштааст ва он мацсад^ое, ки дар оянда ноил гашта наметавонад инъикос ёбад. Ин муттасилиро дар раванди таълимй-тарбиявии муассисацои таълимии намуд^ои гуногун таъмин менамояд.
Дар мацолаи мазкур фаъолгардонии таълими технологи цамчун шарти касбинтихобкунии хонандагони муассисацои таълимии асоси ва натщаи фаъолгардонии таълими технологи дида баромад шудааст.
Использование дидактических средств в активизации технологического обучения Ключевые слова: активазация, дидактика, процесс обучения, стимулирующие- мотивационный элемент, контролно-регулировочный элемент, политехноческие знания, политехноческое образование, резултаты диагностики Определение целей технологического обучения, что является объектом данной статьи, имеет важное значение, поскольку они обуславливают социальный заказ общества школе. Рассматривается вопрос об обосновании целей с учётом не только всего накопленного обществом материального и духовного потенциала, но и тех общественных условий, в которых предстоит жить и работать будущим поколениям. Указывается, что в целях образования находит отражение дидактическое единство того положительного, что уже реально достигнуто школой, и того, чего она не может достигнуть в будущем. Которое обеспечивает преемственность в учебно-воспитательном процессе учебных заведений разных типов.
Делает вывод о том, что эффективное технологическое обучение порождает условия для профессиональной ориентации учащихся основной школы и его активизации.
Usage of Didactic Means in Technological Tuition Activation Key words: activization, didactics, process of tuition, stimulating - motivational element, monitoring-regulating element, polytechnic knowledge, polytechnic education, results of diagnostics The object of the given article is a determination of technological tuition goal; the fact being of the main importance because it preconditions the social claim referred to the school on the part of society. The article dwells on the issue concerned with substantiation of the objectives with taking into account not only the entirely material and spiritual potential accumulated by society, but those social conditions in which for future generations are bound to live and work either. The authors of the article underscore that the goals of education reflect the didactic unity of all the positive that has been actually attained by school, and what can be achieved in the future upon the whole. The relevant theme ensures continuity for educational process at educational establishments of different types.
In a nutshell, the authors come to the conclusion that effective technological tuition engenders conditions for professional orientation of basic school pupils and its activization. Маълумот дар бораи муаллифон:
Азизов Абдулатиф Абду^алимович, доктори илмуои педагогка, профессори кафедраи технология ва усули таълими они Донишгоуи давлатии Хуцанд ба номи академик Б.Гафуров (Цущурии Тоцикистон, ш.Хуцанд), E-mail: [email protected]
Турсунов Сайфулло Абдуллоевич, номзади илмуои педагогика, дотсенти кафедраи технология ва усули таълими они Донишгоуи давлатии Хуцанд ба номи академик Б.Гафуров (Цумуурии Тоцикистон, ш.Хуцанд), E-mail: [email protected] Сведения об авторах:
Азизов Абдулатиф Абдухалимович, доктор педагогических наук, профессор кафедры технологии и методики её преподования Худжандского государственного университета имени академика Б.Гафурова (Республика Таджикистан, г.Худжанд), E-mail: [email protected] Турсунов Сайфулло Абдуллоевич, кандидат педагогических наук, доцент кафедры технологии и методики её преподавания Худжандского государственного университета имени академика Б.Гафурова (Республика Таджикистан, г.Худжанд), E-mail: [email protected] Information about the authors:
Azizov Abdulatif Abduhalimovich, Dr. of Pedagogy, Professor of the department of technology and methods of teaching under Khujand State University named after academician B.Gafurov (Tajikistan, Khujand), E-mail: [email protected]
Tursunov Sayfullo Abdulloevich, candidate of pedagogical sciences, Associate Professor of the department technology and methods of its teaching under Khujand State University named after academician B.Gafurov (Tajikistan, Khujand), E-mail: [email protected]