Научная статья на тему 'Использование дидактических средств в активизации технологического обучения'

Использование дидактических средств в активизации технологического обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
633
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИТЕХНИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА / ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ ОБУЧЕНИЕ / ДИДАКТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ В ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ / POLYTECHNICAL SLANT / EDUCATIONAL PROCESS WITH THE ELEMENTS OF UPBRINGING / TUITION TO TECHNOLOGY / DIDACTIC MEANS OF TUITION CONCERNED WITH TECHNOLOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Турсунов Сайфулло Абдуллоевич

Сущностью технологической подготовки является определение системы политехнических знаний на пути использования научных обобщений, в том числе межпредметных связей и активизации познавательной деятельности школьников в рамках политехнической направленности предмета. Статья посвящена проблеме особенностей использования дидактических средств в активизации технологического обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Utilization of Didactic Means in Activization of Tuition to Technology

The essence of technological training is a determination of the system of polytechnical knowledge on the way of resorting to scientific generalizations; ties between subjects and activization of cognitive activity of pupils in the frames of polytechnical slant being included as well. The article is devoted to the peculiarties of didactic means utilization in activization of technology teaching.

Текст научной работы на тему «Использование дидактических средств в активизации технологического обучения»

ПЕДАГОГИКА С. А. Тур су нов

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ В АКТИВИЗАЦИИ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ

Ключевые слова: политехническая направленность учебно-воспитательного процесса, технологическое обучение, дидактические средства обучения в технологической подготовке

Социально-экономические преобразования в Республике Таджикистан, связанные с утверждением рыночных отношений, становлением различных видов собственности, предпринимательства, появлением рынка труда, принципиально меняют требования к образовательной системе, вообще, и школьному образованию, в частности.

Специалистами осознается, что выпускникам современной школы должны быть в полной мере присущи такие личностные качества, как готовность включиться в новые производственные и экономические отношения, конкурентоспособность, професси-ональная гибкость и мобильность, широкий политехнический кругозор.

Вместе с тем, анализ массового педагогического опыта показывает, что в последнее время стало доминировать неправильное, упрощенное отношение к технологическому (трудовому) обучению и воспитанию школьников, непонимание значения труда в развитии личности, проявляющееся в сокращении часов на трудовое обучение, в подмене его общими теоретическими рассуждениями, а, нередко, и полной его ликвидацией.

Крупные изменения в социально-экономической и политической жизни общества потребовали внесения существенных изменений в систему образования (6,3).

Сегодня общеобразовательная школа обязана готовить своих выпускников к новым условиям жизни и труда. Это требует новых

подходов к трудовой, политехнической подготовке учащихся, которые должны также учитывать современные достижения науки, техники и производства.

Современная наука акцентирует творческую сущность труда как основного вида деятельности в онтогенезе - важнейшей сфере самореализации личности, основе формирования субъектных качеств. Укрепление педагогического статуса труда, развертывание его функциональных возможностей осуществимы через решение задач активизации трудового обучения школьников.

В научной литературе обозначены различные исследовательские подходы к интерпретации понятия «активизация». Одни ученые отождествляют активизацию обучения с деятельностью преподавателя по совершенствованию форм и методов его организации (Ю.К. Бабанский, Р.Г. Лемберг, И.Я. Лернер, Р.А.Низамов); другие, в этой связи, подчеркивают возможности самих обучающихся (A.M. Матюшкин, М.И.Махмутов, М.Н.Скаткин); третьи - абсолютизируют функции управления с активностью учащихся (Л.П. Аристова, Н.Д.Никандров, Г.И.Щукина); четвертые - акцентируют возможности взаимодействия учителей и учащихся (А.Х. Аренова, С.Кадиров, Ш.Шарапов, А.Миралиев).

Обследование значительного количества школ г.Худжанда и других регионов Таджикистана показало, что в технологическом обучении недостаточно используются эффективные дидактические средства обучения. Это заставило нас глубже исследовать эту проблему.

Дидактика рассматривает обучение, в первую очередь, как особый вид общественной деятельности (имея в виду его социальную сущность) в его единстве с воспитанием как целостность, характеризующуюся единством процессуальной и содержательной сторон, не только как объект научного изучения, но и как объект научно-обоснованного конструирования. В задачу дидактики входит преобразование и совершенствование педагогической деятельности и учебного процесса.

Исходя из сказанного, обучение выступает перед дидактикой в двух аспектах - как объект изучения и как объект конструирования. Первый, когда оно осуществляет научно-теоретическую функцию педагогики.

В результате исследования он получает знания о том, как

протекает процесс обучения, уже реализованный или реализуемый в действительности, каковы его закономерности и в чем состоит его сущность. Второй, когда он участвует в реализации функции педагогики - конструктивно-технической (нормативной). Знания, которые педагогика получает, реализуя свою конструктивно-техническую функцию, отражают педагогическую действительность такой, какой она должна быть. Это, в самом широком смысле, нормы, регулятивы педагогической деятельности. Можно сказать, что это знания о том, как нужно планировать, осуществлять и совершенствовать педагогическую деятельность в соответствии с целями, поставленными обществом, и с конкретными условиями, в которых протекает учебно-воспитательный процесс.

Следует отметить, что обе функции - научно-теоретическая и конструктивно-техническая - неразрывно связаны между собой.

Процесс обучения состоит из целевого, стимулирующе-мотива-ционного, содержательного, операционно-деятельностного, контрольно-регулировочного и оценочно-результативного этапов. Все эти этапы характеризуются особой спецификой - совместной работой учителя и учащихся.

Целевой элемент в процессе обучения играет главенствующую роль и представляет собой осознание учителем и принятие учащимися целей и задач каждого урока.

Стимулирующе - мотивационный элемент создает личностную и социальную мотивацию и, как бы настраивает учащихся на усвоение учебного материала. Он способствует возникновению интереса к изучаемому материалу и желание его усвоить.

Содержание обучения предполагает учет возрастных и индивидуальных особенностей и уровня подготовленности учащихся.

Операционно-деятельностный элемент включает в себя план урока, формы и методы работы учителя и учащихся.

Контрольно-регулировочный элемент включает в себя контроль учителя за процессом обучения и коррекцию процесса при необходимости, оценочно-результативный - предусматривает оценку достигнутых результатов.

Все эти этапы обучения взаимосвязаны и осуществляются в единстве и определенной последовательности.

В нашей опытно-экспериментальной работе каждый элемент процесса обучения носил творческий характер. Как известно.

учебный процесс включает в себя:

• учителей;

• учащихся, причем процесс модифицируется в зависимости от уровня усвоения ими знаний, от их таланта и способностей;

• содержание обучения, учитывая усиление политехнической направленности;

• дидактическую среду, т.е. условия размещения, материальную обеспеченность школы, в том числе наличие современных дидактических средств, время и количество дидактических занятий, организацию обучения.

Как следует из вышеизложенного, под учебным процессом можно понимать упорядоченный во времени ход изучения, включающий действия учителей и учащихся, направленные соответствующими целями и содержанием, а также учитывающие условия и средства обучения, а также изменения учащихся.

Применительно к политехническому и технологическому обучению необходимо обратить внимание на следующие моменты:

— изучение производительных процессов в ведущих отраслях народного хозяйства и выбор общих основных знаний и умений политехнического образования;

— исследование структуры трудовых ресурсов и формирование перечня основных знаний и умений, которые необходимы большинству тружеников в обществе;

— изучение содержания программ вузов, техникумов, профессиональных училищ, а также формирование перечня общих знаний и умений, связанных с политехническим образованием;

— выявление содержания политехнического образования в общеобразовательных школах некоторых зарубежных стран в переходном и современном периодах;

— изучение тенденций развития авангардных направлений научно-технического прогресса в стране и в мире и их влияние на содержание политехнического образования.

При реализации научно-теоретической функции политехнический принцип в обучении рассматривается как политехническое образование объектов учебной и трудовой деятельности, а также дидактические средства раскрытия его учителем и усвоения учащимися.

Политехническим является любой современный широко

распространенный, перспективный в применении технологический процесс и любая современная машина (2,84). На конкретном технологическом процессе, на конкретной современной машине можно организовать трудовое обучение школьников с политехнической направленностью. Все зависит от содержания уроков, глубины изучения. Политехнизм как раз и предполагает широкий технический кругозор, знакомство учащихся с различными видами машин и видами труда. Именно различие объектов техники позволяет организовывать изучение учащимися специфики, существенных признаков, особенностей, знание которых углубляет и расширяет технические представления школьников.

Политехнические знания - это основной компонент содержательного аспекта политехнической подготовленности личности школьников (1,92). Их основные признаки:

• лежат в основе многообразия орудий труда, технологических процессов;

• формируются на базе усвоения законов и понятий естественных, математических, технических, общественных наук, лежащих в основе строения и функционирования современной техники и общественного производства в целом;

• носят динамический характер, претерпевая изменения в связи с развитием науки, производства и их взаимоотношений.

Разумеется, научное обоснование определения политехнических знаний невозможно без реализации связей трудового обучения с основами наук.

Н.И. Бабкин, разрабатывая дидактические основы политехнического образования школьников, обосновал необходимость комплексного подхода к политехническому образованию, который предполагает включение всех элементов политехнической подготовки в единую систему (4,38). Такой подход, естественно, не допускает исключения отдельных средств из общей системы. Комплексный подход организует отдельные элементы политехнического образования и ставит их на службу конечной цели воспитания и, в таком виде, уже представляет собой стиль воспитания. Такой подход наиболее перспективен в достижении подлинного соединения с производительным трудом, так как ведет к изучению не второстепенных и частных вопросов, а наиболее важных, существенных для современного производства.

распространенный, перспективный в применении технологический процесс и любая современная машина (2,84). На конкретном технологическом процессе, на конкретной современной машине можно организовать трудовое обучение школьников с политехнической направленностью. Все зависит от содержания уроков, глубины изучения. Политехнизм как раз и предполагает широкий технический кругозор, знакомство учащихся с различными видами машин и видами труда. Именно различие объектов техники позволяет организовывать изучение учащимися специфики, существенных признаков, особенностей, знание которых углубляет и расширяет технические представления школьников.

Политехнические знания - это основной компонент содержательного аспекта политехнической подготовленности личности школьников (1,92). Их основные признаки:

• лежат в основе многообразия орудий труда, технологических процессов;

• формируются на базе усвоения законов и понятий естественных, математических, технических, общественных наук, лежащих в основе строения и функционирования современной техники и общественного производства в целом;

• носят динамический характер, претерпевая изменения в связи с развитием науки, производства и их взаимоотношений.

Разумеется, научное обоснование определения политехнических знаний невозможно без реализации связей трудового обучения с основами наук.

Н.И. Бабкин, разрабатывая дидактические основы политехнического образования школьников, обосновал необходимость комплексного подхода к политехническому образованию, который предполагает включение всех элементов политехнической подготовки в единую систему (4,38). Такой подход, естественно, не допускает исключения отдельных средств из общей системы. Комплексный подход организует отдельные элементы политехнического образования и ставит их на службу конечной цели воспитания и, в таком виде, уже представляет собой стиль воспитания. Такой подход наиболее перспективен в достижении подлинного соединения с производительным трудом, так как ведет к изучению не второстепенных и частных вопросов, а наиболее важных, существенных для современного производства.

Конкретизируя и развивая идеи П.Р. Атутова, Н.И. Бабкин характеризует содержательные и процессуальные элементы политехнического образования (4,135). Так, определение содержания политехнического образования, которое обеспечивает достижение таких свойств у обучаемого, как подвижность в производственной сфере, готовность к непрерывному повышению общей трудовой профессиональной подготовки, формирование творческой личности и др., включает, помимо традиционных, такие элементы, как:

1) знание научных основ типичных средств труда;

2) знание распространенных технологий, владение важнейшими объектами техники;

3) знание основных тенденций развития производства и связанных с ними технических и других средств осуществления;

4) знание основных научных законов и явлений, изучаемых в основах наук, позволяющих систематизировать содержание политехнического образования.

Все элементы содержания политехнического образования, приведенные в систему с учетом динамики его изменения, создают основу для определения элементов содержания технологического обучения.

Сложность и специфика процесса политехнического образования состоит в сложной структуре составляющих этого процесса: изучение основ наук, трудового обучения, профессионального обучения, производительного труда, внеклассной работы.

Н.И. Бабкин отмечает, что сущность процесса политехнического обучения в том, что теоретические знания, их применение являются элементом трудового и познавательного процесса (3,21). Эти знания, функционируя в производственной сфере, позволяют обобщать понятия о научных основах производства.

Разработка конкретных методик преподавания учебных дисциплин будет обеспечивать нужную «включенность» в политехническое образование (например, качество и количество политехнического материала в учебниках) в том случае, если будет соблюдена логика политехнизма, состоящая в ориентации на общие элементы проявления и применения законов наук в производстве. Решение проблемы политехнизации технологического обучения в условиях общеобразовательной школы

должно базироваться на трех компонентах:

1) определение роли и места трудового обучения в системе подготовки школьников, роли и места трудовых предметов в структуре учебной программы общеобразовательной школы, т.е. утверждение общеобразовательного характера путем усиления межпредметных связей в содержании как трудовых, так и других предметов;

2) определение особенностей технологического обучения как средства реализации политехнического принципа в общеобразовательной школе, как ответ на требования развивающегося общества к школе, т.е. решение вопроса о формировании первоначальных сведений о технике, технологии и организации труда при развитии у школьников научно-технического мышления, конструкторских способностей, системы общетехнических и организационных знаний и умений,

3) усвоение школьниками возможностей профессиональной ориентации, формирование у школьников трудовых качеств, т.е. по программе технологического обучения учащиеся должны овладеть материаловедческими, машиноведческими, измерительными, а также элементарными экологическими знаниями и умениями, включаться в производительный труд с использованием современной техники, решая в ходе труда различные производственно-технические задачи.

Мы также обратили внимание на различия в подходах к определению содержания технологического обучения и проведению технологического обучения в общеобразовательной школе в зарубежных развивающихся странах. Учащиеся получают политехнические представления при изучении конкретных производств, профессий в зарубежных странах (5,93).

По нашему мнению, хотя формально технологическое обучение в общеобразовательной школе осуществляется как дополнительная часть традиционной системы школы, содержательно технология (трудовое обучение) должна осуществляться как неотъемлемая часть образовательного процесса. Коренное совершенствование политехнического трудового обучения находится в определении особенностей его дидактических элементов: цели, содержания, методов и организационных форм.

Определение целей технологического обучения имеет важное значение, поскольку они обуславливают социальный заказ общества

школе. При обосновании целей важно учитывать не только весь накопленный обществом материальный и духовный потенциал, но и те общественные условия, в которых предстоит жить и работать будущим поколениям. Тем самым, в целях образования находит отражение дидактическое единство того положительного, что уже реально достигнуто школой, и того, чего она может достигнуть в будущим. Это обеспечивает преемственность в учебно-воспитательном процессе учебных заведений разных типов.

Вместе с качеством социальных целей технологическое обучение учитывает цели личности, поэтому одной из его задач является формирование у каждого учащегося таких качеств, которые в наибольшей степени соответствовали бы его способностям, индивидуальности, интересам, а также развитие таких способов поведения, интересов и творческих способностей, которые могли бы обеспечить ему жизненную среду. Эти цели требуют рассмотрения политехнического принципа в технологическом обучении и, в школьном деле вообще. Содержание технологического обучения состоит из двух частей: теоретической и практической. Обучение осуществляется каждой общеобразовательной школой в соответствии с особенностями ее географического расположения и производственной среды. Каждая школа может выбрать конкретный предмет труда, средства труда, соответствующие конкретной обстановке своего региона, для проведения практических занятий с целью усвоения теоретических знаний на уроке и реализации принципа соединения обучения с трудом.

Мы считаем, что дифференцирование содержания технологического обучения необходимо для развития экономики регионов, а также для повышения эффективности образования в обществе.

Содержание технологической подготовки должно представлять собой систему научно-технических и политехнических знаний. Поэтому при формировании политехнических знаний в процессе обучения, в частности, трудового, необходимо стремиться к достижению уровня понятийного знания. Иначе говоря, формирование политехнических знаний тесно связано с усвоением школьниками обобщенных научных понятий, возникающих только в результате их собственно учебно-трудовой деятельности.

Таким образом, сущностью технологической подготовки является определение системы политехнических знаний по пути использования

научных обобщений, в том числе межпредметных связей, и активизации познавательной деятельности школьников с целью усиления политехнической направленности предмета. Поэтому, при рассмотрении проблем качества технологического обучения в общеобразовательной школе, по нашему мнению, задача состоит в необходимости определения дидактических возможностей учебного процесса технологического обучения с тем, чтобы дать учителям возможность хорошего усвоения современных элементов в содержании технологического обучения и одновременно эффективного использования дидактических средств на уроках.

ЛИТЕРАТУРА

1. Атутов П.Р. Политехнический принцип в обучении школьников. -М.: Педагогика, 1976

2. Атутов П.Р. Политехническое образование школьников. - М.: Педагогика, 1986

3. Бабкин Н.И. Реализация задач политехнического образования. -М.: АПН, 1985

4. Бабкин Н.И. Дидактические основы политехнического образования школьников: Дисс.... докт. пед. наук . - М.: 1987

5. Бернд Майер. Техника и образование. -Душанбе: ЭР-граф. 2011

6. Национальная концепция образования Республики Таджикистан. -Душанб: Матбуот, 2002

Использование дидактических средств в активизации технологического обучения

С.А.Турсунов

Ключевые слова: политехническая направленность учебно-воспитательного процесса, технологическое обучение, дидактические средства обучения технологической подготовке

Сущностью технологической подготовки является определение системы политехнических знаний на пути использования научных обобщений, в том числе межпредметных связей и активизации познавательной деятельности школьников в рамках политехнической направленности предмета. Статья посвящена проблеме особенностей использования дидактических средств в активизации технологического обучения.

Utilization of Didactic Means in Activization of Tuition to Technology

S.A. Tursunov

Key words: polytechnical slant, educational process with the elements of upbringing, tuition to technology, didactic means of tuition concerned with technology

The essence of technological training is a determination of the system of polytechnical knowledge on the way of resorting to scientific generalizations; ties between subjects and activization of cognitive activity ofpupils in the frames ofpolytechnical slant being included as well. The article is devoted to the peculiarties of didactic means utilization in activization of technology teaching.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.