Научная статья на тему 'Концепция о политехнической подготовке бакалавра технологического образования в области производства и использования электрической энергии'

Концепция о политехнической подготовке бакалавра технологического образования в области производства и использования электрической энергии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
112
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАКАЛАВР ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ПОЛИТЕХНИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ПРОИЗВОДСТВО И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИИ / BACHELOR OF TECHNOLOGY EDUCATION / POLYTECHNIC TRAINING / PRODUCTION AND USE OF ELECTRICAL ENERGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дондоков Дамба Дондокович

В статье рассматривается возможность политехнической подготовки бакалавра технологического образования в области производства и использования электрической энергии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дондоков Дамба Дондокович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONCEPT OF BACHELOR OF TECHNOLOGY EDUCATION POLYTECHNIC TRAINING IN PRODUCTION AND USE OF ELECTRICAL ENERGY

The article deals with the opportunities of Bachelor of Technology Education polytechnic training in production and use of electrical energy.

Текст научной работы на тему «Концепция о политехнической подготовке бакалавра технологического образования в области производства и использования электрической энергии»

Литература

1. Андрюшина ТЕ!., Бодбат О.Б. Формирование пространственного мышления студентов технических вузов при изуче-нии инженерной графики. - Новосибирск, 2004.

2. Павлюченко А.С. Организация самостоятельной работы студентов. - Новосибирск, 2004.

3. Пидкасистый П.И. Педагогика. - М.: Педагогическое общество России, 2002.

4. Савицкая А.В. Особенности графической подготовки в профессионалыкьпедагогическом вузе // Вестник учебно-методического объединения по профессионально-педагогическому образованию. - Екатеринбург, 2005. - Вып. 1. - С. 63-68.

5. http://elib.altstu.ni/elib/books/Files/pv2006 03 2/pdf/072zats.pdf

6. http://www.referun.com/

Ду'.чъчаева Ilpima Львовна, старший преподаватель кафедры технологии и предпринимательства Бурятского госуниверситета. Р.т. (301-2)442395.

Dulchaeva Irina Lvovtia, senior lecturer in technology and business of the Buryat State University. Tel. (301-2) 442395

УДК 378.046

Д.Д. Дондоков

КОНЦЕПЦИЯ О ПОЛИТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ БАКАЛАВРА ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ПРОИЗВОДСТВА И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИИ

В статье рассматривается возможность политехнической подготовки бакалавра технологического образования в области производства и использования электрической энергии.

Ключевые слова: бакалавр технологического образования, политехническая подготовка, производство и использование электрической энергии.

D.D. Dondokov

CONCEPT OF BACHELOR OF TECHNOLOGY EDUCATION POLYTECHNIC TRAINING IN PRODUCTION AND USE OF ELECTRICAL ENERGY

The article deals with the opportunities of Bachelor of Technology Education polytechnic training in production and use of electrical energy.

Keywords. Bachelor of Technology Education, polytechnic training, production and use of electrical energy.

Новые социально-экономические условия, складывающиеся в нашей стране в последние годы, коренным образом изменили и усложнили задачи общеобразовательной школы в плане обучения, воспитания и развития подрастающего поколения. В динамично развивающемся образовательном пространстве подготовка будущего учителя должна осуществляться на основе социального заказа общества и в тесной взаимосвязи с достижениями педагогической науки и практики.

Социальный заказ, определяющий пути развития российского общества на обозримую перспективу, не только предопределяет центральную роль образования в решении важнейших общегосударственных задач, но и требует переосмысления с современной позиции ценностей образования, его роли в реализации жизненных устремлений обучающихся. Именно на это направляет проводимая в Российской Федерации модернизация образования, одним из результатов которой должна стать новая модель российской школы.

Формирование новой модели российской школы, в свою очередь, потребовало создания нового поколения федеральных государственных стандартов общего образования (ФГОС) [1, 2]. Впервые разработка ФГОС сочетается с одновременной проработкой вопросов повышения квалификации и соответствующей переподготовкой учителей.

Сегодня, в связи с внедрением ФГОС, с особой остротой встает вопрос о том, от кого в первую очередь будет зависеть успех реализации новых стандартов. Безусловно, самая большая ответственность возлагается на учителей: их профессионализм, высокий уровень общей и педагогической культуры. Именно мотивация учителей к совершенствованию образовательного процесса и применение собственного мастерства станут залогом решения задач, которые поставлены перед сегодняшней системой образования.

Новые стандарты открывают перед учителем перспективы профессионального роста, творческого развития, но и в то же время значительно

усложняют их деятельность, расширяют спектр обязанностей.

Образовательные стандарты первого поколения представляли собою, по сути, редуцированную программу и четко предписывали минимум содержания. ФГОС второго поколения фиксируют только результаты, оставляя за педагогами выбор вариантов их достижения.

Особенности ФГОС общего образования последнего поколения позволяют создать портрет не только выпускника школы, но и портрет учителя.

Современный учитель - это:

личность, способная к духовно-нравственному развитию и самовыражению, мотивированная к непрерывному совершенствованию своих знаний и компетенций;

- профессионал, владеющий содержанием избранной научной области и умеющий эффективно использовать его в образовательной деятельности;

педагог, владеющий психолого-педагогическими знаниями, разнообразными педагогическими технологиями.

Анализ показывает, что система педагогического образования в ее нынешнем состоянии пока неспособна подготовить такого учителя. Государственные учреждения педагогического профиля продолжают готовить педагога-предметника, учителя уроко - дателя и не уделяют должного внимания подготовке учителя, способного формированию у школьника самостоятельной, творческой и ответственной деятельности.

Среди причин, сдерживающих обновление образования, считается его односторонность, дисгармоничность, когда вместо целостного социокультурного опыта ученики фактически осваивают лишь часть его, в первую очередь зна-ниевый компонент. Сегодня можно с полным основанием говорить о кризисе знание-просветительской парадигмы. В связи с этим сейчас востребован учитель, способный к интегрированному решению учебных задач комплексного содержания. Здесь говорится о деятельно-творческом аспекте образованности. Реализацию ее, в частности, можно осуществить на компетентностной основе. Такой подход сегодня активно обсуждается (Е.Я. Коган, В.В. Лаптев, O.E. Лебедев, Е.А. Ленская, A.A. Пинский, И.Д. Фруман, Б.Д. Эльконин и др.), где предлагается ценностный опыт решения проблемных задач.

Компетентностный подход в образовании является важным элементом для адекватной ори-

ентации в условиях сложной развивающейся системы (общества, науки, образования).

В настоящее время в стране развивается информационное общество. Особенностью этого периода является реализация концепции социально-экономического развития России на период до 2020 года, предусматривающая реализацию инновационного, социально ориентированного типа развития, основанного на экономике высокотехнологических отраслей, высокой инновационной активности, росте человеческого капитала и эффективности его использования. Это привело к замене трудового обучения на технологическое, т.е. на курс «Технология». В современных условиях технология представляет собой сложную развивающуюся систему, состоящую из техники (любых искусственных объектов); методов, операций и процессов получения, преобразования, хранения и утилизации вещества, энергии и информации; ресурсных источников; социальных систем, обеспечивающих достижение заранее запланированных результатов.

Следует отметить, что технологическое образование является одним из обязательных учебных дисциплин в большинстве развитых стран мира и считается одним из престижных направлений развития школьного образования.

Технологическое образование призвано обеспечить у молодежи формирование следующих компетенций для успешной жизнедеятельности каждого человека и страны:

- технологических - позволяющих овладеть различными технологиями обработки материалов, конкретными процессами преобразования и использования материалов, энергии, информации, объектов природы, необходимых для создания продуктов труда, осуществления кооперации и сотрудничества во имя достижения цели;

- политехнических - формирующих на основе знаний основных принципов современного производства, позволяющих успешно реализо-вывать себя на рынке труда.

Технологическое образование должно занимать приоритетные позиции в общеобразовательной подготовке школьников, обеспечивать комплексность образования, включать учащихся в практическую деятельность на основе технико-технологических знаний и умений, интегрированных с прикладными составляющими знаний и умений по основам наук. На сегодня наблюдается тенденция к процессу глобализации образовательной системы в Европейском масштабе.

Как известно, Россия присоединилась к так

называемому Болонскому процессу, цель которого сформировать единое образовательное пространство Европы.

Процессы глобализации и нарастающая конкуренция в области образования поставили практически все регионы мира перед необходимостью формирования общих региональных образовательных пространств. В связи с этим перед странами встала задача признания академических степеней и квалификаций, а следовательно, возникла проблема сопоставления качества образовательных программ.

Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование квалификации «бакалавр» (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 22 декабря 2009 г. № 788) предусматривает совокупность требований, необходимых при реализации основных образовательных программ бакалавриата [3].

Бакалавр по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование должен решать профессиональные задачи в области педагогической деятельности: изучение возможностей, потребностей и достижений обучающихся в области образования и проектирование на основе полученных результатов индивидуальных маршрутов их обучения, воспитания, развития; организация обучения и воспитания в сфере образования с использованием технологий, соответствующих возрастным особенностям обучающихся и отражающих специфику предметной области [3, с. 3, 4].

Структура основных образовательных программ ФГОС третьего поколения, по нашему мнению, содержит существенные недостатки. Так, почему-то в базовую (обязательную) часть профессионального цикла профиля «Технология» не входят предметы и модули, являющиеся основой профессиональной подготовки выпускника. Математика, физика и основополагающие модули для профессиональной подготовки (машиноведение, материаловедение, современное производство, графика, электротехника, и др.) отнесены в вариативную часть основной образовательной программы (ООП) бакалавриата. Согласно образовательного стандарта нового поколения, вариативная (профильная) часть должна дать возможность расширения и (или) углубления знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых содержанием базовых (обязательных) дисциплин (модулей) для успешной профессиональной деятельности и (или) продолжения профессионального образования в ма-

гистратуре. Базовая часть (педагогика, психология, методика обучения технологии и др.) определена дисциплинами сугубо педагогического направления, а дисциплины физико-математического и технического цикла, включенные в вариативную часть программы, теряют некоторую значимость в профессиональной подготовке бакалавра.

Подготовка учителя технологии (бакалавра технологического образования) требует, прежде всего, глубокого знания обучающимися особенностей содержания предмета.

Уникальность образовательной области «Технология» заключается в трех основных особенностях ее содержания образования [4]:

- необходимость интеграции знаний из самых разнообразных блоков учебных дисциплин для усвоения содержания и структуры различных технологических процессов;

- применение в процессе преобразующей деятельности практически всех общих учебных умений (измерительных, вычислительных, исследовательских, конструирования и моделирования и т.д.);

- оптимизация преобразующей деятельности и развитие творческих способностей в процессе преобразования материала, энергии, информации.

Эффективным средством формирования технологической культуры являются интегратив-ные проекты, направленные на развитие творческих, исследовательских, эвристических качеств личности.

Известно, что познавательная и преобразующая деятельность, основанная на межпредметной интеграции, является основным направлением педагогической интеграции и основой для успешной реализации политехнических принципов в образовательном процессе.

Политехническая подготовка предусматривает овладение системой знаний о научных основах современного производства. Эти знания отражают наиболее общие закономерности, обеспечивающие функционирование техники и технологии. На базе этих знаний формируются обобщенные умения, помогающие человеку быстро ориентироваться в конкретных процессах.

Важнейшей функцией образовательных стандартов является обеспечение реализации ключевых целей и задач социально-экономического развития страны. В образовательной области должны находить реальное отражение приоритетные направления развития страны.

Известно, что отмечается пять приоритетных направлений для модернизации страны, среди

которых первоочередным является энергетика. Существует основополагающая истина, что освоение природных ресурсов в основном производится в форме электрической энергии. Электроэнергетика - одна из основ современного человеческого общества. Уровень производства и использования энергии вообще, в том числе электрической энергии, в значительной мере определяет темпы научно-технического и экономического роста. Со времени зарождения цивилизации и до начала третьего тысячелетия поиск источников энергии был и остается одной из самых главных сфер человеческой деятельности. История энергетики переплетается с историей развития общества.

Одна из важнейших проблем человечества на современном этапе связана с истощением энергоресурсов. Особенно болезненной может оказаться убыль энергетических ресурсов и, прежде всего, запасов углеводородного топлива (уголь, нефть, газ), составляющих 90% мирового энергопотребления [5].

Черты кризисных явлений уже становятся очевидными. Так, например, 17-й Мировой нефтяной конгресс констатировал, что с учетом современных технологий разработки месторождений при существующих ценах на нефть их запасов хватит на 50-75 лет. Аналогичная ситуация наблюдается по газу. Истощение же угля может произойти через 400-500 лет.

Предполагаются разные пути решения этой проблемы, из которых наиболее вероятными являются три: поиск новых запасов и месторождений углеводородов, максимальная экономия энергоресурсов (энергосбережение) и поиск новых источников энергии.

Во многих странах растет интерес к нетрадиционным возобновляемым источникам энергии (солнце, ветра, биомассы и др.), не подверженных истощению и не наносящих ущерба окружающей среде.

В нашей стране создан Российский союз научных и инженерных общественных организаций по проблемам использования возобновляемых источников энергии. Разработано отечественное энергетическое оборудование для использования нетрадиционных и возобновляемых источников энергии по следующим видам: солнечные, ветровые, малые гидроэлектростанции, биоэнергетические и геотермальные установки, теплонасосные установки, термоэлектрогенераторы [6].

Ресурсы возобновляемых источников энергии в России и в мире огромны. Эти ресурсы во много раз превышают ресурсные возможности

ископаемых и невозобновляемых источников энергии [6]. Для их эффективного освоения нужны более совершенные научно-технические разработки и новые технологии.

Эффективность использования энергии, в частности электрической, зависит от многих факторов. К первоочередным направлениям эффективности использования энергии относятся энергосбережение, энергетическая безопасность и проблемы экологии.

Государственное регулирование в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности предусматривает обязанности реализации информационных программ и образовательных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности (ст. 9 гл. 3 Постановления Правительства РФ № 426). Образовательные программы могут включать в себя учебные курсы по основам энергосбережения и повышения энергетической эффективности [7].

Таким образом, проблемы и перспективы развития электроэнергетики (поиски новых источников, энергосбережение, экологическая безопасность и др.) становятся одними из приоритетных направлений государственной политики. В этом случае вопросы реализации информационных и образовательных программ по перспективам развития и использования электрической энергии на сегодня являются актуальными.

В настоящее время существует широкий спектр подходов к определению технологии: от сведения ее к функционированию технических систем до всеобъемлющего понимания как любой целенаправленной и упорядоченной человеческой деятельности. В данном случае технология интересует с точки зрения ее изучения в образовательном учреждении (в школе). В процессе преподавания предмета «Технология» должны быть решены такие важные задачи, как:

- формирование политехнических знаний и экологической культуры;

- ознакомление с основами современного производства;

- развитие самостоятельности и способности учащихся решать творческие и изобретательные задачи.

Подготовка будущего учителя к организации познавательной деятельности школьников в условиях интегративного образования является одним из социально значимых направлений его профессиональной подготовки.

Наш многолетний опыт преподавательской работы при подготовке учителя труда и маши-

новедения, затем технологии и предпринимательства показывает необходимость существенного повышения теоретического уровня будущих учителей технологии. Если в учебных мастерских они получают необходимую подготовку в практической части проведения занятий по технологии (по техническому труду), то теоретическая подготовка ограничивается изучением отдельных предметов.

Между тем известно, что «Технология» моделирует деятельность человека в реальной жизни, где все факторы действуют одновременно и необходимо найти оптимальную линию деятельности, что требует использования инте-гративного построения содержания научных знаний.

Мы считаем, что одним из важных методов в профессиональной подготовке учителя технологии является необходимость системного приобщения его к различным видам экспериментальной, проектной, исследовательской и изобретательской деятельности.

Сейчас продолжается подготовка учителя технологии и предпринимательства, а внедрение нового Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования предусматривает подготовку бакалавра технологического образования.

Подготовка бакалавра, на основе нового образовательного стандарта, требует формирования у выпускников различных профессиональных компетенций. Почему мы считаем, что политехническая подготовка бакалавра технологического образования является наиболее актуальной, притом именно в области производства и использования электрической энергии?

Стоящая на сегодня перед Россией стратегически важная задача перехода к инновационному социально-ориентированному экономическому развитию и все более развивающееся образовательное пространство определяют актуальность политехнической подготовки бакалавра технологического образования.

Изучение интегративной образовательной области «Технология» включает наиболее распространенные и перспективные технологии, предусматривающие творческое развитие учащихся в рамках системы проектов под руководством специально подготовленных учителей. Известно, что современные технологические процессы функционируют при использовании электрической энергии. Это общее положение может служить интегративной основой для осуществления успешного изучения основных преобразовательных процессов. Эти цели могут

быть достигнуты, если необходимое внимание будет уделено политехническому, экономическому, энергетическому и экологическому аспектам деятельности.

В условиях модернизации экономики наиболее остро стоит проблема разработки и использования эффективных видов энергосбережаю-щей и экологической технологий.

Уровень материальной и в конечном счете духовной культуры находится в прямой зависимости от количества освоения и способа применения энергетических ресурсов. Как известно, освоение природных энергетических ресурсов в основном производится в форме электрической энергии как имеющей ряд известных преимуществ. Эффективность внедрения электрической энергии в быт, в производство и фактически во все сферы человеческой деятельности стала общеизвестной истиной.

Освоение возобновляемых и других нетрадиционных видов энергии и использование электро-, энергосбережающих технологий становятся сейчас одним из важных направлений государственной политики, что и обусловило выбор темы исследования «Политехническая подготовка бакалавра технологического образования в области производства и использования электрической энергии».

Содержание исследования носит интегратив-ный характер. Проблема политехнической подготовки бакалавра технологического образования исследуется на основе системы дисциплин физико-математического, технико-

технологического, общетехнического циклов (математика, физика, информационные технологии, электротехника и электроника, методика преподавания технологии, машиноведение, экологические проблемы производства и защита окружающей среды).

Системообразующим ядром должны быть электротехнические и электротехнологические дисциплины (электротехника и электроника, электротехнология - курс) и разделы физики (электричество), машиноведения (тепловые, гидравлические машины по выработке электрической энергии). Данное исследование осуществляется в условиях межпредметных связей, педагогической интеграции. Содержательно-процессуальные связи этих предметных областей исследуются в аспекте проблемы политехнической подготовки бакалавра технологического образования и реализации полученных результатов в области профессионального образования.

Литература

1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 6 окт. 2009 г. № 373 // Бюл. нормативных актов федеральных органов исполн. власти, № 12; 22 марта 2010 г.

2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17 дек. 2010 г. № 1897 // Бюл. нормативных актов федеральных органов исполн. власти, № 9; 28 февр. 2011 г.

3. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования 050100 «Педагогическое образование (квалификация (степень) «бакалавр»)», утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 22 дек. 2009 г. № 788 // Бюл. нормативных актов федеральных органов исполн. власти, № 12; 22 марта 2010 г.

4. Бабина С.Н. Подготовка будущих учителей физики и технологии к интеграции технологического и физического образования. - М.: Педагогика, 2003. - 176 с.

5. Мазур Н.И. Энергия будущего. - М.: Елима, 2006. - 824 с.

6. Энергетическое оборудование для использования нетрадиционных и возобновляемых источников энергии /под ред. В.И. Виссарионова. -М., 2004.

7. Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон от 23 нояб. 2009 г. № 261-ФЗ // Собр. законодательства РФ, 30 нояб. 2009 г., №48, ст. 5711.

Дондоков Дамба Дондокович, кандидат технических наук, доцент кафедры вычислительной техники и информатики Бурятского государственного университета. Тел. 8 (301-2) 44-33-59.

Dondokov Damba Dondokovich, Candidate of Technical Sciences, associate professor of Computer Science and Informatics Department of Buryat State University. Tel. 8 (301-2) 44-33-59.

УДК 796.8

C.B. Калмыков, B.C. Самсонов, A.C. Сагалеев

ОБУЧЕНИЕ ТЕХНИКЕ СПОРТИВНОЙ БОРЬБЫ НА ЭТАПЕ НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В статье дан анализ методики технической подготовки на начальном этапе тренировки юных борцов вольного стиля. Предложена и обоснована эффективность разработанной методики обучения технико-тактическим действиям.

Ключевые слова: методика обучения технике борьбы, этап начальной подготовки, методика обучения на примере бросков наклоном.

S. V. Kalmykov, V.S. Samsonov, A.S. Sagaleev WRESTLING TECHNOLOGY TRAINING AT THE INITIAL STAGE

The paper analyzes the methods of technical preparation at an early stage in training the young freestyle wrestlers. The effectiveness of teaching methods of technical and tactical actions is proposed and justified in the article.

Keywords: methods of fighting techniques teaching, the stage of initial training, teaching methodology on the example of throwing a slope.

Методами обучения техническим действиям борьбы являются целостный и расчлененный (по частям), а также созданный на их стыке расчле-ненно-конструктивный метод. Методом целостного упражнения производится обучение достаточно простым приемам, расчлененным методом - более сложным в координационном отношении приемам. Расчлененно-конструктивный метод предполагает комбинированное использование указанных методов, поэтому его также называют «комбинированным». Наиболее эффективным является метод целостного упражнения. Он позволяет формировать двигательный навык с использованием

различных методических приемов: последовательный переход от упрощенных форм целостного технического действия к усложненным; применение ориентиров и ограничителей; создание облегченных внешних условий; упрощение; фиксация; оказание дополнительной помощи и использование вспомогательных технических средств; переключение внимания на отдельные фазы, движения; повторяющиеся и постоянные условия; варьирование условий; игровые методы [1; 5; 9; 10; 11].

Также выделяют метод разучивания с помощью подводящих упражнений, способствующих оптимальному выполнению самого разучивае-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.