Научная статья на тему 'Задачи и содержание университетской подготовки специалистов по энергоменеджменту'

Задачи и содержание университетской подготовки специалистов по энергоменеджменту Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
101
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
π-Economy
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / СПЕЦИАЛИСТ / БАКАЛАВР / ИНЖЕНЕРНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА / ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ / ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТЬ / ЭНЕРГОМЕНЕДЖМЕНТ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Макаров Василий Михайлович, Новикова Ольга Валентиновна

Рассмотрены современные требования к университетской подготовке менеджеров для предприятий электроэнергетической отрасли.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Макаров Василий Михайлович, Новикова Ольга Валентиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modern requirements to university preparation of managers for the enterprises of Electro Energy branch are considered. The new discipline «Economy and management of power savings» is presented.

Текст научной работы на тему «Задачи и содержание университетской подготовки специалистов по энергоменеджменту»

Необходимо изучать зарубежный опыт реализации концепции маркетинговой деятельности в международном образовании и разрабатывать собственные маркетинговые технологии, на-

правленные на достижение высоких результатов рыночной деятельности при максимальном удовлетворении потребностей потребителей образовательных услуг.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Арефьев, А. Л. Международная деятельность в области образования: практика исследования, анализ [Текст] / А.Л. Арефьев, Е.Е. Чепурных, Ф.Э. Шереги. -М.: Центр соц. прогнозир., 2005. - 352 с.

2. Грин, М.Ф. Перспективы приема в вузы иностранных студентов [Текст] / М.Ф. Грин, К. Кох // Экономика образования. - 2010. - № 5. - С. 46-58.

3. Качалов, В.А. Проблемы управления качеством в вузах [Текст] / В.А. Качалов // Стандарты и качество. - 2000. - № 5. - С.82 - 85.

4. Качество и конкурентоспособность образовательных услуг как общественное благо [Электронный ресурс] // Сайт «Диплом кандидата наук». - Режим доступа: http://www.mgu-consulting.ru/st/ecanom/uslugi. htm . - (Дата обращения: 27.07.2010).

5. Конспект выступления ректора МЭСИ В.П.Тихомирова [Электронный ресурс] // Сайт «Некоммерческое партнерство. Гильдия маркетологов». -Режим доступа: http://www.marketologi.ru/lib/mou03.html. -(Дата обращения: 20.07.2010).

6. Магистерская программа двойных дипломов по направлению «Информатика и вычислительная

техника в рамках проекта «BRIDGE» [Электронный ресурс] // Сайт «Санкт-Петербургский государственный политехнический университет. Институт международных образовательных программ». - Режим доступа: http://www.imop-spbspu.ru/ru/texts/informatics_and_ computer_science. - (Дата обращения: 20.07.2010).

7. Ноздрева, Р.Б. Современные аспекты международного маркетинга [Текст] : учеб. пособие / Р.Б. Ноздрева. - М.: Моск. гос. ин-т междунар. отнош. (Университет); «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2004. - 280 с.

8. Пименова, Н.Ю. Продвижение российского образования на международный рынок [Текст] / Н.Ю. Пименова // Университетское Управление. -2006. - № 1(41). - С. 13-24.

9. Чухломин, В.Д. О стратегии выхода образовательного учреждения на внешний рынок [Электронный ресурс] / В.Д. Чухломин // Сайт журнала «Маркетинг в России и за рубежом». - Режим доступа: http://www.mavriz.ru/articles/2004/4/3403.html. - (Дата обращения: 20.07.2010).

УДК 330

В.М. Макаров, О.В. Новикова

ЗАДАЧИ И СОДЕРЖАНИЕ УНИВЕРСИТЕТСКОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ЭНЕРГОМЕНЕДЖМЕНТУ

Около 30 вузовских кафедр России готовят экономистов-менеджеров по специальности 080502 «Экономика и управление на предприятии (по отраслям)» со специализацией своих выпускников в области электроэнергетики. Не удивительно, что их число так велико, ведь электроэнергетика - одна из ведущих отраслей народного хозяйства, требующая ежегодно значительного пополнения кадрового состава своих специалистов указанного профиля. Только за

последние пять лет открылись новые или были перепрофилированы в этом направлении четыре кафедры в различных регионах страны.

Потребности нашего региона (Санкт-Петербург и Ленинградская область) обеспечивает соответствующая кафедра Политехнического университета (СПбГПУ), к тому же головная по этому профилю подготовки в Учебно-методическом объединении (УМО) по образованию в области производственного менедж-

мента (специальность 080502). Кафедра активно сотрудничает с ведущими энегопредприятиями региона: с Территориальной генерирующей компанией (ТГК-1), Ленинградской атомной станцией (ЛАЭС), Ленэнерго, Ленинградской областной электросетевой компанией (ЛОЭСК), СевЗапНТЦ и многими другими.

Цель сотрудничества не просто дать потребителю нужное ему количество выпускников кафедры, но и узнать его реальные требования к специалистам. В конечном счете, общая цель вузов и промышленности - повышение качества подготовки специалистов и проблем на пути достижения этой цели много. Остановимся подробнее только на одной из них - нахождение оптимального уровня технической подготовки специалистов данного профиля.

Постановка именно такой проблемы может показаться на первый взгляд странной. Действительно, зачем экономисту-менеджеру (а именно такую квалификацию по окончании обучения получают студенты) серьезная техническая подготовка? Однако Государственный образовательный стандарт (ГОС ВПО) второго поколения, по которому высшее профессиональное образование страны работало с 2000 г. и продолжает сегодня доучивать уже принятых на обучение студентов, по предложению УМО предписывал вузам включать в учебные планы большой объем подготовки по «инженерно-технологическим дисциплинам, отражающим специфику отраслей сферы материального производства», а именно: 1150 часов. Такую позицию профессорско-преподавательский состав в целом поддерживает. Действительно, в первую очередь нашим выпускникам приходится на предприятиях сталкиваться с решением вопросов организации и планирования производственных процессов, организации и оплаты труда работников, управления проектированием сложных технических объектов и систем, экономической эффективности мероприятий по внедрению новой техники и технологии и многих других, требующих хорошего знания специфики отраслевого производства.

Эта позиция находит отражение и в квалификации, которую получают выпускники. Так, в 1970-1990-е гг. в соответствии с образовательным стандартом первого поколения они получали квалификацию «инженер-экономист».

При этом в учебные планы входили: инженерная графика, теоретическая механика, сопротивление материалов и пр. ГОС второго поколения отразил произошедшие в обществе изменения -усиление внимания к развитию рыночных экономических механизмов. Он позволил вузам давать выпускникам квалификацию «экономист-менеджер», оставив возможность давать и прежнюю - «инженер-экономист». В ответ многие кафедры, выпускающие специалистов по специальности 080502, стали делать акцент на финансово-экономической подготовке студентов, на бизнес-планировании и анализе инвестиционных проектов и т. д. Преобладающей в результате стала квалификация «экономист-менеджер». При этом кафедры стали фактически отходить от требований образовательного стандарта в части объема инженерно-технологической подготовки студентов.

Такая позиция, на наш взгляд, оправдана временем. Можно признать, что «сработала мода» на экономистов-финансистов, менеджеров, маркетологов, юристов, которая наблюдалась в российском обществе в 90-е гг. прошлого века и в первые годы века нынешнего. Именно этих специалистов очень не хватало в народном хозяйстве, и спрос на них был велик.

В последние два-три года наблюдается уже другая тенденция - рост спроса на технических специалистов и, как результат, интереса абитуриентов к техническим специальностям. Так, в СПбГПУ на первые позиции по итогам приемной кампании несколько раз выходил инженерно-строительный факультет, а в текущем году отличные результаты показал механико-машиностроительный факультет. Такая тенденция не удивляет, ведь страна вступила на путь инновационного развития, и потребность народного хозяйства в профессионально подготовленных конструкторах, технологах, строителях растет. И задачи обновления производственных фондов, создания новых технологий и материалов, строительства новых предприятий, основанных на инновационных разработках, выходят на первый план.

Как отразилась новая тенденция на подготовке экономистов и менеджеров? В 2009/10 учебном году утверждены новые образовательные стандарты - стандарты третьего поколения, построенные на компетентностной основе [1, 2].

Но среди множества компетенций, которыми согласно этому ГОС должны обладать выпускники высшей школы - бакалавры и магистры менеджмента, не нашлось места компетенциям в области техники или технологии отраслевого производства. Налицо гуманитаризация экономико-управленческого высшего образования, к которой ведут вузы нормативные документы топ-уровня.

С другой стороны, именно бакалавры должны после окончания вузов «идти на производство» и решать там очень конкретные задачи, предполагающие знание отраслевой производственной специфики. Действительно, ГОС определяет область профессиональной деятельности бакалавров в качестве исполнителей или руководителей младшего уровня в различных службах аппарата управления. При этом они должны обладать способностями: планировать и управлять производственной деятельностью организации, участвовать во внедрении технологических и продуктовых инноваций, проводить анализ операционной деятельности организации (компетенции ПК-18, 19, 20, 21, 47) [1]. Как они смогут это делать, получив гуманитарное образование, пока не понятно. Похожая картина складывается и для магистров.

На наш взгляд, крупные политехнические университеты, такие как СПбГПУ, имеют прекрасную возможность продолжить традиции инженерно-экономического образования. Для этого существует необходимая материальная база и высокопрофессиональный профессорско-преподавательский состав технических факультетов. Связи между техническими факультетами и факультетом экономики и менеджмента укрепляет и то, что преподаватели-экономисты читают на технических факультетах свои курсы, которые являются обязательными в соответствии с техническими образовательными стандартами, консультируют экономическую часть выпускных квалификационных работ. Другими словами, тесное сотрудничество между экономистами и «технарями» обоюдовыгодно, идет на пользу обеим сторонам и развивает политехническое образование в целом. Поэтому возврат к инженерно-экономическому образованию в политехнических университетах, на наш взгляд, не только возможен, но и необходим. Даже новые образовательные стандарты не станут на практике пре-

пятствием для этого: ГОС допускает определенную самостоятельность вузов в формировании учебных планов. Речь идет о вариативной части Профессионального цикла (Б.3.3). Для этого необходимы лишь поддержка и методическая помощь со стороны УМО, а также «политическая воля» руководства технических университетов и их экономических факультетов. Плохо лишь одно: присвоение выпускнику квалификации «бакалавр менеджмента» формально лишено уточнения, для работы на предприятиях какой отрасли его готовили в университете.

Кафедре «Экономика и менеджмент в энергетике и природопользовании» СПбГПУ 75 лет. За эти годы для народного хозяйства страны выпущено более полутора тысяч специалистов. Кафедра была организована профессором В.В. Болотовым. Яркими представителями научной школы экономистов-электроэнергетиков, которая сложилась на кафедре и была хорошо известна в Советском Союзе и в Европе, были профессора В.Н. Гусев, П.П. Долгов, А.Н. Ши-шов, Т. В. Лисочкина, В. А. Таратин.

Все это время, по сегодняшний день включительно, кафедра - одна из немногих, сохраняющих традиции инженерно-экономического образования. В действующем учебном плане восемь чисто технических дисциплин (см. форму анкеты), которые читают преподаватели технических факультетов Политеха. Еще в нескольких дисциплинах, которые читают преподаватели кафедры, широко используются технические понятия и показатели. Это, например, «Организация и оперативное планирование производства электроэнергии», «Экономика промышленной энергетики», «Экономика и управление энергосбережением» и др.

Для ответа на вопрос, нужны ли серьезные инженерные знания экономистам и менеджерам, работающим сегодня в электроэнергетике, летом 2010 г. проведено блиц-анкетирование тех выпускников кафедры, которые работают на предприятиях этой отрасли. Среди них есть сотрудники бухгалтерий, финансовых, планово-экономических, производственно-технических, административных отделов и служб предприятий. Уровень их должностей - от топ-менеджеров до рядовых сотрудников. Форма предложенной им анкеты представлена далее.

Уважаемый политехник - выпускник кафедры «Экономика и менеджмент в энергетике и природопользовании»!

В настоящее время в связи с переходом высшего образования на уровневую подготовку остро стоит вопрос об изменении содержания образования, в том числе о корректировке отраслевой технико-технологической составляющей обучения экономистов и менеджеров. Наша кафедра начинает готовить бакалавров (4 года обучения) и магистров (6 лет обучения) менеджмента вместо инженеров-экономистов (в 70-е и 80-е годы) или экономистов-менеджеров (в 90-е годы и по настоящее время). Мы обращаемся к Вам с просьбой высказать свое мнение по этому поводу, в частности - ответить на два следующих вопроса.

1. Помогает ли Вам сегодня в работе то, что обучаясь в Политехе на факультете экономики и менеджмента, Вы получили основательную технико-технологическую подготовку в области электроэнергетики?

Возможные ответы (выделите то, что считаете верным):

- да, очень помогает;

- да, иногда это бывает необходимо;

- да, помогает, но надо знать больше; приходится (приходилось) доучиваться;

- нет, мне практически не приходится применять полученные знания по технике;

- нет, я ничего не помню, да мне это и не нужно;

- нет, это было попусту потраченное время. Нам не дали хорошей технической подготовки: учили не тому и не так. Сегодня приходится переучиваться заново;

- не знаю, не задумывался(лась) об этом;

- другое:_

2. К настоящему моменту для подготовки экономистов-менеджеров (5 лет обучения) по специальности «Экономика и управление на предприятии энергетики» на кафедре сложился следующий перечень технико-технологических дисциплин:

1. Материаловедение (электротехнические материалы).

2. Общая электротехника.

3. Теоретические основы теплотехники.

4. Паро- и газотурбинные установки.

5. Реакторы и парогенераторы.

6. Возобновляемые источники энергии (гидро-, ветро-, солнечные и другие станции).

7. Электрические станции (тепловые, в том числе атомные).

8. Электрические сети и системы.

Следует ли сохранить или изменить этот список? И если изменить, то как? Выскажите, пожалуйста, свое мнение. _

Мы очень благодарны Вам за ответы на наши вопросы. Ваше мнение поможет нам повысить качество подготовки менеджеров для отечественной электроэнергетики.

Фамилию свою можете не указывать, просьба указать лишь должность, чтобы мы могли понять, насколько Ваша работа связана с решением технических вопросов.

Жаль, что число принявших участие в анкетировании оказалось невелико. Но ответы их были почти единогласны, и это позволяет считать результаты анкетирования достоверными.

Так, из тринадцати человек, приславших ответы на вопросы анкеты, восемь отметили следующий вариант: «Да, помогает, но надо знать больше; приходится (приходилось) доучиваться»; трое: «Да, иногда это бывает необходимо»; один: «Да, очень помогает»; и только еще одному его технические знания не пригодились.

При ответе на второй вопрос все участники указали, что надо сохранить или даже расши-

рить список технических дисциплин, изучаемых экономистами-менеджерами.

«В идеале стоило бы вернуться к квалификации инженера-экономиста. Следовательно, добавить в образовательную программу такие дисциплины, как "Инженерная графика", "Сопротивление материалов", "Теоретическая механика". Также целесообразно увеличить объем подготовки по ТОЭ и ТОТ...», - пишет инженер производственно-технического отдела ТЭЦ-21, выпускница 2007 г. «В мои обязанности входит планирование титульных списков, заключение договоров и оформление финансовых документов по

работам статьи "Другие услуги производственного характера". К этим работам относятся: обследования, освидетельствования, экспертизы, пуско-наладочные работы по оборудованию станции, испытания, согласования экологических проектов, поверка и калибровка систем измерения, анализ расхода воды станцией и др.», - описывает она характер своей работы.

«Уже 8 лет непосредственно связан с экономикой и финансами. Так как работаю в энергетике, технические знания - несомненный плюс: я разговариваю на одном языке с "технарями", понимаю смысл договоров, понимаю куда, зачем, какое оборудование устанавливается и т. п. По моему мнению, специалисты, имеющие технические знания отраслевого производства, должны иметь преимущество, например при найме на работу. Такой специалист не только умеет работать с цифрами, понимая законы и правила экономической и финансовой работы, но и понимает смысл вложения средств. Исключение могут составлять только бухгалтеры. Для себя в качестве цели вижу роль руководителя. Для руководителя факт наличия полного спектра знаний по производству... неоспоримо важен», - отмечает заместитель директора по экономике и финансам ОАО «Киришская ГРЭС».

В 2009 г. кафедра внесла в УМО свои предложения по содержанию обязательной для вузов вариативной части Профессионального цикла ГОС, в том числе - по перечню инженерно-технологических дисциплин, отражающих специфику отраслей. Эти предложения выглядят следующим образом:

Оборудование предприятий отрасли.

Технологические процессы на предприятиях отрасли.

Основы отраслевого конструирования и проектирования.

Организация и оперативное управление производством на предприятиях отрасли.

Организация, нормирование и оплата труда на предприятиях отрасли.

Сертификация отраслевого производства и управление качеством.

Экономика предприятия отрасли.

Экономика отрасли.

Планирование и экономический анализ на предприятии отрасли.

Отраслевые рынки.

Налоговая система и ценообразование в отрасли.

Экономика и управление ресурсосбережением в отрасли.

Какие решения примет Учебно-методическое объединение - покажет время.

Введение или упразднение тех или иных дисциплин учебного плана, по большому счету, должно четко определяться текущими потребностями народного хозяйства. Развитие отдельных технологий стимулирует подготовку специалистов, владеющих ими, а появление новых направлений развития экономики страны требует специально подготовленных экономистов и менеджеров. Примером этого становится чрезвычайно актуальное сегодня направление, связанное с повышением энергетической эффективности и с энергосбережением.

В 2009 г. принят Федеральный закон РФ № 261 «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности. » [3], который определил требования в этой области для хозяйствующих субъектов. Соответственно появляется необходимость организовать работу предприятий с учетом требований закона. Энергоменеджмент становится насущной потребностью любого предприятия и организации -потребителей энергоресурсов, тем более, что за последние годы энергоемкость отечественной экономики заметно возросла.

Управление энергосбережением и энергоэффективностью - это система принципов и методов, обеспечивающих достижение целей производства при рациональном уровне использования топливно-энергетических ресурсов (ТЭР). В основе управления энергосбережением и энергоэффективностью лежит целенаправленная деятельность, связанная с поиском, оценкой и реализацией имеющихся резервов экономии ТЭР. Потери топлива и энергии такое управление рассматривает как потери дохода (прибыли) предприятия. Следовательно, конечная цель энергоменеджмента соответствует целевой функции предпринимательства - получению наибольшей прибыли при оптимальном, приемлемом для предпринимателя уровне затрат, связанных с энергоснабжением и использованием ТЭР. Эти теоретические предпосылки лежат в основе нового курса «Экономика и управление энергосбережением», который стал с 2006 г.

неотъемлемой частью подготовки специалистов и магистров на кафедре.

Процесс управления связывает всегда две подсистемы: управляемую, или объект управления, и управляющую, или субъект управления. Объектом управления в данной сфере являются топливно-энергетические ресурсы и, следовательно, все структурные подразделения, обеспечивающие энергоснабжение и осуществляющие потребление ТЭР. Поэтому важнейшая задача управления - установление экономических отношений между хозяйствующими субъектами в процессах энергоснабжения (генерации, преобразования, распределения, передачи) и энергопотребления (конечного использования этих ресурсов). Управление осуществляется через воздействие на людей, на которых, в частности, возлагается и ответственность за энергосбережение. Для этого им предоставляются полномочия и средства, необходимые для достижения поставленных целей.

Субъект управления в процессах энергоснабжения и энергопотребления - это специалисты, которые с помощью специальных методов и способов управления осуществляют целенаправ-

ленное воздействие на объект управления. Управление (менеджмент) - это сложная и ответственная работа, успех которой во многом зависит от специальных знаний. В частности, управление энергосбережением и энергоэффективностью является межотраслевой дисциплиной и требует знаний в области менеджмента, техники и технологий, экономики и финансов.

Выпускникам кафедры «Экономика и менеджмент в энергетике и природопользовании» СПбГПУ предоставляется полная возможность получения таких знаний. Разработанная на кафедре учебная программа дисциплины «Экономика и управление энергосбережением» и одноименное учебное пособие [5] стали примером реализации актуальных потребностей народного хозяйства страны и соответствуют плану, утвержденному Распоряжением Правительства Российской Федерации № 1830-р от 01.12.09 г. [4], в котором указана необходимость создания учебных центров энергетической эффективности.

В следующей таблице представлены разделы этой дисциплины и виды занятий. Под лабораторными занятиями здесь понимаются практические работы непосредственно на станциях.

Раздел программы Число часов

чтение лекции практические занятия лабораторные занятия самостоятельные занятия

Введение 1 - - -

1. Основные понятия и определения 1 - - 2

2. Основы управления энергосбережением 2 1 - 2

3. Классификация потерь ТЭР 3 2 2 4

4. Основные этапы разработки программ энергосбережения 2 1 - 4

5. Методы управления энергосбережением 4 2 2 2

6. Программно-целевое планирование энергосбережения 4 1 - 2

7. Анализ и оценка резервов энергосбережения 4 2 6 2

8. Анализ и оценка структуры и динамики энергопотребления 4 1 - 2

9. Составление и анализ энергетических балансов 2 1 2 12

10. Оценка эффективности энергосберегающих мероприятий 4 5 5 12

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Финансово-экономический анализ проектов энергосбережения 3 1 - 7

Всего 34 17 17 51

Перечисленные разделы дисциплины по своему содержанию не являются техническими, но для формирования и оценки программы энергосбережения необходимо понимание сущности предлагаемых мероприятий. А, как известно, наиболее энергоэффективными являются именно технические мероприятия и мероприятия по оптимизации режимов работы оборудования. Оценка их эффективности предполагает и метрологический аспект. Следовательно, понимание процесса управления энергосбережением и энергоэффективностью возможно только при наличии знаний в указанных технических областях. Именно таким образом формируются требования к специалисту нового направления - энергоменеджмента. Предлагаемая подготовка таких специалистов является типичным примером инженерно-экономического образования, реализуемого в политехническом вузе на факультете экономики и менеджмента. Форма обучения при этом может быть очной при получении первой специальности, либо очно-заочной в виде повышения квалификации специалистов энергопредприятий (программы на 72 часа, 120 часов или подготовка в группах МВА).

Высшему образованию важно своевременно реагировать на изменения кадрового спроса народного хозяйства. Сегодня конкурентоспособность выпускника вуза определяется наличием именно специальных знаний. Если 10 лет назад для устройства на работу экономистом или менеджером первостепенное значение имело умение пользоваться компьютером и знание основных офисных программ, то сейчас это даже не обсуждается, а считается естественным. Службы развития персонала большинства энергетических компаний уже не первый год предпочитают подбирать на должности в экономической и финансовой сферах компаний именно претендентов с наличием знаний техники и технологии энергопроизводства. Более того, перспективы продвижения по карьерной лестнице таких выпускников заведомо лучше.

Таким образом, всегда остается актуальной задача согласования учебных планов подготовки будущих специалистов с текущими и перспективными интересами потенциальных работодателей. И приводит это в энергетике к требованию непременного сохранения как обособленного института инженерно-экономического университетского образования.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 080200 «Менеджмент» (квалификация - бакалавр) [Текст] : утв. приказом министра образования и науки РФ № 544 от 20.05.10 г.

2. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 080200 «Менеджмент» (квалификация - магистр) [Текст] : утв. приказом министра образования и науки РФ № 636 от 18.12.09 г.

3. Об энергосбережении и о повышении энерге-

тической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ [Текст] : Фед. закон № 261 от 21.11.09 г.

4. План мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в РФ, направленных на реализацию ФЗ № 261 от 21.11.09 г. [Текст] : Распоряж. Правительства Российской Федерации № 1830-р от 01.12.09 г.

5. Кузнецов, Е.П. Экономика и управление энергосбережением [Текст] : учеб. пособие / Е.П. Кузнецов, О.В. Новикова, А.С. Дяченко. - СПб.: Изд-во Поли-техн. ун-та, 2010. - 591 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.