УДК 378.147
РЕАЛИЗАЦИЯ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ ПОСРЕДСТВОМ ПРИВЛЕЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ К МОДЕРНИЗАЦИИ ЛАБОРАТОРНЫХ ПРАКТИКУМОВ
© 2017
Самедов Магамед Насиб оглы, старший преподаватель кафедры физики Казанский (Приволжский) федеральный университет, Елабужский институт (423604, Россия, Елабуга, улица Казанская, 89, e-mail: magacam@mail.ru)
Аннотация. Одним из основных направлений трансформации современного общества является активное внедрение практико-ориентированного обучения, в основе которого лежит системно-деятельностный подход в образовании. В статье рассматривается один из механизмов реализации такого подхода путем привлечения одаренных студентов к работе по модернизации лабораторных практикумов по физике и смежных с нею энергетических учебных дисциплин в системе высшего профессионального образования. На основе многолетнего опыта, накопленного в деятельности ЕИ КФУ, обоснована специфика такой работы, её целесообразность, технические и учебно-методические условия, а также представлена модель такой работы в виде «дорожной карты». Приведены примеры комплексного решения вопросов привлечения студентов к изготовлению и модернизации лабораторного оборудования, использования информационно-коммуникационных технологий, современного технического и технологического оборудования, развитию научно-исследовательской культуры всех участников педагогического процесса, организации индивидуальной, групповой и массовой работы студенческого сообщества, под руководством своих преподавателей. Представленный опыт организации работы студентов по модернизации лабораторного оборудования позволяют определить пути оптимизации и рационализации учебного процесса, и может быть использован в различных образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования.
Ключевые слова: высшее профессиональное образование, физика, энергетика, лабораторный практикум, техническое оборудование, дорожная карта, информационно-коммуникационные технологии, одаренные студенты, научно-исследовательская работа.
REALIZATION OF SYSTEM-ACTIVITY APPROACH IN LEARNING BY ENGAGING STUDENTS IN A LABORATORY PRACTICAL MODERNIZATION
© 2017
Samedov Magamed Nasib ogly, Senior Lecturer of The Department of Physics
Kazan (Volga region) Federal University, Elabuga Institute (423604, Russia, Elabuga, Kazanskaya Street, 89, e-mail: magacam@mail.ru)
Abstract. One of the main direction 'transformation of modern education' is the active introduction of practice-based learning which is based on a system-activity approach. The article deals with one of the mechanisms for the implementation of this approach by attracting talented students to work on the modernization of laboratory workshops on physics and its related disciplines energy in the system of higher education. Based on years of experience gained in the work of EI KFU, it proved the specificity of this work, its appropriateness, technical and pedagogical conditions as well as a model of such work in the form of a "road map". The examples deal with issues of attracting students to the construction and modernization of laboratory equipment. The use of information and communication technologies, modern technical and technological equipment, development research culture of all participants in the pedagogical process, the organization of individual group and mass work of the student community under the guidance of their teachers. Introduce experienced work students on lab ware modernization can determine ways to optimize and streamline the learning process can be used in various educational institutions of higher and secondary vocational education.
Keywords: Higher Professional Education, Physics, Energy, Laboratory Practical, Technical Equipment, The Roadmap, Information and Communication Technology, A Gifted Student, Research Work.
Переход на качественно иной образ жизни людей в эпоху информатизации общества невозможен без трансформации общественного сознания. Оно включает в себя устойчивое научное мировоззрение на проблемы технического развития жизни людей, их происхождения и формирования, теорию происхождения нашей Земли и Вселенной и их будущего, решения политических, экономических, экологических и социальных вопросов в нашей стране и отдельно взятого человека. Специфика такой деятельности закладывается в семье, школе, системе среднеспециального, высшего и дополнительного образования. Ее реализация должна осуществляться на практике, в новых и давно зарекомендовавших себя эффективных подходах к обучению и воспитанию, таких, как системно-деятельностный подход и практико-ориен-тированное образование, взятых за основу Федерального государственного образовательного стандарта [1]. Это нашло свое отражение и в программе модернизации педагогического образования [2, 3].
Трансформация общества - это, прежде всего, трансформация сознания человека, под которым понимается переход накопленного опыта в новое качество, сопровождаемое всплеском уровня самостоятельного сознания в принятии жизненно важных решений для своего развития, формирования, а также жизни всей страны. Поэтому, преподавателям важно развивать у своих подопечных стремление к творчеству, под которым понимается создание чего-то качественно нового, а также освоение новых технологий в производственной и неБалтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 1(18)
производственной сфере.
Системно-деятельностный подход - это такой классический метод образования, при котором главная цель обучения, а, следовательно, и специфика преподавательского труда состоит в том, чтобы развить у человека интерес к предмету, процессу обучения, а также сформировать у него навыки самообразования [4-8]. Конечный результат работы со студентами должен состоять в воспитании творца, личности с активной жизненной позицией на протяжении всей его дальнейшей жизни и деятельности. При этом гражданская позиция, идентичность личности включает в себя не только всё богатство индивидуальных и возрастных особенностей, но и совокупность универсальных учебных действий, а также профессиональных компетенций.
Относительно новой формой образовательного процесса является практико-ориентированное обучение студентов [9-11]. Оно включает в себя взаимодействие, по крайней мере, трех субъектов обучения, прежде всего студента и преподавателя, а также представителей профильного предприятия. Здесь нет изолированности студенческого сообщества от жизни своего вуза или страны, мира в целом, а наоборот, происходит всяческое укрепление всех их позиций, на основе развитого критического анализа получаемой информации, её обработки, использования, деятельности преподавательского сообщества и руководителей различного ранга. Ведущим элементом такой системы становится формирование устойчивых психологических качеств личности
воспитуемых (развития памяти, внимания, мышления, мотивации, способности противостоять стрессовым ситуациям и т.д.), ориентация их на самостоятельное приобретение новых знаний, формирование практического опыта и умений для решения жизненно важных задач и развития своего творческого потенциала. С другой стороны, прохождение различных видов учебной, социальной и производственной практик ставит своей задачей не только знакомство студентов с профессиональной средой, условиями труда и требованиями общества к той или иной профессии, но и формирование у них различного рода профессиональных компетенций.
Как показывает опыт, одним из успешных направлений такой работы может быть привлечение одаренных студентов к модернизации лабораторных практикумов по физике и смежным с нею учебным дисциплинам [1215]. Важность и актуальность такого подхода вызвана несколькими весьма важными факторами.
Во-первых, это повышение творческого отношения каждой личности к организации учебно-образовательного процесса своего учебного заведения, активное участие в его жизни и дальнейшее развитие своих интеллектуальных способностей.
Во-вторых, ориентация молодежи на самостоятельное и практико-ориентированное усвоении получаемых знаний, закрепление их при организации научно-исследовательской деятельности, организации различных видов учебной и производственной практики.
В-третьих, передача накопленного опыта в социально-педагогическую жизнь общества, например, работу с одаренными детьми, школьниками и пенсионерами в системе дополнительного образования, вовлечение студентов в организацию летнего отдыха учащихся, педагогическую практику, деятельность детских технопарков, количество которых в ближайшие годы на территории России должно многократно увеличиться.
Модернизация лабораторных практикумов по физике и смежным с нею дисциплинам, охватывает множество теоретических и практических проблем общества. Это могут быть, например, решение вопросов энергосбережения и безопасности лабораторного оборудования, поиска и устранения мелких и средних неисправностей электронных блоков и блоков питания, работы цифровой измерительной аппаратуры, компьютерной, промышленной, бытовой техники, а также сотовой связи, телефонов и много другого.
Как показывает многолетняя практика, накопленная в деятельности ЕИ КФУ, привлечение одаренных студентов вуза к модернизации занятий и организации лабораторных практикумов по физике развивает творческие способности всех участников педагогического процесса, способствует дальнейшему повышению уровня научно-исследовательской культуры, формирует их нравственные, патриотические и профессиональные качества.
Несомненно, что этому процессу во многом способствует профессиональная деятельность самих преподавателей вуза по реализации федеральных государственных стандартов нового поколения. Широкое использование информационно-коммуникационных технологий, использование возможностей электронных личных кабинетов преподавателей, скоростного Интернета, аудиторий, оснащенных по последнему слову техники, а также авторских электронных образовательных ресурсов повышает качество такой работы [16-18].
Нами замечена такая тенденция, что в период подготовки, а тем более во время организации самих лабораторных практикумов происходит отбор и анализ учебного материала из различных источников, реализуется обмен информацией и опытом работы, осуществляется системный анализ достигнутых результатов, осуществляется сравнение полученных вычислений с использованием математических и физических формул. Кроме того приходится много наблюдать за происходящими
физическими процессами, заполнять разнообразные таблицы, составлять графики тех или иных закономерностей. Все это по отношению к студентам, особенно младших курсов, можно смело назвать не только источником творческого процесса, но и началом научно-исследовательского поиска по формированию личности будущего специалиста, живущего и работающего в условиях рыночной экономики.
Вовлечение студентов в процедуру модернизации лабораторных практикумов, как и других учебных занятий, построенных на идеях сотрудничества и сотворчества, меняет атмосферу жизни не только отдельно взятой личности молодого человека, но и всей студенческой группы, курса и даже факультета в лучшую сторону. Увлеченность талантливых студентов, под руководством их старших наставников, активизирует систему межличностных отношений. Здесь в более полной мере реализуется система индивидуальных и групповых консультаций, укрепляется характер неформального общения со студенческим сообществом, своими преподавателями, школьными учителями. Всё это не только повышает роль теоретических курсов, семинарских и лабораторных занятий своего вуза, но и становится фактором личностного роста личности каждого из студентов, их участия в общественной, социальной жизни своего региона, укрепления связей со специалистами из ведущих вузов страны и даже мирового сообщества.
В качестве одного из типичных примеров необходимости модернизации лабораторного практикума по физике и смежных с нею учебных дисциплин ряда российских вузов можно назвать проблему энергетического сбережения в системе электроснабжения и электропотребления нашей страны. То, что она затрагивает интересы студенческого сообщества и, практически каждого жителя России, ни у кого не вызывает сомнения. Дело в том, что на единицу выпускаемой продукции в нашей стране расходуется в 3 раза больше энергоносителей, чем в большинстве развитых стран мира. Изучение данной ситуации, анализ её глубинных проблем с технологией организации и проведением лабораторного практикума, научных экспериментов в этой области с участием студентов, позволяет вскрыть ряд глубоких технических, социальных причин низкой конкурентной способности экономики России не только на мировом, но и на внутреннем рынке.
Для поиска ответов по решению подобных проблем в ходе выполнении лабораторных работ, под руководством преподавателя, внимание студентов заострятся на постановке ряда актуальных задач, инициаторами которых как раз и выступают одаренные студенты. Естественно, что этому в немалой степени, способствует острота самой постановки проблемы, специфика учебных занятий на естественно-математическом факультете, характер организации самостоятельной студенческой (взрослой) жизни, их мировоззренческие взгляды, убеждения, экономические потребности и т.п.
На этой основе как раз и строится полнота организации научно-поисковых работ студенческого сообщества и их талантливых лидеров. Главный же вывод по этой проблеме заключается в том, что задача экономического стимулирования в вопросах энергосбережения носит комплексный характер. В её реализации должны принимать участие не только различные структуры власти, управленческий аппарат или коммерческие структуры, но широкие массы населения, включая студентов, учащихся старших классов и средства массовой коммуникации. Только совместная деятельность людей, их трудолюбие, патриотизм и может обеспечить, в конечном итоге, решение проблемы по экономному использованию и расходу различных видов энергии, включая электричество.
Примерно по такому же алгоритму осуществляется работа студентов, на примере своих талантливых сокурсников, которая охватывает проблему страны, направлен-
ную на повышение уровня компетенций гражданского общества. Естественно, она существенно шире, чем проблема совершенствования лабораторных практикумов по физике, так как включает в себя множество и других вопросы, например, совершенствование работы электростанций, повышение производительности труда или оснащенность технических лабораторий современными средствами учета и контроля энергоресурсов, включая их цифровые аналоги. Очевидно, что для этого необходимо не только организовать выпуск современного энергосберегающего технологического оборудования, но и продолжить научный поиск по анализу, внедрению передовых технологий, новейших отечественных и зарубежных разработок.
Одна из задач такой работы - это обеспечение более качественной подготовки студентов вуза как будущих специалистов (бакалавров или магистров) с инженерным и техническим образованием, в том числе, в сфере энергосбережения, электроснабжения и электропотребления. Для полного её решения необходимо существенно модернизировать всю систему основного, начального, среднего и высшего профессионального образования. И здесь талантливые студенты могут реализовать свои способности. Это реализуется нами, в частности, при организации и проведении лабораторно-практических занятий по курсу «Энергосбережение на промышленных предприятиях», «Альтернативные и возобновляемые источники энергии» при подготовке бакалавров-энергетиков. Подобная работа ведется и с одаренными школьниками различного возраста. При этом одной из ее составляющих является использование технологий проблемного обучения [19]. Это реализуется при проведении занятий с детьми в Летней физико-математической школе, Детском университете, в ходе организации вечеров науки для школьников и ряде других взаимосвязанных педагогических проектов [20-24].
Анализ опыта работы ЕИ КФУ и ряда вузов страны показывает, что, несмотря на обилие учебно-дидактической литературы, выпущенной в разные годы в нашей стране, особенно за последние полвека, на сегодня приходится констатировать, что возможности для такой преобразовательской и научно-исследовательской работы за последнее десятилетие существенно изменились. Вызвано это, на наш взгляд, следующими причинами.
С одной стороны, Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) основного, общего среднего и профессионального высшего образования за последние годы претерпевает существенные изменения. Казалось бы, это дает широкую возможность для творческого развития учащихся, студентов и даже самих преподавателей на основе внедрения как классических, так и инновационных технологий обучения и воспитания. С другой стороны, мы видим, что от года к году существенно сокращаются потенциальные возможности учебных заведений для формирования научного мировоззрения учащихся или студентов ввиду слабой связи науки и практики, теоретических и практических учебных занятий, например, уроков по физике с уроками по трудовому обучению, производственной практике, организацией внеклассных и внеаудиторных занятий.
Существенный вред приносят непродуманные «реорганизации», суть которых сводится к сокращению количества, уроков, лекций, семинаров по фундаментальным вопросам физико-математического образования, изъятие из школьного курса предмета астрономии, и, как следствие, уменьшение числа экскурсий на предприятия, количества и качества проведения лабораторных практикумов, других видов занятий в системе профессионального и дополнительного образования.
Более того, практика показывает, что учебные планы и программы в учебных заведениях в настоящее время составляется самим преподавательским корпусом. Конечно, это тоже положительная, в целом, тенденция. Однако большая часть из них, в силу ряда объективных
и субъективных причин, все еще оказываются слабо согласованными между собой даже в рамках одной школы, не говоря уже об укреплении меж предметных связей, координации учебных планов и программ средней школы со среднеспециальными или высшими учебными заведениями.
Из стен технических лабораторий учебных заведений уходят талантливые лаборанты (в числе которых могли быть талантливые старшеклассники, студенты, аспиранты), что мешает усвоению глубоких знаний, например, в таких вопросах, как: постоянный и переменный электрический ток, генератор, электродвигатель, трансформатор, современная компьютерная техника, информационные технологии и т.п.
Именно поэтому для решения поставленных образовательных задач необходимо, на наш взгляд, разработать «дорожную карту», как алгоритм последовательных шагов, способствующих не только развитию интереса в сфере физико-математических наук, но и организации практических расчетов в той или иной области овладения энергетическими специальностями и повседневной жизни людей.
Для частичной нейтрализации вышеназванных проблем нами по всем базовым учебным дисциплинам, помимо разработки материалов учебно-методического комплекса, также составлены конкретные направления их реализации - «дорожные карты».
Основанием для их разработки, на наш взгляд, должно являться одно из таких фундаментальных положений развития современной науки о том, что в основе большинства исследований в области естественных, экономических и даже социальных наук лежат глубокие знания по использованию математических методов о гармонических (дисгармонических) колебаниях. Помимо хорошо известных методов исследования, применяемых в каждой научной области, они включают в себя такие направления, как: аналитические, графические, метод векторных диаграмм и др.
Помимо вышесказанного «дорожная карта» может включать в себя системный и комплексный подход по анализу достигнутых результатов, получение независимой и многофакторной оценки компетентных специалистов, средств массовой информации, Интернет - сообществ, стимулирование различных видов любознательности, трудолюбия, прилежания не только одаренных, но и рядовых участников педагогического процесса. Особое внимание в реализации «дорожной карты» можно уделить, например, разработке комплекса мер и психолого-педагогических приемов по мотивации учебного, научно - исследовательского труда студентов.
Рассмотрим в качестве примера конкретную практическую задачу о проведении исследований и технологических расчетов возможностей работы асинхронного микродвигателя. По мере её решения нам понадобится составить алгоритм решения этой задачи и обосновать серию конкретных шагов, некоторого маршрута (или «дорожной карты», рассмотренной нами выше) для их успешного воплощения в жизнь. На наш взгляд, решение любой такой исследовательской задачи может включать в себя целый ряд не только традиционных, но и инновационных этапов, к реализации которых можно подключить одаренных студентов.
Очевидно, что на первом этапе нам необходимо обновить полученные знания как школьного (политехнического колледжа), так и вузовского курса изучения физики и электротехники.
На втором этапе, каждому из студентов необходимо стать активным участником организация работы по самообразованию. Затем приступить к поиску вариантов решения поставленных учебных задач из дидактической, справочной технической литературы и Интернет-ресурсов. В случае затруднений рекомендуется обратиться за помощью к более опытным товарищам, преподавателям (организация индивидуальных или группо-
вых видов консультаций, советов).
На третьем этапе необходимо провести обновление и закрепление полученных знаний на практике, организовать разработку обновленной тематики лабораторных практикумов и экспериментов.
На четвертом этапе, важно провести выяснение и уточнение параметров заявленных технических устройств, возможностей современного лабораторного оборудования, провести серию математических и физико-технических расчетов с использованием разнообразных физико-математических формул. Их реализация помогает студентам в составлении графиков изучаемых процессов, составление и уточнение электрических схем их перенос в рабочие тетради, разработка и модернизация действующих моделей и конструкций.
Пятый этап может включать в себя: литературно-технологическое оформление и информационное (компьютерное) сопровождение результатов исследовательской работы (например, составление презентаций, дистанционных электронных ресурсов, тестовых заданий и т.п.).
Наилучших результатов в этой работе можно добиться в том случае, если осуществлять проведение базовых и экспериментальных занятий с использованием современного технического оборудования. Для развития интересов к физическому эксперименту и прикладной математике, это может быть аппаратура серии «ЭССЭСП.001 РБЭ» и его новейшие модификации, оснащенные мощным компьютерным и программным обеспечением [25, 26].
Основными достоинствами такого оборудования является:
- компактность его размещения на лабораторном столе, использование электропитания от сети переменного тока с рабочим нулевым и защитным проводниками напряжения 220±22 В;
- потребляемая мощность, не более 200 ВА, высокий класс защиты от поражения электрическим током I; одновременное участие в работе (на стендовом) оборудовании не более двух человек и другие характеристики.
При относительно небольшой массе комплекта технического оборудования, например, «ЭССЭП.001 РБЭ» весом до 50 кг, он включает в себя достаточно богатую комплектную и модульную составляющую, которая включает в себя:
Электромашинный агрегат (с машинкой постоянного тока, асинхронным двигателем и преобразователем углового перемещения);
Однофазный источник питания, преобразователь частоты, модель линии электропередач, регулируемый автотрансформатор, силовой трансформатор, переключатели;
Блок мультиметров (другой измерительной аппаратуры), люксметр, лампы накаливания, светодиодные, энергосберегающие лампы, а также другое оборудование.
Кроме того, комплект типового лабораторного оборудования включает в себя техническую документацию, подробное описание и методические указания по организации экспериментальных работ: проведение измерений показаний электрических приборов, схем соединений действий силового и импульсного трансформаторов; асинхронного двигателя и генераторов. Помимо этого организуется работа по определению удельного энергопотребления ламп электрического освещения разного типа и систем электроснабжения, электрических счетчиков, других устройств, подробное изучение и соблюдение правил по технике безопасности.
Таким образом, выполнение базовых лабораторных работ и экспериментов, которые выполняются на вышеназванном комплекте типового оборудования в студенческой среде, позволяет выявить отдельные показатели энергосбережения. К ним можно отнести определение коэффициентов полезного действия трансформатора
и асинхронного двигателя, удельных потерь активной мощности в линии электропередач, удельного энергопотребления ламп электрического освещения различного типа и др.
Как показывает наш опыт, модернизация занятий лабораторного практикума позволяет выявить несколько направлений использования технических и организационных направлений решения проблемы энергосбережения с привлечением талантливой студенческой аудитории. Он включает в себя:
- уменьшение потерь в распределительной электрической сети с односторонним (двусторонним) питанием путем компенсации реактивной мощности нагрузки или регулирования напряжения;
- снижение потерь активной мощности в распределительной электрической сети с двусторонним питанием, на основе выполнения в ней разреза, а также повышение КПД малонагруженного трансформатора при отключении параллельно работающего с ним трансформатора;
- обеспечение высоких коэффициентов полезного действия и коэффициента мощности малонагруженного асинхронного двигателя способом переключения его обмоток со схемы «треугольник» на схему «звезда»;
- исследование уровня электрической мощности, потребляемой асинхронным двигателем насосной или вентиляционной системы методом замены дроссельного способа расхода рабочей среды на другие его характеристики (например, частотный);
- уменьшение удельного энергопотребления системы электрического освещения способом замены ламп накаливания люминесцентной или светодиодной лампой, а также с помощью регулирования интенсивности освещенности или зонального отключения освещения.
Важно заметить, что возможность модернизации занятий лабораторного практикума обеспечивается также модульной конструкцией комплектов лабораторного оборудования, которая обеспечивает возможность каждому из студентов, под руководством их более талантливых сокурсников для самостоятельной сборки электрической цепи требуемой конфигурации. Такая работа, естественно осуществляется в соответствии с необходимыми параметрами всего экспериментального оборудования и её отдельных элементов и измерение параметров режима работы этой всей этой цепи, а также отдельных её модульных блоков. Существенным элементом такой модернизации выступает применение автоматических датчиков движения и присутствия людей для экономии электроэнергии и охранных функций.
Внедрение элементов модернизации с привлечением талантливых студентов также позволяет успешно использовать их для изучения курсов «Светотехника и энергосбережение», «Электроэнергетика», «Электрические сети и системы» для выполнения курсовых и дипломных проектов, изучения профессионального и разработки игрового диагностического оборудования и ряда других целей.
Таким образом, модернизация лабораторных практикумов по физике с привлечением одаренных студентов вуза, позволяет обеспечить более качественную подготовку специалистов с инженерным и техническим образованием. Это может осуществляться не только в сфере энергосбережения, электроснабжения и электропотребления, но и других областях, за счет организация учебной работы в различных её формах на основе современного лабораторного оборудования и новейших информационно-коммуникационных технологий.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям) (уровень бакалавриата). URL: http://fgosvo.ru/ news/2/1420 (дата обращения: 10.02.17).
2. Болотов В. А. Программа модернизации педагогического образования 2014 - 2017. URL: http://2014-
2015.педагогическоеобразование.рф/documents/show/14 (дата обращения: 10.02.2017).
3. Марголис А.А. Требования к модернизации основных профессиональных программ (ОПОП) подготовки педагогических кадров в соответствии с профессиональным стандартом педагога: предложения к реализации деятельностного подхода в подготовке педагогических кадров // Психологическая наука и образование. 2014. № 3. С. 105-126.
4. Абдуллаева С.А. Применение инноваций в образовании как требование времени // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 3 (16). С. 11-14.
5. Замалетдинова З.И. Системно-деятельностный подход в обучении как фактор развития творческой личности // Образование и саморазвитие. 2013. № 2(36). С. 34-38.
6. Асмолов А.Г. Системно-деятельностный подход к построению образовательных стандартов // Практика образования. 2008. № 2. С. 31-32.
7. Коваль Н.Н. Системно-деятельностный научно обоснованный подход к управлению школой // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2015. № 2. С. 37-41.
8. Кочнева Л.П. Системно-деятельностный подход в образовании в условиях введения государственных образовательных стандартов // Отечественная и зарубежная педагогика. 2013. № 3 (13). С. 137-148.
9. Низамова Х.М. Практико-ориентированный подход - путь к повышению эффективности обучения // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2015. № 2 (11). С. 70-71.
10. Космынин А.В., Чернобай С.П. Практико-ориентированный подход - важнейшее условие реализации модели специалиста вуза // Международный журнал экспериментального образования. 2012. № 8. С. 93-94.
11. Деменьтьева Л.Г., Полицинский Е.В. Использование практико-ориентированных задач в процессе обучения студентов технического вуза // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2014. № 3 (15). С. 121-125.
12. Samedov M.N.O., Aikashev G.S., Shurygin V.Y., Deryagin A.V., Sahabiev I.A. A study of socialization of children and student-age youth by the express diagnostics methods // Biosciences Biotechnology Research Asia. 2015. V. 12, № 3. Р. 2711-2722.
13. Айкашев Г.С., Самедов М.Н., Шибанов В.М. Методологические основы инновационной подготовки будущих учителей физики в педвузе к руководству техническим творчеством учащихся // Современные проблемы науки и образования. 2013. № 6. URL: http:// science-education.ru/ru/article/view?id=10918 (дата обращения: 10.02.2017).
14. Шибанов В.М. Проектирование лабораторного практикума по курсу «Автоматизация энергетических систем. Защита линии электропередачи» // Символ науки. 2016. № 4-2 (16). С. 212-214.
15. Самедов М.Н. Модернизация лабораторного практикума «Энергосбережение в системах электроснабжения и электропотребления» // Символ науки.
2016. № 2-1. С. 178-181.
16. Timerbaev R.M., Shurygin V.Y. Pedagogic Condition and Methodological Aspects of Education Intensification on the Course «Theoretical Mechanics» // Life Science Journal. 2014. V. 11, № 12. P.405-408.
17. Шурыгин В.Ю., Сабирова Ф.М. Реализация смешанного обучения физике средствами LMS MOODLE // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 4 (17). С. 289-293.
18. Shurygin V.Y., Krasnova L.A. Electronic learning courses as a means to activate students' independent work in studying physics // International Journal of Environmental and Science Education. 2016. V. 11, № 8. P. 1743-1751.
19. Лифанова Н.В. Развитие творческих способно-
стеи младших школьников на основе технологии проблемного обучения // Азимут научных исследовании: педагогика и психология. 2014. № 4. С. 81-84.
20. Шурыгин В.Ю., Дерягин А.В. Развитие технических способностеи одаренных детеи во внекласснои работе // Современные проблемы науки и образования. 2013. №2. URL: http://www.science-education.ru/108-8773 (дата обращения: 10.02.2017).
21. Шурыгин В.Ю. О возможности использования вузовских электронных образовательных курсов в процессе преподавания физики в школе // Физика в школе. 2016. № 4. С. 57-60.
22. Сабирова Ф.М., Дерягин А.В. Из опыта формирования интереса к изучению физических явлений у детеи младшего школьного возраста в рамках проекта «Детский университет» // Современные проблемы науки и образования. 2016. № 5. URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=25114 (дата обращения: 10.02.2017).
23. Шурыгин В.Ю., Шурыгина И.В. Активизация межпредметных связей физики и математики как средство формирования метапредметных компетенций школьников // Карельский научный журнал. 2016. Т. 5. № 4 (17). С. 41-44.
24. Краснова Л.А., Шурыгин В.Ю. Реализация принципа последовательности и преемственности в работе с одаренными детьми // Современные наукоемкие технологии. 2016. № 5-2. С. 358-362.
25. Бахмутская В.В., Елкин В.Д. Основы энергосбережения. Гомель: ГГТУ, 2006. 32с.
26. Сенигов П.Н. Энергосбережение в системах электроснабжения и электропотребления // Руководство по выполнению базовых экспериментов ЭССЭСП.001 РБЭ (961). Челябинск: Учебная техника, 2008. 62 с.
Работа выполнена за счет средств субсидии, выделенной в рамках государственной поддержки Казанского (Приволжского) федерального университета в целях повышения его конкурентоспособности среди ведущих мировых научно-образовательных центров.