РАЗДЕЛ I
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
УДК 378.22
Кузнецова Евгения Сергеевна
Аспирант Томского политехнического университета, [email protected], Томск
Криушова Анастасия Андреевна
Аспирант Томского политехнического университета, [email protected], Томск
Чучалин Александр Иванович
Доктор технических наук, профессор, проректор Томского государственного политехнического университета, [email protected], Томск
Герасимов Сергей Иванович
Доктор технических наук, профессор Сибирского государственного университета путей сообщения, [email protected], Новосибирск
Боев Олег Владимирович
Доктор физико-математических наук, директор Центра международных образовательных программ Томского государственного политехнического университета, [email protected], Томск
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ВЫПУСКНИКАМ ИНЖЕНЕРНЫХ ПРОГРАММ В УСЛОВИЯХ ДВУХУРОВНЕВОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ
Kuznetsova Evgenia Sergeevna
PhD student, Tomsk Polytechnic University, [email protected], Tomsk
Kriushova Anastasia Andreevna
PhD student, Tomsk Polytechnic University, [email protected], Tomsk Chuchalin Alexander Ivanovich
Dr., Professor, vice-rector, Tomsk Polytechnic University, [email protected], Tomsk
Gerasimov Sergey Ivanovich
Dr., Professor, Siberian Transport University, [email protected], Novosibirsk
Boev Oleg Vladimirovich
Dr., director, Center for international educational programmes, Tomsk Polytechnic University, [email protected], Tomsk
INTERNATIONAL REQUIREMENTS TO ENGINEERING PROGRAMME GRADUATES WITHIN TWO-TIER SYSTEM OF EDUCATION
Главным отличием содержания образования «магистра» от содержания образования «дипломированного специалиста» согласно ГОС ВПО до недав-24
него времени было то, что программы подготовки магистров ориентировали выпускников, в основном, на научно-исследовательскую и педагогическую деятельность, а программы подготовки дипломированных специалистов -на практическую профессиональную деятельность.
Приказом № 62 от 22.03.2006 г. Министерство образования и науки РФ внесло изменения в ГОС ВПО по направлениям подготовки специалистов для получения степени (квалификации) «магистр», которые существенно изменили ситуацию с магистратурой в высшей школе России. Произошли значительные изменения «в самой природе» магистратуры. Магистерские программы стали рассматриваться как самостоятельные «основные образовательные программы специализированной подготовки», предполагающие получение специалистами углубленных профессиональных знаний, умений и навыков в соответствующих областях деятельности. В магистратуре стала возможна подготовка специалистов к одному или нескольким видам деятельности: к научно-исследовательской, научно-педагогической, проектной, опытно- и проектно-конструкторской, технологической, исполнительской и творческой, организаторской и другим видам сложной деятельности, в первую очередь инновационной.
Основной особенностью Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) третьего поколения, макет которого был утвержден 1 февраля 2007 г., стала его ориентация на компетенции специалистов как результат обучения. Таким образом, в новых российских стандартах высшего профессионального образования нашла отражение мировая тенденция «learning outcome-based approach» (подхода, основанного на результатах обучения) к проектированию программ, который в России более известен как «компетентостный подход» [1].
Континентальная Европа в рамках Болонского процесса в настоящее время активно вводит двухуровневую систему высшего образования. Рамочные стандарты EUR-ACE для аккредитации инженерных программ, разработанные в 2006 г. на основе Дублинских дескрипторов и соответствующие Структуре квалификаций степеней в Европейском пространстве высшего образования (Framework for Qualification of the EHEA), описывают в общем виде требования к квалификациям специалистов с высшим образованием и академической степенью первого и второго уровней в Европе [2]. Стандарты EUR-ACE конкретизируют и усиливают требования к профессиональным и личностным компетенциям выпускников инженерных программ первого и второго циклов (уровня).
В странах-участниках Вашингтонского соглашения (Washington Accord), таких как США, Великобритании, Канаде, Японии, Австралии и др. степень бакалавра (Bachelor of Science и Bachelor of Engineering) является наиболее массовой (70-80%). Магистерская степень в данных странах рассматривается как свидетельство более глубокой специализации и не является принципиально важной при занятиях практической инженерной деятель-
ностью, поэтому отдельные требования к выпускникам-магистрам не прописываются [3]. В 2005 г. странами-участниками Washington Accord были выработаны единые требования к компетенциям выпускников-бакалавров образовательных программ в области техники и технологий.
Критерии оценки качества образовательных программ в области техники и технологий, которые использует в настоящее время Ассоциация инженерного образования России (АИОР) для общественно-профессиональной аккредитации совместимы как со стандартами Washington Accord, так и EUR-ACE [4]. В связи с разработкой и планируемым введением нового ФГОС ВПО и членством Ассоциации инженерного образования России в международных организациях ENAEE и Washington Accord Аккредитационный центр АИОР совершенствует критерии и процедуры аккредитации инженерных программ первого и второго уровней.
Представляет интерес сопоставление формальных требований к знаниям и умениям выпускников инженерных программ первого и второго цикла стандартов Washington Accord и EUR-ACE соответственно (см. табл. 1).
Таблица 1
Сравнение требований Washington Accord и стандартов EUR-ACE
Требования Washington Accord к выпускникам программ первого цикла Требования стандартов БиК-ЛСБ к выпускникам программ второго цикла
1 2
1. Применение знаний математики, естественных и фундаментальных инженерных наук, а также знаний в области специализации для концептуализации инженерных моделей. 1.2.1. глубокие знания и понимание принципов в области специализации; 1.2.2. критическую осведомленность о передовых знаниях и достижениях в области специализации; 2.2.3. способность применять полученные знания для концептуализации инженерных моделей, систем и процессов.
2. Идентификация, постановка, исследование и решение комплексных инженерных задач с достижением результата за счет использования математических методов и методов инженерных наук. 2.2.1. способность решать незнакомые, нечетко определенные задачи, имеющие конкурирующие спецификации; 2.2.2. способность формулировать и решать задачи в новых и новейших областях своей специализации; 2.2.3. способность применять полученные знания для концептуализации инженерных моделей, систем и процессов.
Продолжение таблицы
1 2
3. Проектирование решений комплексных инженерных задач, разработка систем, компонентов или процессов, которые удовлетворяют специфическим требованиям с соответствующим учетом вопросов охраны здоровья и безопасности людей, культурных, социальных и экологических аспектов. 2.2.1. способность решать незнакомые, нечетко определенные задачи, имеющие конкурирующие спецификации; 3.2.1. способность использовать знания и понимание при решении незнакомых задач, возможно с использованием знаний из других дисциплин; 3.2.2. способность использовать творческий подход для разработки новых оригинальных идей и методов.
4. Проведение исследований комплексных инженерных задач, включая постановку эксперимента, анализ и интерпретацию данных, синтез информации, необходимой для достижения требуемого результата. 4.2.1. способность идентифицировать, находить и получать необходимые данные; 4.2.2. способность планировать и проводить аналитические, имитационные и экспериментальные исследования; 4.2.3. способность критически оценивать данные и делать выводы.
5. Создание, выбор и применение соответствующих технологий, ресурсов и инженерных методик, включая прогнозирование и моделирование, для ведения комплексной инженерной деятельности в условиях определенных ограничений. 2.2.3. способность применять полученные знания для концептуализации инженерных моделей, систем и процессов; 5.2.2. всестороннее понимание применяемых методик, методов и их ограничений.
6. Эффективное функционирование индивидуально и как члена или лидера команды, в том числе междисциплинарной. 6.2.2. эффективно действовать в качестве лидера команды, которая может состоять из специалистов различных направлений и квалификаций.
7. Эффективная коммуникация в процессе комплексной инженерной деятельности с профессиональным коллективом и обществом, в целом, написание отчетов, создание документов, презентация материалов, выдача и прием ясных и понятных инструкций. 6.2.3. эффективно взаимодействовать в национальном и международном контекстах.
8. Для пунктов 8—12: 6.2.1. удовлетворять на более высоком уровне всем требованиям к личностным качествам, предъявляемым к выпускникам программ первого цикла.
Oкончание таблицы
1 2
9. Понимание социальных и культурных аспектов, вопросов охраны здоровья и безопасности людей, учет законодательных ограничений и меры ответственности при ведении комплексной инженерной деятельности. 6.1.3. демонстрировать понимание вопросов здравоохранения, безопасности, юридических аспектов и ответственности за инженерную деятельность, понимание влияния инженерных решений на социальный контекст и окружающую среду; следовать кодексу профессиональной этики и нормам инженерной практики.
10. Приверженность профессиональной этике и ответственности, а также нормам инженерной практики. 6.1.3. демонстрировать понимание вопросов здравоохранения, безопасности, юридических аспектов и ответственности за инженерную деятельность, понимание влияния инженерных решений на социальный контекст и окружающую среду; следовать кодексу профессиональной этики и нормам инженерной практики; 6.1.4. демонстрировать осведомленность в сфере проектного менеджмента и бизнеса, знание и понимание влияния рисков и изменяющихся условий.
11. Понимание последствий инженерных решений в социальном контексте и демонстрация знаний для решения проблем устойчивого развития. 6.1.3. демонстрировать понимание вопросов здравоохранения, безопасности, юридических аспектов и ответственности за инженерную деятельность, понимание влияния инженерных решений на социальный контекст и окружающую среду; следовать кодексу профессиональной этики и нормам инженерной практики.
12. Знания в области менеджмента и практики ведения бизнеса, в том числе менеджмента рисков и изменений, понимание связанных с ними ограничений. 6.1.4. демонстрировать осведомленность в сфере проектного менеджмента и бизнеса, знание и понимание влияния рисков и изменяющихся условий.
13. Осознание необходимости и способность к обучению в течение всей жизни. 6.1.5. осознавать необходимость и иметь способность самостоятельно учиться и повышать квалификацию в течение жизни.
Результаты формального сравнения «стандартов» инженерного образования, как набора компетенций выпускников инженерных программ, позволяют позиционировать бакалавра модели Washington Accord несколько ниже магистра «болонской» модели EUR-ACE. Данные выводы нашли отражение в разработке новой версии критериев АИОР: в частности, критерий «Подготовка к профессиональной деятельности» был более адап-
тирован к требованиям Washington Accord для программ первого уровня (бакалавриат) и требованиям стандартов EUR-ACE для программ второго уровня (магистратура, специалитет) (см. рис. 1).
Рис. 1. Уровень требований к компетенциям бакалавра и магистра в различных моделях
Из содержания «стандартных» требований к знаниям и умениям бакалавров в области техники и технологий - выпускников инженерных программ вузов в странах-участниках Washington Accord, видна их готовность к комплексной инженерной деятельности.
В «Болонской» модели магистр-инженер должен обладать «глубокими знаниями», уметь «решать неизвестные ранее задачи», создавать «концептуальные инженерные модели, системы и процессы», применять «инновационные методы для решения инженерных задач», разрабатывать «новые идеи», принимать «неизвестные ранее проектные решения», планировать и проводить «аналитические исследования», «интегрировать знания для решения комплексных практических задач», быть способным «эффективно функционировать в качестве лидера группы». Проанализировав данные требования, можно сделать выводы, что выпускники-магистры должны быть готовы к инновационной инженерной деятельности.
В соответствии с приведенными определениями комплексной и инновационной инженерной деятельности в [5], предлагаются их следующие характеристики (см. табл. 2).
Таблица 2
Характеристики комплексной и инновационной инженерной проблемы/деятельности
Определение
1 2
Комплексная инженерная проблема -проблема, которая может быть решена только в результате комплексной инженерной деятельности с применением соответствующих профессиональных и универсальных (личностных) компетенций специалистов с высшим образованием первой ступени (бакалавр) в области техники и технологий. Инновационная инженерная проблема -проблема, которая может быть решена только в результате инновационной инженерной деятельности на междисциплинарной основе в результате комбинации глубоких фундаментальных и прикладных знаний, умений, профессиональных и универсальных (личностных) компетенций специалистов с высшим образованием второй ступени (дипломированный специалист, магистр) в области техники и технологий
Характеристики
Комплексная инженерная проблема: - охватывает широкий спектр различных инженерно-технических и других вопросов, - не имеет очевидного решения, требует абстрактного мышления, оригинального анализа и построения соответствующих моделей, - требует для решения знаний, позволяющих использовать аналитический подход, основанный на фундаментальных принципах, - включает не часто встречающиеся задачи, находящиеся за пределами стандартных решений, - охватывает различные группы заинтересованных сторон с широким набором, в том числе противоречивых требований, - имеет значительные контекстные последствия, - является сложной многокомпонентной проблемой. Инновационная инженерная проблема: - является специализированной и предполагает глубокое изучение инженерно-технических и других вопросов, - не имеет однозначного решения, требует глубокого анализа и построения моделей высокого уровня, - требует для решения междисциплинарной основы и комбинации глубоких фундаментальных и прикладных знаний, их использование « неожиданным образом », - фокусируется, как правило, на целевой группе заинтересованных сторон, - имеет существенные контекстные последствия, - является многоуровневой.
Окончание таблицы
1 2
Область
Комплексная инженерная деятельность: - направлена на решение комплексных инженерных проблем в области техники и технологий (исследования, разработка, проектирование, производство, применение и утилизация), - осуществляется с использованием различных ресурсов (человеческих, финансовых, материальных, информационных), - предполагает использование компетенций специалистов с высшим образованием первой (бакалавр) ступени (цикла) в области техники и технологий. Инновационная инженерная деятельность: - направлена на решение инновационных инженерных проблем в области техники и технологий (исследования, разработка, проектирование, производство и применение новой конкурентоспособной продукции), - осуществляется с использованием соответствующих ресурсов (человеческих, финансовых, материальных, информационных), - предполагает творческое использование глубоких междисциплинарных знаний, умений, исключительных компетенций специалистов с высшим образованием второй (специалист, магистр) ступени (цикла) в области техники и технологий.
Таким образом, бакалавры должны быть готовы к решению широкого спектра различных инженерно-технических и других задач. На рис. 2а показана «широта охвата» знаний (по блокам дисциплин) и специализация бакалавра в определенной области (изображена как выделяющийся более «глубокий» элемент над блоком инженерных дисциплин) основной образовательной программы подготовки бакалавров.
Например, выпускник-бакалавр техники и технологий по направлению «Электроэнергетика», подготовлен к ведению комплексной инженерной деятельности на следующем широком спектре профессиональных объектов: электрические станции и подстанции, линии электропередачи, электроэнергетические системы; системы электроснабжения объектов техники и отраслей хозяйства; устройства автоматического управления и релейной защиты в электроэнергетике; энергетические установки и др., а также имеет более глубокие знания в области электростанций на базе нетрадиционных и возобновляемых источников энергии.
Подготовка магистров ведется более специализированно (глубоко) и направлена на решение более сложных (инновационных) проблем, лежащих в относительно узкой области знаний. Основная образовательной программа подготовки магистров «опирается» на компетенции выпускника бакалаврской программы, полученные во время освоения блоков естественных наук и математики и инженерных дисциплин (рис. 2б, в). Специализация магистра может как совпадать со специализацией бакалавра (рис. 2б), так и не совпадать (рис. 2в).
Например, выпускник-бакалавр техники и технологий по направлению «Электротехника, электромеханика и электротехнологии», может продолжить обучение в магистратуре по программе «Электроприводы и системы управления электроприводов» (рис. 2б), так и выбрать магистерскую программу «Автоматика энергосистем» направления «Электроэнергетика» (рис. 2в).
б) шири1сл в)
Рис. 2. «Глубина» и «широта» программ подготовки бакалавров (а) и магистров (б, в)
Пояснения к Рис. 2:
ГСЭ - блок гуманитарных и социально-экономических дисциплин;
ЕНМ - блок естественнонаучных дисциплин и математики;
Инж - инженерные дисциплины и др.: профессиональные и специальные дисциплины, практика, научно-исследовательская работа, выпускная квалификационная работа.
От современных выпускников ожидают организацию и проведение комплекса научных, технологических, организационных, финансовых и коммерческих мероприятий, направленных на коммерциализацию накопленных знаний, технологий и оборудования. Только с результатами комплексной и инновационной деятельности - новыми или дополнительными товарами/услугами или товарами/услугами с новыми качествами - российское образование и промышленность займут достойное место на мировом рынке. Разработчикам программ в области техники и технологий рекомендуется учитывать приведенные выше требования к компетенциям выпускников при проектировании образовательных программ первого и второго уровней для успешной последующей аккредитации программ в АИОР, что
обеспечит их европейское и мировое признание авторитетными организациями ENAEE и Washington Accord.
Библиографический список
1. Макет ФГОС, утвержденный Коллегией Минобрнауки РФ 01.02.2007 г.
2. EUR-ACE Framework Standards for Accreditation ofEngineering Programmes. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.enaee.eu/, свободный. -Загл. с экрана.
3. Чучалин, А. И. «Американская» и «болонская» модель инженера: сравнительный анализ компетенций [Текст] / А. И. Чучалин // Вопросы образования. -
2007. - № 1.
4. Критерии оценки качества образовательных программ в области техники и технологий Ассоциации инженерного образования России. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.ac-raee.ru/kriterii.php, свободный. -Загл. с экрана.
5. Чучалин, А. И. Формирование компетенций выпускников основных образовательных программ [Текст] / А. И. Чучалин // Высшее образование в России. - 2008. - № 12. - С. 10-19.
6. Щербакова, В. В. К вопросу о профессиональной компетентности [Текст] /
B. В. Щербакова // Сибирский педагогический журнал. - 2008. - № 2. -
C. 139-146.
7. Итин, Ю. К. Качество образовательного процесса высшей школы как объект управления [Текст] / Ю. К. Итин // Сибирский педагогический журнал. - 2008. -№ 2. - С. 82-101.
8. Ильязова, М. Д. Компетентностный подход и задачи развития современной высшей школы [Текст] / М. Д. Ильязова // Сибирский педагогический журнал. -
2008. - № 3. - С. 61-78.
9. Субетто, А. И. Концептуально-теоретические основы решения проблемы качества образования в России [Текст] / А. И. Субетто // Сибирский педагогический журнал. - 2008. - № 1. - С. 75-87.