Научная статья на тему 'Международные требования к выпускникам инженерных программ в условиях двухуровневой системы образования'

Международные требования к выпускникам инженерных программ в условиях двухуровневой системы образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
334
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНЦИИ / БАКАЛАВР / МАГИСТР / КОМПЛЕКСНАЯ И ИННОВАЦИОННАЯ ИНЖЕНЕРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СOMPETENCES / BACHELOR / MASTER / COMPLEX AND INNOVATION ENGINEERING ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кузнецова Евгения Сергеевна, Криушова Анастасия Андреевна, Чучалин Александр Иванович, Герасимов Сергей Иванович, Боев Олег Владимирович

В статье представлено сравнение формальных требований к компетенциям выпускников инженерных программ первого и второго уровней стандартов Washington Accord и EUR-ACE соответственно. Требования данных стандартов рекомендуются учитывать при проектировании образовательных программ для их последующей успешной аккредитации зарубежными и российскими профессиональными организациями. Введены характеристики комплексной и инновационной инженерной деятельности, а также проведено сравнение «глубины» и «широты» основных образовательных программ подготовки бакалавров и магистров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кузнецова Евгения Сергеевна, Криушова Анастасия Андреевна, Чучалин Александр Иванович, Герасимов Сергей Иванович, Боев Олег Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

International requirements to engineering programme graduates within two-tier system of education

Article presents comparison of the Washington Accord and the EUR-ACE standards requirements to the graduates of first and second cycle engineering programmes correspondently. It is recommended to take into account these requirements in programme design for successful accreditation by international and Russian professional organizations. Characteristics of complex and innovation engineering activity are described. Comparison of depth and width of bachelor and master programmes is illustrated.

Текст научной работы на тему «Международные требования к выпускникам инженерных программ в условиях двухуровневой системы образования»

РАЗДЕЛ I

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

УДК 378.22

Кузнецова Евгения Сергеевна

Аспирант Томского политехнического университета, [email protected], Томск

Криушова Анастасия Андреевна

Аспирант Томского политехнического университета, [email protected], Томск

Чучалин Александр Иванович

Доктор технических наук, профессор, проректор Томского государственного политехнического университета, [email protected], Томск

Герасимов Сергей Иванович

Доктор технических наук, профессор Сибирского государственного университета путей сообщения, [email protected], Новосибирск

Боев Олег Владимирович

Доктор физико-математических наук, директор Центра международных образовательных программ Томского государственного политехнического университета, [email protected], Томск

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ВЫПУСКНИКАМ ИНЖЕНЕРНЫХ ПРОГРАММ В УСЛОВИЯХ ДВУХУРОВНЕВОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

Kuznetsova Evgenia Sergeevna

PhD student, Tomsk Polytechnic University, [email protected], Tomsk

Kriushova Anastasia Andreevna

PhD student, Tomsk Polytechnic University, [email protected], Tomsk Chuchalin Alexander Ivanovich

Dr., Professor, vice-rector, Tomsk Polytechnic University, [email protected], Tomsk

Gerasimov Sergey Ivanovich

Dr., Professor, Siberian Transport University, [email protected], Novosibirsk

Boev Oleg Vladimirovich

Dr., director, Center for international educational programmes, Tomsk Polytechnic University, [email protected], Tomsk

INTERNATIONAL REQUIREMENTS TO ENGINEERING PROGRAMME GRADUATES WITHIN TWO-TIER SYSTEM OF EDUCATION

Главным отличием содержания образования «магистра» от содержания образования «дипломированного специалиста» согласно ГОС ВПО до недав-24

него времени было то, что программы подготовки магистров ориентировали выпускников, в основном, на научно-исследовательскую и педагогическую деятельность, а программы подготовки дипломированных специалистов -на практическую профессиональную деятельность.

Приказом № 62 от 22.03.2006 г. Министерство образования и науки РФ внесло изменения в ГОС ВПО по направлениям подготовки специалистов для получения степени (квалификации) «магистр», которые существенно изменили ситуацию с магистратурой в высшей школе России. Произошли значительные изменения «в самой природе» магистратуры. Магистерские программы стали рассматриваться как самостоятельные «основные образовательные программы специализированной подготовки», предполагающие получение специалистами углубленных профессиональных знаний, умений и навыков в соответствующих областях деятельности. В магистратуре стала возможна подготовка специалистов к одному или нескольким видам деятельности: к научно-исследовательской, научно-педагогической, проектной, опытно- и проектно-конструкторской, технологической, исполнительской и творческой, организаторской и другим видам сложной деятельности, в первую очередь инновационной.

Основной особенностью Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) третьего поколения, макет которого был утвержден 1 февраля 2007 г., стала его ориентация на компетенции специалистов как результат обучения. Таким образом, в новых российских стандартах высшего профессионального образования нашла отражение мировая тенденция «learning outcome-based approach» (подхода, основанного на результатах обучения) к проектированию программ, который в России более известен как «компетентостный подход» [1].

Континентальная Европа в рамках Болонского процесса в настоящее время активно вводит двухуровневую систему высшего образования. Рамочные стандарты EUR-ACE для аккредитации инженерных программ, разработанные в 2006 г. на основе Дублинских дескрипторов и соответствующие Структуре квалификаций степеней в Европейском пространстве высшего образования (Framework for Qualification of the EHEA), описывают в общем виде требования к квалификациям специалистов с высшим образованием и академической степенью первого и второго уровней в Европе [2]. Стандарты EUR-ACE конкретизируют и усиливают требования к профессиональным и личностным компетенциям выпускников инженерных программ первого и второго циклов (уровня).

В странах-участниках Вашингтонского соглашения (Washington Accord), таких как США, Великобритании, Канаде, Японии, Австралии и др. степень бакалавра (Bachelor of Science и Bachelor of Engineering) является наиболее массовой (70-80%). Магистерская степень в данных странах рассматривается как свидетельство более глубокой специализации и не является принципиально важной при занятиях практической инженерной деятель-

ностью, поэтому отдельные требования к выпускникам-магистрам не прописываются [3]. В 2005 г. странами-участниками Washington Accord были выработаны единые требования к компетенциям выпускников-бакалавров образовательных программ в области техники и технологий.

Критерии оценки качества образовательных программ в области техники и технологий, которые использует в настоящее время Ассоциация инженерного образования России (АИОР) для общественно-профессиональной аккредитации совместимы как со стандартами Washington Accord, так и EUR-ACE [4]. В связи с разработкой и планируемым введением нового ФГОС ВПО и членством Ассоциации инженерного образования России в международных организациях ENAEE и Washington Accord Аккредитационный центр АИОР совершенствует критерии и процедуры аккредитации инженерных программ первого и второго уровней.

Представляет интерес сопоставление формальных требований к знаниям и умениям выпускников инженерных программ первого и второго цикла стандартов Washington Accord и EUR-ACE соответственно (см. табл. 1).

Таблица 1

Сравнение требований Washington Accord и стандартов EUR-ACE

Требования Washington Accord к выпускникам программ первого цикла Требования стандартов БиК-ЛСБ к выпускникам программ второго цикла

1 2

1. Применение знаний математики, естественных и фундаментальных инженерных наук, а также знаний в области специализации для концептуализации инженерных моделей. 1.2.1. глубокие знания и понимание принципов в области специализации; 1.2.2. критическую осведомленность о передовых знаниях и достижениях в области специализации; 2.2.3. способность применять полученные знания для концептуализации инженерных моделей, систем и процессов.

2. Идентификация, постановка, исследование и решение комплексных инженерных задач с достижением результата за счет использования математических методов и методов инженерных наук. 2.2.1. способность решать незнакомые, нечетко определенные задачи, имеющие конкурирующие спецификации; 2.2.2. способность формулировать и решать задачи в новых и новейших областях своей специализации; 2.2.3. способность применять полученные знания для концептуализации инженерных моделей, систем и процессов.

Продолжение таблицы

1 2

3. Проектирование решений комплексных инженерных задач, разработка систем, компонентов или процессов, которые удовлетворяют специфическим требованиям с соответствующим учетом вопросов охраны здоровья и безопасности людей, культурных, социальных и экологических аспектов. 2.2.1. способность решать незнакомые, нечетко определенные задачи, имеющие конкурирующие спецификации; 3.2.1. способность использовать знания и понимание при решении незнакомых задач, возможно с использованием знаний из других дисциплин; 3.2.2. способность использовать творческий подход для разработки новых оригинальных идей и методов.

4. Проведение исследований комплексных инженерных задач, включая постановку эксперимента, анализ и интерпретацию данных, синтез информации, необходимой для достижения требуемого результата. 4.2.1. способность идентифицировать, находить и получать необходимые данные; 4.2.2. способность планировать и проводить аналитические, имитационные и экспериментальные исследования; 4.2.3. способность критически оценивать данные и делать выводы.

5. Создание, выбор и применение соответствующих технологий, ресурсов и инженерных методик, включая прогнозирование и моделирование, для ведения комплексной инженерной деятельности в условиях определенных ограничений. 2.2.3. способность применять полученные знания для концептуализации инженерных моделей, систем и процессов; 5.2.2. всестороннее понимание применяемых методик, методов и их ограничений.

6. Эффективное функционирование индивидуально и как члена или лидера команды, в том числе междисциплинарной. 6.2.2. эффективно действовать в качестве лидера команды, которая может состоять из специалистов различных направлений и квалификаций.

7. Эффективная коммуникация в процессе комплексной инженерной деятельности с профессиональным коллективом и обществом, в целом, написание отчетов, создание документов, презентация материалов, выдача и прием ясных и понятных инструкций. 6.2.3. эффективно взаимодействовать в национальном и международном контекстах.

8. Для пунктов 8—12: 6.2.1. удовлетворять на более высоком уровне всем требованиям к личностным качествам, предъявляемым к выпускникам программ первого цикла.

Oкончание таблицы

1 2

9. Понимание социальных и культурных аспектов, вопросов охраны здоровья и безопасности людей, учет законодательных ограничений и меры ответственности при ведении комплексной инженерной деятельности. 6.1.3. демонстрировать понимание вопросов здравоохранения, безопасности, юридических аспектов и ответственности за инженерную деятельность, понимание влияния инженерных решений на социальный контекст и окружающую среду; следовать кодексу профессиональной этики и нормам инженерной практики.

10. Приверженность профессиональной этике и ответственности, а также нормам инженерной практики. 6.1.3. демонстрировать понимание вопросов здравоохранения, безопасности, юридических аспектов и ответственности за инженерную деятельность, понимание влияния инженерных решений на социальный контекст и окружающую среду; следовать кодексу профессиональной этики и нормам инженерной практики; 6.1.4. демонстрировать осведомленность в сфере проектного менеджмента и бизнеса, знание и понимание влияния рисков и изменяющихся условий.

11. Понимание последствий инженерных решений в социальном контексте и демонстрация знаний для решения проблем устойчивого развития. 6.1.3. демонстрировать понимание вопросов здравоохранения, безопасности, юридических аспектов и ответственности за инженерную деятельность, понимание влияния инженерных решений на социальный контекст и окружающую среду; следовать кодексу профессиональной этики и нормам инженерной практики.

12. Знания в области менеджмента и практики ведения бизнеса, в том числе менеджмента рисков и изменений, понимание связанных с ними ограничений. 6.1.4. демонстрировать осведомленность в сфере проектного менеджмента и бизнеса, знание и понимание влияния рисков и изменяющихся условий.

13. Осознание необходимости и способность к обучению в течение всей жизни. 6.1.5. осознавать необходимость и иметь способность самостоятельно учиться и повышать квалификацию в течение жизни.

Результаты формального сравнения «стандартов» инженерного образования, как набора компетенций выпускников инженерных программ, позволяют позиционировать бакалавра модели Washington Accord несколько ниже магистра «болонской» модели EUR-ACE. Данные выводы нашли отражение в разработке новой версии критериев АИОР: в частности, критерий «Подготовка к профессиональной деятельности» был более адап-

тирован к требованиям Washington Accord для программ первого уровня (бакалавриат) и требованиям стандартов EUR-ACE для программ второго уровня (магистратура, специалитет) (см. рис. 1).

Рис. 1. Уровень требований к компетенциям бакалавра и магистра в различных моделях

Из содержания «стандартных» требований к знаниям и умениям бакалавров в области техники и технологий - выпускников инженерных программ вузов в странах-участниках Washington Accord, видна их готовность к комплексной инженерной деятельности.

В «Болонской» модели магистр-инженер должен обладать «глубокими знаниями», уметь «решать неизвестные ранее задачи», создавать «концептуальные инженерные модели, системы и процессы», применять «инновационные методы для решения инженерных задач», разрабатывать «новые идеи», принимать «неизвестные ранее проектные решения», планировать и проводить «аналитические исследования», «интегрировать знания для решения комплексных практических задач», быть способным «эффективно функционировать в качестве лидера группы». Проанализировав данные требования, можно сделать выводы, что выпускники-магистры должны быть готовы к инновационной инженерной деятельности.

В соответствии с приведенными определениями комплексной и инновационной инженерной деятельности в [5], предлагаются их следующие характеристики (см. табл. 2).

Таблица 2

Характеристики комплексной и инновационной инженерной проблемы/деятельности

Определение

1 2

Комплексная инженерная проблема -проблема, которая может быть решена только в результате комплексной инженерной деятельности с применением соответствующих профессиональных и универсальных (личностных) компетенций специалистов с высшим образованием первой ступени (бакалавр) в области техники и технологий. Инновационная инженерная проблема -проблема, которая может быть решена только в результате инновационной инженерной деятельности на междисциплинарной основе в результате комбинации глубоких фундаментальных и прикладных знаний, умений, профессиональных и универсальных (личностных) компетенций специалистов с высшим образованием второй ступени (дипломированный специалист, магистр) в области техники и технологий

Характеристики

Комплексная инженерная проблема: - охватывает широкий спектр различных инженерно-технических и других вопросов, - не имеет очевидного решения, требует абстрактного мышления, оригинального анализа и построения соответствующих моделей, - требует для решения знаний, позволяющих использовать аналитический подход, основанный на фундаментальных принципах, - включает не часто встречающиеся задачи, находящиеся за пределами стандартных решений, - охватывает различные группы заинтересованных сторон с широким набором, в том числе противоречивых требований, - имеет значительные контекстные последствия, - является сложной многокомпонентной проблемой. Инновационная инженерная проблема: - является специализированной и предполагает глубокое изучение инженерно-технических и других вопросов, - не имеет однозначного решения, требует глубокого анализа и построения моделей высокого уровня, - требует для решения междисциплинарной основы и комбинации глубоких фундаментальных и прикладных знаний, их использование « неожиданным образом », - фокусируется, как правило, на целевой группе заинтересованных сторон, - имеет существенные контекстные последствия, - является многоуровневой.

Окончание таблицы

1 2

Область

Комплексная инженерная деятельность: - направлена на решение комплексных инженерных проблем в области техники и технологий (исследования, разработка, проектирование, производство, применение и утилизация), - осуществляется с использованием различных ресурсов (человеческих, финансовых, материальных, информационных), - предполагает использование компетенций специалистов с высшим образованием первой (бакалавр) ступени (цикла) в области техники и технологий. Инновационная инженерная деятельность: - направлена на решение инновационных инженерных проблем в области техники и технологий (исследования, разработка, проектирование, производство и применение новой конкурентоспособной продукции), - осуществляется с использованием соответствующих ресурсов (человеческих, финансовых, материальных, информационных), - предполагает творческое использование глубоких междисциплинарных знаний, умений, исключительных компетенций специалистов с высшим образованием второй (специалист, магистр) ступени (цикла) в области техники и технологий.

Таким образом, бакалавры должны быть готовы к решению широкого спектра различных инженерно-технических и других задач. На рис. 2а показана «широта охвата» знаний (по блокам дисциплин) и специализация бакалавра в определенной области (изображена как выделяющийся более «глубокий» элемент над блоком инженерных дисциплин) основной образовательной программы подготовки бакалавров.

Например, выпускник-бакалавр техники и технологий по направлению «Электроэнергетика», подготовлен к ведению комплексной инженерной деятельности на следующем широком спектре профессиональных объектов: электрические станции и подстанции, линии электропередачи, электроэнергетические системы; системы электроснабжения объектов техники и отраслей хозяйства; устройства автоматического управления и релейной защиты в электроэнергетике; энергетические установки и др., а также имеет более глубокие знания в области электростанций на базе нетрадиционных и возобновляемых источников энергии.

Подготовка магистров ведется более специализированно (глубоко) и направлена на решение более сложных (инновационных) проблем, лежащих в относительно узкой области знаний. Основная образовательной программа подготовки магистров «опирается» на компетенции выпускника бакалаврской программы, полученные во время освоения блоков естественных наук и математики и инженерных дисциплин (рис. 2б, в). Специализация магистра может как совпадать со специализацией бакалавра (рис. 2б), так и не совпадать (рис. 2в).

Например, выпускник-бакалавр техники и технологий по направлению «Электротехника, электромеханика и электротехнологии», может продолжить обучение в магистратуре по программе «Электроприводы и системы управления электроприводов» (рис. 2б), так и выбрать магистерскую программу «Автоматика энергосистем» направления «Электроэнергетика» (рис. 2в).

б) шири1сл в)

Рис. 2. «Глубина» и «широта» программ подготовки бакалавров (а) и магистров (б, в)

Пояснения к Рис. 2:

ГСЭ - блок гуманитарных и социально-экономических дисциплин;

ЕНМ - блок естественнонаучных дисциплин и математики;

Инж - инженерные дисциплины и др.: профессиональные и специальные дисциплины, практика, научно-исследовательская работа, выпускная квалификационная работа.

От современных выпускников ожидают организацию и проведение комплекса научных, технологических, организационных, финансовых и коммерческих мероприятий, направленных на коммерциализацию накопленных знаний, технологий и оборудования. Только с результатами комплексной и инновационной деятельности - новыми или дополнительными товарами/услугами или товарами/услугами с новыми качествами - российское образование и промышленность займут достойное место на мировом рынке. Разработчикам программ в области техники и технологий рекомендуется учитывать приведенные выше требования к компетенциям выпускников при проектировании образовательных программ первого и второго уровней для успешной последующей аккредитации программ в АИОР, что

обеспечит их европейское и мировое признание авторитетными организациями ENAEE и Washington Accord.

Библиографический список

1. Макет ФГОС, утвержденный Коллегией Минобрнауки РФ 01.02.2007 г.

2. EUR-ACE Framework Standards for Accreditation ofEngineering Programmes. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.enaee.eu/, свободный. -Загл. с экрана.

3. Чучалин, А. И. «Американская» и «болонская» модель инженера: сравнительный анализ компетенций [Текст] / А. И. Чучалин // Вопросы образования. -

2007. - № 1.

4. Критерии оценки качества образовательных программ в области техники и технологий Ассоциации инженерного образования России. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.ac-raee.ru/kriterii.php, свободный. -Загл. с экрана.

5. Чучалин, А. И. Формирование компетенций выпускников основных образовательных программ [Текст] / А. И. Чучалин // Высшее образование в России. - 2008. - № 12. - С. 10-19.

6. Щербакова, В. В. К вопросу о профессиональной компетентности [Текст] /

B. В. Щербакова // Сибирский педагогический журнал. - 2008. - № 2. -

C. 139-146.

7. Итин, Ю. К. Качество образовательного процесса высшей школы как объект управления [Текст] / Ю. К. Итин // Сибирский педагогический журнал. - 2008. -№ 2. - С. 82-101.

8. Ильязова, М. Д. Компетентностный подход и задачи развития современной высшей школы [Текст] / М. Д. Ильязова // Сибирский педагогический журнал. -

2008. - № 3. - С. 61-78.

9. Субетто, А. И. Концептуально-теоретические основы решения проблемы качества образования в России [Текст] / А. И. Субетто // Сибирский педагогический журнал. - 2008. - № 1. - С. 75-87.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.