Научная статья на тему 'Развитие профессиональной позиции будущих юристов в процессе профессиональной подготовки в вузе через технологию контекстного обучения'

Развитие профессиональной позиции будущих юристов в процессе профессиональной подготовки в вузе через технологию контекстного обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
569
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНТЕКСТНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОЗИЦИЯ / БУДУЩИЙ ЮРИСТ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / СТУДЕНТ / ВУЗ / ЮРИСПРУДЕНЦИЯ / ПРОБЛЕМНЫЙ ПОДХОД / ЖИЗНЕННАЯ ПОЗИЦИЯ ЛИЧНОСТИ / CONTEXT LEARNING / PROFESSIONAL POSITION / PROSPECTIVE LAWYER / PROFESSIONAL TRAINING / STUDENT / INSTITUTE OF HIGHER EDUCATION / JURISPRUDENCE / PROBLEM APPROACH / PERSONAL LIFE POSITION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Далдаева Т. И.

Ведущую роль в профессиональной деятельности юриста играет его профессиональная позиция, определяющая его личностное отношение к правоприменительной деятельности и себе в этой деятельности. Задача профессиональной подготовки студента в вузе заключается не только в формировании у него глубоких знаний юриспруденции, но и развитии личностных качеств, необходимых для юриста. В статье рассматривается применение технологии контекстного обучения в качестве средства развития у будущих юристов профессиональных знаний в контексте анализа правовых ситуаций. Рассматриваются семиотическая, имитационная и социальная обучающие модели данной технологии. Особое внимание уделяется анализу проблемного подхода в обучении будущих юристов. Исследуется готовность системы образования, а именно педагогов вуза к применению технологии контекстного обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Далдаева Т. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL POSITION OF PROSPECTIVE LAWYERS AT THEIR PROFESSIONAL TRAINING ATINSTITUTES OF HIGHER EDUCATION BY WAY OF CONTEXT LEARNING TECHNOLOGY

Professional position of lawyer plays the leading role in his professional activity and defines his personal attitude towards law enforcement activity and towards oneself. The purpose of student''s professional training at an institute of higher education doesn''t come to forming deep knowledge of jurisprudence, but to development personal qualities obligatory for a lawyer. The article deals with the problem of context learning technology as applied to prospective lawyers'' professional skill to analyze law situations. The author examines semiotic, imitative and social educational models of the technology. Special attention is paid to analysis of problem approach at teaching prospective lawyers. Availability of system of higher education for using problem approach is also considered in the article.

Текст научной работы на тему «Развитие профессиональной позиции будущих юристов в процессе профессиональной подготовки в вузе через технологию контекстного обучения»

Описываемая методика апробировалась автором в Чеченском государственном университете. Полученные результаты позволяют констатировать эффективность предлагаемых форм и методов развития коммуникативной мобильности будущих педагогов-психологов. Так, целенаправленная работа по развитию исследуемого качества у студентов экспериментальных

Библиографический список

групп обусловила более интенсивное его развитие по сравнению со студентами контрольных групп, в среднем на 35%.

Таким образом, реализация методики развития коммуникативной мобильности будущих педагогов-психологов в образовательном процессе высшей школы, позволяет готовить бакалавров психологии более высокого профессионального уровня.

1. Амосова, О.В. Технология подготовки студентов к воспитательной работе в современных условиях. - Иркутск, 2000.

2. Атутов, П.Р Политехническая подготовка - основа профессиональной мобильности учащихся // Избранные труды: в 2 т. - М., 2001. -Т.1. Педагогика трудового становления учащихся.

3. Мудрик, А.В. Введение в социальную педагогику. - М., 1997.

4. Сластенин, В.А. Педагогика: профессиональная компетентность педагога. - М., 1992.

5. Резанович, И.В. Акмеологический подход как способ интеграции педагогических исследований в системе дополнительного профессионального образования // Вестник Челябинского педагогического университета. - 2005. - № 11.

6. Ильясов, Д.Ф. Развитие представлений о педагогических теориях и подходах к их проектированию / Д.Ф. Ильясов, О.А. Ильясова // Сибирский педагогический журнал. - 2010. - № 1.

7. Леонтьев, А.Н. Лекции по общей психологии: учеб. пособие / под ред. Д.А. Леонтьева, Е. Е. Соколовой. - М., 2005.

8. Зименкова, Н.Н. Коммуникация в процессе функционирования и развития общества: дис. ... канд. философ. наук. - М., 2004.

Bibliography

1. Amosova, O.V. Tekhnologiya podgotovki studentov k vospitateljnoyj rabote v sovremennihkh usloviyakh. - Irkutsk, 2000.

2. Atutov, P.R. Politekhnicheskaya podgotovka - osnova professionaljnoyj mobiljnosti uchathikhsya // Izbrannihe trudih: v 2 t. - M., 2001. - T.1. Pedagogika trudovogo stanovleniya uchathikhsya.

3. Mudrik, A.V. Vvedenie v socialjnuyu pedagogiku. - M., 1997.

4. Slastenin, V.A. Pedagogika: professionaljnaya kompetentnostj pedagoga. - M., 1992.

5. Rezanovich, I.V. Akmeologicheskiyj podkhod kak sposob integracii pedagogicheskikh issledovaniyj v sisteme dopolniteljnogo professionaljnogo obrazovaniya // Vestnik Chelyabinskogo pedagogicheskogo universiteta. - 2005. - № 11.

6. Iljyasov, D.F. Razvitie predstavleniyj o pedagogicheskikh teoriyakh i podkhodakh k ikh proektirovaniyu / D.F. Iljyasov, O.A. Iljyasova // Sibirskiyj pedagogicheskiyj zhurnal. - 2010. - № 1.

7. Leontjev, A.N. Lekcii po obtheyj psikhologii: ucheb. posobie / pod red. D.A. Leontjeva, E. E. Sokolovoyj. - M., 2005.

8. Zimenkova, N.N. Kommunikaciya v processe funkcionirovaniya i razvitiya obthestva: dis. ... kand. filosof. nauk. - M., 2004.

Статья поступила в редакцию 18.09.13

УДК 378.147

Daldaeva T.I. DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL POSITION OF PROSPECTIVE LAWYERS AT THEIR PROFESSIONAL TRAINING ATINSTITUTES OF HIGHER EDUCATION BY WAY OF CONTEXT LEARNING TECHNOLOGY. Professional position of lawyer plays the leading role in his professional activity and defines his personal attitude towards law enforcement activity and towards oneself. The purpose of student's professional training at an institute of higher education doesn't come to forming deep knowledge of jurisprudence, but to development personal qualities obligatory for a lawyer. The article deals with the problem of context learning technology as applied to prospective lawyers' professional skill to analyze law situations. The author examines semiotic, imitative and social educational models of the technology. Special attention is paid to analysis of problem approach at teaching prospective lawyers. Availability of system of higher education for using problem approach is also considered in the article.

Key words: context learning, professional position, prospective lawyer, professional training, student, institute of higher education, jurisprudence, problem approach, personal life position.

Т.И. Далдаева, ст. преп. каф. педагогики и психологии Чеченского института переподготовки

и повышения квалификации работников образования, г. Грозный, Е-mail: nasrudiny@mail.ru

РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОЗИЦИИ БУДУЩИХ ЮРИСТОВ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ В ВУЗЕ ЧЕРЕЗ ТЕХНОЛОГИЮ КОНТЕКСТНОГО ОБУЧЕНИЯ

Ведущую роль в профессиональной деятельности юриста играет его профессиональная позиция, определяющая его личностное отношение к правоприменительной деятельности и себе в этой деятельности. Задача профессиональной подготовки студента в вузе заключается не только в формировании у него глубоких знаний юриспруденции, но и развитии личностных качеств, необходимых для юриста. В статье рассматривается применение технологии контекстного обучения в качестве средства развития у будущих юристов профессиональных знаний в контексте анализа правовых ситуаций. Рассматриваются семиотическая, имитационная и социальная обучающие модели данной технологии. Особое внимание уделяется анализу проблемного подхода в обучении будущих юристов. Исследуется готовность системы образования, а именно педагогов вуза к применению технологии контекстного обучения.

Ключевые слова: контекстное обучение, профессиональная позиция, будущий юрист, профессиональная подготовка, студент, вуз, юриспруденция, проблемный подход, жизненная позиция личности.

Современное общество с его динамичными изменениями в ет повышенные требования к выпускникам вузов. Молодой спе-политико-экономической и социокультурной сферах предъявля- циалист должен быть мобильным, коммуникабельным, востре-

бованным на рынке труда. Поэтому современному юристу необходимо обладать не только высоким уровнем теоретико-правовых знаний и хорошей практической подготовкой в своей профессиональной области, но и значительной степенью развитости личностных качеств, характеризующих его как профессионала с большой буквы. В этой связи задача высшего образования состоит в том, чтобы будущие юристы не только получили глубокие знания юриспруденции, но и стали людьми с высокой общей и профессиональной культурой, гуманными, ответственными за свои действия. Подготовка будущих юристов со сформированной профессиональной позицией является приоритетным направлением в профессиональном обучении в вузе [1].

Первоначально определим само понятие профессиональной позиции. Г.Х. Воронова и Н.В. Прусова рассматривают профессиональную позицию как установку личности, систему ориентации на рынке труда, внутренние ожидания и оценку собственных возможностей как профессионала, понимание своего предназначения. Основа профессиональной позиции - статус учебного заведения, личностные характеристики и система ценностей индивида, его профессиональные интересы и приоритеты [2]. В психологическом словаре профессиональная позиция определяется как точка зрения, отношение к назначению своей профессии и действия, поведение, обусловленное ими; система интеллектуальных, волевых и эмоционально-оценочных отношений к миру и профессиональной деятельности [3].

Таким образом, дефиниция профессиональной позиции раскрывается через два ключевых слова - отношение и профессия. По нашему мнению, важно сформировать у студентов-юристов реалистичное восприятие своей будущей профессии, не зависимо от того, какая специализация у них будет в дальнейшем, и положительное отношение к правоприменительной деятельности. Это актуально в связи с тем, что не у всех студентов, особенно в первый год обучения, преобладает мотивация профессиональной самореализации. Хотя именно от мотивации зависит успешность овладения знаниями. В связи с этим у преподавателя в вузе возникает потребность использовать такие технологии обучения, которые, помимо правовых знаний, целенаправленно формировали бы у будущих юристов профессиональную позицию в целом. При этом, как справедливо отмечает Д.Ф. Ильясов, педагогическая наука является «достаточно плюралистичной» [4], что, как несложно предположить, допускает возможность выделения различных оснований при построении или выборе технологий обучения.

Анализ технологий обучения показал, что традиционные обучающие технологии, основанные на пассивной роли студента в получении знаний, не удовлетворяют современным требованиям общества к выпускнику как к юристу с активной жизненной позицией. Поэтому важно пересмотреть технологии обучения с точки зрения их социальной полезности. Среди инновационных обучающих технологий в профессиональной подготовке специалистов нам импонирует технология контекстного обучения. Контекст - это система внутренних и внешних условий жизни и деятельности человека, которая влияет на восприятие, понимание и преобразование им конкретной ситуации, придавая смысл и значение этой ситуации как целому и ее компонентам. Внутренний контекст представляет собой индивидуально-психологические особенности, знания и опыт человека; внешний -предметные, социокультурные, пространственно-временные и иные характеристики ситуации, в которых он действует.

Контекстное обучение (лат. со^ех^ - тесная связь, сцепление, сплетение) - это обучение, в котором динамически моделируется предметное и социальное содержание профессионального труда, тем самым обеспечиваются условия трансформации учебной деятельности студента в профессиональную деятельность специалиста. Теория контекстного обучения основывается на деятельностной теории овладения социальном опытом (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев С.Л. Рубинштейн), согласно которой усвоение содержания обучения осуществляется в процессе собственной, внутренне мотивированной активности.

Мы разделяем взгляды А.А. Вербицкого, автора технологии контекстного обучения, на образование в высшей школе как на искусственную модель реальной жизни и профессиональной деятельности. Выпускник вуза, даже отлично владеющий теорией, но не готовый применять ее на практике, представляет невысокую «потребительную стоимость» для работодателя и соответственно низкую «меновую стоимость» на рынке труда» [5].

В нашей стране система юридического образования в большей мере ориентирована на овладение нормативными требо-

ваниями к профессии, что приводит к затрудненной адаптации будущих юристов к социальным изменениям и негативно влияет на качество их профессиональной деятельности. В этой связи назревает необходимость в совершенствовании самой системы образования в высшей школе, применении инновационных технологий обучения [6]. Оптимизации преподавания, обучению студентов с опорой не только на процессы восприятия и памяти, а прежде всего на продуктивное творческое мышление, поведение и общение способствует технология контекстного обучения.

Моделирование предметного и социального контекстов предстоящей студенту профессиональной деятельности в формах его познавательной деятельности придает учению личностный смысл, порождает интерес к присвоению содержания профессионального образования. Контекстное обучение выступает в качестве динамической модели поступательного движения деятельности студентов: от непосредственно учебной деятельности в форме лекции через квазипрофессиональную, то есть игровые формы, и учебно-профессиональную деятельность, в форме научно-исследовательской работы, производственной практики, к собственно профессиональной деятельности. Данная форма обучения реализуется с помощью семиотической, имитационной и социальной обучающих моделей [7].

Рассмотрим содержание данных моделей обучения. Семиотическая обучающая модель выступает в качестве вербальных или письменных текстов, которые содержат теоретическую информацию в нашем случае о юридической области профессиональной культуры. Индивидуальное присвоение будущим юристом данной информации осуществляется в форме лекционного материала, традиционных учебных задач и заданий. Единицей работы студента выступает речевое действие, а средством работы - текст.

Имитационная обучающая модель - это смоделированная ситуация будущей юридической деятельности, требующая на основе теоретической информации анализа и принятия решений. Единицей работы студента-юриста является предметное действие, которое практически преобразовывает имитируемую профессиональную ситуацию. Средством работы выступает в данном случае - контекст.

И, наконец, социальная обучающая модель - это фрагмент профессиональной деятельности или проблемная ситуация, которые подвергаются анализу и преобразуются в формах совместной деятельности студентов. Поступок является основной единицей активности студента, он предполагает направленное на другого человека действие, ответный отклик и коррекцию этого действия. Средством работы в данной модели служит подтекст, который формирует ценностное отношение будущего юриста к людям и своей профессии. Таким образом, технология контекстного обучения подготавливает будущего юриста к профессиональной деятельности уже в вузе, поэтапно формируя у него уже практические навыки, необходимые непосредственно в работе.

Согласно теории контекстного обучения модель деятельности юриста получает отражение в деятельностной модели его подготовки в вузе. Предметное содержание деятельности студента проектируется как система учебных проблемных ситуаций и задач, приближенных к профессиональным. Усвоение социальных норм происходит параллельно с учебным процессом через формы совместной деятельности студентов-юристов. Этому способствует проблемный подход в обучении, который определяет более содержательный, интересный и продуктивный путь познавательной деятельности студента, чем при традиционном задачном подходе. Он состоит из следующих этапов: 1) анализ проблемной ситуации; 2) постановка проблемы; 3) поиск недостающей информации и выдвижение гипотез; 4) проверка гипотез и получение нового знания; 5) перевод проблемы в задачу (задачи); 6) поиск способа решения; 7) решение; 8) проверка решения; 9) доказательство правильности решения задачи.

Благодаря проблемному подходу будущий юрист находится в исследовательской позиции, требующей включения мышления. Система проблемных ситуаций позволяет раскрывать содержание образования путем задания сюжетной канвы моделируемой правоприменительной деятельности и создает возможность интеграции знаний смежных научных дисциплин, необходимых студенту для решения этих ситуаций. Успешное решение студентом проблемных ситуаций в правовой сфере способствует развитию у него рефлексии, смыслообразующего компонента деятельности, обуславливая формирование профессио-

нальной позиции. Профессиональная позиция является одним из компонентов жизненной позиции. Жизненная позиция личности - это отношение к действительности, понимание своего места и роли в коллективе, обществе, истории. Она может быть активной и пассивной, идейной, общественно значимой и узколичностной и т.д. Жизненная позиция личности определяется мировоззрением, убеждением, знаниями и опытом личности. Процесс формирования жизненной позиции согласно периодизации Э. Эриксона приходится на период юности (от 12 до 20 лет) и связан с развитием идентичности (твердо усвоенный и личностно принимаемый образ себя во всем богатстве отношений личности к окружающему миру). Достижение идентичности - это результат продуктивного решения возрастных задач на разных этапах жизненного пути. На основе сформированной идентичности далее в возрасте 21-25 лет личность создает семейные, дружеские и в том числе профессиональные связи, соответствующие самореализации. В случае успешного решения данных задач у человека появляется социальная устойчивость, способность к участию в социокультурных процессах, саморазвитие. Если эти задачи решить не удается, развивается изоляционизм, провоцирующий регресс личности. Таким образом, формирование профессиональной самореализации - это определенный жизненный этап, охватывающий две большие возрастные стадии - юность и зрелость личности [8]. Успешное прохождение данного этапа способствует продуктивному развитию индивида, и наоборот, отсутствие профессиональной самореализации приводит к личностному застою, порождая чувство фрустрации, депрессии и одиночества [9]. В этой связи необходимо учитывать значимость формирования в вузе у будущих юристов профессиональной позиции, являющейся важным периодом продуктивного развития личности.

Виблиографический список

Вместе с тем, не каждый преподаватель в вузе владеет технологией контекстного обучения. Проведенный нами опрос среди преподавателей юридического факультета Чеченского государственного университета показал, что многие из них только формально знакомы с данной технологией (60% опрошенных), некоторые используют технологию контекстного обучения на отдельных занятиях (20% респондентов), остальные (20% преподавателей) не знакомы с контекстным обучением. Причем потребность в более основательном изучении данной технологии и желание применять ее при обучении студентов были отмечены только у 37 % преподавателей юридического факультета. Поэтому профессиональную позицию важно формировать не только у студентов, но и у некоторых педагогов, так как владение инновационными технологиями - одно из требований к профессиональным компетенциям педагога вуза.

Обучение тогда является ценным, когда оно детерминировано будущим, то есть учит с опережением, готовит специалиста к завтрашнему дню. Профессиональную карьеру юриста определяет его умение реализовать свои профессиональные знания в процессе решения правовых задач с учетом социальнопсихологического контекста ситуации, а также этических, экологических и эстетических аспектов профессии. Контекстное обучение в вузе снимает проблему адаптации выпускников-юрис-тов к профессиональной деятельности в организации, так как предусматривает не только активное развитие мыслительной деятельности, но и социальный контекст обучения.

Таким образом, технология контекстного обучения соответствует требованиям государственных образовательных стандартов, предписывающих высшей школе подготовку специалиста, компетентного не только в профессиональном, но и в личностном отношении.

1. Жукова, И.А. Контекстное обучение как средство формирования профессиональной компетентности будущих юристов: дис. ... канд. пед. наук. - М., 2011.

2. Психология труда: конспект лекций / Г.Х. Воронова, Н.В. Прусова. - М., 2008.

3. Психологический словарь. - М., 1981.

4. Ильясов, Д.Ф. Принцип регулируемого эволюционирования в педагогике / Д.Ф. Ильясов, Г.Н. Сериков. - М., 2003.

5. Вербицкий, А.А. Компетентностный подход и теория контекстного обучения. - М., 2004.

6. Андреева, И.Г. Психолого-акмеологическая модель развития профессиональной субъектности будущих юристов: автореф. дис. ... канд. психол. наук. - Тамбов, 2012.

7. Лаврентьев, Г. В. Инновационные обучающие технологии в профессиональной подготовке специалистов / Г. В. Лаврентьев, Н.В. Лаврентьева, Н.А. Неудахина. - Барнаул, 2002.

8. Попова, Т.В. Современное научное знание в определении ориентиров образования человека // Современные проблемы науки и образования. - 2006. - № 5.

9. Прикладные аспекты современной психологии: термины, законы, концепции, методы: Справочное издание / автор-сост. Н.И. Конюхов.

- М., 1992.

Bibliography

1. Zhukova, I.A. Kontekstnoe obuchenie kak sredstvo formirovaniya professionaljnoyj kompetentnosti buduthikh yuristov: dis. ... kand. ped. nauk.

- M., 2011.

2. Psikhologiya truda: konspekt lekciyj I G.Kh. Boronova, N.V. Prusova. - M., 2008.

3. Psikhologicheskiyj slovarj. - M., 1981.

4. Iljyasov, D.F. Princip reguliruemogo ehvolyucionirovaniya v pedagogike I D.F. Iljyasov, G.N. Serikov. - M., 2003.

5. Verbickiyj, A.A. Kompetentnostnihyj podkhod i teoriya kontekstnogo obucheniya. - M., 2004.

6. Andreeva, I.G. Psikhologo-akmeologicheskaya modelj razvitiya professionaljnoyj subjhektnosti buduthikh yuristov: avtoref. dis. ... kand. psikhol. nauk. - Tambov, 2012.

7. Lavrentjev, G.V. Innovacionnihe obuchayuthie tekhnologii v professionaljnoyj podgotovke specialistov I G.V. Lavrentjev, N.B. Lavrentjeva, N.A. Neudakhina. - Barnaul, 2002.

8. Popova, T.V. Sovremennoe nauchnoe znanie v opredelenii orientirov obrazovaniya cheloveka II Sovremennihe problemih nauki i obrazovaniya.

- 2006. - № 5.

9. Prikladnihe aspektih sovremennoyj psikhologii: terminih, zakonih, koncepcii, metodih: Spravochnoe izdanie I avtor-sost. N.I. Konyukhov. -M., 1992.

Статья поступила в редакцию 18.09.13

УДК 372.212.3

Zuzina O.A., Zyryanova S.M. THE SYSTEM OF WORK IN TEACHING ELDER CHILDREN UNDER SCHOOL AGE TO SING BY MEANS OF INTEGRATION THE DIFFERENT KINDS OF ART AKTIVITY. This article proves the necessary of development the vocal - choral skills of elder children under school age by means of integration the different kinds of art activity in the process of directly - educational activity. It is opening the system of work in teaching elder children under school age to sing, analysing the problems of integration according with FGT, giving the substantiation of the importance of using to sing in the process of teaching to sing in the educational organization for children under school age.

Key words: Vocal - choral skills, the system of work, integration the different kinds of art activity, directly -educational activity.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.