Bibliography
1. Viktorov, D.V. Zdorovjesberezhenie: problemih razvitiya motivacii u studentov vuzov. - Omsk, 2009.
2. Viru, A.A. Aehrobnihe uprazhneniya. - M., 1988.
3. Ivathenko, L.Ya. Samostoyateljnihe zanyatiya fizicheskimi uprazhneniyami / L.Ya. Ivathenko, N.P. Strapko. - Kiev, 1988.
4. Isaev, A.P. Informacionnihe tekhnologii v zdravostroenii, obrazovanii i formirovanii sovremennogo cheloveka // Problemih i perspektivih zdravostroeniya: sbornik nauch. rabot. - Chelyabinsk, 2000. - Vihp. II.
Статья поступила в редакцию 17.11.13
УДК 37.01
Gumashvili I.R. THE MAIN DIRECTIONS OF PROFESSIONAL TRAINING FUTURE TEACHERS TO THE IMPLEMENTATION OF PEDAGOGICAL SUPPORT OF GIFTED HIGH SCHOOL STUDENTS. Education reforms define new requirements not only to the graduate of the main school, but also to the modern teacher who has to be not only professionally competent, but also personally self-actualized. The priority direction of modern educational policy
- identification and creation of conditions for development of intellectual endowments. In article the concept of this phenomenon is specified, criteria of intellectual endowments, of the high school student are allocated, the diagnostic tools of detection of intellectual endowments at the advanced school age are described. The main directions of vocational training of future teacher to realization of pedagogical support of intelligently gifted high school students are considered.
The special attention is paid to relevance of training of students on a lecture and practical training through this technology in higher education institution.
Key words: vocational training, future teacher, teacher, pedagogical support, intellectual giftedness, high school student.
И.Р. Гумашвили, преп. ФГОУ ВПО «Чеченский гос. педагогический институт», г. Грозный,
Е-mail: [email protected]
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ К ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО ОДАРЕННЫХ СТАРШЕКЛАССНИКОВ
Реформы образования определяют новые требования не только к выпускнику основной школы, но и к современному педагогу, который должен быть не только профессионально компетентным, но и личностно самореа-лизованным. Приоритетное направление современной образовательной политики - выявление и создание условий для развития интеллектуальной одаренности. В статье уточнено понятие данного феномена, выделены критерии интеллектуальной одаренности старшеклассника, описан диагностический инструментарий выявления интеллектуальной одаренности в старшем школьном возрасте. Рассматриваются основные направления профессиональной подготовки будущего учителя к реализации педагогической поддержки интеллектуально одаренных старшеклассников. Особое внимание уделяется актуальности обучения студентов на лекционных и практических занятиях через данную технологию в вузе.
Ключевые слова: профессиональная подготовка, будущий учитель, педагог, педагогическая поддержка, интеллектуальная одаренность, старшеклассник.
Динамично изменяющиеся реалии нашего времени ставят перед системой образования задачу полноценного развития личности ребенка. Приоритетом общества и системы образования является способность вступающих в жизнь молодых людей самостоятельно решать возникающие перед ними новые, еще неизвестные задачи. Модернизация образования отражается не только на результатах обучения ребенка, но в первую очередь на профессиональной деятельности учителя. Формируется социальный заказ системе педагогического образования, выражающийся в требованиях к подготовке поколения педагогов, реализующих инновационную профессиональную деятельность, обладающих необходимым уровнем методологической культуры и сформированной готовностью к непрерывному процессу образования в течение всей жизни. Требования к компетентности педагога проявляются в знании и учете возрастных особенностей ученика, типа и вида учебного заведения, особенностей педагогической теории, лежащей в основе организации образовательного процесса. Поэтому профессиональная подготовка будущего учителя должна быть направлена в первую очередь на формирование адаптивной, мобильной и профессионально компетентной личности учителя.
Будущему педагогу необходимо не только видеть траекторию развития ученика в образовательном процессе, но и понимать необходимость формирования особых условий, стимулирующих интеллектуальное и социальное развитие обучающегося, учитывать социальный заказ к выпускнику школы.
Приоритетным направлением современной образовательной политики является выявление и поддержка одаренных де-
тей. Особое внимание общественности во все времена привлекала интеллектуальная одаренность как потенциал интеллектуального достояния нации. В этой связи федеральные государственные образовательные стандарты общего образования в качестве требований к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы выделяют владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности. Также старшеклассник должен научиться разрешать проблемы, быть способным и готовым к самостоятельному поиску методов решения практических задач и применению различных методов познания. Данные положение получили развитие в ряде публикаций наших коллег [1 и др.].
Будущий учитель должен понимать, что работа с интеллектуально одаренными обучающимися будет одним из направлений его деятельности, а возможно и вектором профессионального развития. В этой связи профессиональная подготовка будущего учителя к работе с одаренными обучающимися должна включать теоретическое и практическое знакомство студентов с психологией одаренного ребенка, особенностями выявления интеллектуально одаренных старшеклассников и условиями их дальнейшего развития.
Основная задача учителя при взаимодействии с интеллектуально одаренными обучающимися - это организация специальной психолого-педагогической среды, стимулирующей их дальнейшее интеллектуальное и социальное развитие. По нашему мнению формированию такой среды отвечает технология педагогической поддержки одаренных старшеклассников. В этой связи у студентов педагогических вузов важно сформировать
знания о данной технологии и умения ее применять в работе со старшеклассниками. Однако мы считаем, что знакомство будущих педагогов лишь с самой технологией будет носить изолированный, частный характер, так как важно в первую очередь сформировать представления о понятийном аппарате интеллектуальной одаренности старшеклассника, особенностях выявления данного феномена в условиях образовательного учреждения и психологии одаренности в целом. Данные знания будут базой для овладения технологией педагогической поддержки интеллектуально одаренных старшеклассников будущими учителями, позволят реализовать данную технологию не разрозненно и эпизодично, а комплексно и полноценно. В этом плане весьма ценной является идея самообучения [2].
Таким образом, первым направлением в профессиональной подготовке будущего учителя к работе с одаренными детьми будет теоретическое знакомство с понятием интеллектуальной одаренности и ее критериями. Дефиниция интеллектуальная одаренность определяется достаточно широким спектром ее характеристик. По утверждению Е.П. Ильина интеллектуальная одаренность характеризуется интеллектом «выше среднего», она раскрывает возможность творческой интеллектуальной деятельности, генерирующей новые идеи, нестандартные подходы, готовностью к инновациям [3]. О.В. Зво-нарева рассматривает интеллектуально одаренного ребенка как индивида, характеризующегося остротой мышления, наблюдательностью и исключительной памятью, любознательностью, интересом к определенным занятиям, хорошо излагающим собственные мысли [4]. М.А. Холодная выделяет шесть типов интеллектуально одаренных людей, среди которых индивиды: с показателем общего интеллекта более 135-140 единиц; с высоким уровнем академической успешности; с высоким уровнем развития творческих интеллектуальных способностей; с высокой степенью успешности выполнения определенных видов деятельности; с экстраординарными интеллектуальными достижениями, лица с экстраординарными интеллектуальными возможностями, но связанными с анализом и предсказанием событий в жизни людей [5]. Представление об интеллектуальной одаренности западными исследователями также имеет свою специфику. Так Дж. Рензулли определяет данный вид одаренности через сочетание интеллектуальных способностей, мотивации и креативности. Дж. Фельдхьюсен дополняет данную модель, включая четвертый компонент - позитивную Я-концепцию. Г. Гарднер рассматривает интеллектуальную одаренность через комплексное сочетание лингвистического, логико-математического, музыкального, пространственного, мышечно-двигательного и межличностного интеллекта. Понимание интеллектуальной одаренности как кристаллизации опыта встречается в работах Дж. Уолтерса, Х. Гарднера, Де Гроот, Х. Грабера отмечающих, что любой творческий продукт не определяется врожденными особенностями, а обусловлен специфическим саморазвитием индивида, в результате накопления и дифференциации жизненного опыта в определенной деятельности.
Вместе с тем будущему учителю необходимо обозначить свое видение интеллектуально одаренного старшеклассника, исходя из которого будет выстраиваться педагогическая работа с обучающимся. Анализ существующих подходов к определению интеллектуальной одаренности позволил нам сформулировать следующее определение данного феномена. Интеллектуальная одаренность определяется нами как системное и динамичное качество личности, проявляющееся в развитии интеллектуальных способностей, учебно-познавательной мотивации и академической успеваемости на высоком уровне или уровне выше среднего. В этой связи интеллектуальную одаренность старшеклассника по нашему мнению, определяют три ведущих критерия: интеллектуальные способности, учебно-познавательная мотивация и академическая успеваемость по отдельным или всем предметам на высоком уровне или уровне выше среднего (по каждому критерию соответственно). Данный критериальный подход к интеллектуальной одаренности позволит учителю определить основные области диагностики и развития старшеклассников. Комплексное сочетание отмеченных критериев поможет педагогу относительно быстро определить ту категорию детей, которая потенциально входит в группу интеллектуально одаренных обучающихся и адресно выстроить работу с ними.
Профессиональная подготовка будущего учителя к осуществлению работы с интеллектуально одаренными старшекласс-
никами должна включать в себя владение психолого-педагоги-ческим инструментарием выявления интеллектуальной одаренности. Таким образом, вторым направлением профессиональной подготовки будущего учителя к осуществлению педагогической поддержки интеллектуально одаренных старшеклассников будет знакомство с диагностическим инструментарием интеллектуальной одаренности. Исходя из обозначенных нами критериев интеллектуальной одаренности, учитель может использовать соответствующие методики. Так для изучения уровня интеллектуальных способностей старшеклассника педагог может воспользоваться результатами тестов интеллекта Д. Векслера, Р. Амтхауэра, Дж. Равенна, теста АСТУР или УИТ. Представим краткую характеристику данных тестов.
Тест Д. Векслера предназначен для исследования умственного развития, для разных возрастов представлена своя форма теста. Тест состоит из 11 отдельных субтестов, разделенных на 2 группы: 6 вербальных и 5 невербальных. Каждый субтест включает от 10 до 30 постепенно усложняющихся вопросов и заданий. «Прогрессивные матрицы Равена» - это невербальный тест, предназначенный для исследования умственного развития. Тест состоит из 60 матриц или композиций с пропущенным элементом, предназначен для обследования детей, начиная с 8 лет и взрослых до 65 лет. Культурно-свободный тест на интеллект Р. Кеттелла направлен на измерение уровня интеллектуального развития независимо от влияния факторов окружающей социальной среды. Тест структуры интеллекта Р. Амтхауэра предназначен для измерения уровня интеллектуального развития лиц от 13 до 61 года. Состоит из девяти субтестов, каждый из которых направлен на измерение различных функций интеллекта. Тест АСТУР (для Абитуриентов и Старшеклассников Тест Умственного Развития) включает 8 субтестов (осведомленность, двойные аналогии, лабильность, классификации, обобщение, логические схемы, числовые ряды, геометрические фигуры). Задания теста составлены на основе материала школьных программ и учебников и предназначены для изучения уровня умственного развития выпускников средней школы. Также педагог может воспользоваться результатами Универсального интеллектуального теста (УИТ), разработанного лабораторией ПсиХрон, специально для образования, в частности, для мониторинга интеллектуальных способностей учащихся 8-11-х классов [6].
Для анализа мотивационной стороны личности старшеклассника можно воспользоваться методикой изучения мотивационной сферы учащихся М.В. Матюхина [7]. С помощью данного теста определяется уровень развития интереса к содержанию и процессу учения, диагностируются следующие мотивы: мотивы долга и ответственности, самоопределения и самосовершенствования, благополучия, мотивация престижа, мотивация избегания неприятностей, мотивация содержания учения, социальные мотивы учебной деятельности. Данный тест позволит определить не только наличие учебно-познавательной мотивации (одного из выделенных нами критериев интеллектуальной одаренности), но и целого комплекса мотивов.
Будущий учитель должен знать, что применять обозначенные методики необходимо осторожно, так как психодиагностика обучающихся входит в компетенцию школьного психолога. Поэтому при подготовке будущего учителя к работе с одаренными детьми важно либо научить студентов проводить и обрабатывать данные методики, либо обучить их интерпретировать и использовать результаты тестирования, полученные психологом.
Учитель без труда может выявить одаренного старшеклассника по третьему критерию интеллектуальной одаренности (обозначенному нами) - академическая успеваемость по одному или нескольким предметам выше среднего. Таким образом, сочетание высоких результатов или результатов на уровне выше среднего по трем критериям (интеллектуальные способности, учебно-познавательная мотивация, академическая успеваемость) позволяет выявить группу одаренных старшеклассников, которым требуется педагогическая поддержка.
Далее мы переходим к третьему блоку профессиональной подготовки будущих учителей - это непосредственно педагогическая поддержка одаренных старшеклассников. Педагогическая поддержка определяется как особая образовательная технология, характеризующаяся наличием диалога между ребёнком и взрослым, предполагающая самоопределение обучающегося в ситуации выбора и его самостоятельность в решении проблем. Как правило, слово «поддержка» (социальная, психоло-
гическая) упоминается в связи с проблемами человека и означает помощь, содействие. Будущему учителю важно понимать, что большинству интеллектуально одаренных детей присущи различные психологические проблемы (неустойчивая самооценка; перфекционизм; обостренное восприятие событий и отношений с людьми; проблема формирования необходимых волевых навыков; склонность к депрессивным состояниям и даже суицидальным тенденциям) [8]. В старшем школьном возрасте добавляются трудности, связанные с профессиональным самоопределением и формированием жизненной перспективы в целом. Ведущей проблемой интеллектуально одаренных детей любого возраста является неумение преодолевать трудные жизненные ситуации [9]. Поэтому предметом взаимодействия обучающегося и педагога в рамках педагогической поддержки являются факторы, составляющие проблему одаренного старшеклассника.
Будущий учитель должен знать этапы педагогической поддержки старшеклассников: определение условий проблемной ситуации, их анализ, уточнение, определение ресурсов для решения проблемы. Будущий учитель должен понимать, что цель педагогической поддержки одаренного старшеклассника - это формирование его «психологического иммунитета» [10], позволяющего самостоятельно преодолевать различные жизненные трудности. Поиск, рефлексия, пробы, ошибки, положительный и отрицательный выбор, конфликтные ситуации - это необходимые условия для становления личности особенно в старшем школьном возрасте. В этой связи задача учителя в рамках педагогической поддержки заключается в моделировании ситуаций, преодолевая которые интеллектуально одаренный старшеклассник испытывает радость победы над самим собой, удовольствие от борьбы с препятствиями, ощущение успеха в плане личностной самореализации. Переживая состояние бессилия в трудных ситуациях и стремление к активному поиску выхода из них, развивается самостоятельность интеллектуально одаренного старшеклассника, которая необходима ему не только в рамках учебно-профессиональной деятельности, ведущей для данного воз-
Библиографический список
растного периода, но и для формирования жизненных планов в целом.
Таким образом, мы считаем, что основные направления профессиональной подготовки будущего учителя к осуществлению педагогической поддержки интеллектуально одаренных старшеклассников - это:
- теоретическое знакомство студентов с понятийным аппаратом феномена интеллектуальной одаренности, психологией одаренного ребенка;
- практическое ознакомление с диагностическим инструментарием выявления интеллектуальной одаренности в старшем школьном возрасте;
- непосредственное овладение технологией педагогической поддержки интеллектуально одаренных старшеклассников.
Реализация данных направлений должна осуществляться поэтапно и с учетом психологии студента. В этом плане важно руководствоваться идеей регулируемого эволюционирования [11]. При этом доминирующим условием в профессиональной подготовке будущего учителя к реализации педагогической поддержки старшеклассников будет обучение студентов в процессе вузовской подготовки с учетом высказанных нами соображений. Тем самым мы хотим отметить, что преподаватель на занятиях со студентами должен сам моделировать ситуации, которые будущий учитель должен разрешать. Только через деятельностные формы работы, через активное овладение технологией педагогической поддержки на практических занятиях у студента сформируется опыт по разрешению трудных ситуаций, в том числе и жизненных, который он сможет развивать у интеллектуально одаренных старшеклассников в дальнейшем уже в своей профессиональной деятельности. Учитель, который смог сам адаптироваться в социуме, выбрать тот вектор личностного и профессионального развития, который помог ему самореализоваться, сможет успешно реализовать технологию педагогической поддержки в работе с интеллектуально одаренными старшеклассниками. Данное положение должно быть ориентиром в профессиональной подготовке будущих учителей.
1. Андреева, Н.Ю. Особенности развития одаренности учащихся / Н.Ю. Андреева, Д.Ф. Ильясов // Современные проблемы науки и образования. - 2012. - № 3 [Э/р]. - Р/д: http://www.science-education.ru/103-6277
2. Ильясов, Д.Ф. Самообучающаяся организация как феномен и стратегия (на примере общеобразовательного учреждения) // Мир науки, культуры, образования. - 2013. - № 3(40).
3. Ильин, Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности. - СПб., 2009.
4. Доровской, А.И. 100 советов по развитию одаренности детей: родителям, воспитателям, учителям. - М., 1997.
5. Холодная, М.А. Психологические механизмы интеллектуальной одаренности // Вопросы психологии. - 1993. - № 1.
6. Карелин, А. Большая энциклопедия психологических тестов. - М., 2007.
7. Бадмаева, Н.Ц. Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей: монография. - Улан-Удэ, 2004.
8. Михайлова, Н.Н. Педагогика поддержки: учебно-методич. пособ. / Н.Н. Михайлова, С.М. Юсфин. - М., 2001.
9. Рабочая концепция одаренности / Д.Б. Богоявленская [и др.]. - М., 2003.
10. Юркевич, В.С. Развивающий дискомфорт как принцип и метод в работе с одаренными детьми // Сайт RusAdvice.Org [Э/р]. - Р/д: http: //art.thelib.ru/children/school2/razvivayuschiy_diskomfort_kak_princip_i_metod_v_rabote_s_odarennimi_detmi.html
11. Ильясов, Д.Ф. Принцип регулируемого эволюционирования в педагогике / Д.Ф. Ильясов, Г.Н. Сериков. - М., 2003.
Bibliography
1. Andreeva, N.Yu. Osobennosti razvitiya odarennosti uohathikhsya I N.Yu. Andreeva, D.F. Iljyasov II Sovremennihe problemih nauki i obrazovaniya. - 2G12. - № З [EhIr]. - RId: http:IIwww.soienoe-eduoation.ruI103-6277
2. Iljyasov, D.F. Samoobuohayuthayasya organizaoiya kak fenomen i strategiya (na primere obtheobrazovateljnogo uohrezhdeniya) II Mir nauki, kuljturih, obrazovaniya. - 2G1 З. - № З(40).
3. Iljin, E.P. Psikhologiya tvorohestva, kreativnosti, odarennosti. - SPb., 2GG9.
4. Dorovskoyj, A.I. 1GG sovetov po razvitiyu odarennosti deteyj: roditelyam, vospitatelyam, uohitelyam. - M., 1997.
5. Kholodnaya, M.A. Psikhologioheskie mekhanizmih intellektualjnoyj odarennosti II Voprosih psikhologii. - 199З. - № 1.
6. Karelin, A. Boljshaya ehnoiklopediya psikhologioheskikh testov. - M., 2GG7.
7. Badmaeva, N.C. Vliyanie motivaoionnogo faktora na razvitie umstvennihkh sposobnosteyj: monografiya. - Ulan-Udeh, 2GG4.
8. Mikhayjlova, N.N. Pedagogika podderzhki: uohebno-metodioh. posob. I N.N. Mikhayjlova, S.M. Yusfin. - M., 2GG1.
9. Raboohaya konoepoiya odarennosti I D.B. Bogoyavlenskaya [i dr.]. - M., 2003.
1G. Yurkevioh, V.S. Razvivayuthiyj diskomfort kak prinoip i metod v rabote s odarennihmi detjmi II Sayjt RusAdvioe.Org [EhIr]. - RId: http:II art.thelib.ruIohildrenIsohool2Irazvivayusohiy_diskomfort_kak_prinoip_i_metod_v_rabote_s_odarennimi_detmi.html
11. Iljyasov, D.F. Prinoip reguliruemogo ehvolyuoionirovaniya v pedagogike I D.F. Iljyasov, G.N. Serikov. - M., 200З.
Статья поступила в редакцию 12.11.13
УДК 37.01
Ibragimova T.V., Yarychev N.U. Pedagogical Conditions of effective training of future teacher to ecological and educational activities. Present world's ecological environment causes discomfort, becausegreat industrial development bears on environment in XXI century. One of the major tasks of modern education is instructing inhabitants about need to save and protect environment. The author raises the problem of ecological education and students' instruction. A teacher has the leading role in forming students' respect for nature. Forms and methods of ecological and
educational activity are considered in the article. Pedagogical conditions promoting effective training of future teachers to ecological and educational activities are allocated in the article. Special attention is paid to playing technologies of students' active education.
Key words: teacher, educational institution, ecology, ecological and educational activities, professional training, high school, future teacher, pedagogical conditions, technologies of active education.
Т.В. Ибрагимова, преп. Чеченского гос. педагогического института, г. Грозный, Е-mail: [email protected]; Н.У. Ярычев, д-р пед. наук, доц., зав. каф. педагогики и психологии Чеченского института повышения
квалификации работников образования, г. Грозный, Е-mail: [email protected]
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ К ЭКОЛОГО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ШКОЛЕ
В современном мире экологическая обстановка на планете вызывает определенное напряжение. Бурное развитие промышленности в ХХ веке негативно сказалось на состоянии окружающей природы. Одной из важнейших задач современного образования является просвещение населения о необходимости сохранения и защиты окружающей среды. В статье поднимается проблема экологического образования и просвещения обучающихся, рассматривается ведущая роль педагога в формировании у школьников бережного отношения к природе. Рассматриваются формы и методы эколого-просветительской деятельности. В статье выделяются педагогические условия, способствующие эффективной подготовке будущих педагогов к эколого-просветитель-ской деятельности. Особое внимание уделяется игровым технологиям активного обучения студентов.
Ключевые слова: педагог, образовательное учреждение, экология, эколого-просветительская деятельность, профессиональная подготовка, вуз, будущий учитель, педагогические условия, технологии активного обучения.
Право каждого человека на благоприятную окружающую среду для комфортного проживания прописано в конституции Российской Федерации. Это указывает на то, что сохранение и возрождение экологии необходимо не только в настоящем, но и в будущем, поэтому основная задача по сохранению окружающей среды возлагается на подрастающее поколение, на школьников. Актуальность реализации эколого-просветительской деятельности в образовательных учреждениях не вызывает сомнения, ее целью является экологическое воспитание населения, формирование экологической культуры у каждого обучающегося. Развитие всего человечества связано с использованием природных ресурсов, их сохранением, возобновлением, поэтому очень важно научить детей проявлять заботу об окружающей природе.
Трудно не огласиться с утверждением академика РАН Н.Н. Моисеева (президента Российского отделения «Зеленого креста», президента Российского национального комитета содействия Программе ООН по охране окружающей среды и пр.) о значении образования и роли педагога в судьбах народов и целых цивилизаций. Вся история развития человеческого общества заключается в непрерывной цепочке накопления и передачи определенных знаний, культуры и образованности из поколения в поколение. Учитель является центральной фигурой в истории человечества. Поэтому считаем, что и в формировании экологической культуры современного общества педагог играет не последнюю роль. Продолжая комментировать высказывания Н.Н. Моисеева, отметим, что будущее за теми нациями и государствами, которые обеспечат более высокий уровень образованности населения. От того, насколько следующие поколения смогут понять и реализовать собственную ответственность за будущее своей страны и даже Вселенной, будет зависеть это будущее.
Основное предназначение учителя заключается в том, что ему необходимо сформировать у современных детей новую нравственность, новые знания, менталитет и систему ценностей, направленные на бережное и уважительное отношение к природе своего родного края [1]. Поэтому учителю необходимо понимать и грамотно организовать свое профессиональное поведение, свою деятельность в частности по экологическому просвещению в школе. Реализация эколого-просветительской деятельности в образовательном учреждении должна носить систематический, планомерный, тщательно продуманный и грамотный характер. Все это требует от педагога, реализующего данное направление в своей профессиональной деятельности, владения необходимыми компетенциями, среди которых превалирующими должны быть глубокие знания в области экологии (в масштабе целой планеты или отдельного населенного пунк-
та) и умение убеждать обучающихся в необходимости сохранения окружающей среды. Педагог должен осуществлять экологическое просвещение через различные формы и методы работы. Так, эколого-просветительская деятельность в образовательном учреждении может реализоваться путем включения экологических сведений как элементов учебного материала в уроки или через проведение различных внеклассных мероприятий. Это могут быть доклады, рефераты и статьи по отдельным экологическим темам, которые могут быть представлены как на уроке, так и в школьных, городских, районных, межрегиональных и других конференциях; выступления на конкурсах по соответствующей тематике, семинары, круглые столы, пресс-конференции на уровне класса, образовательного учреждения или определенной территории; видеофильмы, которые могут демонстрироваться на уроке, или созданные самими детьми сюжеты и передачи по экологической тематике; викторины, олимпиады, слеты, профильные смены в детских оздоровительных лагерях; участие школьников в экологических акциях, экологических кампаниях, программах, проектах, форумах, выставках, клубах, проводимых как образовательным учреждением, так и другими организациями.
Таким образом, реализация такого направления просветительской деятельности как экологическое просвещение в школе требует от педагога научно-теоретической и практико-ориентиро-ванной подготовленности. Это в свою очередь накладывает определенные обязательства на осуществление профессиональной подготовки будущего педагога в вузе, так как в современных условиях отмечается слабая подготовленность учителей, работающих в школах, по данному направлению. Такие выводы мы неоднократно обнаруживаем в научной литературе [2; 3].
Нами были проведено исследование, направленное на выявление затруднений педагогов в области эколого-просветитель-ской деятельности. В исследовании приняло участие 34 учителя химии и биологии муниципальных образовательных учреждений средних образовательных школ города Грозного. В результате опроса были получены следующие данные: 73% респондентов высказались о наличии затруднений в реализации эко-лого-просветительской деятельности, из них 66% реализуют отельные элементы эколого-просветительской деятельности в рамках урочной системы (непосредственно на уроках химии, биологии, экологии или географии) и лишь 34% участвуют в реализации внеклассных мероприятий по данной тематике. Причем не зависимо от формы работы каждый педагог высказался о сложности реализации эколого-просветительской деятельности в связи с недостаточной подготовленностью по данному вопросу, либо неумением организовать сотрудничество с учреждениями и организациями, осуществляющими экологическое просвещение населения.