DOI 10.20310/1810-0201-2018-23-177-145-150 УДК 376.1
ВЫЯВЛЕНИЕ И ПОДДЕРЖКА ОДАРЕННЫХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ УНИВЕРСИТЕТСКОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ
Екатерина Игоревна БАЛАКИРЕВА
ФГБОУ ВО «Саратовский государственный национальный исследовательский университет им. Н.Г. Чернышевского» 410012, Российская Федерация, г. Саратов, ул. Астраханская, 83 E-mail: [email protected]
Аннотация. Проанализированы подходы к изучению одаренности в современной реальности. Представлен авторский проект «Центр поддержки одаренных детей» Саратовского национального исследовательского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского, охарактеризован системный подход к организации работы с одаренными школьниками в условиях университетской образовательной среды. Рассмотрена проблема комплексного выявления одаренности у школьников. Проанализированы результаты эмпирического исследования связи самооценки креативности с ее фактическим проявлением, полученные при помощи тестов проб, данные корреляционного анализа связи результатов тестов проб креативности и интеллекта. Показаны возможности множественного регрессионного анализа для вклада параметров интеллекта в формирование уровня креативности. Проанализированы педагогические возможности разработанных технологий поддержки школьников, имеющих мотивацию и определенные достижения. Сделан акцент на выборе и подготовке наставников, работающих с одаренными школьниками.
Ключевые слова: одаренность; подходы; университетская образовательная среда; «Центр поддержки одаренных детей» Саратовского национального исследовательского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского; выявление; креативность; интеллект; технологии поддержки; наставник
Проблема одаренности в современной России признана, начиная с 2005 г., в качестве одного из стратегических государственных ресурсов. Одним из наиболее значимых последних документов является Национальный проект «Образование», утвержденный Президентом Российской Федерации 7 мая 2018 г.1 В нем указывается необходимость обеспечения глобальной конкурентоспособности российского образования, а также вхождения России в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования. Национальный проект «Образование» состоит из 9 федеральных проектов, второй федеральный проект «Успех каждого ребенка» рассчитан на развитие дополнительного образования, профориентации и поддержку талантливых детей. Совершенно очевидно, что, для того чтобы осуществить профессиональную поддержку одаренных детей, необходимо определить и дифференцировать научные подходы к изучению проблем одаренности и подходы, существующие в практиче-
1 Национальный проект «Развитие образования» 2018-2024 год. URL: https://nsportal.ru/user/1003378/ page/natsionalnyy-proekt-razvitie-obrazovaniya-2018-20 24-god (дата обращения: 15.08.2018).
ской деятельности. Все разнообразие существующих в настоящее время в практике подходов можно объединить в три большие группы: 1) интуитивный опыт и обобщения педагогов; 2) целенаправленное внедрение в практику образования разработанных или разрабатываемых теорий под контролем или непосредственном руководстве научных коллективов; 3) реализация стихийно складывающихся систем (применение методов из различных, порой альтернативных концептуальных систем, неотрефлексированное заимствование) [1].
Одним из самых актуальных для решения практических задач по выявлению и поддержке одаренных подростков является подход, предлагаемый идеологами образовательного центра «Сириус». Ими разработана модель поливариантной одаренности. Для формирования сети региональных центров выявления и поддержки одаренных детей Фонд «Талант и Успех» опирается на данную модель одаренности и предлагает следующие ее признаки: ориентация на общепринятые олимпиадные и конкурсные достижения высокого уровня (международного, всероссийского, межрегионального), а также на более
© Балакирева Е.И., 2018
145
широкую модель отбора, включающую в себя процессные характеристики, требующие разработки новых образовательно-конкурсных механизмов в научно-технологической сфере, привлечение для выявления талантливых школьников представителей максимально динамично развивающихся российских компаний. По мнению разработчиков модели, одной из простейших на сегодняшний день формул выступает модель одаренности, в которой общий потенциал личности можно рассматривать как произведение нескольких сил - интеллекта, социальной эффективности, эмоциональной отзывчивости и креативности личности.
Феномен одаренности в научном аспекте очень сложен и многогранен. В настоящее время существует несколько десятков теорий и концепций одаренности, наиболее известные из них: триадная модель одаренности (Дж. Рензулли), модель множественного интеллекта (Х. Гарднер), концепция творческой одаренности (А.М. Матюшкин), 3Б-модель одаренности (Р.В. Комаров). Создание «Рабочей концепции одаренности» в 2003 г. совершило крупный прорыв в науке в России, так как дало обоснованную теоретическую базу для решения ключевых проблем одаренности. Что понимается под одаренностью? Одаренность - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми [2]. Кого можно считать одаренным ребенком? Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности [2]. В рабочей концепции одаренность понимается как системное качество, то есть ее нельзя рассматривать как определенный набор способностей. Система, как известно, подразумевает процесс интеграции компонентов, в связи с этим целое обладает новым свойством по сравнению со свойствами ее компонентов, таким образом, можно сделать вывод, что понятие одаренности можно рассматривать лишь в рамках системного подхода, и интересовать исследователей может в первую очередь интенсивность ин-
теграционных процессов «внутри субъекта», вовлекающих его личностную сферу. Их ин-тегративность и полнота определяют динамику индивидуального развития одаренности [2].
Как практически определить, является ли данный ребенок одаренным или нет? Каким образом поддержать, сохранить и развить талант ребенка? Характерной особенностью для образовательной ситуации XXI века для исследователей в области гуманитарных и социальных наук является выдвижение отношения «человек - окружающая среда» [3]. В современном образовании существуют различные среды: социальная, профессиональная, информационная, все чаще можно встретить название виртуальная. Дидактико-ориентированные подходы исходят из посылки о детерминированности процесса познания средовыми условиями. Среда рассматривается учеными как совокупность условий для развития и обучения личности. Университетская образовательная среда Саратовского национального исследовательского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского (СГУ) обладает мощным научным и развивающим потенциалом. Для организации системного подхода в работе с одаренными детьми в университете создан Центр поддержки одаренных детей. Деятельность Центра включает в себя три основных направления: выявление одаренности, поддержка одаренных подростков, научно-методическое сопровождение проблем одаренности.
Для выявления одаренных детей в Центре отбор выстроен так, что в нем принимает участие максимальное количество школьников 7-11 классов при соблюдении основных принципов диагностики одаренности: принципа комплексного оценивания, принципа долговременности, принципа использования тестовых методик и тренинговых методов и заданий, принципа участия разных специалистов (А.И. Савенков). Определение свойств личности одаренного человека - область наиболее противоречивая. Тем не менее у разных типов одаренности выделяют общие черты: повышенная результативность деятельности в равных со сверстниками условиях, высокая мотивированность, личностная увлеченность, сверхчувствительность к проблемам, стремление к расширению кругозора, способность дольше сверстников вы-
носить повышенные нагрузки, необходимые для эффективной деятельности, умение отбирать и использовать необходимые для решения задачи ресурсы.
На сегодняшний день принято выделять детей с ярко выраженными достижениями -явная одаренность: победители олимпиад и конкурсов, но нельзя забывать о том, что есть дети с нераскрытым потенциалом (скрытая одаренность), не секрет, что троечник в школе, на которого уже многие махнули рукой, может иметь «скрытые ресурсы», в связи с этим важным является не упустить таких детей, помочь найти им свой путь раскрытия с помощью наставников. Эта группа, как правило, отличается от детей успешных и высоко мотивированных отсутствием устойчивой мотивации и заурядными «сегодня» способностями. Поэтому такие дети успешны «завтра», стратегически, «в перспективе». Потенциальная успешность развивается у них за счет наличия у них особенного качества - готовности к изменениям как системной открытости развития. Основные проблемы одаренных детей: слабая саморегуляция, трудности при обучении в школе, трудности в выборе приоритетов, трудности в общении со сверстниками.
Для выявления уровня интеллектуального развития, креативности и мотивации (основных компонентов одаренности) в Центре разработана процедура психологического тестирования, основанная на идеях психолога Н.А. Бельской [4]. В тестировании на сегодняшний день приняли участие 198 школьников 7-10 классов из Саратова и Саратовской области. В тестовую часть входят методики диагностики структуры интеллекта Р. Амтхауэра, тест дивергентного мышления и опросник личностных творческих характеристик Ф. Вильямса. В тесте структуры интеллекта по методике Р. Амтхауэра интеллект рассматривается как подструктура в целостной структуре личности. Эта субструктура является упорядоченной целостностью умственных способностей, которые формируются и проявляются в деятельности. Р. Амтхауэр выделил 4 ведущих фактора интеллекта: вербальный, счетно-арифметический, пространственный и мнемический. На их диагностику и направлены 9 субтестов методики, каждый из которых содержит 20 заданий. Тест рассчитан на возраст от 13 до
65 лет, при интерпретации результатов субтестов учитываются возрастные нормативные показатели. Тест проводится в электронной форме. Рисуночный тест дивергентного мышления Ф. Вильямса направлен на измерение уровня креативности подростка. Тест позволяет оценить степень сформированно-сти межполушарного взаимодействия у подростков. Данные оцениваются с помощью четырех факторов дивергентного мышления: беглость, гибкость, оригинальность и разработанность. Третий тест выявляет структуру мотивации (через самооценку). Тест помогает выяснить, насколько любознательными, наделенными воображением, умеющими разбираться со сложными идеями и способными на риск в познании считают себя подростки. Эти тесты позволяют сделать вывод о двух показателях одаренности - креативности и мотивации [5; 6].
Результаты тестирования представлены в содержательной характеристике для каждого прошедшего испытание и позволяют подросткам и родителям точнее выбрать дальнейшие образовательные траектории, составить индивидуальный план самообразования, сориентироваться в выборе вуза. По результатам тестирования составляется рейтинг испытуемых по каждому из показателей (интеллект, креативность, мотивация), но с данными рейтинга испытуемые не знакомятся. На основании средних возрастных показателей и значения квадратичного отклонения выделяется группа испытуемых со средними значениями по каждому показателю. Испытуемые, набравшие меньше среднего значения, попадают в группу с низким показателем. Испытуемые, чьи баллы выше среднего, поделены на группу с высоким и очень высоким показателем. Таким образом, в каждой характеристике подростка представлен один из четырех уровней выраженности интеллекта, креативности и мотивации. Так же указано, в каких сферах испытуемый был особенно успешен (например, по вербальному показателю или математическому).
В процессе практической работы, психодиагностики, консультирования одаренных детей сотрудниками Центра проводятся эмпирические исследования, направленные на поиск наиболее эффективных способов диагностики одаренности и понимания ее природы.
Проблема связи интеллекта и креативности была рассмотрена на основании полученных результатов тестирования. Группой исследователей-психологов СГУ выполнен множественный регрессионный анализ вклада параметров интеллекта в формирование уровня креативности. Можно сказать о неоднозначной, множественной связи между этими параметрами и креативностью. Конвергентное мышление школьников (измеряемое тестом Амтхауера) связано с высоким уровнем креативности у 16-17 % выборки, то есть более высокий уровень интеллекта связан с более высоким уровнем креативности, и наоборот.
Стоит обратить внимание, что в значительно большей части выборки (более 80 %) креативность определяется действием других причин, природа которых не до конца понятна, и необходимы дальнейшие исследования в этой области. Результаты тестирования позволяют предположить, что школьная программа в незначительной степени направлена на развитие креативности ребенка.
Второе направление деятельности Центра - поддержка одаренных детей (создание научной, творческой среды, благоприятной для развития одаренности). В Центре работают предметные кружки, большое внимание уделяется использованию вариативных форм работы с одаренными школьниками: научные творческие проекты «Наука? Интересно!» с целью популяризации науки и научных исследований среди школьников Саратова и Саратовской области, открытые встречи с успешными, талантливыми выпускниками университета. Для учащихся старших и средних классов проводятся «Научные бои», также регулярные встречи с ведущими учеными СГУ, экскурсии в лаборатории и инновационные центры.
Научно-методическое сопровождение работы с одаренными детьми - третье направление деятельности Центра. Реализация этого направления заключается в проведении научных и прикладных исследований в области детской одаренности; организации и проведении научно-практических конференций, семинаров и «круглых столов», посвященных проблемам одаренности.
Большое внимание уделяется вопросу подготовки педагогов к работе с одаренными
детьми. Педагог должен быть сам креативным, интеллектуальным, и, что самое главное, понимающим нестандартно мыслящего, «иного» ребенка. Наставник, подсказывающий свой путь, а не сбивающий с него - такого человека, профессионала ждет сегодня образовательная среда, в которую попадают талантливые дети. Одним из первых в России СГУ открыл магистерскую программу «Педагогика одаренности». Студенты, обучающиеся по данной программе, целенаправленно готовятся к работе с одаренными детьми, изучая теоретические аспекты одаренности, способы создания комфортной образовательной среды, вопросы взаимодействия с родителями одаренных детей, анализируют современные образовательные практики работы с одаренными детьми.
Создание научной, творческой среды в университете в Центре поддержки одаренных детей позволяет аккумулировать усилия многих преподавателей, работающих с детьми и молодежью.
Список литературы
1. Богоявленская Д.Б., Богоявленская М.Е. Психология одаренности: понятия, виды, проблемы. М.: МИОО, 2005. Вып. 1. 176 с.
2. Рабочая концепция одаренности / под ред. В.Д. Шадрикова. М.: Молодая гвардия, 2003. 95 с.
3. Менг Т.В. Исследование образовательной среды: проблемы, подходы, модели. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2011. 98 с.
4. Бельская Н.А. Феноменология одаренности как обоснование одной из ее классификаций (по результатам анализа текстов В. Розанова, П. Флоренского, Н. Бердяева) // Одаренный ребенок. 2013. № 5.
5. Комаров Р.В. Психологическая 3D-модель одаренности // Психология одаренности и творчества / под ред. Л.И. Ларионовой, А.И. Савенкова. Москва; Санкт-Петербург: Нестор-История, 2017. С. 113-124.
6. Психология одаренности и творчества / под ред. Л.И. Ларионовой, А.И. Савенкова. Москва; Санкт-Петербург: Нестор-История, 2017. 288 с.
Поступила в редакцию 29.08.2018 г. Отрецензирована 16.09.2018 г. Принята в печать 15.10.2018 г.
Информация об авторе
Балакирева Екатерина Игоревна, кандидат педагогических наук, доцент, зав. кафедрой педагогики. Саратовский национальный исследовательский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского, г. Саратов, Российская Федерация. E-mail: [email protected]
Для цитирования
Балакирева Е.И. Выявление и поддержка одаренных школьников в условиях университетской образовательной среды // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. Тамбов, 2018. Т. 23, № 177. С. 145-150. БО! 10.20310/1810-0201-2018-23-177-145-150.
DOI 10.20310/1810-0201-2018-23-177-145-150
DISCOVERING AND SUPPORTING GIFTED STUDENTS IN CONDITIONS OF UNIVERSITY EDUCATIONAL ENVIRONMENT
Ekaterina Igorevna BALAKIREVA
Saratov State University named after N.G. Chernyshevsky 83 Astrakhanskaya St., Saratov 410012, Russian Federation E-mail: [email protected]
Abstract. We analyze the approaches to the study of giftedness in modern reality. The author's project "Centre for Gifted Children Support" of Saratov State University is presented. We describe the system approach to the organization of work with gifted students in conditions of university educational environment. We also consider the problem of complex identification of giftedness in schoolchildren. The results of the empirical study of the relationship of creativity self-assessment with its actual manifestation, obtained by means of sample tests, correlation analysis of the results of tests of creativity and intelligence are analyzed. The possibilities of multiple regression analysis for the contribution of intelligence parameters to the formation of the level of creativity are shown. We present the analyses of the pedagogical possibilities of the developed technologies to support students with motivation and certain achievements. The emphasis is placed on the selection and training of mentors working with gifted students.
Keywords: giftedness; approaches; university educational environment; "Centre for Gifted Children Support" of Saratov State University; discovering; creativity; intelligence; support technologies; mentor
References
1. Bogoyavlenskaya D.B., Bogoyavlenskaya M.E. Psikhologiya odarennosti: ponyatiya, vidy, problemy [The Psychology of Giftedness: Notions, Types, Problems]. Moscow, Moscow Institute of Open Education Publ., 2005, issue 1, 176 p. (In Russian).
2. Shadrikov V.D. (ed.). Rabochaya kontseptsiya odarennosti [Operational Giftedness Conception]. Moscow, Molodaya gvardiya Publ., 2003, 95 p. (In Russian).
3. Meng T.V. Issledovaniye obrazovatel'noy sredy: problemy, podkhody, modeli [The Study of Educational Environment: Problems, Approaches, Models]. St. Petersburg, Herzen State Pedagogical University Publ., 2011, 98 p. (In Russian).
4. Belskaya N.A. Fenomenologiya odarennosti kak obosnovaniye odnoy iz eye klassifikatsiy (po rezul'tatam analiza tekstov V. Rozanova, P. Florenskogo, N. Berdyayeva) [Giftedness phenomenology as the basis of one of its classifications (based on the results of analysis of texts by V. Rozanov, P. Florenskiy, N. Berdyayev)]. Odarennyy rebenok [The Gifted Child], 2013, no. 5. (In Russian).
5. Komarov R.V. Psikhologicheskaya 3D-model' odarennosti [Psychological 3D-model of giftedness]. In: Larionova L.I., Savenkov A.I. (eds.). Psikhologiya odarennosti i tvorchestva [Psychology of Giftedness and Creativity]. Moscow, St. Petersburg, Nestor-Istoriya Publ., 2017, pp 113-124. (In Russian).
6. Larionova L.I., Savenkov A.I. (eds.). Psikhologiya odarennosti i tvorchestva [Psychology of Giftedness and Creativity]. Moscow, St. Petersburg, Nestor-Istoriya Publ., 2017, 288 p. (In Russian).
Received 29 August 2018 Reviewed 16 September 2018 Accepted for press 15 October 2018
Information about the author
Balakireva Ekaterina Igorevna, Candidate of Pedagogy, Associate Professor, Head of Pedagogy Department. Saratov State University, Saratov, Russian Federation. E-mail: [email protected]
For citation
Balakireva E.I. Vyyavleniye i podderzhka odarennykh shkol'nikov v usloviyakh universitetskoy obrazovatel'noy sredy [Discovering and supporting gifted students in conditions of university educational environment]. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye nauki - Tambov University Review. Series: Humanities, 2018, vol. 23, no. 177, pp. 145150. DOI 10.20310/1810-0201-2018-23-177-145-150. (In Russian, Abstr. in Engl.).