УДК 37
Е. И. Гусева, О. И. Мигович, Л. Ф. Тихомирова, Г. В. Хитрова
Диагностика одаренных детей
Статья посвящена актуальной проблеме: развитию одаренных детей. Авторы подчеркивают, что в настоящее время становится важным раннее выявление, обучение и развитие одаренных детей. В школьной практике постепенно формируется новый тип педагогической деятельности, направленный на личностное развитие учащихся, принципиальные изменения на основе личностно-ориентированного обучения, необходимого именно одаренным детям. В Национальной образовательной инициативе «Наша Новая Школа» отмечается необходимость создания системы поддержки талантливых школьников. Авторы отмечают, что одаренные дети нуждаются в индивидуальных программах обучения. Особое внимание авторы уделяют психологическим особенностям одаренных детей. Основная цель работы с одаренными детьми - формирование зрелой потребности и способности для реализации их повышенных возможностей в творческой деятельности. Основной задачей работы коллектива школы № 80 г Ярославля было выявление предрасположенности детей 5 и 6 классов к определенным типам одаренности. Родители этих детей также участвовали в диагностике. Авторами использованы валидные диагностические методики. В результате установлено, что предрасположенность к творческим видам одаренности и творчеству в целом у учащихся 5 и 6 классов выше, чем к интеллектуальным видам, именно творческая одаренность дает толчок развитию других видов одаренности.
Ключевые слова: одаренность, виды одаренности, творческая одаренность, интеллектуальная одаренность, системно-деятельностный подход, «Карта одаренности» Хаана и Каффа, тест креативности Торренса, тест интеллектуального потенциала П. Ржичана, готовность педагогов к работе с одаренными детьми, родители одаренных детей.
E. I. Guseva, O. I. Migovich, L. F. Tikhomirova, G. V. Khitrova
Diagnostics of Gifted Children
The article is devoted to the urgent problem: the problem of development of gifted children. Authors emphasize that nowadays it is important to identify at the early stage, train and develop gifted children. In school practice a new type of pedagogical activities is being developed aimed at pupils' personal development, basic changes on the basis of the personal oriented training necessary for the gifted children. In the National educational initiative «Our New School» it is noted need in creation of the system of support of gifted school students. The authors note that gifted children need individual training programmes. The authors pay special attention to psychological features of gifted children. A main objective of work with gifted children is formation of mature requirement and a capability to implement their raised opportunities in creative activities. The main objective of work of Yaroslavl School No. 80 staff was to reveal predisposition of 5-6 form children to certain types of giftedness. Parents of these children also participated in diagnostics. The authors used valid diagnostic techniques. It was determined that predisposition to creative types of giftedness and creativity in general of 5-6 form pupils is higher, than predisposition to intellectual types, it is creative giftedness that gives an impulse to development of other types of giftedness.
Keywords: giftedness, giftedness types, creative giftedness, intellectual giftedness, a system and activity approach, «Scheme of giftedness» of Khaan and Kaff; Torrance test of creative thinking, P. Rzhichan test of intellectual potential, readiness of teachers to work with gifted children, parents of gifted children.
Современное образование характеризуется возросшим интересом к проблеме одаренности детей и подростков. Становится важным раннее выявление, обучение и развитие одаренных детей. В школьной практике постепенно формируется новый тип педагогической деятельности, направленный на личностное развитие учащихся, принципиальные изменения на основе личностно-ориентированного обучения, так необходимого именно одаренным детям.
С 2003 г. в рамках президентской программы «Дети России» осуществляется программа «Одаренные дети». В Национальной образовательной
инициативе «Наша новая школа» отмечается необходимость создания системы поддержки талантливых школьников. С 2009 г. введен в действие Закон Ярославской области от 8.10.2009 № 50-з «О гарантиях прав ребенка в Ярославской области», содержащий раздел «Поддержка одаренных детей».
Выявление одаренных детей, организация системной работы с ними - одна из главных задач современной школы. С сентября 2011 г. во всех образовательных учреждениях страны введен ФГОС. В основе ФГОС лежит системно-
© Гусева Е. И., Мигович О. И., Тихомирова Л. Ф., Хитрова Г. В., 2016
деятельностный подход, который, среди множества планируемых результатов, предполагает
— воспитание и развитие у учащихся качеств личности, отвечающих требованиям современного общества;
— учет индивидуальных особенностей учащихся;
— разноаспектное развитие, обеспечение роста творческого потенциала и познавательных мотивов.
Одаренные дети нуждаются в индивидуализированных программах обучения. Педагоги, работающие с такими детьми, должны проходить специальную подготовку. Неподготовленные учителя часто не могут выявить одаренных детей, не знают их особенностей, равнодушны к их проблемам. В профессиональном стандарте педагога отмечается необходимость владения каждым педагогом психолого-педагогическими технологиями (в том числе инклюзивными), необходимыми для работы с различными учащимися, такими, например, как одаренные дети.
Успешный учитель для одаренных - прежде всего, прекрасный учитель-предметник, глубоко знающий и любящий свой предмет. В дополнение к этому он должен обладать качествами, которые значимы в общении с любым одаренным школьником.
В последние годы ведутся успешные поиски в области педагогических инноваций, разработки различных психолого-педагогических технологий, направленных на развитие личности ребенка, при этом особое место занимает личностно-ориентированный подход в образовании детей. Наиболее успешно работа с одаренными детьми строится в образовательных учреждениях повышенного уровня обучения (лицеи, колледжи, гимназии, школы с углубленным изучением иностранных языков и пр.), которые способствуют продуктивному личностному и познавательному развитию.
Одаренные дети нашей школы являются своеобразной «визитной карточкой»: то, в каких олимпиадах, конференциях, конкурсах они участвуют, каких успехов в обучении и социальной адаптации достигают, напрямую демонстрирует качество работы по выявлению и сопровождению одаренных детей. Можно проработать много лет и не столкнуться с одаренным ребенком, так как его необходимо отыскать среди множества учеников. Такие дети отличаются широтой восприятия мира, острым ощущением того, что происходит вокруг. Мозг одаренных детей
находится в постоянной работе, у них хорошо развита речь, они также обладают огромным словарным запасом, с удовольствием занимаются решением сложных задач, не терпят вмешательства и навязывания им готового ответа. Многие одаренные дети имеют математический склад мышления, они могут длительное время концентрировать внимание на одной проблеме или задаче, умеют учиться, обладают учебными навыками и учебными умениями. У одаренных детей повышена склонность к умственной деятельности, они много читают, им присуща высокая организованность и, как следствие организованности, самоуверенность. Они очень чувствительны и склонны к игровой деятельности, к фантазиям, они также хорошо понимают юмор, но им недостает эмоциональности, очень часто им присуще чувство страха, недовольства собой.
Часто дети с признаками одаренности вольно или невольно создают своим поведением нестандартные ситуации, для решения которых сформировавшиеся ранее «учительские» стереотипы не могут применяться. Эти дети порой страдают от некоторого социального неприятия со стороны сверстников, а это развивает в них негативное восприятие самих себя. Дать возможность каждому «гадкому утенку» превратиться в прекрасного лебедя, не допустить того, чтобы обитатели «птичьего двора» «заклевали» его, - вот задача педагога [1].
Педагоги. Не подлежит сомнению, что ключевой фигурой в создании образовательной среды, способствующей развитию творческой природы одаренного ребенка, является педагог.
Профессиональный стандарт педагога отражает структуру его профессиональной деятельности: обучение, воспитание и развитие ребенка. В соответствии со стратегией современного образования в меняющемся мире он существенно наполняется психолого-педагогическими компетенциями, призванными помочь учителю в решении новых стоящих перед ним проблем. Стандарт выдвигает требования к личностным качествам учителя, неотделимым от его профессиональных компетенций, таких как готовность учить всех без исключения детей, вне зависимости от их склонностей, способностей, особенностей развития, ограниченных возможностей.
В настоящее время при организации работы с одаренными детьми востребован тот педагог, который в своей деятельности будет применять инновационные технологии и творчески мыслить. Только такой педагог способен развить потенци-
альные возможности ребенка, понять его и принять.
Поэтому основное требование к подготовке педагогов для работы с одаренными детьми - изменение педагогического сознания. Важным является изменение стереотипов восприятия ученика, образовательного процесса и особенно самого себя. Опыт работы показывает, что один из наиболее распространенных стереотипов традиционного учительского сознания заключается в том, что ученик рассматривается как объект педагогического воздействия, но не как субъект совместного образовательного процесса, то есть учитель изначально не принимает ученика как индивидуальность со своими уже сложившимися особенностями. Основная цель работы с одаренными детьми - формирование зрелой потребности и способности для реализации их повышенных возможностей в творческой деятельности [3].
Родители одаренных детей так же отличаются от обычных, как и их необыкновенные дети. Не будет преувеличением сказать, что многие родители одаренных детей нередко сами талантливы именно в качестве родителей. Несмотря на значительные различия, отметим особенности, характерные для подавляющего большинства родителей одаренных детей:
1. Как правило, эти родители достаточно образованны - почти всегда имеют высшее образование. И это не случайно. Одаренность не дается никому непосредственно от природы, ее надо развивать - любую, даже особую. А малообразованные родители обычно не могут, а скорее, не хотят развивать способности своих детей. По нашим подсчетам, среди родителей одаренных детей в науке работает в пять раз больше человек, чем среди родителей обыкновенных детей. У 80 % родителей одаренных детей дома есть превосходные личные библиотеки, и они сами много читают.
2. Родители одаренных детей постоянно заботятся об их развитии, воспитывают интерес к знаниям и к школе: тщательно анализируют качество преподавания того или иного учителя, смотрят, что задается на дом, не слишком ли легкие задания, достаточно ли они развивают. Строго говоря, такое повышенное, иногда даже фанатичное, внимание к развитию ребенка -обычная вещь для родителей одаренных детей.
3. Эти родители очень пристально интересуются учением ребенка, мимо них не проходит ни один эпизод обучения его в школе.
Наследственность
/Одаренныйч / ребенок \
Психологические
механизмы Социальная
саморазвития среда
личности
Схема 1. Факторы, влияющие на развитие одаренности
4. Очень часто родители прямо восхищаются ребенком, могут часами рассказывать о его необыкновенных возможностях, чудесных успехах. Нельзя сказать, что при этом у них нет критического отношения к ребенку: интеллигентные родители часто считают своим долгом замечать и говорить о его недостатках, чаще всего их беспокоят трудности общения ребенка, его явный или скрытый эгоизм. Более того, у части родителей есть страх будущего - не исчезнет ли одаренность, сумеет ли ребенок найти свое место в жизни.
5. Почти у всех родителей одаренных детей, как правило, существует очень тесная связь с ребенком, которая сохраняется надолго, иногда на всю жизнь. Отношения иногда бывают весьма противоречивы, но тесная зависимость от матери наблюдается почти всегда.
Одаренность - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности, по сравнению с другими людьми [4].
Одаренность сейчас определяется как способность к выдающимся достижениям в любой социально значимой сфере человеческой деятельности, а не только в академической области. От одаренности зависит не успех в выполнении деятельности, а только возможность достижения этого успеха. Даже ограничиваясь психологической стороной вопроса, мы должны сказать, что для успешного выполнения всякой деятельности требуется не только одаренность, то есть наличие соответствующего сочетания способностей, но и обладание необходимыми навыками и умениями. Например, какую бы феноменальную музыкаль-
ную одаренность ни имел человек, но, если он не учился музыке и систематически не занимался музыкальной деятельностью, он не сможет выполнять функции оперного дирижера или эстрадного пианиста.
Основной задачей нашей работы было выявление предрасположенности детей 5 и 6 классов школы № 80 к определенным типам одаренности. Их родители также участвовали в диагностике.
Изначально следует упомянуть о нескольких факторах одаренности (см. также схему 1), которые несут на себе роль «двигателя» одаренного ребенка:
1. Семья одаренного ребенка (наследственный фактор) во всех случаях имеет непосредственное отношение к развитию его личности и одаренности. Даже внешне неблагоприятные условия развития не столь важны для развития способностей, как, например, повышенное внимание родителей. Какими бы ни были роль и вес при-родно обусловленных факторов или влияние целенаправленного обучения и воспитания (школы) на развитие личности и одаренности ребенка, во всех случаях значение семьи остается весьма значительным.
2. Взаимоотношения одаренного ребенка со сверстниками и взрослыми (социальный фактор). Большое значение для понимания особенностей личности одаренного ребенка и характера ее становления имеет анализ его взаимоотношений со сверстниками и взрослыми. Эти взаимоотношения, являясь следствием необычности самого ребенка, в значительной мере определяют историю его жизни и тем самым формируют его личность.
3. Когда ребенок ощущает, что окружающие верят в его способности, признают его ценность как развивающейся личности, это стимулирует его позитивное самовосприятие, саморазвитие. Учащийся начинает реально оценивать свои возможности, видит конечную цель своей деятельности. В противном случае ребенок не осознает возможностей для внутреннего роста, что приведет к утрате многих резервов развития.
Одаренность человека, в нашем случае детей в возрасте от 10 до 12 лет, можно рассматривать в рамках нескольких типов, которые указали в своей методике Хаан и Кафф, выделив интеллектуальную, академическую, творческую, художественную, музыкальную, литературную, артистическую, техническую, лидерскую, спортивную одаренность.
Важным моментом является необходимость выполнения ребенком определенной деятельно-
сти, от которой будут зависеть способы достижения конкретной цели и мотивация к исполнению поставленной задачи.
В становлении личности одаренного ребенка существенную роль играет самооценка, которая находит свое выражение как в деятельностной стороне жизни человека, так и в процессе формирования личности. Роберт Бернс в своих работах отмечает, что уровень самооценки коррелирует с характером творческой деятельности ребенка. Исходя из «Я-концепции», процесс обучения для ребенка становится процессом постоянного сравнения себя с другими, оценивания себя. Важной задачей на данном этапе является развитие дифференцированных, глубоких и точных знаний о себе, умения использовать разнообразные характеристики при оценке себя, адекватно отзываться на оценку личностных качеств.
Основной задачей нашего исследования было выявление предрасположенности детей к определенному типу одаренности. Участниками исследования были дети в возрасте 10-12-ти лет (учащиеся 5-х и 6-х классов) и их родители. Родителям предлагалось заполнить карту одаренности для выявления профиля одаренности их детей из 10-ти различных типов. Самим ученикам предлагалось выполнить два теста по двум основным видам одаренности, выделенным в работах известных советских и российских психологов (Д. В. Ушаковым, М. А. Холодной и др.): творческой и интеллектуальной.
В исследовании участвовал 271 человек: 166 учеников 5-6 классов и 105 их родителей.
Основная гипотеза. Предрасположенность к творческим видам одаренности и творчеству в целом у обоих классов будет выше, чем предрасположенность к интеллектуальным видам и интеллектуальному потенциалу.
Дополнительная гипотеза № 1. Опрошенные родители будут в наибольшей степени выделять творческий тип одаренности их детей.
Дополнительная гипотеза № 2. Показатели интеллектуальной и творческой одаренности будут в примерно равной степени соответствовать у обоих классов.
Список использованных методик: «Карта одаренности» Хаана и Каффа; тест креативности Торренса; тест интеллектуального потенциала П. Ржичана.
Результаты тестирования по методике «Карта одаренности» Хаана и Каффа: было обработано 105 анкет родителей детей 5-х и 6-х классов. Полученные результаты представлены в таблице № 1.
Таблица 1
Результаты опроса родителей об одаренности их детей
Виды одаренности 5А 5Б 5В 5Г 6А 6Б 6В 6Г
Интеллектуальная 7 % 11 % 9 % 8 % 11 % 7 % 12 % 9 %
Творческая 9 % 9 % 11 % 12 % 8 % 10 % 9 % 12 %
Академическая 5 % 10 % 8 % 6 % 9 % 8 % 9 % 10 %
Художественная 6 % 6 % 6 % 10 % 8 % 7 % 10 % 10 %
Музыкальная 7 % 14 % 9 % 11 % 7 % 6 % 8 % 8 %
Литературная 10 % 6 % 10 % 10 % 8 % 9 % 9 % 7 %
Артистическая 17 % 11 % 10 % 9 % 12 % 12 % 14 % 9 %
Техническая 10 % 4 % 11 % 12 % 10 % 8 % 10 % 13 %
Лидерская 12 % 16 % 14 % 8 % 12 % 14 % 9 % 9 %
Спортивная 17 % 13 % 12 % 14 % 15 % 19 % 10 % 13 %
Итого 100 % 100 % 100 % 100 % 100 % 100 % 100 % 100 %
По тестам интеллектуального потенциала и Гистограмма 3 предрасположенности к творческим видам одаренности было обработано 166 анкет. Полученные результаты креативности учащихся 5-х классов представлены на Гистограмме 1.
Гисторамма 1
Уровень креативности пятых классов
i i i i
10% 61% 29%
1 1 1 1
8% 49% 43%
1 1 1 1
13% 50% 37%
1 1 1 1
11% 48% 41%
I Ниже нормы I Норма I Выше нормы
Уровень креативности шестых классов
8%
I I
59"%
10% 44% 46%
7% 57% 36%
4% 51% 45%
1
I Ниже нормы I Норма I Выше нормы
0°% 20°% 40°%
100"% 120%
Уровень интеллектуального потенциала учащихся 6-х классов представлен на гистограмме 4.
0% 20%
100% 120%
Гистограмма 4
33%
6 "В"
6 "Б"
5 "Г"
6 "А"
5 "Б"
5 "А"
Уровень интеллектуального потенциала учащихся 5-х классов представлен на гистограмме 2.
Гистограмма 2
Уровень интеллектуального потенциала пятых классов
5 "Г" 5 "В" 5 "Б" 5 "А"
5 "А" 5 "Б" 5 "В" 5 "Г"
■ Очень низкий 2% 0% 2% 0%
Сниженный 6% 9% 5% 2%
Норма 76% 72% 80% 78%
■ Высокий 16% 19% 9% 18%
Очень высокий 0% 0% 4% 2%
Уровень креативности учащихся 6-х классов представлен на гистограмме 3.
Уровень интеллектуального потенциала шестых классов
5 "Г" 5 "В" 5 "Б" 5 "А"
5 "А" 5 "Б" 5 "В" 5 "Г"
■ Очень низкий 3% 2% 0% 2%
Сниженный 2% 0% 2% 2%
Норма 67% 70% 85% 71%
■ Высокий 24% 22% 11% 18%
Очень высокий 4% 6% 2% 7%
Описание результатов
По результатам были составлены следующие графики сравнения творческой и интеллектуальной одаренности в разных классах (гистораммы 5 и 6):
0%
0%
Гистограмма 5
Пятые классы
Инт. Творч.
48%
78% 66% 68%
52°%
22% 34% 32%
5а 5б 5в 5г
Гистограмма 6
Шестые классы
■ Инт. ■ Творч.
60% 63% 59% 79%
40% 37% 41%
21%
6а 6б 6в 6г
В процентном соотношении можно отметить увеличение объема интеллектуальной одаренности в 6-х классах. Но ив 5-х и в 6-х классах творческий потенциал учащихся высокий.
Для проверки основной гипотезы был взят ^критерий Стьюдента.
Ось значимости
2.73 4.6
Где tЭмп = 4,9
Полученное эмпирическое значение t (2,6) находится в зоне значимости.
Соответственно, здесь мы можем сказать о значимых различиях между творческими и интеллектуальными способностями учеников. В данном случае креативность играет большую роль в становлении ребенка как творчески одаренной личности, чем интеллектуальный потенциал. Рассматривая возрастные категории (их различия в результатах), на которых проводилось исследование, при сравнении графиков 5-х и 6-х классов можно выделить тенденцию к развитию интеллектуальной активности с возможным замещением творческой. Основная гипотеза подтвердилась.
Вторая гипотеза отчасти верна, так как родители в основном не выделяли ни интеллектуальный, ни творческий вид одаренности, хотя второй показатель и набрал большее количество баллов, чем первый.
Третья гипотеза не подтвердилась, поскольку интеллектуальная одаренность в трех 6-х классах набрала большее количества баллов, чем в 5-х.
Выводы:
1. Предрасположенность к творческим видам одаренности и творчеству в целом у обоих классов выше, чем предрасположенность к интеллектуальным видам.
2. Преобладающие профили одаренности 5-х классов, по результатам опроса родителей, -спортивная, лидерская, творческая. Преобладающие профили одаренности 6-х классов, по результатам опроса родителей, - спортивная, артистическая, лидерская.
3. Предрасположенность к творческой одаренности наиболее заметна у учащихся 5-х классов.
4. Показатели интеллектуальной одаренности учеников 6-х классов выше, чем у учеников 5-х классов.
Библиографический список
1. Лейтес, Н. С. Возрастная одаренность школьников [Текст] : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Н. С. Лейтес. - М., 2001. - 320 с.
2. Опыт работы с одаренными детьми в современной России [Текст] : материалы Всероссийской научно-практической конференции. Москва, 6-8 февраля 2003 года / науч. ред. Л. П. Дуганова. - М., 2003. -384 с.
3. Профессиональный стандарт педагога [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http ://минобрнауки.рфМоситеШз/3071/file/1734/12.02. 15-Профстандарт_педагога_(проект).pdf
Критические значения
tKp
p < 0,05 p < 0,01
2,78 4,6
4. Рабочая концепция одаренности [Текст] / Д. Б. Богоявленская, A. B. Брушлинский,
М. А. Холодная, В. Д. Шадриков и др. - М., 1998.
Bibliograficheskij spisok
1. Lejtes, N. S. Vozrastnaja odarennost' shkol'nikov [Tekst] : ucheb. posobie dlja stud. vyssh. ped. ucheb. zavedenij / N. S. Lejtes. - M., 2001. - 320 s.
2. Opyt raboty s odarennymi det'mi v sovremennoj Rossii [Tekst] : materialy Vserossijskoj nauchno-
prakticheskoj konferencii. Moskva, 6-8 fevralja 2003 goda / nauch. red. L. P. Duganova. - M., 2003. - 384 s.
3. Professional'nyj standart pedagoga [Jelektronnyj resurs]. - Rezhim dostu-pa:http://minobrnauki.rf/documents/3071/file/1734/12.02. 15 -Profstandart_pedagoga_(proekt).pdf
4. Rabochaja koncepcija odarennosti [Tekst] / D. B. Bogojavlenskaja, A. B. Brushlinskij, M. A. Holodnaja, V. D. Shadrikov i dr. - M., 1998.