Научная статья на тему 'Исследование одаренных детей младшего школьного возраста'

Исследование одаренных детей младшего школьного возраста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
916
111
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
PRIMARY SCHOOL / GIFTED CHILDREN / PUPIL / JUNIOR HIGH SCHOOL STUDENT / DIAGNOSTICS OF GIFTEDNESS / DEVELOPMENT OF GIFTED CHILDREN / SUPPORT OF GIFTED CHILDREN / НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА / ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ / УЧЕНИК / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНИК / ДИАГНОСТИКА ОДАРЕННОСТИ / РАЗВИТИЕ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ / ПОДДЕРЖКА ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Неустроева Милидора Изотовна

В статье рассматривается сущность одаренности младшего школьника как психолого-педагогического явления. Внимание направляется на важность выявления одаренных детей как важнейшую проблему совершенствования современной системы образования. Описываются методы диагностики детской одаренности, приводятся статистические сведения и их исследование. Приведены направления внеурочной деятельности (кружки) для развития и воспитания одаренных детей в Покровской средней общеобразовательной школе № 1 Хангаласского района.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Исследование одаренных детей младшего школьного возраста»

PEDAGOGICAL SCIENCES

THE STUDY OF GIFTED CHILDREN OF PRIMARY SCHOOL AGE Neustroeva M.I. (Russian Federation) Email: Neustroeva543@scientifictext.ru

Neustroeva Milidora Izotovna - Master Student, PEDAGOGICAL INSTITUTE NORTH-EASTERN FEDERAL UNIVERSITY, YAKUTSK

Abstract: the article considers the essence of the talents of the younger schoolchild as a psychological and pedagogical phenomenon. Attention is directed to the importance of identifying gifted children as the most important problem in improving the modern education system. The methods for diagnosing children's giftedness are described, statistical information and their research are given. The directions of extracurricular activities (circles) for the development and upbringing of gifted children in the Pokrovskaya secondary school № 1 of the Khangalassky district are given.

Keywords: primary school, gifted children, pupil, junior high school student, diagnostics of giftedness, development of gifted children, support of gifted children.

ИССЛЕДОВАНИЕ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО

ВОЗРАСТА Неустроева М.И. (Российская Федерация)

Неустроева Милидора Изотовна - магистрант, Педагогический институт Северо-Восточный федеральный университет, г. Якутск

Аннотация: в статье рассматривается сущность одаренности младшего школьника как психолого-педагогического явления. Внимание направляется на важность выявления одаренных детей как важнейшую проблему совершенствования современной системы образования. Описываются методы диагностики детской одаренности, приводятся статистические сведения и их исследование. Приведены направления внеурочной деятельности (кружки) для развития и воспитания одаренных детей в Покровской средней общеобразовательной школе № 1 Хангаласского района.

Ключевые слова: начальная школа, одаренные дети, ученик, младший школьник, диагностика одаренности, развитие одаренных детей, поддержка одаренных детей.

В современном мире государство и общество в целом выражает усиленную заинтересованность к обучению и воспитанию талантливого поколения. Я думаю, что поддержка и развитие одаренных детей один из самых важных проблем нашего современного общества, по этой причине перед педагогом стоит основная задача -содействовать развитию личности одаренного ребенка и выявлению его способностей.

«Одарённость - генетически обусловленный компонент способностей, развивающийся в соответствующей деятельности или деградирующий при ее отсутствии» - К.К. Платонов.

Одарённость — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Одарённые дети - это дети, которые признаны образовательной системой превосходящими уровень интеллектуального развития других детей своего возраста [1, с. 72].

В школе приоритетным направлением учебной деятельности является предоставление фундаментальных знаний. Стоит отметить тот факт, что творческие и интеллектуальные

способности каждого ребенка уникальны, поэтому необходим индивидуальный подход к каждому из учеников.

В ходе учебной деятельности в начальной школе внимание со стороны учителя уделяется отстающим ученикам. Учитель старается более подробно изучать с ними пройденный материал, чтобы донести до ребенка новую тему, в то время как одаренные дети остаются без должного внимания. Помощь со стороны учителя в развитии творческих и интеллектуальных способностей необходима каждому ребенку — и неуспевающему, и одаренному.

Кроме того, следует помнить, что как бы ни был одарен ученик, его необходимо учить. Важно приучить его трудиться, самостоятельно принимать решения, сосредотачиваться на поставленных задачах. У такого ребенка труднее воспитать усидчивость, терпение и ненавязчивость. Необходима значительная загрузка ребенка, еще со скамьи начальной школы его следует приобщать к творчеству, представлять все необходимые условия для этого. Поэтому раннее выявление, воспитание и обучение одаренных детей представляет собой одну из важнейших проблем совершенствования современной системы образования.

Опытно-экспериментальная работа проводилась в 2017-2018 учебном году во 2«в» классе Покровской средней школы № 1 Хангаласского района. В исследовании приняли участие 20 детей. В качестве диагностики инструментария нами были выбраны методики по проведению психолого-педагогической диагностики в рамках программы «Развитие детской одаренности», авторами составителями которых являются И.Ю. Троицкая, Э.А. Кочкина [3, с. 3-7].

Анализируя данные в экспериментальном классе, можно сказать, что уровень развития основных признаков одаренности находится на достаточно высоком уровне. Особенно это касается уровня развития логического мышления и мотивационного компонента. Проблемы наблюдаются с уровнем развития внимания. Если говорить о результатах, из 20 детей у 5 человек наблюдается высокий уровень развития всех критериев, а, следовательно, они потенциально могут быть отнесены к категории одаренных.

Основываясь на одаренных детей в нашем классе, мы решили выделить часы внеурочной деятельности на такие направления как общеинтеллектуальная «Размышляем, играем, творим» финансовая грамотность, «Шашки», художественно-эстетическая «Палитра», музыкальная «Радужка» дети играют на флейте, проектная деятельность «Звездочка». Работа с одаренными детьми требует много времени, внимания и душеного тепла. Но самое главное, конечно, создание условий для максимально возможного развития творческих способностей одаренных детей в сочетании с практическими навыками, интенсивным накоплением социального опыта и формированием уверенности в своих силах.

Таким образом, работа учителя с одаренным ребенком непрекращающийся и сложный процесс, который требует подготовку интересного учебного материала, постоянного личностного роста, хороших, регулярно обновляемых знаний в области психологии и педагогики одаренных детей и их обучения, а также тесного контакта и сотрудничества с родителями одаренных детей.

Список литературы /References

1. Платонов К.К. Краткий словарь системы психологических понятий: М., 1984. 171 с.

2. Савенков А.И. Концепция детской одаренности Развитие детской одаренности в современной образовательной среде: Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Арзамас 22-24 мая 2008 г. / АГПИ им. А.П. Гайдара. Арзамас, 2008.

3. Шумакова Н.Б. Психолого-педагогические условия развития общей одарённости младших школьников // Начальная школа плюс До и После, 2013. № 5. С. 3-7.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.