Научная статья на тему 'Образовательное пространство и развитие одаренных детей в современной школе'

Образовательное пространство и развитие одаренных детей в современной школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1072
202
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / EDUCATIONAL SPACE / ОДАРЁННОСТЬ / GIFTEDNESS / ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ / EDUCATION AND UPBRINGINGOF GIFTED CHILDREN

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гусова А.Д., Слободчиков И.М.

В предлагаемой статье анализируется образовательное пространство школы, в рамках которого рассматривается проблема обучения и воспитания одаренных детей. Особое внимание уделяется специфике этой проблематики в ХХ1 веке, определяется двумя важнейшими векторами «движения», связанными с социализацией одарённых детей в широком смысле слова и адаптацией их в образовательном пространстве, в частности. Статья направлена на изучение образовательного пространства и развитие одаренных детей в современной школе. Предполагается, что школа должна занимать ведущие позиции в освоении новых образовательных технологий, во всяком случае, выступать «платформой» их реализации. Представляется теоретический материал по исследуемой проблеме, делаются акценты на индивидуальных особенностях личности, даётся пси-холого-педагогическая характеристика процесса взаимодействия. Описывается необходимость отбора одаренных детей и их специального обучения, создание методов диагностики одаренности; разработку специализированных обучающих и развивающих программ, которые в свою очередь должны являться органической составляющей частью содержания системы образования. Отдельное внимание уделяется вопросам адаптации одарённых детей в социальной и «стандартной» образовательной среде. В заключение научной статьи рассматриваются изменения в образовании во введение государственных образовательных стандартов нового поколения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATIONAL SPACE AND DEVELOPMENT OF GIFTED CHILDREN IN MODERN SCHOOL

The article deals with the educational space of the school which addresses the problem of education and upbringing of gifted children. Particular attention is paid to the specific of this problem in the 21st century, which is determined by the two most important vectors of “movement" associated with the socialization of gifted children in general, and their adaptation in the educational space, in particular. The article is aimed at studying the educational space and the development of gifted children in modern school. It is assumed that the school should take the leading positions in the development of new educational technologies, in any case, it should act as a “platform" for their implementation. The article contains theoretical material on the studied subject. The accents on individual features of the personality are made in it, psychological and pedagogical characteristics of the interaction process are given. The article describes the importance of selection of gifted children and their special education, of creation of methods for diagnosing giftedness, of development of specialized training programs, which should be an organic part ofthe content of the educational system. Special attention is paid to the adaptation of gifted children in social and “standard" educational space. In conclusion of the scientific article, changes in education, concerning the introduction of state educational standards of the new generation are considered.

Текст научной работы на тему «Образовательное пространство и развитие одаренных детей в современной школе»

2018, том 20 [1]

http://dx.doi.org/10.26787/nydha-2226-7417-2018-20-1-20-25

УДК 740

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО И РАЗВИТИЕ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ

Гусова1 А.Д., Слободчиков2 И.М.

1ФГБОУ ВО «Северо-Осетинский государственный университет имени Коста Левановича Хетагурова»,

г. Владикавказ, Российская Федерация 2ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования»,

г. Москва, Российская Федерация

Аннотация. В предлагаемой статье анализируется образовательное пространство школы, в рамках которого рассматривается проблема обучения и воспитания одаренных детей. Особое внимание уделяется специфике этой проблематики в ХХ1 веке, определяется двумя важнейшими векторами «движения», связанными с социализацией одарённых детей в широком смысле слова и адаптацией их в образовательном пространстве, в частности. Статья направлена на изучение образовательного пространства и развитие одаренных детей в современной школе. Предполагается, что школа должна занимать ведущие позиции в освоении новых образовательных технологий, во всяком случае, выступать «платформой» их реализации. Представляется теоретический материал по исследуемой проблеме, делаются акценты на индивидуальных особенностях личности, даётся психолого-педагогическая характеристика процесса взаимодействия. Описывается необходимость отбора одаренных детей и их специального обучения, создание методов диагностики одаренности; разработку специализированных обучающих и развивающих программ, которые в свою очередь должны являться органической составляющей частью содержания системы образования. Отдельное внимание уделяется вопросам адаптации одарённых детей в социальной и «стандартной» образовательной среде. В заключение научной статьи рассматриваются изменения в образовании во введение государственных образовательных стандартов нового поколения.

Ключевые слова: образовательное пространство, одарённость, обучение и воспитание одаренных детей.

Проблема обучения и воспитания одаренных детей традиционно являлась, и является по сей день, актуальной и значимой. Значимость данной проблематики определяется не только собственно характером индивидуальной одарённости ребёнка, необходимостью или желательностью реализации данного природой потенциала, но и целым рядом обстоятельств, связанных с его, ребёнка, развитием, обучением, воспитанием.

Специфика этой проблематики в ХХ! веке определяется двумя важнейшими векторами «движения», связанными с социализацией одарённых детей в широком смысле слова и адаптацией их в образовательном пространстве, в частности. В этой связи и самообразовательное пространство, его рамки, содержательная наполненность, значимые переменные, разумеется, не могут оставаться вне зоны проблемного анализа.

~ 20 ~

—--—

Одаренность является индивидуальной особенностью личности, на что в частности указывают исследования и психолого-педагогического характера. В научно - исследовательских работах ученые рассматривают образовательное пространство как фактор развития одаренных детей (Андреев В.И., Богоявленская Д.Б., Богоявленская М.Е., Гураль С.К. Зеленина Е.Б, Карпова О.И., Лейтес Н.С., Урбанская М.В., и др.) [1]; [2]; [3]; [4]; [5]; [7]; [9].

Как личностный феномен она не может не иметь своего отражения в социальном и образовательном пространстве. При всей многочисленности исследований в данной области вопрос о том, как и какие именно условия способствуют максимальному развитию личностной одарённости, и даже о том, какими критериями должна обладать развивающая для данного феномена среда, остаётся открытым и по сей день.

Формирование образовательной среды как фактора развития личности является одним из приоритетов российского образования. Карпова О.И. в научном исследовании анализирует то, что «в последние годы рассмотрены такие аспекты образовательной среды, как ее анализ с точки зрения развития учащихся, гуманитаризация образовательной среды, эмоциональное насыщение образовательной среды как средство коммуникативного развития ребенка, педагогическое управление созданием комфортной среды в образовательном учреждении. Но создание развивающей образовательной среды, базирующейся на ценностных основаниях личностно ориентированного образования, еще только теоретически разрабатывается и мало реализуется в педагогической практике, тем более в предшкольном образовании. Структура и сущностные характеристики образовательной среды позволяют говорить о том, что она может являться мощным фактором развития личности ребенка» (цит. по Карпова, 2003, с. 4) [5].

Образовательная среда понимается нами как система влияний и условий формирования личности, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении. В данном определении осо-

бое методологическое значение приобретает понятие «возможность», которое предполагает активную роль самой личности в освоении ресурсов среды, поскольку определяется в равной мере как специфическими свойствами среды, так и свойствами субъекта (цит. по Ясвин, 2011, с.96) [10].

Катилина М.И., раскрывает с «социально-философской точки зрения сущность и способы влияния школьной образовательной среды на процесс социализации личности в конкретных условиях современного российского общества. Однако, несмотря на значительное число научных публикаций по отдельным аспектам проблемы образовательной среды, ее функции и структуры, многие существенные вопросы остаются нерешенными» (цит. по Катилина, 2009, с.3-5). Анализ научной литературы указывает о недостаточной разработанности вопросов взаимосвязи между функциями, присущими среде, и ее структурной организацией. По сути, не исследованы социально-философский смысл образовательной среды, вопросы роли образовательной среды как инструмента социализации личности [6].

Предполагается, что школа должна занимать ведущие позиции в освоении новых образовательных технологий, во всяком случае, выступать «платформой» их реализации. Однако такая позиция предъявляет серьёзные требования к формированию самого пространства школы, а также ко всем работникам школы, в первую очередь, к педагогам. Вышесказанное подводит нас к пониманию следующего противоречия: с одной стороны - в российском образовании накоплен достаточный опыт работы с одаренными детьми, обобщены подходы к выявлению, поддержке и развитию детей с признаками одаренности, разработанные научными школами, с другой стороны одарённость была и остаётся зоной «риска», зоной неопределённости в плане понимания нормативности или же патологичности этого процесса.

Гураль С.К. рассматривает как «совместными действиями психологов и педагогов, в обучении и воспитании одаренных детей, важно обеспечить возможность для полноценного развития их способностей, а также их социальную адаптацию, по-

~ 21 ~

—--—

скольку, в силу своей нестандартности, неординарности и отличий от сверстников, они нередко испытывают серьезные трудности в общении с окружающими» (цит. по Гураль, 2017 с.2) [3]. Одаренные дети зачастую проявляют личностные качества, которые могут осложнять процесс их социализации. К ним относятся: высокая избирательность интересов, низкая устойчивость к стрессу, склонность замыкаться в себе. Необходимо отбирать одаренных детей и организовывать для них специальное обучение, которое подразумевает организацию методов диагностики одаренности; разработку специализированных обучающих и развивающих программ, которые в свою очередь должны являться органической составляющей частью содержания системы образования, в которой находится такой ребёнок. Необходимо учитывать, что и психодиагностический материал, и содержание, и методы психолого-педагогического воздействия напрямую зависят от трактовки талантливости, от концептуального понимания этого психологического понятия [7].

Исходя из мнения, что одаренность в основном связана с высокоразвитыми интеллектуальными способностями, тогда логично предпочесть ускоренное или расширенное изучение традиционного материала в качестве основы специальной программы. Следовательно, если же полагать, что основным фактором одаренности являются творческие способности, а специальная программа рассчитана собственно на формирование творчества, тогда поиск должен быть устремлен на формирование образовательного пространства, имеющего соответствующую методологическую, идейную и прикладную «базу».

В последнее время появилось достаточно много работ, о проблемах, связанных с не выявленными или «заблокированными», стандартной системой школьного образования, талантами. Теоретические и практические изучения доказывают, что одарённость может проявляться с задержкой и вследствие индивидуальности, как самого феномена, так и процесса его динамики, может быть нивелировано на каждой стадии его развития. Таким образом, особое квалифицирован-

ное психологическое и педагогическое взаимодействие требуется не только для распознавания одарённости, но в ещё большей степени для поддержки в воспитании талантливой личности.

За последние годы ученые все чаще обращаются к идее образовательного пространства при решении педагогических, организационно-управленческих задач. Понятие «образовательное пространство» стало обсуждаемой категорией педагогики не только среди ученых, но и среди педагогов общеобразовательных школ. Это обусловлено введением данного термина в содержание государственных образовательных стандартов нового поколения.

Понятие «образовательного пространства» было введено авторами Фрумин И. и Эльконин Б.Д. еще в 90-ые годы. Но сам Эльконин Б.Д. говорил о том, что понятие необходимо «обновить». И до настоящего времени понятие образовательного пространства в научных исследованиях наполняется различным содержанием. Так, например, по утверждению Р.Е. Пономарева, «.. .образовательное пространство человека представляет собой вид пространства, место, охватывающее человека и среду в процессе их взаимодействия, результатом которого является приращение индивидуальной культуры образующегося.» (цит. по Пономарев, 2003, с.29-31) [8].

По мнению ряда авторов Харитоновой В.А., Санниковой О.В., Меньшикова И.В. и др., образовательное пространство является сферой взаимодействия трех его субъектов - учителя, ученика и среды между ними [5].

Данное утверждение является, по меньшей мере, спорным, поскольку, во-первых, не учитывает родителей, как значимых в процессе образования и воспитания субъектов, а во-вторых сам процесс взаимодействия между образовательными субъектами рассматриваться может лишь как часть содержательных процессов, в среде протекающих, но отнюдь, не как часть самой среды.

Необходимо учитывать тот факт, что та или иная теоретическая концепция одаренности лежит в основе той или иной стратегии педагогиче-

~ 22 ~

—--—

ского воздействия учителя на одаренного ученика. Во всяком случае, это необходимо, если нам надо добиться максимальной эффективности в развитии одаренного ребенка. Концептуальные модели одаренности устанавливают принципы и основы процесса преподавания. И это, в свою очередь, тоже «субъектный» критерий образовательной среды, образовательного пространства.

В 2010 году Президентом РФ была утверждена и введена в действие Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа». Это программа модернизации российского образования, которая раскрывает характеристики школы будущего. Главные задачи современной школы - раскрытие личностного потенциала каждого ребенка, воспитание в детях интереса к учебе и знаниям, стремление к духовному росту и здоровому образу жизни, сохранение и укрепление здоровья школьников, развитие педагогического потенциала и системы поддержки талантливых детей. Однако действительная реализация поставленных задач и по сей день остаётся, к большому сожалению, вопросом скорее теории, нежели практики.

В настоящее время происходят значительные изменения в образовании. Не в последнюю очередь - это введение государственных образовательных стандартов нового поколения. Стандарт предъявляет определенные требования к образовательному учреждению, среди которых отмечены, в частности, следующие: «В образовательном учреждении для участников образовательного процесса должны создаваться условия, обеспечивающие возможность: выявления и развития способностей обучающихся через систему клубов, секций, студий и кружков; работы с талантливыми и одаренными детьми, организации интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества и проектно-ис-следовательской деятельности...» (цит. по Пономарев, 2003, с.29-31) [8].

Попытка учесть эти основные изменений приводит к проблеме, каким должно быть в конечном итоге образовательное пространство, для развития способностей обучающихся и работы с одаренными детьми.

Ответ на этот вопрос будет содержать в себе термины «многовекторность», «мультиорганизо-ванность», предполагается, что такое пространство будет связано с возможностью формирования индивидуальных траекторий развития ребёнка в условиях не доминирующей, но сопро-вождающе-наставнической позиции педагога, который сам, в свою очередь, имеет мотивацию к профессиональному и личностному развитию, преодолению многолетних педагогических шаблонов формальных и содержательных стереотипов. И поведение учителя для одаренных детей в процессе обучения и построения своей деятельности должно отвечать следующим характеристиками: он разрабатывает гибкие, индивидуализированные программы, организовывает теплую, эмоционально безопасную атмосферу в классе, даёт детям обратную связь, использует различные стратегии, обучения, уважает личность, способствует формированию положительной самооценки школьника, уважает его ценности, поощряет творчество и работу воображения, стимулирует развитие умственных процессов высшего уровня, проявляет уважение к индивидуальности ученика.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

[1] Андреев В.И. Диагностика воспитания и самовоспитания творческой личности. Основы педагогики творчества [Текст]: / В.И. Андреев. — Казань: изд-во Казанского университета, 1988. — 240 с.

[2] Богоявленская Д.Б. Психология одаренности: понятие, виды, проблемы. Вып. 1. [Текст]: / Д.Б. Богоявленская, М.Е. Богоявленская. — М.: МИОО, 2005.

[3] Гураль С.К. Синергетическая модель развития образовательного пространства/ С.К. Гураль [Электронный ресурс]: / Режим доступа: URL: https://videouroki.net/r (Дата обращения 02.11.2017)

[4] Зеленина Е.Б. Образовательное пространство школы для одаренных детей: от теории к практике [Текст]: / Е.Б. Зеленина кол. монография — Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2013. — 132 с.

[5] Карпова О.И. Диагностика отношения к школе в процессе психолого-педагогической экспертизы

~ 23 ~

—--—

образовательной среды: дис. ... канд. психол. [8] наук: 19.00.07 [Текст]: /О.И. Карпова М., 2003 — 147 с.

[6] Катилина М.И. Образовательная среда как фактор социализации личности: социально-философский [9] аспект: автореф. дис. ... канд. филос. наук: 09.00.11. [Текст]: / М.И. Катилина — М., 2009.

[7] Лейтес Н.С. Одаренность и дошкольное детство в ракурсе психологических исследований [Текст]:/ Н.С. Лейтес // Вопросы психологии — 1990 —

№9. — С.49 [10]

Пономарев Р.Е. Образовательное пространство как основополагающее понятие теории образования [Текст]: / Р.Е. Пономарев // Педагогическое образование и наука. —2003. — №1. — С.29-31. Урбанская М.В. Образовательная среда как фактор формирования готовности ребенка к обучению в условиях предшкольного образования: автореферат дис. ... кандидата педагогических наук: 13.00.01[Текст]: / М. В. Урбанская; — Санкт-Петербург, 2010

Ясвин В.А. Экспертно-проектное управление развитием школы [Текст]: / В.А. Ясвин — М., Сентябрь, 2011. — 176 с.

EDUCATIONAL SPACE AND DEVELOPMENT OF GIFTED CHILDREN IN MODERN SCHOOL

Gusova A.D., Slobodchikov I.M.

1North-Ossetian state university named after Kosta Levanovich Khetagurov, Vladikavkaz, Russian Federation 2Institute for the Study of Childhood, Family and Education of the Russian Academy of Education,

Moscow, Russian Federation

Annotation. The article deals with the educational space of the school which addresses the problem of education and upbringing of gifted children. Particular attention is paid to the specific of this problem in the 21st century, which is determined by the two most important vectors of "movement" associated with the socialization of gifted children in general, and their adaptation in the educational space, in particular. The article is aimed at studying the educational space and the development of gifted children in modern school. It is assumed that the school should take the leading positions in the development of new educational technologies, in any case, it should act as a "platform" for their implementation. The article contains theoretical material on the studied subject. The accents on individual features of the personality are made in it, psychological and pedagogical characteristics of the interaction process are given. The article describes the importance of selection of gifted children and their special education, of creation of methods for diagnosing giftedness, of development of specialized training programs, which should be an organic part ofthe content of the educational system. Special attention is paid to the adaptation of gifted children in social and "standard" educational space. In conclusion of the scientific article, changes in education, concerning the introduction of state educational standards of the new generation are considered.

Key words: educational space, giftedness, education and upbringingof gifted children.

REFERENCES

[1] Andreev V.I. Diagnosis of upbringing and self-education of the creative personality. Fundamentals of pedagogy of creativity [Text]: / В.И. Andreev. - Kazan: Publishing House of Kazan University, 1988. -240 p.

[2] Bogoyavlenskaya D.B. Psychology of giftedness: concept, types, problems. Issue. 1. [Text]: / D.B. Bogoyavlenskaya, M.E. Theophany. - M.: MIOO, 2005.

[3] Gural S.K. Synergetic model of educational space development / S.K. Gural [Electronic resource]: / Access mode: URL: https: //videouroki.net/r (Date of circulation 02.11.2017)

[4] Zelenina E.B. The educational space of the school for gifted children: from theory to practice [Text]: / E.B. Zelenin count. monograph - Vladivostok: Publishing house of VSUES, 2013. - 132 p.

[5] Karpova O.I. Diagnostics of attitudes toward school in the process of psychological and pedagogical examination of the educational environment: dis. ...

~ 24 ~

—--—

cand. psychol. Sciences: 19.00.07 [Text]: / O.I. Kar-pova M., 2003 -147 p.

[6] Katilina M.I. The educational environment as a factor of socialization of the individual: the socio-philo-sophical aspect: the author's abstract. dis. ... cand. philos. Sciences: 09.00.11. [Text]: / M.I. Katilina -M., 2009.

[7] Leites N.S. Giftedness and preschool childhood in the perspective of psychological research [Text]: / NS. Leites // Questions of Psychology - 1990 - №9. - P.49

[8] Ponomarev R.E. Educational space as a fundamental concept of the theory of education [Text]: / R.E.

Ponomarev // Pedagogical Education and Science. -2003. - №1. - P.29-31.

[9] Urbanskaya M.V. The educational environment as a factor of the child's readiness to learn in conditions of preschool education: the abstract of the dissertation. ... Candidate of Pedagogical Sciences: 13.00.01 [Text]: / M.V. Urbanskaya; - St. Petersburg, 2010

[10] Yasvin V.A. Expert-project management of school development [Text]: / B.A. Yasvin - M., September, 2011. - 176 p.

~ 25 ~

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.