Никитина Елена Александровна РЕГИОНАЛЬНЫЙ ЦЕНТР ДЛЯ ...
УДК 37.04 ББК 74.5
РЕГИОНАЛЬНЫЙ ЦЕНТР ДЛЯ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ КАК ИНФРАСТРУКТУРА ПОДДЕРЖКИ МОЛОДЫХ ТАЛАНТОВ
© 2017
Никитина Елена Александровна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Педагогика»
Иркутский государственный университет (664003, Россия, Иркутск, улица Нижняя Набережная,6, e-mail: [email protected]) Аннотация: Современные социально-экономические условия требуют формирования принципиально нового гражданина, обладающего определенными компетенциями. Главный вектор формирования социально-успешного гражданина современного Российского государства соотносится с необходимостью включения и эффективной адаптации в современное гражданское общество личности инновационной направленности, стремящейся к познанию и компетентной в принятии важных самостоятельных решений, осознающей необходимость индивидуального выбора путей реализации собственной жизненной траектории. Из этого следует, что проблема способностей человека, работа с одаренными детьми давно привлекает внимание ученых, политиков, общественных деятелей. Многие отечественные и зарубежные ученые рассматривают одаренность как своеобразное сочетание способностей, от которых зависит достижение успеха, общая способность индивида сознательно ориентировать свое мышление на новые поставленные задачи, это многомерное образование, специальные способности и т.д. Но так и остается загадкой причина угасания детской одаренности, снижение интереса к творческости, к интеллектуальной самобытности. Не изучено явление индивидуальных различий людей, психология родительского оптимизма пробуждения способностей ребенка, педагогические условия сохранения индивидуального при классно-урочной системе обучения и т.д. Поэтому нас интересуют все факторы, влияющие на различие в способностях у школьников в условиях региона. Одним из путей решения возникшей проблемы мы видим в создании инфраструктуры для выявления и поддержки одаренных детей и талантливой молодежи, куда бы вошли научно-исследовательские группы, изучающие базовое значение феномена «одаренность», и региональные центры для одаренных детей в различных областях жизнедеятельности: творчество, музыка, спорт, обучение.
Ключевые слова: региональный центр, одаренность, талант, развитие детской одаренности, работа с одаренными детьми и талантливой молодежью, создание условий для развития детской одаренности, специальные условия для талантливой молодежи, одаренные дети, талантливая молодежь.
REGIONAL CENTER FOR TALENTED CHILDREN AS THE INFRASTRUCTURE
TO SUPPORT YOUNG TALENTS
© 2017
Nikitina Elena Aleksandrovna, candidate of pedagogical sciences, associate professor of "Pedagogy"
Irkutsk state university (6664003, Russia, Irkutsk, street Nizhnyaya naberezhnaya, 6, e-mail: [email protected]) Abstract. Modern socio-economic conditions require the formation of a fundamentally new citizen has certain competencies. The main vector of the formation of social and successful citizen of the modern Russia is related to the need to incorporate and effectively adapt to the modern civil society personalities innovative orientation, striving for knowledge and competent in making important decisions independent, aware of the need for individual choice in ways to implement their own life path. It follows that the issue of human capabilities, work with gifted children has long attracted the attention of scientists, politicians and public figures. Many domestic and foreign scientists consider giftedness as a unique combination of capabilities, on which depends the success, the general ability of the individual to consciously orient their thinking to new tasks, it is a multidimensional education, special abilities, etc. But it remains a mystery the cause of extinction of giftedness in children, decreased interest in creative, intellectual identity. Not studied the phenomenon of individual differences of people, psychology of optimism parent waking abilities of the child, pedagogical conditions of preservation of the individual with the class-lesson system of teaching, etc. Therefore, we are interested in all of the factors influencing the differences in the abilities of pupils in the conditions of the region. One way to solve the problems we see in the creation of infrastructure to identify and support gifted and talented young people, which would include research groups studying the basic value of the phenomenon of "talent", and regional centers for gifted children in different areas of life: work, music, sport, training.
Keywords: Regional Center, giftedness, talent, development of children's talents, work with gifted children and talented youth, creation of conditions for the development of children's gifts, special conditions for talented youth, gifted children, talented young people.
В постиндустриальную эпоху открытого информационного пространства ведущим стратегическим ресурсом является человек, обладающий высокой научной и культурной грамотностью, мотивацией к личностному росту, предпринимательскими способностями, готовностью к поиску нового и усовершению окружающего мира.
Главный вектор формирования социально-успешного гражданина современного Российского государства соотносится с необходимостью включения и эффективной адаптации в современное гражданское общество личности инновационной направленности, стремящейся к познанию и компетентной в принятии важных самостоятельных решений, осознающей необходимость индивидуального выбора путей реализации собственной жизненной траектории.
Подтверждение необходимости создания особых условий для талантливой молодежи мы находим в официальных документах, заложенных в «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской федерации до 2020 года», в указах, поста-
новлениях, распоряжениях Правительства РФ, где выделены приоритеты особого внимания к детям, которые проявляют уникальные способности с ранних лет.
Так, в разработанной президентской программе «Одаренные дети», в Послании Федеральному собранию Российской Федерации отмечено: «В основе всей нашей системы образования должен лежать фундаментальный принцип: каждый ребёнок, подросток одарён, способен преуспеть и в науке, и в творчестве, и в спорте, в профессии и в жизни. Раскрытие его талантов - это наша с вами задача, в этом - успех России» [1].
Следует признать, что проблема способностей человека, работа с одаренными детьми давно привлекает внимание ученых, политиков, общественных деятелей. «Талант - это не только экономический фактор, но и общественное достояние, талантливые люди влияют на развитие и характер общества в целом»,- писали Герлинда и Ханс-Георг Мелхорн в книге «Гениями не рождаются»[2 , с.3]. Но важно обратить внимание на мысль этих авторов, что «одаренность - это и источник
Никитина Елена Александровна педагогические
РЕГИОНАЛЬНЫЙ ЦЕНТР ДЛЯ ... науки
личного благосостояния, которого достигает талантливый в любой области человек, если общество позволяет ему развить свои способности, без помех работать в соответствующей области, если общество оказывается в состоянии признать, т.е. полностью использовать, талант со всеми индивидуальными особенностями»(там же). Можно добавить: если будет учтен естественный процесс умственной эволюции ребенка, если дадим возможность «растущим людям убедиться в их способностях к самопреодолению» [3, с.5].
С середины ХХ столетия в человеке стал интересен сам человек, начались исследования, ведутся научные споры, разрабатываются прогрессивные матрицы способностей, составляются тесты по определению интеллекта, выявлению творческости, проблемности мышления, индивидуальной уникальности проявления личности в той или иной деятельности, на международном уровне апробируются программы развития предпринимательских способностей, критического мышления, любознательности.
При этом в современном образовательном пространстве сложилась практикапредставление одаренности как результат «натаскивания» на выполнение определенных заданий, раннего (с 2х до 5-6 лет) развития памяти ребенка в семье и т.д. Это говорит о том, что «культурно-психологические факторы приводят к развитию одаренности» [4,с.5], но значимой становятся проблема определения самого понятия «одаренность», выявление и научное обоснование факторов развития одаренности, изучение индивидуального опыта проявления, сохранения и развития ранне-детской одаренности.
Есть много определений (Антонова Л.Н., Запалацкая В.С. [8, 9], Ларионова Л.И. [9-11], Теплов Б.М [12, 13] и др. [14-17]), где сделана попытка дать научное толкование уникальному проявлению личности. «Одаренность» рассматривается как «интегральное личностное образование, которое формируется под влиянием внешних (социокультурных) и внутренних (психологических) факторов и проявляется в деятельности», как своеобразное сочетание способностей, от которых зависит достижение успеха, общая способность индивида сознательно ориентировать свое мышление на новые поставленные задачи, это многомерное образование, специальные способности и т.д. Но так и остается загадкой причина угасания детской одаренности, снижение интереса к творческости, к интеллектуальной самобытности. Не изучено явление индивидуальных различий людей, психология родительского оптимизма пробуждения способностей ребенка, педагогические условия сохранения индивидуального при классно-урочной системе обучения и т.д.
Поэтому нас интересуют все факторы, влияющие на различие в способностях у школьников в условиях региона.
Одним из путей решения возникшей проблемы мы видим в создании инфраструктуры для выявления и поддержки одаренных детей и талантливой молодежи, куда бы вошли научно-исследовательские группы, изучающие базовое значение феномена «одаренность», и региональные центры для одаренных детей в различных областях жизнедеятельности: творчество, музыка, спорт, обучение.
За основу мы взяли такие позиции: одаренность, как «индивидуальное совпадение способностей человека и неповторимое своеобразие его личности» (Н.С. Лейтес [18]); как индивидуальное потенциальное своеобразие внутренних (задатки), внешних (благоприятная социальная) и личностных (позитивная «Я»-концепция (Б.М.Теплов [12, 13]); наличие соответствующих (волевых качеств, направленности, настойчивости и т.д.) предпосылок для развития способностей личности до уровня выше условно «среднего», благодаря которым она может достичь значительных успехов в определенной сфере деятельности [4, с. 93], как динамическое ин-132
тегральное личностное образование, включающее в себя интеллект, креативность, духовность и формирующееся под влиянием системы культурно-психологических факторов» [4, с.7].
Проанализировав определения, мы можем сделать вывод: одаренный ребенок - это ребенок, обладающий достаточно высоким уровнем способностей в определенной сфере жизнедеятельности и психологически готовый к проявлению данного качества, обладающий внутренней мотивацией к решению сложных задач, используя внутренний личностный потенциал («дар»).
Для развития обозначенного качества необходимы специальные психолого-педагогические и методические условия. Подтверждение мы находим в докладе А.А. Попова "Открытая мотивационная модель одаренности как образовательная стратегия национальной безопасности": «недостаточно только найти одарённого человека, усилить и поместить в комфортную резервацию. Нужны формы, воспитывающие, усиливающие одарённость как массовое качество» [5].
Духанина Л.М. утверждает: проблема выявления одаренных детей и подростков по сути своей является проблемой создания условий для интеллектуального и личностного роста детей в общеобразовательных школах и учреждениях дополнительного образования... для совершенствования присущих им видов одаренности [6].
Актуализируется данная проблема еще и тем, что политические, экономические и социальные преобразования общества, масштабы инновационных тенденций реформирования образовательной системы России существенно влияют на методологию, содержание, и характер среды формирования специальных психолого-педагогических и методических условий для развития личности обучающегося.
На наш взгляд, создание определенной инфраструктуры для поддержки одаренных детей и талантливой молодежи требует всестороннего обоснования принципов, интегративных форм обучения, условий для развития врожденных задатков. Поэтому необходима разработка региональной модели поиска и поддержки «особенных школьников» с целью создания для них инфраструктуры, позволяющей им реализовать свой потенциал.
Опыт создания Региональных центров для одаренных детей - одна из наиболее перспективных инновационных технологий в современном образовании. Можно уже говорить о наиболее успешном опыте таких центров [7].
К примеру, в Белгородской области в рамках программы «Развитие образования Белгородской области» с целью «разработки и апробации концептуально обоснованных моделей обучения, внедрения образовательных технологий, способствующих развитию детской одаренности» была создана сеть Центров для одаренных детей. В данную сеть включены 11 центров. Они организованы на базе общеобразовательных организаций и являются структурными подразделениями. Проанализировав нормативно-правовую базу и основные направления деятельности центров, можно сделать вывод, что основной целью является: ресурсное обеспечение, организация и проведение интеллектуальных состязаний среди обучающихся, поддержка взаимодействия школа-вуз.
В Костромской области создано 16 специализированных центров. Основной целью деятельности этих центровявляется развитие дистанционного образования для одаренных детей в регионе.
В Смоленской области в структуру работы с одаренными детьми включен Центр диагностики и консультирования. Основными направления деятельности выступают: психолого-педагогическое сопровождение и реализация программ поддержки одаренных детей.
В рамках Стратегии действий в интересах детей, в Красноярском крае создана система поддержки и сопровождения одаренных детей и талантливой молодежи.
Никитина Елена Александровна РЕГИОНАЛЬНЫЙ ЦЕНТР ДЛЯ ...
Реализация этого проекта ведется по направлениям: интеллектуальные конкурсы, олимпиады, дополнительные занятия общеобразовательным предметам, дистанционные курсы, охватывающие 3,5 тысячи детей.
Основной проблемой работы данных Центров является финансирование. Большинство Региональных центров являются структурными подразделениями образовательных организаций (школы, гимназии, лицеи); организации дополнительного образования (дворцы творчества, клубы, станции юных техников); центры довузовской подготовки и профориентационной работы при организациях высшего образования.
В Иркутской области на базе Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Иркутский колледж автомобильного транспорта и дорожного строительства» в рамках профориентацион-ной работы с 2013 по 2016 год велась работа по данному направлению поддержки одаренных детей и талантливой молодежи.
Целью деятельности выступает создание психолого-педагогических условий, стимулирующих развитие внутренне обусловленной готовности к решению задач, стоящих перед современным человеком. Основой создания условий развития разных направлений одаренности выступает разноориентированная среда колледжа, учет возрастных особенностей и индивидуальные предпочтения студентов в художественной, социальной (лидерская, волонтерская), интеллектуальной (академическая), двигательной (психомоторная), духовной и практической деятельности.
В качестве организующего начала была исследовательская работа по выявлению степени понимания одаренности и особенностей одаренных детей. В рамках решения этой задачи нами было организованно и проведено 6 научно-практических стажировок для старшеклассников; Региональные конференции для обучающихся Иркутской области «Молодежь: шаги в науку», «Юность. Наука. Культура». С 2014 г. была организована Школа подготовки к олимпиадам: Многопрофильная инженерная олимпиада «Звезда», Межрегиональная олимпиада МПГУ.
Совместно с преподавателями НИУ ВШЭ г. Москва была организована трехдневная интеллектуальная школа для обучающихся области. В данную работу были включены 2,5 тысячи школьников.
Второе направление - систематическая работа с педагогическими работниками образовательных организаций по повышению квалификации в рамках заданной проблемы.
Третье направление деятельности - просветительская работа с родителями.
Сегодня опыт работы колледжа обобщается, что позволяет центрировать внимание на развитии одаренности в подростковом и раннем юношеском возрасте. В перспективе центр может стать площадкой для реализации совместных проектов общеобразовательных организаций, СПО и ведущих вузов Сибирского региона.
Работа может быть организованна в различных направлениях:
1. Диагностика: проведение различных мониторин-гов с целью выявления одаренных детей и талантливой молодежи в различных областях научного знания.
2. Обучение: подготовка региональных команд для участия в предметных олимпиадах различного уровня (Международные олимпиады, Всероссийская олимпиада школьников (далее - ВОШ), олимпиады для обучающихся, включенные в Перечень олимпиад Российского совета олимпиад школьников).
3. Поддержка Олимпиадного движения на уровне региона: организация и проведения этапов Олимпиад и конкурсов, подготовка и проведение Региональных интеллектуальных состязаний для обучающихся.
4. Стажировочная площадка для учителей: организация и проведение мастер-классов, «круглых столов»,
конференций, курсов повышения квалификации для педагогических работников образовательных организаций Иркутской области.
В заключение следует отметить, что поскольку сегодня в авангарде целей непрерывного образования стоит способность человека быть нацеленным на освоение способов эффективного преобразования действительности, соответственно создание Регионального центра для одаренных детей позволит стимулировать обучающихся к самообразованию, развитию стремления познавать новое и учиться непрерывно, асоздание единого (но не единообразного) направления для поддержания одаренных детей положит начало развитию нового этапа предупреждения угасания врожденных способностей одаренных детей и талантливой молодежи в Иркутской области.
Таковы некоторые аспекты актуализации проблемы создания Регионального центра для одаренных детей как инфраструктуры поддержки талантливой молодежи.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Путин В.В. Стенограмма Послания Президента Федеральному Собранию 1 декабря 2016 г. // [Электронный ресурс]. - 2016 URL: http://kremlin.ru/ events/president/news/53379 (дата обращения 10.12.2016)
2. Мелхорн Г., Мелхорн Х.-Г. Гениями не рождаются: Общество и способности человека: Кн. для учителя: Пер. с нем.- М.: Просвещение, 1989.- 160 с.
3. Фридман Л.М. Изучение процесса личностного развития ученика. Изд.2-е, пер., испр. - М.: Изд-во «Институт практической психологии»; Воронеж: НПО «МОДЭК»,1998.-64 с. (Серия «Библиотека педагога-практика»).
4. Антонова Е.Е. Концепция обучения одарённых студентов в высших педагогических учебных заведениях // Вектор науки ТГУ. Серия: педагогика,психология. 2010. №3.
5. Попов А.А. Открытая мотивационная модель одаренности как образовательная стратегия национальной безопасности [Электронный ресурс]. - 2016 URL: http:// opencu.ru/uploads/files/doklad-popova-na-konferencii.pdf (дата обращения 20.12.2016)
6. Духанина Л. Н. Инфраструктура одаренности, или До живем ли до понедельника 2020 года? // Психологическая наука и образование. - 2009. - №. 4. - С. 31-40.
7. Запалацкая В.С. Региональная система работы с одарёнными детьми: управление развитием-М.: АСОУ, 2014. - 146 с.
8. Антонова Л. Н., Запалацкая В. С. Поддержка талантливой молодёжи и модернизации региональной системы образования //Народное образование. - 2015. - №. 8. - С. 26-31.
9. Ларионова Л.И. Проблема идентификации одаренных детей // Ребенок в образовательном пространстве мегаполиса материалы всероссийской научно-практической конференции, 12-13 апреля 2016 г., Москва: Текстовое электронное издание. Подготовлено при поддержке Департамента образования г. Москвы; под редакцией О.И. Ключко. 2016. С. 160-164.
10. Ларионова Л.И. Интеллектуальная одаренность и культурно-психологические факторы ее развития: Автореф. Дис.д.пс.наук,-Иркутск, 2002.- 43с.
11. Ларионова Л. И. Ментальность одаренных студентов в условиях сибирской субкультуры Проблема формирования менталитета одаренной молодежи в условиях разных регионов нашей страны совершенно не изучена. Необходимо заметить, что эта проблема не исследована и в более широком контексте- //ISBN© Издательство БГУЭП, 2004© Кафедра СЭП. - С. 20.
12. Теплов Б. М. Способности и одарённость. // Психология индивидуальных различий. Тексты. М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1982- 136с.
13. Теплов Б. М. Способности и одаренность // Избранные труды. - 1982. - Т. 1._
Никитина Елена Александровна РЕГИОНАЛЬНЫЙ ЦЕНТР ДЛЯ ..
14. Кондаурова И.К. Подготовка будущих учителей к работе с детьми, проявившими выдающиеся способности, в контексте требований концепции общенациональной системы выявления и развития молодых талантов // Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5. № Г (14). С. 103-106.
15. Абрамова Т.А. О личностной готовности педагога к работе с одарёнными детьми // Вестник Гуманитарного института ТГУ. 2015. № 2 (18). С. 5-7.
16. Балакирева Е.И., Игнатьева О.Г. Развитие творческой одаренности школьников: педагогические аспекты // Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5. № 4 (17). С. 228-231.
17. Лиференко Д.А. Лингвистические способности как основа развития лингвистической одарённости // Карельский научный журнал. 2013. № 1. С. 40-42.
18. Лейтес Н.С. Способности и одаренность в детские годы. - М.: Знание, 1984. - 80 с.