Научная статья на тему 'Исследование одаренных детей младшего школьного возраста'

Исследование одаренных детей младшего школьного возраста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
715
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА / ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ / УЧЕНИК / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНИК / ДИАГНОСТИКА ОДАРЕННОСТИ / РАЗВИТИЕ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ / ПОДДЕРЖКА ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Неустроева Милидора Изотовна

В статье рассматривается сущность одаренности младшего школьника как психолого-педагогическое явление. Внимание направляется на важность выявления одаренных детей как важнейшую проблему совершенствования современной системы образования. Описываются методы диагностики детской одаренности, приводятся статистические сведения и их исследование. Приведены направления внеурочной деятельности (кружки) для развития и воспитания одаренных детей в Покровской средней общеобразовательной школе № 1 Хангаласского района.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Исследование одаренных детей младшего школьного возраста»

ИССЛЕДОВАНИЕ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Неустроева М.И.

Неустроева Милидора Изотовна - магистрант, Педагогический институт, Северо-Восточный федеральный университет, г. Якутск

Аннотация: в статье рассматривается сущность одаренности младшего школьника как психолого-педагогическое явление. Внимание направляется на важность выявления одаренных детей как важнейшую проблему совершенствования современной системы образования. Описываются методы диагностики детской одаренности, приводятся статистические сведения и их исследование. Приведены направления внеурочной деятельности (кружки) для развития и воспитания одаренных детей в Покровской средней общеобразовательной школе № 1 Хангаласского района.

Ключевые слова: начальная школа, одаренные дети, ученик, младший школьник, диагностика одаренности, развитие одаренных детей, поддержка одаренных детей.

В современном мире государство и общество в целом выражает усиленную заинтересованность к обучению и воспитанию талантливого поколения. Я думаю, что поддержка и развитие одаренных детей один из самых важных проблем нашего современного общества, по этой причине перед педагогом стоит основная задача -содействовать развитию личности одаренного ребенка и выявлению его способностей.

«Одарённость - генетически обусловленный компонент способностей, развивающийся в соответствующей деятельности или деградирующий при ее отсутствии» - К.К. Платонов.

Одарённость — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Одарённые дети - это дети, которые признаны образовательной системой превосходящими уровень интеллектуального развития других детей своего возраста [1, с.72].

В школе приоритетным направлением учебной деятельности является предоставление фундаментальных знаний. Стоит отметить тот факт, что творческие и интеллектуальные способности каждого ребенка уникальны, поэтому необходим индивидуальный подход к каждому из учеников.

В ходе учебной деятельности в начальной школе внимание со стороны учителя уделяется отстающим ученикам. Учитель старается более подробно изучать с ними пройденный материал, чтобы донести до ребенка новую тему, в то время, как одаренные дети остаются без должного внимания. Помощь со стороны учителя в развитии творческих и интеллектуальных способностей необходима каждому ребенку — и неуспевающему, и одаренному.

Кроме того, следует помнить, что как бы ни был одарен ученик, его необходимо учить. Важно приучить его трудиться, самостоятельно принимать решения, сосредотачиваться на поставленных задач. У такого ребенка труднее воспитать усидчивость, терпение и ненавязчивость. Необходима значительная загрузка ребенка, еще со скамьи начальной школы его следует приобщать к творчеству, представлять все необходимые условия для этого. Поэтому раннее выявление, воспитание и обучение одаренных детей представляет собой одну из важнейших проблем совершенствования современной системы образования.

Опытно-экспериментальная работа проводилась в 2017-2018 учебном году во 2-м «в» классе Покровской средней школы № 1 Хангаласского района. В исследовании приняли участие 20 детей. В качестве диагностики инструментария нами были выбраны методики по проведению психо лого-педагогической диагностики в рамках программы «Развитие детской одаренности», авторами составителями которых являются И. Ю. Троицкая, Э. А. Кочкина [3, с. 3-7].

Проанализировав данные в экспериментальном классе, можно сказать, что уровень развития основных признаков одаренности достаточно высок. Особенно это касается уровня развития логического мышления и мотивационного компонента. Проблемы наблюдаются с уровнем развития внимания. Если говорить о результатах, из 20 детей у 5 человек наблюдается высокий уровень развития всех критериев, а, следовательно, они потенциально могут быть отнесены к категории одаренных.

Основываясь на одаренных детях в нашем классе, мы решили выделить часы внеурочной деятельности на такие направления, как общеинтеллектуальная -«Размышляем, играем, творим», финансовая грамотность - «Шашки», художественно -эстетическая - «Палитра», музыкальная - «Радужка», дети играют на флейте, проектная деятельность - «Звездочка». Работа с одаренными детьми требует много времени, внимания и душеного тепла. Но самое главное, конечно, создание условий для максимально возможного развития творческих способностей одаренных детей в сочетании с практическими навыками, интенсивным накоплением социального опыта и формированием уверенности в своих силах.

Таким образом, работа учителя с одаренным ребенком непрекращающийся и сложный процесс, который требует подготовку интересного учебного материала, постоянного личностного роста, хороших, регулярно обновляемых знаний в области психологии и педагогики одаренных детей и их обучения, а также тесного контакта и сотрудничества с родителями одаренных детей.

Список литературы

1. Платонов К.К. Краткий словарь системы психологических понятий: М., 1984. 171 с.

2. Савенков А.И. Концепция детской одаренности Развитие детской одаренности в современной образовательной среде: Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Арзамас. 22-24 мая 2008 г. / АГПИ им. А.П. Гайдара. Арзамас, 2008.

3. Шумакова Н.Б. Психолого-педагогические условия развития общей одарённости младших школьников // Начальная школа плюс До и После, 2013. № 5. С. 3-7.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.