УДК 376.5
ао1: 10.18101/1994-0866-2016-1-178-185
КОМПЕНСИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ И РАЗВИТИЯ
© Павлова Светлана Алексеевна
кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики начального и дошкольного образования, Бурятский государственный университет Россия, 670000, г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а Е-шаИ: sveta-pavlova-uu@mail.ru
Статья посвящена актуальной проблеме современной педагогики — особенностям организации работы с одаренными детьми, с ограниченными возможностями здоровья и развития. В содержании статьи рассматриваются вопросы, касающиеся понимания умственных способностей, одаренности, видов творческой одаренности детей с физическими, психическими отклонениями и недостатками развития.
Представленный теоретический и практический материал по проблеме — это попытка изменить существующие стереотипы к выявлению одаренных среди детей с ограниченными возможностями здоровья и дальнейшего продвижения их в творческом развитии. Необходимость в ней вызвана тем, что стандартный подход учителя к данной категории учащихся заключается в фактическом игнорировании индивидуальных природных особенностей, стремлении к «усреднению» результатов деятельности одаренных школьников с недостатками в развитии, что неизбежно приводит к потере многих талантов детей уже в школьные годы. Новое поколение учителей должно уметь видеть каждого одаренного ребенка, в том числе и с отклонениями, недостатками в здоровье и развитии, найти к нему «свой ключ».
Значительное внимание в статье уделяется альтернативным подходам к построению педагогической работы с одаренными детьми с ограниченными возможностями здоровья и различным трудностям, встречающимся в их творческом развитии. Такой взгляд будет интересен педагогам и специалистам в области специального образования.
Ключевые слова: детская одаренность, виды одаренности, творческая одаренность, психодиагностика творческого мышления, одаренные дети с трудностями в творческом развитии, дети с физическими недостатками, формы работы с одаренными учащимися, ограниченными возможностями здоровья и имеющие физические недостатки в развитии.
Накопление знаний об индивидуальных особенностях человека (ребенка) представляет собой вклад в понимание и оценку неодинаковости умственного потенциала людей, то есть в изучение феномена умственной одаренности, в том числе и детей, имеющих различные физические отклонения и недостатки [3].
Стандартные учебные программы и учебный процесс дают мало возможностей для проявления и развития умственной одаренности школьников. В настоящее время дифференциация по аспектам интеллектуальной и творческой одаренности детей идет дальше. В связи с этим следует упомя-
нуть о взглядах Б. М. Теплова, который подчеркивал, что «талант как таковой многосторонен» и «не о сосуществовании разных одаренностей должна идти речь, а о широте самой одаренности» [1].
Обычное представление о том, что такое одаренный ребенок носит обобщенный характер и не содержит его индивидуальных характеристик. Можно выделить характеристики, проявляющиеся в творческой личности ребенка, которые обозначаются как любознательное отношение к реальной действительности; независимость и неподвластность чужому мнению; широта видения проблемы и целостность ее реализации; смелость в суждениях, обобщениях, выводах, принятии решений; гибкость мышления и восприятия; развитость творческого восприятия, воображения.
Большинству одаренных присущи большая энергия, целеустремленность и настойчивость, которые в сочетании с огромными знаниями и творческими способностями позволяют претворять в жизнь массу интересных и значимых проектов. Труднее преодолеть барьер привычного восприятия, когда ребенок, например, никак не научится хорошо читать или считать, тем более, если он имеет какой-либо физический недостаток. Именно у таких детей развитие способностей сопряжено с дополнительными трудностями, но они также относятся к особым категориям одаренных.
Психолого-педагогическая наука и практика определяют одаренных детей с трудностями в их творческом развитии по следующим категориям:
- с исключительно высоким умственным развитием, «недостиженцев» (так называют учащихся с высоким уровнем умственного развития, но с низкой успеваемостью);
- детей с физическими недостатками (слепые, глухие, слабослышащие и т. д.); — с поведенческими трудностями (повышенная агрессивность, эмоциональная нестабильность);
- с трудностями в обучении (например, с дислексией-затруднениями в овладении чтением);
- детей из семей с низким социально-экономическим уровнем, из другой культурной среды, чью одарённость не удается распознать быстро [5].
Большая часть детей перечисленных категорий не реализует своих потенций при отсутствии особо организованного обучения и коррекции, что является общей педагогической проблемой. На передний план выступает какой-то их недостаток или трудность, заслоняя присущую им одарённость.
Необходимы альтернативные подходы как в диагностике, так и в построении учебных программ для данной категории детей. Здесь важно учитывать следующие характеристики одаренных детей с проблемами в здоровье и развитии: живость мышления, любознательность; независимость в действиях; инициативу, стремление участвовать во всем новом; нестандартное воображение как старт для дальнейшего творческого развития; быстроту в обучении; умение отыскивать и соотносить между собой идеи, которые кажутся не связанными друг с другом; способность использовать полученные знания в других областях знаний; опору на собственный практический опыт; широту интересов. Эти дети могут сочинять необычные истории, об-
ладают тонким чувством юмора. При этом важна гибкость действий взрослых в подходах к проблемам одарённых детей и их продвижению в развитии [4].
Исследования показали, что компенсированное обучение (компенсация недостатков окружения), если оно достаточно правильно организовано, помогает детям умственно развиться, догнать по общему развитию своих нормальных сверстников и достичь высоких успехов в той или иной творческой деятельности. В нашей стране у многих людей наблюдается недостаток опыта общения в творческих ситуациях с одаренными детьми, имеющими физические недостатки. У большинства людей восприятие таких детей не совсем верное — какой-либо недостаток заслоняет все остальные особенности, он становится как бы главным. Между тем среди людей с физическими недостатками немало одаренных. В специальных школах, классах для глухих, слепых, с ограниченными возможностями передвижения можно встретить детей с разными видами одарённости. Проблемы диагностики и развития одаренности детей этой категории в нашей стране особо не исследуются, однако за рубежом накоплен опыт в данной области, где действует несколько учебных программ для одаренных учащихся с ограничениями здоровья и развития, представленных на государственном уровне.
Исследователь Джун Мейкер (США) доказала, что дети с разными видами физических недостатков имеют выраженные особенности в когнитивном развитии и в самооценке. Так, слепые и слабовидящие способны достигать тех же уровней развития, что и хорошо видящие, но с некоторым запозданием. Их часто характеризуют недостатки в словесно-логической памяти. У глухих также отмечается более медленный темп развития наряду с трудностями в работе с абстрактными понятиями. Скорость и характер когнитивного развития детей с нарушениями в опорно-двигательном аппарате вполне сравнимы с развитием их сверстников [5].
Однако большинству детей вышеназванных категорий свойственны специфические проблемы в формировании положительной самооценки. Особые условия развития этих детей ведут к низкой самооценке, которая часто сочетается с нереалистичными ожиданиями. Разрыв между реальным и идеальным «Я» может оказать сильное влияние на способность добиваться успеха и строить взаимоотношения с окружающими.
Развитие продуктивного (творческого) мышления детей с недостатками слуха является необходимым условием их успешного обучения и развития. Переход к понятийному, отвлеченному мышлению совершается постепенно, по мере овладения детьми словарем, грамматическим строением языка, устной речью. Конечная цель — развитие абстрактно-понятийного мышления у глухих и слабослышащих детей, при этом следует помнить, что достижение этой цели возможно лишь при условии достаточно высокого уровня их речевого развития, позволяющего использовать речь как основное средство мыслительной деятельности. У одной категории детей слово в речевом мышлении является и основой, и средством, и результатом этого процесса. У глухих и слабослышащих детей на начальном этапе обучения такие широкие речевые возможности, как правило, ещё отсутствуют, что затрудняет
процесс формирования мышления и требует поиска путей и способов его развития, которые были бы адекватны речевым возможностям учащихся.
Одаренные дети с физическими отклонениями, недостатками в развитии сильно отличаются друг от друга по развитию мышления, видам одарённости, по структуре одного и того же вида одаренности, по ее проявлениям в зависимости от пола, условий развития, социального окружения, культурных особенностей [2].
Конечно, невозможно охватить весь спектр психолого-педагогических проблем интеллектуального развития детей, но мы попытались описать особенности педагогической работы с одаренными учащимися в специальной коррекционной общеобразовательной школе-интернате (СКОШИ) 1-го, 2-го вида, применив средства изобразительного искусства, а также объяснить влияние различных факторов на раскрытие возможностей талантливых детей и их дальнейшее развитие.
Цель нашей работы заключалась в выявлении художественно одаренных школьников, определении путей продвижения и развития их таланта через организацию педагогической работы как учителя изобразительного искусства, так и всего коллектива школы-интерната. Большое значение в данной работе имело сотрудничество с родительской общественностью, социальными институтами.
Для выявления одарённых детей и работы с ними в школе СКОШИ 1-го, 2-го вида более десяти лет реализуется подпрограмма «Учимся говорить языком художественного искусства» в рамках федеральной целевой программы «Дети России». Она оформлена как экспериментальная площадка по теме «Социализация детей в художественно-исследовательской деятельности», целью которой является объединение усилий педагогов, родителей, творческой общественности для создания благоприятных условий по реализации творческого потенциала учащихся школы. В экспериментальной деятельности ведется работа по следующим направлениям:
- совершенствование системы выявления и развития одаренных детей;
- научно-методическая работа по формированию базы данных, диагностических методик, программ, научно-методических разработок и рекомендаций по проблеме детской одаренности;
- поиск и апробация инновационных форм и технологий работы с одаренными и талантливыми детьми;
- помощь одаренным учащимся в самореализации их творческой направленности;
- контроль над развитием познавательной сферы одаренных школьников;
- оценка результативности проводимых творческих мероприятий;
- повышение квалификации учителей, работающих с одаренными детьми;
- работа с родителями одаренных и талантливых детей;
- взаимодействие школы с другими структурами социума и учреждениями для создания благоприятных условий развития детской одаренности.
Уже с начальной школы выявляют талантливых детей, используя различные развивающие методики для определения творческого потенциала детей в условиях дифференцированного и индивидуализированного обучения. Уже на этом этапе раскрываются одаренные и талантливые школьники по итогам конкурсов в художественно-прикладной области.
Для учащихся всех классов применяются тесты на определение уровня интеллекта, общего коэффициента интеллекта (Щ), по изучению памяти, ее основных свойств и видов, тесты на развитие внимания. В ходе такой работы используются методы психологической диагностики, наблюдения за проявлениями и особенностями развития творческой одарённости у детей (психодиагностические тесты на выявление творческого мышления Е. Е. Туник, модифицированные тесты Гилфорда и Торренса, тест на определение структуры интеллекта Р. Амтхауера для исследования познавательной активности одаренных и талантливых детей).
Одаренного ребенка отличает повышенная концентрация внимания над чем-либо, упорство в достижении результата в сфере, которая ему интересна. При оценке уровня одаренности ребенка оценивается не только его склонность, но и его потенциальные возможности. Важным фактором, влияющим на развитие детей и выявление у них скрытых видов одаренности, выступает организация системы внеучебной воспитательной работы в школе. В разделы подпрограммы по работе с одаренными и талантливыми школьниками входят мероприятия по углубленному обучению одарённых детей художественному творчеству, развитию у них других личностных качеств, способствующих в будущем их творческой реализации и социализации в целом. В учебные планы школы обязательно включаются программы кружков, художественных студий, спецкурсов по углубленному изучению основ изобразительного искусства. Формы работы с такими учащимися самые разнообразные: школьная художественная студия, художественно-прикладная проектная мастерская, выставки, конкурсы, мастер-классы ведущих художников Республики Бурятия, дизайнеров арт-студий, сотрудничество и показательные уроки преподавателей, студентов вузов, ссузов художественной и художественно-прикладной направленности, публикации лучших художественных работ учащихся (по результатам конкурсов, выставок и т. д.); проведение школьной научно-практической конференции по программе «Художественно-творческая деятельность школьника как форма его социализации».
Разрабатывая программу для поддержки одаренных и талантливых детей, педагогический коллектив специальной коррекционной школы-интерната определил для себя, что каждый ребенок талантлив, а задача педагогов — помочь раскрыть ему в себе эти таланты. В школе создана база данных о талантливых, одаренных детях. Классные руководители и воспитатели используют для этого инновационную педагогическую технологию «Портфолио ученика» как анализ особых достижений и успехов ребенка.
Повышение квалификации педагогов — одно из главных направлений в работе с талантливыми и одаренными детьми. Успех ребенка во многом зависит от того, какой учитель работает с ним. Администрация школы еже-
годно в рамках методических мероприятий проводит обучающие семинары для учителей и воспитателей по организации работы с талантливыми детьми, поощряется исследовательская деятельность в данном направлении, участие в грантовых программах, постоянно пополняется библиотека научно-методической литературой, разработками, рекомендациями по проблеме детской одаренности.
Для выявления одаренности у учащихся на всех этапах обучения создаются условия для реализации их творческих интересов: стимулирование, мотивация развития способностей, поддержка талантов различными детскими группами, общественными организациями, семьей, системой основного и дополнительного образования детей. Ежегодно учащиеся школы принимают участие в республиканских конкурсах детского рисунка, являются призерами и победителями районных, республиканских, городских международных конкурсов рисунков.
Успешность работы школы с одаренными и талантливыми детьми определяется по тому, насколько достигнуты запланированные результаты. Но важным становятся индивидуальные достижения каждого участника — личностные изменения и приобретенный опыт.
Таким образом, к особенностям организации педагогической работы с одаренными детьми ограниченными возможностями здоровья и развития (глухие, слабослышащие дети) можно отнести следующее:
1. Преодоление негативного влияния нарушенной слуховой функции на развитие воображения детей, которое проявляется в снижении у слабослышащих и глухих школьников по сравнению с нормой всех основных показателей, характеризующих деятельность восприятия, мышления, воображения. Отставание неслышащих учащихся в развитии отчетливо свидетельствует о значимости их чувственного опыта. Полноценное формирование этой функции должно постоянно опираться на жизненные примеры чувственный опыт детей.
2. Постоянная психологическая помощь в преодолении отставания у неслышащих детей психических функций переконструирования, комбинирования чувственного опыта, что влияет на уровень качества воображения и оригинальность создаваемых образов в рисунках. Данные показатели свидетельствуют о силе, пластичности фантазии, об уровне сформированности комбинаторных механизмов воображения, то есть о сформированности у неслышащих школьников операциональных компонентов воображения.
3. Выявление творческого потенциала детей с начальной школы при использовании различных развивающих методик, тестов, дифференцированного и индивидуализированного подходах, а также по итогам конкурсов, выставок художественно-прикладной направленности.
4. Любая педагогическая работа с детьми ограниченными возможностями здоровья, развития должна выстраиваться по специальным программам компенсированного обучения в специальных школах с необходимостью использования нестандартных приемов, методов для развития творческих способностей детей, в том числе и средствами изобразительного искусства.
5. Учебные и внеучебные планы школы должны включать различные формы работы, в том числе программы кружков, художественных студий, спецкурсов с углубленным изучением изобразительного искусства.
6. Определенным образом организованная (материальная, психологическая, социальная) среда необходима для развития творчества как глухих, слабослышащих детей, так и для детей с нормальным слухом.
7. Выстраивание взаимодействия школы, семьи, других структур социума необходимо для создания благоприятных условий развития одарённости школьников.
Следовательно, помощь талантливым и одарённым учащимся в самореализации их творческой направленности будет заключаться в следующем: создание для учащихся ситуации успеха и уверенности через индивидуальное обучение; включение в учебный план школы спецкурсов, факультативных курсов, индивидуальной работы с учащимися по углубленному изучению изобразительного искусства; организация научно-исследовательской деятельности; формирование, развитие сети дополнительного образования; организация, участие в художественных, творческих конкурсах и т. д.
Трудности, с которыми сталкиваются дети с ограниченными возможностями здоровья и развития и те люди, которые призваны им помочь, очень разные. Все это помогает понять тот широчайший спектр задач, которые стоят перед педагогами, родителями и самими детьми. Обозначение проблем категории одарённых детей, как и выделение самих этих категорий среди детей с ограниченными возможностями здоровья и развития, позволяет осознать необходимость усилий в диагностике, исследованиях и практической работе в данной области.
Литература
1. Лейтес Н. С. Психология одаренности детей и подростков. — М.: Академия, 1996. — 406 с.
2. Павлова С. А. Интеллектуальное развитие и детская одаренность. — Улан-Удэ: Изд-во Бурят. гос. ун-та, 2010. — 120 с.
3. Панько В. П. Умственное воспитание в процессе обучения // Педагогика. — 2006. — № 4. — С. 68-71.
4. Пидкасистый П. И., Чудновский В. Э. Психолого-педагогические основы развития одаренности учащихся: программа. — М.: Педагогическое общество России, 1999. — 32 с.
5. Речитская Е. Г., Сошина Е. А. Развитие творческого воображения младших школьников в условиях нормального и нарушенного слуха. — М., 1999. — 128 с.
COMPENSATED EDUCATION FOR GIFTED CHILDREN
WITH HEALTH AND DEVELOPMENTAL DISABILITIES
Svetlana A. Pavlova
PhD, A/Professor
Department of Primary and Pre-school Pedagogy, Pedagogical Institute,
Buryat State University, 24a Smolina st., Ulan-Ude 670000, Russia
The article deals with the peculiarities of work with gifted children having health and developmental disabilities. We considered the problems concerning the understanding of mental abilities, talents, various creative gifts of children with physical and mental disabilities.
The presented theoretical and practical material is an attempt to change the existing stereotypes in identifying gifted children with disabilities and their further creative development. The traditional approach in work with children of this category implies "averaging" of their learning outcomes and ignoring of individual peculiarities, as a result many talents of children may loss already at school. The new generation of teachers should be able to recognize every gifted child, including those who have health and developmental disabilities, and to find the effective methods of work with him.
Special attention was paid to the alternative approaches to pedagogical work with gifted children having physical disabilities and difficulties in creative development. This approach will be of interest to teachers and specialists in the field of special education.
Keywords: children's talent, types of giftedness, creative talent, psychodiagnostics of creative thought, gifted children with difficulties in creative development, gifted children with physical disabilities, methods of work with gifted pupils having health and developmental disabilities.
References
1. Leites N. S. Psikhologiya odarennosti detei i podrostkov [Psychology of Gifted Children and Adolescents]. Moscow: Akademiya Publ., 1996. 406 p.
2. Pavlova S. A. Intellektual'noe razvitie i detskaya odarennost' [Intellectual Development of Children and Giftedness]. Ulan-Ude: Buryat State University Publ., 2010. 120 p.
3. Pan'ko V. P. Umstvennoe vospitanie v protsesse obucheniya [Mental Training in the Learning Process]. Pedagogika Publ., 2006. No. 4. Pp. 68-71.
4. Pidkasistyi P. I., Chudnovskii V. E. Psikhologo-pedagogicheskie osnovy razvitiya odarennosti uchashchikhsya [Psychological and Pedagogical Bases of Gifted Students' Development]. Moscow: Pedagogical Society of Russia Publ., 1999. 32 p.
5. Rechitskaya E. G., Soshina E. A. Razvitie tvorcheskogo voobrazheniya mladshikh shkol'nikov v usloviyakh normal'nogo i narushennogo slukha [Creative Imagination Development of Junior School Children in the Conditions of Normal and Impaired Hearing]. Moscow: Vlados Publ., 1999. 128 p.