Научная статья на тему 'Одаренные дети как научно-педагогическая проблема'

Одаренные дети как научно-педагогическая проблема Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
8651
1219
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОДАРЕННОСТЬ / ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ / РАЗВИТИЕ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ / ОБУЧЕНИЕ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ / TALENTED / GIFTED CHILDREN / PEDAGOGICAL SUPPORT OF GIFTED CHILDREN / THE DEVELOPMENT OF THE GIFTED CHILDREN / TRAINING OF GIFTED CHILDREN

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Заславская Ольга Владимировна, Сальникова Ольга Евгеньевна

Статья посвящена актуальной проблеме работе с одаренными детьми. Авторы рассматривают педагогическую сущность самого феномена общей одаренности детей школьного возраста, современное состояние обучения одаренных детей и перспективы его развития в нашей стране, концептуальные основы социально-педагогической поддержки одарённых детей, возможности образовательного учреждения в создании условий для развития и самореализации одаренного ребенка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Заславская Ольга Владимировна, Сальникова Ольга Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Gifted children as a scientific-pedagogical problems

The paper deals with the urgent problem of work with gifted children. The authors consider the pedagogical nature of the phenomenon of total gifted children of school age, state-of-the training of gifted children and prospects of its development in our country, the conceptual foundations of the socio-pedagogical support of gifted children, the possibilities of the educational institutions in the creation of conditions for development and self-realization of a gifted child.

Текст научной работы на тему «Одаренные дети как научно-педагогическая проблема»

Теория инновационной деятельности

Подтверждением эффективности названных идей являются многочисленные дипломы лауреатов международных, всероссийских, региональных конкурсов и фестивалей, победы школьников на научных форумах и всероссийских конкурсах изобретательских и творческих работ.

Литература

1. Зимняя И.А. Педагогическая психология. - М.: Логос, 2004. - 384 с.

2. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И.А. Володор-ская и др.]; под. ред. А.Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2011. - 152 с.

3. Савенкова Л.Г Интегрированный подход к процессу в школе как одно из важных направлений современной

художественной педагогики // АИ: iso.ru. 2009, №1.URL: http://art.ioso.ru/integ_podhod.htm

4. Сиденко Е.А. Универсальные учебные действия: от термина к сущности // Эксперимент и инновации в школе-2010. - №3.

5. Давыдова Н.Н. Организационно-управленческая модель взаимодействия образовательных учреждений как фактор инновационного развития регионального образования // Образование и наука. Известия УрО РАО, №8(76) 2010. С. 32-42.

6. Давыдова Н.Н., Поляков Л.П. Перевод образовательного учреждения в статус инновационно-активной школы как средство обеспечения роста ее конкурентоспособности // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2010 - №3. - С. 37-41.

УДК 37.032

J

О.В.Заславская

О. Е. Сальникова

ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ

КАК НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА*

Л___________________________________________г

Аннотация. Статья посвящена актуальной проблеме - работе с одаренными детьми. Авторы рассматривают педагогическую сущность самого феномена общей одаренности детей школьного возраста, современное состояние обучения одаренных детей и перспективы его развития в нашей стране, концептуальные основы социальнопедагогической поддержки одарённых детей, возможности образовательного учреждения в создании условий для развития и самореализации одаренного ребенка.

Ключевые слова: одаренность, одаренные дети, педагогическая поддержка одаренных детей, развитие одаренных детей, обучение одаренных детей.

Abstract. The paper deals with the urgent problem of work with gifted children. The authors consider the pedagogical nature of the phenomenon of total gifted children of school age, state-of-the training of gifted children and prospects of its development in our country, the conceptual foundations of the socio-pedagogical support of gifted children, the possibilities of the educational institutions in the creation of conditions for development and self-realization of a gifted child.

Keywords: talented, gifted children, pedagogical support of gifted children, the development of the gifted children, training of gifted children.

Проблема работы с одаренными детьми у нас в стране в последние годы вызывает все более пристальное внимание как теоретиков, так и практиков образования. Осмысление процесса воспитания одаренных детей в настоящее время вызвано потребностями педагогической науки, социальными ожиданиями общества и государства.

* Статья публикуется на средства гранта РГНФ 11-06-00092а

Усиление интереса к мировому опыту, тщательный анализ и обобщение достижений зарубежных коллег позволяет нашим практикам идти собственным путем. Сегодня важно ответить на следующие вопросы: в чем педагогическая сущность самого феномена общей одаренности детей школьного возраста? Каково современное состояние обучения одаренных детей и перспективы его развития в нашей стране? Каковы концептуальные основы социально-педагогической

Инновационные проекты и программы в образовании 2011/6

7

Теория инновационной деятельности

поддержки одарённых детей? Каковы возможности образовательного учреждения в создании условий для развития и самореализации одаренного ребенка, в управлении формированием творческого потенциала его личности?

Об одаренности ребенка учитель обычно судит по «конечному результату»: такие дети устойчиво демонстрируют высокие достижения в ученье. Более подробный анализ открывает, что одаренность проявляется трояко: опережающей средние показатели скоростью (темпом) учебного мышления, способностью учащегося при этом усваивать материал повышенной сложности (и соответственно задачи того же класса) и своеобразием «продуктов» познавательной работы (избирает оригинальные пути решения задач, находит несколько вариантов решения и т. п.) [1,5].

Американские педагоги, давно занимающиеся данной проблемой, предлагают для «опознания» одаренных более широкий набор непосредственно наблюдаемых признаков. Это владение большим объемом информации, богатый словарный запас, перенос усвоенного на новый материал, установление причинно-следственных связей, обнаружение скрытых зависимостей и связей, умение делать выводы, умение интегрировать и синтезировать информацию, участие в решении сложных проблем, умение улавливать сложные идеи, умение замечать тонкие различия, чувствительность к противоречиям, использование альтернативных путей поиска информации, анализ ситуаций, умение предвидеть последствия, умение рассуждать, построение гипотез, способность к преобразованиям, критичность в мышлении, высокая любознательность.

Для описания таких детей у нас в ходу привычные формулировки: «быстро (мгновенно, сразу, с ходу) соображает, схватывает на лету», «легко решает самые сложные задачи», «мыслит по-своему», «глубоко понимает суть проблемы», «проявляет творческий подход» и т. п. Учитель реагирует на одаренность, как правило, тем, что увеличивает объем учебной работы ученику, подбирает для него задания повышенной сложности, внепрограммный материал. Все это необходимо, но, не вникнув в особенности процесса мышления таких учащихся, мы действуем на ощупь «методом» проб.

За высокой скоростью усвоения теории и решения задач стоит не механический навык, стереотипия действий, перебор готовых вариантов, а своеобразная «экономность» мышления, когда учащийся выбирает оптимальные (кратчайшие) пути познания и решения проблемы, улавливает логику процесса, структуру изученного явления, использует аналогии, прежний опыт и т. п. Таким образом, темп учения - это показатель не только интенсивности мыслительной деятельности ученика, но и совершенства ее «механизма». И простое умножение стандартных заданий не вызовет в сильном учащемся ожидаемого энтузиазма.

А что стоит за способностью одаренных оперировать сложным материалом? Мы часто называем сложной для усвоения такую информацию, которая с трудом воспринимается большинством учащихся, т. е. судим об относительной сложности учебного материала, о его посильности для обычного школьника. Этот признак не может служить критерием отбора содержания обра-

зования для одаренных детей, чьи интеллектуальные возможности иногда просто несопоставимы с возможностями «среднего» ученика. Но даже если привлекается объективно сложный материал (изучаемое понятие многосоставно, рассматриваемый процесс противоречив, обобщение как база осмысления конкретного явления абстрактно и т п.), педагогическое управление умственным развитием одаренных учащихся остается очень приблизительным, т. к. не учитываются характерные для этой категории учащихся особенности мысленной деятельности. Необходимо соотносить их с особенностями учебного материала только при этом условии можно уверенно и эффективно обучить одаренных, помочь таким детям оптимально реализовать свой природный потенциал, построив соответственную (адекватную) систему образования.

Когда мы выходим за пределы образовательного госстандарта, решая, чему обучать одаренных детей, идти следует от уже проявившихся или потенциальных свойств их мышления (а найденное специфическое содержание в свою очередь обусловит потом выбор соответствующих методик и форм обучения). Что же отличает одаренных учащихся от обычных отличников, от просто усидчивых или тренированных, толковых или эрудированных детей?

Если суммировать принадлежащие различным педагогам характеристики интеллекта одаренных, то окажется, что у одаренных в наибольшей мере проявляется в обучении способность к системному мышлению: эти учащиеся самостоятельно (нередко вначале интуитивно) усваивают в ходе учения не только соответствующую информацию, но и типовые способы (приемы, алгоритмы, познавательные тактики и стратегии) умственной деятельности вообще, а также познания в сфере данной науки. Такие учащиеся постоянно как бы обобщают собственный и наблюдаемый опыт познавательной деятельности: решая эту конкретную задачу, они выходят на способы решения задачи вообще: выполняя одно-другое сочинение по литературе, они вырабатывают правила, требования, которые определяют написание любого литературного упражнения данного типа, формулируя определение одного, этого понятия, они быстро ухватывают суть подхода к построению строгих дефиниций и т. п. [1,5]. То же относится, скажем, к операциям классифицирования, применения теоретических положений при решении учебных задач, или к методологии исторического анализа, работы с художественным текстом, планирования эксперимента и т. д. Многие одаренные учащиеся с увлечением изобретают собственные, отличные от принятых подходы к решению различных познавательных задач. Удивительно легко такие учащиеся ориентируются в специфике различных несходных систем знания (физики и параллельно истории).

Понять этих учащихся можно по аналогии с полиглотами, которые при необходимости свободно переходят в общении от одного языка к другому. Этот переход не требует от них какой-то сознательной «переналадки» внутренних «механизмов» речи: каждый из языков, каким владеет полиглот, существует в его сознании как согласованно действующая во всех своих компонентах целостная структура, которая «включается» и «вы-

8

Инновационные проекты и программы в образовании 2011/6

Теория инновационной деятельности

ключается» одномоментно и только вся целиком. При этом знаток языков на рациональном уровне вполне осознает черты различия и сходства между языковыми системами, которыми владеет.

У одаренных учащихся дело решается именно системным характером их знаний в сфере различных наук, а также элементами межсистемного (сопоставительного) мышления. Свойственная этой категории учащихся способность испытывать радость самого процесса познания, ощущать интеллектуальное наслаждение также во многом питается тем, что дети чувствуют себя творцами собственной познавательной умелости, видят в учении не одну внешнюю необходимость, но и свободную игру умственных сил.

Возникают вопросы: как эффективно обучать одаренного ребенка? При каких педагогических условиях социально-педагогическая поддержка одарённых детей может быть эффективной и обеспечит реальное развитие творческого потенциала личности обучающегося средствами образовательного процесса? Что включает в себя Программа развития школы в части воспитания и обучения одарённых детей? Как в этом случае должно выглядеть содержание школьного образования? Какие формы и методы необходимы и наиболее продуктивны?

Наша статья призвана ответить на некоторые из подобных вопросов. На что же нам делать ставку в работе с одаренными? Просто надеяться на природную неисчерпаемость энергии учения, присущей этим детям, на мощь сформировавшейся у них однажды и как бы самовозобновляющейся и безотказно действующей познавательной потребности? Поддерживать естественные для юных дарований дух состязательности и стремление к личным достижениям? Вводить в круг интересов учащихся профессиональную и научную проблематику, стимулируя тем самым и возвышая мотивацию учения этих школьников? Искать какие-то иные личностные источники активного отношения учащихся к познанию?

Очевидно, не стоит ограничиваться эксплуатацией «готовых», природных мотивов учения детей, какими бы сильными они ни были изначально.

Требуется разработка и внедрение системы социально-педагогических мер, обеспечивающих реализацию воспитывающего, личностно формирующего потенциала образования. Предполагается модернизация всех подсистем образовательной системы школы в направлении интенсификации образовательного процесса, его компьютеризации, предоставлении ребёнку широких возможностей выбора темпа, уровня сложности, типов и видов познавательной деятельности.

В работе с одаренными учащимися необходимо постоянно расширять поле их самостоятельного познавательного поиска, разнообразить типы задач, чтобы учащиеся приобщались к анализу теоретических проблем исследованию зависимостей между явлениями природной и социальной действительность, обнаружению существенных свойств разнообразных по своей природе объектов, прогнозированию и построению гипотез, моделированию различных процессов, экспериментированию идей и концепций. Особенно ценным для формирования системного мышления учащихся

межпредметные знания, ассоциированные учебные курсы, изучение которых позволяет учащимся ощутить единство в многообразии наук, в логике исследовательского поиска, приблизиться к осознанию общих закономерностей мироздания [4].

Не случайно в работе с одаренными учащимися несколько переосмысливается традиционная система дидактических принципов. Так, наполняется новым содержанием принцип систематичности и последовательности обучения, он обогащается идеями интегративного и опережающего изучения учебного материала. Разновозрастные учебные группы, основанные на равенстве учебных достижений учащихся, а не на общности их возрастного развития, действуют «в нарушение» принципа учета возрастных особенностей детей.

По-новому трактуется и принципы доступности, наглядности обучения, самостоятельности и активности учащихся в процессе познавательной деятельности, индивидуальный подход в обучении может трактоваться требование персонализации учебного процесса для части учащихся. Каждому ученику должны быть предоставлена возможность изучать интересные ему предметы на пределе его способностей, «до упора». Точно также должна быть обеспечена каждому ученику и возможность обратиться к дисциплинам, не входящим в учебный план, по близким его научным предпочтениям (например, «историку» дать возможность изучать археологию, источниковедение, «географу» -геологию, экономические науки, «биологу» - генную инженерию и другие подпрограммы обучения).

Нельзя не учитывать и того обстоятельства, что в школах одаренных учащихся трансформируется вся традиционная классно-урочная система обучения. Учащиеся действуют, как уже говорилось, в составе разновозрастных учебных групп, временных или относительно устойчивых, в которых учащиеся объединяются с учетом их достижений или в зависимости от их научных интересов.

Содержание образования в школах одаренных - это не обычные для классно-урочной системы «основы наук», т. е. адаптированные, посильные для усвоения «средним» учеником сведения из разных отраслей знания. Это познавательные комплексы (ассоциированные дисциплины, сочетания основного и смежных предметов). Обучение становится деятельностью ориентированной на саму «материю» научного знания, что размывает контуры таких привычных понятий, как «успеваемость», «прилежание в ученье», «отметка», «учебный материал», даже таких фундаментальных, как «самостоятельная работа», «упражнение», «учебное занятие» и др. Они преобразуются в такие понятия, как «научная тема», «экспертные оценки», «моделирование», «обсуждение гипотез и проектов», «уроки творчества» и т. п. [6]

В однородных по составу ученых группах (потоках, классах, временных объединениях) все равно неизбежно будет присутствовать такое явление, как неравенство достижений учащихся. Видимо, обычная шкала отметок в школе одаренных будет недостаточна для тонкого различения уровней достижений учащихся. Может быть, стоит присмотреться к более гибкой стобальной системе, принятой в ряде стран. Но еще более важ-

Инновационные проекты и программы в образовании 2011/6

9

Теория инновационной деятельности

но разработать систему качественную оценок успехов учащихся на регулярной и конкурсной основе (по результатам проводимых в определенные, традиционные сроки конференций и семинаров, олимпиад и смотров творчества, аукционов идей и решений и «мозговых штурмов» и т. п.) Важно, чтобы действовала четная система поощрений, но число победителей не должно ограничиваться (вообще, обычные виды соревнования за классное место, когда есть несколько победителей, а остальные являются проигравшими, в школьных условиях приносят больше вреда, чем пользы).

Ведущий принцип обучения одаренных - обогащение интеллектуальной, трудовой, эстетической, физической и моральной культуры учащихся [2, 7]. Поэтому здесь все предметы «главные», «основные» (что не исключает естественных индивидуальных профессиональных ориентаций учащихся и дополнительное изучение соответствующих предметов). Здесь богатый набор факультативов, а также студий, секций, лекториев, клубов и других объединений учащихся по интересам. Школы для одаренных учащихся призваны стать питомниками разносторонне развитых людей, способных наслаждаться полнотой жизни, посвящающих себя служению не только своему таланту, но всему человечеству.

Литература

1. Беккер В.А. Одарённость в детском возрасте. // Эксперимент и инновации в школе. - 2010. - №3.

2. Гоишакина О.П. Мастер-класс «Учитель и одаренные дети». // Эксперимент и инновации в школе. - 2009. - №1.

3. Заславская О.В. Вертикаль управленческих идей, способствующих устойчивому развитию образования. Региональная школа в инновационно-экспериментальном пространстве. // Народное образование.. - №2 (1355) -М.: 2006.

4. Заславская О.В. Одаренные дети. Новые подходы в их обучении Социальная сфера: региональная политика, механизмы действия, их результативность: Молодежь как фактор будущего. Вып. IV. Тула, 1996.

5. Климонтова Т.А. Особенности внутреннего мира интеллектуально одаренных подростков. // Инновационные проекты и программы в образовании. - 2011. - №3.

6. Кочурова О.И., Синюк О.А. Проект «Развитие одаренных детей в условиях общеобразовательной школы» // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. -2010. - №5.

7. Кушнарева НЮ. Развитие детской одаренности в условиях культуротворческой модели школы // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2010. - №2.

УДК 378.147

J

Л

АНАЛИЗ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ НОВЫЕ АСПЕКТЫ

П. Ф. Кубрушко

Г

Аннотация. В статье проведен анализ цикла работ о применении синергетического подхода к структурированию содержания непрерывного естественнонаучного образования. Отмечена актуальность постановки вопроса о формально-математической характеристике содержания образования в свете возможностей, предоставляемых Интернет.

Ключевые слова: содержание образования, деятельностный подход, детерминанты содержания образования, сквозные линии, синергетика, эволюция научного знания, структура научного знания.

Abstract. The paper analyses a number of works on the application of the synergetic approach to structuring the content of continuous natural-science education, stressing the relevance of the Internet opportunities for the formal-mathematical characteristics of the content of education.

Keywords: the content of education, action approach, determinants of the content of education, end-to-end lines, synergetics, evolution of scientific knowledge, stuctute of scientific knowledge.

Теория построения содержания образования имеет довольно длительную историю, она прошла ряд этапов и получила всестороннее освещение в большом числе работ и ряде монографий [1,2]. Ее развитие востребовано и в настоящее время. В частности,

одним из аспектов содержания образования, который подвергается исследованию, является формально математическая сторона структуры содержания образования [3, 4]. Специальное изучение характера структуры содержания образования с точки зрения ма-

10

Инновационные проекты и программы в образовании 2011/6

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.