УДК 376
ПРОБЛЕМА ОДАРЕННОСТИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Кладова Ирина Сергеевна.
г. Новосибирск, МБОУ «Лицей № 159», учитель-логопед, [email protected].
Аннотация. В настоящее время общепринятая концепция одаренности и инвалидности, возникающая одновременно у одного и того же человека, стала общепринятой. Во всем мире растёт интерес к решению проблемы выявления и обучения одаренных детей с ограниченными возможностями здоровья. Мы пришли к пониманию того, что высокая способность и проблемы обучения могут присутствовать у одного и того же человека. В статье рассматриваются следующие вопросы: каких детей называют одаренными детьми с ограниченными возможностями здоровья, виды одаренности, проблема диагностики и условия развития способностей и таланта у детей с ОВЗ.
Ключевые слова: инклюзивное образование, дети с ОВЗ, талант, одаренность, виды одаренности, одаренные дети с ОВЗ.
PROBLEM OF GIFTED CHILDREN WITH RESTRICTED HEALTH
Kladova Irina Sergeevna.
Novosibirsk, MBEI "School № 159" teacher-speech therapist, [email protected].
Abstract. Most of us find it hard to believe that a child can be both talented and disabled. Consequently, such children are rarely identified and often left unattended. However, at present, the generally accepted concept of giftedness and disability, which arises simultaneously in the same person, has become generally accepted. Worldwide, there is a growing interest in solving the problem of identifying and educating gifted children with disabilities. It seems that we have come to understand that high ability and learning problems may be present in the same person. The article addresses the following questions: what children are called gifted children with disabilities, types of giftedness, the problem of diagnosis and conditions for the development of abilities and talent in children with disabilities.
Key words: inclusive education, children with disabilities, talent, giftedness, types of giftedness, gifted children with disabilities.
В России для детей с ограниченными возможностями здоровья создана и активно функционирует система специального образования. В таких учреждениях с детьми занимаются психологи и специальные педагоги. Но во многом из-за обособленности коррекционных образовательных учреждений уже в детском возрасте происходит разделение на здоровых детей и детей инвалидов. Поэтому, в результате обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в
специальных учреждениях конкурентность их на рынке образования низкая. А как же быть, если ребенок со статусом ОВЗ одарен? Даже в период рассвета инклюзивного образования такой ребенок может оказаться не востребованным.
Проблема одаренности детей с ограниченными возможностями здоровья в современном мире становится все более актуальной. В стратегии развития российского образования одним из приоритетных направлений является поддержка одарённых и талантливых детей. Проблематика работы с талантливыми детьми со статусом ОВЗ заключается в обеспечении системного подхода в использовании образовательных технологий и методов работы с одаренными детьми.
В контексте данной статьи необходимо разграничить такие понятия как талант и одаренность.
Талант - это сочетание способностей, дающее человеку возможность успешно, самостоятельно и оригинально выполнять какую-либо сложную деятельность. Талант проявляется в конкретной деятельности и, как правило, возникает и развивается у той доли одаренных детей, которые начинают активно обучаться и заниматься деятельностью, способствующей раскрытию их таланта.
Одаренность - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких по сравнению с другими людьми, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности. Совместное действие способностей позволяет компенсировать недостаточность отдельных способностей за счет преимущественного развития других.
В современной психологии используются два термина на основе слова «одаренность» - «одаренные дети» и «детская одаренность». Термином «одаренные дети» обычно обозначают особую группу детей, опережающих своих сверстников в развитии. Второй же термин - «детская одаренность», напротив, не предполагает никакой селекции, а указывает на то, что каждый ребенок имеет определенный интеллектуально-творческий потенциал.
По виду деятельности могут быть выделены следующие виды одаренности [1]:
1. Интеллектуальная одаренность. Это дети с врожденными высокими интеллектуальными способностями, для которых стандартная общеобразовательная программа чаще всего не интересна.
2. Академическая одаренность. Дети способные к обучению в широком смысле слова.
3. Лидерская одаренность (коммуникативная одаренность). Это дети с лидерским поведением.
Перечислим некоторые критерии, отличающих детей с лидерским поведением: в окружении посторонних людей и в любой нестандартной ситуации ребенок сохраняет уверенность в себе; легко приспосабливается к новым ситуациям; генерирует идеи и легко решает социально-лидерские задачи; принимает на себя ответственность, выходящую за рамки, характерные для его возраста.
Необходимо обратить внимание на тот факт, что лидерски одаренные дети это, чаще всего, «неудобные дети» в плане дисциплины и поэтому они особенно нуждаются в специально организованной учебно-воспитательной среде, где могут найти возможности для индивидуальной самореализации и адекватного самовыражения.
4. Художественно-эстетическая одаренность. Данный вид одаренности заметен в высоких достижениях художественной деятельности: в музыке, в танце, в скульптуре и т.п.
5. Творческая одаренность. Она проявляется в нестандартном видении мира, в нешаблонном мышлении. Творческие способности детей прямо и непосредственно не связаны с их способностью к обучению.
6. Спортивная одаренность (психомоторная одарённость). Современные исследования доказали, что если у школьников, которые увлекаются спортом, создать соответствующую мотивацию, то они могут превосходно учиться.
7. Духовно-ценностная одаренность. Одаренность в создании новых духовных ценностей и смыслов, служение людям.
Нередко случается так, что одаренный ребенок может иметь инвалидность. Американский психолог Дж. Дж. Галлахер в своих трудах таких детей назвал «дважды особенными» [4, с. 371]. Он считает, что приблизительно 2% детей-инвалидов являются одаренными детьми. Чаще всего это дети, которые имеют нарушения слуха, речи, дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата, дети с расстройствами аутистического спектра (РА) и проблемами в эмоциональном плане [3].
Каких же детей называют одаренными детьми с ОВЗ, какие они имеют особенности и как с ними работать? Ну, прежде всего, тех детей, которые признаны медицинской и образовательной системами, превосходящими уровень интеллектуального и творческого развития других детей своего уровня и диагноза. Ребенок, который проявляет не свойственные возрасту, а главное диагнозу способности в одной или нескольких областях - одарен!
Чаще всего одаренность связывают со школьными достижениями ребенка и его успехами, и это способствует тому, что детей с ограниченными возможностями здоровья зачастую бывает очень трудно идентифицировать одаренными. Ведь способность (неспособность) к обучению может замаскировать их одаренность. Проблема идентификации одаренности заключается и в том, что инвалидность более заметна и очевидна, чем высокий интеллект или творческие способности. Можно отметить некоторые факторы, которые препятствуют определению одаренности у детей с ограниченными возможностями. К примеру, у детей с церебральным параличом и нарушением слуха отсутствуют навыки коммуникации, у детей с нарушением двигательных функций часто наблюдается замедленное письмо, а у детей с проблемами эмоционального характера может наблюдаться неуправляемое поведение (агрессия, вспыльчивость, замкнутость и т.д.).
Негармоничность развития детей с ограниченными возможностями здоровья откладывает свой отпечаток, как на развитие способностей ребенка, так и развитие личности в целом, в том числе и на их общение со сверстниками. И
часто такой ребенок оказывается в изоляции от своей группы, а порой даже подвергается насмешкам и гонениям. В результате чего некоторые одаренные дети оказываются слабоуспевающими, а их особые возможности -невостребованными [6].
Выявление одаренных детей, имеющих ограниченные возможности здоровья - сложный и продолжительный процесс, который связан с полноценным анализом развития ребенка, который должен начинаться еще в дошкольном возрасте на основе наблюдения за ребенком, изучения его психологических особенностей и физического развития, а также развития речи, памяти, логического мышления и творческих способностей [5, с. 36]. Применение тестов для выявления одаренности у детей-инвалидов предполагает профессиональную психологическую подготовку. Но тесты - это лишь один из источников сведений, необходимых для принятия решений. Чем больше источников информации о ребенке будет использовано, тем эти решения будут правильнее. Выводы тестирования должны быть соотнесены с результатами поведения ученика и мнения родителей. Поэтому очень важны при этом данные опроса родителей (например, опросник «Методика экспертных оценок по определению одарённых детей», А.А. Лосева). Учителя часто скептически относятся к тому, что родители могут переоценить способности своего ребенка. Тем не менее, родители одаренных маленьких детей чаще недооценивают способности своего ребенка, поскольку для родителей инвалидность ребенка более заметна и очевидна, чем его способности, по сравнению с братьями и сестрами или другими членами семьи.
Одаренность можно развивать при соблюдении некоторых условий.
Условия к развитию способностей и таланта у детей с ОВЗ:
1. Готовность образовательных учреждений (материальная, ресурсная, психологическая) принять детей с ограниченными возможностями здоровья.
2. Создание всех необходимых условий для успешного включения детей в учебную и творческую деятельность.
3. Вовлечение детей с ограниченными возможностями здоровья в творческую деятельность, что способствует укреплению их психического и физического здоровья, преодолению комплекса неполноценности, улучшению психоэмоционального состояния.
4. Создание ситуации успеха (поддержка, организация конкурсов, выставок, концертов, фестивалей).
5. Психолого-педагогическое сопровождение развития детей с ОВЗ, создание возможностей самореализации в творчестве и познании.
6. Психологическая поддержка родителей детей с ОВЗ с участием всех специалистов, работающих с ребенком.
Говоря о системе воспитания и обучения «дважды особенных» детей, следует отметить применение в ней инклюзивного подхода. Цель инклюзивного образования заключается в том, чтобы учесть инвалидность, помогая ребенку развиваться, используя его возможный интеллектуальный потенциал. Первый шаг на пути к этой цели - сначала определить одаренность за пределами инвалидности. В основе практики инклюзивного образования лежит принцип
учета индивидуальности каждого ребенка, поэтому при обучении удовлетворяются все его особые потребности. Принцип инклюзивного обучения должен быть основан на теории Л.С. Выготского «о зоне ближайшего развития» [2], когда проблемы должны решаться под руководством взрослых или в сотрудничестве с более способными сверстниками. Понимание этого поможет построить образовательную систему таким образом, чтобы она способствовала раскрытию истинного потенциала одаренных детей с ОВЗ.
Библиографический список:
1. Блинова В.Л., Блинова Л.Ф. Детская одаренность: теория и практика: учебно-методическое пособие. - Казань: ТГГПУ; 2010. - 56 с.
2. Выготский, Л. Педагогическая психология. Москва, АСТ Астрель; 2010. -671 с.
3. Галлахер Дж. Дж. Одаренные дети. - Национальное агентство по воспитанию одаренных студентов: определение приоритетов; 1988г. - С. 55, 107114.
4. Поескова Г. И. «Дважды особенные» одаренные дети: практика инклюзивного обучения в США // Молодой ученый. - 2012. - №10. - С. 371-374.
5. Психология одаренности: от теории к практике / Под ред. Д. В. Ушакова -М.: ИП РАН; 2000 г. - 128 с.
6. Соколова В.Р., Седегова А.Н., Наумов А.А. Интегрированное и инклюзивное обучение в образовательном учреждении. Инновационный опыт. -М.; 2013. - 147 с.