Ясщрлого-педагогическре сопровождение 0ТОС
ЧИППКРО
УДК 159.928.235
ОДАРЕННОСТЬ УЧАЩИХСЯ И ЕЕ РАЗВИТИЕ В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Андреева Н.Ю.
Аннотация. В статье рассматриваются феномен одаренности, признаки способных учащихся, особенности развития одаренности в школе, а также требования и рекомендации учителю, работающему с одаренными детьми.
The article devotes to the phenomenon of gift-edness, features of gifted schoolchildren, peculiarities of giftedness development at school; special attention is paid to requirements and recommendations for teachers working with gifted children.
Ключевые слова: одаренность, способности, одаренный ребенок.
Giftedness, abilities, gifted child.
Современный мир, в котором мы живем, становится все более сложным, динамичным и противоречивым. Происходящие глобальные перемены сказываются и на требованиях, предъявляемых обществом к человеку. Ценностью становится высокий интеллект, так как от количества умных, творческих личностей зависит благосостояние и процветание нашего общества, качество жизни в нем. В связи с этим остро встает вопрос о выявлении и развитии высоко одаренных и талантливых детей на всех этапах их обучения. Поэтому развитие интеллектуальных способностей, совершенствование культуры и образа мышления становятся одной из актуальных проблем процесса образования.
История развития исследований и практики обучения одаренных детей в нашей стране прошла ряд этапов, соответствовавших социальным потребностям общества и уровню развития психологической науки. На основе диагностики познавательных процессов и оценки их уровня уже в начале XX столетия были предприняты попытки оценить уровни одаренности.
Проблема одаренности в советских исследованиях разрабатывалась как психология способностей. По мнению Б.М. Теплова, под способностями подразумеваются индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого; способностями называют не всякие индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к
успешности выполнения какой-либо деятельности; понятие «способность» не сводится к тем знаниям, навыкам или умениям, которые уже выработаны у данного человека [5].
Дальнейшее развитие этой проблемы осуществлялось в большей степени в психологических исследованиях творчества и творческого мышления, а также в разработке систем проблемного обучения [2, 3].
На сегодняшний день большинство педагогов и психологов признаёт, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности - это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социокультурной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой). При этом особое значение имеют и собственная активность ребенка, и психологические механизмы саморазвития личности, лежащие в основе формирования, а также реализации индивидуального дарования. Практически каждый ребенок может проявить некую успешность в достаточно широком спектре деятельностей, поскольку его психические возможности чрезвычайно пластичны на разных этапах возрастного развития, что, в свою очередь, создает условия для формирования различных видов одаренности [1].
Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. Одаренность, во-первых, представляет собой очень сложное психическое образование, в котором неразрывно переплетены познавательные, эмоциональные, волевые, мотивационные, психофизиологические и другие сферы психики. Во-вторых, ее признаки (проявления) могут быть постоянными, но могут иметь и временный (преходящий) характер. Эти признаки могут быть явными, но могут быть представлены и в скрытой, потенциальной форме. Кроме того, признаки одаренности могут проявляться в виде высокого уровня развития как общих, так и специальных способностей [4].
Андреева НЮ
Одаренность учащихся и ее развитие в условиях образовательного процесса
Сегодня исследователи выделяют разные виды одаренности (актуальную и потенциальную одаренность, явную и скрытую и т.д.). В зависимости от вида деятельности выделяют следующие виды одаренности:
- в практической деятельности, в частности, можно выделить одаренность в ремеслах, спортивную и организационную;
- в познавательной деятельности — интеллектуальную одаренность различных видов в зависимости от предметного содержания деятельности (одаренность в области естественных и гуманитарных наук, интеллектуальных игр и др.);
- в художественно-эстетической деятельности — хореографическую, сценическую, литературно-поэтическую, изобразительную и музыкальную одаренность;
- в коммуникативной деятельности — лидерскую и аттрактивную одаренность;
- в духовно-ценностной деятельности — одаренность, которая проявляется в создании новых духовных ценностей и служении людям.
Одаренность имеет два принципиально разных основных типа: усваивающая «учебная» (быстрота умственной деятельности) и творческая. Эти два типа имеют отличия: «учебная» одаренность предполагает отсутствие собственного подхода; творческая одаренность - все пропускается через собственное видение мира, но этим детям труднее учиться. Есть редкие люди, совмещающие энциклопедичность знаний и нестандартность мышления. Но в большинстве случаев одаренные люди отчетливо разделяются на «специализации»: «пожиратели знаний» и «создатели нового». В научной психологии этим типам одаренности соответствуют разные обозначения:
- способность к обучению описывается как интеллект;
- творческие способности определяются как креативность.
Можно выделить признаки, отличающие способных учеников.
1. Особенности детей.
- Одаренные дети, как правило, очень активны и всегда чем-либо заняты. Они стремятся работать больше других или занимают себя сами, причем часто делами, которые не относятся непосредственно к уроку.
- Одаренные дети настойчиво преследуют поставленные перед ними цели. Этим они мо-
гут «действовать на нервы» учителю, потому что хотят знать все более подробно и требуют дополнительной информации. Им нужно указать дополнительную литературу.
- Они хотят учиться и добиваться настоящих успехов. Учеба доставляет им удовольст -вие, и они приобретают знания, не воспринимая занятия как насилие над собой.
- Благодаря многочисленным умениям, они способны лучше других заниматься самостоя -тельной деятельностью. Особенно часто это выражается в самостоятельной работе с литературой (справочные материалы, работа в библиотеке), проведении экспериментов по физике и химии и др.
- Они умеют критически рассматривать окружающую их действительность и стремятся проникнуть в суть вещей и явлений.
- Они задают множество вопросов и заинтересованы в удовлетворительном ответе на них.
- Урок особенно интересен для них тогда, когда используется исследовательский метод.
- Благодаря частому обращению к средствам информации, они в большинстве случаев умеют быстро выделить наиболее значимые сведения, самостоятельно найти важные источники информации. Больше чем другие они заинтересованы в самостоятельном получении знаний.
- Они лучше (по сравнению со сверстниками) умеют раскрывать отношения между явлением и сущностью, индуктивно и дедуктивно думать, манипулировать логическими операциями, систематизировать, классифицировать и обобщать их.
- Многие из них ставят перед собой задачи, выполнение которых потребует много времени.
2. Признаки, которые могут служить приметой выдающихся способностей, но отнюдь не гарантируют это:
- интерес к умственной деятельности;
- компетентность, не свойственная возрасту;
- поиск причин, объяснений, поводов;
- пытливость ума, стремление открывать и исследовать новое (например, интерес к играм на сообразительность, в более старшем возрасте - интерес к неисследованному вообще);
- разносторонние интересы и потребность в разнообразной информации;
- обдуманные и обширные знания;
- хорошая память;
Лсихрлрго-педагогическре сопровождение 0ТОС
ЧИППКРО
- богатая фантазия, воображение, изобретательность;
- пристрастие к играм, требующим сконцентрированного внимания и имеющим сложные правила (шахматы);
- умение самостоятельно играть и работать;
- хорошее владение языком;
- обширный словарный запас, не свойственный данному возрасту;
- терпение, проявляемое в учебе и в занятиях своими увлечениями;
- готовность принять участие в дополнительных мероприятиях, активизирующих интерес к учебе (конкурсы, олимпиады, кружки, школьные общества и академии);
- изучение самых разнообразных книг (в том числе атласов, словарей, энциклопедий);
- глубокая заинтересованность в научном подходе к проблеме, в новых достижениях и развитии науки;
- увлеченность, политические и мировоззренческие интересы;
- развитое чувство справедливости;
- собирательство (коллекционирование), проведение экспериментов в домашних условиях, изготовление карточек, регистратур и т.п.;
- выполнение с удовольствием поручений коллектива класса, ведение общественной работы;
- чувство юмора, с детства повышенный интерес к юмористическим рисункам, пристрастие к шуточным и остроумным рисункам, которые они понимают лучше, чем их товарищи;
- в большинстве повышенное чувство ответственности, аккуратное выполнение принятых на себя обязательств;
- большая работоспособность и стремление работать как можно больше (сверхдлинные домашние сочинения, если ученик увлечен литературой, например), преждевременное овладение в ходе домашних занятий материалом, который по программе должен изучаться позднее и т.п.
Одно из главных направлений работы школы - создание условий для оптимального развития одаренных детей, включая тех, чья одаренность в настоящий момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей. Работа с талант ли-
выми, одаренными детьми в школе может быть реализована только в рамках общешкольной программы.
Для создания условий, ориентированных на особые возможности одаренных детей, необходимы адекватное применение методов выявления этих особенностей при разных проявлениях одаренности, прослеживание их изменений в ходе возрастного развития в зависимости от условий воспитания и обучения, помощь одаренным учащимся в решении их проблем. К методам выявления одаренных детей относятся: наблюдение; общение с родителями; работа психолога (тестирование, анкетирование, беседа); олимпиады, конкурсы, соревнования, научно-практические конференции.
В начальной школе в результате психодиагностического исследования и наблюдений учителей выявляется группа школьников, которых можно отнести к категории «одаренные дети». Составляются индивидуальные программы развития. Программы составляются совместно всеми субъектами учебно-воспитательного процесса (учителя, администрация, родители, социальные педагоги и т.д.). При необходимости проводится углубленная психодиагностика отдельных школьников. Развитие познавательной деятельности одаренных школьников осуществляется более эффективно, если есть следующие организационные условия: обучение в разных типах школ на соответствующем уровне, разнообразная внеклассная работа, мобильные вертикальные и горизонтальные группировки, индивидуализированное обучение, ускоренное обучение и обогащенные программы.
В средней школе развитие одаренного ребенка зависит в основном от педагога, его профессионализма и особенностей личности. Значительную роль играют методы обучения ода -ренных учащихся. Для развития творческих способностей, интеллектуального потенциала наиболее практичными являются проблемные, исследовательские, поисковые, проективные методы. Важнейшее значение имеет вопросно-ответная система при обучении одаренных учащихся. Постановка вопроса - это импульс к нахождению оригинальных решений, необычных комбинаций, к побуждению поисковой активности.
Андреева НЮ
Одаренность учащихся и ее развитие в условиях образовательного процесса
В старшей школе особую значимость приобретает деятельность по профессиональной ориентации школьников, обучению их навыкам эффективного использования времени, целепо-лагания, созданию временной перспективы будущего.
Учитель является определяющим фактором в системе обучения одаренных детей. Поэтому к учителю, работающему с одаренными детьми, предъявляются повышенные требования: позитивная Я-концепция; знания соответствующих концептуальных моделей, использующихся в обучении для разных возрастов одаренных детей; умение осуществлять правильный выбор учебного материала; умение правильно оценивать успехи детей.
Учителю в работе с учащимися необходимо учитывать наиболее важные способности и умения, подлежащие развитию.
1. Познавательные способности и навыки:
- владение большим объемом информации;
- богатый словарный запас;
- перенос усвоенного на новый материал;
- установление причинно-следственных связей;
- обнаружение скрытых зависимостей и связей (тест на мышление);
- умение делать выводы;
- умение интегрировать и синтезировать информацию;
- умение улавливать сложные идеи;
- участие в решении сложных проблем;
- организация информации;
- умение замечать тонкие различия;
- чувствительность к противоречиям;
- использование альтернативных путей поиска информации;
- анализ ситуаций;
- умение оценивать как сам процесс, так и результат;
- умение предвидеть последствия;
- умение рассуждать;
- построение гипотез;
- применение идей на практике;
- способность к преобразованиям;
- критичность в мышлении;
- высокая любознательность.
2. Творческие способности:
- способность рисковать;
- дивергентное мышление;
- гибкость в мышлении и действиях;
- быстрота мышления;
- способность высказывать оригинальные идеи, изобретать что-то новое;
- богатое воображение;
- восприятие неоднозначных вещей;
- высокие эстетические ценности;
- развитая интуиция.
3. Особенности эмоциональной сферы:
- реалистическая Я-концепция;
- уважение к другим;
- эмпатическое отношение к людям;
- терпимость к особенностям других людей;
- склонность к самоанализу;
- терпимое отношение к критике;
- готовность делиться вещами и идеями;
- настойчивость в выполнении задания;
- независимость в мышлении и поведении;
- отсутствие нетерпения в ожидании вознаграждения;
- соревновательность;
- чувство юмора;
- чуткость к анализу нравственных проблем;
- уверенность в своих силах и способностях;
- внутренняя мотивация.
Существует стереотип: задатки превращаются в способности только в деятельности. Но никакая деятельность сама по себе не развивает способности. Развивает способности только та деятельность, в процессе которой возникают положительные эмоции. Следовательно, учителю в своей работе с учащимися для успешного развития их способностей необходимо приме -нять формулу моделирования положительных эмоций: «удивление - интерес - радость». Положительные эмоции являются важным условием для развития способностей детей.
Таким образом, развитие одаренности является одним из важных направлений работы школы. Учителю в работе с одаренными детьми необходимо учитывать их особенности и возможности, использовать уже существующий опыт других специалистов, учитывать требования и рекомендации, которые помогут ему в работе, чтобы обеспечить совершенствование способностей одаренных детей.
Литература
1. Власова, И.В. Возможности предметной лаборатории для развития одаренных детей [Текст] / И.В. Власова // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. -
Психолого-педагогическое сопровождение 0ТОС
ЧИППКРО
Челябинск: ООО «Пронто», 2010. - № 2(4). -С. 99-103.
2. Лейтес, Н.С. Способности и одаренность в детские годы [Текст] / Н.С. Лейтес. - М.: Просвещение, 1984. - 179 с.
3. Матюшкин, А.М. Концепция творческой одаренности [Текст] / А.М. Матюшкин // Вопросы психологии. - 1989. - № 6. - С. 29-33.
4. Панов, В.И. Одаренность как проблема современного образования [Текст] / В.И. Панов. - Самара, 2007.
5. Теплов, Б. М. Избранные труды: в 2-х т. [Текст] / Б. М. Теплов. - М.: Педагогика, 1985.