Научная статья на тему 'Одаренность учащихся и ее развитие в условиях образовательного процесса'

Одаренность учащихся и ее развитие в условиях образовательного процесса Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2326
270
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОДАРЕННОСТЬ / СПОСОБНОСТИ / ОДАРЕННЫЙ РЕБЕНОК. GIFTEDNESS / ABILITIES / GIFTED CHILD

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Андреева Наталья Юрьевна

В статье рассматриваются феномен одаренности, признаки способных учащихся, особенности развития одаренности в школе, а также требования и рекомендации учителю, работающему с одаренными детьми.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Giftedness of Pupils and its Development in the Conditions of Educational Process

The article devotes to the phenomenon of giftedness, features of gifted schoolchildren, peculiarities of giftedness development at school; special attention is paid to requirements and recommendations for teachers working with gifted children.

Текст научной работы на тему «Одаренность учащихся и ее развитие в условиях образовательного процесса»

Ясщрлого-педагогическре сопровождение 0ТОС

ЧИППКРО

УДК 159.928.235

ОДАРЕННОСТЬ УЧАЩИХСЯ И ЕЕ РАЗВИТИЕ В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Андреева Н.Ю.

Аннотация. В статье рассматриваются феномен одаренности, признаки способных учащихся, особенности развития одаренности в школе, а также требования и рекомендации учителю, работающему с одаренными детьми.

The article devotes to the phenomenon of gift-edness, features of gifted schoolchildren, peculiarities of giftedness development at school; special attention is paid to requirements and recommendations for teachers working with gifted children.

Ключевые слова: одаренность, способности, одаренный ребенок.

Giftedness, abilities, gifted child.

Современный мир, в котором мы живем, становится все более сложным, динамичным и противоречивым. Происходящие глобальные перемены сказываются и на требованиях, предъявляемых обществом к человеку. Ценностью становится высокий интеллект, так как от количества умных, творческих личностей зависит благосостояние и процветание нашего общества, качество жизни в нем. В связи с этим остро встает вопрос о выявлении и развитии высоко одаренных и талантливых детей на всех этапах их обучения. Поэтому развитие интеллектуальных способностей, совершенствование культуры и образа мышления становятся одной из актуальных проблем процесса образования.

История развития исследований и практики обучения одаренных детей в нашей стране прошла ряд этапов, соответствовавших социальным потребностям общества и уровню развития психологической науки. На основе диагностики познавательных процессов и оценки их уровня уже в начале XX столетия были предприняты попытки оценить уровни одаренности.

Проблема одаренности в советских исследованиях разрабатывалась как психология способностей. По мнению Б.М. Теплова, под способностями подразумеваются индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого; способностями называют не всякие индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к

успешности выполнения какой-либо деятельности; понятие «способность» не сводится к тем знаниям, навыкам или умениям, которые уже выработаны у данного человека [5].

Дальнейшее развитие этой проблемы осуществлялось в большей степени в психологических исследованиях творчества и творческого мышления, а также в разработке систем проблемного обучения [2, 3].

На сегодняшний день большинство педагогов и психологов признаёт, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности - это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социокультурной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой). При этом особое значение имеют и собственная активность ребенка, и психологические механизмы саморазвития личности, лежащие в основе формирования, а также реализации индивидуального дарования. Практически каждый ребенок может проявить некую успешность в достаточно широком спектре деятельностей, поскольку его психические возможности чрезвычайно пластичны на разных этапах возрастного развития, что, в свою очередь, создает условия для формирования различных видов одаренности [1].

Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. Одаренность, во-первых, представляет собой очень сложное психическое образование, в котором неразрывно переплетены познавательные, эмоциональные, волевые, мотивационные, психофизиологические и другие сферы психики. Во-вторых, ее признаки (проявления) могут быть постоянными, но могут иметь и временный (преходящий) характер. Эти признаки могут быть явными, но могут быть представлены и в скрытой, потенциальной форме. Кроме того, признаки одаренности могут проявляться в виде высокого уровня развития как общих, так и специальных способностей [4].

Андреева НЮ

Одаренность учащихся и ее развитие в условиях образовательного процесса

Сегодня исследователи выделяют разные виды одаренности (актуальную и потенциальную одаренность, явную и скрытую и т.д.). В зависимости от вида деятельности выделяют следующие виды одаренности:

- в практической деятельности, в частности, можно выделить одаренность в ремеслах, спортивную и организационную;

- в познавательной деятельности — интеллектуальную одаренность различных видов в зависимости от предметного содержания деятельности (одаренность в области естественных и гуманитарных наук, интеллектуальных игр и др.);

- в художественно-эстетической деятельности — хореографическую, сценическую, литературно-поэтическую, изобразительную и музыкальную одаренность;

- в коммуникативной деятельности — лидерскую и аттрактивную одаренность;

- в духовно-ценностной деятельности — одаренность, которая проявляется в создании новых духовных ценностей и служении людям.

Одаренность имеет два принципиально разных основных типа: усваивающая «учебная» (быстрота умственной деятельности) и творческая. Эти два типа имеют отличия: «учебная» одаренность предполагает отсутствие собственного подхода; творческая одаренность - все пропускается через собственное видение мира, но этим детям труднее учиться. Есть редкие люди, совмещающие энциклопедичность знаний и нестандартность мышления. Но в большинстве случаев одаренные люди отчетливо разделяются на «специализации»: «пожиратели знаний» и «создатели нового». В научной психологии этим типам одаренности соответствуют разные обозначения:

- способность к обучению описывается как интеллект;

- творческие способности определяются как креативность.

Можно выделить признаки, отличающие способных учеников.

1. Особенности детей.

- Одаренные дети, как правило, очень активны и всегда чем-либо заняты. Они стремятся работать больше других или занимают себя сами, причем часто делами, которые не относятся непосредственно к уроку.

- Одаренные дети настойчиво преследуют поставленные перед ними цели. Этим они мо-

гут «действовать на нервы» учителю, потому что хотят знать все более подробно и требуют дополнительной информации. Им нужно указать дополнительную литературу.

- Они хотят учиться и добиваться настоящих успехов. Учеба доставляет им удовольст -вие, и они приобретают знания, не воспринимая занятия как насилие над собой.

- Благодаря многочисленным умениям, они способны лучше других заниматься самостоя -тельной деятельностью. Особенно часто это выражается в самостоятельной работе с литературой (справочные материалы, работа в библиотеке), проведении экспериментов по физике и химии и др.

- Они умеют критически рассматривать окружающую их действительность и стремятся проникнуть в суть вещей и явлений.

- Они задают множество вопросов и заинтересованы в удовлетворительном ответе на них.

- Урок особенно интересен для них тогда, когда используется исследовательский метод.

- Благодаря частому обращению к средствам информации, они в большинстве случаев умеют быстро выделить наиболее значимые сведения, самостоятельно найти важные источники информации. Больше чем другие они заинтересованы в самостоятельном получении знаний.

- Они лучше (по сравнению со сверстниками) умеют раскрывать отношения между явлением и сущностью, индуктивно и дедуктивно думать, манипулировать логическими операциями, систематизировать, классифицировать и обобщать их.

- Многие из них ставят перед собой задачи, выполнение которых потребует много времени.

2. Признаки, которые могут служить приметой выдающихся способностей, но отнюдь не гарантируют это:

- интерес к умственной деятельности;

- компетентность, не свойственная возрасту;

- поиск причин, объяснений, поводов;

- пытливость ума, стремление открывать и исследовать новое (например, интерес к играм на сообразительность, в более старшем возрасте - интерес к неисследованному вообще);

- разносторонние интересы и потребность в разнообразной информации;

- обдуманные и обширные знания;

- хорошая память;

Лсихрлрго-педагогическре сопровождение 0ТОС

ЧИППКРО

- богатая фантазия, воображение, изобретательность;

- пристрастие к играм, требующим сконцентрированного внимания и имеющим сложные правила (шахматы);

- умение самостоятельно играть и работать;

- хорошее владение языком;

- обширный словарный запас, не свойственный данному возрасту;

- терпение, проявляемое в учебе и в занятиях своими увлечениями;

- готовность принять участие в дополнительных мероприятиях, активизирующих интерес к учебе (конкурсы, олимпиады, кружки, школьные общества и академии);

- изучение самых разнообразных книг (в том числе атласов, словарей, энциклопедий);

- глубокая заинтересованность в научном подходе к проблеме, в новых достижениях и развитии науки;

- увлеченность, политические и мировоззренческие интересы;

- развитое чувство справедливости;

- собирательство (коллекционирование), проведение экспериментов в домашних условиях, изготовление карточек, регистратур и т.п.;

- выполнение с удовольствием поручений коллектива класса, ведение общественной работы;

- чувство юмора, с детства повышенный интерес к юмористическим рисункам, пристрастие к шуточным и остроумным рисункам, которые они понимают лучше, чем их товарищи;

- в большинстве повышенное чувство ответственности, аккуратное выполнение принятых на себя обязательств;

- большая работоспособность и стремление работать как можно больше (сверхдлинные домашние сочинения, если ученик увлечен литературой, например), преждевременное овладение в ходе домашних занятий материалом, который по программе должен изучаться позднее и т.п.

Одно из главных направлений работы школы - создание условий для оптимального развития одаренных детей, включая тех, чья одаренность в настоящий момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей. Работа с талант ли-

выми, одаренными детьми в школе может быть реализована только в рамках общешкольной программы.

Для создания условий, ориентированных на особые возможности одаренных детей, необходимы адекватное применение методов выявления этих особенностей при разных проявлениях одаренности, прослеживание их изменений в ходе возрастного развития в зависимости от условий воспитания и обучения, помощь одаренным учащимся в решении их проблем. К методам выявления одаренных детей относятся: наблюдение; общение с родителями; работа психолога (тестирование, анкетирование, беседа); олимпиады, конкурсы, соревнования, научно-практические конференции.

В начальной школе в результате психодиагностического исследования и наблюдений учителей выявляется группа школьников, которых можно отнести к категории «одаренные дети». Составляются индивидуальные программы развития. Программы составляются совместно всеми субъектами учебно-воспитательного процесса (учителя, администрация, родители, социальные педагоги и т.д.). При необходимости проводится углубленная психодиагностика отдельных школьников. Развитие познавательной деятельности одаренных школьников осуществляется более эффективно, если есть следующие организационные условия: обучение в разных типах школ на соответствующем уровне, разнообразная внеклассная работа, мобильные вертикальные и горизонтальные группировки, индивидуализированное обучение, ускоренное обучение и обогащенные программы.

В средней школе развитие одаренного ребенка зависит в основном от педагога, его профессионализма и особенностей личности. Значительную роль играют методы обучения ода -ренных учащихся. Для развития творческих способностей, интеллектуального потенциала наиболее практичными являются проблемные, исследовательские, поисковые, проективные методы. Важнейшее значение имеет вопросно-ответная система при обучении одаренных учащихся. Постановка вопроса - это импульс к нахождению оригинальных решений, необычных комбинаций, к побуждению поисковой активности.

Андреева НЮ

Одаренность учащихся и ее развитие в условиях образовательного процесса

В старшей школе особую значимость приобретает деятельность по профессиональной ориентации школьников, обучению их навыкам эффективного использования времени, целепо-лагания, созданию временной перспективы будущего.

Учитель является определяющим фактором в системе обучения одаренных детей. Поэтому к учителю, работающему с одаренными детьми, предъявляются повышенные требования: позитивная Я-концепция; знания соответствующих концептуальных моделей, использующихся в обучении для разных возрастов одаренных детей; умение осуществлять правильный выбор учебного материала; умение правильно оценивать успехи детей.

Учителю в работе с учащимися необходимо учитывать наиболее важные способности и умения, подлежащие развитию.

1. Познавательные способности и навыки:

- владение большим объемом информации;

- богатый словарный запас;

- перенос усвоенного на новый материал;

- установление причинно-следственных связей;

- обнаружение скрытых зависимостей и связей (тест на мышление);

- умение делать выводы;

- умение интегрировать и синтезировать информацию;

- умение улавливать сложные идеи;

- участие в решении сложных проблем;

- организация информации;

- умение замечать тонкие различия;

- чувствительность к противоречиям;

- использование альтернативных путей поиска информации;

- анализ ситуаций;

- умение оценивать как сам процесс, так и результат;

- умение предвидеть последствия;

- умение рассуждать;

- построение гипотез;

- применение идей на практике;

- способность к преобразованиям;

- критичность в мышлении;

- высокая любознательность.

2. Творческие способности:

- способность рисковать;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- дивергентное мышление;

- гибкость в мышлении и действиях;

- быстрота мышления;

- способность высказывать оригинальные идеи, изобретать что-то новое;

- богатое воображение;

- восприятие неоднозначных вещей;

- высокие эстетические ценности;

- развитая интуиция.

3. Особенности эмоциональной сферы:

- реалистическая Я-концепция;

- уважение к другим;

- эмпатическое отношение к людям;

- терпимость к особенностям других людей;

- склонность к самоанализу;

- терпимое отношение к критике;

- готовность делиться вещами и идеями;

- настойчивость в выполнении задания;

- независимость в мышлении и поведении;

- отсутствие нетерпения в ожидании вознаграждения;

- соревновательность;

- чувство юмора;

- чуткость к анализу нравственных проблем;

- уверенность в своих силах и способностях;

- внутренняя мотивация.

Существует стереотип: задатки превращаются в способности только в деятельности. Но никакая деятельность сама по себе не развивает способности. Развивает способности только та деятельность, в процессе которой возникают положительные эмоции. Следовательно, учителю в своей работе с учащимися для успешного развития их способностей необходимо приме -нять формулу моделирования положительных эмоций: «удивление - интерес - радость». Положительные эмоции являются важным условием для развития способностей детей.

Таким образом, развитие одаренности является одним из важных направлений работы школы. Учителю в работе с одаренными детьми необходимо учитывать их особенности и возможности, использовать уже существующий опыт других специалистов, учитывать требования и рекомендации, которые помогут ему в работе, чтобы обеспечить совершенствование способностей одаренных детей.

Литература

1. Власова, И.В. Возможности предметной лаборатории для развития одаренных детей [Текст] / И.В. Власова // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. -

Психолого-педагогическое сопровождение 0ТОС

ЧИППКРО

Челябинск: ООО «Пронто», 2010. - № 2(4). -С. 99-103.

2. Лейтес, Н.С. Способности и одаренность в детские годы [Текст] / Н.С. Лейтес. - М.: Просвещение, 1984. - 179 с.

3. Матюшкин, А.М. Концепция творческой одаренности [Текст] / А.М. Матюшкин // Вопросы психологии. - 1989. - № 6. - С. 29-33.

4. Панов, В.И. Одаренность как проблема современного образования [Текст] / В.И. Панов. - Самара, 2007.

5. Теплов, Б. М. Избранные труды: в 2-х т. [Текст] / Б. М. Теплов. - М.: Педагогика, 1985.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.