1УДК 37.03
ББК 74.200.26+88.4
ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА ТЕХНИЧЕСКОЙ ОДАРЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ
Е. Е. Мерзон, О. В. Шатунова, О. М. Штерц
Аннотация. В статье предпринята попытка уточнения понятия «техническая одаренность» и определения его композиционной структуры. Авторы исходят из предположения, что наилучшим образом технически одаренную личность описывают профессионально важные качества инженера. Представлены результаты исследования, проведенного с победителями и призерами регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников по технологии, с целью определения основных психолого-педагогических факторов развития одаренности. Показано, что решающую роль в развитии технически одаренных детей играет высокий уровень мотивации достижения успеха в области технического творчества.
Ключевые слова: инженер, инженерная деятельность, техническая одаренность, технические способности, техническое мышление, мотивация достижения успеха.
DEFINITION AND STRUCTURE OF TECHNICAL INTELLECTUAL GIFTEDNESS
E. E. Merzon, O. V. Shatunova, O. M. Shterts
Abstract. The article attempts to clarify the concept of „technical giftedness" and identifies its composition structure. The authors proceed from the assumption that the most technically gifted person is described by professionally important qualities of an engineer. The results of the research conducted with the winners and prize-winners of the regional all-Russian Olympiad of schoolchildren on technology are presented with the aim of defining the basic psychological and pedagogical factors of the development of giftedness. It is shown that a high level of motivation to achieve success in the field of technical creativity plays a decisive role in the development of technically gifted children.
Keywords: engineer, engineering activities, technical giftedness, technical capabilities, technical way of thinking, motivation in reaching success.
В последние годы в педагогической науке очень часто обсуждается тема необходимости повышения престижа профессии инженера среди выпускников школ. Действительно, роль инженерно-технических работников в экономике нашей страны очень значима. Однако достаточно большое количество школьников по-прежнему, как и 20 лет на-
зад, ориентируются на профессии экономиста, менеджера и юриста [1]. Если учесть тот факт, что на профессиональный выбор выпускников школ значительное влияние оказывает мнение родителей и общественности, то следует признать, что разъяснительная работа о перспективах той или иной профессии на рынке труда ведется сегодня в школах очень слабо.
Нехватка специалистов, обладающих профессиональными компетенциями в технико-технологической сфере, отражается не только на уровне экономического развития нашей страны, но и на обычной жизни людей. Ни для кого не секрет, что найти сегодня хорошего сантехника или слесаря - большая проблема. Устранение обычных бытовых технических неполадок вызывает у людей значительные затруднения. Все это является следствием того, что школьников не мотивируют на изучение естественнонаучных и технических дисциплин, не приобщают к техническому творчеству.
Школьный предмет «Технология» - незаслуженно отнесенный к числу «неважных» - обладает уникальными возможностями сформировать человека-творца, человека-мастера, человека-труженика. Тем не менее в нашем государстве до сих пор нет понимания того, что, сокращая часы на изучение данного предмета, принижая труд учителя технологии, мы способствуем тому, что наши дети становятся лишь потребителями благ (кстати, созданных кем-то), так как не получают опыта созидательного труда и творческой деятельности. Кроме того, вырастая, они становятся людьми, имеющими большие претензензии к окружающим, не умеющими строить семью, заводить друзей, заботиться о близких.
Технология - весьма емкий по содержанию практико- и профессионально-ориентированный учебный предмет, направленный как на обучение учащихся трудовым операциям, приемам и элементарным действиям, так и на подготовку детей к планированию самой работы (подбору материалов, определению последовательности операций, выбору инструментов, расчету себестоимости и др.). Цель технологического образования - формирование технологической культуры. Технологическая культура личности выступает определенным мерилом подготовленности выпускника школы к миру профессий. Такая культура включает в себя культуру труда, графическую культуру, культуру дизайна, информационную культуру, предпринимательскую культуру, культуру человеческих отношений, экологическую культуру, культуру дома, потребительскую культуру, проектную культуру. На занятиях по технологии организуется именно созидательный труд
школьников (создание изделия на творческой преобразующей основе), определяющий содержательную сущность технологического образования в целом.
Для того чтобы сориентировать школьников на востребованные в современном мире профессии, чтобы помочь им сделать правильный выбор в соответствии со своими способностями и склонностями к определенным видам деятельности, учителя должны обладать не только соответствующими методиками, но и личной заинтересованностью в успехах своих учеников. Учителя технологии по сравнению с другими учителями-предметниками обладают большими возможностями повлиять на профессиональный выбор школьников, так как именно на уроках технологии дети пробуют себя в различных видах деятельности, обнаруживая тем самым в себе определенные склонности. Речь в данном случае идет о компетенции работы с одаренными детьми, формирование которой у учителей считается на сегодня важнейшей задачей в системе образования. Поэтому среди приоритетных направлений работы учителей технологии должно стать выявление и развитие одаренности школьников.
Известный исследователь феномена одаренности Б. М. Теплов писал, что «одаренность -это качественно-своеобразное сочетание способностей, от которого зависит возможность достижения большего или меньшего успеха в выполнении той или иной деятельности» [2, с. 136]. Из этого определения следует, что одаренность не гарантирует успеха в какой-либо деятельности, а лишь дает «строительный материал» для его достижения. И если не развивать одаренность, данную от природы, то через некоторое время можно обнаружить, что предрасположенность к определенной деятельности станет выражена слабее, и дальнейшее развитие способностей потребует немалых вложений или вообще станет невозможным.
Курт Хеллер, автор так называемой «Мюнхенской модели одаренности», рассматривает одаренность как индивидуальные (когнитивные и мотивационные) личностные предпосылки высоких достижений в одной или более областях [3].
А. И. Савенков отмечает, что при проведении диагностики и анализе факторов развития
одаренности следует акцентировать внимание не только на том, что делает индивид, но и на том, зачем он это делает, что движет им, что заставляет его действовать [4, с. 96].
В психолого-педагогической науке, наряду с такими видами одаренности, как изобразительно-художественная, музыкальная, литературная, артистическая, лидерская, спортивная и другие, выделяют техническую одаренность. Как правило, когда говорят о технической одаренности, речь идет о способностях, направленных на понимание, анализ и моделирование технических процессов, конструирование и анализ механизмов. Детям с техническими способностями свойственно техническое мышление, высокий умственный интеллект, интерес к техническим объектам и устройствам [5].
Отечественных исследований по вопросам развития и поддержки технической одаренности детей и молодежи не так много. К числу наиболее известных ученых в данной области можно отнести П. Н. Андриянова, А. Н. Богатырева, В. А. Горского, Т. В. Кудрявцева, В. А. Моля-ко, Я. Л. Пономарева, В. Г. Разумовского, И. С. Якиманскую.
Какие же конкретные способности и качества личности можно отнести к признакам технической одаренности? Ответ, по нашему мнению, следует искать в содержании тех требований, которые предъявляются к профессиональным и личностным качествам инженера.
Понятие «инженер» впервые появилось в Италии в Средние века, так называли тогда оружейных мастеров и управляющих военными машинами. Сегодня, говоря об инженере, мы имеем в виду специалиста с высшим техническим образованием, применяющего научные знания для решения технических задач, управления процессом создания технических систем, проектирования, организации производства, внедрения в него научно-технических нововведений. В последнее время внимание акцентируется и на социально-гуманитарной составляющей профессии инженера.
Выделяются следующие основные категории инженеров:
• производственник - выполняет функции технолога, организатора производства, инженера по эксплуатации;
• исследователь-разработчик - сочетает функции изобретателя, проектировщика и конструктора, участвует в процессе интеграции науки и производства;
• инженер-универсал (или системотехник) - инженер широкого профиля, задачи которого заключаются в организации и управлении инженерной деятельностью и создании основных технических систем;
• инженер по социотехническому проектированию - занимается учетом социокультурных и антропологических аспектов инженерной деятельности и ее результатов.
Таким образом, главное назначение инженерной деятельности - интеллектуальное, научно-техническое обслуживание сферы материального производства, развитие техники, технологии, обеспечение научно-технического прогресса, решение на основе естественнонаучного, технического и социально-гуманитарного знания технико-технологических, инженерных противоречий, проблем и задач.
Из профессиограмм различных инженерных профессий мы выбрали наиболее общие и характерные способности и личностные качества, которые должны быть присущи современному инженеру.
К наиболее важным способностям инженера мы отнесли развитое пространственное мышление и воображение, логическое мышление, техническое мышление, способности к конструированию и проектированию, математические и аналитические способности, высокий уровень развития памяти, развитая моторика пальцев, высокий уровень распределения и переключения внимания. Среди личностных качеств инженера, прежде всего, следует выделить креативность, ответственность, аккуратность, внимательность, усидчивость, самостоятельность.
Т. М. Хрусталева раскрывает техническую одаренность через определение таких способностей, как:
• способность оценивать и создавать функциональные технические системы, начиная с элементарных;
• способность оперировать пространственными, зрительными образами технических деталей и устройств;
• развитие логических способностей интеллекта, направленных на обработку продук-
тов технического творчества для адаптации их к реальной жизненной ситуации [6].
Проведенное Т. М. Хрусталевой исследование дало возможность сконструировать следующую модель технической одаренности: технический интеллект, техническая креативность, деятельностные компоненты технической одаренности, куда входят описание способов действия и методов решения задач (ручная умелость, мануальная ловкость) и специфическая мотивация.
С целью уточнения основных факторов, влияющих на формирование технической одаренности школьников, нами было проведено эмпирическое исследование. В качестве выборки исследования нами были взяты учащиеся 9-11 классов, участвовавшие в заключительном этапе Всероссийской олимпиады школьников по технологии в 2016/2017 учебном году.
В процессе эмпирического исследования нами был использован следующий диагностический инструментарий: тест «Мотивация достижения успеха» Ю. М. Орлова, тест «Пространственное мышление» И. С. Якиманской, тест на креативность Торренса, методика оценки интеллектуальной лабильности.
В процессе исследования пространственного мышления нами были получены следующие результаты: 47% учащихся имеют высокий уровень развития пространственного мышления, 53% учащихся - средний уровень. Следовательно, обобщая результаты по выборке, можно сказать, что у испытуемых уровень развития пространственного мышления выше среднего.
Ребятам, увлекающимся технологией, легко дается создание пространственных образов и оперирование ими в процессе решения различных практических и теоретических задач, а также создание на различной наглядной основе новых образов, их видоизменение и трансформация. Испытуемым хорошо удается выделять пространственные зависимости, присущие объектам, понимать геометрические особенности статичных предметов, то есть то, чем отличается один предмет от другого: форму, величину, пространственное соотношение частей и целого, протяженность предметов, положение на плоскости и в пространстве.
На втором этапе школьники прошли тестирование на интеллектуальную лабильность. Нами были получены следующие результаты: 18% испытуемых имеют высокий уровень интеллектуальной лабильности, у 54% участвовавших в исследовании наблюдается средний уровень интеллектуальной лабильности, а у 28% имеется низкий уровень интеллектуальной лабильности. Анализируя полученные результаты исследования, можно прийти к выводу о том, что у ребят, участвующих в заключительном этапе Всероссийской олимпиады школьников по технологии, доминирует средний уровень интеллектуальной лабильности. Учащимся со средним уровнем интеллектуальной лабильности не составляет особого труда переключаться с одного вида деятельности на другой, они тратят небольшое количество времени на усвоение новой информации или достаточно быстро улавливают содержание требуемого задания. Учитывая особенность современной реальности, когда человеку за короткое время приходится обрабатывать огромное количество информации (а в сфере высокотехнологичного промышленного производства наблюдается стремительное возрастание скорости протекания информационно-технических процессов), приходится констатировать, что быстрое ориентирование в пространстве и во времени является достаточно важным качеством личности современного, успешного человека [7]. Однако следует заметить, что не всегда быстрое принятие решений бывает качественным и эффективным. Напротив, иногда именно тщательное и неспешное обдумывание проблем характеризует одаренного человека.
Кроме того, на динамические характеристики протекания психических процессов, в том числе и внимания, оказывает влияние тип темперамента человека. Возможно, 28% детей, получивших низкие результаты по показателям интеллектуальной лабильности, относятся к флегматическому или меланхолическому типу темперамента, который оказывает влияние на замедление скорости протекания психических процессов, в нашем случае внимания. В связи с этим с нашей стороны было бы некорректным выдвигать предположение о том, что на проявление технической одарен-
ности личности оказывает непосредственное влияние высокий уровень развития интеллектуальной лабильности, так как данным утверждением мы бы исключали из числа технически одаренных тех детей, которые имеют меланхолический и флегматический тип темперамента. Также при проведении корреляционного анализа нами не было обнаружено статистически достоверной связи между показателями развития пространственного мышления и интеллектуальной лабильности. Однако была получена статистически умеренная достоверная взаимосвязь (г = 0,37 при р > 0,01) между уровнем развития пространственного мышления и креативности. Следовательно, можно утверждать, что чем выше уровень развития креативности, творческого воображения, тем легче удается человеку оперировать различными пространственными образами и создавать новые образы на наглядной основе. Креативность дает возможность человеку как бы взглянуть на один и тот же предмет с разных точек зрения, продуцировать разнообразные идеи, представлять множество решений тех или иных ситуаций.
В процессе исследования мотивации достижения успеха нами были получены следующие результаты: у 22% продиагностированных школьников наблюдается повышенный уровень мотивации достижения, у 78% участвовавших в исследовании - средний уровень развития мотивации достижения успеха. Следовательно, для большинства учащихся, участвовавших в исследовании, характерно проявление настойчивости в достижении цели, при
выполнении интересной для них деятельности они стремятся достичь высоких результатов. Им присуща определенная потребность в создании новых продуктов, улучшении приемов работы с различным оборудованием.
По окончании олимпиады нами был проведен сравнительный анализ различий в показателях развития пространственного мышления, интеллектуальной лабильности и креативности в зависимости от достижения испытуемыми значимых результатов (победитель или призер) на заключительном этапе Всероссийской олимпиады школьников по технологии (таблица).
Как мы видим из показателей данной таблицы, у 50,0% учащихся, вошедших в число победителей и призеров Всероссийской олимпиады школьников по технологии, выявлен низкий уровень интеллектуальной лабильности. Лишь 12,5% школьников из числа призеров имеют высокий уровень интеллектуальной лабильности, а у учащихся, не занявших призовые места, низкий уровень интеллектуальной лабильности не наблюдается, и 25,0% из них имеет высокий уровень развития интеллектуальной лабильности. Проведенный статистический анализ по ^критерию Стьюдента показал, что имеются статистически значимые различия между выборками победителей, призеров олимпиады и учащимися, не занявшими призовые места, по уровню развития интеллектуальной лабильности 0: = 2,86 при р > 0,01). Следовательно, данный факт еще раз наглядно подтверждает ранее выдвинутое нами предположение о том, что уровень развития интеллектуальной ла-
Показатель Победители, уровни Призеры, уровни Участники, не занявшие призовые места, уровни
высокий средний низкий высокий средний низкий высокий средний низкий
Мотивация достижения успеха 50 50 0 25 75 0 0 100 0
Интеллектуальная лабильность 0 100 0 12,5 37,5 50,0 25 75 0
Пространственное мышление 0 100 0 25 100 0 75 25 0
Таблица
Показатели развития пространственного мышления, интеллектуальной лабильности и мотивации достижения успеха в зависимости от достижений учащихся в заключительном этапе Всероссийской олимпиады школьников по технологии, %
бильности не является основным показателем развития технической одаренности личности.
Анализируя данные таблицы, мы можем сделать вывод о том, что существенную роль в достижении успеха в какой-либо области, в том числе и в участии в предметных олимпиадах, большую роль играет мотивация. Если смотреть на выборку победителей и призеров, то среди победителей у 50% наблюдается высокий уровень развития мотивации достижения успеха и у 25% школьников из числа призеров отмечается высокий уровень мотивации достижения успеха. Среди участников, не занявших призовые места, высокий уровень мотивации достижения успеха отсутствует, и несмотря на то, что среди них у 75% имеется высокий уровень развития пространственного мышления (у учащихся, входящих в число победителей, высокого уровня пространственного мышления не отмечается, диагностируется только средний уровень развития (100 %)), они не вошли в число победителей и призеров. Статистический анализ по ^критерию Стьюдента показал, что имеются статистически значимые различия между выборками победителей и призеров олимпиады и учащимися, не занявшими призовые места, по уровню развития мотивации достижения ^ = 2,95 при р > 0,01).
Таким образом, ключевую роль в развитии технической одаренности играет мотивация, желание и интерес заниматься техническим творчеством, потребность в создании новых продуктов и в достижении при этом значимых, лучших результатов, чем у других людей. Наличие и высокий уровень развития таких способностей, как пространственное мышление, техническая понятливость и интеллектуальная лабильность, при отсутствии мотивации не всегда являются гарантией реализации технической одаренности личности.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. БучневаР. С., Труфанова Т. А. Востребованные и популярные профессии на рынке труда: тенденции и перспективы развития // Современные тенденции развития теории и практики управления в России и за рубежом: материалы VI междунар. науч.-практ. конф. / отв. ред. Е. А. Колесниченко. - Тамбов: Тамбовский гос. ун-т им. Г. Р. Державина, 2016. - С. 12-22.
2. Теплов Б. М. Способности и одаренность // Психология индивидуальных различий: тексты. - М.: Изд-во МГУ, 1982. - 404 с.
3. Хеллер К. Диагностика и развитие одаренных детей и подростков // Современные концепции одаренности и творчества / под ред. Д. Б. Богоявленской. - М.: Молодая гвардия, 1997.- С. 243-259.
4. Савенков А. И. Психология детской одаренности. - М.: Генезис, 2010. - 440 с.
5. Sex-age Dynamics of Development of Technical Giftedness' Signs / E. E. Merzon, O. M. Shterts, O. V. Shatunova, A. N. Panfilov // Life Science Journal. - 2014. - Vol. 11, No. № 6. - P. 539542.
6. Хрусталева Т. М. Психология способностей. - Пермь: Пермский гос. гуманит.-пед. ун-т, 2013. - 180 с.
7. Мерзон Е. Е., Штерц О. М., Панфилов А. Н. Лабильность и гибкость мышления как факторы развития технической одаренности личности // Современные проблемы науки и образования. - 2013. - № 3. - URL: http:// www.science-education.ru/109-9381 (дата обращения: 18.10.2017).
REFERENCES
1. Buchneva R. S., Trufanova T. A. Vostrebovan-nye i populyarnye professii na rynke truda: ten-dentsii i perspektivy razvitiya. In: Sovremennye tendentsii razvitiya teorii i praktiki upravleniya v Rossii i za rubezhom. Proceedings of the VI International scientific-practical conference. Tambov: Tambovskiy gos. un-t im. G. R. Der-zhavin, 2016. Pp. 12-22.
2. Teplov B. M. Sposobnosti i odarennost. Psik-hologiya individualnykh razlichiy: teksty. Moscos: Izd-vo MGU, 1982. 404 p.
3. Heller K. Diagnostika i razvitie odarennykh detey i podrostkov. In: Bogoyavlenskaya D. B. (ed.) Sovremennye kontseptsii odarennosti i tvorchestva. Moscow: Molodaya gvardiya, 1997. Pp.243-259.
4. Savenkov A. I. Psikhologiya detskoy odarennosti. Moscow: Genezis, 2010. 440 p.
5. Merzon E. E., Shterts O. M., Shatunova O. V., Panfilov A. N. Sex-age Dynamics of Development of Technical Giftedness Signs. Life Science Journal. 2014, Vol. 11, No. 6, pp.539-542.
6. Khrustaleva T. M. Psikhologiya sposobnostey. Perm: Permskiy gos. gumanitar.-ped. un-t, 2013. 180 p.
7. Merzon E. E., Shterts O. M., Panfilov A. N. Labilnost i gibkost myshleniya kak faktory
razvitiya tekhnicheskoy odarennosti lich-nosti. Sovremennye problemy nauki i ob-razovaniya. 2013, No. 3. Available at: http:// www.science-education.ru/109-9381 (accessed: 18.10.2017).
Мерзон Елена Ефимовна, кандидат педагогических наук, доцент, директор Елабужского института Казанского федерального университета e-mail: [email protected]
Merzon Elena E., PhD in Education, Associate Professor, Director of Elabuga Institute of Kazan Federal University e-mail: [email protected]
Шатунова Ольга Васильевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры общей инженерной подготовки Елабужского института Казанского федерального университета e-mail: [email protected]
Shatunova Olga V., PhD in Education, Associate Professor, General engineering training Department, Elabuga Institute of Kazan Federal University e-mail: [email protected]
Штерц Ольга Михайловна, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии Елабужского института Казанского федерального университета e-mail: [email protected]
Shterts Olga M., PhD in Psychology, Associate Professor, Psychology Department, Elabuga Institute of Kazan Federal University
e-mail: [email protected]