Научная статья на тему 'Педагогическая одаренность и педагогический интеллект: проектирование теоретико-прикладных подходов'

Педагогическая одаренность и педагогический интеллект: проектирование теоретико-прикладных подходов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1973
167
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ОДАРЕННОСТЬ / ПЕДАГОГИЧЕСКИ ОДАРЕННАЯ МОЛОДЕЖЬ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНТЕЛЛЕКТ / УНИВЕРСАЛЬНЫЕ И СПЕЦИАЛЬНЫЕ КОМПОНЕНТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ОДАРЕННОСТИ / КОМПОНЕНТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИНТЕЛЛЕКТА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Илалтдинова Елена Юрьевна, Кисова Вероника Вячеславовна

Введение: в статье рассматриваются актуальные проблемы педагогической одаренности и педагогического интеллекта. Представлен обзор основных зарубежных психологических концепций одаренности (концепция «интеллектуального порога», триадная концепция одаренности, пятифакторная психосоциальная модель одаренности и т.д.), анализируются разные подходы к пониманию структуры данного феномена. Обсуждаются теоретические концепции одаренности отечественных исследователей в контексте психологии интеллекта и психологии творчества: рабочая концепция одаренности, теория интеллектуальной одаренности, динамическая теория одаренности и др.). Анализируется отечественная концепция педагогической одаренности школьников с точки зрения понимания авторами психологического содержания и динамики развития педагогической одаренности в возрастном аспекте. Материалы и методы: для характеристики педагогической одаренности и педагогического интеллекта как объектов диагностики и развития были использованы методы факторного анализа, описания и моделирования на основе анализа психолого-педагогической литературы. Психолого-педагогическое проектирование составило основу разработки теоретико-прикладных подходов диагностики педагогической одаренности, выявления и характеристики ее уровней и компонентов педагогического интеллекта. Результаты исследования: предлагается авторское понимание педагогической одаренности как психологической предпосылки развития педагогических способностей и педагогического интеллекта, определяется ее структура и содержательное наполнение ее компонентов. Описывается вариативный диапазон проявлений по универсальным структурным компонентам (креативность, активность, уровень развития познавательных процессов) и специальным структурным компонентам (педагогические, коммуникативные и организаторские склонности, артистизм, речевые способности, эмпатия, интерес к педагогической деятельности) педагогической одаренности. Дается краткий обзор ключевых современных психологических теорий интеллекта, в том числе множественного, эмоционального, креативного, практического интеллекта. Анализируются некоторые отечественные исследования, в частности структурно-динамическая теория социального интеллекта. Вводится конструкт педагогического интеллекта, отвечающий современным принципам научного знания: межпарадигмальности, поиску новых обобщений, основанных на изучении истории проблемы и требованиях новых подходов. Формулируется авторское понимание педагогического интеллекта как интегративной индивидуально-психологической личностной характеристики. Представлена пятифакторная структура педагогического интеллекта, включающая когнитивный интеллект, творческий интеллект, практический интеллект, эмоциональный и социальный интеллект. Обсуждение и заключения: определение теоретико-прикладных подходов описания феноменов педагогической одаренности и педагогического интеллекта составляет основу для разработки концептуальных основ выявления и сопровождения педагогически одаренной молодежи. Перспективу исследования составляет разработка инструментов диагностики и мониторинга эффективности работы по сопровождению педагогически одаренной молодежи на всех этапах жизненного цикла педагогической профессии. Статья адресована широкому кругу специалистов, вовлеченных в работу по поддержке одаренных детей и педагогически одаренной молодежи школьников, абитуриентов, студентов и выпускников педагогических вузов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Илалтдинова Елена Юрьевна, Кисова Вероника Вячеславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TEACHING TALENT AND TEACHING INTELLECT: THEORETICAL AND APPLIED APPROACHES DESIGN

Introduction: the article deals with current problems of teaching talent and teaching intelligence. A review of the main foreign psychological concepts of giftedness is presented (the concept of “intellectual threshold” is a triad concept of giftedness, a five-factor psychosocial model of giftedness, etc.), different approaches to understanding the structure of this phenomenon are analyzed. The theoretical concepts of giftedness of domestic researchers are discussed in the context of the psychology of intelligence and the psychology of creativity: the working concept of giftedness, the theory of intellectual giftedness, the dynamic theory of giftedness, etc.). The national concept of teaching talent of schoolchildren is analyzed from the point of view of the authors' understanding of the psychological content and dynamics of the development of teaching talent in the age aspect.Materials and methods: the main methods of the research are the analysis of the literature, formalization and modeling, psychological and pedagogical design of theoretical and applied approaches to the description of the phenomenons of teaching talent and teaching intelligence.Results: the author's understanding of teaching talent as a psychological prerequisite for the development of pedagogical abilities and teaching intelligence is proposed, its structure and content of its components are determined. The variable range of manifestations of universal structural components (creativity, activity, level of development of cognitive processes) and special structural components (pedagogical, communicative and organizational tendencies, artistry, speech abilities, empathy, interest in teaching activity) teaching talent are described. A brief overview of the key modern psychological theories of intelligence, including plural, emotional, creative, practical intelligence is given. Some domestic studies are analyzed, in particular the structural-dynamic theory of social intelligence. A teaching intelligence construct is introduced that meets the modern principles of scientific knowledge: inter-paradigm, the search for new generalizations based on the study of the history of the problem and the requirements of new approaches. The author's understanding of teaching intelligence as an integrative individual psychological personality characteristic is formulated. A five-factor structure of teaching intellect is presented, including cognitive intelligence, creative intelligence, practical intelligence, emotional and social intelligence.Discussion and Conclusions: the definition of theoretical and applied approaches to describing the phenomenons of teaching talent and teaching intelligence is the basis for developing the conceptual framework for identifying and accompanying pedagogically gifted youth. The prospect of the study is the development of instruments for diagnosing and monitoring the effectiveness of work on supporting pedagogically gifted young people at all stages of the life cycle of the teaching profession. The article is addressed to a wide range of specialists involved in the work of supporting gifted children and pedagogically gifted youth schoolchildren, applicants, students and graduates of pedagogical universities.

Текст научной работы на тему «Педагогическая одаренность и педагогический интеллект: проектирование теоретико-прикладных подходов»

Статья/Article

УДК 378 (07)

DOI: 10.26795/2307-1281-2018-6-4-9

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ОДАРЕННОСТЬ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНТЕЛЛЕКТ: ПРОЕКТИРОВАНИЕ ТЕОРЕТИКО-ПРИКЛАДНЫХ ПОДХОДОВ

1 2 Е. Ю. Илалтдинова *, В. В. Кисова *

1 Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина

(Мининский университет), Нижний Новгород, Российская Федерация

*e-mail: ilaltdinova eu@mininuniver.ru

Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина

(Мининский университет), Нижний Новгород, Российская Федерация

*e-mail: kisovaverv@mail.ru

АННОТАЦИЯ

Введение: в статье рассматриваются актуальные проблемы педагогической одаренности и педагогического интеллекта. Представлен обзор основных зарубежных психологических концепций одаренности (концепция «интеллектуального порога», триадная концепция одаренности, пятифакторная психосоциальная модель одаренности и т.д.), анализируются разные подходы к пониманию структуры данного феномена. Обсуждаются теоретические концепции одаренности отечественных исследователей в контексте психологии интеллекта и психологии творчества: рабочая концепция одаренности, теория интеллектуальной одаренности, динамическая теория одаренности и др.). Анализируется отечественная концепция педагогической одаренности школьников с точки зрения понимания авторами психологического содержания и динамики развития педагогической одаренности в возрастном аспекте.

Материалы и методы: для характеристики педагогической одаренности и педагогического интеллекта как объектов диагностики и развития были использованы методы факторного анализа, описания и моделирования на основе анализа психолого-педагогической литературы. Психолого-педагогическое проектирование составило основу разработки теоретико-прикладных подходов диагностики педагогической одаренности, выявления и характеристики ее уровней и компонентов педагогического интеллекта.

Результаты исследования: предлагается авторское понимание педагогической одаренности как психологической предпосылки развития педагогических способностей и педагогического интеллекта, определяется ее структура и содержательное наполнение ее компонентов. Описывается вариативный диапазон проявлений по универсальным структурным компонентам (креативность, активность, уровень развития познавательных процессов) и специальным структурным компонентам (педагогические, коммуникативные и организаторские склонности, артистизм, речевые способности, эмпатия, интерес к педагогической деятельности) педагогической одаренности. Дается краткий обзор ключевых современных психологических теорий интеллекта, в том числе множественного, эмоционального, креативного, практического интеллекта. Анализируются некоторые отечественные исследования, в частности структурно-динамическая теория социального интеллекта. Вводится конструкт педагогического интеллекта, отвечающий современным

принципам научного знания: межпарадигмальности, поиску новых обобщений, основанных на изучении истории проблемы и требованиях новых подходов. Формулируется авторское понимание педагогического интеллекта как интегративной индивидуально-психологической личностной характеристики. Представлена пятифакторная структура педагогического интеллекта, включающая когнитивный интеллект, творческий интеллект, практический интеллект, эмоциональный и социальный интеллект.

Обсуждение и заключения: определение теоретико-прикладных подходов описания феноменов педагогической одаренности и педагогического интеллекта составляет основу для разработки концептуальных основ выявления и сопровождения педагогически одаренной молодежи. Перспективу исследования составляет разработка инструментов диагностики и мониторинга эффективности работы по сопровождению педагогически одаренной молодежи на всех этапах жизненного цикла педагогической профессии. Статья адресована широкому кругу специалистов, вовлеченных в работу по поддержке одаренных детей и педагогически одаренной молодежи - школьников, абитуриентов, студентов и выпускников педагогических вузов.

Ключевые слова: педагогическая одаренность, педагогически одаренная молодежь, педагогический интеллект, универсальные и специальные компоненты педагогической одаренности, компоненты педагогического интеллекта.

Благодарности: выражаем благодарность анонимным рецензентам.

Для цитирования: Илалтдинова Е.Ю., Кисова В.В. Педагогическая одаренность и педагогический интеллект: проектирование теоретико-прикладных подходов // Вестник Мининского университета. 2018. Т. 6, №4. С 9.

TEACHING TALENT AND TEACHING INTELLECT: THEORETICAL AND APPLIED APPROACHES DESIGN

E. Yu. Ilaltdinova1 *, V. V. Kisova2*

Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University (Minin University), Nizhny Novgorod, Russian Federation *e-mail: ilaltdinova_eu@mininuniver.ru

2

Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University (Minin University), Nizhny Novgorod, Russian Federation *e-mail: kisovaverv@mail.ru

ABSTRACT

Introduction: the article deals with current problems of teaching talent and teaching intelligence. A review of the main foreign psychological concepts of giftedness is presented (the concept of "intellectual threshold" is a triad concept of giftedness, a five-factor psychosocial model of giftedness, etc.), different approaches to understanding the structure of this phenomenon are analyzed. The theoretical concepts of giftedness of domestic researchers are discussed in the context of the psychology of intelligence and the psychology of creativity: the working concept of

giftedness, the theory of intellectual giftedness, the dynamic theory of giftedness, etc.). The national concept of teaching talent of schoolchildren is analyzed from the point of view of the authors' understanding of the psychological content and dynamics of the development of teaching talent in the age aspect.

Materials and methods: the main methods of the research are the analysis of the literature, formalization and modeling, psychological and pedagogical design of theoretical and applied approaches to the description of the phenomenons of teaching talent and teaching intelligence. Results: the author's understanding of teaching talent as a psychological prerequisite for the development of pedagogical abilities and teaching intelligence is proposed, its structure and content of its components are determined. The variable range of manifestations of universal structural components (creativity, activity, level of development of cognitive processes) and special structural components (pedagogical, communicative and organizational tendencies, artistry, speech abilities, empathy, interest in teaching activity) teaching talent are described. A brief overview of the key modern psychological theories of intelligence, including plural, emotional, creative, practical intelligence is given. Some domestic studies are analyzed, in particular the structural-dynamic theory of social intelligence. A teaching intelligence construct is introduced that meets the modern principles of scientific knowledge: inter-paradigm, the search for new generalizations based on the study of the history of the problem and the requirements of new approaches. The author's understanding of teaching intelligence as an integrative individual psychological personality characteristic is formulated. A five-factor structure of teaching intellect is presented, including cognitive intelligence, creative intelligence, practical intelligence, emotional and social intelligence. Discussion and Conclusions: the definition of theoretical and applied approaches to describing the phenomenons of teaching talent and teaching intelligence is the basis for developing the conceptual framework for identifying and accompanying pedagogically gifted youth. The prospect of the study is the development of instruments for diagnosing and monitoring the effectiveness of work on supporting pedagogically gifted young people at all stages of the life cycle of the teaching profession. The article is addressed to a wide range of specialists involved in the work of supporting gifted children and pedagogically gifted youth - schoolchildren, applicants, students and graduates of pedagogical universities.

Keywords: teaching talent, pedagogically gifted youth, teaching intellect, universal and special components of teaching talent, components of teaching intellect

Acknowledgements: we would like to express our gratitude to reviewers.

For citation: Ilaltdinova E.Yu., Kisova V.V. Teaching talent and teaching intellect: theoretical and applied approaches design // Vestnik of Minin University. 2018. Vol. 6, no. 4. Р 9.

Введение

Современный этап развития российского образования в рамках реализации большого национального проекта «Образование», представленного в декомпозиции девяти федеральных проектов, на наш взгляд своим стержнем, определяющим эффективность реализации всех задач, имеет УЧИТЕЛЯ. Последний, рассматриваемый как специфический

феномен, условие, агент и индикатор целесообразности и действенности всех изменений, требует специального внимания при проектировании и мероприятий, и показателей эффективности каждого проекта.

Процессы модернизации образования в целом и особенно педагогического образования, новые требования, задачи и тенденции в системе профессионального развития педагога на всех этапах жизненного цикла профессии [9], с одной стороны, а с другой -акцентуация широкого проблемного поля поддержки талантливой молодежи, включающего профессиональное самоопределение школьников, персональную профессионально-образовательную навигацию студентов, определили проблему и исследовательскую задачу выявления и описания теоретико-прикладных аспектов феноменов педагогической одаренности и педагогического интеллекта. Решение этой проблемы составляет основу независимой диагностики педагогических способностей и проектирования индивидуальной профессионально-образовательной траектории студента и выпускника программ высшего педагогического образования.

Обзор литературы

Разработка теоретико-прикладных подходов к проектированию программ поддержки педагогически одаренной молодежи и развития педагогического интеллекта основывается на анализе широкого спектра психолого-педагогической литературы, посвященной различным аспектам одаренности личности и собственно специфике педагогической одаренности, а также определению основ феномена педагогического интеллекта и его компонентного состава как методологического основания целеполагания, организационно-содержательного и результативного компонентов программ подготовки и переподготовки педагогических кадров.

Анализ литературы позволил сделать вывод, что психологические исследования одаренности, в наибольшей степени позволяющие соотнести дифференцируемые в данном исследовании понятия «педагогическая одаренность» и «педагогический интеллект», - это многомерные модели одаренности Ф. Ганье, К.А. Хеллера и ряда других исследователей [13]. Ф. Ганье рассматривает одаренность как совокупность интеллектуальных, креативных, социально-аффективных, сенсомоторных и некоторых других способностей.

Для нашего исследования представляют интерес такие концепций одаренности, как триадная теория одаренности Д. Рензулли, исследования различных аспектов одаренности [18, 20]. Д. Рензулли понимает одаренность как результат сочетания трех факторов: интеллектуальных способностей высокого уровня; творчества и настойчивости [18].

Различные ракурсы рассмотрения одаренности личности выявлены и разносторонне проанализированы в отечественной и зарубежной психологии и педагогике. Например, для контекста нашего исследования представляют ценность исследования творчества как составляющей одаренности личности Л.С. Выготского [2], Т. Лубарт [24], Д.Б. Богоявленской [4], П. Торранса [21], и многих других. В структуре одаренности М.А. Холодной [14], Д. Айзенком [16] была выявлена и проанализирована интеллектуальная составляющая. Центральным исследованием, составившим основу формирования нашего авторского понимания теоретико-прикладных подходов к разработке проблемного поля педагогической одаренности, явилось исследование Т.М. Хрусталевой [24], которая экспериментально обосновала возрастные особенности данного феномена и подходы к описанию его компонентного состава.

Существующий достаточно большой объем психолого-педагогических исследований позволяет сформулировать проблемы и поставить задачи формирования теоретико-прикладных подходов к разработке современных организационно-содержательных основ диагностики и проектирования программ поддержки педагогической одаренности и развития педагогического интеллекта на различных этапах жизненного цикла педагогической профессии, а также иных субъектов педагогического процесса, в том числе родителей. На современном этапе именно развитие педагогических навыков родителей представляет интерес, что нашло отражение в одном из федеральных проектов национального проекта «Образование». Весь спектр задач в области образования и молодежной политики, связанный с работой с талантливой молодежью и детьми, требует практических решений по оптимизации взаимодействия педагога с одаренными детьми, по своевременной диагностике одаренности с учетом ее возрастных, социальных, гендерных особенностей.

Психологическое содержание специальных компонентов педагогической одаренности было определено следующим образом. В работах Н.С. Лейтеса [10], В.Н. Мясищева [13], С.Л. Рубинштейна [17] склонность рассматривается как стремление, потребность, отношение к какой-либо деятельности. Исходя из этого, мы определяем педагогические склонности как потребность личности в приобщении к педагогической деятельности, устойчивое стремление к ней, сопровождающееся позитивным эмоциональным состоянием.

Коммуникативные склонности выражаются в потребности личности устанавливать социальные контакты с другими людьми, приходить к взаимопониманию с ними в разных ситуациях социального взаимодействия.

Организаторские склонности проявляются в потребности личности к осуществлению организаторской деятельности, с принятием на себя ответственности за результаты коллективной работы, переживание положительных эмоций при выполнении роли лидера.

Научные исследования феномена педагогического артистизма Л.Ю. Берикхановой [3], О.С. Задориной [8], В.И. Загвязинского [7] и др. позволили нам определить артистизм в структуре педагогической одаренности как черту личности, проявляющуюся в умении перевоплощаться в соответствии с ситуацией, импровизировать, сохранять самообладание в условиях публичности, эмоционально воздействовать на партнеров по общению, демонстрировать открытость, непосредственность, обаяние.

Для определения понятия «речевые способности» нами были использованы работы С.Н. Митиной [12], которая трактует указанный феномен как готовность субъекта реализовать язык в своей речевой деятельности. Эмпатию в структуре педагогической одаренности мы рассматриваем как положительное отношение к другому, предполагающее признание целостности его личности (В.В. Знаков).

На основе научных работ В.В. Арнаутова [1], С.А. Воронина [6], В.Г. Максимова [11] и других авторов интерес к педагогической деятельности определяется как эмоционально-выраженная познавательная направленность личности на овладение педагогической деятельностью, реализация своих склонностей к профессии.

В настоящее время психология интеллекта является одним из актуальных научных направлений. Его развитие связано в первую очередь с зарубежными теориями. Это так называемые системные теории интеллекта Г. Гарднера, Д. Гоулмена [29], Т. Лубарта [30, 31], П. Саловея [32], Р. Стернберга [33] и др. Отметим те теории, положения которых оказались наиболее значимыми для нашей работы. Это теория множественного интеллекта Г. Гарднера, согласно которой человек обладает различными видами интеллекта, действующими как

самостоятельные системы и обеспечивающими успешность в тех или иных видах деятельности; концепция эмоционального интеллекта П. Саловея и А. Пицарро, которые трактуют его как способность точно воспринимать и выражать эмоции, использовать их для помощи мышлению, а также управлять своими эмоциями и эмоциями других людей; модели эмоционального интеллекта Р. Бар-Она [28] и Х. Вайсбаха [5], которые представляют оригинальные структуры данного феномена.

Также следует отметить концепцию креативного интеллекта Т. Лубарта, где данный вид интеллекта определяется когнитивными способностями, которые непосредственно вовлечены в создание ценной оригинальной работы. По мнению автора, такими способностями являются метафорическое и дивергентное мышление, способность синтеза, творческий подход к задачам, использование мысленных образов.

Немаловажной является и теория практического интеллекта Р. Стернберга, где практический интеллект определяется как способность к приобретению и использованию «неявных знаний», интеллектуальных действий в контексте реального мира. Данный психологический конструкт рассматривается автором в качестве важного фактора успешного решения различных повседневных и жизненных задач.

В современной отечественной психологической науке проблемами интеллекта занимаются такие исследователи, как Д.В. Люсин [22], А.И. Савенков [17, 18, 20], Д.В. Ушаков [22, 23, 24], М.А. Холодная [26], С.В. Щербаков [27] и др. Кратко обозначим те концепции, которые использовались нами для разработки модели педагогического интеллекта. В структурно-динамической теории Д.В. Ушакова социальный интеллект - это способность к познанию социальных явлений, которая составляет один из компонентов социальных умений и компетентности, но не исчерпывает их. Именно с социальным интеллектом автор связывает успешность в профессиональной деятельности.

В концепции Д.В. Люсина эмоциональный интеллект рассматривается как понимание эмоций других людей на уровне интуиции без их вербализации, понимание экспрессивных проявлений эмоций другого человека, способность к управлению эмоциями окружающих.

Материалы и методы

Для характеристики педагогической одаренности и педагогического интеллекта как объектов диагностики и развития были использованы преимущественно теоретические методы исследования, такие как методы факторного анализа, описания и моделирования на основе анализа психолого-педагогической литературы. Психолого-педагогическое проектирование составило основу разработки теоретико-прикладных подходов диагностики педагогической одаренности, выявления и характеристики его уровней и компонентов педагогического интеллекта. Систематизация и обобщение позволило выявить и описать систему критериев по уровням сформированности конкретных показателей в составе универсальных и специальных компонентов.

Результаты исследования

Интеграция концепции педагогической одаренности Т.М. Хрусталевой и Г.И. Руденко и понимания одаренности А.А. Бодалева, А.В. Петровского, А.И. Савенкова позволила сформулировать и использовать в качестве рабочего следующее определение педагогической одаренности: психологическая предпосылка развития педагогических

способностей и педагогического интеллекта, представляющая собой сложное взаимодействие универсальных и специальных компонентов, обеспечивающих потенциальную возможность достижения успеха в педагогической деятельности [9].

Соглашаясь с общей структурой педагогической одаренности, представленной в исследовании Т.М. Хрусталевой [25], мы внесли ряд уточнений и дополнительных определений ее компонентного состава. Универсальные компоненты педагогической одаренности (креативность, активность, уровень развития познавательных процессов) рассматриваются как необходимая основа общей одаренности, позволяющая раскрываться специфически педагогическим компонентам. Специальные компоненты включают в себя: педагогические, коммуникативные и организаторские склонности, артистизм, речевые способности, эмпатию, интерес к педагогической деятельности.

Рассмотрим специфику универсальных компонентов структуры педагогической одаренности. К ним были отнесены креативность, активность и уровень развития интеллекта. Ссылаясь на работы Дж. Гилфорда и Дж. Рензулли, мы рассматриваем креативность в контексте структуры педагогической одаренности как проявления оригинальности мышления, новизны подхода к решению поставленной задачи, уникальности личного вклада в решение проблемы.

Активность определяется нами как субъектная характеристика личности, выражающаяся во взаимодействии субъекта с окружающей действительностью как в форме внутренних процессов, так и внешних проявлений (Б.Г. Ананьев, А.А. Волочков, Н.С. Лейтес). Интеллект в данном случае рассматривается с позиции когнитивной психологии как индивидуальный когнитивный стиль, выражающийся в эффективных стратегиях решения проблем, индивидуальном подходе к ситуации, требующей познавательной активности.

С целью более детальной объективации универсальных компонентов педагогической одаренности нами был описан некоторый диапазон их проявлений, который может в дальнейшем служить решению диагностических задач. В отношении креативности были выделены следующие уровни ее развития.

Высокий уровень. Выражена способность к генерированию большого числа оригинальных идей, использованию разнообразных стратегий решения поставленной проблемы.

Средний уровень. Выдвижение оригинальных, нетривиальных идей происходит нечасто, стратегии для их реализации характеризуются в основном небольшим разнообразием.

Низкий уровень. Предлагаемые идеи отличаются очевидностью и представляют собой интерпретацию уже имеющихся в общественном опыте решений. Мышление характеризуется вязкостью и инертностью.

Уровни развития активности представлены следующим образом.

Высокий уровень. Характерна активная и целенаправленная деловитость, умение сбалансировать деловую активность со сменой занятий и умело организованным отдыхом. Наблюдается стремление к успеху и лидерству, стремление к соревновательности, однако без амбициозности и агрессивности.

Средний уровень. Не демонстрируется явная склонность к доминированию, но в определенных ситуациях и обстоятельствах принимается роль лидера. Поведение эмоционально стабильно и предсказуемо, присутствует соревновательность, склонность к

соперничеству, амбициозность и агрессивность по отношению к людям, противодействующим осуществлению планов.

Низкий уровень. Наблюдается склонность к осторожному, неторопливому типу поведенческой активности. Отсутствует выраженная мотивация на достижение цели, соревновательность, желание улучшить результаты проделанной работы. Демонстрируется неустойчивость настроения и поведения в стрессогенных ситуациях, фрустрируемость внешними обстоятельствами и жизненными трудностями.

Уровни развития интеллекта имеют следующие характеристики.

Высокий уровень. Демонстрируется незаурядная общая способность к систематизированной, планомерной интеллектуальной деятельности, проявляющаяся в развитости мыслительных операций, восприятия, внимания, памяти и других когнитивных процессов. Наблюдается высокий уровень обучаемости.

Средний уровень. Зачастую интеллектуальная деятельность осуществляется интуитивно, может носить импульсивный характер. Наблюдаются некоторые трудности в осуществлении мыслительных операций, а также некоторых когнитивных процессов. Обучаемость не имеет оптимальных проявлений.

Низкий уровень. Интеллектуальная деятельность быстро вызывает пресыщение и утомление. Когнитивные процессы имеют признаки инертности и ригидности. Уровень развития обучаемости не обеспечивает эффективного темпа усвоения знаний, умений и навыков.

В отношении специальных компонентов педагогической одаренности нами также были разработаны примерные варианты их проявления.

Уровни развития коммуникативных склонностей.

Высокий уровень. Наблюдается выраженная потребность в коммуникативной деятельности, быстрая ориентировка в сложных ситуациях, непринужденное поведение в незнакомом коллективе, эффективное налаживание межличностных отношений.

Средний уровень. Демонстрируется инициативность общения, стремление к расширению круга знакомств, однако такое поведение не носит характер устойчивой личностной тенденции. Поведение в сложных социальных ситуациях не всегда характеризуется эффективной коммуникативной стратегией.

Низкий уровень. Мало выражено стремление к общению, характерно отсутствие комфортного эмоционального состояния в незнакомой компании или коллективе. Знакомства осознанно ограничиваются, возникают трудности в установлении межличностных контактов.

Уровни развития организаторских склонностей.

Высокий уровень. Наблюдается выраженная потребность в организаторской деятельности, склонность к принятию самостоятельных ответственных решений, отстаиванию собственного мнения и доказательному обоснованию его компетентности для решения коллективных вопросов. Выражено стремление к самостоятельному поиску сферы деятельности, в которой можно реализовать организаторские склонности.

Средний уровень. Выражено стремление к занятию общественной деятельностью, с удовольствием принимаются предложения об организации каких-либо общественных мероприятий. Демонстрируется способность к самостоятельным решениям с принятием на себя ответственности за их реализацию. Не всегда проявляются лидерские качества в сложных социальных ситуациях.

Низкий уровень. Характерно низкое проявление инициативы в общественной деятельности, избегание принятия самостоятельных решений, трудности в отстаивании собственного мнения, отсутствие лидерских качеств.

Уровни развития артистизма.

Высокий уровень. Выражено осознание собственной творческой индивидуальности, умение управлять своим психическим состоянием и создавать необходимый эмоциональный настрой. Демонстрируется доброжелательность, открытое выражение собственных чувств, присутствует обаяние, сочетающееся с чувством собственного достоинства. В поведении наблюдается внешняя выразительность, пластичность, умение держаться уверенно и свободно. Отмечается способность к перевоплощению, умению войти в роль.

Средний уровень. Проявление творческого подхода в поведении и деятельности не носит стабильного характера. Не всегда присутствует оперативность в управлении своими психическими состояниями. Иногда в поведении наблюдается негибкое следование стереотипам принятой на себя социальной роли. В сложных ситуациях социального взаимодействия может демонстрироваться нерешительность, неуверенность в себе. Экспрессивные способности и пластическая изобразительность проявляются только в привычных стандартных ситуациях общения.

Низкий уровень. Наиболее частыми характеристиками поведения и деятельности являются безразличие и пассивность. В общении нередко проявляется недоброжелательность, отсутствие дифференцированного подхода к партнерам по взаимодействию. Отмечается отсутствие обаяния, раскованности, непосредственности и простоты поведения. Наличие экспрессивных, эмоционально-эстетических движений, мимических и пантомимических навыков минимально.

Уровни развития речевых способностей.

Высокий уровень. Выражена способность понимать и передавать содержание дискурса со всем сложнейшим комплектом присущих ему средств выражения, широко использовать все языковые средства во всех видах речевой деятельности.

Средний уровень. Демонстрируется недостаточно интериоризированный внутренний план речевого поступка, замедлена передача информации, используется большое количество пауз, повторов. Высказывания нерационально и недостаточно целесообразно протекают во времени, может наблюдаться ангофразия.

Низкий уровень. Наблюдается более или менее полное и верное понимание языковой нормы, знание элементарных правил пользования языком.

Уровни развития эмпатии.

Высокий уровень. Выражена склонность к проявлению альтруизма в реальных поступках, демонстрируется поведение, способствующее поддержанию и укреплению дружеских отношений. Наличие у людей позитивных социальных черт оценивается как важное личностное качество. Демонстрируется высокая ориентированность на моральные оценки поведенческих стратегий.

Средний уровень. В межличностных отношениях проявляется склонность судить о других по поступкам, чем доверять своим личным впечатлениям. Демонстрируется эффективный контроль своих эмоциональных проявлений, но при этом часто наблюдается сложность в прогнозировании развития отношений между людьми.

Низкий уровень. Испытываются затруднения в установлении контактов с людьми, присутствует некомфортное эмоциональное самочувствие в компании. Отмечаются

затруднения в понимании эмоциональных проявлений и поступков других людей, часто не устанавливается взаимопонимание с окружающими. Более важными считаются деловые качества и ясный ум, чем чуткость и отзывчивость.

Уровни развития интереса к педагогической деятельности.

Высокий уровень. Выражена устойчивая внутренняя потребность стать профессионалом в педагогической деятельности, выработать свой собственный профессиональный стиль. Проявляется интерес к педагогическим знаниям, стремление применить их на практике.

Средний уровень. Проявляется устойчивый интерес к педагогической профессии, но отсутствует достаточный уровень осознания специфики этого вида профессиональной деятельности. В практической деятельности с детьми может проявляться неуверенность в своих силах.

Низкий уровень. Положительное отношение к педагогическому труду носит неустойчивый характер. Интерес к педагогической профессии ситуативен.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, сформулированное нами понимание педагогической одаренности и ее структурных компонентов позволяет перейти к теоретическому моделированию позднее возникающего в онтогенетическом плане психологического феномена «педагогический интеллект», который мы противопоставляем феномену педагогической одаренности.

Несмотря на значительное количество исследований по обозначенной теме, само понятие интеллекта остается до сегодняшнего дня дискуссионным. Для обозначения нашего понимания интеллекта обратимся к определению Р. Стенберга, в котором он называет интеллект умственным управлением всей жизнью конструктивным целенаправленным способом.

Учитывая все вышеизложенные положения, мы определяем педагогический интеллект как интегративную индивидуально-психологическую личностную характеристику, проявляющуюся в когнитивной, творческой, практической, эмоциональной и социальной компетентности, формирующейся в течение жизни и позволяющей эффективно осуществлять педагогическую деятельность.

Структура педагогического интеллекта может быть представлена когнитивным, творческим, практическим, эмоциональным и социальным интеллектами, понимаемыми как компетентности, т.е. наиболее высокие уровни развития соответствующих способностей.

Когнитивный интеллект - это компетентность в осуществлении процесса познания, выражающаяся в высоком уровне развития способностей познавать, обучаться, логически мыслить, формулировать суждения и умозаключения. Предполагает в рассматриваемом профессиональном контексте теоретическое познание в общекультурной, предметной, психолого-педагогической и методической областях знания, рассуждение, обращение с различными видами информации.

Творческий интеллект - это компетентность в создании новых материальных и духовных ценностей, выражающаяся в высоком уровне развития процессуальных и личностных компонентов творческого мышления. В целях формирования ценностной сферы личности предполагается способность создания, выражения, передачи и оценивания внутренних, духовных, природных и культурных фактов и смыслов.

Практический интеллект - это компетентность в решении реальных практических педагогических задач, выражающаяся в высоком уровне развития способностей усваивать и использовать «неявные» знания в ситуациях педагогического, межпоколенного

взаимодействия. Практическое действие в реальных педагогических ситуациях, организация педагогической деятельности формируется на основе опыта деятельности.

Эмоциональный интеллект - это компетентность в восприятии собственных чувств и чувств других людей, выражающаяся в высоком уровне развития способностей идентифицировать, выражать, понимать собственные и чужие эмоции и управлять ими в вербальном и невербальном поведении для управления педагогической деятельностью, во взаимодействии со всеми субъектами образовательного пространства и в процессе проектирования и реализации собственной профессионально-образовательной траектории (эмпатия, ответственность, гибкость, оптимизм и др.).

Социальный интеллект - это компетентность в познании социальных явлений, выражающаяся в высоком уровне развития способностей социальной интуиции, социального прогнозирования, социальной выразительности, социального восприятия, социального взаимодействия, социальной адаптации. Ориентированность на эффективность взаимодействия с обучающимися, родителями, коллегами, администрацией и другими заинтересованными лицами, вовлеченными в образовательный процесс.

Обсуждение и заключения

Перспективы разработки проблемы педагогической одаренности и педагогического интеллекта могут быть связаны с уточнением и конкретизацией феноменологии данных конструктов, описанием уровней их развития, их конкретного взаимовлияния и взаимодействия. Мы полагаем, что, несмотря на дискуссионность и определенную незавершенность нашего исследования, проблема педагогической одаренности и педагогического интеллекта вызовет интерес в психолого-педагогическом сообществе и позволит повысить интенсивность научных исследований в данном направлении.

Дискуссионная составляющая элитизма в образовании, характерная для российской и особенно советской педагогической общественности, снимается сегодня концептом индивидуализации образования, разработанными технологиями психолого-педагогической поддержки и сопровождения. Предлагаемые в данном исследовании теоретико-прикладные подходы к описанию и диагностике педагогической одаренности и педагогического интеллекта составляют основу проектирования персонального профессионально-образовательного маршрута педагога, в том числе в цифровом пространстве.

Список использованных источников

1. Арнаутов В.В. Развитие интереса к профессии учителя у студентов педколледжа в условиях учебно-научно-педагогического комплекса: дис. ... канд. пед. наук. Волгоград, 1995. 207с.

2. Башкирова И.Ю., Куликова Т.А. Проблемы формирования профессионально-познавательного интереса к педагогической деятельности при проведении апробации новых модулей // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2015. Т. 34. С. 151-155. URL: http://e-koncept.ru/2015/95713.htm (дата обращения: 23.07.2018).

3. Берикханова Л.Ю. Педагогическая импровизация как индивидуально-своеобразный компонент педагогической деятельности // Творческая направленность педагога. Тюмень, 1991. С. 32-38.

4. Богоявленская Д.Б. Одаренность и творчество // Одаренный ребенок. 2016. №5. С. 6-16.

5. Вайсбах Х., Дакс У. Эмоциональный интеллект. М.: Лик-пресс, 1998. 160с.

6. Воронина С.А. Формирование интереса к учительской деятельности у учащихся педагогических классов: дис. ... канд. пед. наук. Тула, 1991. 219 с.

7. Загвязинский В.И. Личность педагога и перспективы развития отечественного образования // Вестник Тюменского государственного университета. Гуманитарные исследования. Humanitates. 2015. Т.1, №1. С. 145-153.

8. Задорина О.С. Роль курса «Педагогическая режиссура» в становлении профессионализма будущего учителя // Педагогика искусства. 2014. №4. С. 490-493.

9. Илалтдинова Е.Ю., Фильченкова И.Ф., Федоров А.А. Типология электронных сервисов в открытом образовательном пространстве // Вестник Мининского университета. 2017. №2.

10. Лейтес Н.С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия. М., Воронеж: Модек, 1997. 448с.

11. Максимов В.Г. О формировании профессионально-педагогического интереса // Советская педагогика. 1975. №12. С. 75-81.

12. Митина С.Н. О взаимосвязи понятий «речевая деятельность» и «речевая способность» // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Филология. 2006. №1. С. 74-77.

13. Мясищев В.Н. О связи склонностей и способностей // Склонности и способности / под ред. В.Н. Мясищева Л.: ЛГУ, 1952. С. 15-62.

14. Никитин А.А. Художественная одаренность. М.: Классика XXI, 2010. 176 с.

15. Одаренность и возраст. Развитие творческого потенциала одаренных детей: учебное пособие / под ред. А.М. Матюшкина. М.: Модек, 2004. 192 с.

16. Руденко Г.И. Педагогическая одаренность в структуре интегральной индивидуальности: автореф. дис. ... канд. психол. наук. Пермь, 1996. 22 с.

17. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб: Питер, 2002. 720 с.

18. Савенков А.И. Социальный интеллект как проблема психологии одаренности и творчества // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2005. Т. 2, №4. С. 94-101.

19. Савенков А.И. Основные подходы к диагностике креативности // Наука и школа. 2014. №4. С. 117-127.

20. Савенков А.И. Психология детской одаренности в трудах русских ученых конца XIX начала XX веков // Одаренный ребенок. 2016. №3. С. 6-12.

21. Стернберг Р. Практический интеллект. СПб.: Питер, 2002. 272с.

22. Ушаков Д.В. Социальный интеллект как вид интеллекта // Социальный интеллект: теория, измерение, исследования / под ред. Д.В. Люсина, Д.В. Ушакова. М.: Институт психологии РАН, 2004. С. 11-29.

23. Ушаков Д.В., Шепелева Е.А. Системы работы с одаренной молодежью в России и за рубежом // Сибирский психологический журнал. 2014. №54. С. 5-17.

24. Ушаков Д.В. Культура и поддержка знания, интеллекта, одаренности // Социальная психология знания / под ред. А.Л. Журавлева, Д.В. Ушакова, Т.А. Нестика, А Н. Поддьяков, А.В. Юревич. М., 2016. С. 89-112.

25. Хрусталева Т.М. Педагогическая одаренность школьников: теоретические основания и эмпирическое исследование // Вектор науки ТГУ. 2012. №1(8). С. 312-315.

26. Холодная М.А. Интеллектуальная одаренность как развивающаяся интеллектуальная компетентность // Психология одаренности и творчества: монография. М.; СПб.: Нестор-История, 2017. С. 149-163.

27. Щербаков С.В. Социальный интеллект и комплементарность взаимоотношений студентов и преподавателей // Вестник Башкирского университета. 2013. Т.18, №3. С. 896-901.

28. Bar-On R. Emotional Quotient Inventory (EQ-i): A Measure of Emotional Intelligence. Technical Manual. Toronto: Multi-Health systems, 2004. 113 p.

29. Goleman D. Emotional intelligence. New York: Bantam Books, 2005. 358 p.

30. Lubart T. In Search of Creative Intelligence // Sternberg R., Lautry J., Lubart T. (eds). Models of Intelligence: International Perspectives. Washington: American Psychological Association, 2003. Pp. 279-292.

31. Lubart T. Creative giftedness: How to find it and how to develop it. Available at: http://www.apcg2018.org/images/document/ptt/5-Todd-Lubart.pdf (accessed: 15.09.2018).

32. Salovey P., Pizzaro A. The Value of Emotional Intelligence // Sternberg R., Lautry J., Lubart T. (eds). Models of Intelligence: International Perspective. Washington: American Psycological Association, 2003. Pp. 329-343.

33. Sternberg R.J. Implicit theories of intelligence // Journal of Personality and Social Psychology. 1985. Vol. 49. Pp. 607-627.

34. Torrance E.P. Scientific Views of Creativity and Factors Affecting its Growth // Creativity and Learning. 1965. Vol. 94, №3. Pp. 663-679.

References

1. Arnautov V.V. The development of interest in the profession of a teacher at a pedcollege student in an educational, scientific and pedagogical complex: the dissertation of the candidate of pedagogical sciences. Volgograd, 1995. 207 p. (In Russ.)

2. Bashkirova I.YU., Kulikova T.A. Problems of formation of professional and educational interest in educational activities during the testing of new modules. Nauchno-metodicheskij ehlektronnyj zhurnal «Koncept», 2015, vol. 34, pp. 151-155. Available at: http://e-koncept.ru/2015/95713.htm (accessed: 23.07.2018). (In Russ.)

3. Berikkhanova L.YU. Pedagogical improvisation as an individually-peculiar component of pedagogical activity. Tvorcheskaya napravlennost' pedagoga. Tyumen, 1991. Pp. 32-38. (In Russ.)

4. Bogoyavlenskaya D.B. Giftedness and creativity. Odarennyj rebenok, 2016, no. 5, pp. 6-16. (In Russ.)

5. Vajsbah H., Daks U. Emotional Intelligence. Moscow, Lik-press Publ., 1998. 160 p. (In Russ.)

6. Voronina S.A. Formation of interest in teaching activities in students of pedagogical classes: the dissertation of the candidate of pedagogical sciences. Tula, 1991. 219 p. (In Russ.)

7. Zagvyazinskij V.I. The personality of the teacher and the prospects for the development of national education. Vestnik Tyumenskogo gosudarstvennogo universiteta. Gumanitarnye issledovaniya. Humanitates, 2015, vol. 1, no. 1, pp. 145-153. (In Russ.)

8. Zadorina O.S. The role of the course "Pedagogical direction" in the development of professionalism of the future teacher. Pedagogika iskusstva, 2014, no. 4, pp. 490-493. (In Russ.)

9. Ilaltdinova E.YU., Fil'chenkova I.F., Fedorov A.A. Typology of electronic services in an open educational space. VestnikMininskogo universiteta, 2017, no. 2. (In Russ.)

10. Lejtes N.S. Age giftedness and individual differences. Moscow, Voronezh, Modek Publ., 1997. 448 p. (In Russ.)

11. Maksimov V.G. On the formation of professional and pedagogical interest. Sovetskaya pedagogika, 1975, no. 12, pp. 75-81. (In Russ.)

12. Mitina S.N. On the relationship between the concepts of "speech activity" and "speech ability". Vestnik Nizhegorodskogo universiteta im. N.I. Lobachevskogo. Seriya: Filologiya, 2006, no. 1, pp. 74-77. (In Russ.)

13. Myasishchev V.N. On the relationship of aptitudes and abilities. Sklonnosti i sposobnosti /pod red. V.N. Myasishcheva. Leningrad, LGU Publ., 1952. Pp. 15-62. (In Russ.)

14. Nikitin A.A. Artistic talent. Moscow, Klassika XXI Publ., 2010. 176 p. (In Russ.)

15. Giftedness and age. The development of creative potential of gifted children: a tutorial / ed. A.M. Matyushkina. Moscow, Modek, 2004. 192 p. (In Russ.)

16. Rudenko G.I. Pedagogical endowments in the structure of the integral personality: the author's abstract of the thesis of the candidate of psychological sciences. Perm, 1996. 22 p. (In Russ.)

17. Rubinshtejn S.L. Basics of general psychology. St. Petersburg, Piter Publ., 2002. 720 p. (In Russ.)

18. Savenkov A.I. Social intelligence as a problem of the psychology of giftedness and creativity. Psihologiya. ZHurnal Vysshej shkoly ehkonomiki, 2005, vol. 2, no. 4, pp. 94-101. (In Russ.)

19. Savenkov A.I. The main approaches to the diagnosis of creativity. Nauka i shkola, 2014, no. 4, pp. 117-127. (In Russ.)

20. Savenkov A.I. Psychology of children's giftedness in the works of Russian scientists of the end of XIX beginning of XX centuries. Odarennyj rebenok, 2016, no. 3, pp. 6-12. (In Russ.)

21. Sternberg R. Practical intelligence. St. Petersburg, Piter Publ., 2002. 272 p. (In Russ.)

22. Ushakov D.V. Social intelligence as a type of intelligence. Social'nyj intellekt: teoriya, izmerenie, issledovaniya / pod red. D.V. Lyusina, D.V. Ushakova. Moscow, Institut psihologii RAN Publ., 2004. Pp. 11-29. (In Russ.)

23. Ushakov D.V., SHepeleva E.A. Systems of work with gifted youth in Russia and abroad. Sibirskijpsihologicheskij zhurnal, 2014, no. 54, pp. 5-17. (In Russ.)

24. Ushakov D.V. Culture and support of knowledge, intelligence, giftedness. Social'naya psihologiya znaniya / pod red. A.L. ZHuravleva, D.V. Ushakova, T.A. Nestika, A.N. Podd'yakov, A.V. YUrevich. Moscow, 2016. Pp. 89-112. (In Russ.)

25. Hrustaleva T.M. Pedagogical giftedness of schoolchildren: theoretical foundations and empirical research. Vektor nauki TGU, 2012, no. 1(8), pp. 312-315. (In Russ.)

26. Holodnaya M.A. Intellectual talent as a developing intellectual competence. Psihologiya odarennosti i tvorchestva: monografiya. Moscow, St. Petersburg, Nestor-Istoriya Publ., 2017. Pp. 149-163. (In Russ.)

27. SHCHerbakov S.V. Social intelligence and complementarity of students and teachers relations. VestnikBashkirskogo universiteta, 2013, vol. 18, no. 3, pp. 896-901. (In Russ.)

28. Bar-On R. Emotional Quotient Inventory (EQ-i): A Measure of Emotional Intelligence. Technical Manual. Toronto: Multi-Health systems, 2004. 113 p.

29. Goleman D. Emotional intelligence. New York: Bantam Books, 2005. 358 p.

30. Lubart T. In Search of Creative Intelligence. Sternberg R., Lautry J., Lubart T. (eds). Models of Intelligence: International Perspectives. Washington: American Psychological Association, 2003. Pp. 279-292.

31. Lubart T. Creative giftedness: How to find it and how to develop it. Available at: http://www.apcg2018.org/images/document/ptt/5-Todd-Lubart.pdf (accessed: 15.09.2018).

32. Salovey P., Pizzaro A. The Value of Emotional Intelligence. Sternberg R., Lautry J., Lubart T. (eds). Models of Intelligence: International Perspective. Washington: American Psycological Association, 2003. Pp. 329-343.

33. Sternberg R.J. Implicit theories of intelligence. Journal of Personality and Social Psychology, 1985, vol. 49, pp. 607-627.

34. Torrance E.P. Scientific Views of Creativity and Factors Affecting its Growth. Creativity and Learning, 1965, vol. 94, no. 3, pp. 663-679.

© Илалтдинова Е.Ю., Кисова В.В., 2018

Информация об авторах Илалтдинова Елена Юрьевна - доктор педагогических наук, доцент, Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет), Нижний Новгород, Российская Федерация, Reseacher ID M-8233-2016, ORCID ID 0000-0002-9017-4658, e-mail: ilaltdinova eu@mininuniver.ru

Кисова Вероника Вячеславовна - кандидат психологических наук, доцент, Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет), Нижний Новгород, Российская Федерация, Reseacher ID J-6474-2017, ORCID ID 0000-0002-5633-3213, e-mail: kisovaverv@mail.ru

Information about the authors Ilaltdinova Elena Yurievna - Doctor of Education, docent, Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University (Minin University), Nizhny Novgorod, Russian Federation, Reseacher ID M-8233-2016, ORCID ID 0000-0002-9017-4658, e-mail: ilaltdinova eu@mininuniver.ru Kisova Veronika Vjacheslavovna - Associate professor, PHD in psychology, Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University (Minin University), Nizhny Novgorod, Russian Federation, Reseacher ID J-6474-2017, ORCID ID 0000-0002-5633-3213, e-mail: kisovaverv@mail.ru

Вклад соавторов

Илалтдиновой Еленой Юрьевной осуществляется руководство научным исследованием педагогической одаренности и педагогического интеллекта, предложен подход к описанию педагогических способностей в рамках теории множественного интеллекта через феномен педагогического интеллекта.

Кисовой Вероникой на основе проведенного анализа существующих подходов разработаны концептуальные и методологические основы диагностики педагогической одаренности и обоснована структура педагогической одаренности, уровни ее сформированности.

Contribution of Contributors Dr. Elena Ilaltdinova leads the research of teaching talent and teaching intelligence, an approach to describing pedagogical abilities in the framework of the theory of multiple intelligence is proposed through the phenomenon of teaching intelligence

Veronika Kisova based on the analysis of existing approaches, the conceptual and methodological foundations of diagnostics of pedagogical giftedness has developed and the structure of pedagogical giftedness, the levels of its formation has substantiated.

Поступила в редакцию: 30.09.2018 Принята к публикации: 25.11.2018 Опубликована: 01.12.2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.