Научная статья на тему 'Концептуальные основы выявления, отбора и сопровождения педагогически одаренной молодежи'

Концептуальные основы выявления, отбора и сопровождения педагогически одаренной молодежи Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
504
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ОДАРЕННОСТЬ / ПЕДАГОГИЧЕСКИ ОДАРЕННАЯ МОЛОДЕЖЬ / ВЫЯВЛЕНИЕ / ОТБОР / СОПРОВОЖДЕНИЕ / МЕТОДОЛОГИЯ ПОДДЕРЖКИ ПЕДАГОГИЧЕСКИ ОДАРЕННОЙ МОЛОДЕЖИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Илалтдинова Елена Юрьевна, Фролова Светлана Владимировна

Introduction: the analysis of conceptual bases of teaching talent is presented in article in the context of quickly developing modern Russian pedagogical education. The authors have shown modern conditions that prioritize the tasks of work with pedagogically gifted schoolchildren and students of pedagogical specialties. The original author's concept of teaching talent is introduced, unlike other approaches the authors' emphasis is placed on understanding of giftedness as genetically caused component of abilities as a basis for identification and support. Materials and methods: the main methods of the conducted research is the analysis, synthesis and formalization, modeling, pedagogical design, the description of approaches and the principles of identification, selection and support of pedagogically gifted young people. Results: the structure of teaching talent is considered as difficult interaction of universal and special components, non-uniform on the internal contents. Conceptual bases of identification, selection and support of pedagogically gifted youth are stated. A methodological basis of identification, selection and support of pedagogically gifted youth is the unity of individual and personal, event activity and system approaches. Practical opportunities of application of the main approaches presented in the article are proved by set of the complementary principles of work with pedagogically gifted students of schools and the universities. Discussion and Conclusions: the analysis of conceptual bases of identification, selection and support of pedagogically gifted youth makes prospect of a research, design and application of forms and methods of work with pedagogically gifted youth. The article targets the teachers of higher education institutions and schools, managers and tutors, who identify, select and support pedagogically gifted youth, as well as organizers of and pedagogical classes at high comprehensive schools. Keywords: teaching talent pedagogically gifted young people, identification, selection, support, a support methodology of gifted young people.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Илалтдинова Елена Юрьевна, Фролова Светлана Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONCEPTION OF IDENTIFICATION, SELECTION AND SUPPORT OF PEDAGOGICALLY GIFTED YOUNG PEOPLE

Introduction: the analysis of conceptual bases of teaching talent is presented in article in the context of quickly developing modern Russian pedagogical education. The authors have shown modern conditions that prioritize the tasks of work with pedagogically gifted schoolchildren and students of pedagogical specialties. The original author's concept of teaching talent is introduced, unlike other approaches the authors' emphasis is placed on understanding of giftedness as genetically caused component of abilities as a basis for identification and support. Materials and methods: the main methods of the conducted research is the analysis, synthesis and formalization, modeling, pedagogical design, the description of approaches and the principles of identification, selection and support of pedagogically gifted young people. Results: the structure of teaching talent is considered as difficult interaction of universal and special components, non-uniform on the internal contents. Conceptual bases of identification, selection and support of pedagogically gifted youth are stated. A methodological basis of identification, selection and support of pedagogically gifted youth is the unity of individual and personal, event activity and system approaches. Practical opportunities of application of the main approaches presented in the article are proved by set of the complementary principles of work with pedagogically gifted students of schools and the universities. Discussion and Conclusions: the analysis of conceptual bases of identification, selection and support of pedagogically gifted youth makes prospect of a research, design and application of forms and methods of work with pedagogically gifted youth. The article targets the teachers of higher education institutions and schools, managers and tutors, who identify, select and support pedagogically gifted youth, as well as organizers of and pedagogical classes at high comprehensive schools. Keywords: teaching talent pedagogically gifted young people, identification, selection, support, a support methodology of gifted young people.

Текст научной работы на тему «Концептуальные основы выявления, отбора и сопровождения педагогически одаренной молодежи»

Статья/Article

УДК 378 (07)

DOI: 10.26795/2307-1281 -2018-6-4-10

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ВЫЯВЛЕНИЯ, ОТБОРА И СОПРОВОЖДЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИ ОДАРЕННОЙ МОЛОДЕЖИ

Е. Ю. Илалтдинова1 *, С. В.Фролова2*

1 Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина

(Мининский университет), Нижний Новгород, Российская Федерация *e-mail: ilaltdinova_eu@mininuniver.ru

2

Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет), Нижний Новгород, Российская Федерация *e-mail: frolovasvetlana1987@gmail.com

АННОТАЦИЯ

Введение: В статье в контексте быстро развивающегося современного российского педагогического образования представлен анализ концептуальных основ педагогической одаренности. Авторами показаны современные условия, актуализирующие задачи работы с педагогически одаренными старшеклассниками и студентами педагогических направлений подготовки. Вводится оригинальное авторское понятие педагогической одаренности, в отличие от других подходов делается акцент на понимании одаренности как генетически обусловленном компоненте способностей.

Материалы и методы: Основными методами проведенного исследования является анализ, синтез и формализация, моделирование, педагогическое проектирование, описание подходов и принципов выявления отбора и сопровождения педагогически одаренных молодых людей. Результаты исследования: Структура педагогической одаренности рассматривается как сложное взаимодействие неоднородных по своему внутреннему содержанию универсальных и специальных компонентов. Излагаются концептуальные основы выявления, отбора и сопровождения педагогически одаренной молодежи. Методологической основой выявления, отбора и сопровождения педагогически одаренной молодежи является единство индивидуально-личностного, событийно-деятельностного, системного подходов. Практические возможности реализации представленных в статье основных подходов обоснованы совокупностью взаимодополняющих принципов работы с педагогически одаренными обучающимися школ и университетов.

Обсуждение и заключения: Анализ концептуальных основ выявления, отбора и сопровождения педагогически одаренной молодежи составляет перспективу исследования, проектирования и реализации форм и методов работы с педагогически одаренной молодежью. Статья адресована преподавателям вузов и школ, организаторам мероприятий для выявления, отбора и сопровождения педагогически одаренной молодежи, создателям психолого-педагогических и педагогических классов в средних общеобразовательных школах.

Ключевые слова: педагогическая одаренность, педагогически одаренная молодежь, выявление, отбор, сопровождение, методология поддержки педагогически одаренной молодежи.

Благодарности: выражаем благодарность анонимным рецензентам.

Для цитирования: Илалтдинова Е.Ю., Фролова С.В. Концептуальные основы выявления, отбора и сопровождения педагогически одаренной молодежи // Вестник Мининского университета. 2018. Т. 6, №4. С 10.

THE CONCEPTION OF IDENTIFICATION, SELECTION AND SUPPORT OF PEDAGOGICALLY GIFTED YOUNG PEOPLE

E. Yu. Ilaltdinova1 *, S. V. Frolova2*

Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University (Minin University), Nizhny Novgorod, Russian Federation *e-mail: ilaltdinova_eu@mininuniver.ru

2

Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University (Minin University), Nizhny Novgorod, Russian Federation *e-mail: frolovasvetlana1987@,gmail.com

ABSTRACT

Introduction: the analysis of conceptual bases of teaching talent is presented in article in the context of quickly developing modern Russian pedagogical education. The authors have shown modern conditions that prioritize the tasks of work with pedagogically gifted schoolchildren and students of pedagogical specialties. The original author's concept of teaching talent is introduced, unlike other approaches the authors' emphasis is placed on understanding of giftedness as genetically caused component of abilities as a basis for identification and support. Materials and methods: the main methods of the conducted research is the analysis, synthesis and formalization, modeling, pedagogical design, the description of approaches and the principles of identification, selection and support of pedagogically gifted young people.

Results: the structure of teaching talent is considered as difficult interaction of universal and special components, non-uniform on the internal contents. Conceptual bases of identification, selection and support of pedagogically gifted youth are stated. A methodological basis of identification, selection and support of pedagogically gifted youth is the unity of individual and personal, event - activity and system approaches. Practical opportunities of application of the main approaches presented in the article are proved by set of the complementary principles of work with pedagogically gifted students of schools and the universities.

Discussion and Conclusions: the analysis of conceptual bases of identification, selection and support of pedagogically gifted youth makes prospect of a research, design and application of forms and methods of work with pedagogically gifted youth. The article targets the teachers of higher education institutions and schools, managers and tutors, who identify, select and support pedagogically gifted youth, as well as organizers of and pedagogical classes at high comprehensive schools.

Keywords: teaching talent pedagogically gifted young people, identification, selection, support, a support methodology of gifted young people.

Acknowledgements: we would like to express our gratitude to reviewers.

For citation: Ilaltdinova E.Yu., Frolova S.V. The conception of identification, selection and support of pedagogically gifted young people // Vestnik of Minin University. 2018. Vol. 6, no. 4. Р 10.

Введение

Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов [9] определяет миссию государства в сфере поиска и поддержки одаренных детей и молодежи как создание эффективной системы образования, обеспечивающей условия для обучения, воспитания, развития способностей всех детей и молодежи, их дальнейшей самореализации независимо от места жительства, социального положения и финансовых возможностей семьи.

Положительные результаты процессов модернизации высшего педагогического образования во многом способствуют формированию положительных, продуктивных тенденций в сфере кадрового обеспечения системы образования Российской Федерации. Это отражается в тех новообразованиях, которые стали драйверами развития подготовки педагогов в рамках педагогического образования и их профессионального развития. Важным условием стабилизации дальнейшего развития явилась активная жизненная позиция, вовлеченность студентов в разработку и реализацию современных образовательных программ, включенность в волонтерские педагогические практики, построение воспитывающего образовательного пространства современного педагогического вуза.

Вместе с тем современная образовательная повестка содержит ряд вызовов и новых задач, выводящих отечественное образование в новую плоскость развития. Современная образовательная политика Российской Федерации ставит перед научной общественностью стратегическую цель, заключающуюся в создании условий для развития глобальной конкурентоспособности российского образования по качеству общего образования -вхождение России к 2024 году в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования [21]. Качество образования определяется состоянием педагогического сообщества: квалифицированностью и профессионализмом учителей, готовностью к поиску новых решений в области обучения и воспитания, созданием условий для сопровождения жизненного цикла профессии педагога, в том числе прием талантливой молодежи на образовательные программы по педагогическим направлениям подготовки.

Сегодня можно однозначно утверждать, что социальный престиж профессии педагога растет. Это обеспечивает тенденцию к росту числа мотивированных и хорошо подготовленных выпускников школ, поступающих в педагогические вузы и связывающих свою жизнь с учительством [23]. Но, несмотря на это, социальный престиж педагогической профессии очень чутко реагирует на любые социально-культурные и экономические изменения, поэтому по-прежнему сохраняется актуальность проблемы создания условий для успешного входа в профессию высокомотивированных и хорошо подготовленных выпускников школ через систему высшего педагогического образования, с созданием

условий развития мотивации профессионального роста будущих педагогов и закрепления в профессии педагогически талантливой молодежи.

Одной из ключевых проблем системы подготовки педагогических кадров до недавнего времени являлся так называемый «двойной негативный отбор». Сегодня наблюдается позитивная тенденция на рост среднего балла ЕГЭ абитуриентов педагогических направлений подготовки, требующая совершенствования подготовки педагогических кадров в контексте системного выявления, отбора и сопровождения педагогически одаренной молодежи для высшего педагогического образования и школы. Особенно актуальной эта задача становится в условиях внедрения Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации [20] и тому вниманию, которое уделяется работе с талантливой молодежью.

Очевидной является необходимость анализа и переосмысления форм и методов поддержки педагогически одаренной молодежи, а также определение концептуальных основ выявления, отбора и сопровождения педагогически одаренной молодежи.

Обзор литературы

Изучение широкого спектра проблем одаренности является одним из актуальных направлений современной психологии. Данная проблема достаточно широко представлена как в отечественной, так и в зарубежной науке. Наиболее авторитетными зарубежными концепциями одаренности считаются триадная теория одаренности Д. Рензулли [33], многомерные модели одаренности Ф. Ганье, К.А. Хеллера и некоторых других исследователей [26], а также интерес представляют исследования различных аспектов одаренности [32, 35]. Согласно концепции Д. Рензулли, одаренность понимается как результат сочетания трех основных факторов: интеллектуальных способностей, превышающих средний уровень; творческого подхода и настойчивости [33]. В модели Ф. Ганье одаренность рассматривается как совокупность интеллектуальных, креативных, социально-аффективных, сенсомоторных и некоторых других способностей в отношении к различным областям их применения (искусство, спорт, техника, воспитание и т.п.).

Психологические и педагогические аспекты творчества как составляющей одаренности, самореализации личности исследованы глубоко и разносторонне (Л.С. Выготский [4], Т. Лубарт [41], A.M. Матюшкин, Д.Б. Богоявленская, П. Торранс [37], М. Карне, С.Л. Рубинштейн, Б.М. Кедров, O.K. Тихомиров, A.B. Брушлинский, В.И. Кабрин и др.). Психология индивидуальных и стилевых различий внесла свой существенный вклад в исследование детской одаренности (Г.В. Залевский, Э.А. Голубева, В.Е. Клочко, В.Г. Леонтьев, Б.М. Теплов, Х. Холлингворт и др.). Генетические предпосылки индивидуальных различий выявлены и обозначены такими авторами, как И.В. Равич-Щербо, Р. Пломиным и др. Интеллектуальная компонента в структуре одаренности изучена М.А. Холодной [27], Д. Айзенком [31]. Психолого-педагогические исследования в области проблем депривации в условиях современного образовательного учреждения выявлены в работах Т.А. Араканцевой, И.В. Дубровиной, A.M. Прихожан.

Существенное значение имеют разработанные принципы и условия развития детей в дошкольном, предшкольном возрасте и начальной школе (Л.А. Венгер, Г.А. Берулава, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, А.З. Зак, Д.Б. Эльконин, Е.С. Белова, М. Карне, Д. Рензулли, П. Торранс [37] и др.). Принципы и методы обучения одаренных детей в контексте проблемного и дифференцированного обучения (A.B. Брушлинский, П.И. Горлов, А.Ж.

Жафяров, И.Я. Лернер, A.M. Матюшкин, М.В. Кларин, А.Ж. Жафяров и др.). Стремление к интегративным и системным подходам в исследовании одаренности было ведущим (Н.С. Лейтес, В.Д. Шадриков). Первые работы по педагогике для одаренных детей выполнены П.Ф. Каптеревым, В.М. Экземплярским, Н.В. Петровским, А.П. Модестовым, В.П. Вахтеровым, А.Н. Острогорским и др. Вклад в изучение изменения ценностей, целей и содержания образования, инновационных процессов в образовании внесли Г.Н. Прозументова, Ю.В. Сенько, В.Я. Синенко, З.И. Равкин, A.A. Бодалев, Т.А. Костюкова, В.П. Зинченко и др. Теоретико-методологические проблемы подготовки специалистов для работы с разными группами населения, в том числе с одаренными детьми, нашли свое отражение в работах В.А. Дмитриенко, H.A. Алексеева, А.Д. Копытова, С.М. Редлиха, В.Г. Храпченкова и др. Собственно педагогическая одаренность появляется в исследовании Т.М. Хрусталевой [28].

Однако, несмотря на серьезный задел отечественной и западной психологии и педагогики в изучении феномена одаренности личности, до сих пор за рамками исследований остаются вопросы, связанные с разработкой практико-ориентированных аспектов взаимодействия педагога с одаренными детьми, способов своевременной диагностики наличия одаренности и ее особенностей у ребенка. Отдельным и нерешенным вопросом по-прежнему остается определение сущности феномена собственно педагогической одаренности, возрастные, социально-демографические и гендерные особенности ее проявления, методов выявления, отбора и сопровождения педагогически одаренной молодежи, существенно влияющих на характер жизненного цикла профессии педагога.

Материалы и методы

В исследовании применялись теоретические и эмпирические методы исследования. Среди ведущих теоретических методов исследования - анализ концептуальных положений и результатов исследований общей и педагогической одаренности в трудах отечественных и зарубежных психологов и педагогов. С целью разработки концептуальных основ, а также дальнейшей разработки модели выявления, отбора и сопровождения педагогически одаренной молодежи применились методы моделирования, педагогического проектирования, мониторинга, анкетирования. В анкетировании приняло участие 117 вузов, реализующих образовательные программы по УГСН «Образование и педагогические науки», территориально представляющих 85 субъектов Российской Федерации.

Результаты исследования

Педагогическая одаренность рассматривается в данном исследовании через феномен множественного интеллекта как совокупность разнородных выдающихся способностей личности. Оригинальное авторское понятие педагогической одаренности отличается от других подходов акцентом на понимании одаренности как генетически обусловленном компоненте способностей. Теоретико-методологическую основу понимания педагогической одаренности составляют идеи целостного подхода к изучению и развитию одаренности А.А. Бодалева, А.В. Петровского, А.И. Савенкова и др., исследования основных структурных компонентов одаренности и ее развития Д. Рензулли, Ф. Ганье, К.А. Хеллера.

Педагогическая одаренность определяется как психологическая предпосылка профессиональных педагогических способностей, один из видов социальной одаренности, готовность к педагогической деятельности. Структура педагогической одаренности рассматривается как сложное взаимодействие универсальных (креативность, активность, развитие познавательных процессов) и специальных (педагогические склонности, коммуникативные склонности, организаторские склонности, артистизм, речевые способности, эмпатия, интерес к педагогической деятельности) компонентов. Универсальные компоненты рассматриваются как необходимая основа общей одаренности, позволяющая раскрываться специфическим педагогическим ее компонентам.

Опираясь на понимание одаренности А.А. Бодалева, А.В. Петровского, А.И. Савенкова, а также на положения концепции педагогической одаренности Т.М. Хрусталевой [28] и Г.И. Руденко [16], мы понимаем педагогическую одаренность как психологическую предпосылку развития педагогических способностей, представляющую собой сложное взаимодействие универсальных и специальных компонентов, обеспечивающих потенциальную возможность достижения успеха в педагогической деятельности.

Методологической основой выявления, отбора и сопровождения педагогически одаренной молодежи является совокупность индивидуально-личностного, событийно-деятельностного и системного методологических психолого-педагогических подходов.

Индивидуально-личностный подход (Е.В. Бондаревская, О.С. Гребенюк, Т.Б. Гребенюк, И.А. Колесникова, В.В. Сериков, И.С. Якиманская), определяющий основу сопровождения педагогически одаренной молодежи, основывается на признании уникальной индивидуальности личности субъекта образования [3]. Приоритетность особенностей личности определяет специфику сопровождения педагогически одаренного обучающегося, интенсивности программы сопровождения и ее содержательного аспекта [13].

Событийно-деятельностный подход (О.С. Газман, Л.М. Лузина, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, В.И. Слободчиков, С.Л. Рубинштейн, Г.И. Щукина) признает основным фактором выявления и развития одаренности человека деятельность как процессуальную, целенаправленную активность субъектов образовательного пространства [7]. Событийно-деятельностный подход предполагает характер взаимодействия субъектов образовательного пространства [19], обладающий признаками сотрудничества, открытого диалога, психолого-педагогического сопровождения педагогически талантливой молодежи.

Системный подход (Ф.Ф. Королев, В.П. Беспалько, Ю.К. Бабанский, Г.Н. Александров и др.) является направлением методологии научного познания, в основе которого лежит рассмотрение объекта как системы: целостного комплекса взаимосвязанных элементов (И.В. Блауберг, В.Н. Садовский, Э.Г. Юдин) [17]; совокупности взаимодействующих объектов (Л. Фон Берталанфи); совокупности сущностей и отношений (А.Д. Холл, Р.И. Фейджин, поздний Л. Фон Берталанфи). При организации выявления, отбора и сопровождения педагогически одаренной молодежи в русле системного подхода учитываются его основные принципы: целостности, структуризации, множественности, рождающих цепь непрерывных взаимосвязей множества элементов, образующих целостную систему. Таким образом, системный подход рассматривает педагогическую одаренность как систему через свойство целостности педагогических, интеллектуальных, организаторских, коммуникативных, творческих способностей, эмпатии, социального и эмоционального типов интеллекта личности.

Процесс выявления, отбора и сопровождения педагогически одаренной молодежи в школе и вузе, рассматриваемый в содержательных рамках мотивации и навигации, основывается на совокупности принципов системности, функциональности, целенаправленности, единства теории и практики, позитивной гипотезы, интересов личности молодого человека, свободы профессионального выбора, учета достижений молодежи в фестивально-конкурсном и олимпиадном движении, опоры на высококвалифицированные педагогические кадры и лучшие образовательные практики выявления, отбора и сопровождения педагогически одаренной молодежи, принципы индивидуальности и сотрудничества, конвенционального взаимодействия поколений, общественного и профессионального контроля, сочетания общественных и государственных инициатив, принцип интеграции субъектов выявления, отбора и сопровождения педагогически одаренной молодежи.

Принцип системности обусловливает протекание процессов выявления, отбора и сопровождения педагогически одаренной молодежи в единстве всех компонентов системы, их кооперативного взаимодействия, целенаправленного упорядочивания знаний и умений абитуриентов. Выявление принципов и механизмов организации системы сопровождения педагогически одаренной молодежи как совокупность процессов выявления, отбора и собственно психолого-педагогического сопровождения в единстве целевого и результативного компонентов выстраивается в единое целое.

Принцип функциональности предполагает рассмотрение каждого аспекта психолого-педагогического взаимодействия с педагогически одаренной молодежью и его составляющих как вариант реализации (или намечаемого к реализации) комплекса функций, необходимых одаренному обучающемуся для реализации его индивидуально-личностного духовно-нравственного, когнитивного, эмоционально-волевого, творческого потенциалов в образовательном пространстве педагогического вуза и в профессиональной среде (или квазисреде) [25]. Реализация принципа функциональности подразумевает непрерывное соответствие сопровождения педагогически одаренной молодежи ее потребностям на протяжении жизненного цикла педагогической профессии и обеспечивает возможности успешного входа в профессию и закрепления в ней в перспективе.

Принцип целенаправленности обуславливает рассмотрение процесса выявления, отбора и сопровождения как системы, направленной на результат — достижение педагогически одаренными обучающимися уровня ключевых компетентностей развития личности, достижение уровня саморазвития, самообразования. Результативно-целевые аспекты процессов сопровождения педагогически одаренной молодежи предусматривают достижение общих и частных целей. Общими целями организации и осуществления сопровождения педагогически одаренной молодежи является эффективное кадровое обеспечение всех уровней системы образования, создающие условия для достижения глобальной конкурентоспособности отечественного образования. Частными целями являются непосредственно выявление педагогически одаренных обучающихся, отбор и собственно психолого-педагогическое сопровождение, построение индивидуальных образовательных стратегий и интенсивных карьерных траекторий с целью организации успешного входа в профессию.

Принцип единства теории и практики рассматривается как эффективность отношения между целями и результатами выявления, отбора и сопровождения педагогически одаренных выпускников школ и талантливых бакалавров и магистров педагогического образования.

Принцип позитивной гипотезы («презумпции одаренности» каждого) является базовым принципом выстраивания образовательных отношений и взаимодействий в рамках процессов выявления, отбора и сопровождения педагогически одаренных школьников и студентов. Позитивная педагогическая гипотеза как убежденность в одаренности каждого человека основывается на вере в личностный потенциал и ресурсы, которая влияет на характер взаимоотношений педагога и обучающегося.

Понятие нормы проявления способностей человека может казаться «придуманным», несоответствующим реальности, несмотря на то, что проявление исключительности способностей человека встречается достаточно редко. Однако именно убеждение в творческой природе человека, способного и рожденного для преобразования окружающей действительности, созидательных практик, позитивных социальных изменений, рождает принцип презумпции одаренности каждого. Исходя из этого, личностный потенциал присущ каждому человеку только потому, что он человек. А.А. Мелик-Пашаев обозначает это высокой педагогической нормой: «презумпция одаренности по отношению к каждому ребенку, со всеми порождаемыми таким подходом, вербализуемыми и не вербализуемыми гранями общения учителя с учеником» [12, с. 18].

Идеи о необходимости педагогической веры учителя в своего ученика прослеживаются лейтмотивом в деятельности как отечественных педагогов, так и современных западных философов образования, мыслителей. В книге «Образование против талантов» Кен Роббинсон [15] обращается к анализу способностей человеческого интеллекта и тем ограничениям, которые рождает сегодня современное образовательное пространство. Осознание собственного творческого потенциала - это поиск своего призвания. Однако пространство современного образования не создает достаточных условий для раскрытия потенциала каждого ученика в классе: удается это только единицам [15]. Но определено ли это действительными ограничениями в способностях человека или же проблема заключается в той педагогике, которую мы реализуем? Вера в потенциал человека и вера в свои возможности является одним из ключевых положений эффективного образования. Выявление педагогически одаренных обучающихся среди одаренных в «другом» необходимо направить от жесткой селекции в русло фасилитации, поддержки на пути к построению профессионально-образовательной траектории.

Принцип приоритета интересов личности, ее права на свободу выбора профессии заключается в том, что выявление, отбор и сопровождение педагогически одаренных абитуриентов и педагогически одаренных студентов выстраивается на основе создания условий, мотивирующих и поддерживающих их самоопределение, развитие педагогических способностей [6]. Свобода профессионального самоопределения является важным фактором формирования профессиональной осознанности в будущей деятельности. Ключевым аспектом оценивания наличия педагогической одаренности у школьника является констатация интереса к педагогике и мотива к педагогической деятельности.

Принцип учета достижения молодежи в фестивально-конкурсном и олимпиадном движении позволяет выстраивать выявление, отбор и сопровождение педагогически одаренных школьников и студентов на основе учета персональных достижений молодого человека в фестивалях, конкурсах и олимпиадном движении. Такая особенность процессов сопровождения не свидетельствует о наличии интереса к педагогической профессии, но только мотивирует участника к саморазвитию и росту. До сих пор слабо проработаны механизмы учета достижений молодежи в фестивально-конкурсном и олимпиадном движении в организации приема на образовательные программы педагогических

направлений подготовки. В настоящее время особые преференции доступны для победителей предметных олимпиад, однако предметные знания не всегда свидетельствуют о наличии педагогической одаренности личности.

Сопровождение педагогически одаренного бакалавра и магистра в построении профессионально-образовательной траектории необходимо фиксировать как одну из первых ступеней профессионального роста в виде портфолио персональных достижений, которые необходимо учитывать при приеме на работу в образовательные организации и в дальнейшем профессиональном развитии [6].

Принцип опоры на высококвалифицированные педагогические кадры и лучшие образовательные практики выявления, отбора и сопровождения педагогически одаренной молодежи обеспечивает реализацию мероприятий выявления, отбора и сопровождения педагогически одаренной молодежи высококвалифицированными педагогическими кадрами, имеющими опыт и навыки работы с педагогически одаренными обучающимися.

Личность педагога играет ведущую роль в создании условий обнаружения педагогически одаренного обучающегося и развития его педагогических способностей [23]. Педагог определяет стратегию сопровождения педагогически одаренных обучающихся, и для этого необходимы сформированные компетенции в области овладения образовательными технологиями тьюторинга, коучинга, фасилитации, менторинга и др. [2].

Принцип индивидуальности и сотрудничества позволяет учитывать в сопровождении педагогически одаренной молодежи персонально-личностные особенности и склонности каждого, на основе которых выстраивается индивидуальная стратегия их развития в рамках сопровождения [7]. Принцип сотрудничества предполагает переход от педагогики требований к педагогике отношений [5], при которых выстраивается совместная развивающая деятельность педагога и обучающихся, основанная на взаимопонимании, интересе к деятельности самого обучающегося, совместности рефлексии хода и результатов деятельности.

Принцип индивидуальности и сотрудничества пронизан идеями свободы выбора [1], диалогического мышления, активной субъектности обучающегося, вариативности обучения, совместно значимой деятельности учителя и обучающихся, что является значимым при построении системы выявления, отбора и сопровождения педагогически одаренной молодежи.

Принцип конвенционального взаимодействия поколений [24] позволяет выстраивать процесс взаимодействия субъектов выявления, отбора и сопровождения педагогически одаренных обучающихся на основе взаимного признания ценностей поколений педагогов и обучающихся, принятия ценностно-смысловых образов мира друг друга, осуществления взаимообогащения за счет непрерывного обмена ценностями и образовательными интенциями.

Конвенциональный подход в педагогике (А.А. Федоров, Е.Ю. Илалтдинова, С.В. Фролова) является сегодня осознанной необходимостью. В сравнении с существующими подходами он представлен как новая концептуальная основа, определяющая цели, принципы, методы, способы и результаты организации взаимодействия всех субъектов образовательного пространства как представителей различных, но равноправных поколений в контексте пространства непрерывного образования каждого, результатом которого становится достижение кооперационного образовательного эффекта.

Межпоколенное взаимодействие в русле конвенции поколений дополняется вектором от младшего поколения к старшему, что является не только проявлением закономерности

смены поколений, но и важнейшим условием персонального успеха и общественного благополучия [22;25]. Плодотворное, облагораживающее влияние младших, ищущих смыслы и ценности, помогает сбалансировать прагматизм и идеализм, индивидуализм и социальные ценности в жизни старшего поколения, способствует развитию их интенций познания и преобразования нового мира - мира молодого поколения - мира необходимого будущего.

Принцип общественного и профессионального контроля предполагает привлечение экспертов из педагогических образовательных организаций высшего образования разных субъектов Российской Федерации с целью осуществления экспертизы и реализации семинара, являющегося площадкой профессионального обсуждения подготовки и проведения мероприятий по выявлению, отбору и сопровождению педагогически одаренной молодежи. На основе объективной, достоверной и многосторонней экспертизы должны быть определены составляющие процессов выявления, отбора и сопровождения, определены методы и способы диагностирования наличия педагогической одаренности, взаимодействия педагогов и обучающихся с целью развития педагогических способностей.

Принцип сочетания государственных и общественных инициатив и ресурсов предполагает основывать процессы выявления, отбора и сопровождения педагогически одаренной молодежи на сочетании государственных и общественных инициатив и ресурсов как консолидации совместных усилий по решению задач в области развития и повышения качества образования в Российской Федерации.

Принцип интеграции субъектов выявления, отбора и сопровождения педагогически одаренной молодежи предполагает активное взаимодействие всех субъектов в процессе выявления, отбора и сопровождения педагогически одаренной молодежи - подготовленных и мотивированных абитуриентов педагогических вузов и педагогически одаренных бакалавров и магистрантов. Такое взаимодействие предполагает интенсивное выстраивание продуктивных встреч школьника и студента, взаимообмен ценностями образования и образовательными смыслами.

Обсуждение и заключения

Рассматриваемые контексты феномена педагогической одаренности обладают высокой дискуссионной составляющей, заключающейся в определении содержания, предпосылок возникновения одаренности (генетически обусловленная особенность или формируемое качество личности), структуры педагогической одаренности (место когнитивных (предметных) способностей личности в структуре универсальных способностей педагогической одаренности), возможности и инструментов диагностирования педагогической одаренности, проектирования теоретических, методических и практических решений по работе с педагогически одаренной молодежью, различных, в том числе и этических, аспектов связи элитизма в работе с молодежью и массовости профессии и педагогического образования и др.

Неопределенность и изменчивость современного мира позволяет говорить о необходимости поиска средств и способов подготовки высококвалифицированных педагогических кадров для современной российской школы. Для реализации задач глобальной образовательной повестки на всех уровнях сегодня необходимо предпринять меры исследований педагогической одаренности молодежи и реализации программ развития и сопровождения молодых людей в пространстве предпрофессиональной и профессиональной педагогической деятельности.

Сочетание указанных методологических подходов и принципов организации процессов выявления, отбора и сопровождения педагогически одаренной молодежи позволит на основе систематизации и обобщения достижений теории и практики работы с одаренностью сформировать новое представление об эффективных способах кадрового обеспечения системы образования нашей страны, позволит трансформировать образовательное пространство в русло гуманистических ценностей, где происходит встреча ребенка со своим будущим.

Список использованных источников

1. Александрова Е.А. Педагогическое сопровождение самоопределения старших школьников. М.: НИИ школьных технологий, 2010. 336 с.

2. Базарнова Н.Д., Фролова С.В., Фролов В.А., Горячева Н.А., Правдина О.В. Наставничество как инструмент профессиональной адаптации молодого педагога // Проблемы современного педагогического образования. 2017. №57-9. С.231-236.

3. Бондаревская Е.В. Теория и практика личностно ориентированного образования. Ростов н/Д: РГПУ, 2000. 352с.

4. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М., 1999. 536 с.

5. Газман О.С. Педагогическая поддержка детей в образовании как инновационная проблема // Новые ценности образования: десять концепций и эссе. М., 1995. Вып. 3. С. 58-64.

6. Илалтдинова Е.Ю., Фильченкова И.Ф., Фролова С.В. Особенности организации постдипломного сопровождения выпускников программы целевого обучения в контексте сопровождения жизненного цикла профессии педагога // Вестник Мининского университета. 2017. №3.

7. Илалтдинова Е.Ю., Фролова С.В. Концепция образовательного события в практико-ориентированной парадигме высшего образования // Вестник Мининского университета. 2017. №1(18).

8. Комплексная программа повышения профессионального уровня педагогических работников общеобразовательных организаций: утверждена Правительством Российской Федерации 28 мая 2014 года №3241п-П8. URL: http://2014-2015.xn--80aaacgdafieaexjhz1dhebdg0bs2m.xn--p1ai/documents/show/48 (дата обращения: 02.07.2018).

9. Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов: утверждена Президентом Российской Федерации 3 апреля 2012 года №Пр-827. URL: http://edu53.ru/np-includes/upload/2012/09/10/2837.pdf (дата обращения: 02.07.2018).

10. Королев Ф.Ф. Основные направления методологических исследований в области педагогики: (материал для обсуждения). М., 1969. 45 с.

11. Лузина Л.М. Формирование творческой индивидуальности учителя в условиях педагогического вуза. Ташкент: Фан, 1986. 96 с.

12. Мелик-Пашаев А.А. Психология развития в начале нового века // Психологическая наука и образование. 2014. Т. 19, №4. C. 15-21.

13. Мерлин В.С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М.: Педагогика, 1986. 256 с.

14. Психологические исследования творческой деятельности / ответственный редактор О.К. Тихомиров. М.: Наука, 1975.

15. Робинсон К. Образование против таланта / пер. с англ. Н. Макаровой. М., 2013. 313 с.

16. Руденко Г.И. Педагогическая одаренность в структуре интегральной индивидуальности: автореф. дис. ... канд. психол. наук. Пермь, 1996. 22с.

17. Садовский В.Н., Блауберг И.В., Юдин Э.Г. Системный подход: предпосылки, проблемы, трудности. М.: Знание, 1969. 48 с.

18. Сериков В.В. Личностный подход в образовании: концепции и технологии. Волгоград: Перемена, 1994. 152 с.

19. Слободчиков В.И. Со-бытийная образовательная общность - источник развития и субъект образования // Ученые записки. Серия Психология. Педагогика. 2010. Т. 3. №2(10). URL: https://cyberleninka.ru/article/v/so-bytiynaya-obrazovatelnaya-obschnost-istochnik-razvitiya-i-subekt-obrazovaniya (дата обращения: 02.07.2018).

20. Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации (от 1 декабря 2016 года №642). URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&firstDoc=1&lastDoc=1&nd=102416645 (дата обращения: 02.07.2018).

21. Указ Президента РФ «О национальных целях и стратегических задачах развития РФ на период до 2024 года» от 7 мая 2018 года. URL: http://kremlin.ru/acts/bank/43027 (дата обращения: 02.07.2018).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

22. Федоров А.А. Новое педагогическое образование // Аккредитация в образовании. 2016. №8(92). С. 18-20.

23. Федоров А.А. Портрет педагога. Основа моделирования образовательных программ: монография / А.А. Федоров [и др.]; под ред. А.А. Федорова, Г.А. Папутковой. Н.Новгород: Мининский университет, 2017. 202 с.

24. Федоров А.А., Илалтдинова Е.Ю., Фролова С.В. «Конвенция поколений» в новом мире образования // Высшее образование в России. 2018. №7. С. 28-38.

25. Фролова С.В. Профессиональное воспитание в образовательном пространстве педагогического вуза: основы проектирования: учебное пособие. Н. Новгород: Мининский университет, 2017. 157 с.

26. Хеллер К.А. Диагностика и развитие одаренных детей и подростков // Основные современные концепции творчества и одаренности / под ред. Д.Б. Богоявленской. М., 1997.

27. Холодная М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. СПб.: Питер, 2004. 384с.

28. Хрусталева Т.М. Педагогическая одаренность школьников: теоретические основания и эмпирическое исследование // Вектор науки ТГУ. 2012. №1(8). С. 312-315.

29. Bar-On R. Emotional Quotient Inventory (EQ-i): A Measure of Emotional Intelligence. Technical Manual. Toronto: Multi-Health systems, 2004. 113 p.

30. Barron F. Creative person and creative process. New York: Holt, Rinehart & Winston., 1969.

31. Eysenck H. Intelligence. A New Look. New York: Transaction, 2002.

32. Gross M.U.M. Issues in the Cognitive Development of Exceptionally and Profoundly Gifted Individuals // Heller K.A., Monks F.J., Sternberg R.J., Subotnik R.F. (eds) International Handbook of Giftedness and Talent. Oxford, UK: Pergamon Press., 2000.

33. Renzulli J.S. Schools for talent development: A practical plan for total school improvement. Mansfield Center, CT: Creative Learning Press., 1994.

34. Renzulli J.S. Expanding the conception of giftedness to include co-cognitive traits and to promote social capital // Phi Delta Kappan. 2002. Vol. 84, no. 1. Pp. 33-40, 57-58. DOI: 10.1177/003172170208400109

35. Moon S.M. Personal talent: What is it and how can we study it? Paper presented at the Fifth Biennial Henry B. and Joycelyn Wallace National Research Symposium on Talent Development, Iowa City, IA., 2000, May.

36. Sternberg R.J., Grigorenko E.L. The theory of successful intelligence as a basis for gifted education // Gifted Child Quarterly. 2002. Vol. 46. Pp. 265-277.

37. Torrance E.P. Guiding creative talent. Englewood Cliffs, W.J.: Prentice-Holl, 1964. P. 62.

38. Torrance E.P. Torrance Tests of Creative Thinking. Scholastic Testing Service, Inc., 1974.

39. Hollingworth Harry L. Applied psychology. 2010

40. Jensen A. The g factor. The Science of Mental Ability. Westport: Praeger, 1998.

41. Lubart T. In Search of Creative Intelligence // Sternberg R., Lautry J., Lubart T. (eds). Models of Intelligence: International Perspectives. Washington: American Psychological Association, 2003. Pp. 279-292.

References

1. Aleksandrova E.A Pedagogical support of self-determination of senior students. Moscow, NII shkol'nyh tekhnologij Publ., 2010. 336 p. (In Russ.)

2. Bazarnova N.D., Frolova S.V., Frolov V.A., Goryacheva N.A., Pravdina O.V. Mentoring as a tool for professional adaptation of a young teacher. Problemy sovremennogopedagogicheskogo obrazovaniya, 2017, no. 57-9, pp. 231-236. (In Russ.)

3. Bondarevskaya E.V. Theory and practice of personality-oriented. Rostov on Don, RGPU Publ., 2000. 352 p. (In Russ.)

4. Vygotskij L.S. Pedagogical psychology. Moscow, 1999. 536 p.

5. Gazman O.S. Pedagogical support of children in education as an innovation problem. Novye cennosti obrazovaniya: desyat'koncepcij i ehsse. Moscow, 1995. Vol. 3, pp. 58-64. (In Russ.)

6. Ilaltdinova E.YU., Fil'chenkova I.F., Frolova S.V. Features of the organization of postgraduate support of graduates of the program of target education in the context of the support of the life cycle of the teacher's profession. VestnikMininskogo universiteta, 2017, no. 3. (In Russ.)

7. Ilaltdinova E.YU., Frolova S.V. The concept of an educational event in the practice-oriented paradigm of higher education. Vestnik Mininskogo universiteta, 2017, no. 1(18). (In Russ.)

8. Comprehensive program to improve the professional level of teachers in educational institutions: approved by the Government of the Russian Federation on May 28, 2014 no. 3241p-P8. Available at: http: //2014-2015.xn--80aaacgdafieaexjhz1dhebdg0bs2m.xn--p1ai/documents/show/48 (accessed: 02.07.2018). (In Russ.)

9. The concept of a nationwide system for the identification and development of young talents: approved by the President of the Russian Federation on April 3, 2012 no. Pr-827. Available at: http://edu53.ru/np-includes/upload/2012/09/10/2837.pdf (accessed: 02.07.2018). (In Russ.)

10. Korolev F.F. The main directions of methodological research in the field of pedagogy: (material for discussion). Moscow, 1969. 45 p. (In Russ.)

11. Luzina L.M. Formation of creative individuality of the teacher in the conditions of the pedagogical university. Tashkent, Fan Publ, 1986. 96 p. (In Russ.)

12. Melik-Pashaev A.A. Developmental psychology at the beginning of a new century. Psihologicheskaya nauka i obrazovani, 2014, vol. 19, no. 4, pp. 15-21. (In Russ.)

13. Merlin V.S. Sketch of the integral study of individuality. Moscow, Pedagogika Publ., 1986. 256 p. (In Russ.)

14. Editor-in-chief O.K. Tihomirov Psychological research of creative activity. Moscow, Nauka Publ., 1975. (In Russ.)

15. Robinson K. Education against talent. Per. from English N. Makarovoj. Moscow, 2013. 313 p. (In Russ.)

16. Rudenko G.I. Pedagogical endowments in the structure of the integral personality: the author's abstract of the thesis of the candidate of psychological sciences. Perm', 1996. 22 p. (In Russ.)

17. Sadovskij V.N., Blauberg I.V., YUdin EH.G. Systems approach: prerequisites, problems, difficulties. Moscow, Znanie Publ., 1969. 48 p. (In Russ.)

18. Serikov V.V. Personal approach in education: concepts and technologies. Volgograd, Peremena Publ., 1994. 152 p. (In Russ.)

19. Slobodchikov V.I. Co-existing educational community - the source of development and the subject of education. Uchenye zapiski. Seriya Psihologiya. Pedagogika, 2010, vol. 3, no. 2(10). Available at: https://cyberleninka.ru/article/v7so-bytiynaya-obrazovatelnaya-obschnost-istochnik-razvitiya-i-subekt-obrazovaniya (accessed: 02.07.2018). (In Russ.)

20. Strategy of scientific and technological development of the Russian Federation (dated December 1, 2016 no. 642). Available at: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&firstDoc=1&lastDoc=1&nd=102416645 (accessed: 02.07.2018). (In Russ.)

21. Presidential Decree "On the national goals and strategic objectives of the Russian Federation for the period up to 2024" dated May 7, 2018. Available at: http://kremlin.ru/acts/bank/43027 (accessed: 02.07.2018). (In Russ.)

22. Fedorov A.A. New pedagogical education. Akkreditaciya v obrazovanii, 2016, no. 8(92), pp. 18-20. (In Russ.)

23. Fedorov A.A. Portrait of a teacher. The basis of modeling educational programs: monograph / A.A. Fedorov [and others]; by ed. A.A. Fedorov, G.A. Paputkova. Nizhny Novgorod, Mininskij universitet Publ., 2017. 202 p. (In Russ.)

24. Fedorov A.A., Ilaltdinova E.YU., Frolova S.V. "The Convention of Generations" in the new world of education. Vysshee obrazovanie vRossii, 2018, no. 7, pp. 28-38. (In Russ.)

25. Frolova S.V. Professional education in the educational space of a pedagogical university: the basics of design: a training manual. Nizhny Novgorod, Mininskij universitet Publ., 2017. 157 p. (In Russ.)

26. Heller K.A. Diagnostics and development of gifted children and adolescents. Osnovnye sovremennye koncepcii tvorchestva i odarennosti / pod red. D.B. Bogoyavlenskoj. Moscow, 1997. (In Russ.)

27. Holodnaya M.A. The psychology of intelligence: the paradoxes of research. St. Petersburg, Piter Publ., 2004. 384 p. (In Russ.)

28. Hrustaleva T.M. Pedagogical giftedness of schoolchildren: theoretical foundations and empirical research. Vektor nauki TGU, 2012, no. 1(8), pp. 312-315. (In Russ.)

29. Bar-On R. Emotional Quotient Inventory (EQ-i): A Measure of Emotional Intelligence. Technical Manual. Toronto: Multi-Health systems, 2004. 113 p.

30. Barron F. Creative person and creative process. New York: Holt, Rinehart & Winston., 1969.

31. Eysenck H. Intelligence. A New Look. New York: Transaction, 2002.

32. Gross M.U.M. Issues in the Cognitive Development of Exceptionally and Profoundly Gifted Individuals. Heller K.A., Monks F.J., Sternberg R.J., Subotnik R.F. (eds) International Handbook of Giftedness and Talent. Oxford, UK, Pergamon Press., 2000.

33. Renzulli J.S. Schools for talent development: A practical plan for total school improvement. Mansfield Center, CT: Creative Learning Press., 1994.

34. Renzulli J.S. Expanding the conception of giftedness to include co-cognitive traits and to promote social capital. Phi Delta Kappan, 2002, vol. 84, no. 1, pp. 33-40, 57-58. doi: 10.1177/003172170208400109

35. Moon S.M. Personal talent: What is it and how can we study it? Paper presented at the Fifth Biennial Henry B. and Joycelyn Wallace National Research Symposium on Talent Development, Iowa City, IA., 2000, May.

36. Sternberg R.J., Grigorenko E.L. The theory of successful intelligence as a basis for gifted education. Gifted Child Quarterly, 2002, vol. 46, pp. 265-277.

37. Torrance E.P. Guiding creative talent. Englewood Cliffs, W.J.: Prentice-Holl, 1964. P. 62.

38. Torrance E.P. Torrance Tests of Creative Thinking. Scholastic Testing Service, Inc., 1974.

39. Hollingworth Harry L. Applied psychology. 2010.

40. Jensen A. The g factor. The Science of Mental Ability. Westport: Praeger, 1998.

41. Lubart T. In Search of Creative Intelligence. SternbergR., Lautry J., Lubart T. (eds). Models of Intelligence: International Perspectives. Washington, American Psychological Association, 2003. Pp. 279-292.

© Илалтдинова Е.Ю., Фролова С.В., 2018

Информация об авторах Илалтдинова Елена Юрьевна - доктор педагогических наук, доцент, Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет), Нижний Новгород, Российская Федерация, Reseacher ID M-8233-2016, ORCID ID 0000-0002-9017-4658, e-mail: ilaltdinova eu@mininuniver.ru

Фролова Светлана Владимировна - кандидат педагогических наук, доцент, Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет), Нижний Новгород, Российская Федерация, Reseacher ID M-8234-2016, ORCID ID 0000-0003-2822-0358, e-mail: Frolovasvetlana1987@gmail.com

Information about the authors Ilaltdinova Elena Yurievna - Doctor of Education, docent, Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University (Minin University), Nizhny Novgorod, Russian Federation, Reseacher ID M-8233-2016, ORCID ID 0000-0002-9017-4658, e-mail: ilaltdinova eu@mininuniver.ru Frolova Svetlana Vladimirovna - Associate professor, PHD in pedagogy, Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University (Minin University), Nizhny Novgorod, Russian Federation, Reseacher ID M-8234-2016, ORCID ID 0000-0003-2822-0358, e-mail: Frolovasvetlana1987@gmail.com

Вклад соавторов

Илалтдинова Елена Юрьевна - руководство научным исследованием педагогической одаренности, выявлена и обоснована структура педагогической одаренности, теоретические основы работы с педагогической одаренностью.

Фролова Светлана Владимировна - разработаны концептуальные и методологические основы выявления, отбора и сопровождения педагогически одаренной молодежи.

Contribution of Contributors Dr. Elena Ilaltdinova leads the research of pedagogical giftedness, defined of structure of pedagogical giftedness.

Svetlana Frolova defined a conceptual framework for the identification, selection and support of young gifted in teaching people.

Поступила в редакцию: 27.09.2018 Принята к публикации: 07.11.2018 Опубликована: 01.12.2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.