УДК 338.2
А. А. Закиров, С. С. Берман
ФОРМИРОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ И ТАЛАНТЛИВОЙ МОЛОДЕЖЬЮ В УСЛОВИЯХ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ РОССИИ
Ключевые слова: одаренные дети, талантливая молодежь, государственная образовательная политика,
национальный проект "Образование".
В статье анализируется поэтапное становление государственной политики Российской Федерации в области работы с одаренными детьми и талантливой молодежью за последние 20 лет.
Keywords: gifted children, talented young people, state education policy, the national project "Education ".
The article analyzes the gradual establishment of the state policy of the Russian Federation in the field of work with gifted children and talented young people over the past 20 years.
На современном этапе социально-экономического развития страны при попытке перехода от сырьевой экономики к инновационному развитию многократно возрастает значимость и ценность человеческого капитала. Именно поэтому работа с одаренными детьми и талантливой молодежью выходит на приоритетные позиции в образовательной политике государства. В целях преодоления опасности нашего отставания от мировых трендов экономического и общественного развития необходимо выявлять и развивать потенциал креативных, талантливых людей с детского возраста, целенаправленно создавая для обучающихся особую обогащенную образовательную среду.
По данным статистики на 2014 г. в нашей стране около 43916 общеобразовательных школ, в которых обучается 13,5 млн. детей. Охват общим образованием в Российской Федерации по-прежнему является одним из самых высоких в мире и составляет 81% от численности населения в возрасте от 7 до 17 лет включительно [1]. С одной стороны 13,5 млн. детей, с другой - из них всего лишь 15 тыс. одаренных. Эксперты сходятся во мнении, что около 20-25% детей нуждаются в продвинутом обучении, что равняется примерно 2,7 млн. детей и молодежи целевой аудитории, потенциал которых необходимо реализовать во благо развития общества и экономики страны [2]. Значимость такой работы поддерживается на самом высоком уровне, что находит отражение в существующих федеральных программах по работе с одаренными детьми.
Важнейшим инструментом решения проблем, связанных с созданием условий, обеспечивающих выявление, развитие, адресную поддержку одаренных детей, реализацию их потенциальных возможностей, социальную защиту являются долгосрочные государственные целевые программы, которые поэтапно реализуются в России с 1996 года. Первой такой программой стала Федеральная целевая программа «Дети России» и её подпрограмма «Одарённые дети».
У истоков подпрограммы «Одаренные дети» стояло Министерство просвещения Российской Федерации. Первоначально государственная програм-
ма поддержки одаренных детей называлась «Развитие творчества и одаренности», затем получила свое окончательное название «Одаренные дети».
Программа «Одаренные дети» была нацелена на создание условий для развития потенциальных возможностей и способностей юных дарований. Она включала систему мер по развитию сети образовательных учреждений и экспериментальных площадок для работы с одаренными детьми, укреплению их материально-технической базы; подготовке кадров для работы с одаренными и талантливыми детьми; внедрению новых образовательных технологий обучения и развития одаренных детей; проведению исследований по проблемам одаренности ребенка [3]. Программа предусматривала систему мер, направленных на формирование и реализацию государственной политики в области образования и связанных с ранним выявлением, обучением, воспитанием и поддержкой одаренных детей.
Среди основных задач Программы можно выделить:
> создание условий для развития и реализации потенциальных возможностей одаренных детей;
> подготовка и переподготовка кадров, работающих с одаренными детьми;
> создание экспериментальных площадок для работы с одаренными детьми;
> поддержка образовательных учреждений, работающих с одаренными детьми.
Ожидаемыми конечными результатами должна была стать сформированная система работы с одаренными детьми в России.
В стране на тот момент был накоплен немалый опыт работы с одаренной молодежью, заслуживающий одобрения и дальнейшего совершенствования. В течение многих лет в качестве экспертизы одаренности учащихся и средства повышения социального статуса знаний выступали различного рода олимпиады, турниры, научные общества учащихся, конференции, выставки, летние школы и лагеря. Дифференцированное обучение широко использовалось в школах с углубленным изучением ряда предметов - лицеях, гимназиях. Были созданы общественные лаборатории и региональные центры по
научному, научно-техническому и художественному творчеству. Средствами массовой информации активно обсуждались проблемы развития одаренной молодежи [4]. Вместе с тем координация работы различных учреждений и общественных объединений, направленная на поиск и развитие одаренных детей, носила бессистемный характер.
Подпрограмма на государственном уровне начала финансироваться в 1996г. и прошла 5 этапов:
I этап - 1996 - 1997 гг.;
II этап - 1998-2000 гг. (утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 19.09.1997 г. № 1207);
III этап - 2001-2002 гг. (утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 25.08.2000 г. № 625);
IV этап - 2003-2006 гг. (утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 3 октября 2002 г. № 732);
V этап - 2007-2010 гг. (распоряжение Правительства Российской Федерации от 26 января 2007 г. № 79-р)
Для реализации начальных этапов подпрограммы «Одаренные дети» субъекты Российской Федерации использовали разнообразные формы поддержки одарённой и талантливой молодёжи: премиальные фонды, именные стипендии, олимпиады, конкурсы, фестивали, конференции и т.д. Этими и другими средствами поддержки ежегодно охватывалось свыше 3 тысяч российских школьников 8 -11-х классов, свыше 5 тысяч обучались по различным направлениям системы дополнительного образования. В рамках данной программы была разработана и совершенствовалась нормативно - правовая база по организации работы с одарёнными детьми, увеличено финансирование (Рис.1). Основные денежные средства в субъектах были направлены на строительство и реконструкцию образовательных организаций, обновление учебно-методической литературы, компьютерной техники и т.п.
Рис. 1 - Финансирование подпрограммы «Одаренные дети» из федерального бюджета, млн. руб. [5]
В ходе реализации II этапа Подпрограммы (1998-2000 гг.) были получены социально значимые результаты, среди которых основной - разработка и реализация в реальной практической деятельности основ психолого-педагогической работы с одаренными детьми.
Приоритетными направлениями реализации следующих трех этапов являлись:
> создание условий для выявления, поддержки и развития одаренных детей в Российской Федерации;
> осуществление адресной поддержки и социальной защиты каждого одаренного ребенка через материальную и моральную помощь и создание системы государственных грантов (стипендий);
> организация специального психолого-педагогического пространства для возможности творческого проявления одаренных детей;
> разработка новых методов подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров, работающих с одаренными детьми;
> развитие и поддержка сети учреждений и организаций, работающих с одаренными детьми;
> осуществление необходимых мероприятий по научному, методическому и информационному обеспечению Программы.
Система федеральных мероприятий по различным направлениям образовательной деятельности строились с учетом предоставления ребенку возможности продуктивно развивать, демонстрировать свои достижения, встречаться с ведущими учеными и специалистами в сфере его одаренности, представителями технической и художественной интеллигенции. Педагогам, работающим с одаренными детьми, предоставлялась возможность обмена опытом работы на всероссийском и региональном уровнях (научно-практические конференции, семинары, курсы повышения квалификации).
Результаты реализации Программы условно можно разделить на два направления: теоретическое и практическое [6]. Отмечена серьезная просветительская работа среди педагогических кадров и родительской общественности по формированию у них современных научных представлений о природе, методах выявления и путях развития детской одаренности. Издана библиотека «Одаренные дети», в которую вошли научные, учебно-методические и практические пособия по работе с одаренными детьми, издаются сборники материалов всероссийских научно-практических конференций, формируются основы системного подхода к работе по переподготовке и повышению квалификации педагогов, работающих с одаренными детьми.
В практическом направлении сформирована и апробирована система мероприятий, способствующих выявлению, развитию и поддержки талантливых детей в различных областях знаний, искусства, спорта в процессе всероссийских олимпиад, конкурсов, конференций, слетов, фестивалей, соревнований и других мероприятий в системе дополнительного образования детей. С целью координации усилий различных образовательных учреждений по созданию условий обучения и воспитания одаренных детей в разных областях знаний, культуры и спорта в федеральных округах была создана сеть специальных образовательных учреждений разных типов и видов для работы с одаренными детьми, оказана поддержка по укреплению их учебно-методической и материально-технической базы. Постепенно формировался банк данных одаренных
детей, проводился поиск интересных методик, технологий и авторских программ обучения. Разработана и внедрена система мер по утверждению стипендиатов из числа одаренных детей всех регионов Российской Федерации и финансовая поддержка конкретного ребенка через систему единовременных государственных стипендий.
В работе с одаренными детьми при реализации подпрограммы возникли трудности, которые можно условно выделить в 5 групп [7]:
1. Научно-методические, исходящие из множества противоречивых теоретических подходов и методов, вариативности современного образования и обусловленные разнообразием видов одаренности;
2. Психолого-педагогические, определяемые необходимостью теоретического обоснования всей системы работы с одаренными детьми и технологического ее обеспечения, обоснованием возрастных и индивидуальных подходов в работе с категорией одаренных детей;
3. Организационные, связанные с формированием общественного понимания необходимости решения специальных задач по развитию одаренных детей и конкретной реализацией мероприятий Программы;
4. Кадровые, обусловленные необходимостью специальной подготовки педагогов, профессионально и личностно подготовленных к работе с одаренными детьми, в образовательных учреждениях различного типа и вида: в системе дошкольного и школьного образования (школы, гимназии, лицеи), государственного и негосударственного образования, в системе дополнительного образования детей и т.п.
5. Материально-технические, связанные с недостаточным материально-техническим обеспечением образовательных учреждений, отрабатывающих инновационные технологии и методики работы с одаренными детьми, с отсутствием необходимого современного компьютерного, лабораторного, спортивного оборудования, музыкальных инструментов.
Указанные проблемы явились в большинстве своем прогнозируемыми по причине масштабности реализации проекта, охватившего огромные территории семи федеральных округов страны. Решение этих проблем составляла перспективные направления развития Подпрограммы на последующих этапах.
Итогом реализации подпрограммы «Одаренные дети» в отечественной системе образования стало сложившаяся определенная инфраструктура, обеспечивающая работу по поиску и поддержке одаренных детей. Так, например, во всех федеральных округах созданы центры по работе с одаренными детьми, которые решают задачи координации усилий различных образовательных учреждений по созданию условий для обучения и воспитания одаренных детей в разных областях знаний, культуры и спорта; формируют банк данных одаренных детей.
Следующей по значимости программой по выявлению, развитию и поддержке юных талантов в различных областях знаний, культуры и спорта стало направление «Государственная поддержка талантливой молодежи» приоритетного национального проекта «Образование».
Направление приоритетного национального проекта «Образование» по государственной под-
держке талантливой молодёжи обеспечивало условия для реализации инновационного потенциала российской молодёжи. Участие в нацпроекте талантливой, способной молодёжи рассматривалось в перспективе как важнейший фактор и ресурс развития общества; её деятельностное включение в образовательные, экономические, политические и социальные процессы способно придать дополнительные импульсы развития как отдельному региону, так и стране в целом.
Основной задачей реализации проекта стало изменение существующей системы поддержки талантливой и инициативной молодежи - построение именно системы (а не суммы отдельных программ) поддержки талантливой молодежи, включающей научно-методическое сопровождение, преобразование системы образования, создание Центров поддержки талантливой молодежи и согласованных мероприятий, направленных на раскрытие потенциала молодых людей.
Именно реализация направления «Государственная поддержка талантливой молодежи» приоритетного национального проекта «Образование» начиная с 2006 года, привлекла внимание к необходимости поддержки талантливой молодежи как со стороны федеральных, так и со стороны региональных органов власти. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 6 апреля 2006 г. № 325 «О мерах государственной поддержки талантливой молодежи», постановлением Правительства Российской Федерации от 25 мая 2006 года № 311 «О премиях для поддержки талантливой молодежи», приказом Министерства образования и науки России от 28 февраля 2008 г. № 74 «Об утверждении правил присуждения премий для поддержки талантливой молодежи и порядка выплаты указанных премий» ежегодно, начиная с 2006 г., по 2011 гг. присуждено 5350 премий для поддержки талантливой молодежи, из них [8]:
> 1250 премий - победителям и призерам международных олимпиад и иных мероприятий, проводимых на конкурсной основе, а также победителям всероссийских олимпиад и иных конкурсных мероприятий в размере 60 тыс. рублей каждая;
> 4100 премий - призерам всероссийских олимпиад и иных конкурсных мероприятий, а также победителям региональных и межрегиональных олимпиад и иных конкурсных мероприятий в размере 30 тыс. рублей каждая.
Среди основных проблем, связанных с реализацией проекта, можно выделить:
> «утечку» специалистов высокой квалификации из России;
> отсутствие системы механизмов государственного и социального заказа на работу с одаренными детьми;
> отсутствие системы стимулирующих надбавок и доплат педагогическим работникам, эффективно и результативно организующим работу с одаренными детьми и молодежью;
> недостаточная проработанность вопроса системы льготного поступления одаренных детей в высшие учебные заведения;
> плохо организованная межведомственная интеграция в работе с одаренными детьми, непро-
строенность и незакрепленность механизмов взаимодействия институтов образования, культуры, спорта, гражданского и бизнес-сообщества.
Опыт реализации приоритетного национального проекта «Образование» в части поддержки талантливой молодежи показывает, что поддержка талантливой молодежи является неотъемлемой составляющей образовательной деятельности: порядка 90% лиц, которым присуждается премия для поддержки талантливой молодежи - обучающиеся образовательных организаций, причем 50% из них - победители олимпиад среди обучающихся в образовательных организациях всех уровней образования, 35% - победители конкурсных мероприятий со студентами [6].
Продолжением государственной политики в области поддержки одаренных детей стала национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» утвержденная президентом Российской Федерации Д.Медведевым 04 февраля 2010 г. (Пр-271). В национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» одним из пяти направлений является «Развитие системы поддержки талантливых детей» [9]. В Российской Федерации принят и реализуется ряд концептуальных и нормативных документов, закрепляющих данную стратегическую установку, определяющих базовые принципы построения и основные задачи деятельности органов исполнительной и законодательной власти, системы образования, институтов гражданского общества по данному ключевому направлению (Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов от 03 апреля 2012 года; Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки»; Указ Президента Российской Федерации от 01.06.2012 № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы»; Федеральная целевая программа «Дети России» (подпрограмма «Одаренные дети» и др.). Согласно документу, в России должна быть выстроена разветвлённая система поиска, поддержки и сопровождения талантливых детей. Данная программа обращает внимание на то, что ключевой характеристикой современного российского образования становится не только передача знаний и технологий, но и формирование компетентностей у детей, в том числе творческих. Именно такой подход к образованию способствует формированию у обучающихся инициативности, способности творчески мыслить и находить нестандартные решения. Главным результатом школьного образования должно стать его соответствие целям опережающего развития.
Реализация инициативы «Наша новая школа» в 2010-2013 гг. нашла свое отражение в реализации государственной политики в поддержке талантливых детей и внесла значительный вклад в формирование системных мероприятий для поддержки юных талантов в России. Приоритеты последующих лет -это полноценное формирование новой системы поиска и поддержки юных талантов, переход к практически ориентированной модели образования в средней и старшей школе, и превращение школы в центр жизни, а не только в место, где учат детей, а
также формирование нового поколения учителей, которые будет обладать всеми навыками современной педагогики и получать достойную зарплату за свой труд [10].
Основополагающим документом, определяющим базовые принципы построения и основные задачи общенациональной системы выявления и развития молодых талантов, а также основные направления ее функционирования является Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов (далее - Концепция). Положения Концепции реализуются путем осуществления комплекса мер, интегрирующих мероприятия по данному направлению в соответствующие государственные программы, а также в федеральные, региональные и муниципальные целевые программы в сфере образования, науки, культуры и спорта.
Важным звеном в системе поиска и отбора детей с признаками одаренности в федеральном масштабе является всероссийская олимпиада школьников. Четыре этапа олимпиады - школьный, муниципальный, региональный, заключительный - делают ее действительно общероссийской. Участниками школьного этапа ежегодно становятся более 7 млн. школьников в возрасте от 10 до 18 лет (школьным уровнем олимпиады в среднем охвачено более 35% обучающихся, от 46% до 8% в разных субъектах Российской Федерации). Региональный этап всероссийской олимпиады школьников проводится во всех субъектах Российской Федерации. В 2013 году в нем приняли участие 117 516 обучающихся (в 2011 и
2012 годах соответственно 106 709 чел. и 114 715 чел.). Право участвовать в заключительном этапе олимпиады получили 5000 школьников, из которых 1505 человек завоевали титул победителя и призера олимпиады.
В рамках реализации Федерального закона об образовании №273-Ф3 издано постановление Правительства Российской Федерации от 31 августа
2013 г. № 755«О федеральной информационной системе обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования, и приема граждан в образовательные организации для получения среднего профессионального и высшего образования и региональных информационных системах обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования». В федеральную информационную систему вносятся сведения о лицах, являющихся победителями и призерами заключительного этапа всероссийской олимпиады школьников, членов сборных команд Российской Федерации, участвовавших в международных олимпиадах по общеобразовательным предметам, а также лицах, являющихся победителями и призерами олимпиад школьников.
На базе национальных исследовательских и федеральных университетов созданы и действуют 6 центров и 12 дистанционных школ для работы с одаренными детьми по различным академическим направлениям. Через систему семинаров и повышения квалификации прошло более 2500 учителей,
преподавателей вузов и специалистов, работающих с одаренными детьми. По данным текущего года в непосредственные занятия (включая разработку индивидуальных образовательных траекторий) включены более 400 мотивированных обучающихся старших классов.
В ряде субъектов Российской Федерации реализуются проекты, направленные на развитие творческого потенциала талантливой молодежи, содействие карьерному и личностному росту молодых людей (Красноярский край, Кировская область, Новосибирская область), функционируют очно-заочные школы для одаренных детей при ведущих вузах страны с использованием дистанционных форм обучения (республики Коми, Карелия и Мордовия; Архангельская, Ивановская, Сахалинская, Орловская, Тамбовская, Белгородская области; Пермский край, Краснодарский край, Ставропольский край; Ханты-Мансийский автономный округ), осуществляется интеграция различных уровней образования, сетевое взаимодействие муниципальных образований (Иркутская, Тверская, Тюменская, Ярославская области).
В Центральном федеральном округе:
> реализуются проекты по организации профильного обучения школьников на базе организаций высшего образования, в том числе: «Сельская школа как исследовательская лаборатория» (Калужская область), «Успех в твоих руках» (Белгородская область);
> проводятся форумы одаренных детей (Ивановская, Ярославская, Белгородская области), фестивали, профильные семинары, научные экспедиции, интеллектуальные тематические слёты с использованием систем интернет-поддержки (Москва и Московская область);
> осуществляется работа базовых площадок по развитию художественного творчества детей (Тульская область);
> реализуются методики: «Карта одаренности», «Интеллектуальный портрет», «Шаг в будущее» (Орловская область);
> работают клубы по интересам, творческие студии и мастер-классы, научные общества (Калужская, Рязанская, Курская, Смоленская области).
В Северо-Западном федеральном округе:
> реализуются программы сотрудничества с Российским творческим союзом работников культуры, Союзом писателей Российской Федерации, Всероссийским детским фондом, Международным благотворительным фондом «Открытый мир» (Санкт-Петербург), а также программы дополнительного образования детей (Новгородская область) и развития познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста (Москва, Вологодская и Московская область);
> организуются образовательные форумы, научно-исследовательские конференции, выставки, интеллектуальные марафоны, обучающие семинары (Архангельская, Ленинградская, Вологодская, Псковская области);
> в режиме эксперимента проведен открытый конкурс «Санкт-Петербургская медико-биологическая олимпиада школьников».
В Южном федеральном округе:
> апробируются авторские педагогические методики «Учение с увлечением», «Развитие интеллектуально-исследовательской компетентности обучающихся» (Волгоградская область);
> создана и функционирует электронная база исследовательских проектов по направлению «Робототехника», а также программы для талантливых детей по математике в режиме «Вечерняя школа» (Астраханская область);
> ведется внеурочная работа с талантливыми детьми на базе высших учебных заведений (Республика Адыгея, Астраханская и Ростовская области).
В Северо-Кавказском федеральном округе:
> дан старт новому проекту «Нулевой километр - начало пути» (Кабардино-Балкарская Республика) с участием около 500 обучающихся, который ориентирован на формирование резерва управленческих кадров для регионов, входящих в округ, из числа творческой молодежи;
> реализуется программа «Шаг в будущее» (Республика Дагестан);
> работают республиканские школы выходного дня для талантливых детей и молодёжи (Чеченская Республика, Карачаево-Черкесская Республика), а также научные общества и объединения обучающихся (Карачаево-Черкесская Республика, Чеченская Республика, Республика Ингушетия, Республика Северная Осетия - Алания, Ставропольский край).
В Приволжском федеральном округе:
> разработаны и реализуются модульные программы «Школа «NIK» «Учительская академия», «Университет медиа технологий» (Пензенская область), проект «Олимпийская сборная детей сельских территорий» (Пермский край), учебно-методические комплексы по развитию детской одаренности (Кировская область), программы для детей-инвалидов «Я все умею делать сам!», «За пределами школьной программы» (Республика Марий Эл);
> апробируется дистанционный курс «Методика подготовки к олимпиадам и конкурсам по истории, обществознанию и праву» (Нижегородская область);
> издаются сборники исследовательских работ молодых людей-исследователей, функционируют экспериментальные площадки (Республика Башкортостан, Ульяновская область);
> функционирует портал «Одаренные дети Самарской области».
В Уральском федеральном округе:
> в работе с одаренными детьми и молодежью реализуются авторские и модульные программы (Челябинская, Свердловская области, Ханты-Мансийский автономный округ);
> стартовал инновационный проект «Электронный Дворец молодежи» (Челябинская область);
> на базе образовательных организаций дополнительного образования организуются и проводятся летние смены для одаренных детей, работают научные общества обучающихся (Тюменская область).
В Сибирском и Дальневосточном федеральных округах функционируют экспериментальные площадки по работе с одаренными детьми (Иркутская,
Новосибирская области, Красноярский и Приморский край); реализуются инновационные проекты и программы - «Будущее Алтая» (Алтайский край), «Мир профессиональных возможностей», «Свое дело», «Работающая молодежь» (Красноярский край), «Известные ученые - детям» (Республика Тыва), «Тьюторское сопровождение одаренных детей и молодежи» (Еврейская автономная область), «Детский университет» (Хабаровский край), педагогическая мастерская «Олимпиадная педагогика» (Приморский край), работают летние научные школы (Республика Хакасия, Камчатский край, Сахалинская область) [11].
За годы реализации спектра федеральных целевых проектов и программ, направленных на выстраивание разветвленной системы поиска и поддержки талантливых детей, а также их сопровождения в течение всего периода становления личности, сформировалась инфраструктура, обеспечивающая работу по поиску и поддержке одаренных детей и молодежи:
> специализированные учебные заведения различных типов для интеллектуально одаренных детей, при ведущих университетах;
> специализированные учебно-научные центры и специализированные физико-математические школы;
> президентские лицеи при федеральных и национальных исследовательских университетах;
> центры по работе с одаренными детьми во всех федеральных округах;
> сеть очно-заочных и дистанционных школ для одаренных детей;
> учреждения дополнительного образования.
Календарь всероссийских массовых мероприятий, проводимых для одаренных детей достиг более 100 мероприятий, проводимых ежегодно. Доля детей, принимающих активное участие во всероссийских мероприятиях на межведомственной основе в 2013 году составила более 65% от общей численности детского населения.
Таким образом, государственная политики должна быть направлена на создание единой федеральной системы по выявлению, психолого-педагогической поддержке талантливых детей и молодежи, созданию единого научно-методического и информационного пространства. Реализация этой задачи требует создания целостной системы работы с талантливыми детьми и молодежью в каждом субъекте федерации. Помимо этого система работы с талантливыми детьми и молодежью должна включать в себя целый ряд составляющих, направленных на создание условий для благоприятного психологического и психофизического развития детей на всех этапах взросления, с тем, чтобы способствовать максимальному сохранению и развитию их природного дара. Комплексный подход в работе с одарен-
ными детьми и талантливой молодежью на государственном уровне позволит стране стать одной из лидеров по развитию человеческого капитала и обогатит экономику так необходимыми ей инновационными кадрами.
Литература
1. Статистический сборник «Численность учащихся и персонала образовательных учреждений Российской федерации (прогноз до 2020 года и оценка тенденций до 2030 года). Изд.: Центр социального прогнозирования и маркетинга. Москва. - 2013. - С.28
2. Одаренные дети - надежда России? [Электронный ресурс]// Электронный журнал об образовании [Офиц. сайт]. URL: http://www.akvobr.ru/odarennye_deti_ nadezhda_rossii.html (дата обращения: 3.10.2014)
3. Моисеев В.О., Степанова Ю.В. Эффективная преемственность «школа-вуз» в обучении информационным технологиям как современная проблема образования/ В.О. Моисеев, Ю.В..С Степанова// Вестник Казан. технол. ун-та. - 2013. - №2. - С. 287
4. Пивоваров С.С., Зеленин С.П., О создании общероссийской системы работы с интеллектуально одаренными детьми. / Материалы всероссийской научно-практической конференции. «Одаренные дети; проблемы, перспективы, развитие», С Петербург, 2013, С 66-72.
5. Синягина, Н.Ю. Результаты реализации подпрограммы «Одаренные дети» Федеральной целевой программы «Дети России» в 2003 - 2006 гг. // Н.Ю. Синягина, И.В. Калиш, Н.В. Зайцева. - М.; - 2007. - С. 41
6. Анализ эффективности реализации мероприятий подпрограммы «Одаренные дети» Федеральной целевой программы «Дети России» (1998-2003 гг.) / Е.Е. Че-пурных, Н.Ю. Синягина, И.В. Кузнецова, И.В. Калиш, Н.В. Зайцева. М., 2004. - 74с.
7. Исаева Л.Б. Образовательная среда как предмет психолого-педагогических исследований/Л.Б. Исаева// Вестник Казан. технол. ун-та. - 2012. - №13. - С. 283
8. Доклад Заседания коллегии Министерства образования и науки Российской Федерации «О проекте Концепции интеграции эффективных механизмов поиска поддержки талантливых детей и молодежи в общенациональную систему и принятии комплекса мер по ее реализации». Режим доступа: http://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/
9. Доклад «О реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» в 2013 году». [Электронный ресурс]// Портал образовательной Интрасети [Офиц. сайт]. URL: edu.uray.ru.
10. Зинурова, Р.И., Тузиков, А.Р. Профессиональное образование в 21 веке: региональный ответ на вызовы модернизации: монография. - Казань: Изд-во Казан. гос. технол. ун-та, 2011
11. Проект Концепции российской национальной системы выявления и развития молодых талантов «Российские таланты». [Электронный ресурс]// Институт психологии Российской академии наук [Офиц. сайт]. URL: http://ipras.ru/.
© А. А. Закиров - зам. директора ГАУ ДО "Республиканский олимпиадный центр" МОиН РТ, [email protected]; С. С. Берман -канд. экон. наук, доцент кафедры менеджмента и предпринимательской деятельности КНИТУ, [email protected].
© A. Zakirov - Deputy director of the olympiad centre of the Republic of Tatarstan, [email protected]; S. Berman -ics, Assistant Prof., department management and entrepreneurship KNRTU, e-mail:[email protected].
PhD in Econom-