ТЕМА НОМЕРА: СОВРЕМЕННАЯ КАДРОВАЯ ПОЛИТИКА
В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ
DOI: 10.26794/2226-7867-2019-9-3-6-12 УДК 323.212(045)
советский, российский и зарубежный
опыт выявления талантливых учащихся
Понявина Мария Борисовна,
канд. экон. наук, доцент Департамента политологии и массовых коммуникаций,
Финансовый университет, Москва, Россия
Селезнев Павел Сергеевич,
д-р полит. наук, доцент Департамента политологии, Финансовый университет,
Москва, Россия
Аннотация. Проблема поиска и выявления талантливой молодежи, готовой эффективно решать государственные задачи, была актуальной всегда. Сегодня этот вопрос становится первостепенным в образовательной политике любого современного инновационного государства. Авторы данной статьи рассматривают исторический аспект поиска и выявления талантливой молодежи, одновременно раскрывая особенности деятельности в этом направлении в России и большинстве передовых стран. К настоящему моменту в мире существуют и широко применяются разнообразные способы и методики работы с талантливой молодежью. Статья раскрывает вопрос уникального по своей результативности опыта, накопленного нашей страной за многие десятилетия, по выявлению, дальнейшему обучению и поддержке талантливой молодежи. В работе также тщательно анализируется опыт отдельных стран в этой сфере.
Ключевые слова: государственная образовательная политика; талантливая молодежь; индивидуальный план обучения; дополнительное образование
soviet, Russian and foreign experience
of identifying talented students
Ponyavina M. B.,
PhD of Economics, Associate Professor of the Department of Political Science and Mass Communications,
Financial University, Moscow, Russia
Seleznev P. S.,
Doctor of Political Sciences, Associate Professor of Department of Political Science and Mass Communications
Financial University, Moscow, Russia
Abstract. The problem of finding and identifying talented young people who are ready to solve state problems effectively has always been relevant. Today, this issue is becoming a priority in the educational policy of any innovative modern state. This article examines the historical aspect of the search and identification of talented youth; at the same time, it reveals the peculiarities of current activities in this direction in Russia and the most developed countries. By now, in the world exist a variety of ways and methods of work with talented youth. Our article reveals the unique experience accumulated over many decades by our country to identify, further training and support of talented youth. The work also thoroughly analyses the experience of individual countries in this field.
Keywords: state educational policy; talented youth; individual training plan; additional education
В нашем стремительно меняющемся мире все больше внимания уделяется развитию креативности, творчества, всяческих неординарных способностей человека. Экономика, политика и геополитика передового государства требуют от общества новаторских, нестандартных, нетривиальных решений для достижения и удержания государством лидерских позиций.
В обществе выделяются творчески одаренные, неординарные, талантливые молодые люди, интересующиеся разными направлениями современных наук и технологий. Такие люди способны своими передовыми идеями оказать первостепенное влияние на развитие страны. Обеспечение реализации задачи инновационного развития страны требует от государственной внутренней политики поиска, поддержки и дальнейшего развития талантливой молодежи.
Задача поиска и выявления способных молодых людей, готовых со временем решать государственные проблемы, стояла перед передовыми государствами еще до нашей эры. Так, в Китайской империи в III тысячелетии до н.э. высшие должности в государстве занимали специально отобранные талантливые молодые люди со всей страны, получившие образование и успешно сдавшие экзамены.
Вовремя замеченные талантливые дети и молодежь, их дальнейшее образование и воспитание играют важную роль в созидательном развитии общества. Поиск талантов, создание условий для их развития и последующего применения, а также готовность социума принимать талантливых людей представляется стержневым аспектом культурно-образовательной политики передового государства, базой создания инновационной экономики.
советский опыт выявления талантливых учащихся
В середине прошлого столетия Советский Союз и Соединенные Штаты Америки являлись неоспоримыми лидерами по работе с талантливыми детьми. Этот исторический период ознаменован мощной конкурентной борьбой двух государств за преимущество на международной арене. В одно время, в 1960-е гг., СССР и США запустили масштабные программы по поддержке одаренных детей. Неофициально считается, что решающим фактором к этому шагу явился запуск космического спутника в 1957 г., который подстегнул США к усилению работы в этом направлении: была разработана госпрограмма по выявлению одаренных детей, которые могли стать двигателями прогресса [1, с. 6, 7].
В СССР в 1975 г. был организован Всесоюзный Совет по одаренным и талантливым детям, который стал направлять существующую в стране активность по изучению, обучению и воспитанию одаренных детей. Процесс выявления одаренных детей начинался уже на этапе дошкольного образования.
Необходимо отдельно отметить, что политические особенности СССР в рассматриваемый период накладывали особый отпечаток на механизм выявления талантливых детей. Главенствующая роль советской идеологии отводилась к идее равенства: советское общество представлялось социумом равных возможностей, где не было места любым элитам. В этой связи работа с талантливой молодежью открыто и общедоступно не афишировалась. Такая скрытность позволяла достигать максимального охвата молодежной аудитории и наиболее полно реализовывать потенциал всей молодежи страны.
В действительности существовала мощная передовая система выявления и воспитания талантливых учащихся. Ключевым направле-
нием советской системы работы с молодежью было ее максимально полное всестороннее развитие, и как результат — особо одаренные и деятельные дети проявляли себя благодаря сложившейся системе. Именно данная система детского развития давала возможность ребенку по окончании обучения иметь отличный образовательный результат, характеризующий всесторонне развитую личность.
В СССР также была очень развита система конкурсов, по итогам которых оказывалась существенная поддержка победителям.
Организационным началом всестороннего развития детей и молодежи в СССР являлись общеобразовательные заведения, армия и военно-технические клубы и секции, а также культурно-просветительские, спортивные, туристские организации и творческие кружки, созданные при общеобразовательных школах и районных домах творчества.
Школьные кружки представляют собой плавный старт юного исследователя в серьезную науку. Результат занятий в школьных кружках открывает возможность учащимся, проявившим свою заинтересованность в каком-либо предмете, получить дополнительные углубленные знания и навыки, развивая которые учащийся может добиться серьезных результатов в науке, технике, спорте, искусстве.
В спорте в СССР долгое время не было никакой специфической работы по выявлению талантливых спортсменов, однако с конца 80-х гг. этому стали уделять прицельное внимание, и результаты были отмечены многократными победами на Олимпийских играх. В 1986 г. вышло постановление Госкомспорта СССР «О единой системе отбора перспективных спортсменов», что дало толчок к организации специальных центров отбора, подстегнувших работу по данному направлению. В рамках данных центров осуществлялась деятельность как по спортивному отбору, так и по разработке актуальных методов выявления физически одаренных детей. Результатом этого стали многочисленные победы СССР в Олимпийских играх 1980, 1988 и 1992 гг.
В сфере художественного творчества и изобразительного искусства проходили разноплановые показы художественной самодеятельности.
Образование одаренных детей в СССР преследовало задачу максимального использования интеллектуальных ресурсов ввиду науч-
но-технического соревнования с передовыми капиталистическими странами. В связи с этим действовала достаточно эффективная система выявления и обучения высокоодаренных детей, особенно в сфере физики и математики.
Рациональность госпрограмм поддержки талантливой молодежи доказывается разными причинами: политическими, экономическими, социальными. Считается, что экономическое развитие регионов и стран в целом напрямую зависит от общего уровня образования. Разработаны экономические модели, позволяющие численно оценить прирост ВВП в результате повышения интеллектуального уровня жителей страны.
В настоящее время в разных странах программами для одаренных детей охвачены в среднем от 2 до 10% школьников, в современной России этот процент не превышает 0,1% [2]. Статистика советского периода в открытом доступе отсутствует, более того, термин «одаренный» в официальных источниках не использовался.
российский опыт работы
с талантливыми детьми и молодежью
Началом работы с талантливыми учащимися в современной России принято считать Федеральную целевую программу «Одаренные дети», введенную в 1996 г. в рамках программы «Дети России». Основной ее задачей являлась целевая поддержка разного типа учебных учреждений, работающих с талантливыми учащимися. Впоследствии эта программа была пролонгирована. Результат данной программы сложно назвать продуктивным в рамках государства. Ежегодно выявлялись талантливые школьники (квота на всю страну составляла 500 человек), которым выплачивалась предусмотренная стипендия.
Работа с талантливой молодежью способствует росту доступа к дополнительным образовательным услугам, нацеленным на развитие детской одаренности. Отдельно стоит отметить активное использование дистанционных технологий, позволяющих дать доступ к дополнительным знаниям всем группам талантливых школьников: маломобильным, с ОВЗ и лицам, проживающим в отдаленных регионах Российской Федерации.
На сегодняшний день в России функционирует национальный механизм поддержки
талантливых детей и молодежи. Законодательно закреплены приоритеты при поступлении в вузы победителей и призеров школьных олимпиад национального и международного уровней.
Наиболее эффективным механизмом по выявлению талантливых учащихся в сегодняшней России принято считать систему олимпиад, творческих конкурсов, соревнований, которые предполагают максимальный охват обучающихся. Министерство науки и высшего образования Российской Федерации каждый год утверждает «Перечень олимпиад школьников» — в 2018-2019 учебном году в него вошли 72 соревнования.
Сегодня в Российской Федерации проводятся предметные олимпиады и Всероссийская олимпиада школьников. Задачи последней — в выявлении творческих способностей и развитии у обучающихся интереса к науке, пропаганде научных знаний и отборе наиболее талантливых учащихся на следующий соревновательный уровень — международные олимпиады по общеобразовательным предметам. Всероссийская олимпиада школьников проводится по 21 номинации в четыре этапа, организаторами которых являются образовательные организации, органы местного самоуправления, отвечающие за сферу образования, органы исполнительной власти субъектов РФ. Организатором заключительного этапа является Федеральное агентство по образованию.
Система дополнительного образования является комплиментарным подспорьем в сфере выявления и поддержки талантливых детей. Она включает разноплановые методики по развитию креативных навыков в разных областях: художественной, спортивной, военной, научной и др. Система конкурсов, конференций и соревнований здесь также является одним из механизмов по выявлению талантов. Победители и призеры такого рода мероприятий получают шанс быть замеченными ведущими деятелями искусства, науки и спорта, а также представителями органов власти, и тем самым получить поддержку для дальнейшего развития своего таланта и навыков.
В настоящее время российское дополнительное образование развивается как дистанционное и заочное. Данные методы уже доказали свою эффективность при индивидуальных занятиях по углубленной программе изучения
общеобразовательных предметов. В качестве наглядной иллюстрации эффективности такой работы можно привести пример Всероссийской заочной многопредметной школы, выпустившей более сотни тысяч школьников, которые, благодаря такому образованию, вне зависимости от региона проживания, смогли поступить в МГУ и ряд других вузов страны [3].
На сегодняшний день активно развиваются образовательные учреждения особого вида, специализирующиеся на дополнительной работе с одаренными, талантливыми школьниками. Также организуются тематические творческие смены в оздоровительных лагерях, куда отбирают детей, хорошо зарекомендовавших себя в различных областях знаний.
В первую очередь речь идет о круглогодичном образовательном центре «Сириус» для детей, проявивших одаренность в сфере искусства, науки и спорта, созданном в 2014 г. по инициативе президента России В. В. Путина. Данный центр ежегодно посещают около 7000 школьников в возрасте от 10 до 17 лет в сопровождении порядка 1500 преподавателей и тренеров, которые параллельно повышают свой уровень квалификации.
Ряд вузов ведет работу по работе с одаренными детьми, но число таких учреждений не превышает 2% от общего числа вузов РФ.
Федеральной целевой программой «Развитие Образования» на 2016-2020 гг. предусмотрено «создание необходимых условий для выявления и развития творческих и интеллектуальных способностей талантливых учащихся и студентов». Также планируется создание и реализация программ развития 4 новых специальных научно-учебных центров для обеспечения территориальной доступности высокоуровневого обучения для талантливых школьников в ведущих университетах.
Поддержка и сопровождение развития одаренных детей, являющихся победителями и призерами мероприятий, осуществляется их учредителями при участии организаций, в которых эти дети получают образование.
В некоторых отдаленных регионах работа с талантливой молодежью ведется посредством дистанционных технологий. К ним можно отнести Сахалинскую, Орловскую, Калужскую и Вологодскую области, Республику Адыгея.
Во всех федеральных округах открыты специализированные центры, которые выпол-
няют координационно-методические функции и, бесспорно, являются эффективным механизмом реализации государственной политики по работе с талантливыми детьми. В целях реализации данного направления необходима популяризация доказавших свою эффективность методов развития детского таланта одновременно с совместной работой государства и частного предпринимательства в этой области.
Дополнительное образование, как показывает опыт Советского Союза и ряда современных государств, безусловно, содействует выявлению талантливых детей и молодежи. При этом Российская Федерация унаследовала от Советского Союза мощную систему подготовки талантливых кадров в сфере искусства, завоевавшую мировое признание, которая в настоящее время поддерживается на стабильно высоком уровне. Система художественного образования в России имеет три неразрывно связанных уровня профессионального художественного образования: детская школа искусств — училище — вуз. Детские школы искусств обеспечивают раннее выявление одаренных детей в возрасте 4-6 лет на самом начальном этапе вхождения в культурно-профессиональную среду и, что немаловажно, создают условия для их дальнейшего профессионального формирования.
зарубежный опыт выявления талантливых учащихся
Талантливые учащиеся обладают рядом дополнительных образовательных потребностей, которые, как правило, образовательная система страны не удовлетворяет. Поэтому большинство прогрессивных стран Европы и США стали создавать отдельные программы по работе с одаренными детьми.
Изменения в работе с талантливыми детьми и молодежью в разных странах за последние 50 лет наглядно демонстрируют, что в мире признали важность своевременного выявления, развития и поддержки юных талантов. В настоящее время задачами развития талантливого поколения заняты не только в США и России: Израиль, Китай, Южная Азия, Бразилия, Саудовская Аравия ведут очень активную деятельность в этом направлении. В Европе на государственном уровне также оказывается поддержка талантливым детям. Начиная с 1988 г. европейские страны ведут совместную
работу с одаренными детьми общеевропейского пространства [4].
В подавляющем большинстве стран Европы действуют системные программы поддержки юных талантов, инициированные государством. Эти программы нацелены на приток ресурсов для повышения научно-технической и технологической конкурентоспособности конкретного государства, а также на поддержание стабильной обстановки в обществе. В Великобритании, в частности, обязанность по выявлению одаренных детей возложена на школьных учителей, которые имеют четкие стандарты выявления и рекомендации по дальнейшему развитию обнаруженных способностей.
Одновременно уделяется особое внимание подготовке специализированных педагогических кадров. Согласно рекомендациям конференции Европейского Совета по высоким способностям преподавателям, работающим с одаренным учениками, желательно иметь дополнительное специализированное образование. В частности, речь идет о таких странах, как Австрия, Великобритания, Венгрия, Швейцария. Впервые такая программа была разработана в Великобритании, а в настоящее время в вузах большинства европейских стран есть возможность получить степень магистра по специализации «образование одаренных детей». К примеру, Дебреценский университет в Венгрии осуществляет разноплановую подготовку специалистов по работе с талантливыми учащимися.
Многие передовые страны активно развивают технологии выявления и дальнейшей поддержки юных талантов, выделяя данное направление в качестве основного способа воспроизводства интеллектуальной элиты нации. Более полусотни стран практикуют обязательное тестирование всех детей на признаки одаренности.
В частности, в Израиле существует эффективная государственная система обучения одаренных детей, которая распространяется на всех без исключения школьников, начиная с 3-го класса. Средняя численность обучающихся по такой программе детей не превышает 5%, дети отбираются по результатам экзаменов. Подробности данной программы являются государственной тайной в Израиле.
США развивают механизмы выявления и обучения юных талантов с конца XIX в. Сегодня
современная кадровая политика в россии и за рубежом
для этого создаются научные центры исследований талантливых детей при университетах. Приблизительно 4% детей США признаны одаренными. Дополнительно разработана система поощрения и развития одаренности, которая направлена на привлечение талантливой молодежи из-за рубежа.
Систему поиска и поддержки талантливых учащихся в США можно считать одной из самых действенных. Поддержка талантливых детей осуществляется посредством ряда механизмов: тьюторства, психологического консультирования и сопровождения, ускоренного прохождения общеобразовательной программы и раннего поступления в вузы. Государственная поддержка талантов США предлагает потенциально талантливым детям разноплановые дополнительные программы обучения: летние лагеря, углубленное изучение дисциплины, научно-исследовательская деятельность (http://www.nagc.org).
В некоторых штатах педагоги, обучающие талантливых детей, должны пройти специальную подготовку по вопросам одаренности. В то же время в США не существует единой государственной стратегии по этому вопросу — каждый штат вырабатывает собственные решения, что снижает эффективность консолидированной работы в стране.
Что касается азиатских стран, то в Тайване, например, в системе общеобразовательных школ внедрены классы для одаренных детей. Дополнительно существуют механизмы, поощряющие ускоренное развитие детей, предполагающие, в том числе, раннее поступление в школы, переход в вышестоящий класс, обучение в нескольких вузах.
Сингапур, Гонконг, отчасти Китай в решении вопроса выявления талантливых детей пошли по пути создания уникальной школы, для поступления в которую необходимо пройти сложный конкурс — около 300 человек на одно место. Эти страны выделили данное направление государственной образовательной политики в разряд приоритетной национальной задачи [5].
Ключевая особенность работы с талантливыми детьми в этих странах заключается в том, что здесь изучают совокупность всех имеющихся интеллектуальных возможностей талантливых учащихся, которые проходят обучение в специализированном образовательном пространстве. Образовательная среда таких
учеников отличается разноплановостью, обеспечиваемой на разных возрастных этапах.
Южная Корея работает над созданием специализированных учебных заведений для одаренных детей, а также активно развивает дополнительное образование, выбор которого осуществляется добровольно детьми и родителями, однако является платным. В этой стране полагаются на сферу дополнительного образования как основной элемент выявления талантливых детей [6].
заключение
Выявление, обучение и воспитание талантливых детей должно являться главенствующей задачей образовательной политики любого государства. Эти действия приводят к решению одной из важнейших задач по формированию созидательного общества — открывают возможности для бурного научно-технического роста, развития науки и культуры, а также всех аспектов социальной жизни государства. Поиск талантов, создание условий для их развития, а также готовность социума принимать талантливых людей представляется стержневым аспектом культурно-образовательной политики прогрессивного государства, базой создания инновационной экономики.
В СССР молодежи были предоставлены самые широкие возможности для самореализации. Советская система выявления, отбора и обучения талантливых детей являлась одной из самых эффективных в мире, где дети под руководством квалифицированных, мотивированных преподавателей дополнительно развивали свои навыки в функционировавших за счет государственного бюджета кружках и секциях. В результате самые талантливые (в том числе и те, кто проживал в отдаленных от центра регионах) могли себя реализовать самостоятельно. Налаженная работа с талантливыми учащимися приводила к тому, что определенные секторы экономики в советское время активно пополнялись талантливой молодежью, и это являлось существенной поддержкой стабильного инновационного, экономически эффективного развития государства.
Но, несмотря на широкомасштабную работу с одаренными детьми в РФ сегодня, учитывая важность дальнейшей системной работы с талантливыми учащимися в Российской Федерации, а также накопленный опыт СССР, данная работа нуждается в корректировке.
В первую очередь, невзирая на большое количество современных форм работы с одаренными детьми и молодежью, инициированных государством, важно привести всю существующую деятельность к единому целостному системному механизму, обеспечивающему последовательность и взаимодополняемость всех образовательных инициатив рассматриваемой сферы.
К сожалению, сегодня высокие образовательные результаты российских учащихся не являются достижением национальной системы образования, а полностью базируются на планомерной работе родителей ученика. Система дополнительного образования, имея широчайший спектр направлений, также оказывается не полностью включенной в работу с одаренными детьми.
Необходимо осуществить модернизацию как учебных заведений, так и процесса подготовки и повышения квалификации преподавательского состава, базируясь, например, на рассмотренном европейском опыте.
Немаловажным представляется и активная работа по созданию специализированных центров, координирующих работу образовательных учреждений для одаренных детей, в субъектах Российской Федерации.
Что касается зарубежного опыта, то здесь можно в первую очередь обратить внимание на азиатские сраны, которые в последние годы стали особенно тщательно относиться к вопросу воспитания талантливого поколения, анализируя и аккумулируя иностранный опыт, в том числе и советский. В результате чего, в частности, в Сингапуре растет доля иностранных студентов.
список источников
1. Ушаков Д. В., Шепелева Е. А. Системы работы с одаренной молодежью в России и за рубежом. СПЖ. 2014;54:5-17.
2. Горбатова А. Инновации и инвестиции обеспечат экономический рост. Наука и технологии России. URL: http://www.strf.ru/material.aspx? CatalogId=221&d_no=44707 (дата обращения 01.02.2018).
3. Ким Г. Н. Справочник по Корее. URL: http://www.ruskorinfo.ru/wiki/sistema_obrazovaniya/.
4. Владимирова В. Дети вместо нефти. Общественно-политический еженедельник «Город-812». 28.11.2011. URL: http://www.online812.ru/2011/01/28/016/.
5. Persson A. The Coriolis Effect: Four centuries of conflict between common sense and mathematics. Part I: A history to 1885. History of Meteorology. 2005;2:1-24.
6. Матыцин В. Российские ученые показали, что успехи школьников можно предсказать до начала обучения. URL: http://tass.ru/nauka/3275583.
references
1. Ushakov D. V., Shepeleva E. A. Systems of work with gifted youth in Russia and abroad. SPZh. 2014;(54):5-17. (In Russ.).
2. Gorbatova A. Innovation and investment will ensure economic growth. Nauka i tehnologii Rossii. URL: http://www.strf.ru/material.aspx? CatalogId=221&d_no=44707 (accessed on 01/02/2018). (In Russ.).
3. Kim G. N. Korea reference book. URL: http://www.ruskorinfo.ru/wiki/sistema_obrazovaniya. (In Russ.).
4. Vladimirova V. Children instead of oil. Obshchestvenno-politkheskii ezhenedel'nik «Gorod-812». 28.11.2011. URL: http://www.online812.ru/2011/01/28/016/. (In Russ.).
5. Persson A. The Coriolis Effect: Four centuries of conflict between common sense and mathematics. Part I: A history to 1885. History of Meteorology. 2005;(2):1-24.
6. Matycin V. Russian scientists have shown that the success of students can be predicted before the start of training. URL: http://tass.ru/nauka/3275583. (In Russ.).