Научная статья на тему 'Проблемы и механизмы совершенствования общенациональной Системы выявления и поддержки одаренной и талантливой молодежи в России'

Проблемы и механизмы совершенствования общенациональной Системы выявления и поддержки одаренной и талантливой молодежи в России Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
3167
596
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОДАРЕННАЯ И ТАЛАНТЛИВАЯ МОЛОДЕЖЬ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА / КРИТЕРИИ ВЫЯВЛЕНИЯ / МЕТОД ОТБОРА / МЕХАНИЗМЫ СИСТЕМЫ ВЫЯВЛЕНИЯ И ПОДДЕРЖКИ / МОДЕЛЬ ВЫЯВЛЕНИЯ И ПОДДЕРЖКИ / СИСТЕМА ВЫЯВЛЕНИЯ И ПОДДЕРЖКИ / ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА СИСТЕМЫ ВЫЯВЛЕНИЯ И ПОДДЕРЖКИ / ОЛИМПИАДЫ/ТВОРЧЕСКИЕ КОНКУРСЫ/СПОРТИВНЫЕ СОРЕВНОВАНИЯ / GIFTED AND TALENTED YOUTH / PUBLIC POLICY / IDENTIFICATION CRITERIA / SELECTION METHOD / MECHANISMS OF IDENTIFICATION AND SUPPORT SYSTEM / MODEL OF IDENTIFICATION AND SUPPORT / SYSTEM OF IDENTIFICATION AND SUPPORT / ORGANIZATIONAL STRUCTURE OF IDENTIFICATION AND SUPPORT SYSTEM / OLYMPIADS/CREATIVE COMPETITIONS/SPORTS COMPETITIONS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Мягких Алёна Александровна

Актуальность представленной статьи заключается в необходимости совершенствования системы выявления и поддержки одаренной и талантливой молодежи в рамках научно обоснованного психологического подхода к определению критериев выявления одаренной и талантливой молодежи. Целью статьи, таким образом, является обоснование оптимальных механизмов совершенствования Системы. В статье проведен анализ результативности функционирования механизмов Системы, обоснованной нормативно-правовой документацией на государственном уровне; определены механизмы Системы выявления и поддержки одаренной и талантливой молодежи и модели процесса выявления и поддержки одаренной и талантливой молодежи; визуализирована и определена организационная структура Системы. Кроме того, обозначены новые критерии (согласно научному подходу) выявления одаренной молодежи со скрытой одарённостью, выработаны методы отбора посредством специального психологического тестирования и других методов для выявления скрытой одаренности, а также обоснована необходимость разработки единой образовательной программы и методологии обучения одаренной и талантливой молодежи. Установлено, что в Системе на современном этапе существует 3 основные проблемы, которые не позволяют системе развиваться и функционировать эффективно: это критерии выявления одаренной молодежи; применяемые обособленные образовательные программы; управление и контроль на государственном уровне. Приведены рекомендации по совершенствованию механизмов системы. Предложены рекомендации по внесению определения термина «одаренная и талантливая молодежь», а также закрепление ее видов и специфических особенностей личности и специальных потребностей в обучении на Федеральном уровне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems and Mechanisms of Improving the National System of Gifted and Talented Youth Identification and Support in Russia

The relevance of the article is determined by the need to improve the system of gifted and talented youth identification and support, within the framework of a scientifically based psychological approach to the definition of criteria for the identification of gifted and talented youth, aimed at improving the efficiency of the system of gifted and talented youth identification and support. The aim of the article is to substantiate the optimal mechanisms for improving the System. The article analyzes the effectiveness of the System mechanisms functioning, justified by legal documents at the state level, determines the mechanisms of the System of gifted and talented youth identification and support and the model of the process of gifted and talented youth identification and support; visualizes the System of gifted and talented youth identification and support and determines the organizational structure of the System. Moreover, new criteria according to the scientific approach to identify gifted young people with hidden talent are described; selection methods by means of special psychological testing and other methods defined by the scientific approach to identify hidden giftedness are determined; the need to develop a unified educational program and methodology for training gifted and talented youth is substantiated. It is established that in the System at the present stage there are three main problems that do not allow the system to develop and function effectively: these are the criteria for identifying gifted young people, applied separate educational programs, management and control at the state level. Recommendations for improving the mechanisms of the system as well as for defining the term "gifted and talented youth" and consolidation of its types and specific features of the individual and special needs for training at the Federal level are proposed.

Текст научной работы на тему «Проблемы и механизмы совершенствования общенациональной Системы выявления и поддержки одаренной и талантливой молодежи в России»

Управление образованием

Мягких А.А.

Проблемы и механизмы совершенствования общенациональной системы выявления и поддержки одаренной и талантливой молодежи в России

Мягких Алёна Александровна — аспирант, базовая кафедра экономики труда, ФГБОУ

ВО «Санкт-Петербургский государственный экономический университет», Санкт-

Петербург, РФ.

E-mail: miagkikh.a@gmail.com

SPIN-код РИНЦ: 8177-1440

Аннотация

Актуальность представленной статьи заключается в необходимости совершенствования системы выявления и поддержки одаренной и талантливой молодежи в рамках научно обоснованного психологического подхода к определению критериев выявления одаренной и талантливой молодежи. Целью статьи, таким образом, является обоснование оптимальных механизмов совершенствования Системы. В статье проведен анализ результативности функционирования механизмов Системы, обоснованной нормативно-правовой документацией на государственном уровне; определены механизмы Системы выявления и поддержки одаренной и талантливой молодежи и модели процесса выявления и поддержки одаренной и талантливой молодежи; визуализирована и определена организационная структура Системы. Кроме того, обозначены новые критерии (согласно научному подходу) выявления одаренной молодежи со скрытой одарённостью, выработаны методы отбора посредством специального психологического тестирования и других методов для выявления скрытой одаренности, а также обоснована необходимость разработки единой образовательной программы и методологии обучения одаренной и талантливой молодежи. Установлено, что в Системе на современном этапе существует 3 основные проблемы, которые не позволяют системе развиваться и функционировать эффективно: это критерии выявления одаренной молодежи; применяемые обособленные образовательные программы; управление и контроль на государственном уровне. Приведены рекомендации по совершенствованию механизмов системы. Предложены рекомендации по внесению определения термина «одаренная и талантливая молодежь», а также закрепление ее видов и специфических особенностей личности и специальных потребностей в обучении на Федеральном уровне.

Ключевые слова

Одаренная и талантливая молодежь, государственная политика, критерии выявления, метод отбора, механизмы системы выявления и поддержки, модель выявления и поддержки, система выявления и поддержки, организационная структура системы выявления и поддержки, олимпиады/творческие конкурсы/спортивные соревнования.

Введение

Сегодня в эпоху глобализации и цифровой экономики, в погоне за мировым экономическим лидерством очень важна роль человеческого капитала. Его развитие является одним из ключевых направлений политики любого государства.

Под человеческим капиталом понимается совокупность воплощенных в человеке экономически ценных знаний, навыков, мотиваций, его способность к восприятию и продуцированию новой информации [Диденко 2015, 39].

Понятие человеческого капитала можно трактовать как особый капитал в форме интеллектуальных способностей и практических навыков, полученных в процессе образования и практической деятельности человека. Данная трактовка указывает на тот факт, что наличие человеческого капитала означает способность людей к участию в производстве, а также предполагает получение дохода его обладателем.

Основным механизмом формирования и развития инновационной экономики как следующего этапа социально-экономического развития выступает человеческий капитал. Таким образом, развитие природных способностей людей в целях развития человеческого капитала страны является ключевой задачей государства.

Человеческий капитал традиционно было принято рассматривать как сформированного профессионального работника в процессе его трудовой деятельности, приносящей доход работодателю. Однако на современном этапе развития общества предлагается вместо взрослого человека краеугольным камнем развития человеческого капитала рассматривать молодежь, одаренную и талантливую.

Современные мировые вызовы обуславливают применение более гибких и нестандартных приемов в развитии человеческого капитала, одним из таких приемов является развитие природных способностей так называемой «одаренной и талантливой молодежи». Это становится тенденцией во всем мире.

Первыми данное направление начали развивать в США в 1868 году: проводились исследования, внедрялись специальные программы обучения одаренной и талантливой молодежи, принимались законы и образовывались сообщества, управляющие процессом совершенствования данного направления1.

На сегодняшний день почти в каждой стране реализуется работа по развитию и оказанию поддержки одаренной и талантливой молодежи [Мягких 2018]. Россия не является исключением: здесь действует общенациональная система выявления и поддержки одаренной и талантливой молодежи (далее — Система).

Цель статьи — установить на основании комплексного изучения функционирования Системы оптимальные механизмы ее совершенствования. Для решения поставленной цели в статье будет составлен перечень нормативно-правовой документации, регламентирующей отношения одаренной молодежи и власти; проведен анализ нормативно-правовой документации, а также будут определены миссия

1 National Association for Gifted Children [Электронный ресурс]. URL: https://www.nagc.org/ (дата обращения: 10.04.2019).

государства в сфере выявления и поддержки одаренной и талантливой молодежи, принцип формирования Системы, ее цели и задачи, ее организационная структура, механизмы функционирования; визуализированы система выявления и поддержки одаренной и талантливой молодежи и модель процесса выявления и поддержки; определены ключевые проблемы Системы; обоснованы оптимальные механизмы по совершенствованию Системы.

Новизна работы заключается в необходимости определения организационной структуры Системы, в установлении новых критериев выявления одаренной молодежи со скрытой одарённостью, а также обосновании методов отбора посредством специального психологического тестирования и других методов для выявления скрытой одаренности.

Методология исследования

В статье были использованы психологический, структурно-функциональный, сравнительный и системный подходы; контент-анализ; опрос российского ученого доктора психологических наук Ушакова Д.В.

Ранее подобного анализа механизмов Системы не проводилось.

В данной работе автор опирается на результаты исследований по работе с одаренной молодежью российских ученых в области психологии, таких как: Богоявленская Д.Б. и Богоявленская М.Е. [Богоявленская, Богоявленская 2005], Григоренко Е.В. [Grigorenko 2017], Марголис А.А., Рубцов В.В. [Рубцов и др. 2009], Холодная М.А. [Холодная 2004], Ушаков Д.В. и Куливец С. [Kulivets, Ushakov 2016].

В экономической теории механизмы Системы выявления и поддержки одаренной и талантливой молодежи ранее не рассматривалась. Подобный анализ проводится впервые.

Обзор нормативно-правовой документации, закреплённой на федеральном уровне, регламентирующей меры по выявлению и поддержке одаренной и талантливой молодежи в России

Первым государством, закрепившим определения понятий «одаренный» и «талантливый» на федеральном уровне, было США: в 1988 году Конгресс принял Закон об образовании одаренных и талантливых студентов Джейкоба Джавица в рамках Закона о начальном и среднем образовании2. В 2002 году был принят новый Закон «Ни

2 No Child Left Behind Act of 2001 // Congress.Gov [Электронный ресурс]. URL: //www.congress.gov/bill/107th-congress/house-bill/1 (дата обращения: 10.04.2019).

один ребенок не останется в стороне», в основу которого вошел Закон Джейкоба Джевица с расширенным определением «одаренных и талантливых»: «Определение «одаренных и талантливых» употребляется по отношению к студентам, детям или молодежи, которые демонстрируют способность к высоким достижениям в таких отраслях (сферах), как интеллектуальная, творческая, художественная или лидерская, или в отдельных академических областях. Такие учащиеся и дети нуждаются в специальных неординарных видах деятельности для обеспечения развития указанных способностей».

В современной отечественной педагогике и психологии под одаренностью понимают своеобразное сочетание способностей, которое обеспечивает человеку возможность успешного выполнения определенного вида деятельности [Агалакова, Лучинина 2018].

С социологической точки зрения «одаренность» является системным динамичным понятием, включающим в себя высокий уровень развития как конвергентного, так и дивергентного мышления, который обеспечивается выраженной познавательной активностью и высоким мотивационным потенциалом [Нурбаева 2016]. В то же время она рассматривается как явление, которое может спровоцировать неравенство в обществе. При этом сами одаренные нуждаются в социализации, то есть адаптации в обществе. Результаты многих исследований показывают, что дети с необыкновенными умственными способностями часто испытывают сложность в коммуникации, у них невысокий уровень социальной компетентности, они более замкнуты. Это говорит о наличии интеллектуальной и социальной диссинхронии, которая характеризуется высоким уровнем интеллекта и недостаточно сформированными и (или) проверенными социальными навыками [Песина 2016].

Для понимания сущности и функционирования системы выявления и поддержки талантливой молодежи в России был составлен и проанализирован перечень нормативно-правовой документации, утвержденной на Федеральном уровне. В обзор включались документы, содержащие значительную информацию о действиях, направленных на содействие одаренной и талантливой молодежи.

1) 2000 год. Утверждена Постановлением Правительства РФ от 25.08.2000 № 625 Федеральная целевая программа «Одаренные дети» на 2001-2002 годы3. Цель

3 Постановление Правительства РФ от 25 августа 2000 г. N 625 "О федеральных целевых программах по улучшению положения детей в Российской Федерации на 2001-2002 годы" // ГАРАНТ.ру [Электронный ресурс]. URL: http://base.garant.ru/1583996/ (дата обращения: 10.07.2019).

Программы — создание на государственном уровне условий для выявления, развития и поддержки одаренных детей и обеспечение их личностной, социальной самореализации и профессионального самоопределения. Предполагается внедрение новых методов работы с одаренными детьми, адресной индивидуальной поддержки одаренных детей через систему государственных премий и стипендий, проведение на федеральном уровне мероприятий, реализация которых позволит детям демонстрировать свои достижения, встречаться с ведущими учеными, представителями технической и художественной интеллигенции. В ходе реализации Программы получены социально значимые результаты, в том числе разработаны основы психолого-педагогической работы с одаренными детьми, создана концепция одаренности, которая нашла выражение в коллективном труде «Рабочая концепция одаренности».

2) 2006 год. Указ Президента РФ «О мерах государственной поддержки талантливой молодежи» от 06.04.2006 № 3254. Постановление от 27.05.2006 № 311 «О Премиях для поддержки талантливой молодежи»5. Согласно Указу в период 20062016 гг. ежегодно присуждаются премии для поддержки талантливой молодежи. В Постановлении утверждены перечень олимпиад и иных конкурсных мероприятий, правила присуждения премий поддержки талантливой молодежи и порядок выплат премий.

3) 2012 год. Президентом Российской Федерации 3 апреля 2012 г. утверждена Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов от 03.04.2012 N Пр-8276. Постановление от 10 сентября 2012 г. N 8977 «О Национальном координационном Совете по поддержке молодых талантов России». Постановление от 10.11.2018 г. № 13418 «Об упразднении Национального координационного совета по поддержке молодых талантов России»

4) 2014 год. Распоряжение от 25 октября 2014 г. N 2125-р об утверждении

4 Указ Президента РФ от 6 апреля 2006 г. N 325 "О мерах государственной поддержки талантливой молодежи" // ГАРАНТ.ру [Электронный ресурс]. URL: http://base.garant.ru/6198652/ (дата обращения: 10.07.2019).

5 Постановление Правительства РФ от 27 мая 2006 г. N 311 "О премиях для поддержки талантливой молодежи" // ГАРАНТ.ру [Электронный ресурс]. URL: http://base.garant.ru/12147451/ (дата обращения: 10.07.2019).

6 "Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов" (утв. Президентом РФ 03.04.2012 N Пр-827) // Законы, кодексы и нормативно-правовые акты Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: https://legalacts.ru/doc/kontseptsija-obshchenatsionalnoi-sistemy-vyjavlenija-i-razvitija-molodykh/ (дата обращения: 10.07.2019).

7 Постановление Правительства РФ от 10 сентября 2012 г. N 897 "О Национальном координационном совете по поддержке молодых талантов России" // ГАРАНТ.ру [Электронный ресурс]. URL: http://base.garant.ru/70225382/ (дата обращения: 10.07.2019).

8 Постановление Правительства Российской Федерации от 10.11.2018 г. № 1341 // Правительство России [Электронный ресурс]. URL: http://government.ru/docs/all/119153/ (дата обращения: 10.07.2019).

Концепции создания единой федеральной межведомственной системы учета контингента обучающихся по основным образовательным программам и дополнительным общеобразовательным программам9. Концепция разработана в целях создания единой федеральной межведомственной системы учета контингента обучающихся по основным образовательным программам и дополнительным общеобразовательным программам.

5) 2014 год. Создание образовательного центра (ОЦ) «Сириус» в городе Сочи10. Цель центра — раннее выявление, развитие и дальнейшая профессиональная поддержка одарённых детей, проявивших выдающиеся способности в области искусств, спорта, естественнонаучных дисциплин, а также добившихся успеха в техническом творчестве.

6) 2015 год. Постановление от 17 ноября 2015 г. N 1239. «Об утверждении правил выявления детей, проявивших выдающиеся способности, сопровождения и мониторинга их дальнейшего развития»11. Это Постановление принято в целях выявления и поддержки детей, проявивших выдающиеся способности.

7) 2017 год. Письмо от 18 декабря 2017 г. N ТС-1633/09 «О создании центров выявления и поддержки одаренных детей»12. Поручено создание сети центров выявления и поддержки одаренных детей, в том числе на базе ведущих образовательных организаций с использованием опыта образовательного фонда «Талант и успех». Определяется порядок создания, обеспечения условий сопровождения детей и расширения регионального сегмента. Определен порядок осуществления подготовки управленческих и педагогических кадров.

8) 2018 год. Национальный проект «Образование», федеральный проект «Успех каждого ребенка»13. Целями проектов являются 1) обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования, вхождение Российской Федерации в

9 О создании единой системы учёта обучающихся в образовательных организациях различного типа. Распоряжение от 25 октября 2014 г. N 2125-р // Правительство России [Электронный ресурс]. URL: http://government.ru/docs/15433/ (дата обращения: 10.07.2019).

10 Официальный сайт ОЦ «Сириус» [Электронный ресурс].URL: https://sochisirius.ru/ (дата обращения: 01.04.2019).

11 Постановление Правительства РФ от 17 ноября 2015 г. N 1239 "Об утверждении Правил выявления детей, проявивших выдающиеся способности, сопровождения и мониторинга их дальнейшего развития" // ГАРАНТ.ру [Электронный ресурс]. URL: http://base.garant.ru/71251462/ (дата обращения: 10.07.2019).

12 Письмо Минобрнауки России от 18.12.2017 N ТС-1633/09 "О создании центров выявления и поддержки одаренных детей" // КонусльтанПлюс [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=EXP&n=396410#013192887060829395 (дата обращения: 10.07.2019).

13 Национальный проект "Образование" // Минпросвещения России [Электронный ресурс]. URL: https://edu.gov.ru/national-project/ (дата обращения: 10.07.2019).

число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования; 2) воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций. Задачи — развитие эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи.

Исходя из приведенной информации, закрепленной в вышеперечисленных нормативно-правовых документах, можно заключить, что миссия государства14 в сфере поиска и поддержки одаренных детей и молодежи состоит в том, чтобы создать эффективную систему образования, обеспечив условия для обучения, воспитания, развития способностей всех детей и молодежи, их дальнейшей самореализации, независимо от места жительства, социального положения и финансовых возможностей семьи.

Общенациональная система выявления и развития молодых талантов формируется как совокупность институтов, программ и мероприятий. Цель15 — обеспечить развитие и реализацию способностей всех детей и молодежи в целях достижения ими выдающихся результатов в избранной сфере профессиональной деятельности и высокого качества жизни.

Основными задачами16 общенациональной системы выявления и развития молодых талантов являются:

- создание условий для развития способностей всех детей и молодежи независимо от места жительства, социального положения и финансовых возможностей семьи;

- поддержка лучших учителей и образовательных учреждений, распространение лучшей практики их работы и передовых методов обучения;

- поддержка образовательных учреждений высшей категории для детей, подростков и молодых людей, проявивших выдающиеся способности.

В период с 1993 по 2010 гг. были изданы программы, поддерживающие развитие талантливой молодежи. В рамках Целевой программы «2001-2002» в 2003

14 "Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов" (утв. Президентом РФ 03.04.2012 N Пр-827) // Законы, кодексы и нормативно-правовые акты Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: https://legalacts.ru/doc/kontseptsija-obshchenatsionalnoi-sistemy-vyjavlenija-i-razvitija-molodykh/ (дата обращения: 10.07.2019).

15 Там же.

16 Там же.

году ведущими экспертами в области одаренной психологии была разработана «Рабочая концепция одаренности» [Богоявленская и др. 2003]. В концепции определяются основные виды «явной» и «скрытой» одаренности, а также способы их проявления и соответствующие методы их выявления (критерии). В данном труде отмечено, что скрытая одарённость подвергается наиболее сложной идентификации, с применением ряда методов, не свойственных выявлению «явной» одаренности, которая выявляется с помощью олимпиад, творческих конкурсов и т.п., где инициатива исходит от ребенка. Издаваемые после 2003 года новые нормативные документы направлены на выявление только «явной» одаренности, таким образом, «скрытая» одаренность до сих пор остается не выявленной.

В апреле 2012 была утверждена Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов, но в ней нет упоминания критериев выявления одаренности, методов отбора. Органом, призванным контролировать исполнение вышеуказанной Концепции и развивать саму систему выявления и развития талантов, был назначен Национальный координационный совет по поддержке молодых талантов России.

За 6 лет работы Совета (2012-2018) было проведено 9 заседаний, на которых обсуждались итоги проведенных олимпиад, планы по развитию и доступности дополнительного образования, итоги и перспективы развития российских олимпиад и привлечения иностранных граждан к участию в них, обсуждались вопросы повышения квалификации педагогических кадров. На заседании от 15.03.2016 и от 20.06.2016 было отмечено, что «основным способом выявления талантливых детей остаются олимпиады и творческие конкурсы»17.

В декабре 2012 года впервые в Федеральном законе от 29.12.2012 N 273-Ф3 (ред. от 25.12.2018) «Об образовании в Российской Федерации»18. в главе 11, ст. 77 был закреплен критерий выявления одаренной молодежи, которым являются победы на олимпиадах и конкурсах. Данный критерий соответствует выявлению только явной одаренности.

17 Ольга Голодец провела заседание Национального координационного совета по поддержке молодых талантов // Правительство России [Электронный ресурс]. URL: http://government.ru/news/23448/ (дата обращения: 08.03.2019); Ольга Голодец провела заседание Национального координационного совета по поддержке молодых талантов // Правительство России [Электронный ресурс]. URL: http ://government. ru/news/22202/ (дата обращения: 08.03.2019).

18 Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-Ф3 (ред. от 25.12.2018) «Об образовании в Российской Федерации» // КонсультанПлюс [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 140174/ (дата обращения: 10.07.2019).

В 2014 году был создан ОЦ «Сириус» — крупнейший российский образовательный центр по поддержке одаренных детей, предоставляющий услуги дополнительного образования. Отбор учащихся происходит в соответствии с критериями выявления талантливых детей, обладающих явной одаренностью.

В 2015 году были утверждены правила выявления детей, проявивших выдающиеся способности, с помощью олимпиад.

С 2015 по 2017 гг. появились документы, посвященные мероприятиям, осуществляющим мониторинг за деятельностью и развитием одаренных детей, которые регламентируют проведение олимпиад и конкуров, создание сети региональных центров наподобие ОЦ «Сириус».

В 2018 году были инициированы такие проекты, как национальный проект «Образование», федеральный проект «Успех каждого ребенка», предусматривающие развитие эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи.

В российской нормативно-правовой документации термин «одаренная и талантливая молодежь», понятия «личностные особенности» и «специфичные потребности в обучении» официально не закреплены.

Из представленного обзора документов достаточно четко определяются 2 этапа работы с одаренной молодежью:

- Работа по выявлению молодежи (критерием выявления являются победы на олимпиадах, творческих конкурсах, спортивных соревнованиях);

- Работа по оказанию поддержки молодежи (оказание услуг дополнительного образования).

Эти два этапа являются основой Системы.

Организационная структура Системы

Исходя из анализа документов, организационное взаимодействие представителей органов власти и других учреждений можно разделить на 2 периода: первый — до августа 2018 года, второй — после ноября 2018 (в связи с преобразованием Министерств и Советов при Правительстве РФ).

Организационная структура до августа 2018 отражена на рисунке 1.

Рисунок 1. Организационная структура Системы выявления и поддержки до

августа 201819

По инициативе Президента РФ был создан ОЦ «Сириус» и с декабря 2016 внедряется сеть региональных центров выявления и поддержки одаренной молодежи.

Министерства выделяют субсидии из федерального бюджета на реализацию мероприятий, направленных на выявление и поддержку детей и молодежи, а также формируют правовую базу Системы, утверждают перечень олимпиад/конкурсов/соревнований.

Национальный координационный совет призван заниматься вопросами развития системы и поддержки одаренной и талантливой молодёжи, но, как следует из структуры, в процессе он не участвует.

При Министерстве науки и образования существует департамент государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи, который занимается

19 Источник: составлено автором по данным нормативно-правовой документации, регламентирующей меры по выявлению и поддержке талантливой молодежи в России.

выявлением талантливых детей в рамках олимпиад и интеллектуальных и творческих конкурсов для предоставления и выплаты грантов Президента Российской Федерации.

Субъекты РФ являются организаторами олимпиад/конкурсов/соревнований и направляют информацию о результатах проведенных мероприятий оператору, то есть ОЦ «Сириус», а также содействуют созданию сети региональных центров.

ОЦ «Сириус», созданный образовательным фондом «Талант и успех» по инициативе Президента РФ В.В. Путина, — это самостоятельный образовательный центр, подчиняющийся учредителям фонда. Он оказывает образовательную поддержку воспитанникам центра, руководствуется своими критериями выявления, которые утверждают учредители фонда, а отбор кандидатов на обучение проводится экспертным советом фонда. Центр оказывает координацию, сопровождение, обмен опытом, информационную и методическую поддержку создаваемой сети региональных центров и является оператором государственного информационного ресурса о детях, проявивших выдающиеся способности, то есть наполняет ресурс информацией об одаренных детях, поступившей от организатора.

В связи с упразднением Координационного совета по поддержке молодых талантов России и преобразованием Министерства науки и образования в два разных Министерства (Министерство науки и высшего образования и Министерство просвещения) образовалась новая структура, представленная на рисунке 2.

Рисунок 2. Организационная структура начиная с декабря 2018 г. по наст. время20

Вопросами подготовки перечня олимпиад/конкурсов/соревнований, созданием сети региональных центров выявления и поддержки одаренных детей занимается новый департамент государственной политики в сфере воспитания, дополнительного образования и детского отдыха при Министерстве просвещения.

Таким образом, из 26 лет закрепления действий, направленных на выявление и поддержку одаренной молодежи, 19 лет были не контролируемы и не координируемы.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В период с 2012 по 2018 гг. координационный совет был обозначен в структуре, но в развитии не учувствовал. Существовал также департамент, который только занимался подготовкой перечня олимпиад и выплат грантов и стипендий.

С 2018 года появился новый департамент с немного расширенными функциями: создание региональных центров, порядок формирования и ведение информационного ресурса об одаренных детях, определение порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным образовательным программам. Функционал также дополнен смежными вопросами, связанными с отдыхом и воспитанием детей.

Механизм функционирующей Системы приведен в таблице 1.

20 Источник: составлено автором по данным нормативно-правовой документации, регламентирующей меры по выявлению и поддержке талантливой молодежи в России.

Таблица 1. Механизмы Системы выявления и поддержки одаренной и талантливой молодежи в России21

Механизмы

Инструменты | Методы | Организационный процесс | Управление

Выявление

Экспериментальная работа и фундаментальные исследования Меры по исследованию проблем развивающегося образования одаренных детей, внедрение новых методов работы с одаренными детьми. Развитие и совершенствование научно-методологической базы. Определение критериев выявления и правил выявления. Проведение фундаментальных исследований, а также создание и оснащение экспериментальных площадок для работы с одаренными детьми. Оказание адресной индивидуальной поддержки одаренных детей через систему государственных премий и стипендий. Утверждение перечня Олимпиад. Национальный координационный совет по поддержке молодых талантов России (создан 04.2012 — упразднен 10.11.2018). Департамент государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи (до 08.2018г.) Департамент гос. политики в сфере воспитания, дополнительного образования и детского отдыха (с 2018г.)

Педагогические кадры и родители одаренных детей Подготовка и переподготовка кадров, работающих с одаренными детьми и их родителями. Проведение курсов переподготовки по работе с одаренными детьми.

Непосредственная работа с одаренной молодежью. Создание на государственном уровне условий для выявления. Проведение олимпиад и творческих конкурсов, спортивных соревнований на уровне страны.

Поддержка

Образовательные учреждения, работающие с одаренными детьми Создание центров дополнительного образования для одаренных детей Создание центров для одаренных детей с 2002 года по н.вр., в т.ч. ОЦ «Сириус» по инициативе Президента РФ, сеть региональных центров. Национальный координационный совет по поддержке молодых талантов России (создан 04.2012 — упразднен 10.11.2018). Департамент государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи (до 08.2018г.) Департамент гос. политики в сфере воспитания, дополнительного образования и детского отдыха (с 2018г.)

Непосредственная работа с одаренной молодежью, направленная на обеспечение личностной, социальной самореализации профессионального самоопределения. Предоставление молодёжи в рамках научной и инновационной деятельности находящихся в собственности государства средств, предметов и инструментов соответствующей творческой деятельности, имеющей культурное и историческое значение. Формирование условий для профессиональной реализации талантливой молодежи. Информационная поддержка по оказанию помощи талантливым детям. Стимулирование премиями, стипендиями пособиями талантливой молодежи. Поддержка одаренных детей в специализированных центрах дополнительного образования. Утверждение правил ведения государственного информационного ресурса о детях. Внесение информации в государственную Федеральную межведомственную систему учета контингента обучающихся по основным образовательным программам и дополнительным общеобразовательным программам с помощью информационного ресурса об одаренных детях федеральной государственной информационной системы «Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме». Утверждение перечня сведений, подлежащих мониторингу.

Правовая база Обеспечение нормативно-правового закрепления особых образовательных запросов одаренных детей.

21 Источник: составлено автором по данным нормативно-правовой документации, регламентирующей меры по выявлению и поддержке талантливой молодежи в России.

Совокупность процессов выявления и поддержки одаренной молодежи отражена на рисунке 3.

Рисунок 3. Система выявления и поддержки на современном этапе в России22

Зарождение системы началось с проведения фундаментальных исследований в области одаренности в 2000 году. На данный момент задействована в проведении исследований была только область психологии. В сложившейся практике результаты исследований не являются основанием для определения критериев выявления одаренной молодежи, что влечет за собой одну из основных проблем Системы.

Официальным критерием были закреплены в 2012 году победы на олимпиадах/творческих конкурсах и других подобных мероприятиях.

Отбор на обучение в центрах дополнительного образования происходит согласно требованиям обособленного центра, с учетом побед на олимпиадах и конкурсах.

Поступление в вузы ребят, закончивших программы обучения в центрах, происходит на общих основаниях. В процессе обучения талантливые студенты, проявившие незаурядные способности, поощряются грантами и стипендиями Президента РФ.

После окончания вуза организаторы мероприятий могут оказать содействие бывшим студентам в трудоустройстве.

22 Составлено автором по данным нормативно-правовой документации, регламентирующей меры по выявлению и поддержке талантливой молодежи в России.

Более формализованное представление происходящих процессов в Системе выражено в модели процесса выявления и поддержки одаренной и талантливой молодежи на современном этапе на рисунке 4.

Работа по выявлению и поддержке на уровне среднего образования

Учет в Федеральной межведомственной системе учета контингента обучающихся по

ооразовательным

программам и дополнительным общеобразовательным программам

Проведение всероссийских олимпиад, творческих конкурсов, спортивных соревнований

Критерий отбора: победители конкурсов/олимпиад/соревнований

Возможность прохождения бесплатной учебной программы в

центрах дополнительного образования

Поступление в вузы страны на общих условиях. Обучение в

вузе

Содействие при трудоустройстве

Рисунок 4. Модель выявления и поддержки одаренной и талантливой молодежи

на современной этапе23

Выявление и оказание поддержки начинается на уровне средней школы. Проведение олимпиад, творческих конкурсов и соревнований позволяет выявить одаренную молодежь путем определения победителей, которым предоставляется возможность получения дополнительного образования в специализированных центрах. После окончания школы выпускники поступают в вузы на общих условиях. В процессе обучения молодёжи, имеющей достижения в учебной, научно-исследовательской, общественной, культурно-творческой и спортивной деятельности, предоставляется поддержка в форме премий и стипендий Президента РФ.

С момента участия в олимпиадах до поступления в вузы успехи одаренных ребят отслеживаются в единой системе учета. Содействие в трудоустройстве могут оказать организаторы мероприятий, таких как олимпиады, творческие конкурсы, спортивные соревнования.

23 Составлено автором по данным нормативно-правовой документации, регламентирующей меры по выявлению и поддержке талантливой молодежи в России.

Проблемы Системы

Существующая на данный момент Система определяет критерий выявления одаренной и талантливой молодежи — победы на олимпиадах, конкурсах, соревнованиях.

В рамках целевой программы «Одаренные дети» на 2001-2002 гг. в 2003 году были опубликованы результаты фундаментальных исследований, отраженные в уже упоминавшейся выше работе «Рабочая концепция одаренности». В труде были определены типы явной и скрытой одаренности, а также критерии и методы их выявления. Но, к сожалению, основные результаты не были учтены при формировании критериев и правил выявления. Таким образом, на федеральном уровне закреплен критерий выявления молодежи по признаку победы на олимпиадах/конкурсах/спортивных состязаний, что означает охват только части талантливой молодежи, обладающей явной одаренностью.

Российские ученые в сфере одаренной психологии проводили немало исследований в вопросе изучения особенностей личности одаренной молодежи, и в основном все они утверждают, что олимпиады не могут дать эффективный результат в выявлении одаренного ребенка.

Так, Д.В. Ушаков полагает, что «олимпиады как инструмент для выявления одаренности, по сравнению с психологическим тестированием, обладают более высокой степенью доверия общества, но, вероятно, имеют более спорный научный фон» [Ushakov 2010, 343]. По прошествии 9 лет с даты публикации выше процитированной статьи автор решил подтвердить данную информацию, напрямую связавшись по электронной почте с Ушаковым Д.В. Ответ не заставил себя долго ждать: «Да, Алёна, Вы правильно пишете — скрытую одаренность можно выявить только при помощи психологических тестов. При этом необходимо помнить, что тестирование — не просто измерение, это еще и мощное воздействие на тестируемых и на социальную среду в целом, в связи с чем должна быть проявлена большая осторожность. Поэтому имеют преимущества процедуры отбора в программы для одаренных типа «крутящихся дверей», куда участники могут входить и выходить».

По мнению Е.Л. Григоренко, «эта так называемая «скрытая одаренность» не может быть выявлена через существующую систему олимпиад, и поэтому многие одаренные и талантливые ученики не подвергаются специализированному образованию. По-настоящему эффективная система выявления должна не только фокусироваться на одаренности и таланте, которые уже проявляют себя (например, через олимпиады); она должна быть в состоянии развивать одаренность и талант, прежде чем они проявятся в исполнении» [Grigorenko 2017, 9].

Устаревшие критерии выявления не могут оперативно и полноценно ответить на современные вызовы и являются основными причинами стагнации в этой сфере. Таким образом, молодежь со скрытой одаренностью остаётся не выявленной. Данный факт является проблемой, так как делает невозможным выполнение цели и одной из задач Системы.

Второй проблемой является отсутствие единой образовательной программы, применяемой в центрах дополнительного образования. Каждое учебное заведение составляет образовательную программу по своим собственным предпочтениям. Данные программы составлены без учета результатов фундаментальных исследований. Уровень знаний одаренных личностей не отслеживаются, программы не подвергаются оценке эффективности, поэтому не видно, есть ли прогресс в обучении.

Кроме того, отсутствие стандартов обучения провоцирует произвольное обучение, которое может навредить как психологическому здоровью воспитанников, так и их социальной адаптации.

Третьей проблемой, на взгляд автора, является управление развитием Системы и координация ее деятельности. За 26 лет закрепления действий, направленных на выявление и поддержку одаренной молодежи, 19 лет развитием Системы не занимался ни один отдельный орган. В период с 2012 по 2018 гг. эволюции в развитии Системы не выявлено. На федеральный уровень был вынесен опыт советских времен без учета результатов современных фундаментальных исследований. Новый департамент, созданный в 2018 году, наделен прежними функциями, не изменившимися с 1993 года. Рамки Системы составляют олимпиады и другие мероприятия. Расширение границ Системы не наблюдается, что подтверждает такой факт, как ограниченность в выборе критериев выявления. Закрепление действующего критерия является основным промахом органов, занимающихся развитием Системы. Именно по их вине одаренная молодежь со скрытой одарённостью до сих пор остается не выявленной и не пользуется услугами дополнительного образования.

Заключение

В статье были рассмотрены 24 документа, регламентирующих порядок действий в отношении одаренной и талантливой молодежи на Федеральном уровне. За 26 лет с момента утверждения первого документа так и не установлено официальное определение одаренной и талантливой молодежи и специфичных потребностей в обучении такой молодежи, несмотря на то, что этот термин неоднократно применялся в документах. Порядок утверждения мероприятий не всегда последователен, и порой между утверждением взаимосвязанных документов проходят года.

В статье впервые была визуализирована организационная структура Системы выявления и поддержки одаренной и талантливой молодежи. Несколько месяцев назад она подверглась преобразованиям, поэтому об эффективности работы нового департамента говорить рано, но об эффективности ранее функционирующих управляющих органов можно заметить, что тот период не отличается введением новых процессов отбора или расширением границ применяющихся механизмов. Функционирование Системы осталось на прежнем уровне, развития Системы не произошло. При анализе нормативно-правовых актов не были выявлены изменения в предметном содержании документов с 1993 года по настоящее время, стабильно используются одни и те же мероприятия: проведение олимпиад и подобных мероприятий, переподготовка педагогических кадров, предоставление дополнительного образования.

В результате исследования было показано, что в Системе не отражено участие результатов фундаментальных исследований при утверждении критериев и правил выявления одаренной и талантливой молодежи.

Кроме того, были обозначены основные проблемы Системы — это применяемые критерии выявления, обособленные образовательные программы для одаренной молодежи, непродуктивное управление на федеральном уровне в период с 1993 по 2018 гг.

Таким образом, более 26 лет из-за неэффективной политики в сфере регулирования выявления и поддержки одаренной молодежи экономика России терпит убытки от невыявленных талантов со скрытой одарённостью, что подразумевает наличие упущенной выгоды от коммерциализации новых изобретений и что влечет за собой отсутствие повышения мирового имиджа страны в научном секторе, увеличения конкурентоспособности страны и соответственно качества и уровня жизни.

Оптимальные механизмы совершенствования Системы

На взгляд автора, оптимальными механизмами совершенствования Системы на уровне Правительства РФ являются:

- закрепление на федеральном уровне определения термина «одаренная и талантливая молодежь», а также закрепление ее видов и специфических особенностей личности и специальных потребностей в обучении;

- закрепление на федеральном уровне научного подхода в определении критериев выявления одаренной молодежи, учитывающих выявление молодежи со скрытой одарённостью;

- закрепление на федеральном уровне применения методов отбора посредством специального психологического тестирования и других практик выявления одаренности, раскрывающих скрытую одаренность, разработанных отечественными учеными.

- определение нового расширенного функционала для органа, координирующего развитие Системы в организационной структуре Правительства РФ.

- составление и закрепление единой образовательной программы и методологии обучения одаренной и талантливой молодежи в Министерстве образования РФ.

Список литературы:

АгалаковаМ.Ю., ЛучининаА.О. Особенности детской одарённости // Вестник Вятского государственного университета. 2018. № 1. С. 75-80.

БогоявленскаяД.Б., БогоявленскаяМ.Е. Психология одаренности: понятие, виды, проблемы. Выпуск 1. М.: МИОО, 2005.

Богоявленская Д.Б., Шадриков В.Д., Бабаева Ю.Д., Брушлинский А.В., Дружинин В.Н., Ильясов И.И., Калиш И.В., Лейтес Н.С., Матюшкин А.М., Мелик-Пашаев А.А., Панов В.И., Ушаков В.Д., ХолоднаяМ.А., Шумакова Н.Б., Юркевич В.С. Рабочая концепция одаренности. М: Министерство образования Российской Федерации, 2003. Диденко Д.В. Человеческий капитал как фактор развития российской интеллектуалоемкой экономики в компаративном контексте (историко-экономический анализ): дис...доктора экон. наук. М., 2015.

Мягких А.А. Проблемы развития интеллектуального потенциала Российской Федерации // Вестник факультета управления СпбГЭУ. 2018. № 3(1). С. 200-206.

НурбаеваМ.З. Социальные аспекты одаренных детей // Вестник факультета психологии и педагогики Алтайского государственного университета. 2016. № 2. С. 154-158. Песина Е.А. Исследование одаренности как социальная проблема // Социальные явления. 2016. № 3(6). С. 17-22.

Рубцов В.В., Марголис А.А., Ушаков Д.В., Журавлев А.Л. Образование одаренных — государственная проблема // Психологическая наука и образование. 2009. № 4. С. 5-14. Холодная М.А. Когнитивные стили о природе индивидуального ума. 2-е издание. СПб.: Питер, 2004.

Grigorenko E.L. Gifted Education in Russia: Developing, Threshold, or Developed // Cogent Education. 2017. No. 4. P. 1-12.

Kulivets S., Ushakov D. Modeling Relationship between Cognitive Abilities and Economic Achievements // Psychology. Journal of the Higher School of Economics. 2016. Vol. 13. No. 4. P. 636-648.

UshakovD.V. Olympics of the Mind as a Method to Identify Giftedness: Soviet and Russian Experience // Learning and Individual Differences. 2010. Vol. 20. Is. 4. P. 337-344.

Miagkikh A.A.

Problems and Mechanisms of Improving the National System of Gifted and Talented Youth Identification and Support in Russia

Alena A. Miagkikh — postgraduate student, Department of Economics of Labor, St. Petersburg State University of Economics, Saint-Petersburg, Russian Federation. E-mail: miagkikh. a@gmail. com

Abstract

The relevance of the article is determined by the need to improve the system of gifted and talented youth identification and support, within the framework of a scientifically based psychological approach to the definition of criteria for the identification of gifted and talented youth, aimed at improving the efficiency of the system of gifted and talented youth identification and support. The aim of the article is to substantiate the optimal mechanisms for improving the System.

The article analyzes the effectiveness of the System mechanisms functioning, justified by legal documents at the state level, determines the mechanisms of the System of gifted and talented youth identification and support and the model of the process of gifted and talented youth identification and support; visualizes the System of gifted and talented youth identification and support and determines the organizational structure of the System. Moreover, new criteria according to the scientific approach to identify gifted young people with hidden talent are described; selection methods by means of special psychological testing and other methods defined by the scientific approach to identify hidden giftedness are determined; the need to develop a unified educational program and methodology for training gifted and talented youth is substantiated.

It is established that in the System at the present stage there are three main problems that do not allow the system to develop and function effectively: these are the criteria for identifying gifted young people, applied separate educational programs, management and control at the state level. Recommendations for improving the mechanisms of the system as well as for defining the term "gifted and talented youth" and consolidation of its types and specific features of the individual and special needs for training at the Federal level are proposed.

Keywords

Gifted and talented youth, public policy, identification criteria, selection method, mechanisms of identification and support system, model of identification and support, system of identification and support, organizational structure of identification and support system, Olympiads/creative competitions/sports competitions.

References:

Agalakova M.Yu., Luchnina A.O. (2018) Features of Children''s Talent Vestnik Vyatskogo gosudarstvennogo universiteta. No. 1. P. 75-80.

Bogoyavlenskaya D.B., Bogoyavlenskaya M.E. (2005) Psikhologiya odarennosti: ponyatiye, vidy, problem. [Psychology of giftedness: concept, types, problems]. Issue 1. Moscow: MIOO.

Bogoyavlenskaya D.B., Shadrikov V.D., Babayeva YU.D., Brushlinskiy A.V., Druzhinin V.N., Il'yasov I.I., Kalish I.V., Leytes N.S., Matyushkin A.M., Melik-Pashayev A.A., Panov V.I., Ushakov V.D., Kholodnaya M.A., Shumakova N.B., Yurkevich V.S. (2003) Rabochaya kontseptsiya odarennosti [Working concept of giftedness]. Moscow, Ministerstvo obrazovaniya Rossiyskoy Federatsii.

Didenko D.V. (2015) Chelovecheskiy kapital kak faktor razvitiya rossiyskoy intellektualoyemkoy ekonomiki v komparativnom kontekste (istoriko-ekonomicheskiy analiz) [Human capital as a factor in the development of the Russian intellectual economy in a comparative context (historical and economic analysis)]: PhD thesis. Moscow. Grigorenko E.L. (2017) Gifted Education in Russia: Developing, Threshold, or Developed. Cogent Education. No. 4. P. 1-12.

Kholodnaya M.A. (2001) Kognitivnyye stili o prirode individual'nogo uma. [Cognitive styles about the nature of the individual mind]. 2nd edition. Saint-Petersburg: Piter. Kulivets S., Ushakov D. (2016) Modeling Relationship between Cognitive Abilities and Economic Achievements. Psychology. Journal of the Higher School of Economics. Vol. 13. No. 4. P. 636-648.

Miagkikh A.A. (2018) Problems of Development of Intellectual Potential in Russian Federation. Vestnikfakul'teta upravleniya SpbGEU. No. 3(1). P. 200-206. Nurbayeva M.Z. (2016) Sotsial'nyye aspekty odarennykh detey [Social aspects of gifted children]. Vestnik fakul'teta psikhologii i pedagogiki Altayskogo gosudarstvennogo universiteta. No. 2. P. 154-158.

Pesina E.A. (2016) Research of Giftedness as a Social Problem. Sotsial'nyye yavleniya. No. 3(6). P. 17-22.

Rubtsov V.V., Margolis A.A., Ushakov D.V. (2009) Obrazovaniye odarennykh — gosudarstvennaya problema. [Gifted education is a state problem]. Psikhologicheskaya nauka i obrazovaniye. No. 4. P. 5-14.

Ushakov D.V. (2010) Olympics of the Mind as a Method to Identify Giftedness: Soviet and Russian Experience. Learning and Individual Differences. 2010. Vol. 20. Is. 4. P. 337-344.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.