Научная статья на тему 'Проблема оттока талантливой молодежи из России и пути его преодоления'

Проблема оттока талантливой молодежи из России и пути его преодоления Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
848
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / МИГРАЦИЯ / УТЕЧКА УМОВ / ТАЛАНТЛИВАЯ МОЛОДЕЖЬ / НОБЕЛЕВСКАЯ ПРЕМИЯ / ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ / STATE POLICY IN THE SPHERE OF EDUCATION / EDUCATIONAL POLICY / MIGRATION / BRAIN DRAIN / TALENTED YOUNG PEOPLE / NOBEL PRIZE / ALL-RUSSIAN OLYMPIAD

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Понявина Мария Борисовна

В последние годы в России все больше внимания уделяется талантливым детям и молодежи. Активно развивается государственная поддержка мероприятий, призванных выявить таланты. Создаются центры по развитию способностей у детей. При этом сегодня нашей стране приходится бороться с проблемой оттока талантливой молодежи за рубеж, что приводит к оскуднению российского государства. Данное обстоятельство должно рассматриваться в качестве острейшей общегосударственной проблемы, требующей системного государственного вмешательства на разных уровнях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Понявина Мария Борисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF THE OUTFLOW OF TALENTED YOUNG PEOPLE FROM RUSSIA AND THE WAYS TO OVERCOME IT

In recent years more and more attention has been paid to talented children and young people in Russia. The state supports activities aimed at identifying talents. Centers for the development of abilities in children are being created. At the same time, today our country has to contend with the problem of the outflow of talented youth abroad, which leads to the scanty of the Russian state. This circumstance should be viewed as an acute national problem requiring systemic state intervention at various levels.

Текст научной работы на тему «Проблема оттока талантливой молодежи из России и пути его преодоления»

УДК 323.212

ПРОБЛЕМА ОТТОКА ТАЛАНТЛИВОЙ МОЛОДЕЖИ ИЗ РОССИИ И ПУТИ ЕГО ПРЕОДОЛЕНИЯ

М. Б. Понявина

В последние годы в России все больше внимания уделяется талантливым детям и молодежи. Активно развивается государственная поддержка мероприятий, призванных выявить таланты. Создаются центры по развитию способностей у детей. При этом сегодня нашей стране приходится бороться с проблемой оттока талантливой молодежи за рубеж, что приводит к оскуднению российского государства. Данное обстоятельство должно рассматриваться в качестве острейшей общегосударственной проблемы, требующей системного государственного вмешательства на разных уровнях.

Ключевые слова: государственная политика в сфере образования, образовательная политика, миграция, утечка умов, талантливая молодежь, Нобелевская премия, Всероссийская олимпиада школьников.

В последние годы в России всё больше внимания уделяется талантливым детям и молодежи. Активно развивается государственная поддержка мероприятий, призванных выявить таланты. Создаются центры по развитию способностей у детей. Задача поиска и выявления выдающихся, способных молодых людей, готовых решать государственные проблемы, стояла перед передовыми государствами своего времени уже до нашей эры. Так, в Китайской Империи в 3-м тысячелетии до нашей эры высшие должности в государстве занимали специально изначально отобранные талантливые дети со всей страны, получившие образование и успешно сдавшие экзамены.

Выявление, обучение и воспитание талантливых детей, учащихся, должно являться главенствующей задачей образовательной политики любого современного, инновационного государства. Развитие и воспитание одаренных и талантливых детей решает насущную задачу формирования творческого потенциала общества, обеспечивает возможности интенсивного социального и научно-технического прогресса, дальнейшего развития науки и культуры, а также всех аспектов социальной жизни государства. Поиск талантов, создание условий для их развития и последующего применения, а также готовность социума принимать талантливых людей представляется стержневым аспектом культурно-образовательной политики передового государства, базой формирования инновационной экономики.

Интенсивная международная работа с талантливыми детьми и молодежью в последние 50 лет наглядно демонстрирует мировое признание важности образования и поддержки талантливого подрастающего поколения. В настоящее время задачами развития талантливого поколения занято большое количество стран: США, Россия, Китай, Южная Азия, Бразилия, Саудовская Аравия, - все ведут активную деятельность в этом направлении. Совет Европы принял Реко-

мендацию, которая называет транжирством государственных ресурсов отсутствие работы в стране с талантливой молодежью [1].

В подавляющем большинстве стран Европы действуют государственные, системные программы поддержки одаренной и талантливой молодежи, направленные как на привлечение их ресурсов для увеличения научно-технической и технологической конкурентоспособности, так и на поддержание социальной стабильности.

Во многих странах активно развиваются технологии выявления и дальнейшей поддержки талантливых школьников, выделяя данное направление как основной способ воспроизводства интеллектуальной элиты нации. Программы обязательной диагностики всех детей на признаки гениальности существуют в 47 государствах.

В частности, в Сингапуре задача воспроизводства национальной элиты является национальной идей, ради выполнения которой порядок заключения браков регламентируется - выпускникам вузов предписывается жениться только на равных по образованию, т.е. также на выпускницах вузов.

В Израиле существует эффективная государственная система обучения одаренных детей, которая работает с одаренными детьми уже в 3-м классе государственных школ; распространяется без ограничений на всех школьников, в том числе и на репатриантов. Средняя численность обучающихся по такой программе детей не превышает 5 %, дети отбираются по результатам экзаменов.

В США, помимо уже традиционного содействия талантливым школьникам, создана действенная система поощрения и развития одаренности, которая привлекает к себе и иностранные таланты.

Столь масштабная международная работа, осуществляемая государствами на бюджетные деньги своего государства, ведется ради повышения собственно благосостояния государства, усиления национальной и экономической безопасности, укрепления государств в качестве лидера в какой-то сфере деятельности народного хозяйства.

На сегодняшний день в России функционирует национальный механизм поддержки талантливых детей и молодежи. Законодательно закреплены приоритеты при поступлении в вузы победителям и призерам школьных олимпиад национального и международного уровней.

Наиболее эффективным механизмом по выявлению талантливых учащихся в России принято считать систему олимпиад, творческих конкурсов, соревнований, которые предполагают максимальный охват обучающихся, последние годы охватывающий до 10 млн учащихся, что по состоянию на 2015 учебный год составляет до 5 % от общего количества поступивших в вузы на бюджетные места. В свою очередь по результатам 2016 года все победители и призеры Всероссийской олимпиады школьников, пожелавшие продолжить обучение в вузах, стали студентами, согласно заявлениям заместителя министра образования и науки, при этом доля зачисленных таким образом студентов незначительно превышает 2 % от общей доли зачисленных в вузы РФ студентов [2].

К сожалению, зачастую хорошо образованная, компетентная молодежь, получившая образование в Российской Федерации, вследствие российской системы образования, концентрирует свои усилия на том, чтобы сменить место жительства и уехать работать за границу, в крупные зарубежные компании либо научно-исследовательские институты.

Результат такой миграции крайне негативен для нашей страны. Регулярно Россию покидает часть талантливой молодежи, которая не может найти себе место для достойного трудоустройства, которое бы способствовало созданию должного уровня жизни, творческой самореализации, личностного роста.

Утечка столь качественных умов безусловно приводит к оскуднению российского генофонда, что самым негативным образом отразится на будущем всей страны, что вызывает крайнюю обеспокоенность как представителей российского научного сообщества, так и представителей бизнес-сфер. Данное обстоятельство должно рассматриваться в качестве острейшей общегосударственной проблемы, требующей государственного вмешательства на разных уровнях.

В случае, если данное обстоятельство будет оставлено без должного государственного внимания, то участятся случаи присуждения Нобелевской премии ученым, выросшим, воспитанным и образованным в России, но ведущим свою основную научную деятельность далеко за ее пределами, как, в частности, произошло в 2010 г., когда эта премия была присуждена ученым А. Гейм и К. Новоселову, покинувших Россию ради своих научных достижений в области физики, которые они не смогли реализовать на Родине [3].

В качестве еще ряда примеров можно привести постоянно растущую, инновационную и крайне востребованную отрасль - программирование. Согласно статистике более 50 % программистов, занятых в этой отрасли в США, россияне [4]. Всемирно известная авиаконструкторская компания «Боинг» предлагает заработную плату конструкторам российских КБ, минимум в 10 раз превышающую их. В США зарегистрировано несколько сотен патентов на технологии военного и двойного назначения, авторами которых являются российские изобретатели, а обладателями патентов - американские фирмы или Соединенные Штаты в лице министра торговли США.

Очевидно, что данное явление наносит непоправимый репутационный, экономический, политический вред Российской Федерации. Потери талантливых, перспективных, заинтересованных наукой ученых предполагают большое количество упущенных, нереализованных возможностей полноценного применения научных открытий и достижений в разнообразных технологических, наукоемких сферах народного хозяйства Российской Федерации, ее экономике, культуре и, как окончательный результат, подрывает ее национальную безопасность.

Стоит отметить, что вопрос высококвалифицированной миграции достиг общемирового масштаба. Очевидно, что при столь высокой конкуренции более качественные специалисты выбирают страны с наиболее привлекательными в первую очередь для себя условиями. За последнее время традиционный список

стран-реципиентов ученых - США, Канада, Европа, Япония - расширился и включает еще больше стран, в том числе КНР и Сингапур, а также ряд стран Персидского Залива. Список стран расширяется, условия в странах-реципиентах улучшаются, а в России по-прежнему действуют некомфортные условия труда для ученых и данные обстоятельства еще больше провоцируют развитие такого глубоко негативного явления, как утечка умов. Данное положение доказывает и теория американского ученого Л. А. Сжаастада, который в 1962 г. доказал, что индивидуумы мигрируют вследствие ожидания улучшения материального положения в результате миграции, предполагая, что выгоды от миграции превысят ее издержки.

Примечательно, что согласно статистике за 2014 год, большая часть трудовых мигрантов из России - свыше 35 % - составляет молодежь в возрасте от 16 до 29 лет, при этом за последние 10 лет их количество составило порядка 1,4 млн чел. Здесь стоит также отметить, что численность работников науки, эмигрировавших из России, составила более 42 тыс. чел.

Данное положение объясняется и результатами отдельных социологических исследований. Так, в частности, согласно одному из исследований основными проблемами являются социальные - свыше 25 % респондентов это подтвердили, причем первым среди группы вопросов социального характера выделялся жилищный вопрос, а второй проблемой явилось несоответствие доходов от интересующего дела, науки и запросов поддержания ожидаемого уровня жизни [5, С.49].

Пример прогресса науки США, непосредственно связанного с постоянным притоком выдающихся ученых и талантливой молодежи из разных стран мира, доказал состоятельность данной теории [6, С.59]. США на государственном уровне занимаются привлечением молодых и уже состоявшихся ученых. В России этот процесс был активно развит лишь в середине ХУШ века.

В последние годы предпринимаются некоторые шаги по возвращению российских ученых из-за рубежа. Однако специалисты сходятся во мнении, что к настоящему моменту результат данной работы в российской науке не сильно ощущаем [7].

Государство должно учитывать столь существенные негативные настроения в обществе и предпринимать определенные шаги по недопущению в такой мере явной утечки талантливой молодежи. Государственная поддержка может заключаться в стимуляции по привлечению в наукоемкие, передовые, перспективные направления производства той части талантливой молодежи, которой на протяжении всего срока обучения в государственных учебных учреждениях оказывалась государственная масштабная поддержка. Сегодня, когда в РФ утвержден и ведется федеральный реестр одаренных детей, реализовать такой проект не представляется технически сложной задачей.

Следует оговориться, что, безусловно, речь не идет о каком бы то ни было принуждении молодых дарований работать в определенном месте, а, напротив, о создании таких условий труда, при которых им было бы выгодно по разным

причинам связать свою научную и трудовую деятельность с определенными российскими предприятиями.

В частности, проект по привлечению талантливой молодежи в государственные органы может включать положение о том, что при первичном трудоустройстве представителям данной когорты выпускников можно было бы предлагать должность, соответствующую среднему уровню, а не начальному исходя из карьерной лестницы предприятия. Сегодня талантливая молодежь, которая рассматривает возможность трудоустройства в госструктуры страны, скептически относится к существующим предложениям, т.к. без опыта работы они могут работать исключительно на должностях низшего уровня, степень сложности задач которого не соответствует амбициозным запросам такого класса выпускников.

Необходимо подчеркнуть, что в США и Европе молодежь часто начинает свою карьеру с госслужбы, потому что она дает опыт и связи, спустя несколько лет они уходят в коммерцию.

Далее, российские компании, в частности и государственные, могут взять на вооружение международный опыт привлечения молодых ученых, о чем ниже пойдет речь.

Сегодня примечательным является опыт крупных компаний, которые непосредственно и преимущественно проявляют заинтересованность в поиске квалифицированных кадров, а также развитии своих специалистов. Так, в частности, среди множественного количества китайских компаний примечательным является опыт мирового гиганта компании Alibaba Group, которая создала собственный механизм выявления и дальнейшего воспитания собственными средствами талантливой молодежи, которая впоследствии становится ее незаменимыми высококомпетентными кадрами.

Небезосновательно можно предположить, что данное обстоятельство -наличие талантливых сотрудников, выросших из отобранной талантливой молодежи, - является краеугольным в столь высоком уровне развития и лидирующих результатах данной компании на мировом рынке цифровой торговли.

Одним из структурных подразделений компании является учебное заведение, куда имеет возможность поступить, пройдя строгий конкурсный отбор, любой желающий, однако преимущество отдается инициативным китайским претендентам. Обучение длится более года, процесс обучения осуществляется не столько в учебных помещениях, сколько в разных подразделениях компании. Основной задачей обучения в этом заведении компания видит в воспитании лидеров, которые полностью поддерживают идеи, культуру и методы работы компании. Практика такого образования показывает, что по результатам окончания обучения претенденты назначаются на ведущие международные должности в данной компании.

Помимо собственной базы китайская компания осуществляет поиск талантливой молодежи для превращения их в своих талантливых сотрудников в национальной образовательной системе. Так, компания имеет договоренность с ведущими вузами страны, в частности с Хенгшуйской высшей школой, которая

имеет репутацию академического «монстра». Данное учреждение высшего образования славится безукоризненным уровнем образования, который достигается крайне жестким графиком работы студента. Для понимания сути сложности механизма обучения в данном заведении отметим, что полноценный учебный день в нем начинается в 5 часов утра, а заканчивается отбоем в 23:00.

Помимо поиска талантов в своей стране, мировой лидер сотрудничает с международными вузами, входящими в первую сотню эффективных вузов мира.

Одновременно компания поддерживает институт фрилансерства, временных сотрудников, работающих над каким-то конкретным проектом.

Схожими методами пользуются многие крупные международные компании. Так, в частности, компания Huawei организовала около полусотни учебных центров в разных странах для развития персонала исключительно под свои конкретные цели. При этом компания активно предлагает оплачиваемые стажировки для выдающихся студентов и даже талантливых детей. На момент написания статьи, компания провела обучающие курсы в более чем 30 странах.

Рассмотренные практики китайских компаний по работе с талантливой молодежью вносят несравненный вклад в экономическое лидерство данных компаний, которые благодаря затратам по дополнительному узкоспециальному образованию своих уже доказавших превосходство юных кандидатов выращивают экспертов экстракласса конкретной отрасли в данных компаниях.

Данный опыт необходимо как можно скорее перенимать всем крупным российским компаниям, в том числе и государственным. К сожалению, в настоящее время на предприятиях нашей страны еще нет существенного опыта работы с одаренными сотрудниками. В подавляющем большинстве работодатели без особого рвения принимают на работу одаренных молодых выпускников вузов. У компаний нет опыта специфической работы с такими сотрудниками, готовыми предлагать нестандартные новаторские решения, нет знаний по определенной мотивации таких людей.

В дополнение к вышесказанному большим упущением российских компаний является отсутствие практики по специализированному поиску талантливых потенциальных сотрудников среди школьников, студентов.

Список литературы

1. Рекомендация Совета Европы 1248 об Образовании талантливых детей http://assembly.coe .int/mam.asp?Link=/documents/adoptedtext/ta94/erec1248.htm (дата обращения: 25.07 2016).

2. Российское образование. Федеральный портал URL: http://www.edu.ru/news/education/vse-pobediten-vserossiyskoy-oHmpiady-shkolnikov-/ (дата обращения: 25.07.2016).

3. Лауреатами Нобелевской премии по физике стали выходцы из России, работающие в Англии. Санкт-Петербургский университет, № 13 (3820) 8.10.2010 URL: http://csr.spbu.ru/archives/24393 (дата обращения: 25.07.2016).

4. Зюганов Г.А. О русских и России URL: https: //kprf.ru/personal/zyuganov/zbooks/25058. html (дата обращения: 25.07.2016).

5. Адаскина А. А., Антонова Н.В. Социально-психологические особенности одаренной, талантливой и инициативной молодежи // Проблемы педагогической психологии и психологии образования. 2010. №4. С 41-54.

6. Тощенко Ж.Т. Социология. Общий курс. 2-е изд., доп. и перераб. М.: Прометей: Юрайт-М, 2001. 511 с.

7. Рязанцев С.В., Письменная Е.Е. Эмиграция ученых из России: "циркуляция" или "утечка" умов // Социологические исследования. 2013. № 4.

Понявина Мария Борисовна, канд. экон. наук, доц., mbponyavina@fa.ru, Россия, Москва, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации.

THE PROBLEM OF THE OUTFLOW OF TALENTED YOUNG PEOPLE FROM RUSSIA

AND THE WAYS TO OVERCOME IT

M. B. Ponyavina

In recent years more and more attention has been paid to talented children and young people in Russia. The state supports activities aimed at identifying talents. Centers for the development of abilities in children are being created. At the same time, today our country has to contend with the problem of the outflow of talented youth abroad, which leads to the scanty of the Russian state. This circumstance should be viewed as an acute national problem requiring systemic state intervention at various levels.

Key words: state policy in the sphere of education, educational policy, migration, brain drain, talented young people, the Nobel Prize, the All-Russian Olympiad

Ponyavina Maria Borisovna, candidate of economical sciences, docent, mbponyavina@fa. ru, Russia, Moscow, Financial University under the Government of the Russian Federation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.