СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Архангельский, С. И. Теоретические основы научной организации учебного процесса / С. И. Архангельский. — М. : Знание, 1975. — 41 с.
2. Коджаспирова, Г М. Педагогический словарь / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. — М. : Издательский центр «Академия», 2001. — 176 с.
3. Концепция дополнительного образования детей (для обсуждения) // Внешкольник. — 1996. — № 1. — С. 6.
4. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: /http://www.edu.ru/db/mo/ Data/d_02/393.html.
5. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования [Электронный ресурс]. — Режим доступа: /http://www.ug.ru/
02.42Zt9.htm.
6. Педагогика / под ред. Г. Нойнера, Ю. К. Бабанского. — М. : Педагогика, 1984. — 368 с.
7. Тюнников, Ю. С. Методика выявления и описания интегрированных процессов в учебновоспитательной работе / Ю. С. Тюнников. — СПб. : СПбГУ, 1987. — 47 с.
Поступила 01.11.08.
РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ одаренности ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО образования республики
МОРДОВИЯ
Е. Е. Кривовичева (Мордовский государственный университет
им. Н. П. Огарева)
Автором раскрываются основные формы и виды работы с одаренными детьми в образовательных учреждениях Республики Мордовия, выявляются проблемы и определяются пути улучшения этой работы в условиях реформирования образования.
Ключевыге слова: интеллектуальная одаренность; развитие; дополнительное образование.
Изучение вопросов одаренности, организации работы с одаренными детьми и создания соответствующих образовательных систем становится в последнее время одним из приоритетных научных направлений. Это объясняется тем, что именно высокоодаренные люди способны внести наибольший вклад в развитие общества. Растрачивание талантов — непозволительная ошибка для развития любого государства. В эпоху становления постиндустриального общества, когда значение интеллектуального и творческого потенциала ощутимо возрастает, работа с одаренными детьми представляется крайне необходимой.
За последнее десятилетие увеличилось количество исследований и публикаций по данной проблеме, но практическая ситуация в решении вопросов, связанных с развитием интеллектуальной одаренности учащихся в системе обра-
зования, мало изменилась. Из-за недостаточного количества школ для одаренных детей и классов с дифференцированным обучением большинство таких детей продолжают учиться в общеобразовательных школах.
Массовое образование является одним из наиболее важных институтов современного общества [7]. По своей природе оно обязано заботиться, в первую очередь, о большинстве учеников. К сожалению, современное школьное обучение ориентировано на среднего ученика, а профессиональное и вузовское — на среднего студента и среднего специалиста. Учитель на уроках стремится подтянуть до программного уровня всех учащихся, а сильные неординарные дети остаются без внимания. На наш взгляд, традиционная система обучения не может решать задачу развития творческого мышления учащихся, поскольку не
© Кривовичева Е. Е., 2009
№ 2, 2009
располагает необходимыми для этого условиями. В связи с тем что школа оказывается недостаточно хорошо приспособленной для тех, кто сильно отличается от среднего уровня в сторону больших способностей (так как сложно перестроить систему обучения), право работы с одаренными детьми взяла на себя система дополнительного образования, расширив сферу творчества одаренного ребенка.
Дополнительное образование обладает давней и богатой историей и, выйдя сегодня на новый этап развития, может значительно обогатить современное образование, решить комплекс задач, направленных на гуманизацию образовательного и воспитательного процесса.
В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г. определено, что учреждения дополнительного образования детей были и остаются одним из определяющих факторов развития склонностей, способностей и интересов, становления активной жизненной позиции подрастающего поколения [4].
Основная цель деятельности учреждений дополнительного образования детей — создание условий для развития индивидуальных задатков и способностей личности учащихся [3]. Критерием отнесения образовательного учреждения к типу «образовательное учреждение дополнительного образования детей» является реализация им дополнительной образовательной программы в качестве основной.
Дополнительное образование детей — единый, целенаправленный процесс, объединяющий воспитание, обучение и развитие личности посредством реализации дополнительных образовательных программ и услуг, а также информационно-образовательной деятельности за пределами основных образовательных программ в интересах человека, общества, государства. Как самостоятельный и самоценный вид образования оно призвано компенсировать недостатки массовой школы, обеспечить индиви-
дуальный образовательный путь ребенка, удовлетворить его потребности в научно-познавательной деятельности.
К основным особенностям дополнительного образования относятся направленность на творческое развитие личности, поливозрастной и полипрофессио-нальный характер занятий. В рамках системы дополнительного образования школьник имеет возможность в большей степени, чем при системе основного образования, использовать опыт творческой деятельности.
Сущность педагогического процесса в дополнительном образовании заключается не в передаче готовых знаний, форм и способов деятельности, ценностно-нормативных представлений, а в переходе к совместному их формулированию. Большая часть методов, используемых в дополнительном образовании, способствует совместной творческой деятельности педагогов и школьников.
Разнообразные организационные формы дополнительного образования определяются также ориентацией на творческую деятельность. Существующая система образования в силу различных причин не может полностью реализовать индивидуальный, личностно ориентированный подход к ребенку.
Функции педагогов дополнительного образования отличаются вариативностью, индивидуализацией и практико-ори-ентированной направленностью.
В системе дополнительного образования школьников одним из ведущих методов является метод развивающего обучения в организации совместной деятельности детей и взрослых. Привлекая школьника к какой-либо деятельности, педагог обеспечивает ему развитие способностей, условия реализации интересов, которые могут существенно отличаться от интересов и способностей других детей.
А. В. Егорова важной тенденцией развития дополнительного образования детей называет постепенное уравнивание его в правах с общим: воспитанники учреждения дополнительного образова-
ния (выпускники школ) имеют право на сдачу экзамена по выбору на базе данного учреждения [2].
Дополнительное образование дает ребенку реальную возможность выбора собственного индивидуального пути. Оно увеличивает пространство, в котором школьники могут развивать свою творческую и познавательную активность, реализовать личностные качества, демонстрировать те способности, которые не востребованы основным образованием [5]. В дополнительном образовании ребенок сам выбирает содержание и форму занятий, может не бояться неудач.
Система дополнительного образования, находящаяся в настоящее время на стадии развития, испытывает некоторые трудности, связанные с недостаточным финансированием, нехваткой квалифицированных кадров, неразработанностью методического обеспечения и др.
Исследователи проблемы образования одаренных детей выделяют инвариантные условия, которые должны присутствовать в системе образования таких детей. Обозначенные ими условия практически полностью совпадают с новыми требованиями к программе перспективного развития системы дополнительного образования [1]:
— возможность осуществления дифференцированно-адресного педагогического сопровождения интеллектуально одаренных учащихся, учитывающего их типологические когнитивные особенности;
— возможность для интеллектуально одаренных учащихся выбора форм и видов творческой деятельности (свобода выбора);
— наличие доступной разноплановой информационно насыщенной проблемнопознавательной среды;
— наличие и доступность талантливых педагогов с различными типологическими когнитивными характеристиками, представляющих основные предметные профили, способных быть как экспертами, так и наставниками интеллектуально одаренных учащихся.
В федеральной программе развития образования в качестве одной из основных задач предусмотрено расширение сети образовательных учреждений инновационных видов. Именно здесь работе с одаренными детьми могут быть предоставлены наиболее благоприятные возможности. Важное место отводится необходимости учитывать национальнорегиональные особенности, через переход к сбалансированному развитию образования в новых политических и социально-экономических условиях будет решаться и такая задача, как развитие национальных систем образования при сохранении и укреплении единого образовательного пространства страны.
В системе дополнительного образования традиционно выделяются следующие формы обучения одаренных детей:
— обучение индивидуальное или в малых группах по программам творческого развития в определенной области;
— работа по исследовательским и творческим проектам в режиме наставничества;
— очно-заочные школы;
— каникулярные сборы, лагеря, мастер-классы, творческие лаборатории;
— система творческих конкурсов, фестивалей, олимпиад;
— детские научно-практические конференции и семинары.
В последнее время данный перечень существенно расширился. В него с полным правом можно включить и услуги репетиторов, и деятельность государственных дополнительных образовательных учреждений. Личностнодеятельностный характер образовательного процесса позволяет решить одну из основных задач дополнительного образования — выявлять, развивать и поддерживать одаренных детей.
Актуализация проблемы обучения одаренных учащихся в государственной образовательной политике России способствовала педагогическим поискам в направлении работы с одаренными детьми не только в крупных научно-образовательных центрах, какими являются
№ 2, 2009
Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск, но и в ряде отдельных регионов и городах, где возможности для создания и реализации подобного рода проектов довольно ограничены. В частности, в Республике Мордовия началась работа по совершенствованию региональной образовательной системы, что выразилось не только в появлении новых учебных заведений и изменении статуса существующих, но и в активизации усилий по выявлению и развитию способных учащихся, которые в будущем могли бы составить кадровый потенциал республики.
В рамках федеральной целевой программы «Дети России» на 2007—2010 гг. успешно реализуются республиканская программа «Дети Мордовии» и подпрограмма «Одаренные дети». Последняя предусматривает систему мер, направленных на формирование и реализацию государственной политики в области образования, связанную с выявлением и поддержкой одаренных детей и молодежи. В Республике Мордовия создана си-
стема работы с одаренными детьми и талантливой молодежью, являющейся неотъемлемой частью всей системы поддержки и внедрения передовых технологий. Особое место в данной системе занимают вопросы создания условий для формирования будущего интеллектуального потенциала республики в рамках дополнительного образования.
Перед дополнительным образованием ставится задача формирования профессиональной элиты, выявления и поддержки наиболее одаренных, талантливых детей и молодежи. Ее решение требует организации допрофессиональной подготовки воспитанников по разным направлениям деятельности, в том числе довузовской подготовки как формы дополнительного образования. Понимание этого привело к тому, что в последние годы в Мордовии в целом и в подавляющем большинстве муниципальных районов возрос охват детей дополнительными образовательными услугами (рисунок, табл. 1).
80
70
60
50
40
30
20
10
71
66
61
48 48
2001/02 учебный год
2002/03 учебный год
2003/04 учебный год
2004/05 учебный год
2005/06 учебный год
Динамика охвата обучающихся в Мордовии дополнительными образовательными услугами, % от общей численности обучающихся [6, с. 58]
Т а б л и ц а 1
Сравнительные данные охвата обучающихся дополнительными образовательными услугами по муниципальным районам и городскому округу Саранск за 2001/02 и 2005/06 учебные годы [6, с. 60]
Муниципальный район 2001/02 учебный год 2005/06 учебный год
Контингент Охват доп. образованием % Контингент Охват доп. образованием %
Ардатовский 4 343 1 747 27 3 008 3 354 74
Атюрьевский 2 431 777 21 1 821 1 187 46
Атяшевский 3 647 1 138 21 2 570 1 659 43
Большеберезниковский 1 976 615 21 1 450 499 23
Большеигнатовский 1 501 1 206 54 1 143 1 225 74
Дубенский 2 538 1 774 47 1 769 2 147 71
Ельниковский 2 080 473 15 1 483 1 207 54
Зубово-Полянский 7 597 3 035 27 6 067 1 048 12
Инсарский 2 510 993 26 1 787 1 649 62
Ичалковский 3 097 1 493 32 2 227 1 922 58
Кадошкинский 1 500 906 40 1 118 997 59
Ковылкинский 6 582 1 916 19 4 885 3 022 41
Кочкуровский 1 690 463 18 1 112 921 55
Краснослободский 3 747 2 186 39 2 749 2 188 53
Лямбирский 4 813 2 683 37 3 097 2 649 57
Ромодановский 3 060 1 484 32 2 432 1 681 46
Рузаевский 9 308 9 491 68 6 909 7 608 72
Старошайговский 2 471 1 113 30 1 813 1 709 63
Темниковский 2 859 1 988 46 1 923 2 230 77
Теньгушевский 1 806 625 23 1 453 940 43
Торбеевский 3 434 1 990 39 2 728 2 167 53
Чамзинский 4 860 1 930 26 3 581 2 515 65
Саранск 42 086 13 443 27 30 309 13 675 40
РУДОД 3 794 4 502
Итого 119 936 57 263 48 87 434 62 462 71
Для реализации подпрограммы «Ода- олимпиады по мордовским (мокша и
ренные дети» в Мордовии проводятся эрзя) языкам). За последние годы в рес-
мероприятия различной направленности, публике в четыре раза увеличилось ко-
ключевыми из которых являются рес- личество учебных предметов, по кото-
публиканские предметные олимпиады рым проводится олимпиада, и в три с
(региональный этап Всероссийских пред- половиной раза возросло количество уча-
метных олимпиад и межрегиональные ствующих в них (табл. 2).
Т а б л и ц а 2
Рост показателей участия школьников Мордовии в республиканских предметных олимпиадах
Показатели 2002/03 учебный год 2003/04 учебный год 2005/06 учебный год 2006/07 учебный год
Количество предметов, по которым проводилась олимпиада 6 12 22 26
Число участников республиканского этапа олимпиады 320 425 780 1 120
Число призеров и победителей республиканского тура 48 66 162 178
№ 2, 2009
В результате повысилась успешность участия школьников республики во Всероссийских олимпиадах. Так, в 2007 г. 12 учащихся из Мордовии стали победителями и призерами Всероссийских предметных олимпиад, а 10 из них — обладателями Премии Президента Российской Федерации для поддержки талантливой молодежи.
Важным звеном системы работы с одаренными детьми считается организация профильных лагерей (муниципальных и республиканского). Их цель — совмещение полноценного оздоровительного отдыха таких детей с интеллектуально-познавательной, научно-исследовательской и творческой деятельностью.
Талантливая молодежь активно поддерживается как на республиканском, так и на муниципальном уровнях. Ежегодно обладателями премии Гранта Главы Республики Мордовия становятся 25 одаренных школьников и представителей молодежи в возрасте от 14 до 18 лет, наиболее успешно проявивших себя в республиканских и всероссийских мероприятиях различной направленности (по пяти номинациям).
Одной из форм работы с одаренными детьми является довузовская подготовка. В настоящее время в рамках дополнительного образования при МГУ им. Н. П. Огарева существует факультет довузовской подготовки. Его структурными подразделениями выступают гимназии и лицеи, а также региональные научно-образовательные центры и профильные классы.
Функционирующая при университете Республиканская многопрофильная академическая гимназия создана с целью удовлетворения познавательных и профессиональных интересов одаренных детей путем углубления содержания образования с ориентацией на определенную область современной науки. Наряду с реализацией образовательного стандарта (полного) общего образования гимназия осуществляет обучение по следующим направлениям: экономико-правово-
му, медико-биологическому и национально-культурологическому.
В гимназии развита система дополнительного образования. Занятия здесь проводят педагоги, которые стараются создать благоприятные условия для интеллектуального развития учащихся. Многие гимназисты являются членами научного общества «Истоки» при Региональном учебном округе Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарева.
В системе довузовского образования функционирует Саранский городской естественно-технический лицей, предназначение которого — содействие формированию высокоразвитого интеллектуального потенциала учащихся путем целенаправленной подготовки одаренных школьников к учебе на естественных и технических факультетах вузов. Лицей существует при Институте физики и химии МГУ им. Н. П. Огарева. В то же время он представляет собой научно-методический центр, занимающийся поиском, разработкой, внедрением нового содержания обучения и воспитания, форм и методов его реализации.
В соответствии с договором между лицеем и университетом для проведения практикума используется база физического факультета университета, в частности лаборатории, предназначенные для студентов инженерных специальностей.
Одна из уставных задач лицея — обеспечение повышенного по сравнению со стандартом уровня образования учащихся (дополнительного образования). С целью выявления и реализации их индивидуальных способностей и творческого потенциала формируется система индивидуальной работы под руководством преподавателей вузов или сотрудников научно-исследовательских заведений по определенным научным направлениям.
Совершенно новой образовательной структурой в рамках довузовской подготовки становятся региональные научнообразовательные центры, деятельность которых нацелена на поиск наиболее ода-
ренных детей сельской местности и создание условий для развития индивидуальных способностей каждой личности. Представляется целесообразным проведение в них довузовской подготовки в форме лицеев и гимназий по заочной форме обучения. Подобные центры, набирая опыт и создавая собственную материально-техническую и учебно-методическую базу, в дальнейшем могут стать основой для будущих представительств или филиалов университета в сельской местности. Здесь можно будет апробировать разработки ученых, проводить научные и научно-практические конференции, консультации специалистов.
Другой формой довузовской подготовки школьников стали профильные классы на базе общеобразовательных школ г. Саранска и районных центров. Их преимущества: альтернативные учебные программы, включение в учебный процесс преподавателей вуза, высокая степень индивидуализации обучения и прямая связь с университетом в организации обучения и воспитания.
Один из важных моментов составляет работа по реализации университетской программы «Одаренным детям — одаренных педагогов» на базе факультета довузовской подготовки МГУ им. Н. П. Огарева, цель которой — выявление, развитие и обучение талантливых учащихся, их подготовка к олимпиадам республиканского, российского и международного уровня и последующему успешному обучению в университете. Ежегодно около 400 чел. проходят подготовку на факультете по данным программам.
Возрождение и поддержка национальных систем образования как одно из направлений его развития позволит сформировать национально-региональные фонды стабилизации и развития образования и условия для выбора этого пути на территориях субъектов Россий-
ской Федерации в соответствии с их социально-экономическими и культурными особенностями.
В целом дополнительное образование содействует осознанному выбору школьниками предпочтительной сферы занятий в свободное время, расширяет круг общения, помогает попробовать свои силы в самых различных сферах деятельности и добиться успеха в какой-нибудь из них. Это тем более важно, что далеко не все могут отличиться в процессе школьного обучения.
Ценность дополнительного образования детей состоит в том, что оно усиливает вариативную составляющую общего образования, способствует практическому приложению знаний и навыков, полученных в школе, стимулирует познавательную мотивацию обучающихся.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Белехов, Ю. Н. Инвариантные условия организации эффективной работы с интеллектуально одаренными учащимися в образовательном округе / Ю. Н. Белехов // Одаренный ребенок. — 2004. — № 5. — С. 91—96.
2. Егорова, А. В. Социально-педагогические условия развития дополнительного образования детей в России : автореф. дис. ... канд. пед. наук / А. В. Егорова. — М., 2004. — 23 с.
3. Занков, Л. В. Избранные педагогические труды / Л. В. Занков. — М. : Педагогика, 1999. — 608 с.
4. Краснова, С. Н. Дополнительное образование в становлении активной жизненной позиции старшеклассников : автореф. дис. ... канд. пед. наук. — Ижевск, 2004. — 19 с.
5. Милграм, Р. М. Валидность измерений профессиональных интересов одаренной молодежи во внешкольной сфере / Р. М. Милграм, Ю. Хонг // Творчество в искусстве — искусство творчества. — М., 2000. — С. 199—214.
6. Образование в Республике Мордовия : информ.-аналит. сб. / под общ. ред. В. В. Кадаки-на. — Саранск : [б. и.], 2006. — 100 с.
7. Юркевич, В. С. О «наивной» и «культурной» креативности / В. С. Юркевич // Основные современные концепции творчества и одаренности / под ред. Д. Б. Богоявленской. — М., 1997. — С. 127—142.
Поступила 28.11.08.