Научная статья на тему 'Работа с одаренными детьми - ключевое направление «Нашей новой школы»'

Работа с одаренными детьми - ключевое направление «Нашей новой школы» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2641
255
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОДАРЕННОСТЬ / ЦЕНТР ПОДДЕРЖКИ И РАЗВИТИЯ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ / ПРОГРАММА ЦЕНТРА / КОНЦЕПЦИЯ / ЗАМЫСЕЛ СОЗДАНИЯ / ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ЦЕНТРА / НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЦЕНТРА / ПОЛОЖЕНИЕ О ЦЕНТРЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дворянцева Светлана Евгеньевна

Автор описывает теоретические положения построения на базе школы «Центра поддержки и развития одаренных детей и молодежи», обосновывает значимость специально организованной систематической работы с одаренными детьми, молодежью, педагогами. Предлагает вниманию читателей Концепцию и Программу деятельности Центра, основывающиеся на методологических подходах современной педагогики и психологии: системном, личностном, деятельностном, полисубъектном (диалогическом), культурологическом подходах. В Приложении приводится Положение о Центре.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дворянцева Светлана Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Работа с одаренными детьми - ключевое направление «Нашей новой школы»»

ИННОВАЦИОННЫЕ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПРОЕКТЫ, ПРОГРАММЫ, ПОДХОДЫ

С. Е. Дворянцева

РАБОТА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ -КЛЮЧЕВОЕ НАПРАВЛЕНИЕ «НАШЕЙ НОВОЙ ШКОЛЫ»

Аннотация. Автор описывает теоретические положения построения на базе школы «Центра поддержки и развития одаренных детей и молодежи», обосновывает значимость специально организованной систематической работы с одаренными детьми, молодежью, педагогами. Предлагает вниманию читателей Концепцию и Программу деятельности Центра, основывающиеся на методологических подходах современной педагогики и психологии: системном, личностном, деятельностном, полисубъектном (диалогическом), культурологическом подходах. В Приложении приводится Положение о Центре.

Ключевые слова: одаренность; Центр поддержки и развития одаренных детей и молодежи; программа Центра; концепция; замысел создания; цель и задачи Центра; направления деятельности Центра; Положение о Центре

Завершается первое десятилетие XXI века, в ходе которого российскому образованию многое удалось благодаря приоритетному национальному проекту «Образование», Федеральной целевой программе развития образования до 2010 года и т. д. Только по этим двум официальным государственным программам общее образование получило серьезную, в том числе и финансовую поддержку, для интенсивного развития. Но остается еще очень много нерешенных проблем, одной из которых является целенаправленная и продуктивная работа с одаренными и талантливыми детьми и молодежью.

Именно по этому вопросу был издан отдельный Указ Президента Российской Федерации № 325 от 6 апреля 2006 года «О мерах государственной поддержки талантливой молодежи, в соответствии с которым в целях государственной поддержки талантливой молодежи были учреждены на 2006-2008 годы премии для поддержки талантливой молодежи в возрасте от 14 до 25 лет включительно (далее - премии). Ежегодно присуждалось:

- 1250 премий - победителям и призерам международных олимпиад и иных мероприятий, проводимых на конкурсной основе (далее - конкурсные мероприятия), а также победителям всероссийских олимпиад и иных конкурсных мероприятий в размере 60 тыс.ру-блей каждая;

- 4100 премий - призерам всероссийских олимпиад и иных конкурсных мероприятий, а также победителям региональных и межрегиональных олимпиад и иных конкурсных мероприятий в размере 30 тыс.рублей каждая.

Кроме того, был установлен четкий порядок и правила присуждения данных наград и систематизированы проводимые олимпиады.

Но это только одно направление работы с детьми и молодежью, которые уже серьезно заявили о себе, проявив свои способности и одаренность на са-

мом высоком уровне. Но сколько их в общем числе школьников? Простой подсчет показывает - 1 премия на 2520 школьников. То есть только один из 2520 обучающихся в современной общеобразовательной школе имеет реальный шанс стать «официально признанным талантом». А остальные? Читатель может справедливо заметить, что еще многие учащиеся получают признание на региональном, муниципальном и институциональном уровнях. Все верно, но все же это направление требует более пристального внимания, тем более что действие было ограничено тремя годами - 2006-2008.

В настоящее время продолжается обсуждение национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», где прямо указано, что «реализация планов долгосрочного развития экономики и социальной сферы Российской Федерации, обеспечивающих рост благосостояния граждан, требует инвестиций в человеческий капитал. Успешность таких планов зависит от того, насколько все участники экономических и социальных отношений смогут поддерживать свою конкурентоспособность, важнейшими условиями которой становятся такие качества личности, как инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения»1.

Одним из пяти ведущих направлений «Нашей новой школы» является система поддержки талантливых детей, поскольку, по мнению разработчиков данного документа, «одновременно с реализацией стандарта общего образования должна быть выстроена разветвленная система поиска и поддержки талантливых детей, а также их сопровождения в течение всего периода становления личности»2.

В ближайшие годы предполагается создать как специальную систему поддержи сформировавшихся талантливых школьников, так и общую среду для про-

1 http://mon.gov.ru/press/news/5233/

2 там же.

38

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №5, 2011

ИННОВАЦИОННЫЕ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПРОЕКТЫ, ПРОГРАММЫ, ПОДХОДЫ

явления и развития способностей каждого ребенка, стимулирования и выявления достижений одаренных ребят. Это особенно важно в условиях современной школы, которая, к сожалению, до настоящего времени слабо ориентирована на выявление и тем более развитие способностей КАЖДОГО ребенка, несмотря на давно провозглашенный индивидуальный подход.

Далее предполагается продолжить развивать сеть образовательных учреждений круглосуточного пребывания, в особенности для поддержки одаренных школьников, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. И это еще одна до сих пор не решенная проблема, поскольку учреждения такого типа зачастую воспринимаются, а что еще более тревожно, функционируют как «социальный отстойник».

Очень важно, что намечается распространять имеющийся положительный опыт эффективной деятельности физико-математических школ и интернатов при ряде университетов России, учет ребят, проявивших свои таланты в различных областях деятельности. Для таких детей планируется организовывать слеты, летние и зимние школы, конференции, семинары и другие мероприятия, поддерживающие сформировавшийся потенциал одаренности. Если учесть, что такая практика довольно широко распространена в Российской Федерации, то можно предположить, что это станет одним из самых эффективных способов работы с одаренными детьми во всех регионах.

Но что еще более важно, «Наша новая школа» ориентирует российское образование на целенаправленную работу по поддержке творческой среды, которая может и должна обеспечивать возможность самореализации учащимся каждой общеобразовательной школы. Для этого предстоит расширить систему олимпиад и конкурсов школьников, практику дополнительного образования, различного рода ученических конференций и семинаров, отработать механизмы учета индивидуальных достижений обучающихся (ученические портфолио) при приеме в вузы».1

Следующим перспективным направлением признается широкое распространение деятельности заочных и очно-заочных школ для старших школьников, позволяющих им независимо от места проживания осваивать программы профильного обучения по самым различным направлениям. Это также должно быть подкреплено созданием стимулов для издания и распространения современной учебной литературы, распространением электронных образовательных ресурсов, развитием дистанционных технологий образования с использованием различных сервисов сети Интернет, созданием цифровых хранилищ лучших российских музеев, научных архивов и библиотек. Такая работа должна осуществляться как на основе отечественных разработок, так и посредством локализации лучших образовательных ресурсов со всего мира.

В национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» обозначены конкретные инструменты и механизмы обновления школьного образования, в том числе и поданному направлению «Поддержка талантливых детей». В ближайшие годы «в

1 http://mon.gov.ru/press/news/5233/

системе общего образования предстоит разработать и внедрить:

- практику деятельности специализированных учреждений для одаренных ребят, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;

- систему мероприятий для поддержки общения, взаимодействия и дальнейшего развития одаренных в различных областях интеллектуальной и творческой деятельности детей школьного возраста;

- обновленную практику деятельности летних (сезонных) профильных школ для самореализации и саморазвития учащихся;

- расширенную систему олимпиад, соревнований и иных творческих испытаний школьников;

- модели дистанционного, заочного и очно-заочного образования учащихся;

- систему обеспечения и консультационно-методической поддержки профильного обучения, реализуемого в том числе посредством индивидуальных образовательных программ учащихся, сетевого взаимодействия образовательных учреждений».2

Все эти перспективные идеи и реальные механизмы работы с одаренными детьми и талантливой молодежью следует адаптировать к условиям конкретного субъекта Российской Федерации, к его территориальным особенностями и педагогическим традициям, и что не менее важно - соотнести с финансовыми возможностями. В каждом регионе и муниципалитете должны появиться свои целевые программы, задающие основные ориентиры в направлении формирования образовательной среды. Применительно к условиям Москвы, нужно формировать среду, гарантирующую поддержку самоопределения и самореализации личности каждого ребенка, соответствующие условия для развития ее ценностной сферы, обеспечивающей достижение успеха каждым обучающимся в общеобразовательной школе, а также молодым человеком, поскольку каждый от рождения наделен способностями в той или иной сфере или виде деятельности.

В 2009 году при гимназии № 1583 создано структурное подразделении «Центр поддержки и развития одаренных детей и молодежи», основной работы которого является авторская концепция, дающая основные ориентиры для разработки программы Центра, поиска возможностей реализации и дальнейшей детализации программы.

Концепция подготовлена в соответствии с Декларацией прав ребенка, Конвенцией ООН о правах ребенка и на основании: Закона Российской Федерации «Об образовании»; Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года; Закона города Москвы «О развитии образования в городе Москве»; Городской целевой программы развития образования «Столичное образование -5» на 2009-2012 гг.; Программы социальной молодежной политики Префектуры Северного административного округа города Москвы; Программы социальной молодежной политики Управы района Головинский Северного административного округа города Москвы.

2 там же.

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №5, 2011

39

ИННОВАЦИОННЫЕ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПРОЕКТЫ, ПРОГРАММЫ, ПОДХОДЫ

Замысел создания Центра определяется Федеральной целевой программой «Дети России», Программой социальной молодежной политики Префектуры САО, Управы района Головинский Северного административного округа города Москвы, Северного окружного управления образования, Программой развития ГОУ Гимназии № 1583 и Программой развития одаренных и высокомотивированных детей гимназии № 1583 в направлении использования потенциала столицы как единства естественной, культурной и образовательной сред и формирования образовательной среды округа.

Идея создания Центра поддержки и развития одаренных детей и молодежи вытекает из необходимости формирования коалиции представителей префектуры САО, управы района «Головинский» Северного административного округа города Москвы, работников учреждений образования и различных учреждений и ведомств для создания единой развивающей, креативной молодежной среды района и округа. Включение различных сообществ на основе сетевого взаимодействия как субъектов деятельности в реализацию программы предполагает развитие инициативы и со стороны учащейся молодежи района и округа в направлении разработки и реализации различных проектов, в том числе и социальных, позволяющих проявиться социальной, лидерской одаренности молодых.

Цель Центра - выявление, поддержка, развитие и социализация одаренных детей, обеспечение их личностной, социальной самореализации и профессионального самоопределения.

Реализация названной цели возможна при решении следующих задач:

1. Формирование системы по выявлению и поддержке способностей одаренных детей и молодежи с целью дальнейшего развития их креативности и достижения социальной успешности в обществе.

2. Оказание адресной поддержки одаренным детям и молодежи, а также педагогам, работающим с ними.

3. Осуществление взаимосвязи с образовательными учреждениями, в том числе учреждениями дополнительного образования, работающими с одаренными детьми и молодежью, с вузами и учреждениями науки и культуры, центрами одаренных детей в России, установление контактов с талантливыми сверстниками за рубежом.

4. Оказание методической и информационной поддержки родителям в вопросах определения и развития способностей одаренных учащихся.

5. Создание межотраслевых коалиций между представителями образования и Префектуры округа, Управы района и различных ведомств для создания единой креативной среды округа и района, ориентированной на удовлетворение потребностей и запросов одаренных детей и молодежи, обеспечивающей превращение образования в социокультурную технологию общественного развития.

В основе концепции лежат теоретические разработки по проблемам одаренности, раскрытию творческих (креативных) способностей обучаемых. Эти проблемы одаренности в настоящее время актуальны во всем мире. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в неординарной творческой личности. Выявление

и развитие способностей детей должно осуществляться на всех ступенях их развития. В. А. Сухомлинский считал, что распознать, выявить, раскрыть, взлелеять, выпестовать в каждом ученике его неповторимый индивидуальный талант - значит поднять личность на высший уровень расцвета человеческого достоинства. Для этого необходимы усилия не только родителей и педагогов, но и всего общества.

При разработке теоретических основ комплексной целевой программы Центра поддержки и развития одаренных детей и молодежи в качестве исходных были использованы следующие концептуальные положения:

1. Концепция «возрастной одаренности» (Н. С. Лей-тес), согласно которой необычные возможности ребенка на том или ином возрастном этапе еще не означают сохранение этого уровня и своеобразие его возможностей в последующие и более зрелые годы.

2. Подход к одаренности как проявлению творческого потенциала человека (А. М. Матюшкин), согласно которому одаренность понимается как высокий уровень творческого потенциала, выражающийся, прежде всего, в высокой познавательной и исследовательской активности.

3. Динамическая теория одаренности (Ю. Д. Бабаева), в которой акцентируется внимание, во-первых, на понимании одаренности как развивающегося свойства целостной личности, во-вторых - в оценке одаренности с точки зрения наличия психологических барьеров, затрудняющих ее проявление и развитие и/или приводящих к феномену диссинхронии.

4. Экопсихологический подход к развитию одаренности (В. И. Панов). Одаренность в этом случае рассматривается как особая форма проявления творческой природы психики человека. Поэтому основная задача современного педагога заключается в создании образовательной среды развивающего (творческого) типа.

Одаренность в самом общем виде определяется как «повышенный уровень развития одной или нескольких способностей человека, на основе которых он имеет возможность достигать сверхвысоких успехов в социально значимых видах деятельности и которые тем самым выделяют его среди других представителей данной возрастной или социальной группы. Одаренность - это всегда системное качество, в котором интегрированы и познавательная, и эмоциональная, и личностная сферы сознания человека». (В. И. Панов).

Одаренные дети, по оценке опытных специалистов, в силу способностей демонстрируют высокие достижения и (или) потенциальные возможности в одной или нескольких сферах:

- интеллектуальной сфере и академических достижений;

- сфере творческого или продуктивного мышления;

- сфере общения, социальной сфере (лидерская одаренность);

- эмоциональной сфере и в художественной деятельности и др.

Признаки одаренности проявляются в реальной деятельности, следовательно, для проявления одаренности необходимо создание определенных условий, в которых осуществляется поддержка талантов различными детскими группами и коллективами, обще-

40

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №5, 2011

ИННОВАЦИОННЫЕ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПРОЕКТЫ, ПРОГРАММЫ, ПОДХОДЫ

ственными организациями, семьей, системой основного и дополнительного образования, представителями различных ведомств на всех этапах становления и развития индивидуальной одаренности.

Особо значимо в современном обществе проявление и развитие одаренности быть лидером гражданского общества - лидерской одаренности, которая реализуется в процессе разработки социально значимых проектов, оценивается по результатам общественной деятельности молодежи и требует общественно - государственной системы поддержки. Оценка ребенка как одаренного не является самоцелью, так как выявление одаренных детей необходимо для постановки адекватных задач их обучения и воспитания, а также оказания им помощи и поддержки.

В основу Программы работы Центра положены ведущие методологические подходы современной педагогики и психологии:

1. Системный подход, сущность которого заключается в том, что относительно самостоятельные компоненты рассматриваются не изолированно, а в их взаимосвязи, в системе с другими. При таком подходе педагогическая система работы с одаренными детьми рассматривается как совокупность следующих взаимосвязанных компонентов: цели образования, субъекты педагогического процесса, содержание образования, методы и формы педагогического процесса и материальная база.

2. Личностный подход, утверждающий представления о социальной, деятельной и творческой сущности одаренного ребенка как личности. В рамках данного подхода предполагается опора в воспитании и обучении на естественный процесс саморазвития задатков и творческого потенциала личности, создание для этого соответствующих условий.

3. Деятельностный подход. Деятельность - основа, средство и решающее условие развития личности. Поэтому необходима специальная работа по выбору и организации деятельности одаренных детей, по активизации и переводу их в позицию субъекта познания, труда и общения. Это, в свою очередь, предполагает обучение детей выбору цели и планированию деятельности, ее организации и регулированию, контролю, самоанализу и оценке результатов деятельности.

4. Полисубъектный (диалогический) подход вытекает из того, что сущность человека значительно богаче, разностороннее и сложнее, чем его деятельность. Личность рассматривается как система характерных для нее отношений, как носитель взаимоотношений и взаимодействий социальной группы, что требует особого внимания к личностной стороне педагогического взаимодействия и общения с одаренными детьми.

5. Культурологический подход обусловлен объективной связью человека с культурой как системой ценностей. Одаренный ребенок не только развивается на основе освоенной им культуры, но и вносит в нее нечто принципиально новое, т. е. он становится творцом новых элементов культуры. В связи с этим освоение культуры как системы ценностей представляет собой, во-первых, развитие самого ребенка и, во-вторых, становление его как творческой личности.

Реализация этих методологических подходов позволяет определить основные способы решения проблем при работе с одаренными детьми и молодежью, осуществлять планирование и прогнозирование деятельности. Концепция развития Центра поддержки и развития одаренных детей и молодежи определяет пути преобразования работы с одаренными учащимися и молодежью в действующий ресурс обновления и развития как образовательного учреждения, так и инфраструктуры детства района и округа, наращивания его духовного и интеллектуального потенциала. Она ориентирована на использование внутренних резервов образовательного, научного и инновационного потенциала, на структурную перестройку и поиск новых, более эффективных форм деятельности, на повышение роли и места учебно-научно-инновационного комплекса школы в едином образовательном пространстве округа и мегаполиса Москвы.

Главным результатом реализации Программы должно стать создание условий для развития талантливых детей и молодежи на основе взаимодействия субъектов ее реализации в условиях использования

потенциала муниципального района, округа, города как единства естественной, культурной и образовательной среды, а также:

- создание банка данных об одаренных детях и молодежи округа;

- оказание адресной поддержки одаренным детям и молодежи, а также преподавателям, работающим с ними;

- достижение качественно нового уровня индивидуализации образования одаренных учащихся;

- расширение возможностей для проектной и исследовательской работы одаренных учащихся с целью дальнейшего развития их креативности и достижения социальной успешности в обществе;

- методическая и информационная поддержка родителей в вопросах определения и развития способностей их детей;

- реализация принципа партнерства на основе привлечения представителей высшей школы, специалистов научно-методических учреждений и различных ведомств, призванных обеспечить поддержку талантливых детей и молодежи;

- создание системы широкого освещения проблем и направлений работы с одаренными детьми и молодежью в округе, в том числе в средствах массовой информации.

Основной метод реализации Программы - проектирование и организация, выявление и «выращивание» образовательной практики, направленной на работу с одаренными детьми и молодежью. Главным механизмом реализации Программы является вовлечение участников программы в систему проектов, направленных на создание образовательной среды округа, гарантирующей поддержку самоопределения и самореализации личности, а также участие в реализации программы специалистов различных областей, как педагогических, так и научных и культурных, что позволит обеспечить формирование новой профессиональности - педагога, руководящего развитием креативности учащихся на качественно новом уровне.

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №5, 2011

41

ИННОВАЦИОННЫЕ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПРОЕКТЫ, ПРОГРАММЫ, ПОДХОДЫ

Программа является открытой и может дополняться различными модулями в случае необходимости.

Таким образом, система образования, педагогическая наука во всем мире переживают период осмысления философских оснований образования, стратегических направлений его развития, общих целевых установок, методов и средств их достижения. Необходимость такого переосмысления обусловлена, прежде всего, экономическим и социальным развитием современного общества, включая необходимость создания инновационного образования для инновационной экономики.

Современная школа не может существовать, не будучи школой, осуществляющей антропологический подход. Фактически речь идёт о постановке беспрецедентной для образования задачи: оно действительно должно стать универсальной формой становления и развития базовых, родовых способностей человека, позволяющих ему быть и отстаивать собственную человечность; быть не только материалом и ресурсом социального производства, но, прежде всего, - подлинным субъектом культуры и исторического действия, субъектом собственной жизни.

Иными словами, речь должна идти о поиске новых средств и нового содержания образовательной деятельности, которую можно назвать антропопрактикой, то есть практикой становления сущностных сил человека, его родовых способностей; практикой выращивания в человеке «собственно человеческого» средствами самого образования. Раскрытие творческих (креативных) способностей обучаемых - ныне доктринальная установка и официальная государственная политика в сфере образования.

В приложении приводится Положение о Центре поддержки и развития одаренных детей и молодежи.

Приложение

Положение

о структурном подразделении ГОУ ГИМНАЗИИ № 1583 «Центр поддержки

и развития одаренных детей и молодежи»

1. Общие положения

1.1. «Центр поддержки и развития одаренных детей и молодежи» (далее - Центр) является необособленным структурным подразделением ГОУ Гимназия № 1583 (далее - Гимназия), расположенным на территории образовательного учреждения.

1.2. Центр не является юридическим лицом и осуществляет дополнительные образовательные услуги в рамках деятельности Гимназии.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1.3. Центр проходит лицензирование образовательной деятельности, аттестацию и государственную аккредитацию в составе Гимназии, структурным подразделением которой он является.

1.4. Деятельность Центра осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, образовательной политикой города Москвы, уставом Гимназии и настоящим Положением.

1.5. При осуществлении основных видов деятельности центр руководствуется положениями:

- Городской целевой программы развития образования «Столичное образование-5» на 2009-2012 гг.;

- Положением о гимназии в г. Москве (Приложение 2 к Распоряжению Премьера Правительства Москвы от 17 января 2000 г. № 25-РП);

- Программы социальной молодежной политики Префектуры и Управы района «Головинский» Северного административного округа города Москвы;

- Программы «Одаренные дети» СОУО ДО г. Москвы;

- Программы развития Гимназии «Развитие и поддержка одаренных и высокомотивированных детей»;

- Концепции данного Центра.

1.6. Центр создается Учредителем (СОУО) по согласованию с Управой района «Головинский».

1.7. Наименование Центра устанавливается при его создании.

2. Основные направления и принципы деятельности Центра

2.1. Основная цель Центра - выявление, поддержка, развитие и социализация одаренных детей, обеспечение их личностной, социальной самореализации и профессионального самоопределения через создание единого образовательного пространства округа в условиях формирования коалиции представителей Префектуры, Управы района «Головинский», СОУО ДО г. Москвы, учреждений образования, вузов и других ведомств как одной из форм развития в округе единой инфраструктуры детства.

2.2. Основные задачи Центра:

1. Формирование системы по выявлению и поддержке способностей одаренных детей и молодежи с целью дальнейшего развития их креативности и достижения социальной успешности в обществе.

2. Оказание адресной поддержки одаренным детям и молодежи, а также педагогам, работающим с ними.

3. Осуществление взаимосвязи с образовательными учреждениями, в том числе учреждениями дополнительного образования, работающими с одаренными детьми и молодежью, с вузами и учреждениями науки и культуры, центрами одаренных детей в России, установление контактов с талантливыми сверстниками за рубежом.

4. Оказание методической и информационной поддержки родителям в вопросах определения и развития способностей одаренных учащихся.

5. Создание межотраслевых коалиций между представителями образования и Префектуры округа, Управы района и различных ведомств для создания единой креативной среды округа и района, ориентированной на удовлетворение потребностей и запросов одаренных детей и молодежи, обеспечивающей превращение образования в социокультурную технологию общественного развития.

2.3. Деятельность Центра осуществляется по следующим направлениям:

- информационно-аналитическая деятельность;

- научно-методическая;

- повышение квалификации;

- внедренческая деятельность;

42

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №5, 2011

ИННОВАЦИОННЫЕ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПРОЕКТЫ, ПРОГРАММЫ, ПОДХОДЫ

- психологической поддержки и сопровождения детей;

- фандрайзинг.

2.4. Деятельность Центра осуществляется на основе реализации следующих основных принципов:

2.4.1. Предоставление максимально широких возможностей для проявления способностей и талантов для детей через систему уже проводимых округом и городом мероприятий (Олимпиады, конкурсы, смотры и т. д.) на основе системного подхода, сущность которого заключается в том, что относительно самостоятельные компоненты рассматриваются не изолированно, а в их взаимосвязи, в системе с другими. При таком подходе педагогическая система работы с одаренными детьми рассматривается как совокупность следующих взаимосвязанных компонентов: цели образования, субъекты педагогического процесса, содержание образования, методы и формы педагогического процесса и материальная база.

2.4.2. Сетевое взаимодействие заинтересованных сторон в разработке и реализации целевых тематических программ по отдельным направлениям деятельности Центра на основе полисубъектного (диалогического) подхода, утверждающего, что сущность человека значительно богаче, разностороннее и сложнее, чем его деятельность. Личность рассматривается как система характерных для нее отношений, как носитель взаимоотношений и взаимодействий социальной группы, что требует особого внимания к личностной стороне педагогического взаимодействия и общения с одаренными детьми.

2.4.3. Реализация годовой циклограммы деятельности по всем направлениям работы Центра с концентрацией творческих и креативных мероприятий в каникулярное время, то есть относительно свободное время детей. Для этого Центр - готовит программы активизации интеллектуальной и творческий деятельности детей именно в каникулярное время на основе деятельностного подхода, который рассматривает деятельность как основу, средство и решающее условие развития личности. Поэтому необходима специальная работа по выбору и организации деятельности одаренных детей, по активизации и переводу их в позицию субъекта познания, труда и общения. Это, в свою очередь, предполагает обучение детей выбору цели и планированию деятельности, ее организации и регулированию, контролю, самоанализу и оценке результатов деятельности.

2.4.4. Фиксирование и накопление индивидуальных результатов детей с помощью специально разработанного Творческого Портфолио ребенка (в бумажном и в электронном виде с ведением базы данных по каждому ребенку, который занимается по программам центра) на основе личностного подхода, утверждающий представления о социальной,деятельной и творческой сущности одаренного ребенка как личности. В рамках данного подхода предполагается опора в воспитании и обучении на естественный процесс саморазвития задатков и творческого потенциала личности, создание для этого соответствующих условий.

2.4.5. Систематическое повышение квалификации сотрудников и педагогов Центра как основа

профессионального развития на основе культурологического подхода. Данный подход обусловлен объективной связью человека с культурой как системой ценностей. Одаренный ребенок не только развивается на основе освоенной им культуры, но и вносит в нее нечто принципиально новое, т. е. он становится творцом новых элементов культуры. В основе повышения квалификации сотрудников и педагогов лежит освоение культуры как системы ценностей, представляющей собой, во-первых, развитие самого ребенка и, во-вторых, становление его как творческой личности.

Реализация этих методологических принципов позволяет определить основные способы решения проблем при работе с одаренными детьми и молодежью, осуществлять планирование и прогнозирование деятельности.

2.5. Образовательная деятельность Центра осуществляется в соответствии с разработанным учебным планом Центра, утверждаемым руководителем Гимназии, на базе которого функционирует Центр.

2.6. Центр осуществляет образовательную деятельность по утвержденному руководителем Гимназии расписанию в течение всей недели.

2.7. Продолжительность одного часа занятий составляет 60 минут.

2.8. Учебный год в Центре начинается 01 сентября. Продолжительность учебного года составляет 34 недели.

2.9. Реализация развивающих программ фиксируется в журналах дополнительного образования.

3. Управление Центром и его структура

3.1. Управление деятельностью Центра осуществляется в соответствии с Уставом Гимназии.

3.2. Непосредственное управление деятельностью Центра осуществляет руководитель Центра, являющийся заместителем руководителя Гимназии.

3.3. Руководитель Центра назначается на должность приказом руководителя Гимназии из числа лиц, имеющих педагогическое образование, либо из числа лиц, имеющих иное соответствующее функциональным обязанностям профессиональное образование и стаж педагогической деятельности не менее 3 лет.

3.4. Руководитель Центра:

- обеспечивает функционирование Центра;

- координирует деятельность всех отделов Центра;

- дает обязательные к исполнению указания работникам Центра;

- издает распоряжения по Центру в рамках своих полномочий;

- разрабатывает и представляет на утверждение руководителю Гимназии должностные инструкции работников Центра;

- составляет и представляет на утверждение руководителю Гимназии расписание и графики работы работников Центра;

- представляет руководителю Гимназии сведения для тарификации работников Центра;

- представляет отчетность руководителю Гимназии о деятельности Центра;

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №5, 2011

43

ИННОВАЦИОННЫЕ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПРОЕКТЫ, ПРОГРАММЫ, ПОДХОДЫ

- представляет Гимназию на мероприятиях различного уровня по проблемам поддержки и развития одаренных детей и молодежи;

- выполняет другие функции, предусмотренные должностной инструкцией.

3.5. Комплектование Центра работниками осуществляется по трудовым договорам, заключаемым руководителем Гимназии с работником.

3.6. Центр имеет в своей структуре:

1. Информационно-аналитический отдел;

2. Научно-методический отдел;

3. Отдел непрерывного повышения квалификации педагогов и сотрудников по направлению работы с одаренными детьми и молодежью;

4. Отдел внедрения педагогических разработок;

5. Службу психологической поддержки и сопровождения одаренных детей и молодежи;

6. Отдел фандрайзинга.

1. Информационно-аналитический отдел:

- сбор, анализ и систематизация массивов данных о теоретико-методологических подходах к феномену одаренности, творчества;

- создание банка данных одаренных детей и молодежи в рамках ОУ, района, округа;

- создание системы адресного мониторинга и сопровождения одаренных учащихся.

- координирует реализацию утвержденных планов совместной деятельности.

- устанавливает творческие отношения с аналогичными центрами в регионах Российской Федерации как лично, так и через сеть Интернет;

- готовит и приглашает к участию в сетевых творческих проектах всех заинтересованных учреждения и организация, а также отдельных специалистов по работе с одаренными детьми.

- систематизирует, обновляет и проверяет достоверность и актуальность информации о предстоящих окружных и городских мероприятиях, в которых могут принять участие дети Центра;

- организует консультирование и поддержку детей, изъявивших желание принять участие в том или ином мероприятии из предложенного перечня.

Отдельный блок работы - Сайт:

- публикует всю информацию о работе и планах Центра на сайте центра, доводя ее до каждого ребенка и родителей;

- обновляет содержание сайта;

- пропагандирует достижения одаренных детей через средства массовой информации, печатные издания.

Отдельный блок работы - Творческий Портфолио ребенка:

- осуществляет фиксирование и накопление индивидуальных результатов детей с помощью специально разработанного Творческого Портфолио ребенка (в бумажном и в электронном виде с ведением базы данных по каждому ребенку, который занимается по программам центра).

- занимается информированием родителей и детей по самостоятельному сбору материалов для Портфолио;

- готовит и публикует на сайте Центра структуру, образцы и инструкцию по использованию технологии Портфолио;

- выпускает (издает) бланки для ведения Портфолио и оформления его в бумажном варианте;

- обеспечивает место на сайте для ведения и хранения электронных версий Портфолио обучающимися;

- создает и поддерживает работу службы консультирования по использованию технологии портфолио, как для детей, так и для родителей;

- организует пополнение базы данных по портфолио.

2. Научно-методический отдел осуществляет:

- экспертизу существующих и разрабатываемых программ и методик работы с одаренными детьми;

- систематизацию современных технологий, методик, программ работы с одаренными учащимися, которые могут быть использованы в деятельности Центра;

- разработку научных подходов к инновационным технологиям для работы с одаренными детьми в соответствии с основными направлениями работы Центра;

- подготовку специальных программ активизации интеллектуальной и творческой деятельности детей в каникулярное время;

- развитие системы дистантного образования, ориентированной на одаренных детей;

- подготовку издания сборников публикаций по вопросам работы с одаренными детьми и молодежью.

3. Отдел непрерывного повышения квалификации педагогов и сотрудников по направлению работы с одаренными детьми и молодежью:

- организует курсы повышения квалификации по востребованным программам на базе МИОО на основе соглашения о партнерстве;

- организует курсы повышения квалификации и постоянную консультационную поддержку сотрудниками Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПК и ППРО, кафедра развития образовательных систем) на основе соглашения о партнерстве;

- проводит мастер-классы сотрудников Центра в других образовательных учреждениях округа и города Москвы;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- организует обучение сотрудников и педагогов Центра по технологии использования творческого Портфолио ребенка;

- организует выездные творческие командировки в регионы Российской Федерации для обмена опытом и изучением перспективных практик работы с одаренными детьми;

- стимулирует и поддерживает открытие и постоянное пополнение на сайте центра авторских страниц сотрудников и педагогов Центра;

- стимулирует создание неформальных творческих ассоциаций сотрудников и педагогов Центра по основным направлениям деятельности Центра;

- инициирует и поддерживает деятельность педагогического сообщества преподавателей, работающих с одаренными учащимися;

- проводит семинаров, круглые столы, конференции для родителей одаренных детей.

44

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №5, 2011

ИННОВАЦИОННЫЕ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПРОЕКТЫ, ПРОГРАММЫ, ПОДХОДЫ

4. Отдел внедрения педагогических разработок:

- организует работу подразделений Центра по реализации различных направлений творческой созидательной деятельности одаренных учащихся;

- организует работу объединений, клубов, союзов, курсов, реализующих интеллектуальные и творческие запросы одаренных детей и молодежи;

- разрабатывает и организует систему организации фестивалей, конкурсов, олимпиад, выставок и других интеллектуально-творческих мероприятий разного уровня;

- консультирует разработку одаренными учащимися и молодежью проектов различной направленности.

Отдельный блок работы - каникулярный:

- реализует годовую циклограмму деятельности по всем направлениям работы Центра с концентрацией творческих и креативных мероприятий в каникулярное время: Осень - ярмарка-презентация обновленных программ, коллективов, педагогов, партнеров; Зима - сессии и выезды творческих коллективов, научные конференции отделений Малой академии наук и т. д., активная работа на базе партнеров, с которыми заключены соглашения; Весна - проведение полномасштабного (для округа) фестиваля детских коллективов и творческих студий Центра; Лето - несколько выездных и пришкольных тематических смен с максимальным использованием возможностей и базы партнеров.

5. Служба психологической поддержки и сопровождения одаренных детей и молодежи:

- разрабатывает и реализует модель службы психологической поддержки для одаренных детей и их родителей;

- выявляет и сопровождает одаренных детей и молодежь;

- использует комплекс психологических, обучающих и развивающих методик, тестов, рекомендаций для педагогов, родителей, детей;

- осуществляет динамическое наблюдение за работоспособностью учащихся, создание условий, предупреждающих их перегрузку;

- обеспечивает патронаж одаренных талантливых детей со стороны деятелей науки, искусства и культуры, творческих союзов и пр.

6. Отдел фандрайзинга:

- находит партнеров, заинтересованных в развитии соответствующего направления деятельности Центра;

- готовит документы для установления официальных отношений (договор о сотрудничестве на взаимовыгодных условиях);

- привлекает денежные средства и иные ресурсы для реализации проектов Центра. Средства могут поступать от частных лиц, коммерческих организаций, фондов, правительственных организаций;

- осуществляет поиск потенциальных источников финансирования, обоснование потребности в средствах и увязку с интересами финансовых доноров,

- формирует, поддерживает и развивает связи с финансовыми донорами;

- формирует общественное мнение в пользу поддержки деятельности Центра.

- стимулирует создание Фонда поддержки одаренных детей и молодежи.

5. Финансирование деятельности Центра

5.1. Основу финансирования Центра составляют государственные ассигнования, поступления от спонсоров, заинтересованных организаций, различных взносов и форм предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.

5.2. Центр имеет право:

- проводить бартерный обмен информацией;

- оказывать платные услуги учреждениям и частным лицам;

- проводить семинары и курсы на основе частичной самоокупаемости;

- привлекать специалистов-консультантов, экспертов;

- приглашать специалистов по трудовому соглашению;

- создавать временные научно-методические коллективы;

- осуществлять сотрудничество с научно-методическими организациями и высшими учебными заведениями, различными ассоциациями, общественными организациями и другими учреждениями, в том числе и на коммерческой основе.

5.3. Имущество, используемое Центром, находится в оперативном управлении Гимназии.

6. Порядок реорганизации и ликвидации Центра

6.1. Реорганизация и ликвидация Центра осуществляется Учредителем (СОУО) по согласованию с Управой района «Головинский».

Литература

1. Алёшина А. А. Школьный тур олимпиады как одна из форм организации работы с одаренными детьми в классах с углубленным изучением химии.//Эксперимент и инновации в школе. - 2011. - № 1.

2. Долинский В. С. Концепция работы по выявлению, поддержке и развитию одаренной молодежи в области ради-оэлектроники//Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2010. - № 2.

3. Климонтова Т. А. Особенности внутреннего мира интеллектуально одаренных подростков.//Инновационные проекты и программы в образовании. - 2011. - № 3.

4. Кочурова О. И., Синюк О. А. Проект «Развитие одаренных детей в условиях общеобразовательной школы»//Муни-ципальное образование: инновации и эксперимент. -2010. - № 5.

5. Кушнарева Н. Ю. Развитие детской одаренности в условиях культуротворческой модели школы//Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2010. - № 2.

6. Сиденко Е. А. Особенности старшего подросткового воз-раста.//Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2011. - № 2.

7. Сиденко Е. А. Универсальные учебные действия: от термина к сущности.//Эксперимент и инновации в школе. -2010. - № 3.

8. Шубаева Е. И. Развивающая образовательная среда как условие раскрытия природных возможностей и одаренности учащихся.//Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2011. - № 1.

9. Шустова О. А. Формирование окружной системы конкурсов и мероприятий с целью выявления и развития высокомотивированных и одаренных учащихся//Эксперимент и инновации в школе. - 2010. - № 5.

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №5, 2011

45

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.