Перспективы Науки и Образования
Международный электронный научный журнал ISSN 2307-2334 (Онлайн)
Адрес статьи: pnojournal.wordpress.com/archive19/19-01/ Дата публикации: 28.02.2019 УДК 378 (07)
А. А. Федоров, Е. Ю. Илдлтдиновд, С. В. Фролова
Педагогическая одаренность: психолого-педагогические решения выявления, отбора и сопровождения
В статье представлена разработка проблемы педагогической одаренности. Вводится оригинальное авторское понятие «педагогическая одаренность», которое определяется авторами как психологическая предпосылка развития педагогических способностей, представляющую собой сложное взаимодействие универсальных и специальных компонентов, обеспечивающих потенциальную возможность достижения успеха в педагогической деятельности. Структура педагогической одаренности рассматривается как сложное взаимодействие универсальных и специальных компонентов. Излагаются концептуальные основы выявления, отбора и сопровождения педагогически одаренной молодежи. Представлен анализ современных российских практик олимпиадного и фестивально-конкурсного движения педагогически одаренных абитуриентов и студентов, обучающихся в системе педагогического образования. Описана психолого-педагогическая модель выявления, отбора и сопровождения педагогически одаренной молодежи. Основными методами проведенного исследования является анализ, синтез и формализация, анкетирование, моделирование, педагогическое проектирование, описание подходов и принципов выявления отбора и сопровождения педагогически одаренных молодых людей.
Ключевые слова: педагогическая одаренность, педагогически одаренная молодежь, выявление, отбор, сопровождение, методология поддержки педагогически одаренной молодежи
Ссылка для цитирования:
Федоров А. А., Илалтдинова Е. Ю., Фролова С. В. Педагогическая одаренность: психолого-педагогические решения выявления, отбора и сопровождения // Перспективы науки и образования. 2019. № 1 (37). С. 262-274. сМ: 10.32744^.2019.1.19
Perspectives of Science & Education
International Scientific Electronic Journal ISSN 2307-2334 (Online)
Available: psejournal.wordpress.com/archive19/19-01/ Accepted: 2 December 2018 Published: 28 February 2019
A. A. Fedorov, E. Yu. Ilaltdinova, S. V. Frolova
Pedagogical talent: psychological and pedagogical solutions for identification, selection, and support
The paper presents the development of the problem of pedagogical talent. The original author's concept of "pedagogical talent", which is defined by the authors as a psychological prerequisite for the development of pedagogical abilities, which is a complex interaction of universal and special components that provide a potential opportunity to achieve success in teaching, is introduced. The structure of pedagogical talent is considered as a complex interaction of universal and special components. The conceptual basis for identification, selection, and support of educationally talented youth. The analysis of modern Russian practices of Olympiad-based and festival-competitive movement of pedagogically talented applicants and students studying in the system of pedagogical education is presented. The psychological and pedagogical model of identification, selection, and support of pedagogically talented youth is described. The main methods of the research are analysis, synthesis and formalization, survey, modeling, pedagogical design, description of approaches and principles of identification, selection, and support of pedagogically talented young people.
Key words: pedagogical talent, pedagogically talented young people, identification, selection, and support, methodology of pedagogical support of talented youth
For Reference:
Fedorov, A. A., Ilaltdinova, E. Yu., & Frolova, S. V. (2019). Pedagogical talent: psychological and pedagogical solutions for identification, selection, and support. Perspektivy nauki i obrazovania -Perspectives of Science and Education, 37 (1), 262-274. doi: 10.32744/pse.2019.1.19 (In Russ., abstr. in Engl.)
_Введение
лобальные вызовы и тренды, среди которых ускоряющийся темп изменений и рост сложности, постепенная цифровизация всех сфер общества и нарастающая автоматизация множества процессов, формирующие современный образ российского общества, создают новые смысловые контексты в педагогическом образовании. Неопределенность и изменчивость современного мира позволяет говорить о необходимости поиска средств и способов подготовки высококвалифицированных педагогических кадров для современной российской школы. Решение ключевых задач образования требует переосмысления профессионально-личностных качеств педагога, способов выявления и сопровождения талантливой молодежи, обеспечивая успешный «вход» в профессию и построение интенсивных карьерных траекторий молодых специалистов. Деятельность по выявлению и поддержке молодых талантов составляет сегодня основу отдельного социально-педагогического направления развития как системы образования, так и экономики России в целом.
За последние годы в стране увеличилось число образовательных организаций общего и высшего образования, реализующих программы работы с одаренными, среди которых не только лицеи, гимназии, специализированные школы, исследовательские университеты, но и практически любая организация. Десятки тысяч школьников и студентов ежегодно участвуют в различных конкурсах и олимпиадах разного уровня. Конкурсная программа и олимпиадное движение стало повседневной практикой для школ и вузов. В условиях массовизации практик формируется тренд на упрощение их форм и содержания, размывается целе-результативный компонент при избыточной сосредоточенности на формальной стороне их реализации.
Дальнейшее развитие существующих и поиск новых практик выявления и сопровождения одаренных требует осмысления как универсальных подходов к работе с этой категорией детей и молодежи, так и специфических особенностей, связанных с возрастными, предметными, индивидуальными вариациями интерпретации одаренности. В контексте предлагаемого исследования поставлены задачи определения сущности одаренности в педагогической деятельности, описание системы психолого-педагогических решений в форме организационных форм, путей и способов выявления, отбора и сопровождения педагогически одаренной молодежи. Определение решений поставленных задач осложняется контекстом нового мира образования и условиями изменчивого, неопределенного мира будущего, высокой конкурентностью экономики.
Для реализации задач глобальной образовательной повестки сегодня необходимо предпринять меры следований педагогической одаренности молодежи и по реализации программ развития и сопровождения молодых людей в пространстве предпро-фессиональной и профессиональной педагогической деятельности.
Значение проблемы педагогической одаренности рассматривается в полифункциональной рамке, определяющей эффекты повышения качества общего образования через рост качества педагогического образования, развитие педагогического корпуса страны [15]. Очевидной проблемой сегодня является недостаточность разработки теоретико-методологических и практикоориентированных основ сопровождения педагогически одаренной молодежи, заключающейся в своевременном выявлении педагогических склонностей и устремлений у школьников не на этапе выбора университета и
необходимых для поступления экзаменов, а на этапе личностного профессионального самоопределения, которое выступает первичным фактором формирования персональной осознанности своей профессиональной судьбы. Многомерность и многоплановость процессов сопровождения педагогически одаренной молодежи заключается в создании условий для успешного «входа» вчерашнего школьника в педагогическую профессию, учитывающих его личные достижения, кардинальным образом влияющие на осуществление адресного подхода к каждому при поступлении на педагогические направления подготовки. Создать такие условия возможно при организации многоаспектного отбора педагогически одаренной молодежи, учитывающего многосторонние склонности и способности личности, наличие сформированных мотивов и интересов к педагогической деятельности, готовности обучаться и обучать другого.
Сопровождение талантливой молодежи педагогических вузов заключается в построении индивидуальных профессионально-образовательных стратегий развития педагогических способностей, движении от профессиональных компетенций к профессиональному мастерству на основе педагогической одаренности.
Вместе с тем система выявления, отбора и сопровождения педагогически одаренной молодежи в высшем педагогическом образовании, сложившаяся к настоящему времени, интегрированная с профориентацией, не соответствует современным вызовам и тем изменениям, которые произошли в педагогическом образовании за последние годы. Установившаяся система нуждается в существенном обновлении; прежде всего из-за новых задач и новых функций, которые возникают в рамках педагогической профессии, а также для преодоления существующих проблем и улучшения качества абитуриентов и обучающихся педагогических программ, снижения трудовой миграции выпускников в другие профессиональные сферы. При этом мы видим, что новый мир профессий неопределенного будущего, скорее всего, не предполагает простую линейность карьерной линии при одноразовом, «правильном», «на всю жизнь» выборе профессии. При массовом высшем образовании для обучения в течение всей жизни важнейшим условием является профессиональная мобильность как основа профессионально-личностного самоопределения и саморазвития.
Система образования, в том числе подготовки педагогических кадров, нуждается в системном выявлении, отборе и сопровождении педагогически одаренной молодежи.
Г1 V» V»
В контексте педагогической одаренности на новый виток выходит дискуссия о приоритете парадигмы подготовки педагога: что является первостепенным - создание условий для развития психолого-педагогических компетенций студента педагогического вуза или формирование глубокой предметной подготовки будущего учителя. Какова природа педагогического таланта и мастерства? Является ли предметная одаренность составляющей педагогического таланта? Возникновение дискуссий такого плана связаны, прежде всего, со сложностью и диалектической комплексностью природы феномена педагогической одаренности. В статье анализируются философские, психологические и педагогические основы работы по поддержке педагогически одаренной молодежи.
С целью выявления и обоснования наиболее эффективных практик сопровождения педагогически одаренной молодежи был проанализирован опыт российских вузов, реализующих образовательные программы по педагогическим направлениям подготовки. На основе проведенного мониторинга, а также анализа философских, психологических и педагогических основ одаренности разработана модель выявления, отбора и сопровождения педагогически одаренной молодежи, которая призвана
обеспечить условия повышения качества российского образования и реализации глобальных задач образовательной повестки дня.
_Материалы и методы
В исследовании применялись теоретические и эмпирические методы исследования. Среди ведущих теоретических методов исследования - анализ концептуальных положений и результатов исследований общей и педагогической одаренности в трудах отечественных и зарубежных психологов и педагогов. С целью разработки модели выявления, отбора и сопровождения педагогически одаренной молодежи применились методы моделирования, педагогического проектирования, мониторинга, анкетирования. В анкетировании приняло участие 117 вузов, реализующих образовательные программы по УГСН «Образование и педагогические науки», территориально представляющие 85 субъектов Российской Федерации.
_Результаты исследования
В отечественной психологической науке все подходы к пониманию одаренности условно можно разделить на те, которые рассматривают одаренность как высший уровень развития способностей и те, которые трактуют данный феномен в аспекте потенциальных возможностей их развития [7]. К первому направлению относятся концепции В.А. Крутецкого, Н.Д. Левитова, Б.М. Теплова и др. В концепции Б.М. Теплова одаренность понимается как качественное своеобразное сочетание способностей, от которых зависит возможность достижения большего или меньшего успеха в выполнении той или другой деятельности [14]. Также нельзя обойти вниманием «Рабочую концепцию одаренности» [12], созданную в рамках федеральной целевой программы «Одаренные дети» в 2003 году авторским коллективом под руководством Д.Б. Богоявленской [3] и В.Д. Шадрикова [19]. По мнению авторов, одаренность представляет собой системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких по сравнению с другими людьми, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности.
Второе направление представлено работами А.А. Бодалева, А.В. Петровского, А.И. Савенкова и других ученых. А.А. Бодалев пишет, что одаренность является потенциалом человека, представляющим собой его готовность к осуществлению разных видов деятельности, а также возможный уровень их продуктивности [5].
По мнению одного из ведущего специалистов по проблемам детской одаренности В.И. Панова, одаренность представляет собой системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Одаренным ребенком можно считать ребенка, обладающим яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
Значительный интерес в современной науке выражен в отношении специальной одаренности. Здесь можно назвать работы, посвященные творческой одаренности (А.М. Матюшкин), социальной одаренности (И.В. Ивенских, Д.В. Ушаков), художественной одаренности (Никитин А.А., Хижняк Н.Л.) и т.д. Дискуссионным вопросом
является понимание педагогической одаренности. По мнению Н.А. Аминова [1], Ф.Н. Гоноболина [6], Н.В. Кузьминой [10] и других исследователей, педагогическая одаренность является проявлением высокого уровня развития педагогических способностей. Так, в работе Н.В. Кузьминой подчеркивается, что речь о наличии педагогической одаренности может идти только в отношении тех педагогов, которые обладают системно-моделирующим уровнем профессиональной деятельности, выражающимся в создании оригинальных систем учебно-воспитательной работы (Кузьмина, 1985). На наш взгляд, такой подход в определенной степени сужает возможности научного обоснования раннего развития педагогического потенциала личности.
Опираясь на понимание одаренности А.А. Бодалева, А.В. Петровского, А.И. Савенкова, а также на положения концепции педагогической одаренности Т.М. Хрусталевой [17] и Г.И. Руденко [13], мы понимаем педагогическую одаренность как психологическую предпосылку развития педагогических способностей, представляющую собой сложное взаимодействие универсальных и специальных компонентов, обеспечивающих потенциальную возможность достижения успеха в педагогической деятельности.
Соглашаясь с общей структурой педагогической одаренности, представленной в исследовании Т.М. Хрусталевой [18], нами внесены уточнения и дополнительные определения ее компонентного состава. Универсальные компоненты педагогической одаренности (креативность, активность, уровень развития познавательных процессов) рассматриваются как необходимая основа общей одаренности, позволяющая раскрываться специфически педагогическим компонентам. Специальные компоненты включают в себя: педагогические, коммуникативные и организаторские склонности, артистизм, речевые способности, эмпатию, интерес к педагогической деятельности.
Для разработки модели выявления, отбора и сопровождения был осуществлен мониторинг опыта российских вузов по выявлению, отбору и сопровождению педагогически одаренной молодежи. В исследовании проанализирован опыт 117 вузов, реализующих образовательные программы по УГСН «Образование и педагогические науки», территориально представляющие 85 субъектов Российской Федерации. Глубина анализа мероприятий по выявлению, отбору и сопровождению педагогически одаренной молодежи, организуемых в субъектах Российской Федерации вузами, составила 3 года (с 2015 года по текущий год).
В результате проведенного исследования были выявлены и описаны пятнадцать мероприятий по выявлению, отбору и сопровождению педагогически одаренной молодежи, организуемых в субъектах Российской Федерации педагогическими вузами и вузами, реализующими образовательные программы по педагогическим направлениям подготовки: конкурс, фестиваль, олимпиада, форум, конференция, мастер-класс, педагогический (психолого-педагогический) класс, лекторий, детский университет, день открытых дверей, выставка, проектная сессия, симпозиум, каникулярная школа, научное общество учащихся.
Целевую аудиторию мероприятий выявления, отбора и сопровождения педагогически одаренных обучающихся составляют студенты бакалавриата и магистратуры (31,62%), школьники (21,15%), обучающиеся образовательных организаций среднего профессионального образования (14,4 %).
Наиболее распространенными среди мероприятий выявления, отбора и сопровождения педагогически одаренной молодежи оказались мероприятия регионального и вузовского уровней (см. табл. 1).
Таблица 1
Уровень проведения мероприятий по работе с педагогически одаренной молодежью
Уровень мероприятия Число мероприятий % от общего числа мероприятий
Региональный 344 34,608
Вузовский 313 31,489
Всероссийский 142 14,286
Городской 103 10,362
Международный 70 7,042
Районный 22 2,213
Итого 994 100
Более наглядно результаты таблицы представлены на рисунке 1.
Междуна[гадный
7%
Рисунок 1 Распределение мероприятий по уровню их проведения
Исследование выявило возрождение в России традиции педагогических классов в работе с педагогически одаренной молодежью (13 % от общего числа мероприятий). Среди представленных для анализа пятнадцати видов мероприятий наиболее востребованными (57%) являются конкурс и олимпиада. При этом популярность конкурса наиболее высока на вузовском уровне организации (14 %), наименее популярна - на региональном (3 %). Конкурсы, организованные образовательными организациями высшего образования на городском и всероссийском уровнях, составляют равное количество - 5 % от общего числа мероприятий. Олимпиада как мероприятие выявления и сопровождения педагогически одаренной молодежи оказалось распространенной на всероссийском уровне. Олимпиады, реализуемые вузами на региональном уровне, составляют 8 %, организованных на вузовском уровне - 7 % от общего числа олимпиад.
Анализ российских практик олимпиадного и фестивально-конкурсного движения ориентированных на педагогически одаренную молодежь позволил выявить группу мероприятий, наиболее часто используемых в системе поддержки педагогически одаренных обучающихся независимо от целевой группы обучающихся: конкурс, олимпи-
ада, конференция и день открытых дверей. Исследование позволило выявить тенденцию к использованию этих видов мероприятий как универсальных для различных по целям и содержанию процедур выявления, отбора и сопровождения педагогически одаренных обучающихся на различных уровнях организации мероприятий.
Результаты измерения показали, что наиболее эффективными мероприятиями по выявлению, отбору и сопровождению являются конкурс, форум, олимпиада, проектная сессия. Наименее эффективными среди видов мероприятий являются симпозиум, детский университет, выставка и научное общество учащихся.
Исследование содержания различных видов мероприятий по выявлению, отбору и сопровождению педагогически одаренных обучающихся позволило выявить основные типы заданий, используемые на мероприятиях: творческие, научно-исследовательские, проектные, теоретические, ориентированные на психологические знания, теоретические, ориентированные на педагогические знания, практические в сфере воспитания, практические в сфере обучения, практические в сфере развития, основанные на волонтерской деятельности. Анализ образовательных практик вузов показал, что наиболее часто применяемым типами заданий являются творческие и научно-исследовательские задания.
Таблица 2
Исследование частотности использования типов заданий в мероприятиях по выявлению, отбору и сопровождению педагогически одаренных обучающихся
Тип задания Выявление педагогически одаренной молодежи Отбор педагогически одаренной молодежи Сопровождение педагогически одаренной молодежи
Кол-во % от напр. Кол-во % от напр. Кол-во % от напр.
творческие 10265 21,52 3534 19,633 4716 13,994
научно-исследовательские 5129 10,753 2088 11,6 6456 19,157
проектные 5405 11,331 2359 13,106 3896 11,561
теоретические, ориентированные на психологические знания 2869 6,015 1021 5,672 2555 7,582
теоретические, ориентированные на педагогические знания 4333 9,084 1825 10,139 3329 9,878
практические в сфере воспитания 3003 6,296 1332 7,4 2202 6,534
практические в сфере обучения 5238 10,981 2064 11,467 3641 10,804
практические в сфере развития 3436 7,203 1472 8,178 2237 6,638
основанные на волонтерской деятельности 725 1,52 420 2,333 1119 3,32
иное 7297 15,298 1885 10,472 3549 10,531
Итого 47700 100 18000 100 33700 100
Как показывает исследование современных практик, поддержка педагогически одаренной молодежи носит достаточно постоянный системный характер и направлена на проектирование собственной профессионально-образовательной траектории развития под влиянием широкого спектра факторов, имеющих различную значимость для каждого обучающегося. Анализ существующих практик стал основой для разработки организационных основ модели выявления, отбора и сопровождения педагогически одаренной молодежи.
Модель выявления, отбора и сопровождения педагогически одаренной молодежи представляет собой структурно-функциональное построение элементов, включающее цель и задачи, концепцию выявления, отбора и сопровождения педагогически одаренных обучающихся, организационный компонент (мероприятия по выявлению, отбору и сопровождению педагогически одаренных обучающихся педагогических) и результативный компонент (критерии эффективности реализации модели выявления, отбора и сопровождения педагогически одаренных обучающихся).
Концептуальная основа выявления, отбора и сопровождения педагогически одаренных школьников и студентов педагогических вузов
Подходы: - индивидуально-личностный; событийно-деятельностный; системный Принципы: - Принцип сочетания государственных и общественных инициатив и ресурсов - Принцип конвенционального взаимодействия поколений - Принцип индивидуальности и сотрудничества - Принцип доступности и открытости - Приоритет интересов личности молодого человека, его права на свободу выбора профессии - Принцип позитивной гипотезы («презумпции одаренности» каждого) - Принцип единства теории и практики
и т с о х н е р а д о >5 о к с Цель и задачи: разработка условий, средств, форм поддержки педагогически одаренной молодежи Основания: - нормативно-правовые основы -результаты анализа мероприятий - научно-теоретические положения Критерии педагогической одаренности: креативность, активность, уровень развития познавательных процессов, педагогические, коммуникативные и организаторские склонности, артистизм, речевые способности, эмпа-тия, интерес к педагогической деятельности Особенности целевой аудитории
е Т и Организационный компонент
г огг а д с я и р о Совокупность мероприятий: конкурс, олимпиада, форум проектная сессия; Типология заданий: творческие, научно-исследовательские, проектные, теоретические, ориентированные на психологические знания, теоретические, ориентированные на педагогические знания, практические в сфере воспитания, практические в сфере обучения, практические в сфере развития, основанные на волонтерской деятельности
£ Результативный компонент
Учет достижений абитуриентов и студентов педагогических вузов
Критерии эффективности реализации модели: нормативные, социальные, образовательные
Рисунок 2 Структура модели выявления, отбора и сопровождения педагогически
одаренной молодежи
Структура модели (см. рис. 2) выявления, отбора и сопровождения педагогически одаренной молодежи включает три основных компонента:
1) Концептуальная основа выявления, отбора и сопровождения педагогически одаренных школьников и студентов педагогических вузов;
2) Организационный компонент модели;
3) Результативный компонент модели.
Концептуальная основа выявления, отбора и сопровождения педагогически одаренных школьников и студентов педагогических вузов основывается на совокупности индивидуально-личностного, событийно-деятельностного и системного подходов, и базируется на принципах сочетания государственных и общественных инициатив и ресурсов, конвенционального взаимодействия поколений, индивидуальности и сотруд-
ничества, доступности и открытости приоритета интересов личности молодого человека, его права на свободу выбора профессии, единства теории и практики, принципе позитивной гипотезы («презумпции одаренности» каждого).
Организационный компонент составляют совокупность мероприятий, обоснованные в ходе исследования как наиболее эффективные и результативные - конкурс, олимпиада, форум, проектная сессия, - в основе которых разработанная типология заданий, направленных на выявление, отбор и сопровождение педагогически одаренной молодежи. Компонент модели описывает содержание, алгоритм и процедуру реализации выявленных мероприятий, а также комплект примерных локальных актов, регулирующий их проведение.
Результативный компонент модели включает описание критериев эффективности реализации модели выявления, отбора и сопровождения педагогически одаренной молодежи, среди которых основными являются нормативные, социальные и образовательные. Разработана содержание и процедура экспертизы модели и результатов ее внедрения.
_Обсуждение результатов
Реализация разработанной модели выявления, отбора и сопровождения педагогически одаренной молодежи предполагает достижение следующих результатов:
1) обеспечение системы образования Российской Федерации высококвалифицированными, профессионально мотивированными педагогическими кадрами;
2) обеспечение отбора мотивированных абитуриентов педагогических вузов на основе учета достижения в фестивально-конкурсном и олимпиадном движении;
3) обеспечение различных профессионально-образовательных траекторий подготовки и входа в педагогическую профессию;
4) создание подходов непрерывного развития педагогических способностей у педагогически одаренной молодежи.
Заключение
Результаты комплексного исследования проблемы выявления, отбора и сопровождения педагогически одаренной молодежи обозначили необходимость коренной трансформации работы с талантливой молодежью, основанной на новых критериях и подходах, расширяющих представление об одаренности от знаниевой «предметной» парадигмы до широкого спектра личностных качеств и интенционально-мотивацион-ной структуры личности. Обращение к проблеме исследования педагогической одаренности как сложного социально-образовательного феномена является актуальным и необходимым для выстраивания управляемого будущего образования под знаком глобальной конкурентоспособности и устойчивости развития образовательной системы Российской Федерации.
В целом внедрение модели выявления, отбора и сопровождения педагогически одаренной молодежи призвано способствовать росту престижности педагогического образования, повышению качества подготовки педагогических кадров и объективизации путей профессионального развития педагога от абитуриента до окончания образовательных программ высшего образования по педагогическим направлениям
подготовки, сопровождения на этапе закрепления в профессии посредством диверсификации профессионально-образовательных траекторий в рамках постдипломного профессионального развития.
ЛИТЕРАТУРА_
1. Аминов Н.А. Диагностика педагогических способностей. М.: Изд-во Инт-та практ. психол., 1997. 80 с.
2. Башкирова И. Ю., Куликова Т. А. Проблемы формирования профессионально-познавательного интереса к педагогической деятельности при проведении апробации новых модулей // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2015. Т. 34. С. 151-155. URL: http://e-koncept.ru/2015/95713.htm (дата обращения: 1.12.2018)
3. Богоявленская Д.Б., Богоявленская М.Е. Одаренность и проблемы ее идентификации // Психологическая наука и образование. 2000. № 4. С. 5-13.
4. Бодалев А.А., Рудкевич Л.А. Как становятся великими или выдающимися. М.: Изд-во Института Психотерапии, 2003. 287 с.
5. Ваганова Ж.В. Артистизм педагога как компонент творческой индивидуальности: дис. ...канд. пед. наук. Тюмень, 1998. 197 с.
6. Гоноболин Ф.Н. Книга об учителе. М.: Просвещение, 1965. 260 с.
7. Емельянова И.Е. Понятие «одаренность» в психолого-педагогической литературе // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2011. № 3. C. 62-69.
8. Знаков В.В. Психология понимания: Проблемы и перспективы. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2005. 448 с.
9. Илалтдинова Е.Ю. Концепция образовательного события в практико-ориентированной парадигме высшего образования / С.В. Фролова, Е.Ю. Илалтдинова // Вестник Мининского университета. 2017. №1 (18). С. 2.
10. Кузьмина Н.В. Способности, одаренность, талант учителя. Л.: Ленингр. Орг. О-ва «Знание» РСФСР, 1985. 32 с.
11. Петровский А. В. Личность. Деятельность. Коллектив. М.: Политиздат, 1982. 255 с.
12. Рабочая концепция одаренности. М.: Магистр, 2003. 94 с.
13. Руденко Г.И. Педагогическая одаренность в структуре интегральной индивидуальности: автореф. дис. ... канд. психол. наук. Пермь, 1996. 22 с.
14. Теплов Б.М. Способности и одаренность // Проблемы индивидуальных различий. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961. С. 9-20.
15. Федоров А.А., Илалтдинова Е.Ю., Соловьев М.Ю., Фролова С.В. Модель регионального социально-педагогического кластера// Хроники объединенного фонда электронных ресурсов Наука и образование. 2017. № 11 (102). С. 9.
16. Фролова С.В. Профессиональное воспитание в образовательном пространстве педагогического вуза: основы проектирования. Учебное пособие. Мининский университет, 2017. 157 с.
17. Хрусталева Т.М. Педагогическая одаренность школьников: теоретические основания и эмпирическое исследование // Вектор науки ТГУ. 2012. № 1(8). С. 312-315.
18. Хрусталева Т.М. Психология педагогической одаренности. Монография. Пермь: Изд. Перм. гос. пед. ун-т, 2003. 163 с.
19. Шадриков В.Д. О содержании понятий «способности» и «одаренность» // Психологический журнал. 1983. Т.4. № 5. С. 14-19.
20. Ilaltdinova ЕЛ^., Lebedeva I.V., Frolova S.V. Top Qualities of Great Teachers: National and Universal // Advances in Intelligent Systems and Computing book series (AISC, volume 677) 19 September 2017.
21. Renzulli, J.S. Schools for talent development: A practical plan for total school improvement. Mansfield Center, CT: Creative Learning Press., 1994.
22. Renzulli, J. S. Expanding the conception of giftedness to include co-cognitive traits and to promote social capital. Phi Delta Kappan, 84, 33-40, 57-58, 2002
23. Moon, S. M. Personal talent: What is it and how can we study it? Paper presented at the Fifth Biennial Henry B. and Joycelyn Wallace National Research Symposium on Talent Development, Iowa City, IA., 2000, May.
24. Sternberg, R. J., & Grigorenko, E. L. The theory of successful intelligence as a basis for gifted education. Gifted Child Quarterly, 46, 265-277, 2002
25. Torrance E.P. Guiding creative talent - Englewood Cliffs, W.J.: Prentice-Holl, 1964. С. 62.
26. Torrance, E.P. Torrance Tests of Creative Thinking. - Scholastic Testing Service, Inc., 1974.
27. Hollingworth Harry L. Applied psychology. 2010
28. Jensen A. The g factor. The Science of Mental Ability. Westport: Praeger, 1998.
29. Lubart T. In Search of Creative Intelligence. In: Sternberg R., Lautry J., Lubart T. (Eds). Models of Intelligence: International Perspectives. Washington: American Psychological Association, 2003. PP. 279-292.
30. Terrence Quinn (2003) The Teacher Talent Trove, Kappa Delta Pi Record, 40:1, 26-29, DOI: 10.1080/00228958.2003.10516410
REFERENCES_
1. Aminov N.A. Diagnostics of pedagogical abilities. Moscow, Int-t Pract. Psychology Publ., 1997. 80 p. (in Russian)
2. Bashkirova I. Yu., Kulikova T. A. Problems of the formation of professional and cognitive interest in pedagogical activity during the testing of new modules. Concept, 2015, vol. 34, pp. 151-155. Available at: http://e-koncept. ru/2015/95713.htm (accessed 1 Decemeber 2018) (in Russian)
3. Bogoyavlenskaya D.B., Bogoyavlenskaya M.E. Giftedness and problems of its identification. Psychological Science and Education, 2000, no. 4, pp. 5-13. (in Russian)
4. Bodalev A.A., Rudkevich L.A. How to become great or outstanding. Moscow, Publishing House of the Institute of Psychotherapy, 2003. 287 p. (in Russian)
5. Vaganova J.V. Artistry teacher as a component of creative individuality: Diss. PhD Ped. Sci., Tyumen, 1998. 197 p.
6. Gonobolin F.N. The book is about the teacher. Moscow, Enlightenment Publ., 1965. 260 p. (in Russian)
7. Yemelyanova I.E. The concept of "talent" in the psychological and pedagogical literature. Herald of Chelyabinsk State Pedagogical University, 2011, no. 3, pp. 62-69. (in Russian)
8. Znakov V.V. Psychology of understanding: Problems and prospects. Moscow, Publishing House of the Institute of Psychology of the Russian Academy of Sciences, 2005. 448 p. (in Russian)
9. Ilaltdinova E.Yu. The concept of an educational event in a practice-oriented paradigm of higher education / S.V. Frolova, E.Yu. Ilaltdinova. Bulletin of the Minin University, 2017, no. 1 (18), p. 2. (in Russian)
10. Kuzmina N.V. Abilities, talent, talent of the teacher. Leningrad, Knowledge Publ, 1985. 32 p. (in Russian)
11. Petrovsky A.V. Personality. Activity Team. Moscow, Politizdat Publ., 1982. 255 p. (in Russian)
12. Working concept of endowments. Moscow, Master Publ., 2003. 94 p. (in Russian)
13. Rudenko G.I. Pedagogical endowments in the structure of the integral individuality: Abstract Diss. PhD Psychol. Sci., Perm, 1996. 22 p. (in Russian)
14. Teplov B.M. Abilities and endowments // Problems of individual differences. Moscow, Publishing house of the Academy of Pedagogical Sciences of the RSFSR, 1961. p. 9-20. (in Russian)
15. Fedorov A.A., Ilaltdinova E.Yu., Soloviev M.Yu., Frolova S.V. Model of a regional social and pedagogical cluster. Chronicles of the united fund of electronic resources Science and Education. 2017. № 11 (102). P. 9. (in Russian)
16. Frolova S.V. Professional education in the educational space of a pedagogical university: the basics of design. Tutorial. Minin University, 2017. 157 p. (in Russian)
17. Khrustaleva T.M. Pedagogical giftedness of schoolchildren: theoretical foundations and empirical research. Vector Science TSU, 2012, no. 1 (8), pp. 312-315. (in Russian)
18. Khrustaleva T.M. Psychology of pedagogical giftedness. Monograph. Perm, Perm. State Ped. Univ. Publ., 2003. 163 p. (in Russian)
19. Shadrikov V.D. On the content of the concepts of "ability" and "giftedness". Psychological Journal, 1983, vol. 4, no. 5, pp. 14-19. (in Russian)
20. Ilaltdinova E.Yu., Lebedeva I.V., Frolova S.V. Top Qualities of Great Teachers: National and Universal. Advances in Intelligent Systems and Computing, book series (AISC, volume 677) 19 September 2017.
21. Renzulli J.S. Schools for talent development: A practical plan for total school improvement. Mansfield Center, CT: Creative Learning Press., 1994.
22. Renzulli J. S. Expanding the conception of giftedness to include co-cognitive traits and to promote social capital. Phi Delta Kappan, 84, 33-40, 57-58, 2002.
23. Moon S. M. Personal talent: What is it and how can we study it? Paper presented at the Fifth Biennial Henry B. and Joycelyn Wallace National Research Symposium on Talent Development, Iowa City, IA., 2000, May.
24. Sternberg R. J., Grigorenko E. L. The theory of successful intelligence as a basis for gifted education. Gifted Child Quarterly, 2002, 46, pp. 265-277.
25. Torrance E.P. Guiding creative talent - Englewood Cliffs, W.J.: Prentice-Holl, 1964. p. 62.
26. Torrance E.P. Torrance Tests of Creative Thinking. - Scholastic Testing Service, Inc., 1974.
27. Hollingworth Harry L. Applied psychology. 2010
28. Jensen A. The g factor. The Science of Mental Ability. Westport: Praeger, 1998.
29. Lubart T. In Search of Creative Intelligence. In: Sternberg R., Lautry J., Lubart T. (Eds). Models of Intelligence: International Perspectives. Washington: American Psychological Association, 2003. pp. 279-292.
30. Terrence Quinn. The Teacher Talent Trove, Kappa Delta Pi Record, 2003, 40:1, pp. 26-29, DOI: 10.1080/00228958.2003.10516410
Информация об авторах Федоров Александр Александрович
(Россия, Нижний Новгород) Доктор философских наук, профессор, ректор Нижегородский государственный педагогический университет им. Козьмы Минина E-mail: [email protected]
Илалтдинова Елена Юрьевна
(Россия, Нижний Новгород) Доктор педагогических наук, заведующий кафедрой педагогики Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина E-mail: [email protected]
Фролова Светлана Владимировна
(Россия, Нижний Новгород) Кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина E-mail: [email protected]
Information about the authors Alexander A. Fedorov
(Russia, Nizhny Novgorod) Doctor of philosophy, Professor, Rector Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University (Minin University) E-mail: [email protected]
Elena Yu. Ilaltdinova
(Russia, Nizhny Novgorod) Doctor of Pedagogical Sciences, Head of the Department of Pedagogy Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University (Minin University) E-mail: [email protected]
Svetlana V. Frolova
(Russia, Nizhny Novgorod) Associate Professor, PhD in Pedagogical Sciences, Docent of the Department of Pedagogy Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University (Minin University) E-mail: [email protected]