лиз конкретной ситуации в процессе профессиональной подготовки в вузе - это глубокое и детальное исследование реальной или искусственной обстановки, осуществляемое для того, чтобы выявить ее характерные свойства. Данный метод способствует развитию аналитического мышления студентов в вузе, формирует системный подход к решению проблемы, позволяет выделять варианты правильных и ошибочных решений, помогает выбирать критерии нахождения оптимального решения, содействует формированию умений устанавливать деловые и профессиональные контакты, принимать коллективные решения, а также устранять конфликты [7]. Считаем обоснованным использовать на учебном занятии следующие виды ситуаций: ситуация-проблема, где студенты ищут причину возникновения ситуации, выявляют и разрешают проблему; ситуация-оценка, в ней слушатели дают определенную оценку принятым решениям; ситуация-иллюстрация, в которой обучаемые обретают примеры по ведущим темам курса на основании исследованных проблем; ситуация-упражнение, в которой будущие педагоги упражняются в решении нетрудных задач [8].
Мастерство будущего педагога заключается в умении превратить ситуацию в педагогическую задачу, тем самым направить сложившиеся условия на перестройку отношений, приближаясь к поставленной цели. Выбор необходимых учебных ситуаций - достаточно сложная задача для преподавателя. Поэтому необходимо ориентироваться на следующие требования: сценарий ситуации должен быть реалистичным, соответствующим экологической тематике; в учебной ситуации должно быть около 5-7 моментов, которые будущие педагоги могут выделить и интерпретировать в свете изучаемой ими темы занятия; учебная ситуация должна интегрировать знания из других смежных областей или курсов. Таким образом, в процессе подготовки будущего педагога важно использовать такие технологии обуче-
Библиографический список
ния, которые бы не только активизировали мыслительную деятельность или способствовали более эффективному усвоению студентами материала, а способствовали формированию у них качеств, позволяющих ориентироваться в разных жизненных ситуациях, разрешая их как задачи на занятии.
По нашему мнению, выделенные педагогические условия, оптимизируют процесс профессиональной подготовки будущих педагогов к эколого-просветительской деятельности. Работая со студентами в вузе, важно понимать, что в решении проблем охраны окружающей среды ведущая роль принадлежит образованию. Каждый ребенок должен знать, к чему может привести беспечное отношение к природе; он должен быть информирован о заболеваниях, вызванных загрязнением среды; о гибели растений и животных; снижении плодородия почвы; об ограниченности запасов питьевой воды и других ресурсов природы [9]. Донести эту информацию сможет только компетентный педагог, который получив информацию, необходимую для организации экологического просвещения в школе, имеет и собственную систему убеждений и ценностей. Понимая к каким негативным изменениям окружающей среды могут привести его действия, ребенок меняет свое отношение и поведение по отношению к окружающему его миру. В формировании системы мировоззрения общества решающую роль играет современный педагог, поэтому перед высшей школой стоит серьезная задача подготовки компетентных специалистов, осуществляющих эколого-просве-тительскую деятельность в образовательном учреждении. Однако сама по себе подготовка должна носить деятельностный характер, формируя смыслообразующие мотивы экологопросветительской деятельности у будущего педагога. Обучению в вузе через деятельность способствует реализация на занятиях игровых и неигровых имитационных технологий.
1. Моисеев, Н.Н. Время определять национальные цели. - М., 1997.
2. Абатуров, Е.И. Педагогические возможности интеграции учебной и внеучебной деятельности для воспитания экологической культуры подростков / Е.И. Абатуров, Д.Ф. Ильясов // Современные проблемы науки и образования. - 2012. - № 5 [Э/р]. - Р/д: http://www.science-education.ru/105-7237
3. Абатуров, Е.И. Формирование экологической культуры учащихся основной школы: особенности построения системы педагогического содействия // Мир науки, культуры, образования. - 2011. - № 6(31). - Ч. 1.
4. Философский энциклопедический словарь / ред.-сост. Е.Ф. Губский, Г.В. Кораблева, В.А. Лутченко. - М., 2003.
5. Абдулина, О.А. Педагогическая практика студентов: учеб. пособие для педагогических институтов. - М., 2009.
6. Вербицкий, А.А. Компетентностный подход и теория контекстного обучения. - М., 2004.
7. Лаврентьев, Г.В. Инновационные обучающие технологии профессиональной подготовке специалистов. - Барнаул, 2002. - Ч. 2.
8. Дроздова, Г.В. Современные технологии образования // Среднее профессиональное образование. - 2007. - № 9.
9. Акимова, Т.А. Экология. Природа - Человек - Техника: учебник / под общ. ред А.П. Кузмина. - М., 2007.
Bibliography
1. Moiseev, N.N. Vremya opredelyatj nacionaljnihe celi. - M., 1997.
2. Abaturov, E.I. Pedagogicheskie vozmozhnosti integracii uchebnoyj i vneuchebnoyj deyateljnosti dlya vospitaniya ehkologicheskoyj kuljturih podrostkov / E.I. Abaturov, D.F. Iljyasov // Sovremennihe problemih nauki i obrazovaniya. - 2012. - № 5 [Eh/r]. - R/d: http://www.science-education.ru/105-7237
3. Abaturov, E.I. Formirovanie ehkologicheskoyj kuljturih uchathikhsya osnovnoyj shkolih: osobennosti postroeniya sistemih pedagogicheskogo sodeyjstviya // Mir nauki, kuljturih, obrazovaniya. - 2011. - № 6(31). - Ch. 1.
4. Filosofskiyj ehnciklopedicheskiyj slovarj / red.-sost. E.F. Gubskiyj, G.V. Korableva, V.A. Lutchenko. - M., 2003.
5. Abdulina, O.A. Pedagogicheskaya praktika studentov: ucheb. posobie dlya pedagogicheskikh institutov. - M., 2009.
6. Verbickiyj, A.A. Kompetentnostnihyj podkhod i teoriya kontekstnogo obucheniya. - M., 2004.
7. Lavrentjev, G.V. Innovacionnihe obuchayuthie tekhnologii professionaljnoyj podgotovke specialistov. - Barnaul, 2002. - Ch. 2.
8. Drozdova, G.V. Sovremennihe tekhnologii obrazovaniya // Srednee professionaljnoe obrazovanie. - 2007. - № 9.
9. Akimova, T.A. Ehkologiya. Priroda - Chelovek - Tekhnika: uchebnik / pod obth. red A.P. Kuzmina. - M., 2007.
Статья поступила в редакцию 12.11.13
УДК 378.091.398
Ilyasov D.F., Ilyasova O.A. BENCHMARKING IN THE CONTINUING PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF THE GENERAL EDUCATION SCHOOL TEACHERS. The article presents the idea of using benchmarking in the continuing professional development of the general education school teacher. Benchmarking is interpreted in terms of identification of the best examples of teaching practice and possibilities of using them in the teachers professional activities. The article consider teachers individual role in interpreting valuable experience of colleagues, ways to improve it. The benchmarking principles are presented: the focus on achieving quality of general education, interest in pupils achieving new educational results, the systematic use of benchmarking, «competitors database» formation, the correct use of Competitive Intelligence. The effective ways for teachers to use benchmarking for continuing professional development are described.
Key words: Teacher, general education school, continuing professional development, quality of general education, benchmarking, Competitive Intelligence, «Ideas Notebook».
Д.Ф. Ильясов, д-р пед. наук, проф., зав. каф. педагогики и психологии Челябинского института переподготовки и повышения квалификации работников образования, г. Челябинск, E-mail: [email protected]; О.А. Ильясова, д-р пед. наук, проф., каф. управления, экономики и права Челябинского института переподготовки и повышения квалификации работников образования, г. Челябинск, E-mail: [email protected]
БЕНЧМАРКИНГОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В НЕПРЕРЫВНОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ РАЗВИТИИ ПЕДАГОГОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
В статье изложена идея использования бенчмаркинговых технологий в непрерывном профессиональном развитии педагогов общеобразовательной школы. Бенчмаркинговые технологии проинтерпретированы с точки зрения выявления педагогом «лучших образцов» педагогической практики и возможностей использования в собственной профессиональной деятельности. Показана субъектная роль педагога в истолковании ценного опыта коллег, способов его усовершенствования. Представлены принципы применения бенчмаркинговых технологий, среди которых: нацеленность на достижение качества общего образования, заинтересованность в достижении учащимися новых образовательных результатов, систематическое использование бенчмаркинговых инструментов, формирование «конкурентной базы данных», корректное использование методов деловой разведки. Показаны пути эффективного использования педагогами бенчмаркинговых технологий для непрерывного профессионального развития.
Ключевые слова: педагог, общеобразовательная школа, непрерывное профессиональное развитие, качество общего образования, бенчмаркинг, бенчмаркинговые технологии, деловая разведка, «блокнот идей».
Высокие требования к уровню профессионализма педагогов школы предъявлялись повсеместно и во все времена. Суть этих требований излагалась в различных редакциях и контекстах и сводилась примерно к следующему: быть конкурентоспособным, уметь адаптироваться к стремительно изменяющимся условиям школьной жизни и обеспечивать высокий уровень подготовки школьников. Сегодня же такие требования преломляются сквозь призму достижения современного качества общего образования. Поэтому организация и осуществление непрерывного профессионального развития педагогов удачно вписывается в номенклатуру актуальных проблем современной педагогической науки и практики.
В общих чертах непрерывное профессиональное развитие педагога состоит в его поступательном продвижении как специалиста в осуществляемом виде профессиональной деятельности и пролонгировано на протяжении всего жизненного пути, характеризующегося многообразием автономных тенденций и возможностей самореализации. Нередко содержание данного понятия раскрывается посредством таких словосочетаний, как «рекуррентное образование» или «перманентное образование». Иногда говорят и о континуальном образовании. В любом случае, в понимании непрерывного профессионального образования прослеживается несколько смыслов: а) возмещение или восполнение недополученных педагогом в ходе вузовского обучения знаний и способов практической деятельности; б) включение педагога в различные виды дополнительной профессиональной подготовки и переподготовки с целью ассекурации профессиональной мобильности; в) превентивное развитие педагога, его оперативная подготовка к эффективному решению новых педагогических задач. В данной статье предполагается рассмотрение феномена непрерывного профессионального развития именно в трех указанных значениях.
В педагогической теории и практике отрабатываются различные инструменты и способы непрерывного профессионального развития педагогов, среди которых есть весьма оригинальные и эффективные решения. Например, ранее нами была обоснована продуктивность идеи использования принципов самообучающейся организации в практике обучения педагогического персонала общеобразовательной школы [1; 2]. В частности, отмечалось, что самообучающаяся организация имеет значительные преимущества перед традиционно осуществляемой методической работой. Такие преимущества проявляются в использовании эффекта обучения на собственном опыте, которое является одним из главных атрибутов самообучающейся организации [1, с. 154]. Несомненные преимущества самообучающейся организации делают стратегию обучения на собственном опыте привлекательной и расширяют возможности в осуществлении непрерывного профессионального обучения педагогических работников.
К числу таких уникальных решений мы также относим бенч-маркинговые технологии, которые являются сравнительно новым инструментом в обучении персонала. Бенчмаркинговые технологии в идеальной их интерпретации в реальных условиях дополнительного профессионального образования педагогов используются чрезвычайно редко. Обусловливается это тем, что соответствующие процессуальные средства не адаптированы к специфике школы. Тем более, что последняя, отличающаяся заметной колоритностью и многосторонностью совершающихся там процессов, фактически исключает возможность копирования опыта промышленных предприятий по использованию бенчмаркинговых технологий. Поэтому нужны особые педагогические и управленческие механизмы, которые позволили бы приспособить ресурсы бенчмаркинга для условий непрерывного профессионального развития педагогов.
В наиболее общем плане бенчмаркинг определяется как обнаружение или изыскание оптимальных методов и средств, с использованием которых удается значительно улучшить осуществляемую деятельность. Очевидно, под улучшением осуществляемой деятельности здесь понимается обеспечение требуемого качества соответствующей продукции. Учитывая повсеместную вовлеченность педагогов в достижение высокого качества общего образования, можно говорить о реальных перспективах использования технологии бенчмаркинга в образовательной сфере.
В более уточненных определениях бенчмаркинг отождествляется с сопоставлением процессов и продуктов какой-либо организации или предприятия с соответствующим процессом и продуктами конкурентов или организаций, которые занимают передовые позиции в сходной отрасли [3]. Данная точка зрения, пожалуй, является определяющей в понимании явления бенчмаркинга. Здесь важен не столько поиск лучших методов производства или осуществления какого-то процесса, сколько обнаружение этих методов у своих конкурентов.
Практика показывает, что генерирование новых идей и рационализаторских предложений зачастую оказывается затратным мероприятием. Причем затратность измеряется не только в финансовых единицах, но и во временных и интеллектуальных. И в этом плане весьма уместными могут оказаться инструменты бенчмаркинга, если, конечно, будут грамотно и эффективно применяться.
В научной литературе бенчмаркинг соотносится с одним из наиболее действенных маркетинговых средств [4]. Целесообразное применение его адаптированных приемов в практике профессиональной деятельности позволяет педагогу не только чутко улавливать основные тенденции и изменения во внутренней и внешней среде школы, но и предлагать эффективные педагогические решения, касающиеся собственного профессионального развития.
Со всей очевидностью можно утверждать, что школьная практика является благодатной средой для применения бенчмаркин-говых инструментов. В образовательной сфере достаточно часто проводятся всевозможные научно-практические конференции, семинары, профессиональные конкурсы и презентации. Есть основания предполагать, что подобного рода мероприятия проводятся здесь намного чаще, чем, скажем, в экономической сфере или частном секторе. Именно в рамках участия в конференции или профессиональном конкурсе, независимо от его формы (активное или пассивное участие), у педагога существует потенциальная возможность получить полезную и нужную информацию о профессиональных достижениях своих коллег, которую при желании можно адаптировать для целей совершенствования собственной профессиональной деятельности.
Однако существует, на наш взгляд, очень «тонкая» проблема. Психологически педагог устроен таким образом, что на таких мероприятиях он стремится, прежде всего, продемонстрировать свои достижения. Идея же «посмотреть на других», как правило, уходит на задний план (далеко не всегда на второй).
Эта особенность, в определенном смысле, слабое место, не дает педагогу возможности увидеть все многообразие проявлений эффективных педагогических и методических решений и уникальных находок. Ситуация обостряется еще и тем, что поиск лучшего опыта не сводится только лишь к идентификации впечатляющих результатов. Здесь важно уяснить, какие педагогические решения или их последовательность обусловила появление такого уникального опыта. Эти моменты, характеризующие «природу» появления «лучших результатов», как правило, имеют завуалированный или латентный контекст. В случае, когда носитель «лучшего опыта», представляя его на профессиональном конкурсе или научно-практической конференции, не заинтересован, по различного рода мотивам, раскрывать природу появления своего опыта, речь идет о завуалированном контексте представления результатов. Когда же носитель опыта не может дать ему адекватное истолкование, например, в силу отсутствия опыта публичных выступлений или недостаточной компетентности, предполагается латентный контекст демонстрации результатов.
В любом случае бенчмаркинговые технологии, основным инструментом которых является глубокая аналитическая работа, позволяют установить ключевую идею опыта, лежащие в его основе причинно-следственные связи и, в конечном счете, обнаружить психолого-педагогические механизмы его появления. И здесь очень удачно вписывается определение бенчмаркинга как искусства установления того, что «другие делают лучше нас, и изучения, усовершенствования, применения их методов работы на практике» [5, с. 22]. Это позволяет говорить о бенчмаркин-говых технологиях как комплексах организационных мер, направленных на поиск лучших образцов педагогической деятельности среди коллег, как своего, так и других образовательных учреждений, их изучение и осмысление, усовершенствование и применение в собственной практике.
Результативность бенчмаркинговых технологий состоит в том, что педагогическая деятельность становится более эффективной, если педагогом изучаются и внедряются в педагогическую практику лучшие и полезные педагогические методы и технологии других педагогов (коллег, в частности). Совершенно очевидно, что это будет стимулом для дальнейшего профессионального развития данного педагога и, как следствие, приводить к повышению качества общего образования.
В основе реализации бенчмакринговых технологий лежит вполне определенная последовательность шагов. В научной литературе имеются удачные примеры интерпретации такой последовательности [5; 6; 7 и др.]. В обобщенном плане она может быть изложена следующими укрупненными шагами:
- определение педагогом объектов педагогического опыта для изучения, носителями которого являются коллеги, как своего, так и других образовательных учреждений; определение ведущей идей такого опыта, установление его направленности на повышение эффективности осуществляемой профессиональной деятельности;
- проведение анализа собственной профессиональной деятельности и выбранного объекта по интересующему аспекту
Библиографический список
в соответствии с заранее определенными критериями и показателями эффективности;
- составление программы собственного профессионального развития в части освоения нового аспекта профессиональной деятельности (или его совершенствования, модернизации) с целью повышения собственных конкурентных преимуществ.
Целостное представление о бенчмаркинговых технологиях может быть получено, если сформулировать ключевые положения (принципы), в соответствии с которыми может быть организована деятельность педагога по обнаружению, изучению и усовершенствованию «лучшего опыта» коллег или конкурентов. В качестве таких принципов мы предлагаем следующие установки:
1. Нацеленность педагога на достижение качества общего образования. Достижение качества осуществляемой деятельности, по сути, является основной целью применения бенчмар-кинговых технологий. Направленность усилий педагога на соблюдение этого принципа предусматривает необходимость последовательной и системной работы по всем ключевым аспектам педагогической деятельности. Ослабление внимания к одному из них может, в конечном счете, нивелировать его усилия в достижении качества общего образования.
2. Заинтересованность педагога в достижении учащимися новых образовательных результатов. Данная установка тесно примыкает к концепции федеральных государственных образовательных стандартов общего образования, среди основных требований которых закреплены требования к результатам освоения учащимися основных образовательных программ. Соответственно формирование устойчивого интереса педагогов школы к обеспечению достижения учащимися таких результатов является одним из их конкурентных преимуществ, проводящих в жизнь стратегию бенчмаркинга.
3. Систематическое использование педагогом бенчмаркин-говых инструментов. Ранее нами уже было установлено, что бенчмаркинг - это не разовое мероприятие, а непрерывный процесс, формат осуществления которого направлен на изучение ценного опыта педагогической практики во внешней и внутренней среде образовательного учреждения. Эффективно осуществляемая аналитическая работа, основанная на сопоставлении собственных образцов и опыта конкурентов, работающих в одном и том же сегменте, позволит педагогу не только преодолеть свои слабые места и издержки, но и получить вполне определенные конкурентные преимущества.
4. Формирование особой «конкурентной базы данных». Чтобы отыскать эффективное решение, важно владеть информацией об опыте своих коллег и конкурентов, которые достигают успеха в сходных условиях. Учитывая разноплановый характер принимаемых педагогических решений, а также ограниченность временных ресурсов, целесообразно предлагать составление специального «блокнота идей», в котором фиксируются наиболее интересные и ценные проявления педагогической практики. Совершенно очевидно, что в дальнейшем эти идеи могут быть правильно проинтерпретированы и при необходимости учтены (использованы) в реальных условиях педагогической практики.
5. Корректное использование методов деловой разведки. Существует мнение, что методы деловой разведки оправдывают себя в части получения необходимой информации. Однако при этом важно придерживаться принятых в образовании нормативных установок, имеющих не только правовую, но и нравственную основу. Их нарушение может приводить к деформации отношений педагога со своими коллегами и партнерами, что, естественно, выходит за рамки лучших традиций бенчмаркинга.
Таким образом, применение бенчмаркинговых технологий является действенным средством непрерывного профессионального развития педагогов. Основная идея их использования состоит в том, чтобы приобрести конкурентные преимущества существенно быстрее, чем другие педагоги (коллеги, партнеры, конкуренты). Среди организационных методов бенчмаркинговых технологий большое разнообразие инструментов, которые в большинстве своем базируются на глубокой аналитической работе. Педагогически правильное их использование в собственной практике позволяет педагогу стать более успешным в определенном аспекте осуществляемой им профессиональной деятельности.
1. Ильясов, Д.Ф. Самообучающаяся организация как феномен и стратегия (на примере общеобразовательного учреждения) // Мир науки, культуры, образования. - 2013. - № 3(40).
2. Ильясов, Д.Ф. Концепция самообучающейся организации в отражении тенденций развития современной школы / Д.Ф. Ильясов, Н.У. Ярычев // Сибирский педагогический журнал. - 2011. - № 4.
3. Котлер, Ф. Маркетинг. Менеджмент / Ф. Котлер, К. Келлер. - М., 2006.
4. Даулинг, Г.Р. Наука и искусство маркетинга: профессиональный взгляд на маркетинг. - СПб., 2006.
5. Градобоев, В.В. Формирование стратегии бенчмаркинга: зарубежный опыт и российская практика: дис. ... канд. экон. наук. - М., 2007.
6. Евдокимова, Я. Ш. Бенчмаркинг как инструмент стратегического развития системы управления вузом: дис. ... канд. экон. наук. - Казань, 2007.
7. Леоненко, Е.И. Бенчмаркинг как инструмент повышения эффективности деятельности кооперативных организаций: автореф. дис. ... канд. экон. наук. - Новосибирск, 2007.
Bibliography
1. Iljyasov, D.F. Samoobuchayuthayasya organizaciya kak fenomen i strategiya (na primere obtheobrazovateljnogo uchrezhdeniya) // Mir nauki, kuljturih, obrazovaniya. - 2013. - № 3(40).
2. Iljyasov, D.F. Koncepciya samoobuchayutheyjsya organizacii v otrazhenii tendenciyj razvitiya sovremennoyj shkolih / D.F. Iljyasov, N.U. Yarihchev // Sibirskiyj pedagogicheskiyj zhurnal. - 2011. - № 4.
3. Kotler, F. Marketing. Menedzhment / F. Kotler, K. Keller. - M., 2006.
4. Dauling, G.R. Nauka i iskusstvo marketinga: professionaljnihyj vzglyad na marketing. - SPb., 2006.
5. Gradoboev, V.V. Formirovanie strategii benchmarkinga: zarubezhnihyj opiht i rossiyjskaya praktika: dis. ... kand. ehkon. nauk. - M., 2007.
6. Evdokimova, Ya. Sh. Benchmarking kak instrument strategicheskogo razvitiya sistemih upravleniya vuzom: dis. ... kand. ehkon. nauk. - Kazanj, 2007.
7. Leonenko, E.I. Benchmarking kak instrument povihsheniya ehffektivnosti deyateljnosti kooperativnihkh organizaciyj: avtoref. dis. ... kand. ehkon. nauk. - Novosibirsk, 2007.
Статья поступила в редакцию 12.11.13
УДК 377+378
Naseretdinova E.B. MODEL OF DEVELOPMENT OF SCIENTIFIC AND METHODICAL COMPETENCE OF TEACHERS OF COLLEGE IN THE CONDITIONS OF THE INNOVATIVE EDUCATIONAL ENVIRONMENT. The article presents the author's definition of innovative scientific and methodical work, scientific-methodical competence of teachers, the development model of scientific-methodical competence in the framework of professional development of teachers, pedagogical conditions of implementation of the model.
Key words: innovative scientific and methodical work, scientific and methodical competence, professional development of teachers, model, innovative educational environment, pedagogical conditions.
Э.Б. Насеретдинова, соискатель ЧИРПО, г. Челябинск, E-mail: [email protected]
МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ КОЛЛЕДЖА В УСЛОВИЯХ ИННОВАЦИОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ
В статье представлены авторское определение инновационной научно-методической работы, научно-методической компетенции преподавателей, модель развития научно-методической компетенции в рамках повышения квалификации преподавателей и педагогические условия реализации модели.
Ключевые слова: инновационная научно-методическая работа, научно-методическая компетенция, повышение квалификации преподавателей, модель, инновационная образовательная среда, педагогические условия.
Переходя в режим инновационного развития, профессиональные образовательные организации СПО стремятся изменить специфику своей работы, включаются в поиск нового содержания образования, осмысливают научно-методические основы образовательного процесса, работают над созданием учебников, учебно-методических и научно-методических пособий, методических материалов, пытаются обновить устаревшую систему работы с кадрами, повысить уровень методической помощи педагогам, усовершенствовать систему работы методических объединений, предметных кафедр и творческих мастерских, освоить новые формы методической работы.
Кардинальное изменение структуры методической службы по сравнению с традиционной - это требование, вызванное необходимостью совершенствования методической работы, переходом ее из сферы обеспечения образовательного процесса в сферу разработки и реализации образовательной политики, в сферу координации всех направлений учебно-методической, творческой, экспериментальной, инновационной деятельности профессионального учебного заведения. Именно поэтому методические службы профессиональных образовательных организаций СПО направлены на выполнение инновационной научнометодической работы.
В нашем понимании инновационная научно-методическая работа - это интегрированный процесс, ориентированный на внедрение новых принципов и методов эффективного управления образовательным процессом. Инновационная научно-методическая работа основывается на достижениях науки, передо-
вого педагогического опыта, на конкретном анализе образовательного процесса и проводимой исследовательской, экспериментальной деятельности. Результатом инновационной научнометодической работы является рост профессионального мастерства, развитие творческого потенциала педагога и педагогического коллектива, и, в конечном счёте, рост уровня обученности, воспитанности, развития обучающихся [1].
Таким образом, в условиях модернизации системы образования предъявляются определенные требования к профессиональной компетенции педагогических работников. В профессиональных образовательных организациях СПО необходимы хорошо подготовленные специалисты, компетентные, социальномобильные, ориентированные на созидательные преобразования, способные осмысленно, творчески подходить к решению инновационных задач. На сегодняшний день востребован педагог-исследователь, педагог-психолог, педагог-технолог, умеющий проводить диагностику, выстраивать реально достижимые цели и задачи деятельности, прогнозировать результат, творчески применять известные и разрабатывать авторские образовательные идеи, технологии, методические приемы. В новых условиях следует пересматривать содержание профессиональной компетентности, развивать его. Четкое понимание этой педагогической категории позволит организовать адекватные целям формирования новой профессиональной компетентности формы инновационной научно-методической деятельности в колледже, организовать реализацию системы мер по формированию и стимулированию развития профессиональной компетентности.