молодому человеку среда и общество предъявляют непосильные требования в виде усложненных учебных программ в старших классах. Учебные неврозы или фобии проявляются в упорном нежелании посещать школу. Невроз выражается в конфликтных отношениях с преподавателями и одноклассниками, в нежелании вникать в отдельные учебные предметы или все предметы сразу. Поэтому особенно часто страдают неврозами дезадаптированные школьники.
Рассмотрев предложенную проблему, изучив ряд психологической и социологической литературы, мы пришли к некоторым выводам.
Во-первых, улучшение материальной жизни современного общества, создание техники, облегчающей выполнение той или иной деятельности, влечет за собой отнюдь не положительное влияние на психическое состояние личности и взаимоотношения людей. Одной такой отрицательной стороной является возникновение коммуникативных девиаций личности.
Во-вторых, причины и механизмы коммуникативных девиаций разнообразны и могут лежать в сфере социокультурных стереотипов, фона знаний, психологических пристрастий, языковой компетентности коммуникантов.
Библиографический список
В-третьих, наиболее распространенными коммуникативными девиациями личности в современном обществе являются аутистическое поведение, гиперобщительность, конформное поведение, вербальное поведение с преобладанием псевдологии, елейное поведение, конфликтность и фобическое поведение.
В-четвертых, огромное разнообразие типов коммуникативных девиаций требует их систематизации и классификации, так как в социально-психологических классификациях в зависимости от предпочтений автора и его принадлежности к определенной научной школе делается акцент либо на некоторых основных типах, или на наиболее распространенных видах, либо на клинических формах девиантного поведения. Это происходит потому, что ученые используют различные подходы к разграничению нормы и девиации; прибегают к выделению различных оснований для выделения типов и групп девиаций.
В-пятых, изучение причин, механизмов и типов коммуникативных девиаций дает возможность осуществлять отбор наиболее адекватных средств и методов воздействия на девиантную личность (изоляцию, лечение, коррекцию и развитие, психотерапию и/или их комбинации).
1. Выготский, Л.С. Этюды по истории поведения. Обезьяна. Примитив. Ребенок / Л.С., Выготский, А.Р Лурия. - М., 1993.
2. Рубинштейн, С.Л. Бытие и сознание. Человек и мир. - СПб., 2003.
3. Менделевич, В.Д. Психология девиантного поведения: учеб. пособ. - М., 2001.
4. Аванесов, Г.А. Криминология и социальная профилактика. - М., 1980.
5. Абрамова, Е.Н. Основы теории языковой коммуникации. - Севастополь, 2008.
6. Косырев, В.Н. Клиническая психология: учебно-методич. комплекс для преподавателей и студентов факультетов психологии. -Тамбов, 2003.
7. Рогов, Е.И. Психология общения. - М., 2005.
Bibliography
1. Vihgotskiyj, L.S. Ehtyudih po istorii povedeniya. Obezjyana. Primitiv. Rebenok / L.S., Vihgotskiyj, A.R. Luriya. - M., 1993.
2. Rubinshteyjn, S.L. Bihtie i soznanie. Chelovek i mir. - SPb., 2003.
3. Mendelevich, V.D. Psikhologiya deviantnogo povedeniya: ucheb. posob. - M., 2001.
4. Avanesov, G.A. Kriminologiya i socialjnaya profilaktika. - M., 1980.
5. Abramova, E.N. Osnovih teorii yazihkovoyj kommunikacii. - Sevastopolj, 2008.
6. Kosihrev, V.N. Klinicheskaya psikhologiya: uchebno-metodich. kompleks dlya prepodavateleyj i studentov fakuljtetov psikhologii. - Tambov, 2003.
7. Rogov, E.I. Psikhologiya obtheniya. - M., 2005.
Статья поступила в редакцию 24.09.13
УДК 37.018.46
Sambieva LI. APPLICATION OF TECHNOLOGY OF THE BENCHMARKING IN THE PROFESSIONAL ACTIVITY OF THE TEACHER. Computerization of education makes new demands on professional and pedagogical qualities of the teacher, to organizational and methodological aspects of his activities. The special part in modern education is assigned to increase of information and communication competence of teachers for the purpose of application in educational process of information technologies. Modern educational technologies act as creation of the new environment of training, effective both for teachers, and for the being trained. At the same time improvement of professional activity is promoted by transfer of experience of other experts in the activity. The technology of a benchmarking allows the teacher to make use of the best pedagogical practices in own professional activity. The special attention in article is paid to components of ICT competence of the teacher and their formation on the basis of technology of a benchmarking.
Key words: benchmarking, educational process, the teacher, the student, federal state educational standards of the general education, pedagogical experience, information technologies, ICT competence.
Л.И. Самбиева, зав. каф. информационно-коммуникационных технологий Чеченского института
переподготовки и повышения квалификации работников образования, г. Грозный, Е-mail: [email protected]
БЕНЧМАРКИНГ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ УЧИТЕЛЕМ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ
Информатизация образования предъявляет новые требования к профессионально-педагогическим качествам учителя, к организационным и методическим аспектам его деятельности. Особая роль в современном образовании отводится повышению информационно-коммуникационной компетентности педагогов с целью применения в учебном процессе информационных технологий. Современные образовательные технологии выступают в качестве создания новой среды обучения, эффективной как для педагогов, так и для обучающихся. Вместе с тем, совершенствованию профессиональной деятельности способствует перенос опыта других специалистов в свою деятельность. Технология бенчмаркинга позволяет учителю использовать передовой педагогический опыт в собственной профессиональной деятельности. Особое внимание в статье уделяется компонентам ИКТ-компетентности учителя и их формированию на основе технологии бенчмаркинга.
Ключевые слова: бенчмаркинг, учебный процесс, учитель, обучающийся, федеральные государственные образовательные стандарты, педагогический опыт, информационные технологии, ИКТ-компетент-ность.
Информационные технологии занимают отдельную нишу среди обучающих технологий, используемых учителем. Это обусловлено требованиями нашего времени, так как системные изменения, происходящие сегодня в мире, характеризуются трансформацией современного общества, в котором доминирует компьютеризация социальных сфер. Возникновение новой социальной реальности под названием информационное общество формирует необходимость в переходе к виртуальным способам передачи, освоения и хранения информации в основных сферах человеческой деятельности.
Учебный процесс в современной школе связан с работой, включающей операции с большим количеством информации, которую сложно переработать как учителю, так и обучающемуся. В этой связи разрешить данную ситуацию помогут информационные и коммуникационные технологии (ИКТ). И.В. Роберт и П.И. Самойленко предлагают использовать информационные технологии в образовательных целях в следующих направлениях: в качестве средств обучения; средств совершенствования процесса преподавания; инструмента познания действительности и самопознания; средств развития личности обучаемого; объекта изучения в рамках освоения курса информатики; управления учебно-воспитательным процессом и информационно-методического его обеспечения; средства коммуникаций; средства автоматизации обработки, контроля и коррекции результатов учебной деятельности; психодиагностики, тестирования и, наконец, средств организации интеллектуального досуга [1]. Помимо всего прочего ИКТ способствуют развитию познавательной мотивации обучающихся, так как у многих школьников отмечается повышенный интерес к компьютерной технике и информационным системам. В.С. Тоискин, В.В. Красильников отмечают, что внедрение компьютерных технологий в учебный процесс предполагает их рассмотрение с двух взаимосвязанных позиций: 1) использование ИКТ в качестве реализации дидактических и методических целей обработки информации; 2) использование ИКТ для создания новой обучающей среды [2].
Таким образом, применение информационных технологий в учебном процессе не является самоцелью педагогической деятельности. Задача учителя заключается в применении ИКТ для повышения эффективности собственной деятельности с целью развития личности обучающегося.
Вместе с тем учителю важно не столько донести обучающемуся информацию, сколько в первую очередь выбрать из нее важное, полезное для ученика, последнее представляет наибольшую сложность. Отметим, что для этого педагогу важно повышать свой профессиональный уровень, исследуя современные достижения науки и техники, перенимая эффективный педагогический опыт своих коллег. В этом плане вполне уместны замечания Д.Ф. Ильясова, который говорит о необходимости поиска новых организационно-педагогических механизмов, способных компенсировать недостатки традиционной методической работы или же вообще подменить ее в части решения задачи непрерывного профессионального развития педагогов, подготовки их к осуществлению педагогической деятельности в условиях перехода школы на федеральные государственные образовательные стандарты общего образования [3].
Настоящий профессионал постоянно стремится к самосовершенствованию в труде, овладевая все новыми компетенциями, используя эффективный опыт других профессионалов в своей среде. По сути, такое обучение и профессиональное саморазвитие называется бенчмаркингом.
Термин «бенчмаркинг» - англоязычный, он переводится как отметка по какому-либо установленному критерию, что-либо, имеющее определенное количество и качество, используемое как стандарт или эталон при сравнении с другими объектами. Изначально данная технология относилась к экономической сфере, в настоящее время мы наблюдаем внедрение данного феномена во все сферы общественной жизни. Употребление этого термина в нашей стране отмечено относительно недавно, это связано с установлением рыночных отношений в 1991 году. Поэтому российский опыт в данном вопросе уступает западному. В 2004 году Россия примкнула к Глобальной сети бенчмар-
кинга, а в 2005 году стал функционировать Российский национальный центр бенчмаркинга.
Бенчмаркинг выражается чаще всего в систематической деятельности, осуществляющей поиск, оценку путей решения поставленных задач и перенос эффективного опыта. Это своего рода искусство нахождения или выявления того, что другие делают лучше всех, с последующим анализом, корректировкой и применением чужих методов работы.
Глобальная конкуренция, вознаграждение за качество работы, необходимость соответствия современным быстро изменяющимся условиям и адаптации к ним обуславливают растущую популярность бенчмаркинга в нашей стране и в системе образования. Если раньше учитель получал материальное вознаграждение за процесс, то сейчас он ориентирован в большей степени на результат своей работы. Более того, на первое место выходят требования государства и общества к результатам образования. Образовательные результаты представляют собой декомпозицию целей образования, они ориентированы на познавательные возможности школьников разных возрастных групп и связаны с условиями образовательного процесса.
В федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС) представлены требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ. Система планируемых результатов даёт представление о том, какими универсальными учебными действиями, преломлёнными через учебный предмет, овладеют обучающиеся в ходе образовательного процесса. Современному педагогу необходимо постоянно повышать свой образовательный уровень, так как среди требований к условиям реализации основных общеобразовательных программ, представленных в концепции федеральных государственных образовательных стандартов, прописан запрос и к кадровому обеспечению. Реализация ФГОС базируется на новом поколении педагогов, способных к инновационной профессиональной деятельности, обладающих необходимым уровнем методологической культуры и готовностью к непрерывному процессу образования в течение жизни [4]. Образование ориентировано на приобретение жизненного опыта, а применение эффективного опыта с целью саморазвития определяется как бенчмаркинг.
Чаще всего термин «бенчмаркинг» используется в рамках повышения качества функционирования организаций. Бенчмаркинг (англ. Benchmarking) “ это процесс определения, понимания и адаптации имеющихся примеров эффективного функционирования организаций с целью совершенствования собственной работы [5]. Он включает в себя два процесса: оценивание и сопоставление. Как правило, за образец принимают «лучшую» продукцию и маркетинговый процесс, используемые прямыми конкурентами и организациями, функционирующими в других подобных областях, с целью выявления возможных способов улучшения собственных продуктов и методов работы [6]. Бенчмаркинг можно рассмотреть как одно из направлений стратегически сориентированных маркетинговых исследований. Девиз бенчмаркинга: «От лучшего к лучшему».
Н.А. Воеводина, А.В. Кулагина, Е.Ю. Логинова отмечают, что применение бенчмаркинга состоит в упрощенном варианте из четырех последовательных действий:
1) осознание и анализ деталей собственных бизнес-процессов. В целом они должны быть хорошо известны на каждом этапе работы, однако лучше систематически проверять состояние своей организации, чтобы видеть свои недостатки и корректировать влияние негативных внутренних и внешних воздействий;
2) анализ бизнес-процессов других организаций. В каждой организации есть свои внутренние механизмы развития, которые часто оберегаются от конкурентов, однако проанализировать динамику конкретных показателей, отследить стадии развития, формальную организацию и иное всегда возможно;
3) сравнение результатов своих процессов с результатами анализируемых организаций;
4) введение качественных и (или) количественных преобразований для преодоления отрыва от конкурентов. Это действие сложное, поскольку требует финансовых затрат, обучения сотрудников или привлечения специалистов со стороны, освоения новых технологий, внедрения современных методик принятия решений и управления [7].
Адаптируя данные этапы к педагогической деятельности, можно выразить их в следующем виде: осознание и анализ деталей собственных компетенций; анализ эффективной педагогической деятельности, достижений других педагогов; сравнение учителем своих достижений с результатами профессиональной деятельности анализируемых педагогов; введение качественных и (или) количественных изменений для преодоления отрыва от коллег в профессиональной области.
Бенчмаркинг не должен быть одноразовым анализом. Для того чтобы повысить эффективность профессиональной деятельности учителя, необходимо сделать бенчмаркинг составной частью работы, регулярным процессом инноваций и усовершенствований. При проведении бенчмаркинга важно помнить, что прежде, чем использовать опыт лучших практик, необходимо тщательно разобраться в причинах собственных недостатков. Р. Кемп предлагает десятиэтапный процесс проведения бенчмаркинга в организации, который педагог также может применять в своей деятельности; 1) идентификация предмета бенчмаркинга; 2) идентификация партнера по бенчмаркингу; 3) определение наиболее подходящего метода сбора информации; сбор данных; 4) определение расхождений, важных с точки зрения обеспечения конкурентоспособности; 5) планирование будущих показателей эффективности; 6) доведение результатов бенчмаркинга до всех заинтересованных сторон и получение помощи в их применении на практике; 7) установление конкретных целей и задач в области повышения эффективности функционирования компании; 8) разработка планов мероприятий по их достижению и решению; 9) проведение запланированных мероприятий и отслеживание их результатов; 10) повторная проверка контрольных точек бенчмаркинга [8].
Алгоритм при проведении бенчмаркинга не имеет строгого регламента, поэтому учитель может разработать и адаптировать основные этапы реализации стратегии под себя в учебном процессе.
Первоначально бенчмаркинг использовали крупные предприятия, имеющие устойчивые связи с зарубежными партнерами. Со временем бенчмаркинг стал внедряться в высшей школе с целью развития сектора государственных и негосударственных вузов. Это обусловлено высокой степенью конкуренции на рынке образовательных услуг высшей школы, то есть данная технология стала внедряться и в систему образования.
Несмотря на то, что бенчмаркинг чаще используется на уровне организаций, данная технология применима и к отдельному индивиду в качестве совершенствования его профессиональных умений. Особенно этот вопрос актуален в плане повышения качества образовательного процесса. Для того чтобы подготовить высококвалифицированных педагогов, недостаточно только предоставить им широкий доступ к новым информационным технологиям и программным комплексам, используемым для обучения и воспитания. Необходимо научить их грамотно создавать и применять эти технологий. Наиболее ценным является опыт коллег, который уже адаптирован и апробирован в учебном процессе.
Поэтому чтобы идти в ногу со временем педагогу важно учиться у своих коллег, перенимая опыт их эффективной педагогической деятельности или иными словами передовой педагогический опыт. Передовой опыт - это воспроизводимые приемы, методы и способы обучения и воспитания, осуществляемые в деятельности отдельных учителей и обеспечивающие повышение результатов качества работы при минимальной затрате времени и усилий как учителей, так и обучающихся [9]. Положительный опыт бывает комплексным, когда результат деятельности учителя (высокий уровень знаний, подготовки и воспитанности обучающихся) выявляется по окончанию учебного года или школы: выпускники поступают в вузы, хорошо трудятся на производстве. Положительный опыт может быть частным, промежуточным, когда учитель проявляет способности в организации учебного процесса: отлично проводит уроки, тщательно их готовит, активизирует работу детей. В этом случае изучается именно эта, наиболее сильная часть работы педагога. Положительный опыт может быть также конкретным, узконаправленным, когда срабатывает какой-то один метод, прием, отдельный элемент учебного или воспитательного процесса. Таким образом, педагогический опыт - явление многоаспектное, требующее всестороннего и целенаправленного его изучения и внедрения как отдельными педагогами, так и всем педагогического коллективом.
Внедрение педагогического опыта может осуществляться на уровне отдельного образовательного учреждения, в данном случае имеется в виду обмен опытом между педагогами непосредственно внутри школы, так и на уровне иного взаимодействия - между школами внутри одного населенного центра, разных городов и даже стран. Для учителя реализация технологии бенчмаркинга связана со следующими действиями: изучение лучших учебных программ или курсов; участие в электронных конференциях или дискуссиях; обмен информацией со специалистами; публикацией разработок и материалов в Интернете для обсуждения с коллегами и потребителями.
Среди методов распространения передового педагогического опыта можно выделить следующие: выступление учителя или лица, изучавшего опыт, на педагогических советах, семинарах, конференциях, методических объединениях, педагогических чтениях; посещение уроков и внеклассных мероприятий, ознакомление с конспектами, планами, дидактическим материалом, тетрадями и другими видами работ учителей и обучающихся; практикумы и тренировки; передвижные или постоянно действующие выставки, методические уголки.
Технология бенчмаркинга способствует оптимизации профессиональной деятельности учителя. Мы придерживаемся положения относительно значимости формирования информационно-коммуникативной компетентности учителя в условиях реалий современного образования. Здесь важно развести понятия ИКТ-грамотность и ИКТ-компетентность. Первое представляет собой знания о том, что такое персональный компьютер, программные продукты, их функции и возможности, знание о возможностях компьютерных сетей (в том числе Интернет). ИКТ-компетентность - это не только использование различных информационных инструментов, но и эффективное применение их в педагогической деятельности.
Так, структуру ИКТ-компетентности учителей согласно рекомендациям ЮНЕСКО составляют следующие компетенции, которые необходимы каждому учителю во всех аспектах его работы: понимание роли ИКТ в образовании, учебная программа и оценивание, педагогические практики, технические и программные средства ИКТ, организация и управление образовательным процессом, профессиональное развитие [10].
Примерный перечень содержания ИКТ-компетентности учителя включает:
- знание перечня основных существующих электронных (цифровых) пособий по предмету (на дисках и в Интернете): электронные учебники, атласы, цифровые образовательные ресурсы в Интернете;
- умение находить, отбирать, оценивать и демонстрировать информацию из цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) в соответствии с поставленными задачами;
- умение устанавливать используемую программу на демонстрационный компьютер, пользоваться проекционной техникой, владеть техникой создания электронного дидактического материала;
- умение преобразовывать и представлять информацию в эффективном виде для решения учебных задач, составлять учебный материал из имеющихся источников, преобразовывая различные данные;
- умение выбирать и использовать программное обеспечение (текстовый и табличный редакторы, программы создания буклетов, сайтов, презентационные программы (Power Point, Flash)) для удобного представления различных материалов, необходимых для учебного процесса;
- умение применять новые информационные технологии и Интернет (НИТИ-методики), то есть методики проведения уроков, объединенных одной тематикой, с использованием ИКТ, содержащие ссылки на веб-сайты и электронные материалы, необходимые при проведении уроков на заданную тему;
- эффективное применение инструментов организации учебной деятельности обучающегося (электронные рабочие тетради, программы тестирования, системы организации учебной деятельности обучающегося);
- умение сформировать собственное цифровое портфолио и портфолио обучающегося;
- умение грамотно выбирать форму передачи информации обучающимся, родителям, коллегам, администрации школы: школьная сеть, электронная почта, социальная сеть (Дневник.-ру), сайт (раздел сайта), лист рассылки, форум, Wiki-среда, блог, RSS-поток; подкаст (новостная рассылка с аудио- или видеосодержанием);
- умение организовывать работу обучающихся в сетевых коммуникационных проектах (конкурсы, олимпиады, викторины), дистанционно контролировать и проводить учебный процесс по мере необходимости.
Для того, чтобы учитель мог выполнять все вышеперечисленное, необходимо помимо организационной, технической и мотивационной поддержки со стороны администрации шко-
Библиографический список
лы, собственное стремление к саморазвитию. Используя технологию бенчмаркинга учитель может отследить сформирован-ность у себя выше обозначенных компетенций, свои сильные и слабые стороны, определить приоритеты в повышении собственной компетентности и наметить те мероприятия, которые принесут положительный результат в профессиональной деятельности.
1. Роберт, И.В. Информационные технологии в науке и образовании / И.В. Роберт, П.И. Самойленко. - М., 1998.
2. Тоискин, В.С. Информационные и коммуникационные технологии в образовании: учебное пособие / В.С. Тоискин, В.В. Красильников. -
Ставрополь, 2008.
3. Ильясов, Д.Ф. Самообучающаяся организация как феномен и стратегия (на примере общеобразовательного учреждения) // Мир науки, культуры, образования. - 2013. - № 3.
4. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект / под ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова. - М., 2008.
5. Алексунин, В.А. Маркетинг в отраслях и сферах деятельности: учеб. пособ. “ М., 2007.
6. Багиев, Г.Л. Маркетинг: учебник для вузов / Г.Л. Багиев, В.М. Тарасевич, Х. Анн. - СПб., 2008.
7. Воеводина, Н.А. Бенчмаркинг - инструмент развития конкурентных преимуществ: практич. пособ. / Н.А. Воеводина, А.В. Кулагина, Е.Ю. Логинова, В.Б. Толберг. - М., 2006.
8. Кэмп, Р Легальный промышленный шпионаж. Бенчмаркинг бизнес-процессов. - Днепропетровск, 2004.
9. Резанович, И.В. Концептуализация педагогического опыта в процессе внутриорганизационного повышения квалификации / И.В. Реза-
нович, Г.А. Шкерина // Вестник Томского гос. пед. ун-та. - 2010. - № 4.
10. Структура ИКТ-компетентности учителей. Рекомендации ЮНЕСКО / Опубликовано Организацией Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), 2011.
Bibliography
1. Robert, I.V. Informacionnihe tekhnologii v nauke i obrazovanii / I.V. Robert, PI. Samoyjlenko. - M., 1998.
2. Toiskin, V.S. Informacionnihe i kommunikacionnihe tekhnologii v obrazovanii: uchebnoe posobie / V.S. Toiskin, V.V. Krasiljnikov. - Stavropolj,
2008.
3. Iljyasov, D.F. Samoobuchayuthayasya organizaciya kak fenomen i strategiya (na primere obtheobrazovateljnogo uchrezhdeniya) // Mir nauki, kuljturih, obrazovaniya. - 2013. - № 3.
4. Koncepciya federaljnihkh gosudarstvennihkh obrazovateljnihkh standartov obthego obrazovaniya: proekt / pod red. A.M. Kondakova, A.A. Kuznecova. - M., 2008.
5. Aleksunin, V.A. Marketing v otraslyakh i sferakh deyateljnosti: ucheb. posob. ? M., 2007.
6. Bagiev, G.L. Marketing: uchebnik dlya vuzov / G.L. Bagiev, V.M. Tarasevich, Kh. Ann. - SPb., 2008.
7. Voevodina, N.A. Benchmarking - instrument razvitiya konkurentnihkh preimuthestv: praktich. posob. / N.A. Voevodina, A.V. Kulagina, E.Yu. Loginova, V.B. Tolberg. - M., 2006.
8. Kehmp, R. Legaljnihyj promihshlennihyj shpionazh. Benchmarking biznes-processov. - Dnepropetrovsk, 2004.
9. Rezanovich, I.V. Konceptualizaciya pedagogicheskogo opihta v processe vnutriorganizacionnogo povihsheniya kvalifikacii / I.V. Rezanovich, G.A. Shkerina // Vestnik Tomskogo gos. ped. un-ta. - 2010. - № 4.
10. Struktura IKT-kompetentnosti uchiteleyj. Rekomendacii YuNESKO / Opublikovano Organizacieyj Objhedinennihkh Naciyj po voprosam obrazovaniya, nauki i kuljturih (YuNESKO), 2011.
Статья поступила в редакцию 18.09.13
УДК 378.147
Shants Е.А. PROJECT TRAINING AS A FACTOR OF INNOVATIVE CHANGES IN THE PROFESSIONAL AND PEDAGOGICAL ACTIVITY. The article is possibilities of the use of project training in the course of vocational training of a future teacher are considered in the article by the author; reflects the of project-based learning in the preparation of future teachers, which will form a professional, capable of self-development, self-projection to realization in profession
Key words: innovation; innovative activity; project; project activities; project training
Е.А. Шанц, канд. пед. наук, доц. Сургутского гос. педагогического университета,
г. Сургут, E-mail: [email protected]
ПРОЕКТНОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК ФАКТОР ИННОВАЦИОННЫХ ИЗМЕНЕНИЙ В ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В статье автором рассмотрены возможности использования проектного обучения в процессе профессиональной подготовки будущего педагога, дана его характеристика как инновационного типа обучения, применение которого позволит сформировать профессионала, способного к саморазвитию, самопроектированию, к реализации себя в профессии.
Ключевые слова: инновация; инновационная деятельность; проект; проектная деятельность; проектное обучение.
Во всём мире наблюдается повышенный интерес к способам и методам системной модернизации высшего образования. Современное российское общество стремительно реформируется, активно протекающие глобальные социально-экономические, политические, научно-технические процессы оказывают существенное влияние на все стороны общественной жизни и, особенно, на образование как важнейший социальный институт.
Основные направления, приоритеты и цели модернизации российской системы высшего образования изложены в Концепции модернизации российского образования и других нормативных документах Минобразования России, в частности, в Национальной доктрине образования в Российской Федерации до 2025 года. Заявлено, что российскому обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые мо-