Научная статья на тему 'О проблемах подготовки учителей в области информационных и коммуникационных технологий в условиях прикладного педагогического бакалавриата'

О проблемах подготовки учителей в области информационных и коммуникационных технологий в условиях прикладного педагогического бакалавриата Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
289
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННЫЕ И КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES / ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / EDUCATION INFORMATIZATION / КОМПЕТЕНТНОСТЬ В ОБЛАСТИ ИНФОРМАЦИОННЫХ И КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ / COMPETENCE OF INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES / ПОДГОТОВКА В ОБЛАСТИ ИНФОРМАЦИОННЫХ И КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ / PREPARATION IN THE FIELD OF INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES / ПРИКЛАДНОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ БАКАЛАВРИАТ / APPLIED PEDAGOGICAL BACHELOR DEGREE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лавина Татьяна Ароновна

В статье дается краткий обзор проблематики в области подготовки учителей к применению информационных и коммуникационных технологий в профессиональной педагогической деятельности; анализируется профессиональный стандарт педагога, программа прикладного педагогического бакалавриата в аспекте формирования ИКТ-компетентности у студентов в вузе; автором выявляются проблемы, присущие вузовскому этапу подготовки будущего учителя с учетом особенностей и введение в современное образование профессионального стандарта педагога.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О проблемах подготовки учителей в области информационных и коммуникационных технологий в условиях прикладного педагогического бакалавриата»

Литература

1. Воюшина, М. П. Метаметодический подход к формированию культурного поля школьника / М. П. Воюшина, С. А. Кислинская. - СПб., 2006.

2. Красильникова, О. А. Овладение универсальными учебными действиями слабослышащими школьниками на уроках литературного чтения / О. А. Красильникова // Образование детей с нарушением слуха. Материалы юбилейного научно-практического семинара: Современная коррекционная школа. Какой ей быть? - СПб., 2013 -С. 122-128.

3. Красильникова, О. А. Овладение метапредметными учебными действиями слабослышащими младшими школьниками при чтении художественных текстов / О. А.

Красильникова // Актуальные проблемы коррекционной педагогики и специальной психологии: Материалы VII Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции (16-17 апреля 2012). - Череповец, 2012. - С. 159-162.

4. Назарова, Н. М. Технологии и методы специального образования / Н.М. Назарова // Специальная педагогика. -М., 2001.

5. Никитина, М. И. Чтение и развитие речи Уроки чтения в школе для слабослышащих детей / М. И. Никитина, О. А. Красильникова. - СПб., 2005.

6. Пономарева, З. А. Обучение слабослышащих и позд-нооглохших учащихся с приобретенными нарушениями слуха / З. А. Пономарева, О. А. Красильникова. - СПб., 2009.

УДК 378.126

Т. А. Лавина

Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева

О ПРОБЛЕМАХ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЕЙ В ОБЛАСТИ ИНФОРМАЦИОННЫХ И КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УСЛОВИЯХ ПРИКЛАДНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО БАКАЛАВРИАТА

В статье дается краткий обзор проблематики в области подготовки учителей к применению информационных и коммуникационных технологий в профессиональной педагогической деятельности; анализируется профессиональный стандарт педагога, программа прикладного педагогического бакалавриата в аспекте формирования ИКТ-компетентности у студентов в вузе; автором выявляются проблемы, присущие вузовскому этапу подготовки будущего учителя с учетом особенностей и введение в современное образование профессионального стандарта педагога.

Информационные и коммуникационные технологии, информатизация образования, компетентность в области информационных и коммуникационных технологий, подготовка в области информационных и коммуникационных технологий, прикладной педагогический бакалавриат.

The paper presents a short review of issues in the field of preparing teachers for application of information and communication technologies in professional pedagogical activity; and analyzes the professional standard of the teacher, the program of an applied pedagogical bachelor degree in the aspect of formation of university students' ICT-competence. The author reveals the problems inherent in a high school stage of future teacher's training taking into account features of two-level education and introduction of the professional standard of a teacher into modern formation.

Information and communication technologies, education informatization, competence of information and communication technologies, preparation in the field of information and communication technologies, applied pedagogical bachelor degree.

Введение.

Информатизация общества в целом и информатизация образования как часть этого процесса порождает новые проблемы, связанные с подготовкой учителя к работе в школе в условиях применения возможностей информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). Зарубежные и отечественные ученые-педагоги в последние десятилетия активно изучают проблему применения ИКТ на в образовательных учреждениях. Однако еще недостаточно изучены проблемы, возникающие в связи с непрерывным технико-технологическим развитием ИКТ, введением новых нормативных документов, регламентирующих работу учителя в условиях информатизации образования, его подготовку при введении в практику работы вузов новых образовательных стандартов.

Цель работы состоит в том, чтобы выявить проблемы, присущие введению в практику работы вузов, занимающихся подготовкой будущих учителей прикладного педагогического бакалавриата, рассмотреть перспективы решения выявленных проблем с точки зрения разработки структуры и содержания подготовки бакалавра педагогического образования в области информационных и коммуникационных технологий.

Основные методы получения материала: изучение возможностей применения ИКТ в профессиональной деятельности; анализ программ прикладного педагогического бакалавриата, а также профессионального стандарта педагога в аспекте его компетентности в области информационных и коммуникационных технологий и т. д.

Основная часть.

В условиях информатизации образования профессиональная деятельность учителя направлена на модернизацию методических систем обучения на базе реализации возможностей информационных и коммуникационных технологий. В этих условиях важным становится обучение учащихся навыкам применения информационных и коммуникационных технологий в той или иной предметной области; использование электронных образовательных ресурсов (в т. ч. сетевых) и экспертной оценки их качества; реализацию потенциала распределенного информационного ресурса; использование средств автоматизации информационно-методического обеспечения учебно-воспитательного процесса и организационного управления учебным заведением; осуществление психолого-педагогической диагностики и тестирования, оценки знаний и умений учащихся с использованием средств автоматизации; самостоятельного освоения методик применения информационных и коммуникационных технологий в учебно-воспитательном процессе.

В этой связи существенное внимание уделено проблеме формирования компетентности учителя в области информационных и коммуникационных технологий (ИКТ-компетентности) в профессиональном стандарте педагога, утвержденном Приказом Минтруда России от 18.10.2013 №544н «Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)». В качестве базового термина в профессиональном стандарте педагога используется понятие «профессиональная ИКТ-компетентность». Это квалифицированное использование общераспространенных в данной профессиональной области в развитых странах средств ИКТ при решении профессиональных задач там, где это необходимо. Профессиональный стандарт педагога, реализация которого происходит в современных условиях информатизации образования, предполагает качественные изменения на всех ступенях непрерывного образования учителя.

Проанализируем процесс подготовки педагога в аспекте непрерывного формирования компетентности учителя в области информационных и коммуникационных технологий, особо обратив внимание на этап высшего профессионального образования. Это связано с тем, что именно в период обучения в вузе формируется основа будущей профессиональной деятельности педагога. Компетентность учителя в области информационных и коммуникационных технологий многие исследователи (В. И. Байденко, Л. Л. Босова, Э. Ф. Зеер, И. В. Роберт, О. Н. Шилова и др.) относят к базовой, наряду с общенаучной, социально-экономической, гражданско-правовой, политехническими, специальной и общепрофессиональной. Таким образом, основным этапом профессиональной подготовки учителя является получение специального педагогического образования на этапе обучения в вузе.

Изучение научно-педагогических работ в области компетентностного подхода (В. И. Байденко, Л. Л. Босова, И. А. Зимняя, И. В. Роберт, А. В. Хуторской, О. И. Шилова и др.) позволяет дать следующее понятие компетентности учителя в области информационных и коммуникационных технологий. Компетентность учителя в области информационных и коммуникационных технологий - это сложная лич-ностно-профессиональная характеристика, включающая мотивационно-ценностный, когнитивно-операционный и рефлексивно-проектировочный компоненты, обеспечивающие гибкость и готовность учителя адаптироваться к изменениям в профессиональной деятельности в условиях информатизации образования, а также перемещать идеи из области информатики и информационных технологий в другие области знаний и стремиться к творческому самовыражению с использованием возможностей ИКТ. Следовательно, подготовка учителя в области реализации возможностей информационных и коммуникационных технологий будет иметь следующую структуру: подготовка по общим вопросам информатизации образования, методическая подготовка (методика преподавания предмета с использованием дидактических возможностей ИКТ) и предметная подготовка (использование ИКТ в предметной области).

Стратегические направления развития высшего профессионального образования на современном этапе, в том числе и педагогического, определяют федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования, согласно которым в качестве результатов обучения бакалавров и магистров выступают компетенции. Особенностями нынешнего этапа профессионально-педагогического образования является введение прикладного бакалавриата. Подготовка педагога на этапе высшего образования должна опираться, помимо стандартов высшего профессионального образования, и на принятый Профессиональный стандарт педагога.

Двухуровневая подготовка педагога предполагает развитие во всех программах подготовки практических компетенций на основе нового профессионального стандарта, в том числе через практику в школах-партнерах. Однако необходимо отметить, что непрерывная практика в школах возможна при неформальном подходе администрации и учителей школы. Нередко на студентов возлагают самостоятельное проведение уроков или, наоборот, не допускают к преподаванию. Кроме того, необходимо материальное стимулирование школы (учителей, администрации). Предлагаемой мерой, с одной стороны, можно закрепить будущих учителей в школах, с другой - студент получает реальные практические компетенции, кроме того, по приходу в школу уменьшится период адаптации к работе.

Прикладной бакалавриат предполагает внедрение модели подготовки педагогических кадров, реализуемой в сетевом взаимодействии вузов, организаций среднего профессионального образования и школ, программа которого влечет замену значительного

объема теоретических курсов на практический компонент. Тем не менее, нужно сказать, что невозможно формировать компетенции в условиях замены значительного объема теоретических курсов на практический компонент, поскольку, получив такое «практическое» образование, учителю будет сложно совершенствовать компетенции, в том числе компетенции в области информационных и коммуникационных технологий, в соответствие с уровнем развития образования, науки, информатизации, общества в целом. Необходимо заложить (помимо практических умений и навыков) теоретический базис, позволяющий осуществлять в будущем непрерывное образование учителей на протяжении всего периода работы.

Прикладной педагогический бакалавриат предполагает подготовку на третьих-четвертых курсах в рамках непедагогического бакалавриата в вузах непедагогического профиля, мотивированных к педагогической деятельности. Положительно оценивая данную позицию, отметим, что, как правило, в педагогические вузы поступают выпускники школ, нацеленные на дальнейшую работу в школе. Они в течение всего периода обучения по программе педагогического бакалавриата изучают дисциплины психолого-педагогического цикла. Даже, казалось бы, такой «непедагогический» предмет как «Информатика», «Информационные технологии» изучается ими на основе практического материала профессиональной (педагогической) направленности.

Положительной тенденцией можно считать создание условий в образовательных учреждениях для организации стажировок студентов (включая оплату труда стажеров) с выделением для этого необходимых финансовых средств. Практика с отрывом от учебы (ранее - педагогическая практика) всегда была и остается необходимым звеном подготовки педагога.

Прикладной бакалавриат предполагает повышение качества подготовки бакалавра педагогического образования за счет отказа от «последовательного» обучения (линейная траектория) и создания условий для «параллельного» (нелинейная траектория) «входа» в программы и педагогической подготовки для разных категорий обучающихся. Таким образом будет реализовываться «профилизация» бакалавриата независимо от направления подготовки. Вызывает некоторые сомнения аспект подготовки педагога, человека, работающего с нашими детьми на основе профилизации «универсального бакалавриата». «Вход» в программы педагогической подготовки разных категорий обучающихся, специалистов других профессий скорее «исключение из правила». Однако такая возможность должна существовать (в настоящее время это и заочное обучение, и переподготовка и дистанционная подготовка и т. д.).

В условиях изменения содержания программ педагогической подготовки и технологий обучения в целях обеспечения реализации нового профессионального стандарта педагога и новых стандартов школьного образования идет «смещение» на практическую подготовку. Эта тенденция положи-

тельная. В качестве комментария хотелось бы отметить, что главное - идти не от того, как в настоящее время работает учитель, и совершенствовать его деятельность с использованием тех или иных технологий, а от возможностей технологий (например, возможности визуализации на основе информационных технологий), на базе которых совершенствовать педагогическую деятельность.

Значительное повышение эффективности обучения существующих педагогических образовательных учреждений, реализующих программы подготовки педагогов, за счет введения прикладного бакалавриата на основе сетевого взаимодействия колледжей и вузов, развития магистратуры. Взаимодействие (в том числе сетевое) всегда приводит к улучшению, но при создании условий, в том числе технических, материальных. Кроме того, хотелось бы иметь некую унифицированноть оснащения школ и педвузов (чего нет в настоящее время в связи с разными источниками финансирования).

Выводы.

В профессиональном стандарте не рассмотрены перспективы применения информационных и коммуникационных технологий, основанные на их дидактических возможностях, хотя реализация такого потенциала порождает новые образовательные возможности и проблемы, связанные с осуществлением образовательного процесса в информационно-коммуникационной среде учебного заведения. В условиях прикладного бакалавриата подготовка будущего педагога в области использования информационных и коммуникационных технологий могла быть более эффективной при условии ориентации обучения как на практическую, так и фундаментальную подготовку в области педагогики, методики преподавания, информатики и ИКТ. Подготовка учителя в области реализации возможностей ИКТ должна включать следующие основные направления: общие вопросы информатизации образования, методика преподавания предмета с использованием дидактических возможностей ИКТ и использование ИКТ в предметной области.

Литература

1. Вербицкий, А. А. Компетентностный подход и теория контекстного обучения / А. А. Вербицкий // Труды методологического семинара «Россия в Болонском процессе: проблемы, задачи, перспективы». - М., 2004.

2. Лавина, Т. А. Развитие компетентности учителя в области информационно-коммуникационных технологий в условиях непрерывного педагогического образования / Т. А. Лавина // Информатика и образование. - 2012. -№1(203). - С. 72-74.

3. Лавина, Т. А. Формирование ИКТ-компетентности преподавателей вуза. / Т. А. Лавина, И. А. Таерова // Вестник Череповецкого государственного университета. -2015. - №4(65). - С. 141-143.

4. Профессиональный стандарт педагога. - URL: http://www.rg.ru/2013/12/18/pedagog-dok.html.

5. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. - URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgos/25/20111115161823.pdf

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.