УДК [377.016:34]:004.9
И. А. Таерова
СТРУКТУРА ИКТ-КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ ЮРИСТОВ
Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева,
г. Чебоксары, Россия
Аннотация. В статье дается краткий обзор проблематики в сфере подготовки будущих юристов к использованию информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в профессиональной деятельности, рассматривается профессиональный стандарт юриста, раскрываются проблемы формирования компетентности в области информационных и коммуникационных технологий (ИКТ-компетентности) у будущих юристов на этапе среднего профессионального образования.
Ключевые слова: информационные и коммуникационные технологии, компетентность в области информационных и коммуникационных технологий, подготовка в области информационных и коммуникационных технологий, ИКТ-компетентность юристов.
Актуальность исследуемой проблемы. На современном этапе развития общества происходит быстрое развитие и внедрение информационных и коммуникационных технологий во всевозможные сферы человеческой деятельности, в том числе и в сферу юриспруденции. Это оказывает активное влияние на развитие образования в области информатики и ИКТ.
Согласно Квалификационному справочнику должностей руководителей, специалистов и других служащих, разработанному Институтом труда и утвержденному Постановлением Минтруда России от 21 августа 1998 г. № 37, ряд должностных обязанностей юрисконсульта тесно связан с информационно-коммуникационными технологиями:
- подготовка юридических документов (исковые заявления, аналитические записки, доверенности, претензии, справки, договоры и др.) с помощью современных информационных технологий;
- осуществление документооборота исходя из возможностей распределенного информационного ресурса;
организация взаимодействия с клиентами, работниками организаций на основе возможностей локальных и глобальных сетей;
- осуществление учета и хранения материалов, находящихся в производстве и законченных исполнением судебных и арбитражных дел и т. д. [3].
Таким образом, юрист, компетентный не только в правовой области, но и в области ИКТ, будет особенно востребован на рынке труда. Этот факт подтверждается требованиями работодателей, которые они предъявляют при приеме на работу.
© Таерова И. А., 2016
Таерова Ирина Андриановна - аспирант кафедры информационных технологий Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева, г. Чебоксары, Россия; e-mail: [email protected]
Статья поступила в редакцию 10.05.2016
Все это свидетельствует о потребности юридической сферы в ИКТ-компетентных специалистах. На это указывает и то, что в последние десятилетия зарубежные и отечественные ученые-педагоги активно изучают проблему применения ИКТ в профессиональной деятельности специалистов различных областей (С. В. Юнов, О. А. Козлов, Л. П. Грищенко, М. И. Коваленко, Т. В. Панкова, Т. А. Лавина, И. Ю. Лепешинский и др.). Кроме того, возникает ряд проблем в связи с непрерывным технико-технологическим развитием информационных и коммуникационных технологий, изданием новых законодательных актов, реализация которых происходит на основе различных информационных систем.
Следует констатировать, что подготовка будущих юристов происходит как в высших учебных заведениях, так и в учреждениях системы среднего профессионального образования (СПО). Квалификационные требования к выпускникам образовательных учреждений разного рода имеют ряд отличий. Так, на выпускника системы СПО возлагается основная рутинная работа по взаимодействию с информационными системами.
Таким образом, цель данного исследования состоит в том, чтобы выявить сущность, структуру ИКТ-компетентности будущих юристов на этапе их обучения в системе СПО. Анализ подготовки юристов в системе СПО по Чувашской Республике говорит об актуальности проблемы: в 2015 году в средние профессиональные учебные заведения на специальность «Право и организация социального обеспечения» было подано 150 заявлений, конкурс составил 2 человека на место. Подготовка такого рода специалистов в Чувашской Республике ведется в Чебоксарском электромеханическом колледже. Аналогичный анализ подготовки юристов по России (по сходной специальности) показывает похожие результаты. Кроме того, рынок труда нуждается именно в юристах, в должностные обязанности которых входит работа с различными информационными системами.
Материал и методика исследований. Основным методом получения материала было изучение возможностей применения информационных и коммуникационных технологий в профессиональной деятельности юриста.
Результаты исследований и их обсуждение. В современных условиях информатизации общества важным становится формирование у будущих юристов компетентности в области информационных и коммуникационных технологий на этапе их подготовки в системе СПО [10].
Областью профессиональной деятельности юриста - выпускника системы СПО является исполнение правовых норм в социальной сфере, государственных полномочий по пенсионному обеспечению, государственных и муниципальных полномочий по социальной защите населения. Профессиональная деятельность юристов, окончивших среднее профессиональное образовательное учреждение, включает:
- оформление документов правового характера;
- создание и поддержку базы данных получателей пенсий, пособий и мер социальной поддержки отдельных категорий граждан и семей, состоящих на учете, средствами ИКТ;
- оформление пенсий, пособий, компенсаций и различного рода выплат, которые относятся к компетенции органов и учреждений социальной защиты населения, а также органов Пенсионного фонда Российской Федерации;
- оказание государственных и муниципальных услуг отдельным лицам, семьям и категориям граждан, нуждающимся в социальной поддержке и защите [10].
В процессе профессиональной деятельности юристам независимо от их специализации постоянно приходится работать с большим объемом информации, хранящейся на различных носителях, причем доля электронных источников информации возрастает ежегодно. Кроме этого, в их работу вовлекаются процессы, связанные с созданием, обработкой и хранением текстовых документов, их структурным и графическим оформлением, систематизацией и статистическим анализом правовых данных, поиском нормативного материала, информационным обменом по сетям, включая электронную почту. Поэтому важной составляющей модели профессиональной компетентности юриста является информационная компетентность, которая включает в себя:
- компетентность в области информационных технологий, заключающаяся в использовании предоставленного богатого инструментария не только для получения информации и ее обработки, но и для ее представления в новом качестве;
- компетентность в сетевых и коммуникационных технологиях, которая характеризуется не только оперативным получением информации, но и умением организовать свою деятельность в качественно новых условиях, например, создать собственную юридическую консультацию в сети Интернет;
- аналитическая компетентность, суть которой заключается в умении на основе информационных технологий получать, обобщать и анализировать профессионально важную информацию [5].
Компетентность специалиста (в том числе и юриста) в области информационных и коммуникационных технологий многие исследователи (В. И. Байденко, Т. А. Лавина, О. Н. Шилова, Э. Ф. Зеер, Л. Л. Босова, И. В. Роберт и др.) [2], [4], [7], [9] относят к базовым наряду с общенаучной, социально-экономической, гражданско-правовой, политехнической и др.
В соответствии с общим пониманием феномена ИКТ-компетентности, результатами анализа положений Квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих, возможностями ИКТ для юридической сферы мы разработали следующее авторское определение исследуемого феномена: компетентность юриста в области информационных и коммуникационных технологий - это сложная лич-ностно-профессиональная характеристика, содержащая мотивационно-ценностный, когнитивно-операционный и рефлексивно-проектировочный компоненты, обеспечивающие гибкость и готовность юриста адаптироваться к изменениям в профессиональной деятельности в условиях информатизации общества, перемещать идеи из области информатики и информационных технологий в юридическую сферу при работе с базами данных, различного рода документами, а также стремиться к творческому самовыражению с использованием возможностей ИКТ [1], [5], [6], [8], [10].
Среди ключевых компетенций, составляющих информационно-коммуникационную компетентность юриста, можно указать следующие:
- информационную (характеризуется способами приема, хранения и передачи информации);
проектировочную (характеризуется способами определения целей, ресурсов, действий для их достижения, сроков осуществления);
- оценочную (характеризуется способами сравнения, классификации, абстрагирования, прогнозирования, систематизации, конкретизации информации);
- коммуникативную (характеризуется способами передачи информации и привлечения ресурсов других людей для достижения своих целей) [5].
Разберем подробнее основные структурные компоненты ИКТ-компетентности юриста.
1. Мотивационно-ценностный компонент включает мотивы, цели, желание юриста применять ИКТ-технологии в своей профессиональной деятельности. К показателям сформированности мотивационно-ценностного компонента можно отнести потребность в решении профессиональных задач посредством ИКТ, желание использовать возможности ИКТ при работе с большим объемом информации.
2. Когнитивно-операционный компонент содержит знания и понятия, позволяющие эффективно использовать ИКТ в профессиональной деятельности. Показателями сформиро-ванности когнитивно-операционного компонента служат знание методов, приемов и средств, необходимых для применения ИКТ, понимание роли и значения применения ИКТ в профессиональной деятельности, знание видов ИКТ, их основных преимуществ и недостатков.
3. Рефлексивно-проектировочный компонент - это совокупность умений, необходимых для осуществления профессиональной деятельности с использованием ИКТ. К показателям сформированности рефлексивно-проектировочного компонента можно отнести умение применять ИКТ для получения нового материала, для информационно-методического обеспечения своей деятельности.
ИКТ-компетентность специалиста не может быть достигнута раз и навсегда. Постоянное развитие информационно-коммуникационных технологий и непрерывно возрастающие трудности в решении профессиональных задач с их использованием приводят к тому, что специалист, являвшийся компетентным в области ИКТ два или три года назад, может стать некомпетентным в этой области в сегодняшней ситуации информационно-профессиональной действительности.
В данное время в литературе встречается несколько понятий, связанных с подготовкой обучающихся в области информатики и ИКТ: компьютерная грамотность, ИКТ-компетентность, информационная культура (рис. 1). Они представляют собой три уровня, каждый из которых включает знания, приобретенные на низлежащих ступенях образования [8]. Вслед за ученым-педагогом А. М. Новиковым мы констатируем, что основными (в плане профессионального становления) являются этапы профессионального обучения в системе среднего профессионального и высшего образования.
послевузовское oбучение
Информационная культура
Информационная компетентность
ИКТ-компетентность
ШО
Компьютерная грамотность
вуз
Рис 1. Иерархия феноменов «компьютерная грамотность», «ИКТ-компетентность»,
«информационная культура»
Информационно-коммуникационная компетентность является вторым этапом на пути продвижения обучающегося в рамках освоения информатики от уровня компьютерной грамотности к уровню информационной культуры.
В период обучения в системе СПО формируется основа будущей профессиональной деятельности юриста. При этом (в отличие от вуза) необходимо не только сформировать профессиональную ИКТ-компетентность, но и обратить существенное внимание на базовую подготовку в области информатики и ИКТ (без нее не может быть сформирована ИКТ-компетентность). Следовательно, подготовка будущих юристов в области ИКТ в системе СПО должна иметь следующую структуру: базовая подготовка (в области информатики), пользовательская подготовка (в области ИКТ), специальная подготовка (в области использования ИКТ в профессиональной деятельности). Такого рода подготовка подразумевает наряду с традиционными методами обучения использование электронных образовательных ресурсов (в том числе сетевых), самостоятельное освоение методик применения информационных и коммуникационных технологий в профессиональной деятельности.
Резюме. В профессиональном стандарте не рассмотрены перспективы использования информационных и коммуникационных технологий, основанные на их дидактических возможностях, хотя реализация такого потенциала зарождает новые образовательные возможности и проблемы, связанные с осуществлением образовательного процесса в информационно-коммуникационной среде образовательного учреждения. В средних профессиональных учебных заведениях подготовка будущих юристов в области информационных и коммуникационных технологий могла бы стать более эффективной при условии ориентации обучения как на практическую, так и на фундаментальную подготовку в области юриспруденции, информатики и ИКТ.
ЛИТЕРАТУРА
1. Вербицкий А. А. Компетентностный подход и теория контекстного обучения // Труды методологического семинара «Россия в Болонском процессе: проблемы, задачи, перспективы». - М., 2004. - 84 с.
2. Зимняя И. А. Личностно-деятельностный подход как основа организации образовательного процесса [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://psychlib.ru/mgppu/ZOsv-01/ZLD-244.HTM.
3. Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих (утв. Постановлением Минтруда РФ от 21 августа 1998 г. № 37) [Электронный ресурс]. - 4-е издание, дополненное. - Режим доступа : http://base.garant.ru/180422/.
4. Кручинина Г. А., Большакова И. А. Использование информационных и коммуникационных технологий в музыкальном образовании (история, проблемы) // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. - 2009. - Т. 15, № 4 - С. 439-443.
5. Лавина Т. А. К вопросу формирования компетентности учителя в области информационных и коммуникационных технологий в условиях непрерывного педагогического образования // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. - 2011. - № 4(72), ч. 2. - С. 72-75.
6. Лавина Т. А. Развитие компетентности учителя в области информационно-коммуникационных технологий в условиях непрерывного педагогического образования // Информатика и образование. - 2012. -№ 1(203). - С. 72-74.
7. Лавина Т. А., Таерова И. А. Формирование ИКТ-компетентности преподавателей вуза // Вестник Череповецкого государственного университета. - 2015. - № 4(65). - С. 141-143.
8. Маслов И. В. Методические основы формирования информационной компетентности будущего юриста // Вестник Волгоградского института бизнеса. - 2010. - № 3(13). - С. 173-176.
9. Роберт И. В., Лавина Т. А. Толковый словарь терминов понятийного аппарата информатизации. -М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. - 69 с.
10. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.fa.ru/fil/blagov/method/Pages/pos_bp.aspx.
UDC [377.016:34]:004.9
I. A. Taerova
STRUCTURE OF ICT COMPETENCE OF FUTURE LAWYERS
I. Yakovlev Chuvash State Pedagogical University, Cheboksary, Russia
Abstract. The article presents a brief review of the perspectives in the field of training of future lawyers for them to be able to apply information and communication technologies (ICT) in their professional activity; considers the professional standard of the lawyer; reveals the issues of formation of competence in the field of information and communication technologies (ICT competence) at future lawyers at the stage of secondary professional education.
Keywords: information and communication technologies, competence in information and communication technologies, training in the field of information and communication technologies, ICT competence of lawyers.
REFERENCES
1. Verbickij A. A. Kompetentnostnyj podhod i teorija kontekstnogo obuchenija // Trudy metodologi-cheskogo seminara «Rossija v Bolonskom processe: problemy, zadachi, perspektivy». - M., 2004. - 84 s.
2. Zimnjaja I. A. Lichnostno-dejatel'nostnyj podhod kak osnova organizacii obrazovatel'nogo processa [Jel-ektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa : http://psychlib.ru/mgppu/Z0sv-01/ZLD-244.HTM.
3. Kvalifikacionnyj spravochnik dolzhnostej rukovoditelej, specialistov i drugih sluzhashhih (utv. Post-anovleniem Mintruda RF ot 21 avgusta 1998 g. № 37) [Jelektronnyj resurs]. - 4-e izdanie, dopolnennoe. - Rezhim dostupa : http://base.garant.ru/180422/.
4. Kruchinina G. A., Bol'shakova I. A. Ispol'zovanie informacionnyh i kommunikacionnyh tehnologij v muzykal'nom obrazovanii (istorija, problemy) // Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta im. N. A. Nekrasova. - 2009. - T. 15, № 4 - S. 439-443.
5. Lavina T. A. K voprosu formirovanija kompetentnosti uchitelja v oblasti informacionnyh i kommu-nikacionnyh tehnologij v uslovijah nepreryvnogo pedagogicheskogo obrazovanija // Vestnik Chuvashskogo gosudar-stvennogo pedagogicheskogo universiteta im. I. Ja. Jakovleva. - 2011. - № 4(72), ch. 2. - S. 72-75.
6. Lavina T. A. Razvitie kompetentnosti uchitelja v oblasti informacionno-kommunikacionnyh tehnologij v uslovijah nepreryvnogo pedagogicheskogo obrazovanija // Informatika i obrazovanie. - 2012. - № 1(203). - S. 72-74.
7. Lavina T. A., Taerova I. A. Formirovanie IKT-kompetentnosti prepodavatelej vuza // Vestnik Cherepo-veckogo gosudarstvennogo universiteta. - 2015. - № 4(65). - S. 141-143.
8. Maslov I. V. Metodicheskie osnovy formirovanija informacionnoj kompetentnosti budushhego jurista // Vestnik Volgogradskogo instituta biznesa. - 2010. - № 3(13). - S. 173-176.
9. Robert I. V., Lavina T. A. Tolkovyj slovar' terminov ponjatijnogo apparata informatizacii. - M. : BINOM. Laboratorija znanij, 2012. - 69 s.
10. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart srednego professional'nogo obrazovanija po spe-cial'nosti 40.02.01 Pravo i organizacija social'nogo obespechenija [Jelektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa : http://www.fa.ru/fil/blagov/method/Pages/pos_bp.aspx.
© Taerova I. A., 2016
Taerova, Irina Andrianovna - Post-graduate Student, Department of Information Technologies, I. Yakovlev Chuvash State Pedagogical University, Cheboksary, Russia; e-mail: j asminka-j asmin@mail .ru
The article was contributed on May 10, 2016