Научная статья на тему 'Структура ИКТ-компетентности будущих юристов'

Структура ИКТ-компетентности будущих юристов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
754
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННЫЕ И КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ В ОБЛАСТИ ИНФОРМАЦИОННЫХ И КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ / ПОДГОТОВКА В ОБЛАСТИ ИНФОРМАЦИОННЫХ И КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ / ИКТ-КОМПЕТЕНТНОСТЬ ЮРИСТОВ / INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES / COMPETENCE IN INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES / TRAINING IN THE FIELD OF INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES / ICT COMPETENCE OF LAWYERS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Таерова Ирина Андриановна

В статье дается краткий обзор проблематики в сфере подготовки будущих юристов к использованию информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в профессиональной деятельности, рассматривается профессиональный стандарт юриста, раскрываются проблемы формирования компетентности в области информационных и коммуникационных технологий (ИКТ-компетентности) у будущих юристов на этапе среднего профессионального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Таерова Ирина Андриановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRUCTURE OF ICT COMPETENCE OF FUTURE LAWYERS

The article presents a brief review of the perspectives in the field of training of future lawyers for them to be able to apply information and communication technologies (ICT) in their professional activity; considers the professional standard of the lawyer; reveals the issues of formation of competence in the field of information and communication technologies (ICT competence) at future lawyers at the stage of secondary professional education.

Текст научной работы на тему «Структура ИКТ-компетентности будущих юристов»

УДК [377.016:34]:004.9

И. А. Таерова

СТРУКТУРА ИКТ-КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ ЮРИСТОВ

Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева,

г. Чебоксары, Россия

Аннотация. В статье дается краткий обзор проблематики в сфере подготовки будущих юристов к использованию информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в профессиональной деятельности, рассматривается профессиональный стандарт юриста, раскрываются проблемы формирования компетентности в области информационных и коммуникационных технологий (ИКТ-компетентности) у будущих юристов на этапе среднего профессионального образования.

Ключевые слова: информационные и коммуникационные технологии, компетентность в области информационных и коммуникационных технологий, подготовка в области информационных и коммуникационных технологий, ИКТ-компетентность юристов.

Актуальность исследуемой проблемы. На современном этапе развития общества происходит быстрое развитие и внедрение информационных и коммуникационных технологий во всевозможные сферы человеческой деятельности, в том числе и в сферу юриспруденции. Это оказывает активное влияние на развитие образования в области информатики и ИКТ.

Согласно Квалификационному справочнику должностей руководителей, специалистов и других служащих, разработанному Институтом труда и утвержденному Постановлением Минтруда России от 21 августа 1998 г. № 37, ряд должностных обязанностей юрисконсульта тесно связан с информационно-коммуникационными технологиями:

- подготовка юридических документов (исковые заявления, аналитические записки, доверенности, претензии, справки, договоры и др.) с помощью современных информационных технологий;

- осуществление документооборота исходя из возможностей распределенного информационного ресурса;

организация взаимодействия с клиентами, работниками организаций на основе возможностей локальных и глобальных сетей;

- осуществление учета и хранения материалов, находящихся в производстве и законченных исполнением судебных и арбитражных дел и т. д. [3].

Таким образом, юрист, компетентный не только в правовой области, но и в области ИКТ, будет особенно востребован на рынке труда. Этот факт подтверждается требованиями работодателей, которые они предъявляют при приеме на работу.

© Таерова И. А., 2016

Таерова Ирина Андриановна - аспирант кафедры информационных технологий Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева, г. Чебоксары, Россия; e-mail: jasminka-jasmin@mail.ru

Статья поступила в редакцию 10.05.2016

Все это свидетельствует о потребности юридической сферы в ИКТ-компетентных специалистах. На это указывает и то, что в последние десятилетия зарубежные и отечественные ученые-педагоги активно изучают проблему применения ИКТ в профессиональной деятельности специалистов различных областей (С. В. Юнов, О. А. Козлов, Л. П. Грищенко, М. И. Коваленко, Т. В. Панкова, Т. А. Лавина, И. Ю. Лепешинский и др.). Кроме того, возникает ряд проблем в связи с непрерывным технико-технологическим развитием информационных и коммуникационных технологий, изданием новых законодательных актов, реализация которых происходит на основе различных информационных систем.

Следует констатировать, что подготовка будущих юристов происходит как в высших учебных заведениях, так и в учреждениях системы среднего профессионального образования (СПО). Квалификационные требования к выпускникам образовательных учреждений разного рода имеют ряд отличий. Так, на выпускника системы СПО возлагается основная рутинная работа по взаимодействию с информационными системами.

Таким образом, цель данного исследования состоит в том, чтобы выявить сущность, структуру ИКТ-компетентности будущих юристов на этапе их обучения в системе СПО. Анализ подготовки юристов в системе СПО по Чувашской Республике говорит об актуальности проблемы: в 2015 году в средние профессиональные учебные заведения на специальность «Право и организация социального обеспечения» было подано 150 заявлений, конкурс составил 2 человека на место. Подготовка такого рода специалистов в Чувашской Республике ведется в Чебоксарском электромеханическом колледже. Аналогичный анализ подготовки юристов по России (по сходной специальности) показывает похожие результаты. Кроме того, рынок труда нуждается именно в юристах, в должностные обязанности которых входит работа с различными информационными системами.

Материал и методика исследований. Основным методом получения материала было изучение возможностей применения информационных и коммуникационных технологий в профессиональной деятельности юриста.

Результаты исследований и их обсуждение. В современных условиях информатизации общества важным становится формирование у будущих юристов компетентности в области информационных и коммуникационных технологий на этапе их подготовки в системе СПО [10].

Областью профессиональной деятельности юриста - выпускника системы СПО является исполнение правовых норм в социальной сфере, государственных полномочий по пенсионному обеспечению, государственных и муниципальных полномочий по социальной защите населения. Профессиональная деятельность юристов, окончивших среднее профессиональное образовательное учреждение, включает:

- оформление документов правового характера;

- создание и поддержку базы данных получателей пенсий, пособий и мер социальной поддержки отдельных категорий граждан и семей, состоящих на учете, средствами ИКТ;

- оформление пенсий, пособий, компенсаций и различного рода выплат, которые относятся к компетенции органов и учреждений социальной защиты населения, а также органов Пенсионного фонда Российской Федерации;

- оказание государственных и муниципальных услуг отдельным лицам, семьям и категориям граждан, нуждающимся в социальной поддержке и защите [10].

В процессе профессиональной деятельности юристам независимо от их специализации постоянно приходится работать с большим объемом информации, хранящейся на различных носителях, причем доля электронных источников информации возрастает ежегодно. Кроме этого, в их работу вовлекаются процессы, связанные с созданием, обработкой и хранением текстовых документов, их структурным и графическим оформлением, систематизацией и статистическим анализом правовых данных, поиском нормативного материала, информационным обменом по сетям, включая электронную почту. Поэтому важной составляющей модели профессиональной компетентности юриста является информационная компетентность, которая включает в себя:

- компетентность в области информационных технологий, заключающаяся в использовании предоставленного богатого инструментария не только для получения информации и ее обработки, но и для ее представления в новом качестве;

- компетентность в сетевых и коммуникационных технологиях, которая характеризуется не только оперативным получением информации, но и умением организовать свою деятельность в качественно новых условиях, например, создать собственную юридическую консультацию в сети Интернет;

- аналитическая компетентность, суть которой заключается в умении на основе информационных технологий получать, обобщать и анализировать профессионально важную информацию [5].

Компетентность специалиста (в том числе и юриста) в области информационных и коммуникационных технологий многие исследователи (В. И. Байденко, Т. А. Лавина, О. Н. Шилова, Э. Ф. Зеер, Л. Л. Босова, И. В. Роберт и др.) [2], [4], [7], [9] относят к базовым наряду с общенаучной, социально-экономической, гражданско-правовой, политехнической и др.

В соответствии с общим пониманием феномена ИКТ-компетентности, результатами анализа положений Квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих, возможностями ИКТ для юридической сферы мы разработали следующее авторское определение исследуемого феномена: компетентность юриста в области информационных и коммуникационных технологий - это сложная лич-ностно-профессиональная характеристика, содержащая мотивационно-ценностный, когнитивно-операционный и рефлексивно-проектировочный компоненты, обеспечивающие гибкость и готовность юриста адаптироваться к изменениям в профессиональной деятельности в условиях информатизации общества, перемещать идеи из области информатики и информационных технологий в юридическую сферу при работе с базами данных, различного рода документами, а также стремиться к творческому самовыражению с использованием возможностей ИКТ [1], [5], [6], [8], [10].

Среди ключевых компетенций, составляющих информационно-коммуникационную компетентность юриста, можно указать следующие:

- информационную (характеризуется способами приема, хранения и передачи информации);

проектировочную (характеризуется способами определения целей, ресурсов, действий для их достижения, сроков осуществления);

- оценочную (характеризуется способами сравнения, классификации, абстрагирования, прогнозирования, систематизации, конкретизации информации);

- коммуникативную (характеризуется способами передачи информации и привлечения ресурсов других людей для достижения своих целей) [5].

Разберем подробнее основные структурные компоненты ИКТ-компетентности юриста.

1. Мотивационно-ценностный компонент включает мотивы, цели, желание юриста применять ИКТ-технологии в своей профессиональной деятельности. К показателям сформированности мотивационно-ценностного компонента можно отнести потребность в решении профессиональных задач посредством ИКТ, желание использовать возможности ИКТ при работе с большим объемом информации.

2. Когнитивно-операционный компонент содержит знания и понятия, позволяющие эффективно использовать ИКТ в профессиональной деятельности. Показателями сформиро-ванности когнитивно-операционного компонента служат знание методов, приемов и средств, необходимых для применения ИКТ, понимание роли и значения применения ИКТ в профессиональной деятельности, знание видов ИКТ, их основных преимуществ и недостатков.

3. Рефлексивно-проектировочный компонент - это совокупность умений, необходимых для осуществления профессиональной деятельности с использованием ИКТ. К показателям сформированности рефлексивно-проектировочного компонента можно отнести умение применять ИКТ для получения нового материала, для информационно-методического обеспечения своей деятельности.

ИКТ-компетентность специалиста не может быть достигнута раз и навсегда. Постоянное развитие информационно-коммуникационных технологий и непрерывно возрастающие трудности в решении профессиональных задач с их использованием приводят к тому, что специалист, являвшийся компетентным в области ИКТ два или три года назад, может стать некомпетентным в этой области в сегодняшней ситуации информационно-профессиональной действительности.

В данное время в литературе встречается несколько понятий, связанных с подготовкой обучающихся в области информатики и ИКТ: компьютерная грамотность, ИКТ-компетентность, информационная культура (рис. 1). Они представляют собой три уровня, каждый из которых включает знания, приобретенные на низлежащих ступенях образования [8]. Вслед за ученым-педагогом А. М. Новиковым мы констатируем, что основными (в плане профессионального становления) являются этапы профессионального обучения в системе среднего профессионального и высшего образования.

послевузовское oбучение

Информационная культура

Информационная компетентность

ИКТ-компетентность

ШО

Компьютерная грамотность

вуз

Рис 1. Иерархия феноменов «компьютерная грамотность», «ИКТ-компетентность»,

«информационная культура»

Информационно-коммуникационная компетентность является вторым этапом на пути продвижения обучающегося в рамках освоения информатики от уровня компьютерной грамотности к уровню информационной культуры.

В период обучения в системе СПО формируется основа будущей профессиональной деятельности юриста. При этом (в отличие от вуза) необходимо не только сформировать профессиональную ИКТ-компетентность, но и обратить существенное внимание на базовую подготовку в области информатики и ИКТ (без нее не может быть сформирована ИКТ-компетентность). Следовательно, подготовка будущих юристов в области ИКТ в системе СПО должна иметь следующую структуру: базовая подготовка (в области информатики), пользовательская подготовка (в области ИКТ), специальная подготовка (в области использования ИКТ в профессиональной деятельности). Такого рода подготовка подразумевает наряду с традиционными методами обучения использование электронных образовательных ресурсов (в том числе сетевых), самостоятельное освоение методик применения информационных и коммуникационных технологий в профессиональной деятельности.

Резюме. В профессиональном стандарте не рассмотрены перспективы использования информационных и коммуникационных технологий, основанные на их дидактических возможностях, хотя реализация такого потенциала зарождает новые образовательные возможности и проблемы, связанные с осуществлением образовательного процесса в информационно-коммуникационной среде образовательного учреждения. В средних профессиональных учебных заведениях подготовка будущих юристов в области информационных и коммуникационных технологий могла бы стать более эффективной при условии ориентации обучения как на практическую, так и на фундаментальную подготовку в области юриспруденции, информатики и ИКТ.

ЛИТЕРАТУРА

1. Вербицкий А. А. Компетентностный подход и теория контекстного обучения // Труды методологического семинара «Россия в Болонском процессе: проблемы, задачи, перспективы». - М., 2004. - 84 с.

2. Зимняя И. А. Личностно-деятельностный подход как основа организации образовательного процесса [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://psychlib.ru/mgppu/ZOsv-01/ZLD-244.HTM.

3. Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих (утв. Постановлением Минтруда РФ от 21 августа 1998 г. № 37) [Электронный ресурс]. - 4-е издание, дополненное. - Режим доступа : http://base.garant.ru/180422/.

4. Кручинина Г. А., Большакова И. А. Использование информационных и коммуникационных технологий в музыкальном образовании (история, проблемы) // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. - 2009. - Т. 15, № 4 - С. 439-443.

5. Лавина Т. А. К вопросу формирования компетентности учителя в области информационных и коммуникационных технологий в условиях непрерывного педагогического образования // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. - 2011. - № 4(72), ч. 2. - С. 72-75.

6. Лавина Т. А. Развитие компетентности учителя в области информационно-коммуникационных технологий в условиях непрерывного педагогического образования // Информатика и образование. - 2012. -№ 1(203). - С. 72-74.

7. Лавина Т. А., Таерова И. А. Формирование ИКТ-компетентности преподавателей вуза // Вестник Череповецкого государственного университета. - 2015. - № 4(65). - С. 141-143.

8. Маслов И. В. Методические основы формирования информационной компетентности будущего юриста // Вестник Волгоградского института бизнеса. - 2010. - № 3(13). - С. 173-176.

9. Роберт И. В., Лавина Т. А. Толковый словарь терминов понятийного аппарата информатизации. -М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. - 69 с.

10. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.fa.ru/fil/blagov/method/Pages/pos_bp.aspx.

UDC [377.016:34]:004.9

I. A. Taerova

STRUCTURE OF ICT COMPETENCE OF FUTURE LAWYERS

I. Yakovlev Chuvash State Pedagogical University, Cheboksary, Russia

Abstract. The article presents a brief review of the perspectives in the field of training of future lawyers for them to be able to apply information and communication technologies (ICT) in their professional activity; considers the professional standard of the lawyer; reveals the issues of formation of competence in the field of information and communication technologies (ICT competence) at future lawyers at the stage of secondary professional education.

Keywords: information and communication technologies, competence in information and communication technologies, training in the field of information and communication technologies, ICT competence of lawyers.

REFERENCES

1. Verbickij A. A. Kompetentnostnyj podhod i teorija kontekstnogo obuchenija // Trudy metodologi-cheskogo seminara «Rossija v Bolonskom processe: problemy, zadachi, perspektivy». - M., 2004. - 84 s.

2. Zimnjaja I. A. Lichnostno-dejatel'nostnyj podhod kak osnova organizacii obrazovatel'nogo processa [Jel-ektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa : http://psychlib.ru/mgppu/Z0sv-01/ZLD-244.HTM.

3. Kvalifikacionnyj spravochnik dolzhnostej rukovoditelej, specialistov i drugih sluzhashhih (utv. Post-anovleniem Mintruda RF ot 21 avgusta 1998 g. № 37) [Jelektronnyj resurs]. - 4-e izdanie, dopolnennoe. - Rezhim dostupa : http://base.garant.ru/180422/.

4. Kruchinina G. A., Bol'shakova I. A. Ispol'zovanie informacionnyh i kommunikacionnyh tehnologij v muzykal'nom obrazovanii (istorija, problemy) // Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta im. N. A. Nekrasova. - 2009. - T. 15, № 4 - S. 439-443.

5. Lavina T. A. K voprosu formirovanija kompetentnosti uchitelja v oblasti informacionnyh i kommu-nikacionnyh tehnologij v uslovijah nepreryvnogo pedagogicheskogo obrazovanija // Vestnik Chuvashskogo gosudar-stvennogo pedagogicheskogo universiteta im. I. Ja. Jakovleva. - 2011. - № 4(72), ch. 2. - S. 72-75.

6. Lavina T. A. Razvitie kompetentnosti uchitelja v oblasti informacionno-kommunikacionnyh tehnologij v uslovijah nepreryvnogo pedagogicheskogo obrazovanija // Informatika i obrazovanie. - 2012. - № 1(203). - S. 72-74.

7. Lavina T. A., Taerova I. A. Formirovanie IKT-kompetentnosti prepodavatelej vuza // Vestnik Cherepo-veckogo gosudarstvennogo universiteta. - 2015. - № 4(65). - S. 141-143.

8. Maslov I. V. Metodicheskie osnovy formirovanija informacionnoj kompetentnosti budushhego jurista // Vestnik Volgogradskogo instituta biznesa. - 2010. - № 3(13). - S. 173-176.

9. Robert I. V., Lavina T. A. Tolkovyj slovar' terminov ponjatijnogo apparata informatizacii. - M. : BINOM. Laboratorija znanij, 2012. - 69 s.

10. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart srednego professional'nogo obrazovanija po spe-cial'nosti 40.02.01 Pravo i organizacija social'nogo obespechenija [Jelektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa : http://www.fa.ru/fil/blagov/method/Pages/pos_bp.aspx.

© Taerova I. A., 2016

Taerova, Irina Andrianovna - Post-graduate Student, Department of Information Technologies, I. Yakovlev Chuvash State Pedagogical University, Cheboksary, Russia; e-mail: j asminka-j asmin@mail .ru

The article was contributed on May 10, 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.