Научная статья на тему 'Информационная подготовка студентов в условиях педагогического колледжа (на примере учителя музыки)'

Информационная подготовка студентов в условиях педагогического колледжа (на примере учителя музыки) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
357
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННЫЕ И КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ИКТ-КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ИКТ / УЧИТЕЛЬ МУЗЫКИ / ИНФОРМАЦИОННАЯ ПОДГОТОВКА / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ / ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ / НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ МУЗЫКИ / INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES / COMPETENCE / ICT COMPETENCE / ICT / MUSIC TEACHER / INFORMATION TRAINING / TEACHER TRAINING COLLEGE / FORMATION OF COMPETENCE / CONTINUOUS EDUCATION / PROFESSIONAL ACTIVITY OF MUSIC TEACHER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лавина Т. А., Косолапов Е. Г.

В статье рассмотрены теоретические вопросы формирования компетентности в области применения информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) у учителей музыки в педагогическом колледже с учетом основных направлений их профессиональной деятельности и возможностей ИКТ. Разработана структура и содержание информационной подготовки в условиях педагогического колледжа на примере будущего учителя музыки. Выявлены основные направления профессиональной деятельности учителя музыки в условиях информатизации образования: автоматизация информационнометодического обеспечения музыкальнопедагогической деятельности; диагностирование процессов и результатов обучения по общеобразовательным и музыкальным дисциплинам; индивидуализация обучения; кодирование и обработка звуковой информации; компьютерное воспроизведение педагогического репертуара вокального и инструментального жанров; аккомпанирование с использованием специализированного аппаратного обеспечения, сопрягаемого с компьютером; компьютерная аранжировка произведений педагогического репертуара с учетом исполнительских возможностей учащихся. Показано, что, в соответствии с основными направлениями деятельности учителя музыки, информационная подготовка студента педагогического колледжа в области применения информационных и коммуникационных технологий должна включать три компонента: подготовку по общим вопросам информатизации образования, методическую подготовку, предметную подготовку.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFORMATION TRAINING OF STUDENTS UNDER CONDITIONS OF PEDAGOGICAL COLLEGE (ON EXAMPLE OF MUSIC TEACHER)

The article deals with the theoretical issues of forming competence in the use of information and communication technologies (ICT) of music teachers in the pedagogical college, taking into account the main areas of their professional activities and ICT opportunities. The structure and content of information training in the conditions of a pedagogical college is developed on the example of the future teacher of music. The main directions of the professional activity of the music teacher in the conditions of the informatization of education are revealed: automation of information and methodical support of musical and pedagogical activity; diagnosis of the processes and results of training in general and musical disciplines; individualized learning; encoding and processing of sound information; computer reproduction of pedagogical repertoire of vocal and instrumental genres; accompanying using specialized hardware that is interfaced with a computer; computer arrangement of the works of the pedagogical repertoire, taking into account the performing abilities of the students. It is shown that in accordance with the main directions of the music teacher's activity, the information preparation of the student of the pedagogical college in the field of application of information and communication technologies should include three components: training on general issues of computerization of education; methodical training; substantive training.

Текст научной работы на тему «Информационная подготовка студентов в условиях педагогического колледжа (на примере учителя музыки)»

УДК 378.126 ЛАВИНА Т.А.

Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева г. Чебоксары, Россия [email protected]

DOI: 10.17748/2075-9908-2017-9-2/2-229-234

T.A. LAVINA

Yakovlev Chuvash State Pedagogical University

Cheboksary, Russia [email protected]

КОСОЛАПОВ Е.Г.

Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева, г. Чебоксары, Россия [email protected]

E.G. KOSOLAPOV Yakovlev Chuvash State Pedagogical University

Cheboksary, Russia [email protected]

ИНФОРМАЦИОННАЯ ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА (НА ПРИМЕРЕ УЧИТЕЛЯ МУЗЫКИ)

В статье рассмотрены теоретические вопросы формирования компетентности в области применения информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) у учителей музыки в педагогическом колледже с учетом основных направлений их профессиональной деятельности и возможностей ИКТ. Разработана структура и содержание информационной подготовки в условиях педагогического колледжа на примере будущего учителя музыки. Выявлены основные направления профессиональной деятельности учителя музыки в условиях информатизации образования: автоматизация информационно-методического обеспечения музыкально-педагогической деятельности; диагностирование процессов и результатов обучения по общеобразовательным и музыкальным дисциплинам; индивидуализация обучения; кодирование и обработка звуковой информации; компьютерное воспроизведение педагогического репертуара вокального и инструментального жанров; аккомпанирование с использованием специализированного аппаратного обеспечения, сопрягаемого с компьютером; компьютерная аранжировка произведений педагогического репертуара с учетом исполнительских возможностей учащихся. Показано, что, в соответствии с основными направлениями деятельности учителя музыки, информационная подготовка студента педагогического колледжа в области применения информационных и коммуникационных технологий должна включать три компонента: подготовку по общим вопросам информатизации образования, методическую подготовку, предметную подготовку.

Ключевые слова: информационные и коммуникационные технологии, компетентность, ИКТ-компетентность, ИКТ, учитель музыки, информационная подготовка, педагогический колледж, формирование компетентности, непрервыное образование, профессиональная деятельность учителя музыки.

INFORMATION TRAINING OF STUDENTS UNDER CONDITIONS OF PEDAGOGICAL COLLEGE (ON EXAMPLE OF MUSIC TEACHER)

The article deals with the theoretical issues of forming competence in the use of information and communication technologies (ICT) of music teachers in the pedagogical college, taking into account the main areas of their professional activities and ICT opportunities. The structure and content of information training in the conditions of a pedagogical college is developed on the example of the future teacher of music. The main directions of the professional activity of the music teacher in the conditions of the informatization of education are revealed: automation of information and methodical support of musical and pedagogical activity; diagnosis of the processes and results of training in general and musical disciplines; individualized learning; encoding and processing of sound information; computer reproduction of pedagogical repertoire of vocal and instrumental genres; accompanying using specialized hardware that is interfaced with a computer; computer arrangement of the works of the pedagogical repertoire, taking into account the performing abilities of the students. It is shown that in accordance with the main directions of the music teacher's activity, the information preparation of the student of the pedagogical college in the field of application of information and communication technologies should include three components: training on general issues of computerization of education; methodical training; substantive training.

Keywords: information and communication technologies, competence, ICT competence, ICT, music teacher, information training, teacher training college, formation of competence, continuous education, professional activity of music teacher

На современном этапе реализации профессионального стандарта педагога актуальной становится проблема подготовки учителя к применению информационных и коммуникационных технологий в профессиональной педагогической деятельности [1, с 94]. Тенденции развития общества, определенные в Концепции

долгосрочного социально-экономического развития России на период до 2020 года ставят задачи по созданию и внедрению структурных, управленческих, педагогических и технологических инноваций в среднем профессиональном образовании в целях подготовки квалифицированных кадров для инновационно-развитой и социально-ориентированной экономики. Эта тенденция в полной мере относится и к процессу подготовки учителя в педагогическом колледже.

Для инновационно-развитой и социально-ориентированной сферы образования присущи тенденции применения инновационных технологий, в том числе реализация дидактических возможностей информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) [2, с 132].

В этих условиях образовательная деятельность учителя нацелена на модернизацию всей системы образования, в частности оптимизации своей профессиональной деятельности на основе реализации дидактических возможностей ИКТ. Следовательно, важным становится информационная подготовка педагога, направленная на формирование ИКТ-компетентности. В результате информационной подготовки формируются компетенции в следующих сферах: реализация возможностей ИКТ в определенной предметной области; применение ЭОР (электронных образовательных ресурсов), в том числе сетевых, а также экспертной оценки качества ЭОР; применение в педагогической области распределенного информационного ресурса; применение информационно-методического обеспечения образовательного процесса и управление образовательным учреждением на основе ИКТ; тестирование в целях оценки обученности обучающихся средствами автоматизации и диагностика (психолого-педагогическая); освоение методик реализации дидактических возможностей информационных и коммуникационных технологий в образовательном процессе.

Поскольку предметом нашего исследования является информационная подготовка будущего учителя музыки в педагогическом колледже, рассмотрим более подробно область профессиональных интересов этой категории педагогов.

Профессиональная деятельность учителя музыки в условиях реализации возможностей информационных и коммуникационных технологий направлена на обучение учащихся навыкам применения информационных и коммуникационных технологий в музыкальной сфере. Учителя музыки должны уметь работать с разным программным обеспечением и специальными аппаратными средствами. К таким программным продуктам можно отнести звуковые редакторы, программы для сведения аудио и ИШЬданных, а также нотно-издательские системы и другие программы. Данное программное обеспечение позволяет синтезировать звук, создавать аранжировки и оригинальные композиции, выполнять звукорежиссер-скую работу, сводить аудио- и МШ1-данные, заниматься нотно-издательской деятельностью и многое другое.

Основными направлениями профессиональной деятельности будущего учителя музыки в условиях реализации возможностей ИКТ будут:

- автоматизация информационно-методического обеспечения музыкально-педагогической деятельности посредством использования различных возможностей информационных технологий (интерактивные доски, презентации, веб-сайты, конференц-связь, персональные компьютеры и специализированное аппаратное обеспечение, сопрягаемое с ними);

- диагностирование процессов и результатов обучения по общеобразовательным и музыкальным дисциплинам с использованием возможностей ИКТ;

- индивидуализация обучения, позволяющая обучающемуся осваивать полученный материал с учетом личных особенностей (скорость, мотивация, принципы мышления);

- кодирование и обработка звуковой информации, полученной путем ее ввода с помощью специализированного аппаратного и программного обеспечения (запись и редактирование звуковой информации различных форматов, ввод информации посредством специализированного аппаратного обеспечения);

- компьютерное воспроизведение педагогического репертуара вокального и инструментального жанров;

- аккомпанирование с использованием специализированного аппаратного обеспечения, сопрягаемого с компьютером;

- компьютерная аранжировка произведений педагогического репертуара с учетом исполнительских возможностей учащихся.

Выпускник педагогического колледжа по специальности 050130 «Музыкальное образование» должен уметь организовать процесс обучения и воспитания с использованием информационных технологий вообще, а также информационных технологий, отражающих в частности специфику предметной области (музыка). Также выпускник должен уметь организовать взаимодействие с обучающимися, коллегами, родителями, социальными партнерами на основе локальных и глобальной сетей. В процессе обучения, а также на этапе профессиональной деятельности он должен осуществлять профессиональное самообразование на основе возможностей распределенного информационного ресурса.

Учитель музыки должен уметь проектировать информационные образовательные среды, отражающие особенности музыкального образования, знать методику преподавания музыки в этой среде.

Компетентность педагога (учителя) в области реализации возможностей ИКТ (информационных и коммуникационных технологий) - это профессиональная характеристика личности педагога (учителя), которая включает мотивацион-но-ценностный, когнитивно-операционный, рефлексивно-проектировочный и научно-исследовательский компоненты, которые обеспечивают гибкость и готовность педагога (учителя) адаптироваться к происходящим изменениям в профессиональной деятельности в условиях информатизации образования. Данный вид компетенции предполагает, что педагог (учитель) будет готов к перемещению знаний из теоретической информатики, знаний из области информационных технологий в другие сферы знаний. Педагог (учитель) стремится к творческому самовыражению с использованием возможностей ИКТ, к исследованию предметной области средствами ИКТ [3, с 35].

Анализируя это определение, можно утверждать, что ИКТ-компетентности будущих учителей музыки можно рассматривать как интегративную профессионально-личностную характеристику, включающую мотивы к получению знаний, умений и навыков в области ИКТ, интерес к изучению возможностей ИКТ для автоматизации методической и организационной деятельности учителя, потребность в непрерывном образовании в области ИКТ, владение возможностями стандартного и специализированного программного и аппаратного обеспечения профессиональной деятельности.

Несмотря на декларирование освоения ИКТ-компетенции в современных федеральных образовательных стандартах [4, с 78], тем не менее не приводится

ее детальное рассмотрение. В связи с этим вопрос подготовки обучающихся в области применения ИКТ каждое учебное заведение системы СПО решает индивидуально. Не разработано и содержание подготовки обучающихся в области применения ИКТ учителем музыки.

Рассмотрев структуру подготовки учителя музыки и проанализировав учебные планы по специальности «Музыкальное образование», предлагаем следующие модули информационной подготовки будущих учителей музыки в педагогическом колледже.

Общепрофессиональная подготовка

Модуль 1. Психолого-педагогические основы применения ИКТ в деятельности учителя (теоретические основы информатизации образования; психолого-педагогические основы информатизации образования; применение ИКТ в процессе информационно-методического обеспечения образовательной деятельности и организационного управления образовательным учреждением).

Модуль 2. Разработка и проектирование ЭОР (теоретические основы создания электронных учебников; форматы учебников; создание электронного учебника в формате EXE с использованием программы eBook Maestro FREE; лицензирование и регистрация электронных учебников).

Модуль 3. Информационно-коммуникационная среда учебного заведения (принципы работы в сети Интернет; информационное взаимодействие в условиях функционирования локальных и глобальной компьютерных сетей, потенциал распределенного информационного ресурса; музыкальные ресурсы сети Интернет; оценка релевантности поисковых систем).

Модуль 4. Компьютерная диагностика (типы, формы и виды тестовых заданий; компьютерное тестирование в образовании).

Специальная подготовка

Модуль 5. Теоретические основы работы с аудиоинформацией (предмет музыкальной информатики; музыкальная информатика как учебный курс; цифровая запись музыкального звука; форматы компьютерного представления аудиоданных; синтез электронного звука и его методы; MIDI-технологии, стандарты и секвенсоры).

Модуль 6. Аппаратное обеспечение (типы электронного музыкального оборудования; микшерные пульты, процессоры динамической обработки звука; необходимые внутренние и внешние устройства компьютера для работы со звуком; возможности современных звуковых плат).

Модуль 7. Программное обеспечение (запись и копирование цифровых компакт-дисков; звуковые редакторы. Программы Sound Forge, Adobe Audition, WaveLab; программы сведения аудио и MIDI-данных: Sonar, Steinberg Cubase; нот-но-издательские системы: разновидности, принципы работы. Нотные редакторы Finale, Encore, Sibelius).

Методическая подготовка

Модуль 8. Возможности и перспективы использования компьютерных технологий в музыкальном образовании (применение компьютерных технологий в музыке; возможности и формы применения информационных технологий в музыкальном образовании; развитие дистанционных форм музыкальной деятельности; перспективы интеграции и интеллектуализации компьютерных технологий.).

В основу информационной подготовки положены следующие педагогиче-

ские принципы [5, с. 214], [6, с. 56]: создание модульной структуры содержания; формирование информационно-коммуникационной среды, в которую входит стандартное и специализированное программное и аппаратное обеспечение, необходимое в профессиональной деятельности учителя музыки; реализация междисциплинарного подхода, который позволяет создать связь между дисциплинами предметной и базовой части с целью формирования ИКТ-компетентности обучающегося.

Следовательно, подготовка учителя музыки в области применения возможностей информационных и коммуникационных технологий должна быть структурирована следующим образом: подготовка по общим для всех предметных областей вопросам информатизации образования, подготовка к научно-исследовательской деятельности, подготовка в области методики преподавания предмета с использованием дидактических возможностей информационных и коммуникационных технологий и предметная подготовка (применение средств ИКТ в той или иной предметной области знания).

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ

1. Босова Л.Л. О подходах к организации компьютерного практикума на пропедевтическом этапе подготовки в области информатики и ИКТ / Л.Л. Босова, В.В. Трофимова // Информатика и образование. - 2007. - No 9. - C. 91-99.

2. Ракитина Е.А. Построение содержания обучения информатике на деятельностной основе / Е.А. Ракитина. - Тамбов: Изд-во ТГУ, 2001. - 162 с.

3. Кравцова А.Ю. Совершенствование системы подготовки будущих учителей в области информационных и коммуникационных технологий в условиях модернизации образования (на материале зарубежных исследований): автореф. дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.02 / А.Ю. Кравцова. - М., 2004. - 48 с.

4. Смолянинова О.Г. Компетентностный подход в педагогическом образовании в контексте использования мультимедиа / О.Г. Смолянинова. - Красноярск: КрасГУ, 2006. - 170 с.

5. Роберт И.В. Информационные и коммуникационные технологии в образовании: учеб.-метод. пособие / И.В. Роберт, С.В. Панюкова, А.А. Кузнецов, А.Ю. Кравцова. - М.: Дрофа, 2008. - 312 с.

6. Андреева Т.Ю. Педагогические условия подготовки будущих учителей иностранного языка к организации дистанционного обучения / Т.Ю. Андреева, Т.А. Лавина // Глобальный научный потенциал. - 2012. - № 5 - С. 55-57.

REFERENCES

1. Bosova L.L. O podhodah k organizacii komp'uternogo praktikuma na propedevticheskom etape podgotovki v oblasti informatiki i IKT. [On approaches to the organization of a computer workshop at the propaedeutical stage of training in the field of informatics and ICT]. Informatika i obra-zovanie. 2007. No 9. Pp. 91-99.

2. Rakitina E.A. Postroenie soderzhaniya obucheniya informatike na deyatelnostnoy osnove. [Building the content of learning computer science on an activity basis]. Tambov: TGU. 2001. Pp. 162.

3. Kravcova A.U. Sovershenstvovanie sistemi podgotovki buduschih uchiteley v oblasti informacionnih i kommunikacionnih tehnologiy v usloviyah modernizacii obrazovaniya. [Improvement of the system of training future teachers in the field of information and communication technologies in the context of modernization of education]. Avtoreferat dissertacii doktora pedagogicheskih nauk: 13.00.02. Moscow. 2004. Pp. 48.

4. Smolyaninova O.G. kompetentnostniy podhod v pedagogicheskom obrazovanii v kontexte ispol-zovaniya multimedia. [Competence approach in pedagogical education in the context of using multimedia]. Krasnoyarsk: KrasGU. 2006. Pp. 170.

5. Robert I.V. Informacionnie i communikacionnie tehnologii v obrazovanii: uchebno-metodicheskoe posobie. [Information and communication technologies in education]. Moscow. Drofa. 2008. Pp. 312.

6. Andreyeva T.U., Lavina T.A. Pedagogicheskie usloviya podgotovki budushih uchiteley inostrannogo yaika k organizacii distancionnogo obucheniya. [Pedagogical conditions of training of future teachers of a foreign language for the organization of distance learning]. Global scientific potential. 2012. No.5. Pp. 55-57.

Информация об авторе:

Лавина Т.А., доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой информационных технологий, Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева, г. Чебоксары, Россия [email protected]

Косолапов Е.Г., аспирант, кафедра информационных технологий, Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева, г. Чебоксары, Россия [email protected]

Получена: 15.04.2017

Для цитирования: Лавина Т.А., Косолапов Е.Г., Информационная подготовка студентов в условиях педагогического колледжа (на примере учителя музыки). Историческая и социально-образовательная мысль. 2017. Том. 9. № 2. Часть 2. с. 229-234. 001: 10.17748/2075-9908-2017-9-2/2-229-234.

Information about the author:

T.A. lavina, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Head of Department of Information Technologies, Yakovlev Chuvash State Pedagogical University, Cheboksary, Russia [email protected]

E.G. Kosolapov, Postgraduate Student, Department of Information Technologies, Yakovlev Chuvash State Pedagogical University, Cheboksary, Russia [email protected]

Received:15.04.2017

For citation: Lavina T.A., Kosolapov E.G., Information training of students under conditions of pedagogical college (on example of music teacher). Istoricheskaya i sotsial'no-obrazovatelnaya mysl' = Historical and Social Educational Idea. 2017. Vol . 9. no.2. Part. 2. Pp. 229-234.

DOI: 10.17748/2075-9908-2017-9-2/2-229-234. (in Russian)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.