Научная статья на тему 'Подготовка магистров педагогического образования в аспекте формирования ИКТ-компетентности'

Подготовка магистров педагогического образования в аспекте формирования ИКТ-компетентности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
374
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ И КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ В ОБЛАСТИ ИНФОРМАЦИОННЫХ И КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ (ИКТ-КОМПЕТЕН-ТНОСТЬ) / ПОДГОТОВКА В ОБЛАСТИ ИНФОРМАЦИОННЫХ И КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ / МАГИСТР ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ / EDUCATION INFORMATIZATION / INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES / COMPETENCE / INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES COMPETENCE (IT-COMPETENCE) / INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES TRAINING / THE MASTER OF PEDAGOGICAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лавина Татьяна Ароновна

Статья посвящена вопросам формирования компетентности магистров педагогического образования в области применения информационных и коммуникационных технологий (ИКТ-компетентности) в профессиональной деятельности учителя в условиях информатизации образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRAINING OF MASTERS OF PEDAGOGICAL EDUCATION IN TERMS OF IT- COMPETENCE FORMATION

Article is focused on formation in masters of pedagogical education competence to information and communication technologies (IT-competence) for teaching in the conditions of education informatization.

Текст научной работы на тему «Подготовка магистров педагогического образования в аспекте формирования ИКТ-компетентности»

DOI 10.23859/1994-0637-2017-3-78-19 УДК 378.126

Лавина Татьяна Ароновна

Доктор педагогических наук, профессор, Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева (Чебоксары, Россия) E-mail: tlavina@mail.ru

ПОДГОТОВКА МАГИСТРОВ

ПЕДАГОГИЧЕСКОГО

ОБРАЗОВАНИЯ

В АСПЕКТЕ ФОРМИРОВАНИЯ

ИКТ-КОМПЕТЕНТНОСТИ

© Лавина Т.А., 2017

Lavina Tatyana Aronovna

Doctor of of Pedagogics, Professor, I. Yakovlev Chuvash State Pedagogical University (Cheboksary, Russia) E-mail: tlavina@mail.ru

TRAINING OF MASTERS OF PEDAGOGICAL EDUCATION IN TERMS OF IT- COMPETENCE FORMATION

Аннотация. Статья посвящена вопросам формирования компетентности магистров педагогического образования в области применения информационных и коммуникационных технологий (ИКТ-компетентности) в профессиональной деятельности учителя в условиях информатизации образования.

Ключевые слова: информатизация образования, информационные и коммуникационные технологии, компетентность, компетентность в области информационных и коммуникационных технологий (ИКТ-компетен-тность), подготовка в области информационных и коммуникационных технологий, магистр педагогического образования

Abstract. Article is focused on formation in masters of pedagogical education competence to information and communication technologies (IT-competence) for teaching in the conditions of education informatization.

Keywords: education informatization, information and communication technologies, competence, information and communication technologies competence (IT-competence), information and communication technologies training, the master of pedagogical education

Введение

Совершенствование системы подготовки педагогических кадров в вузе является важнейшим условием повышения качества образования в целом, это связано с тем, что на этапе вузовского образования закладывается фундамент для дальнейшего развития педагога. В связи с модернизацией педагогического образования, начатой в 2014 г. в системе подготовки педагогических кадров (в условиях многоуровневого образования), последовали процессы обновления. Данные тенденции во многом носят интуитивный характер, они недостаточно системны. В частности, не в полной мере учитываются процессы, инициируемые информатизацией образования. В современных условиях внедрения информационных и коммуникационных технологий профессиональная деятельность педагога нацелена на модернизацию системы образования на основе использования дидактических возможностей средств ИКТ.

Недостаточно изучена проблема подготовки магистров педагогического образования в области применения ИКТ в соответствии с их дидактическими возможностями. Современное педагогическое образование носит уровневый характер, в связи с чем представляет интерес рассмотрение вопроса подготовки обучающихся на разных ступенях вузовского образования (в условиях непрерывности). В связи с этим исследуются вопросы обучения студентов (этап магистратуры) с учетом особенностей многоуровневого образования и введение в современное образование профессионального стандарта педагога.

Цель работы состоит в том, чтобы определить проблемы и дать ответы на те вопросы, которые возникают у руководства и профессорско-преподавательского состава педагогических вузов, занимающихся подготовкой магистров педагогического образования. В статье предпринята попытка рассмотреть перспективы решения выявленных проблем подготовки магистров педагогического образования в области информатизации профессиональной деятельности учителя в аспекте определения структуры и содержания подготовки с учетом непрерывности подготовки учителя в области информационных и коммуникационных технологий.

Основные методы получения материала: анализ дидактических возможностей применения ИКТ в профессиональной деятельности учителя; анализ основной образовательной программы подготовки магистров педагогического образования в аспекте изучения содержания и структуры базовой дисциплины «Информационные и коммуникационные технологии в профессиональной деятельности» и т.д.

Основная часть

Согласно Федеральным государственным образовательным стандартам высшего образования по направлению подготовки «Педагогическое образование» (уровень магистратуры) (зарегистрировано в Минюсте России 19.12.2014 №35263) [7] видами профессиональной деятельности, к которым должен быть готов магистр, являются (в зависимости от вида магистратуры: прикладная либо академическая, а также выбора видов деятельности по усмотрению вуза): педагогическая, научно-исследовательская, проектная, методическая, управленческая и культурно-просветительская. Осуществление выбора видов деятельности происходит исходя из потребностей рынка труда, научно-исследовательских и материально-технических ресурсов образовательной организации.

Остановимся на видах профессиональной деятельности выпускника магистратуры при решении профессиональных задач в условиях информатизации образования. Магистр педагогического образования должен уметь организовать процесс обучения и воспитания с использованием информационных технологий (общепедагогическая подготовка), а также информационных технологий, отражающих специфику предметной области (предметная подготовка в области ИКТ) [1]. Кроме того, выпускник должен уметь организовать взаимодействия с обучающимися, коллегами, родителями, социальными партнерами, в том числе иностранными, на основе локальных и глобальной сетей (общепедагогическая подготовка).

Магистр как на протяжении обучения, так и на послевузовском этапе, должен осуществлять профессиональное самообразование на основе возможностей распределенного информационного ресурса (общепедагогическая подготовка). При осуществлении научно-исследовательской деятельности магистр должен уметь получать, обрабатывать, анализировать, систематизировать, обобщать, сохранять те или иные результаты исследований в различных сферах науки (и образования в том числе) путем использования возможностей стандартных и специальных программ (общепедагогическая подготовка, предметная подготовка). Магистр должен уметь проекти-

ровать информационные образовательные среды (ИОС) (предметная подготовка), должен знать методику преподавания своего предмета в условиях ИОС (методическая подготовка), осуществлять управление образовательными системами на основе ИКТ (общепедагогическая подготовка), просветительскую деятельность, в том числе с использованием ИКТ (общепедагогическая подготовка).

На современном этапе особое внимание уделено вопросу формирования у учителя компетентности в области информационных и коммуникационных технологий (ИКТ-компетентности) в профессиональном стандарте «педагог». Стандарт утвержден Приказом Минтруда России от 18.10.2013 №544н [6, с. 3]. Об этом говорит тот факт, что в качестве базового термина в документе «профессиональный стандарт педагога» применяется дефиниция «профессиональная ИКТ-компетентность».

Компетентность педагога (учителя) в области реализации возможностей ИКТ (информационных и коммуникационных технологий) - это профессиональная характеристика личности педагога (учителя), которая включает мотивационно-ценностный, когнитивно-операционный, рефлексивно-проектировочный и научно-исследовательский компоненты, которые обеспечивают гибкость и готовность педагога (учителя) адаптироваться к происходящим изменениям в профессиональной деятельности в условиях информатизации образования. Данный вид компетенции предполагает, что педагог (учитель) будет готов к перемещению знаний из теоретической информатики, знаний из области информационных технологий в другие сферы знаний. Педагог (учитель) стремится к творческому самовыражению с использованием возможностей ИКТ, к исследованию предметной области средствами ИКТ [3]. В этом понятии мы особо выделяем научно-исследовательский компонент как ключевой в деятельности магистра педагогического образования.

Следовательно, подготовка магистра педагогического образования в области применения возможностей информационных и коммуникационных технологий должна быть структурирована следующим образом: подготовка по общим для всех предметных областей вопросам информатизации образования, подготовка к научно-исследовательской деятельности, подготовка в области методики преподавания предмета с использованием дидактических возможностей информационных и коммуникационных технологий и предметная подготовка (применение средств ИКТ в той или иной предметной области знания) [2].

Технико-технологические возможности ИКТ позволяют консолидировать образовательные ресурсы и обеспечивать их использование всеми образовательными организациями. Это возможно при создании единого образовательного пространства и единой идеологии доступа к нему. Элементами образовательного пространства должны стать фонды образовательных ресурсов, в том числе приложения к рекомендованным учебникам и учебным пособиям, фондам авторских методических разработок, открытых учебных онлайн-курсов, оценочных средств [4].

Ведущие направления, определяющие вектор развития высшего образования в наше время, в том числе педагогический бакалавриат, магистратура, аспирантура, были определены федеральными государственными образовательными стандартами высшего образования (ФГОС ВО) [7]. ФГОС ВО в качестве результатов подготовки магистров определяют компетенции. Обучение педагога в вузе основывается, помимо стандартов высшего образования, и на принятый Профессиональный стандарт педагога.

Магистратура предполагает введение модели обучения педагогов в условиях сетевого взаимодействия вузов (отечественных и зарубежных), образовательных организаций СПО (среднее профессиональное образование) и школ. Кроме того, возрастает процент работодателей, включенных в процесс подготовки магистров.

Магистратура предполагает улучшение уровня подготовки магистра, обучающегося по направлению педагогического образования за счет отказа от линейной траектории обучения и перехода на нелинейную траекторию освоения образовательной программы: это обеспечит, в том числе, возможность обучения в педагогической магистратуре не только выпускников педагогического бакалавриата, но и бакалавров других направлений подготовки. За счет этого принципа возможна также и профи-лизация подготовки.

В условиях подготовки (бакалавриат - магистратура) будущего учителя в области применения информационных и коммуникационных технологий, задача формирования его компетентности в рассматриваемом аспекте решается более эффективно при условии соблюдения принципа практической и фундаментальной подготовки в области педагогики, методики преподавания той или иной дисциплины, а также информатики и ИКТ. Подготовка магистра в области реализации возможностей ИКТ должна включать следующие основные направления: общие вопросы информатизации образования, научно-исследовательская деятельность в области применения ИКТ в образовании, методика преподавания предмета с использованием дидактических возможностей ИКТ и использование ИКТ в предметной области.

Кроме того, в настоящее время значительная часть подготовки педагогических кадров для дошкольного и начального общего образования сосредоточена на уровне среднего профессионального образования. Педагоги, поработав в образовательных учреждениях и поняв, что выбранная профессия им «интересна», добившись профессиональных успехов, понимают необходимость получения ими дальнейшего образования. Эта тенденция требует формирования единого образовательного пространства, что позволит оптимизировать траекторию подготовки педагогических кадров в области ИКТ, синхронизировать процесс изменений на разных уровнях образования. Нередко в структуру педагогического вуза включают и образовательные учреждения среднего профессионального образования. В этих условиях модернизация системы подготовки педагогических кадров в области ИКТ в вузе предполагает изменения и на уровне СПО.

В этих условиях особенно актуальна разработка новых практикоориентирован-ных образовательных программ на основе модульного принципа и непрерывное формирование ИКТ-компетентности учителя [5]. Следовательно, необходимо показывать связь учебного материала с будущей профессиональной деятельностью учителя, важность и целесообразность изучения информационных и коммуникационных технологий в связи с их широкими дидактическими возможностями. Такой педагогический прием позволяет выработать мотивацию к обучению. Современные информационные и коммуникационные технологии позволяют эффективно организовать как групповые и практические занятия, так и самостоятельную подготовку по многим направлениям. Не менее важно продолжать процесс совершенствования ИКТ-компетентности уже после окончания обучения. Кроме того, подготовка в рамках педагогической магистратуры, а также в системе дополнительного образования с эффективными программами подготовки постдипломного сопровождения педагогов различного профиля позволит уменьшить «уход» из профессии учителя.

Исследуя проблему формирования ИКТ-компетентности магистров педагогического образования, можно констатировать, что продолжением темы исследования заявленной проблемы может стать создание процедуры оценки форсированности этого вида компетентности в системе педагогического образования. Это связано с тем, что в стране идет становление системы независимой оценки квалификации работников или лиц, претендующих на осуществление определенного вида трудовой деятельности. В рамках этого направления необходимо разработать методические

материалы для проведения независимой оценки, разработать и апробировать инструментарий оценки, сформировать комплекты оценочных средств.

Выводы

Таким образом, в результате формирования ИКТ-компетентности магистра педагогического образования по предлагаемой методике существенно повышается кадровый потенциал учителя, прошедшего такую подготовку. В образовательную систему (в педагогическую профессию) могут быть привлечены мотивированные кадры в области информатизации образования, которые способствуют профессиональному сопровождению педагогов в области ИКТ. Предложенная модель подготовки педагогических кадров в области ИКТ с учетом требований профессиональных стандартов и федеральных государственных образовательных стандартов общего образования позволит адекватно использовать дидактические возможности ИКТ. Предложенное содержание подготовки магистров педагогического образования в аспекте формирования ИКТ-компетентности даст возможность реализовать образовательные, воспитательные функции в работе с учащимися в школе с разными потребностями. Это связано с тем, что сформированная компетентность предполагает умение рефлексировать, развивать и перестраивать профессиональную деятельность на основе возможностей ИКТ.

Литература

1. Босова Л.Л., Угринович Н.Д., Босова Л.Л., Михайлов Н.И. Практикум по информатике и информационным технологиям. М., 2004. 394 с.

2. Лавина Т.А., Таерова И.А. Формирование ИКТ-компетентности преподавателей вуза // Вестник Череповецкого государственного университета. 2015. № 4(65). С. 141-143.

3. Лавина Т.А. Формирование компетентности в области информационных и коммуникационных технологий бакалавра педагогического образования // Педагогическая информатика. 2011. № 6. С. 56-59.

4. Лавина Т.А. Формирование компетентности учителя в области информационных и коммуникационных технологий в условиях введения прикладного педагогического бакалавриата // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 6.

5. Лавина Т.А., Андреева Т.Ю. Педагогические условия подготовки будущих учителей иностранного языка к организации дистанционного обучения // Глобальный научный потенциал. 2012. №2. С. 55.

6. Профессиональный стандарт педагога. URL: http://www.rg.ru/2013/12/18/pedagog-dok.html.

7. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgos/25/20111115161823.pdf

References

1. Bosova L.L., Ugrinovich N.D., Bosova L.L., Mikhailov N.I. Praktikum po informatike i in-formatsionnym tekhnologiiam [Workshop on Informatics and Information Technologies]. Moscow, 2004. 394 p.

2. Lavina T.A., Taerova I.A. Formirovanie IKT-kompetentnosti prepodavatelei vuza [Formation of ICT competence of university teachers]. Vestnik Cherepovetskogo gosudarstvennogo univer-siteta [Cherepovets State University Bulletin], 2015, no. 4(65), pp. 141-143.

3. Lavina T.A. Formirovanie kompetentnosti v oblasti informatsionnykh i kommunikatsion-nykh tekhnologii bakalavra pedagogicheskogo obrazovaniia [Formation of information and communication technologies competence in Bachelor of Pedagogical Education]. Pedagogicheskaia infor-matika [Pedagogical Informatics], 2011, no. 6, pp. 56-59.

4. Lavina T.A. Formirovanie kompetentnosti uchitelia v oblasti informatsionnykh i kommuni-katsionnykh tekhnologii v usloviiakh vvedeniia prikladnogo pedagogicheskogo bakalavriata [Formation of competence of the teacher in the field of information and communication technologies in the conditions of introduction of applied pedagogical bachelor's degree]. Sovremennyeproblemy nauki i obrazovaniia [Modern problems of science and education], 2014, no. 6.

5. Lavina T.A., Andreeva T.Iu. Pedagogicheskie usloviia podgotovki budushchikh uchitelei in-ostrannogo iazyka k organizatsii distantsionnogo obucheniia [Pedagogical conditions for the preparation of future teachers of a foreign language for the organization of distance learning]. Global'nyi nauchnyipotentsial [Global Scientific Potential], 2012, no. 2, pp. 55.

6. Professional'nyi standart pedagoga [Professional Teacher Standard]. Available at: http://www.rg.ru/2013/12/18/pedagog-dok.html.

7. Federal'nyi gosudarstvennyi obrazovatel'nyi standart vysshego professional'nogo obrazovaniia [Federal State Educational Standard of Higher Professional Education]. Available at: http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgos/25/20111115161823.pdf

Лавина Т.А. Подготовка магистров педагогического образования в аспекте формирования ИКТ-компетентности // Вестник Череповецкого государственного университета. 2017. №3(78). С. 137-142.

For citation: Lavina T.A. Training of masters of pedagogical education in terms of IT-competence formation. Bulletin of the Cherepovets State University, 2017, no. 3 (78), pp. 137-142.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.