educational activity are considered in the article. Pedagogical conditions promoting effective training of future teachers to ecological and educational activities are allocated in the article. Special attention is paid to playing technologies of students' active education.
Key words: teacher, educational institution, ecology, ecological and educational activities, professional training, high school, future teacher, pedagogical conditions, technologies of active education.
Т.В. Ибрагимова, преп. Чеченского гос. педагогического института, г. Грозный, Е-mail: [email protected]; Н.У. Ярычев, д-р пед. наук, доц., зав. каф. педагогики и психологии Чеченского института повышения
квалификации работников образования, г. Грозный, Е-mail: [email protected]
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ К ЭКОЛОГО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ШКОЛЕ
В современном мире экологическая обстановка на планете вызывает определенное напряжение. Бурное развитие промышленности в ХХ веке негативно сказалось на состоянии окружающей природы. Одной из важнейших задач современного образования является просвещение населения о необходимости сохранения и защиты окружающей среды. В статье поднимается проблема экологического образования и просвещения обучающихся, рассматривается ведущая роль педагога в формировании у школьников бережного отношения к природе. Рассматриваются формы и методы эколого-просветительской деятельности. В статье выделяются педагогические условия, способствующие эффективной подготовке будущих педагогов к эколого-просветитель-ской деятельности. Особое внимание уделяется игровым технологиям активного обучения студентов.
Ключевые слова: педагог, образовательное учреждение, экология, эколого-просветительская деятельность, профессиональная подготовка, вуз, будущий учитель, педагогические условия, технологии активного обучения.
Право каждого человека на благоприятную окружающую среду для комфортного проживания прописано в конституции Российской Федерации. Это указывает на то, что сохранение и возрождение экологии необходимо не только в настоящем, но и в будущем, поэтому основная задача по сохранению окружающей среды возлагается на подрастающее поколение, на школьников. Актуальность реализации эколого-просветительской деятельности в образовательных учреждениях не вызывает сомнения, ее целью является экологическое воспитание населения, формирование экологической культуры у каждого обучающегося. Развитие всего человечества связано с использованием природных ресурсов, их сохранением, возобновлением, поэтому очень важно научить детей проявлять заботу об окружающей природе.
Трудно не огласиться с утверждением академика РАН Н.Н. Моисеева (президента Российского отделения «Зеленого креста», президента Российского национального комитета содействия Программе ООН по охране окружающей среды и пр.) о значении образования и роли педагога в судьбах народов и целых цивилизаций. Вся история развития человеческого общества заключается в непрерывной цепочке накопления и передачи определенных знаний, культуры и образованности из поколения в поколение. Учитель является центральной фигурой в истории человечества. Поэтому считаем, что и в формировании экологической культуры современного общества педагог играет не последнюю роль. Продолжая комментировать высказывания Н.Н. Моисеева, отметим, что будущее за теми нациями и государствами, которые обеспечат более высокий уровень образованности населения. От того, насколько следующие поколения смогут понять и реализовать собственную ответственность за будущее своей страны и даже Вселенной, будет зависеть это будущее.
Основное предназначение учителя заключается в том, что ему необходимо сформировать у современных детей новую нравственность, новые знания, менталитет и систему ценностей, направленные на бережное и уважительное отношение к природе своего родного края [1]. Поэтому учителю необходимо понимать и грамотно организовать свое профессиональное поведение, свою деятельность в частности по экологическому просвещению в школе. Реализация эколого-просветительской деятельности в образовательном учреждении должна носить систематический, планомерный, тщательно продуманный и грамотный характер. Все это требует от педагога, реализующего данное направление в своей профессиональной деятельности, владения необходимыми компетенциями, среди которых превалирующими должны быть глубокие знания в области экологии (в масштабе целой планеты или отдельного населенного пунк-
та) и умение убеждать обучающихся в необходимости сохранения окружающей среды. Педагог должен осуществлять экологическое просвещение через различные формы и методы работы. Так, эколого-просветительская деятельность в образовательном учреждении может реализоваться путем включения экологических сведений как элементов учебного материала в уроки или через проведение различных внеклассных мероприятий. Это могут быть доклады, рефераты и статьи по отдельным экологическим темам, которые могут быть представлены как на уроке, так и в школьных, городских, районных, межрегиональных и других конференциях; выступления на конкурсах по соответствующей тематике, семинары, круглые столы, пресс-конференции на уровне класса, образовательного учреждения или определенной территории; видеофильмы, которые могут демонстрироваться на уроке, или созданные самими детьми сюжеты и передачи по экологической тематике; викторины, олимпиады, слеты, профильные смены в детских оздоровительных лагерях; участие школьников в экологических акциях, экологических кампаниях, программах, проектах, форумах, выставках, клубах, проводимых как образовательным учреждением, так и другими организациями.
Таким образом, реализация такого направления просветительской деятельности как экологическое просвещение в школе требует от педагога научно-теоретической и практико-ориентиро-ванной подготовленности. Это в свою очередь накладывает определенные обязательства на осуществление профессиональной подготовки будущего педагога в вузе, так как в современных условиях отмечается слабая подготовленность учителей, работающих в школах, по данному направлению. Такие выводы мы неоднократно обнаруживаем в научной литературе [2; 3].
Нами были проведено исследование, направленное на выявление затруднений педагогов в области эколого-просветитель-ской деятельности. В исследовании приняло участие 34 учителя химии и биологии муниципальных образовательных учреждений средних образовательных школ города Грозного. В результате опроса были получены следующие данные: 73% респондентов высказались о наличии затруднений в реализации эко-лого-просветительской деятельности, из них 66% реализуют отельные элементы эколого-просветительской деятельности в рамках урочной системы (непосредственно на уроках химии, биологии, экологии или географии) и лишь 34% участвуют в реализации внеклассных мероприятий по данной тематике. Причем не зависимо от формы работы каждый педагог высказался о сложности реализации эколого-просветительской деятельности в связи с недостаточной подготовленностью по данному вопросу, либо неумением организовать сотрудничество с учреждениями и организациями, осуществляющими экологическое просвещение населения.
В этой связи выявление актуальных затруднений позволило определить основные направления профессиональной подготовки будущего учителя. В данном случае вопрос пойдет о создании педагогических условий, позволяющих сформировать у студентов компетенции, необходимые для осуществления эко-лого-просветительской деятельности в школе. Исходя из необходимости формирования определенных условий, способствующих эффективной подготовке будущего педагога к экологическому просвещению, рассмотрим сами понятия «условие» и «педагогические условия».
Большинство педагогических систем оптимально функционируют и развиваются, если соблюдаются определенные условия. В философской литературе понятие «условие» рассматривается как среда, в которой находится и без которой не может существовать предмет или явление; обстановка, в которой что-либо происходит; требования, из которых необходимо исходить [4]. В психолого-педагогической литературе термин «условие» определяется как основа, определенные обстоятельства, способствующие достижению намеченных целей или, наоборот, в некоторой мере препятствующие их достижению.
Понимая педагогические условия как нечто необходимое для эффективного функционирования определенного явления, остановимся на ведущих из них. По утверждению ряда специалистов главным недостатком подготовки современных выпускников является разрыв между теоретическими знаниями и умением применять их на практике [5; 6]. О.А. Абдулина утверждает, что организация деятельности будущих педагогов предполагает комплексное сочетание учебно-познавательной, учебно-практической, а также самостоятельной практической деятельности. По нашему мнению, с целью активизации познавательной деятельности, необходимо применять в процессе профессиональной подготовки будущих педагогов технологии активного обучения (ТАО), классификация которых представлена ниже (Таблица 1).
Реализация большинства методов данной технологии позволяет через деятельностную форму занятия освоить и расширить преставления будущих педагогов об экологическом образовании, экологической культуре. Особую роль, по нашему мнению, играют имитационные игровые и неигровые технологии.
Таким образом, первым педагогическим условием, способствующим эффективной подготовке будущих педагогов к эколо-го-просветительской деятельности будет применение игровых технологий, включающих в себя набор методов, отраженных в таблице 1. Метод разыгрывания ролей позволяет на занятиях со студентами сформировать коммуникативную компетентность, поведенческие умения профессионального и социального характера, так необходимые педагогу. Отработка в диалогах различных приемов коммуникации, техник вербального и невербального общения, элементов ораторского искусства, в частности приемов убеждения, позволяет студентам проиграть различные роли, с которыми они могут столкнуться в профессиональной деятельности. При реализации эколого-просветительской деятельности педагоги в школе должны быть ориентированы не только на самостоятельную деятельность в данном направлении, но и вовлекать различных участников образовательного процесса, поэтому коммуникативные умения им будут необходимы.
Важно понимать, что действиями отдельного педагога, силами образовательного учреждения проблему формирования экологической культуры обучающихся не решить, педагоги школ
должны быть ориентированы на взаимодействие с различными организациями и учреждениями, участвующими в экологическом образовании населения. Это показывает социальную значимость вопроса экологической безопасности страны, формирует потребность школьников в получении экологических знаний. Поэтому такой метод как стажировка с исполнением должностной роли позволит студентам познакомиться через практи-ко-ориентированные формы с организациями (музеи, библиотеки, заповедники, учреждения культуры, зоопарки, природоохранные учреждения и службы, комитеты по экологии, общественные организации, организации спорта и туризма, средства массовой информации), в деятельность которых также входит экологическое просвещение. Таким образом, процесс обучения позволяет будущему педагогу максимально приблизиться к реальной профессиональной ситуации.
Применение на занятиях со студентами такого метода работы как имитационный тренинг также поможет освоить будущим педагогам различные формы эколого-просветительской деятельности: участие в экологических акциях, экологических кампаниях, программах, форумах, выставках, конкурсах, рейдах, клубах, олимпиадах, праздниках и прочее. В данном случае имитируется ситуация из профессиональной деятельности, где студенты отрабатывают свои знания.
Такой метод как игровое проектирование также будет полезно применять в процессе профессиональной подготовки будущих педагогов. К примеру, одной из форм эколого-просвети-тельской деятельности является подготовка докладов, статей, видеосюжетов по экологической тематике, что по сути своей является проектом, так как основная идея отражается в конкретном продукте деятельности. Только освоив на занятиях в высшей школе проектную деятельность, педагоги смогут эффективно ее донести до школьников с целью совершенствования форм эколого-просветительской деятельности. Как правило, проекты, реализуемые образовательными учреждениями по экологической тематике, затрагивают темы локальных экологических проблем, которые в дальнейшем участвуют в конкурсах социальных и культурных проектов. Проекты могут быть как индивидуальными, так и групповыми, игровое проектирование становится значимым, если отрабатывать реальную ситуацию, встречающуюся в профессиональной деятельности педагога.
Особенности дидактической игры как метода обучения заключаются в моделировании ситуаций с целью воссоздания и усвоения профессионального и социального опыта. Благодаря такому способу обучения у студентов происходит накопление, трансформация и актуализация знаний в компетенции, аккумуляция опыта личности и ее профессиональное развитие. Студенту важно понимать, что сформировать сознательную гражданскую позицию у обучающегося и бережное отношение к природе сложно лишь через заучивание материалов учебников по биологии и экологии. Только проигрывая многие ситуации, ребенок начинает понимать их актуальность.
Второе педагогическое условие, способствующее эффективной подготовке будущих педагогов к эколого-просветительс-кой деятельности в школе, - это использование на занятиях неигровых технологий, в частности анализ конкретных ситуаций по экологической тематике и по межличностному взаимодействию в процессе реализации просветительской деятельности. Метод анализа конкретных ситуаций очень ценен для будущего педагога потому, что он состоит в изучении и принятии решений по ситуации, которая возникла или может возникнуть в результате определенных событий в тот или иной момент. Ана-
Таблица 1
Классификация технологий активного обучения
Имитационные технологии
Игровые технологии Неигровые технологии
Разыгрывание ролей Стажировка с исполнением должностной роли Имитационный тренинг Игровое проектирование Дидактическая игра Разновидности конкретных ситуаций
Неимитационные технологии
Курсовая работа Стажировка без выполнения должностной роли Выездное занятие с дискуссией Дискуссия с мозговой атакой и без нее Программированное обучение Проблемная лекция
лиз конкретной ситуации в процессе профессиональной подготовки в вузе - это глубокое и детальное исследование реальной или искусственной обстановки, осуществляемое для того, чтобы выявить ее характерные свойства. Данный метод способствует развитию аналитического мышления студентов в вузе, формирует системный подход к решению проблемы, позволяет выделять варианты правильных и ошибочных решений, помогает выбирать критерии нахождения оптимального решения, содействует формированию умений устанавливать деловые и профессиональные контакты, принимать коллективные решения, а также устранять конфликты [7]. Считаем обоснованным использовать на учебном занятии следующие виды ситуаций: ситуация-проблема, где студенты ищут причину возникновения ситуации, выявляют и разрешают проблему; ситуация-оценка, в ней слушатели дают определенную оценку принятым решениям; ситуация-иллюстрация, в которой обучаемые обретают примеры по ведущим темам курса на основании исследованных проблем; ситуация-упражнение, в которой будущие педагоги упражняются в решении нетрудных задач [8].
Мастерство будущего педагога заключается в умении превратить ситуацию в педагогическую задачу, тем самым направить сложившиеся условия на перестройку отношений, приближаясь к поставленной цели. Выбор необходимых учебных ситуаций - достаточно сложная задача для преподавателя. Поэтому необходимо ориентироваться на следующие требования: сценарий ситуации должен быть реалистичным, соответствующим экологической тематике; в учебной ситуации должно быть около 5-7 моментов, которые будущие педагоги могут выделить и интерпретировать в свете изучаемой ими темы занятия; учебная ситуация должна интегрировать знания из других смежных областей или курсов. Таким образом, в процессе подготовки будущего педагога важно использовать такие технологии обуче-
Библиографический список
ния, которые бы не только активизировали мыслительную деятельность или способствовали более эффективному усвоению студентами материала, а способствовали формированию у них качеств, позволяющих ориентироваться в разных жизненных ситуациях, разрешая их как задачи на занятии.
По нашему мнению, выделенные педагогические условия, оптимизируют процесс профессиональной подготовки будущих педагогов к эколого-просветительской деятельности. Работая со студентами в вузе, важно понимать, что в решении проблем охраны окружающей среды ведущая роль принадлежит образованию. Каждый ребенок должен знать, к чему может привести беспечное отношение к природе; он должен быть информирован о заболеваниях, вызванных загрязнением среды; о гибели растений и животных; снижении плодородия почвы; об ограниченности запасов питьевой воды и других ресурсов природы [9]. Донести эту информацию сможет только компетентный педагог, который получив информацию, необходимую для организации экологического просвещения в школе, имеет и собственную систему убеждений и ценностей. Понимая к каким негативным изменениям окружающей среды могут привести его действия, ребенок меняет свое отношение и поведение по отношению к окружающему его миру. В формировании системы мировоззрения общества решающую роль играет современный педагог, поэтому перед высшей школой стоит серьезная задача подготовки компетентных специалистов, осуществляющих эколого-просве-тительскую деятельность в образовательном учреждении. Однако сама по себе подготовка должна носить деятельностный характер, формируя смыслообразующие мотивы экологопросветительской деятельности у будущего педагога. Обучению в вузе через деятельность способствует реализация на занятиях игровых и неигровых имитационных технологий.
1. Моисеев, Н.Н. Время определять национальные цели. - М., 1997.
2. Абатуров, Е.И. Педагогические возможности интеграции учебной и внеучебной деятельности для воспитания экологической культуры подростков / Е.И. Абатуров, Д.Ф. Ильясов // Современные проблемы науки и образования. - 2012. - № 5 [Э/р]. - Р/д: http://www.science-education.ru/105-7237
3. Абатуров, Е.И. Формирование экологической культуры учащихся основной школы: особенности построения системы педагогического содействия // Мир науки, культуры, образования. - 2011. - № 6(31). - Ч. 1.
4. Философский энциклопедический словарь / ред.-сост. Е.Ф. Губский, Г.В. Кораблева, В.А. Лутченко. - М., 2003.
5. Абдулина, О.А. Педагогическая практика студентов: учеб. пособие для педагогических институтов. - М., 2009.
6. Вербицкий, А.А. Компетентностный подход и теория контекстного обучения. - М., 2004.
7. Лаврентьев, Г.В. Инновационные обучающие технологии профессиональной подготовке специалистов. - Барнаул, 2002. - Ч. 2.
8. Дроздова, Г.В. Современные технологии образования // Среднее профессиональное образование. - 2007. - № 9.
9. Акимова, Т.А. Экология. Природа - Человек - Техника: учебник / под общ. ред А.П. Кузмина. - М., 2007.
Bibliography
1. Moiseev, N.N. Vremya opredelyatj nacionaljnihe celi. - M., 1997.
2. Abaturov, E.I. Pedagogicheskie vozmozhnosti integracii uchebnoyj i vneuchebnoyj deyateljnosti dlya vospitaniya ehkologicheskoyj kuljturih podrostkov / E.I. Abaturov, D.F. Iljyasov // Sovremennihe problemih nauki i obrazovaniya. - 2012. - № 5 [Eh/r]. - R/d: http://www.science-education.ru/105-7237
3. Abaturov, E.I. Formirovanie ehkologicheskoyj kuljturih uchathikhsya osnovnoyj shkolih: osobennosti postroeniya sistemih pedagogicheskogo sodeyjstviya // Mir nauki, kuljturih, obrazovaniya. - 2011. - № 6(31). - Ch. 1.
4. Filosofskiyj ehnciklopedicheskiyj slovarj / red.-sost. E.F. Gubskiyj, G.V. Korableva, V.A. Lutchenko. - M., 2003.
5. Abdulina, O.A. Pedagogicheskaya praktika studentov: ucheb. posobie dlya pedagogicheskikh institutov. - M., 2009.
6. Verbickiyj, A.A. Kompetentnostnihyj podkhod i teoriya kontekstnogo obucheniya. - M., 2004.
7. Lavrentjev, G.V. Innovacionnihe obuchayuthie tekhnologii professionaljnoyj podgotovke specialistov. - Barnaul, 2002. - Ch. 2.
8. Drozdova, G.V. Sovremennihe tekhnologii obrazovaniya // Srednee professionaljnoe obrazovanie. - 2007. - № 9.
9. Akimova, T.A. Ehkologiya. Priroda - Chelovek - Tekhnika: uchebnik / pod obth. red A.P. Kuzmina. - M., 2007.
Статья поступила в редакцию 12.11.13
УДК 378.091.398
Ilyasov D.F., Ilyasova O.A. BENCHMARKING IN THE CONTINUING PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF THE GENERAL EDUCATION SCHOOL TEACHERS. The article presents the idea of using benchmarking in the continuing professional development of the general education school teacher. Benchmarking is interpreted in terms of identification of the best examples of teaching practice and possibilities of using them in the teachers professional activities. The article consider teachers individual role in interpreting valuable experience of colleagues, ways to improve it. The benchmarking principles are presented: the focus on achieving quality of general education, interest in pupils achieving new educational results, the systematic use of benchmarking, «competitors database» formation, the correct use of Competitive Intelligence. The effective ways for teachers to use benchmarking for continuing professional development are described.
Key words: Teacher, general education school, continuing professional development, quality of general education, benchmarking, Competitive Intelligence, «Ideas Notebook».