Научная статья на тему 'Методика воспитания экологической культуры подростков средствами учебной и внеучебной деятельности'

Методика воспитания экологической культуры подростков средствами учебной и внеучебной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2492
364
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ВОСПИТАНИЕ / МЕТОДИКА / УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ВНЕУЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / ECOLOGICAL CULTURE / UPBRINGING / METHODIC / CURRICULAR ACTIVITIES / EXTRACURRICULAR ACTIVITIES / PEDAGOGICAL CONDITIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Абатуров Евгений Игоревич

Экологическую культуру сегодня целесообразно рассматривать в качестве интеллектуальной и духовной основы общества устойчивого типа. В этой связи целью исследования является воспитание экологической культуры, которая приобретает особую значимость на этапе основного общего образования, что обусловливается возрастными особенностями подростков. Экологическая культура подростков представлена автором статьи как развивающееся личностное образование, включающее систему экологических знаний, экологической деятельности, экологического сознания и экологического мировоззрения. Воспитание экологической культуры подростков целесообразно осуществлять в условиях интеграции учебной и внеучебной деятельности. В процессе исследования использовались следующие методы: изучение и анализ нормативноправовой базы, научной литературы, монографических публикаций и статей, аналитический метод. В результате исследования разработана методика воспитания экологической культуры подростков средствами учебной и внеучебной деятельности. Авторская методика реализуется на трех этапах: ценностно-ориентационном, деятельностно-практическом и проектно-преобразующем. Каждый этап обусловливает восхождение подростков к экологической культуре с помощью создания определенных педагогических условий. Область применения результатов: разработанная авторская методика применима в общеобразовательных учреждениях и в системе повышения квалификации педагогических кадров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODIC OF UPBRINGING ECOLOGICAL CULTURE OF TEENAGERS WITH MEANS OF CURRICULAR AND EXTRACURRICULAR ACTIVITIES

Ecological culture is understood today as intellectual and moral basis of stable community. In accordance with it the purpose of study is upbringing ecological culture, which is most meaningful at the secondary school because of teenagers’ age appropriate. Teenagers’ ecological culture is considered by the author as developing personal education, including the system of ecological knowledge, ecological activities, ecological consciousness and ecological world view. Upbringing ecological culture of teenagers is appropriate in the conditions of integration of curricular and extracurricular activities. In the process of study the following methods are used: study and analysis of legal and regulatory framework, scientific literature, monographs and papers, analytical method. The result of research work is methodic of upbringing ecological culture of teenagers with means of curricular and extracurricular activities. The author’s methodic consists of three steps: value oriented, practical activity and project reformative. Each step causes teenagers’ ascension to ecological culture with help of creating special pedagogical conditions. The area of using results of the author’s methodic is school and the system of improvement professional skill of teachers.

Текст научной работы на тему «Методика воспитания экологической культуры подростков средствами учебной и внеучебной деятельности»

УДК 373.1 МЕТОДИКА ВОСПИТАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ПОДРОСТКОВ СРЕДСТВАМИ УЧЕБНОЙ И ВНЕУЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Абатуров Е.И.

Экологическую культуру сегодня целесообразно рассматривать в качестве интеллектуальной и духовной основы общества устойчивого типа. В этой связи целью исследования является воспитание экологической культуры, которая приобретает особую значимость на этапе основного общего образования, что обусловливается возрастными особенностями подростков. Экологическая культура подростков представлена автором статьи как развивающееся личностное образование, включающее систему экологических знаний, экологической деятельности, экологического сознания и экологического мировоззрения. Воспитание экологической культуры подростков целесообразно осуществлять в условиях интеграции учебной и внеучебной деятельности. В процессе исследования использовались следующие методы: изучение и анализ нормативноправовой базы, научной литературы, монографических публикаций и статей, аналитический метод.

В результате исследования разработана методика воспитания экологической культуры подростков средствами учебной и внеучебной деятельности. Авторская методика реализуется на трех этапах: ценностно-ориентационном, деятельностно-практическом и проектно-преобразующем. Каждый этап обусловливает восхождение подростков к экологической культуре с помощью создания определенных педагогических условий.

Область применения результатов: разработанная авторская методика применима в общеобразовательных учреждениях и в системе повышения квалификации педагогических кадров.

Ключевые слова: экологическая культура, воспитание, методика, учебная деятельность, внеучебная деятельность, педагогические условия.

METHODIC OF UPBRINGING ECOLOGICAL CULTURE OF TEENAGERS WITH MEANS OF CURRICULAR AND EXTRACURRICULAR ACTIVITIES

Abaturov E.I.

Ecological culture is understood today as intellectual and moral basis of stable community. In accordance with it the purpose of study is upbringing ecological culture, which is most meaningful at the secondary school because of teenagers’ age appropriate. Teenagers’ ecological culture is considered by the author as developing personal education, including the system of ecological knowledge, ecological activities, ecological consciousness and ecological world view. Upbringing ecological culture of teenagers is appropriate in the conditions of integration of curricular and extracurricular activities. In the process of study the following methods are used: study and analysis of legal and regulatory framework, scientific literature, monographs and papers, analytical method.

The result of research work is methodic of upbringing ecological culture of teenagers with means of curricular and extracurricular activities. The author’s methodic consists of three steps: value oriented, practical activity and project reformative. Each step causes teenagers’ ascension to ecological culture with help of creating special pedagogical conditions.

The area of using results of the author’s methodic is school and the system of improvement professional skill of teachers.

Keywords: ecological culture, upbringing, methodic, curricular activities, extracurricular activities, pedagogical conditions.

Одним из вариантов решения задачи повышения качества подготовки выпускников общеобразовательных учреждений в современных условиях является осознание учащимися экологических проблем. Формирование у подрастающего поколения чувства гражданского долга и моральной ответственности за состояние окружающей среды, бережного отношения к природе и ее ресурсам является важной мерой преодоления экологической опасности [1; 2; 3 и др.]. Поэтому экологическую культуру целесообразно рассматривать в качестве интеллектуальной и духовной основы общества устойчивого типа. Кроме того, воспитание экологической культуры, выраженной в терминах экологического мировоззрения и экологического знания, входит в число ключевых задач Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Именно эти обстоятельства указывают на необходимость осуществления педагогической работы по воспитанию экологической культуры подростков.

Экологическая культура подростков представлена автором статьи как развивающееся личностное образование, включающее систему экологических знаний и убеждений, ценностные ориентации на этические принципы взаимодействия с окружающей средой, потребности реализовать свои сущностные силы в экологически ориентированных поступках, которые, в конечном счете, определяют готовность к осознанным, инициативным и ответственным практическим действиям, согласующимся с требованиями бережного отношения к природе. Исследуемая культура представляет собой целостную систему, которая имеет определенное внутреннее строение и состоит из взаимосвязанных и взаимообусловленных компонентов. В составе экологической культуры подростков нами выделены экологические знания, экологическая деятельность, экологическое сознание и экологическое мировоззрение.

Наши наблюдения показывают, что эффективное решение задачи воспитания экологической культуры подростков целесообразно осуществлять в условиях интеграции учебной и внеучебной деятельности [5; 6 и др.]. В формах, методах и приемах организации учебной и внеучебной деятельности заложены большие возможности для формирования и развития у подростков познавательных способностей, которые помогают активному освоению экологических знаний, формированию экологического сознания и мировоззрения, выработке умений и навыков эколого-ориентированного поведения. На данные обстоятельства мы опирались при разработке методики воспитания экологической культуры подростков.

Кроме того, при разработке авторской методики мы опирались на исследования Г.Е. Сенькиной, Е.П. Емельченкова и О.М. Киселёвой, утверждающие, что любая методика должна включать в себя: цели (образовательные, развивающие, воспитывающие, практические), принципы, содержание обучения и методы обучения (общие и частные). Учитывая, что методика - это целенаправленное воздействие в определенный период времени на обучающихся, мы считаем, что необходимо ориентировать пользователей во временных этапах её применения [4 и др.]. Следуя обозначенной логике, изложим сущность построенной методики воспитания экологической культуры подростков средствами учебной и внеучебной деятельности.

Авторская методика рассчитана на два года и осуществляется в три этапа: ценностно-ориентационный, деятельностно-практический и проектно-

преобразующий. Каждый этап обусловливает восхождение подростков к экологической культуре с помощью создания определенных педагогических условий [7 и др.] (табл.).

Таблица

Структура методики воспитания экологической культуры подростков средствами учебной и внеучебной деятельности

Этап Цель Педагогические условия

1.Ценностно- ориентационный Знания Первое - разработка и внедрение в учебных процесс теоретического экологического курса, реализуемого в виде модулей на нескольких учебных предметах, классных часах или в кружках дополнительного образования

2. Деятельностнопрактический Умения Первое - разработка и внедрение в учебных процесс теоретического экологического курса, реализуемого в виде модулей на нескольких учебных предметах, классных часах или в кружках дополнительного образования Второе - создание детского экологического движения «Зеленый дозор», обеспечивающего разнообразие форм, методов и видов организации природоохранной деятельности подростков; Третье - участие подростков в разработке социальноэкологических проектов, интегрирующих познавательную и практико-преобразующую деятельность

З.Проектно- преобразующий Мировоз- зрение, сознание Второе - создание детского экологического движения «Зеленый дозор», обеспечивающего разнообразие форм, методов и видов организации природоохранной деятельности подростков; Третье - участие подростков в разработке социальноэкологических проектов, интегрирующих познавательную и практико-преобразующую деятельность; Четвертое - осуществление партнерского взаимодействия подростков, родителей, педагогов в экологопросветительской деятельности

Представим более подробно каждый этап методики воспитания экологической культуры подростков средствами учебной и внеучебной деятельности.

На ценностно-ориентировочном этапе определяются цели формирования исследуемой культуры на нескольких уровнях: подросток, семья, класс (микроокружение), школа, (мезоокружение), город (макроокружение), вселенная; выбираются наиболее эффективные методы и формы обучения для подросткового возраста; ведется значительная работа по повышению экологических знаний учащихся. Цель данного этапа - с помощью приращения экологических знаний, формирование у подростков ценностного отношения к экологии окружающей среды и установки на экологическую деятельность.

Достижению поставленной цели способствовало первое педагогическое условие - разработка и внедрение в учебный процесс теоретического экологического курса, реализуемого в виде модулей на нескольких учебных предметах, классных часах или в кружках дополнительного образования. Созданный образовательный курс имеет региональный и интегративный характер, учитывающий возможность реализации различных способностей учащихся при выполнении домашних и творческих заданий, предусмотренных каждым модулем. Логика и последовательность изучения модулей определяется содержанием экологической деятельности и структурой экологической культуры подростка. На данном этапе подросткам предлагались модули из классической экологии: образ жизни, экологическое микроокружение человека, экологическое мезоокру-жение человека и др.

Содержательные компоненты теоретического экологического курса включают:

- виды деятельности: познавательная, исследовательская, коммуникативная, игровая, ценностно-ориентационная, экологическая, диагностическая, рефлексивная и др.;

- виды мыследеятельности: поиск проблем и их решения, постановка целей и задач, нахождение ответов на вопросы;

- педагогические методы, направленные на создание: благоприятной атмосферы в классе; установления коммуникаций со сверстниками; освоения экологических знаний;

- формы работы: интеграция групповой, индивидуальной и диадной деятельности;

- рефлексию как компонент каждого занятия: рефлексия подростками своей деятельности, изучаемого содержания, процесса подготовки к занятиям, активности на уроке, эффективности взаимодействия с одноклассниками, а также рефлексия поведения окружающих;

- общечеловеческие ценности: природа, человек, мир, родина, семья, труд, культура;

- ведущие мировоззренческие идеи: развитие, саморазвитие, человек, личность, деятельность, смысл жизни, эволюция, коэволюция, ноосфера и др.

- систему знаний: прежде всего экологических, обеспечивающих формирование сознания, поведения и деятельности подростка, обеспечивающих готовность подростка к экологической деятельности (гностических компонент);

- опыт эмоционально-волевого отношения к миру, к окружающим людям, к себе.

Отметим, что образовательный процесс осуществлялся в соответствии с рядом принципов: принципом адекватности (учёт возрастных особенностей детей и связанный с этим подбор материалов для занятий); принципом систематичности и последовательности в освоении знаний и умений; принципом доступности (весь предлагаемый материал должен быть доступен пониманию подростка); принципом обратной связи (педагога интересуют впечатления подростка от занятия); принципом ориентации на успех; принципом взаимоуважения.

Деятельностно-практический этап посвящен формированию новых умений, развитию навыков и способностей осуществления коллективной экологической деятельности, обогащению витагенного опыта подростков по разработке и реализации социально-экологических проектов. Цель этапа - форми-

рование и развитие умений осуществления экологической деятельности подростками. Достижение цели осуществлялось реализацией нескольких педагогических условий: первое условие - разработка и внедрение в учебных процесс теоретического экологического курса, реализуемого в виде модулей на нескольких учебных предметах, классных часах или в кружках дополнительного образования; второе условие - создание экологического движения «Зеленый дозор», обеспечивающего разнообразие форм, методов и видов организации прородо-охранной деятельности подростков; третье условие - участие подростков в разработке социальных, экологических и экономических проектов, способствующих развитию экологического мышления, эмоционального восприятия и памяти.

На данном этапе первое педагогическое условие продолжало реализовываться, и теоретический курс под названием «Социальная экология» состоял из двух модулей: экологическое макроокружение человека и природоохранная деятельность человека. Содержание каждого модуля включает посещение подростками промышленных предприятий, предприятий по переработке вторичного сырья, водоочистительных сооружений, природоохранных объектов и др.

Второе педагогическое условие предполагает участие подростков в детском экологическом движении в соответствии с несколькими педагогическими принципами обучения и воспитания:

- принцип добровольности (зачисление ребёнка возможно только по его желанию);

- принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания (индивидуальный подход, система поощрений, опора на семью);

- принцип связи обучения с жизнью;

- принцип сознательности, творческой активности и самостоятельности учащихся;

- принцип опоры на интерес (все занятия интересны подростку).

Основными направлениями деятельности участников детского экологического движения на современном этапе являются: а) научно-

исследовательская, познавательная (научные общества учащихся и др.); б) природоохранная (экологические дозоры и др.); в) экокультурная, творческая (объединения, ориентированные на формирование экологической культуры личности).

Третье педагогическое условие интегрируют познавательную и практикопреобразующую деятельность. Социально-экологическое проектирование связано с пониманием того, что такие проекты в современных условиях - важнейшая для формирования гражданского общества деятельность учащихся, самостоятельная и направленная на практическое решение общественно-значимой проблемы, способствующая взаимодействию школьников с социумом. С этой целью в процессе социально-экологического проектирования мы стремились формировать у подростков:

- потребность в совместной социально преобразовательной деятельности;

- потребность в интеграции и рекламе своих достижений, умение поиска единомышленников и социальных партнеров;

- потребность в постоянном самоанализе своих действий и поступков, в том числе позитивное отношение к оценке «со стороны» своих результатов.

Один из важнейших принципов реализации данного условия является краеведческий, который дает возможность подросткам полнее понять местные, региональные и глобальные экологические проблемы. В связи с этим в содержание выполняемых проектов включалась информация о состоянии природы родного города.

На проектно-преобразующем этапе осуществляется закрепление полученных знаний, умений и навыков экологической деятельности посредством осмысления и повышения личной ответственности за собственные и групповые действия; расширение партнерских взаимоотношений в экологических мероприятиях; развитие экологического мировоззрения через создание проектов и

предвидение экологических последствий их реализации. Цель третьего этапа -повышение экологического сознания и развитие экологического мировоззрения подростков. Это достигалось с помощью второго, третьего и четвертого педагогических условий: второе условие - создание экологического движения «Зеленый дозор», обеспечивающего разнообразие форм, методов и видов организации природоохранной деятельности подростков; третье условие - участие подростков в разработке социальных, экологических и экономических проектов, способствующее развитию экологического мышления, эмоционального восприятия и памяти; четвертое условие - осуществление партнерского взаимодействия подростков, родителей, педагогов в эколого-просветительской деятельности.

На данном этапе в рамках детского экологического движения «Зеленый дозор» осуществлялась научно-исследовательская, природоохранная и экокуль-турная деятельность подростков. Научно-исследовательская деятельность связана с изучение состояния различных биоценозов, популяций редких видов растений и животных, занесенных в Красную Книгу России и Челябинской области, восстановление экосистем после хозяйственной деятельности человека, ведение фенологических исследований. Природоохранная деятельность осуществлялась с помощью специально организованных акций: участие в экосубботниках и экодесантах; изготовление кормушек для птиц; изготовление укрывных щитов для молодых деревьев; высадка молодых растений на улицах района. Экокультурная деятельность представлена широким спектром творческих и познавательных мастер-классов.

Третье педагогическое условие реализовывалось при разработке и реализации социально-экологических проектов, при создании особых ситуаций, которые ставили подростков в новые нестандартные условия, побуждая выбирать наиболее адекватную линию своего поведения, искать способы решения, выходить из нестандартных ситуаций. Используя проектирование, подростки приходили к переосмыслению роли знаний в социально-экологической практике. Ре-

альность работы над проектами, а главное рефлексивная оценка планируемых и достигнутых результатов помогала осознать, что знания не столько самоцель, сколько необходимое средство, обеспечивающее способность грамотно выстраивать свои мыслительные и жизненные стратегии, принимать решения, адаптироваться в социуме и самореализоваться как личность. Навыки решения экологически значимых проблем более эффективно осваивались в ходе практики, когда подростки участвовали в моделировании экологических явлений, осваивали навыки работы с документами, источниками информации, вырабатывали навыки ведения дискуссий и отстаивания своей точки зрения.

Четвертое педагогическое условие предполагает экологопросветительскую деятельность, осуществляемую в партнерском взаимодействии подростков, родителей и учителей. Она направлена на формирование экологического мышления, эмоционального отношения к экологическим проблемам и понимания глубины взаимосвязей природы и человеческого общества. Опираясь на теоретические разработки в области экологического просвещения, вся работа осуществлялась в трех направлениях: устная, наглядная и художественно-публицистическая. Устный вид информационно-просветительской деятельности основан на выступлении ведущего, лектора. Наглядная информационно-просветительская деятельность в основном опиралась на визуальную информацию: создание фото- и видеопродукции, создание музея природы. Художественно-публицистический вид информирования являлся синтезом публицистики и искусства: работа со средствами массовой информации, проведение экологических праздников.

В эколого-просветительской работе с подростками использовались игровые формы занятий, в том числе соревновательные, ролевые, ситуационные и имитационные игры. Игровая деятельность стимулировала высокий уровень заинтересованности и эмоциональное включение ее участников в экологическую проблематику.

В процессе экспериментальной работы среди традиционных направлений эколого-просветительной деятельности появились новые:

- обучение релаксаторским технологиям: от простейших до комплексных;

- последовательное развитие навыков самоорганизации рационального досуга;

- эколого-досуговая терапия для детей, инвалидов, пожилых людей.

В заключении отметим, что процесс воспитания экологической культуры предполагает последовательное и комплексное вовлечение подростков в природоохранную, исследовательскую и пропагандистскую экологическую деятельность, в результате которой развивается системы экологических знаний и убеждений, формируются ценностные ориентации на этические принципы взаимодействия с окружающей средой, актуализируется потребность реализовать свои сущностные силы в экологически ориентированных поступках. Эффективное осуществление процесса воспитания экологической культуры подростков определяется многими факторами. В реальной общеобразовательной практике существует большое количество факторов, которые различаются как по природе происхождения, так и по силе воздействия на данный процесс. В данной статье представлена методика воспитания экологической культуры подростков средствами учебной и внеучебной деятельности. Авторская методика реализуется на трех этапах: ценностно-ориентационном, деятельностнопрактическом и проектно-преобразующем. Каждый этап обусловливает восхождение подростков к экологической культуре с помощью создания определенных педагогических условий. Разработанная авторская методика применима в общеобразовательных учреждениях и в системе повышения квалификации педагогических кадров.

Список литературы

1. Агаларова П.И. Формирование экологической культуры подростков в учебно-игровой деятельности: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. Махачкала, 2009. 216 с.

2. Абрамова Т.Е. Формирование экологической культуры подростков в условиях взаимодействия особо охраняемых природных территорий и образовательных учреждений региона: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. Москва, 2002. 188 с.

3. Бодрова Л.А. Формирование экологической культуры школьников в условиях реализации современных образовательных программ // Ярославский педагогический вестник. 2011. № 3. Т. II. С. 24-28.

4. Макеенков Г.И. Методика развития экологической культуры учащихся при обучении биологии в 7-8 классах: дис. ... канд. пед. наук. СПб, 1999. 171 с.

5. Нагаев В.С. Воспитание экологической культуры учащихся в процессе природоведческой деятельности: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. М., 1994. 143 с.

6. Ногтева Е.Ю. Воспитание экологической культуры учащихся учреждений начального профессионального образования: учебно-метод. пособие. Вологда: Издательский центр ВИРО, 2005. 168 с.

7. Полянская Е.И. Педагогические условия развития экологической культуры учащихся краеведческими средствами: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. Воронеж, 2010. 235 с.

References

1. Agalarova P.I. Formirovanie ekologicheskoy kul'tury podrostkov v uchebno-igrovoy deyatel'nosti [Formation of ecological culture of teenagers in educational play activities]: dis. ... candidate. ped. sciences: 13.00.01. Makhachkala, 2009. 216 p.

2. Abramova T.E. Formirovanie ekologicheskoy kul'tury podrostkov v usloviyakh vzaimodeystviya osobo okhranyaemykh prirodnykh territoriy i obrazo-

vatel'nykh uchrezhdeniy regiona [Formation of ecological culture of teenagers in the conditions of specially protected natural areas and educational institutions of the region]: dis. ... candidate. ped. sciences: 13.00.01. Moscow, 2002. 188 p.

3. Bodrova L.A. Formirovanie ekologicheskoy kul'tury shkol'nikov v usloviyakh realizatsii sovremennykh obrazovatel'nykh program [Formation of ecological culture of schoolchildren in the implementation of modern educational programs]. Yaroslavskiy pedagogicheskiy vestnik II, no. 3 (2011): 24-28.

4. Makeenkov G.I. Metodika razvitiya ekologicheskoy kul'tury uchashchikhsya pri obuchenii biologii v 7-8 klassakh [Methods of development of ecological culture of students in teaching biology in the 7-8 grades]: dis. ... candidate. ped. sciences. St. Petersburg, 1999. 171 p.

5. Nagaev V.S. Vospitanie ekologicheskoy kul'tury uchashchikhsya v protsesse prirodovedcheskoy deyatel'nosti [Upbringing ecological culture of students in the process of natural science activity]: dis. ... candidate. ped. sciences: 13.00.01. M., 1994. 143 p.

6. Nogteva E.Yu. Vospitanie ekologicheskoy kul'tury uchashchikhsya uchrezhdeniy nachal'nogo professional'nogo obrazovaniya [Education of ecological culture of students of primary vocational education]. Vologda: Publishing Center Viro, 2005. 168 p.

7. Polyanskaya E.I. Pedagogicheskie usloviya razvitiya ekologicheskoy kul'tury uchashchikhsya kraevedcheskimi sredstvami [Pedagogical conditions of development of ecological culture of students of local lore means] : dis. ... candidate. ped. sciences: 13.00.01. Voronezh, 2010. 235 p.

ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ

Абатуров Евгений Игоревич, заместитель директора по воспитательной работе

Средняя общеобразовательная школа № 98 г. Челябинска ул. Елькина, д. 78, г. Челябинск, 454092, Россия

metod-08@mail. ru

DATA ABOUT THE AUTHOR

Abaturov Eugeny Igorevich, Deputy director on educational work

Chelyabinsk Secondary School № 98 Elkina, 78, Chelyabinsk, 454092, Russia metod-08@mail. ru

Рецензент:

Ильясов Д.Ф., заведующий кафедрой педагогики и психологии Челябинского института переподготовки и повышения квалификации работников образования, доктор педагогических наук, профессор

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.