DOI 10.14526/01_1111_130 УДК 371.38
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ЭКОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА НАЧАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
А.А. Нестерова - кандидат педагогических наук, ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н.
Ульянова»,
площадь 100-летия со дня рождения В. И. Ленина, дом 4, Ульяновск, Россия, 423700
E-mail: [email protected]
Аннотация. Одним из ключевых условий формирования экологической культуры и здорового образа жизни младших школьников является способность и готовность педагога осуществлять процесс экологического образования, т.е. сформированность у него интегративного качества - эколого-педагогической компетентности. Очевидно, что процесс формирования эколого-педагогической компетентности педагогов как важная задача системы профессионального педагогического образования должен начинаться на этапе обучения по программам высшего образования. При этом совершенствование данного качества продолжается непрерывно в процессе осуществления профессиональной педагогической деятельности. Методическая работа в образовательной организации начального общего образования является неотъемлемой составляющей единой системы непрерывного образования, направленной на постоянное совершенствование профессионального мастерства педагогов. Она призвана поддерживать нормальный ход образовательного процесса по формированию экологической культуры младших школьников, содействовать его обновлению. Материалы. В данной статье рассматриваются традиционные и инновационные способы организации методической работы по совершенствованию эколого-педагогической компетентности педагогов начального образования в аспекте реализации Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО). Методы исследования: сравнительно-сопоставительный анализ научно-методической литературы, изучение образовательной практики организаций начального общего образования, педагогическое наблюдение. Результаты. В свете современных требований методическая работа по развитию и совершенствованию эколого-педагогической компетентности педагогов начального образования направлена на формирование единства интеллекта, эмоционально-ценностного отношения к эколого-педагогической деятельности, а также опыта решения практических задач в области взаимодействия человека и природы, а также в области решения задач экологического образования младших школьников. Заключение. В процессе совершенствования эколого-педагогической компетентности педагогов начального образования важно использовать традиционные формы методической работы - педсовет, семинар, практикум, консультации, распространение передового педагогического опыта, а также инновационные - деловую игру, педагогический ринг, круглый стол, мозговой штурм, кейс-стади и т.п. Ключевые слова: эколого-педагогическая компетентность педагога начального образования, экологическая культура младших школьников, методическая работа.
METHODICAL WORK ON ECOLOGICAL- PEDAGOGICAL COMPETENCE IMPROVEMENT OF ELEMENTARY SCHOOL TEACHER
Anna A. Nesterova - candidate of pedagogics, Ulyanovsk State Pedagogical University named after I.N. Ulyanov, area of 100 th anniversary of V.I. Lenins birth, house 4, Ulyanovsk,423700, Russia
E-mail: [email protected]
Annotation. One of the key conditions of ecological culture and a healthy life style formation among junior schoolchildren is the ability and readiness of a teacher to realize the process of ecological education or the formation level of his integrative quality - ecological-pedagogical competence. It's obvious that the process of teachers' ecological-pedagogical competence formation as an important objective of the system of professional pedagogical education should begin at the stage of teaching according to the programs of higher education. This quality improvement constantly continues during the process of professional pedagogical activity realization. Methodical work at an educational organization of elementary education is an integral part of a common system of a continuous education, directed at a constant development of teachers' professional mastery. It should support a normal educational process in ecological culture formation among junior schoolchildren, provide its renewal. Materials. The article is about traditional and innovative ways of methodical work organization concerning elementary education teachers' ecological-pedagogical competence improvement in the aspect of the Federal state educational standard of elementary general education realization (FSES EGE). Research methods: comparative analysis of scientific-methodical literature, educational practice study of elementary general education establishments, pedagogical observation. Results. In terms of modern demands, methodical work on elementary education teachers' ecological-pedagogical competence development and improvement is directed at the unity of intellectual, emotional-axiological attitude to ecological-pedagogical activity formation and at the experience of practical objectives solution in the sphere of man and nature interaction and in the sphere of ecological education problems solution among junior schoolchildren. Conclusion. During elementary education teachers' ecological-pedagogical competence development it is important to use traditional forms of methodical work - teachers' council, a seminar, practical work, consultations, progressive pedagogical experience, propagation and innovative ones - business games, pedagogical ring, round-table discussions, brainstorming, case-study and others.
Keywords: ecological-pedagogical competence of elementary education teachers, ecological culture of junior schoolchildren, methodical work.
Актуальность. Одним из основных направлений методической работы в начальной школе является организация повышения квалификации, обеспечение непрерывного качественного образования учителей, развитие педагогического творчества.
Актуальность проблемы
экологического образования младших школьников обусловливает важность повышения квалификации педагогов начального образования в области понимания сущности этого процесса,
овладения современными технологиями и методиками его организации, а также повышения личной экологической культуры. Иными словами методическая работа в начальной школе должна быть направлена на формирование, развитие и совершенствование эколого-
педагогической компетентности педагогов начального образования.
В соответствии с изменившимися требованиями к экологическому образованию младших школьников представляется важным модернизировать
подходы к развитию и
совершенствованию эколого-
педагогической компетентности
педагогов начального образования.
Анализ нормативных документов, результатов психолого-педагогических исследований и образовательной практики позволил сформулировать примерный перечень показателей, которые необходимы педагогу для решения задач экологического
образования младших школьников.
В педагогической деятельности: способен к изучению возможностей и потребностей младших школьников в области экологического образования; готов к обучению и воспитанию в сфере экологического образования младших школьников в соответствии с требованиями ФГОС НОО; готов использовать технологии,
соответствующие возрастным
особенностям младших школьников и отражающие специфику предметной области «Естествознание и
обществознание» способен к организации взаимодействия с общественными экологическими организациями,
учреждениями культуры,
образовательными организациями разного уровня, а также организациями дополнительного образования и родителями для решения задач экологического образования младших школьников; готов к организации образовательной среды для обеспечения качества экологического образования младших школьников, в том числе с применением информационных
технологий; владеет способами
осуществления профессионального
самообразования в области экологического образования младших школьников и приёмами развития собственной экологической культуры роста.
В проектной деятельности: готов к проектированию содержания
образовательных программ и современных педагогических технологий в области экологического образования младших
школьников, задач воспитания и развития личности через преподаваемые предметы; владеет приёмами моделирования индивидуальных маршрутов развития экологической культуры младших школьников; способен проектировать Программу формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни.
В исследовательской
деятельности: способен к постановке и решению исследовательских задач в области естественных наук и методики экологического образования младших школьников; готов к использованию в процессе организации экологического образования младших школьников методов научного исследования.
В культурно-просветительской деятельности: готов к изучению и формированию потребностей детей и взрослых в культурно-просветительской деятельности в области охраны окружающей среды; владеет общественно-значимыми ценностями в сфере взаимоотношений человека со средой обитания, усвоение которых является базисом для осознанной смены потребительского отношения к среде обитания на природоохранное [4]; владеет способами организации культурного пространства, способствующего
формированию экологической культуры участников образовательного процесса; способен разрабатывать и реализовывать культурно-просветительские программы в области охраны окружающей среды для различных социальных групп [ 1].
Безусловно, приведённый перечень является примерным, однако он отражает основные смысловые позиции, на которые можно опираться при проектировании методической работы с учителями начальных классов с целью оптимизации процесса экологического образования младших школьников.
Целью данной работы является теоретическое обоснование способов организации методической работы по совершенствованию эколого-
педагогической компетентности педагога начального образования.
Задачи: 1. Изучить традиционные и инновационные способы организации методической работы по
совершенствованию эколого-
педагогической компетентности педагогов начального образования.
2. Выявить особенности
организации методической работы по совершенствованию эколого-
педагогической компетентности педагогов начального образования в условиях реализации ФГОС НОО.
В настоящее время в арсенале методической службы начальной школы существует целый комплекс форм организации методической работы в области экологического образования. По-прежнему значимое место среди них занимают традиционные: педсовет, семинары, практикумы, консультации и т.п. Обратимся к характеристике основных традиционных форм организации методической работы с педагогическим коллективом.
Одной из главных форм методической работы является
педагогический совет. Педсовет - это постоянно действующий коллегиальный орган самоуправления педагогических работников. Педсовет как высший орган руководства всем воспитательно-образовательным процессом решает конкретные задачи образовательной организации. Тематика педсоветов обозначается в годовом плане школы. Главным вопросом повестки дня всегда бывают результаты работы педагогов: уровень развития воспитанников; состояние их здоровья; развитие форм совместной работы педагогов и родителей и т.п. Ввиду необходимости реализации программы формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни на ступени начального общего образования в годовой план обязательно включаются вопросы, связанные с проблемой экологического образования младших школьников. Главная цель
педагогического совета - объединить усилия коллектива начальной школы для повышения уровня образовательного процесса, использования в практике формирования экологической культуры младших школьников достижений педагогической науки и передового опыта.
В ходе педагогического совета могут обсуждаться такие вопросы, как «Организация работы по реализации программы формирования экологической культуры и здорового образа жизни детей», «Нормативно-правовая база экологического образования младших школьников», «Актуальные проблемы экологического образования в младших классах», «Организация эколого-ориентированной проектной и
исследовательской деятельности младших школьников», «О реализации программ внеурочной деятельности эколого-ориентированной направленности» и пр.
К традиционным формам методической работы в начальной школе относят консультирование педагогов. В рамках совершенствования эколого-педагогической компетентности педагогов могут быть организованы индивидуальные и групповые консультации по основным направлениям экологического образования младших школьников, в т.ч. по заявкам учителей и т.д. Примерная тематика консультаций для педагогов начального образования в рассматриваемом проблемном поле может быть представлена следующим образом: «Сущность процесса экологического образования младших школьников», «Возрастные особенности субъективного отношения младших школьников к природе», «Формы и методы экологического образования младших школьников», «Оптимальные средства формирования экологической культуры детей в начальной школе» и т.п. Используя разные методы при проведении консультаций, методист не только ставит задачи передачи знаний педагогам, но и стремится сформировать у них творческое отношение к профессиональной
деятельности по формированию экологической культуры младших школьников.
Одной из эффективных форм методической работы в школе являются семинары и семинары-практикумы. Это одновременно и учебная деятельность по систематизации и совершенствованию экологических и педагогических знаний, и работа по формированию методических умений в области экологического образования. Кроме того, в ходе семинара решаются задачи распространения педагогического опыта. Главной задачей семинаров-практикумов является
совершенствование методических умений педагогов в области организации процесса экологического образования младших школьников, поэтому обычно их ведут учителя, имеющие опыт работы по данной проблеме. Например, на семинаре-практикуме по элементам проблемного обучения при изучении эколого-ориентированных тем педагоги учатся применять их впоследствии на уроках «Окружающего мира». На занятиях семинара по организации проектной деятельности младших школьников экологической или природоведческой направленности педагоги актуализируют имеющиеся знания и умения в этой области, разрабатывают систему организации проектной деятельности на уроках и во внеурочной деятельности, обосновывают тематику, обсуждают перспективы участия в региональных, всероссийских или международных конкурсах проектов, определяют алгоритм и технологию подготовки к ним.
Учитывая, что у каждого учителя начальных классов свой педагогический опыт, педагогическое мастерство, в практике начальной школы выделяют работу педагога, добивающегося наилучших результатов, его опыт называют передовым. Передовой педагогический опыт - это средство целенаправленного системного
совершенствования образовательного процесса, удовлетворяющее актуальные
потребности практики обучения и воспитания. Передовой педагогический опыт помогает учителю изучить новые подходы к работе по экологическому образованию младших школьников, выделить их из массовой практики. Ежегодно в рамках методической работы в организациях начального общего образования проводятся открытые уроки, на которых и представляется лучший опыт работы по экологическому образованию детей.
Начало XXI в. ознаменовано переходным периодом в системе российского образования. Внедрение в практику организаций начального общего образования новых подходов к организации образовательного процесса в начальной школе предопределило изменение требований к
профессиональной квалификации
учителей [5]. Современная ситуация в образовании ставит педагога в принципиально новые условия, для которых характерны отсутствие жесткой регламентации педагогической
деятельности, значительное расширение информационного поля, модернизация социальных функций педагога, развитие индивидуальности, готовность к принятию решений, мобильность применения профессиональных качеств.
Концептуальной основой ФГОС НОО является системно-деятельностный подход к организации образовательного процесса в начальной школе. Ввиду этого целесообразным является осуществление методической деятельности с
применением активных и интерактивных форм и методов работы. К ним можно отнести встречи «за круглым столом», диспуты, педагогические ринги, деловые игры, «мозговой штурм», КВН, решение ситуационных и педагогических задач, кроссвордов и др., а также внедрение в традиционные формы отдельных активизирующих элементов.
Использование нетрадиционных форм методической работы способствует проявлению у педагогов начального
образования самостоятельности,
творческому поиску, выработке
собственной позиции, развитию способности анализировать свою работу и работу коллег, принимать решения в области экологического образования младших школьников. Рассмотрим некоторые из них с точки зрения использования в процессе
совершенствования эколого-
педагогической компетентности педагогов начального образования.
Круглый стол. Его цель -выработать оптимальные пути решения актуальной проблемы экологического образования младших школьников. В начальной школе много нерешенных проблем экологического образования детей: нравственное и эстетическое восприятия природы; развитие интереса к эколого-ориентированной деятельности; развитие познавательной активности младших школьников, определение образовательных результатов и их диагностика и т. п. Эти проблемы выявляются завучем или методистом в ходе тематической или фронтальной проверки образовательного процесса в начальной школе.
Как правило, итоги проверок обсуждаются на педагогических совещаниях, где предоставляется обобщённый доклад. Используя образовательный потенциал «круглого стола», можно обойтись без доклада. Модератор (методист, завуч и т.д.) доводит до сведения педагогического коллектива основные недостатки организации экологического образования в начальной школе (например, недочёты в реализации Программы формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни детей), предлагает самим проанализировать свою работу, определить причины недостатков, внести предложения в адрес администрации, родителей, общественных организаций по их устранению, поделиться опытом.
На круглые столы, направленные на поиск путей решения актуальных проблем
формирования экологической культуры детей, приглашаются родители,
представители ведомств, узкие
специалисты разных организаций. Им даётся возможность высказаться по обсуждаемому вопросу. Модератор в заключение обобщает высказывания, делает выводы на основе не только выступлений, но и предварительного наблюдения педагогического процесса.
Наиболее широкое применение в практике организации начального общего образования нашел педагогический ринг. Его цель - совершенствовать педагогическое мастерство учителей, повышать их методический уровень, способствовать творческому поиску. Поскольку это «ринг», то предполагается соревновательный характер работы. В форме педагогического ринга можно проводить семинары, посвящённые проблеме экологического образования младших школьников. Тема и содержание педагогического ринга определяются основными задачами программы формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни в текущем году. Например, «Актуальные вопросы формирования экологически сообразного поведения детей в быту и на природе», «Поведение детей, безопасное для человека и окружающей среды», «Познавательный интерес и бережное отношение детей к природе» и т.д.
Характерной особенностью этой формы является то, что в ее рамках может иметь место решение педагогических ситуаций, кейсов, практические и теоретические задания. Задания участники получают заранее или непосредственно в ходе работы. В ходе ринга учителя пополняют свой теоретический багаж, овладевают практическими навыками, проявляют смекалку и творчество.
Одной из успешных, но сложных в организации, форм методической работы в начальной школе является деловая игра. Цель деловых игр (имитационных, ролевых) - упражнение педагогов в проведении какой-либо работы с детьми,
родителями, повышение
профессиональных практических навыков в области экологического образования младших школьников. Деловая игра включает в себя использование ролей в моделируемой обстановке,
воспроизведение межличностных
отношений. Деловая игра может иметь место и на педсовете, особенно когда обсуждаются вопросы методики экологического образования младших школьников. Тематика деловых игр определяется также годовыми задачами программы формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни в текущем году.
Ещё одна активная форма методической работы, способствующая повышению профессионализма педагогов, - дискуссия, или диспут - публичное обсуждение какого-либо спорного вопроса, проблемы. Цель их применения в методической работе - выработка определенной позиции коллектива или его отдельных членов по актуальным вопросам экологического образования младших школьников, просвещения членов их семей.
Организуя дискуссию, можно выяснить отношение педагогов к спорному вопросу, создать коллектив
единомышленников, скорректировать дальнейшую работу по реализации программы формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни младших школьников. После рассуждений модератор выступает с кратким, ярким, убедительным
заключительным словом, указывает на решение поставленной проблемы с опорой на более удачные и интересные выступления участников диспута.
Широкое распространение среди форм методической работы получил «мозговой штурм» (или «мозговая атака»). Данная форма может иметь место в тех методических мероприятиях, где надо выяснить, насколько прочны знания у воспитателей в области экологии, теории и методики экологического образования
младших школьников. Как правило, самостоятельным мероприятием он не проводится, а входит составной частью в педагогический ринг, деловую игру и т. п.
Важное значение в процессе совершенствования эколого-
педагогической компетентности педагога начального образования имеет работа по экологическому самовоспитанию,
основанная на принципах прочности, гуманизации экологического образования, преемственности, вариативности,
интеграции [3].
Количество мероприятий в рамках совершенствования эколого-
педагогической компетентности педагогов начального образования, их формы определяются необходимостью в каждой конкретной образовательной организации, исходя из реальных условий.
Выводы. Среди факторов, определяющих эффективность
экологического образования младших школьников, особое место занимает сформированность у учителя эколого-педагогической компетентности.
Методическая работа в начальной школе по её совершенствованию - это система формирования готовности педагога к эффективному решению задач
экологического образования младших школьников в процессе профессиональной педагогической деятельности.
Литература
1. Арябкина, И. В. Культурологические аспекты подготовки студентов педагогических вузов к решению задач экологического образования младших школьников / И. В. Арябкина, А. А. Нестерова // Научное мнение. - 2015. - № 10-2. - С. 46-52.
2. Астраханцева, И. В. Формирование навыков практической экологической деятельности как ведущий фактор приобщения к экологическому образу жизни / И. В. Астраханцева, А. В. Назаренко // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - Набережные Челны. - 2016. - № 1(38). -С. 121-128. 1Щр://юигпа1-science.org/ru/artic1e/326.htm1. Б01: 10.14526/01_1111_87
3. Колесник, А. И. Принципы организации экологического самовоспитания / А. И. Колесник, А. В. Назаренко // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической
культуры и спорта. - Набережные Челны. - 2016. -№ 1(38). - С. 150-157. http://journal-science.org/ru/article/332.html, DOI:
10.14526/01_1111_90.
4. Назаренко, А.В. Усвоение ценностей в экологической сфере - ведущее условие формирования экологического мышления / А. В. Назаренко, Е. Е. Фунина // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. -Набережные Челны. - 2015. - № 1(34). - С. 89-96. http://journal-science.org/ru/article/127.html
5. Нестерова, А. А. Основы эколого-педагогической компетентности учителя начальных классов : учебное пособие / А. А. Нестерова. -Ульяновск : УлГПУ, 2015. - 96 с.
References
1. Aryabkina I. V., Nesterova A.A. Nauchnoe mnenie, 2015, No. 10-2, pp. 46-52.
2. Astrakhantseva I. V., Nazarenko A.V.
Pedagogiko-psikhologicheskie i mediko-biologicheskie
Подано: 16.08.2016 г. Принято: 19.08.2016г.
problemy fizicheskoi kul'tury i sporta, 2016, No. 1(38), pp. 121-128, http://journal-
science.org/ru/article/326.html, DOI:
10.14526/01_1111_87
3. Kolesnik A. I., Nazarenko A.V. Pedagogiko-psikhologicheskie i mediko-biologicheskie problemy fizicheskoi kul'tury i sporta, 2016, No. 1(38), pp. 150-157, http://journal-science.org/ru/article/3 3 2. html, DOI: 10.14526/01_1111_90.
4. Nazarenko A.V., Funina E.E. Pedagogiko-psikhologicheskie i mediko-biologicheskie problemy fizicheskoi kul'tury i sporta, 2015, No. 1(34), pp. 89-96, http ://j ournal-science.org/ru/article/127. html
5. Nesterova, A. A. Osnovy ekologo-pedagogicheskoi kompetentnosti uchitelya nachal'nykh klassov [The basis of elementary school teacher's ecological-pedagogical competence], Ulyanovsk : Ulyanovsk State Pedagogical University, 2015, 96p.
Анна Александровна Нестерова - кандидат педагогических наук, ФГБОУВО «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова», площадь 100-летия со дня рождения В. И. Ленина, дом 4, Ульяновск, Россия, 423700, E-mail: a_saushkina@mail. ru