Научная статья на тему 'Актуальные вопросы организации экологического образования и просвещения в Российской Федерации'

Актуальные вопросы организации экологического образования и просвещения в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1702
231
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЭКОЛОГО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЕ МЕРОПРИЯТИЯ / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОКЛАД / СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ / ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ / ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КРИЗИС

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Фертикова Екатерина Петровна

Экологическое образование в Российской Федерации представлено на сегодняшний день во всех сферах системы образования, однако в каждой из них развитие экологического образования сталкивается с рядом объективных трудностей. Учитывая отсутствие обязательных экологических программ в средних школах, эколого-просветительские мероприятия на данный момент можно рассматривать как основной инструмент экологического образования и воспитания широких слоев населения. Для того, чтобы результаты этих мероприятий стали более ощутимы в обществе, необходим многосторонний анализ формы и содержания проводимых эколого-просветительских мероприятий, а также вовлеченных в их проведение разнообразных институтов. Анализ складывающейся в Российской Федерации системы экологического образования произведен на основе сведений, представленных в ежегодных государственных докладах о состоянии и об охране окружающей среды. Перспективной задачей в деле повышения экологического сознания граждан, которая нашла отражение в содержании Национального проекта «Экология», является развитие эколого-просветительской деятельности на базе особо охраняемых природных территорий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Актуальные вопросы организации экологического образования и просвещения в Российской Федерации»

УДК 37.014.53 ББК 74.04(2Рос)

Е.П. Фертикова

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ПРОСВЕЩЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Экологическое образование в Российской Федерации представлено на сегодняшний день во всех сферах системы образования, однако в каждой из них развитие экологического образования сталкивается с рядом объективных трудностей. Учитывая отсутствие обязательных экологических программ в средних школах, эколого-просветительские мероприятия на данный момент можно рассматривать как основной инструмент экологического образования и воспитания широких слоев населения. Для того, чтобы результаты этих мероприятий стали более ощутимы в обществе, необходим многосторонний анализ формы и содержания проводимых эколого-просветительских мероприятий, а также вовлеченных в их проведение разнообразных институтов. Анализ складывающейся в Российской Федерации системы экологического образования произведен на основе сведений, представленных в ежегодных государственных докладах о состоянии и об охране окружающей среды. Перспективной задачей в деле повышения экологического сознания граждан, которая нашла отражение в содержании Национального проекта «Экология», является развитие эколого-просветительской деятельности на базе особо охраняемых природных территорий.

Ключевые слова:

экологическое образование, эколого-просветительские мероприятия, государственный доклад, социальный институт, охрана окружающей среды, экологический кризис

Фертикова Е.П. Актуальные вопросы организации экологического образования и просвещения в Российской Федерации // Общество. Среда. Развитие. - 2019, № 1. - С. 86-91.

© Фертикова Екатерина Петровна - кандидат биологических наук, доцент, Российский государственный гидрометеорологический университет, Санкт-Петербург; e-mail: e.fertikova@rshu.ru

со

Ci

О

В 1972 г. на Конференции ООН по окружающей человека среде в Стокгольме необходимость образования в области окружающей среды была впервые продекларирована на высшем международном уровне. Рекомендация 96-й Стокгольмской конференции призывает развивать экологическое образование в качестве одного из наиболее важных элементов комплексных мер, направленных на разрешение глобального экологического кризиса [7, с. 12]. На международном семинаре по экологическому образованию, проведенном ЮНЕСКО и ЮНЕП 13-22 октября 1975 г., был принят документ, названный Белградской хартией, в котором сформулированы основные цели, задачи и принципы экологического образования, послужившие структурной основой для развития системы экологического образования во всем мире.

Необходимость экологического образования (ЭО) продиктована пониманием того, что принятие правильных решений в условиях развивающегося экологического кризиса возможно только в обществе, где люди обладают разносторонними знаниями о природе и разнообразии явлений в окружающей среде, понимают механизмы возникновения экологических проблем, их взаимосвязи с экономическими, социальными и политическими процессами.

Для достижения этих целей параллельно с получением соответствующих знаний в процессе экологического образования люди должны приобретать необходимые ценностные установки по отношению к окружающей среде, а также мотивацию к активному участию в улучшении и защите окружающей среды. Результатом ЭО должны стать навыки выявления и разрешения экологических проблем, а также готовность населения к определенным ограничениям, продиктованным необходимостью поддержания экологического баланса.

Для достижения таких амбициозных целей ЭО должно придерживаться принципов, изложенных в Белградской хартии, а именно:

- рассматривать окружающую среду в целом - естественную и антропогенную (техническую и социальную);

- быть непрерывным процессом, продолжающимся всю жизнь;

- иметь междисциплинарный подход;

- подчеркивать важность активного участия в предотвращении и разрешении экологических проблем;

- рассматривать основные экологические проблемы с глобальной точки зрения, учитывая региональные различия;

- уделять основное внимание текущим и будущим экологическим проблемам;

- рассматривать все проблемы развития и роста с экологической точки зрения;

- подчеркивать важность сотрудничества на местном, национальном и международном уровнях для решения экологических проблем [7, с. 13].

Вопросам развития ЭО были посвящены международные конференции под эгидой ЮНЕСКО-ЮНЕП, состоявшиеся в 1977 г. в Тбилиси и в 1987 г. в Москве. В дальнейшем стратегия развития экологического образования была расширена до концепции образования в интересах устойчивого развития (ОУР). В 2002 г. на Всемирном саммите по устойчивому развитию в Йоханнесбурге была поддержана инициатива проведения Десятилетия ООН по образованию в целях устойчивого развития. Основной целью мероприятий в рамках этого Десятилетия, прошедшего с 2005 по 2015 гг., стало вовлечение национальных Правительств в процесс включения ОУР в национальные стратегии и планы в области образования. И в нашей стране за прошедшие десятилетия в деле ЭО достигнут значительный прогресс. «Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации», утвержденные Президентом Российской Федерации 30 апреля 2012 г., одной из стратегических задач называют формирование экологической культуры населения, развитие экологического образования и воспитания.

Однако наличие острых экологических проблем, медленное внедрение природоохранных технологий, частое пренебрежение экологическими последствиями при принятии экономических и управленческих решений говорит о том, что система экологического образования в нашей стране нуждается в усилении и повышении эффективности.

С этой целью в данной статье мы проанализируем складывающуюся в РФ систему ЭО на основе сведений, представленных в ежегодных государственных докладах о состоянии и об охране окружающей среды как регионального, так и федерального уровня.

В Государственном докладе «О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в 2016 году» (далее Госдоклад 2016 г.) вся сфера экологического образования рассматривается с точки зрения его классификации на формальное, неформальное и информальное. Такой подход, по мнению авторов Госдоклада, вполне отражает существующую в нашей стране систему образования, позволяет учитывать влияние информационных тех-

нологий, факторы быстро меняющегося мира и приоритеты развития [3, с. 658]. Уже в Белградской хартии было отмечено, что ЭО должно охватывать как сектор формального, так и неформального образования [7, с. 12].

Формальное экологическое образование в РФ, определяемое государственными образовательными стандартами и программами, включает в себя общее образование, среднее профессиональное образование, высшее образование и дополнительное профессиональное образование специалистов (ст. 71 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» [10]).

Неформальным образованием считается организованное и систематическое обучение за пределами официальной образовательной системы. Основным фактором развития неформального образования в той или иной области является ориентация на конкретные образовательные запросы различных групп населения, высокий уровень мотивации обучающихся. В случае экологического образования, реализуемые за пределами формальной образовательной системы программы следует, скорее, отнести к дополнительному образованию, чем к неформальному, поскольку их необходимость на данный момент продиктована в первую очередь государственной политикой, а не потребностями граждан в систематизированных экологических знаниях.

Информальное образование включает познавательную деятельность в ходе повседневного общения в профессиональной, общественной, культурной и частной, семейной сферах жизни. К информальному образованию можно отнести обучение методом проб и ошибок, стихийное самообразование, взаимообучение, получение информации из СМИ. Оно может не иметь определенной структуры и не носить целенаправленный характер, и, тем не менее, быть очень эффективным, поскольку основывается преимущественно на личном опыте и его структура совпадает со структурой жизнедеятельности человека. В сфере экологического образования к ин-формальному типу, помимо всего перечисленного, можно отнести участие в эколого-просветительских мероприятиях.

Использование интернет-ресурсов является важной частью информального ЭО, хотя возможности Интернета активно используются и в сфере формального и неформального образования. Однако, начиная с информации об экологических проблемах, обсуждаемых в соцсетях, и заканчивая организацией и проведением эколо-

СО О

гических акций, интернет демонстрирует огромный потенциал для развития ЭО, который еще предстоит раскрыть.

Как мы видим, ЭО на сегодняшний день так или иначе представлено во всех сферах образования, однако в каждой из этих сфер развитие ЭО в нашей стране сталкивается с рядом объективных трудностей. В Госдокладе 2016 г. в разделах «Экологическое образование», «Экологическое просвещение и формирование экологической культуры» произведен многосторонний и довольно критический анализ существующего на данный момент положения в этой сфере. В частности, в нем указано, что «отсутствие системного подхода ... создало условия для стихийного "замусоривания" содержания общего образования разрозненной информацией, которая, в связи с актуальностью темы, продвигается под флагом "развития экологического образования". Все это является важным препятствием на пути качественного развития экообразования в нашей стране как системного интегрированного явления» [3, с. 659].

В качестве решения данной проблемы в Госдокладе 2016 г. предлагается разработка Концепции интегрированного общего экологического образования и плана ее реализации, нацеленные на создание системы ЭО, в которой результаты экологического образования были бы закреплены на уровне общекультурного результата государственной системы общего образования. К сожалению, материалы Государственного доклада «О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в 2017 году» никак не развивают эту тему, а содержат лишь формальное перечисление образовательных программ и проведенных мероприятий экологической направленности в течение года [4].

Принцип непрерывности ЭО предусматривает формирование знаний и навыков устойчивого взаимодействия человека с окружающей средой, начиная с самого раннего возраста и далее на протяжении всей жизни. При определении формы и содержания ЭО для каждой возрастной группы необходим соответствующий подход.

Дошкольный период

На данный момент в нашем арсенале имеется значительное количество программ для дошкольного и младшего школьного возраста, направленных на формирование первичных представлений и навыков детей в области взаимодействия человека и природы. Многие из них успешно реализуются, о чем свидетельствуют сведения из региональных Госдокладов.

Новая редакция СанПиН 2.4.1.3049-13 не допускает размещение аквариумов и живых уголков в помещениях групповых [9], на смену хорошо озелененным территориям детских садов приходят площадки с синтетическим покрытием и пластиковым оборудованием [3, с. 659]. Безусловно, ужесточение правил имеет целью повышение безопасности детей. В этих условиях общение детей с миром природы остается функцией их воспитания в семье. Активная экологическая образовательная практика в семьях, многие из которых имеют загородные (дачные) участки, безусловно, имеет наибольшую эффективность в дошкольном возрасте. Однако задача ее развития, методического и содержательного обеспечения требует объединения усилий соответствующих институтов (образовательных, муниципальных, общественных экологических организаций), территориально и организационно между собой никак не связанных.

Школьный период

Образовательные стандарты общего образования предусматривают реализацию ЭО через урочную и внеурочную деятельность. Несмотря на то, что в стандартах неоднократно подчеркиваются приоритеты в данной области, механизмы их достижения не раскрыты.

На сегодняшний день функции формирования у учащихся навыков экологически обоснованного поведения возложены на учебные предметы «Окружающий мир», «Обществознание», «География», «Основы религиозных культур и светской этики», «Биология», «Основы безопасности жизнедеятельности» [4, с. 839].

Многочисленные дискуссии педагогов о необходимости выделения в средней школе дисциплины «экология» в отдельный предмет способствовали появлению программ экологической направленности, реализуемых в отдельных школах в качестве предмета по выбору. Широкому распространению этой практики препятствует низкая заинтересованность образовательных организаций заниматься экологическим образованием, отсутствие государственного экзамена по предмету экология и мониторинга в этой сфере со стороны Министерства просвещения.

Кроме того, добиться качественного образования невозможно без квалифицированных педагогических кадров. «Как показывает практика, на данный момент существует серьезная проблема с пониманием содержания экологического образования у тех педагогов, которые его реали-

зуют. Как правило, у них нет базового образования по экологии и весьма смутные представления о системе экологического образования, включая содержание и методику экологического образования. В связи с этим практически повсеместно, где речь идет о реализации экологического образования в той или иной форме, наблюдается подмена системного экологического образования всевозможными одноразовыми акциями, зачастую не имеющими в своей основе экологического содержания, но провозглашенными "экологическими"» [3, с. 660]. Эта цитата из официального документа как нельзя лучше описывает сегодняшнее положение дел в данной сфере.

Высшее образование

Потребности в профессиональных экологах на производстве, в сфере проектирования и строительства, управления и науки привели к появлению образовательных программ высшего образования для подготовки экологов по таким направлениям, как «Экология и природопользование», «Инженерная защита окружающей среды», «Техносферная безопасность» и другие. В качестве обязательной дисциплины экология присутствует во многих программах высшего образования как технической, так и гуманитарной направленности.

Дополнительное профессиональное образование

В 2017 г. мероприятия по развитию системы профессиональной переподготовки и повышению квалификации государственных служащих в области охраны окружающей среды, ресурсосбережения и обеспечения экологической безопасности осуществлялись в 62 субъектах Российской Федерации [4, с. 842]. Обязанность руководителей организаций и специалистов, ответственных за принятие решений, которые могут влиять на состояние окружающей среды, иметь подготовку в области охраны окружающей среды и экологической безопасности закреплена статьей 73 Федерального закона «Об охране окружающей среды» [10]. Выполнение этого требования контролируется при проведении Федерального государственного экологического надзора.

Однако если оставить за скобками эту профессиональную подготовку, охватывающую небольшой процент населения, экологическое образование детей и взрослых в нашей стране осуществляется посредством проведения эколого-просветитель-ских мероприятий (ЭПМ).

Эколого-просветительские мероприятия

Учитывая отсутствие обязательных экологических программ в средних школах, эколого-просветительские мероприятия на данный момент можно рассматривать как основной инструмент экологического образования и воспитания широких слоев населения.

Организация и координация эколого-просветительских мероприятий зачастую осуществляется на самом высоком уровне управления страной и ее регионами, в них вовлекаются значительные человеческие и финансовые ресурсы. Наилучшим подтверждением этому служит объявление 2017 года Годом экологии, в результате чего к ЭПМ удалось привлечь наибольшее число участников как среди организаторов, так и целевой аудитории.

Тем не менее, опросы, проводимые ВЦИОМ в 2018 году, показали, что большинство граждан (54%) не слышали ни о каких мероприятиях в рамках Года экологии, 21% граждан считают, что эти мероприятия никак не повлияли на экологическую обстановку и только 18% опрошенных думают, что проведенные мероприятия улучшили экологическую обстановку [1].

В связи с этим, для того чтобы результаты этих мероприятий стали более ощутимы в обществе, необходим многосторонний анализ формы и содержания проводимых ЭПМ, а также вовлеченных в их проведение разнообразных институтов. Наблюдаемое сегодня увеличение количества и аудитории ЭПМ должно сопровождаться повышением их преемственности и эффективности.

При анализе сведений об ЭПМ особое внимание, на наш взгляд, необходимо уделить следующим аспектам:

- разнообразие форм проведения ЭПМ;

- институты, выступающие в качестве организаторов ЭПМ, площадок и материальной базы для их проведения, а также являющиеся целевой аудиторией;

- динамика количества ЭПМ и их участников;

- региональные особенности проведения ЭПМ.

Институты, являющиеся площадками для проведения ЭПМ, представляют собой, как правило, образовательные либо культурные учреждения. Первые, а именно ДОУ, школы, ССУЗы, вузы, система дополнительного образования и организации досуга учащихся, одновременно с площадкой обеспечивают и аудиторию для ЭПМ.

В статье 71 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружа-

СО О

ющей среды» говорится о необходимости распространения экологических знаний с использованием средств массовой информации, музеев, библиотек, учреждений культуры, природоохранных учреждений, организаций спорта и туризма [10]. Таким образом, учреждения культуры, такие как музеи, библиотеки, а вслед за ними и книжные магазины, клубы и новомодные пространства для проведения досуга также в последнее время часто являются площадками для проведения мероприятий, которые можно отнести к ЭПМ. Причем данные учреждения могут сами организовывать события экологической тематики или принимать сторонних организаторов.

Особо следует выделить массовые мероприятия, для которых используются городские и загородные пространства, а также крупные залы и стадионы. Выбор соответствующих площадок зависит от организаторов того или иного мероприятия, их замысла и финансовых возможностей.

Организация большинства подобных мероприятий требует межведомственного взаимодействия. В ряде регионов созданы координационные структуры, объединяющие усилия и ресурсы системы образования, общественных организаций, музеев и библиотек с выставочными комплексами, природоохранными структурами, национальными парками и другими ООПТ. Так, например, в Татарстане координация развития системы экологического воспитания и образования в общеобразовательных организациях осуществляется ГАУ «Республиканский олимпиадный центр» МОиН РТ. Данный процесс реализуется через организацию деятельности подразделений экологического направления, проведение учебных семинаров, конференций, курсов, налаженную систему пропагандистской работы, массовые мероприятия, сотрудничество с учеными ВУЗов, специалистами министерств и ведомств, активистами общественных организаций, а также сбор информационного материала, составление базы данных. Результаты этой работы ежегодно находят отражение в Государственном докладе о состоянии природных ресурсов и об охране окружающей среды Республики Татарстан [5, с. 383].

На уровне муниципальных образований есть множество примеров успешного развития экологического образования совместно с историко-краеведческим направлением и практическим природоохранным движением. На сегодняшний день в России насчитывается 1421 краеведческий музей, за последние 40 лет их количество выросло в 5 раз [3, с. 676]. Экспозиции этих

музеев отражают многообразие природных условий отдельных регионов, наряду с историей их хозяйственного использования. Участие краеведческих музеев в освещении экологических проблем, угрожающих биологическому разнообразию и ценности природного достояния родного края, должно стать перспективным направлением их деятельности.

Наблюдаемое разнообразие экологических событий, несомненно, повышает популярность экологической тематики и даже создает общий фон экологической осведомленности населения. Однако, для формирования экологического сознания общества, получения практических навыков экологического образа жизни, формирования активной гражданской позиции при принятии экологически обоснованных решений необходима системная, программно-плановая просветительская деятельность в ее тесной взаимосвязи с образовательными практиками [3, с. 673]. При этом важно укреплять информационную и эмоциональную связь человека с природой, стремительно слабеющую в эпоху урбанизации.

В этой связи хотелось бы выделить особую роль природоохранных учреждений, а именно особо охраняемых природных территорий (ООПТ), к которым относятся заповедники, национальные и природные парки, заказники, памятники природы. В соответствии со статьями 7 и 13 Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» экологическое просвещение населения входит в число основных задач государственных природных заповедников и национальных парков. Все они имеют специализированные структурные подразделения, отвечающие за эколого-просветительскую деятельность. Более того, эколого-просветительским центрам и отделам экопросвещения на ООПТ Минприроды России отводится главная роль в организации экологического просвещения [3, с. 672]. Силами сотрудников подведомственных Минприроды России государственных природных заповедников и национальных парков ежегодно проводятся мероприятия, направленные на формирование экологически ориентированного мировоззрения. В эколого-просветительскую работу в обязательном порядке вовлекаются специалисты и педагоги образовательных учреждений, волонтеры, ученые [4, с. 847].

Однако по статистике посещаемость ООПТ в Российской Федерации значительно уступает зарубежным аналогам. Всерос-

сийский опрос, проведенный ВЦИОМ в январе 2019 г., показал, что 49% россиян никогда не бывали в заповедниках, заказниках или национальных парках. Тем не менее, 26% опрошенных среди основных задач, которые решают заповедники и национальные парки, назвали экологическое просвещение, и 26% - развитие экологического туризма [2].

На сегодняшний день вовлечение широких слоев населения в эколого-просве-тительскую деятельность на базе особо охраняемых природных территорий является важной перспективной задачей, которая нашла отражение в содержании Национального проекта «Экология». Паспорт этого проекта утвержден президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам 24 декабря 2018 г. Федеральным проектом «Сохранение биологического разнообразия и развитие экологического туризма» предусмотрено создание и развитие инфраструктуры для экологического туризма на основе предварительно сформирований методологической, нормативной и методической базы по созданию этой инфраструктуры. В результате бюджетных инвестиций в объеме 6 282,8 млн руб. планируется добиться увеличения количества посетителей на ООПТ с 3 571

Список литературы:

[1] Всероссийский центр изучения общественного мнения. Инициативный всероссийский опрос «ВЦИОМ-Спутник» от 13 августа 2018 г. - Интернет-ресурс. Режим доступа: https://wciom.ru/index. php?id=236&uid=9267

[2] Всероссийский центр изучения общественного мнения. Инициативный всероссийский опрос «ВЦИОМ-Спутник» от 10 января 2019 г. - Интернет-ресурс. Режим доступа: https://wciom.ru/index. php?id=236&uid=9509

[3] Государственный доклад «О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в

2016 году». - Интернет-ресурс. Режим доступа: http://www.mnr.gov.ru/docs/o_sostoyanii_i_ob_okhrane_ okruzhayushchey_sredy_rossiyskoy_federatsii/gosudarstvennyy_doklad_o_sostoyanii_i_ob_okhrane_ okruzhayushchey_sredy_rossiyskoy_federatsii_v_2016_/

[4] Государственный доклад «О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в

2017 году». - Интернет-ресурс. Режим доступа: http://www.mnr.gov.ru/docs/o_sostoyanii_i_ob_okhrane_ okruzhayushchey_sredy_rossiyskoy_federatsii/gosudarstvennyy_doklad_o_sostoyanii_i_ob_okhrane_ okruzhayushchey_sredy_rossiyskoy_federatsii_v_2017_/

[5] Государственный доклад о состоянии природных ресурсов и об охране окружающей среды Республики Татарстан в 2017 году. - Интернет-ресурс. Режим доступа: http://eco.tatarstan.ru/rus/gosdoklad-2017.htm

[6] Концепция развития системы особо охраняемых природных территорий федерального значения на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 22.12.2011 № 2322-р. - Интернет-ресурс. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ ЬА^Ш870/

[7] Образование в интересах устойчивого развития в международных документах и соглашениях. - М.: Эко-Согласие, 2005. - 142 с.

[8] Паспорт Национального проекта «Экология», утвержденный президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам 24 декабря 2018 г. - Интернет-ресурс. Режим доступа: http://mnr.gov.ru/activity/directions/natsionalnyy_proekt_ekologiya/

[9] СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» - Интернет-ресурс. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_149438/

[10] Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды». - Интернет-ресурс. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34823/

тыс. чел. (на 1 августа 2018 г.) до 7 891 тыс. чел. в 2024 году [8, с. 5, 32, 44].

В соответствии с Концепцией развития системы особо охраняемых природных территорий федерального значения на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 22.12.2011 № 2322-р [6], уже сегодня заповедниками и национальными парками проводится эколого-просветительская работа с различными возрастными и социальными категориями граждан, посредством проведения теоретических и практических занятий, проведение экскурсий по экотропам и экомаршрутам, экспедиции эколого-био-логических лагерей, природоохранные акции, тематические конкурсы и беседы, выставки и многое другое. Однако отсутствие инфраструктуры, отвечающей современным требованиям, предъявляемым к условиям обучения и безопасности посетителей, существенно ограничивает возможности развития ЭО на базе ООПТ. Реализация Национального проекта «Экология» может изменить положение дел в данной сфере, если в результате будут созданы современные образовательные центры в нескольких национальных парках, которые смогут послужить моделью для развития всех ООПТ как основного института экологического образования в нашей стране.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.