чительную часть направлений исследований. Представление результатов в виде структурно -количественных моделей будет способствовать созданию научно-информационной базы координации направлений исследований и развитию научно-образовательного пространства территорий, являющихся составляющими образовательного пространства страны. Вырабатываемые на основе результатов наукометрических исследований направления межрегионального совершенствования образования обеспечат координацию научно-педагогической деятельности и развитие научного потенциала, оптимизацию «академической мобильности» ученых для расширения спектра исследований или становления новых научных школ в субъектах страны.
Таким образом, пополнение научно-информационного ресурса результатами наукометрических исследований обеспечит возможность решения возрастающих требований к качеству образования, то есть может служить инструментом совершенствования управления процессом развития научного потенциала системы образования, а следовательно, и ее модернизацией. Управление этими процессами заключается в использовании результатов исследования множества материалов научно-педагогической деятельности, отражающих оценку «достигнутого» в образовании (в стране и субъектах). Выработка новых объективных научных знаний на основе теоретической систематизации ретроспективной и непрерывно пополняемой информации о научно-исследовательской деятельности направлено на создание научно-информационной базы. Результаты наукометрического исследования, включающие объективную синтезированную информацию и комплекс структурно-количественных моделей обеспечат возможность адекватной координации научно-педагогической деятельности и развития научного потенциала системы образования.
Прецеденты наукометрических исследований, углубляя представление о развитии и эффективном использовании результатов научно-исследовательской деятельности, расширяют методологию педагогики. Предложенный наукометрический аппарат способствует всестороннему объективному анализу результатов исследований, созданию научно-информационной базы координации и выявлению направлений дальнейшего совершенствования научно-методического обеспечения системы образования. Кроме того, полученная информация будет способствовать формированию общественного мнения в пользу поддержки определенных направлений научно-исследовательской деятельности, что обеспечит эффективную организацию фандрайзинга и координацию академической мобильности ученых.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Кирюшина, О. Н. Научный потенциала системы образования: показатели, тенденции, перспективы // Высшее образование сегодня. - 2009. - № 11. - С. 64-67.
2. Кирюшина, О. Н. Развитие научно-информационного и кадрового ресурсов научного потенциала системы образования: монография. - Ростов н/Д.: Изд. центр ЮФУ, 2011. - 210 с.
3. Концепция Федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 годы.
4. Тодосийчук, А. В. Прогнозирование развития системы образования // Образование в документах. - 2008. -№ 7.
5. Философский энциклопедический словарь / гл. ред. Л. Ф. Ильичев, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалев. - М.: Сов. Энциклопедия, 1983. - 840 с.
УДК 378 ББК 74.00
Е. В. Лопаткин
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ
БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ
Аннотация. В данной статье представлен опыт реализации компетентностного подхода в подготовке будущих учителей в вузе. Компетентностный подход в педагогическом образовании рассматривается в контексте развития ценностных, мотивационных структур личности, ее интересов, установок, позиций, личностных смыслов в овладении знаниями, умениями, способами педагогической деятельности. В статье показано, как использовались возможности учебной дисциплины «Педагогика» в плане развития у будущих учителей общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций.
Особое внимание уделяется созданию условий для актуализации субъектной позиции студентов при реализации их потенциала в непрерывном саморазвитии и самореализации, благодаря смыслам и ценностям, которыми будущие учителя руководствуются в своем профессиональном выборе. В статье отмечается, что содержание и средства развития профессионально-педагогических компетентностей используются на основе интеграции учебно-познавательной, поисково-
творческой и профессионально-ориентированной деятельности студентов, что обеспечивает их личностно-профессиональное становление как будущих педагогов.
Ключевые слова: компетентностный подход, профессионально-личностное развитие, ценности и смыслы профессионального выбора, эффективность педагогического образования.
E. V. Lopatkin
THE COMPETENCY BUILDING APPROACH IN THE FUTURE TEACHER S PEDAGOGICAL EDUCATION
Abstract. In the present article an experience of realization of the competency building approach in preparation of the future teachers is presented. The competency building approach in pedagogical education is considered in a context of development of values and motivational personality integration, its interests, aims, positions, personal meanings in the acquisition of knowledge, abilities and ways of pedagogical activity. The article presents how possibilities of a subject matter Pedagogics in the development plan at future teachers common cultural, all-professional and professional competences were used.
The special attention is given to creation of conditions for actualization of a subject position of students that promotes successful realization of their potential in uninterrupted self-development and self-realization, due to senses and values by which the future teachers are guided in their professional choice. In the article it is noted that the contents and development tools of the professional-pedagogical competence are used on the basis of integration of educational and informative, search and creative, and vocationally-orientated activity of students, that provides their professional formation as the future teachers.
Key words: the competency building approach, the professional and personal development, values and senses of a professional choice, efficiency of a professional choice.
Современные требования к подготовке учителя в условиях модернизации педагогического образования определяются в контексте компетентностного подхода и раскрываются через единство общекультурного, профессионального и социально-нравственного развития личности педагога.
Специалисты (А. Г. Бермус, Е. В. Бондаревская, И. А. Зимняя, В. В. Сериков, В. А. Слас-тенин, А. В.Хуторской и др.) отмечают, что компетентность педагога является комплексной характеристикой личности; включает не только когнитивную (знания) и операционально-технологическую (умения, опыт, практика), но и ее мотивационную, этическую, социальную и поведенческую составляющие. Ориентиром для профессионально-личностного становления будущих педагогов служит комплекс профессиональных и личностных качеств, характеризующих современного учителя: ярко выраженная гуманистическая позиция по отношению к детям, интеллигентность, духовная культура; высокий профессионализм, педагогическое творчество, потребность в постоянном самообразовании и готовность к нему. Личностно-профессиональный потенциал педагога раскрывается в условиях духовно-нравственного самообогащения, творческой самореализации и самоутверждения себя в жизни и профессии [3].
Внутри компетентностного подхода выделяются два базовых понятия: компетенция и компетентность, при этом первое из них включает совокупность взаимосвязанных качеств личности, задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, а второе соотносится с владением, обладанием человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности.
Компетентностный подход к образованию ориентирован на внутреннее изменение ценностных, потребностных, мотивационных структур личности, ее интересов, установок, позиций, личностных смыслов в овладении знаниями, умениями, способами деятельности. Актуализируя личностные смыслы и ценности образования, компетентностный подход, обеспечивая приоритет в сознании обучающегося личностных целей и смыслов, одновременно выводит на более высокий уровень социальные ценности и социальные смыслы овладения системой компетентностей.
Особо подчеркнем, что подготовка современного учителя в педагогическом вузе на основе компетентностного подхода рассматривается как процесс становления и развития личности педагога, наделенного потенциалом непрерывного саморазвития и самореализации, благодаря смыслам и ценностям, которыми будущие учителя руководствуются в своем профессиональном выборе.
В качестве ценностей, образующих аксиологический аспект педагогического сознания учителя, выступают ценности, связанные с утверждением личностью своей роли в социально-профессиональной сфере, ориентирующие на саморазвитие творческой индивидуальности в профессиональной деятельности, позволяющие осуществить самореализацию в профессионально-личностном становлении, удовлетворяющие потребность в продуктивном гуманистическом взаимодействии и общении с учащимися и коллегами и т.д. [1].
В соответствии с государственным образовательным стандартом педагогического образования при изучении педагогических дисциплин выделяются общекультурные (ОК), общепрофессиональные (ОПК) и профессиональные (ПК) компетенции выпускника.
Мы изучили опыт компетентностного подхода в педагогическом образовании (кафедра педагогики Педагогического института Южного федерального университета) и использовали его в реализации компетентностного подхода в подготовке учителей начальных классов в Таганрогском государственном педагогическом институте.
Прежде всего, нами были определены возможности дисциплины «Педагогика» в плане развития у будущих учителей общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций.
Общая цель курса «Введение в педагогическую деятельность» заключается в формировании общепрофессиональной компетентности путем освоения основ историко-педагогических и историко-культурных знаний, а также - стратегий личностного роста в сфере педагогической деятельности. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения данного курса, в программе по педагогике представлены следующим образом:
- знание современных проблем науки и образования при решении образовательных и профессиональных задач (ОК);
- знание историко-культурных ценностных и современных нормативно-правовых основ профессиональной педагогической деятельности (ОК);
- осознание ценностно-смысловой природы педагогической деятельности в современном обществе (ОПК);
- знание способов профессионального самопознания и саморазвития (ОПК);
- умение получать, перерабатывать и осваивать педагогическую информацию из различных источников (в том числе, исторических, монографических, учебных, научно-популярных, художественных, публицистических и пр.) (ОПК);
- умение проектировать индивидуальный маршрут в педагогическом образовании (ОПК);
- владение способами совершенствования профессиональных знаний и умений путем использования возможностей информационной среды образовательного учреждения, региона, области, страны (ОПК);
- осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладание мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности (ОПК);
- владение способами решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития личности обучающихся (ПК);
- способность применять современные методики и технологии, методы диагностирования достижений обучающихся для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса (ПК);
- умение организовывать сотрудничество обучающихся, поддерживать активность и инициативность, самостоятельность обучающихся, их творческие способности (ПК).
Занятия по курсу «Введение в педагогическую деятельность» носят практико-ориентированный характер: выявляются мотивы поступления в педагогический вуз, студенты знакомятся с гуманистическими основами взаимодействия с людьми, изучают себя с помощью разнообразных диагностик и составляют программу самовоспитания.
Общей целью курса «Теоретическая педагогика» является формирование общепрофессиональной компетентности путем развития теоретического мышления будущих педагогов, ведущего к научному осмыслению объективной педагогической реальности. Отсюда компетенции обучающегося представлены следующим образом:
- знание тенденций развития мирового историко-педагогического процесса, особенностей современного этапа развития образования в мире;
- знание методологии педагогических исследований проблем образования (обучения, воспитания, социализации);
- знание сущности и структуры образовательных процессов;
- знание теории и технологии обучения и воспитания ребенка, сопровождения субъектов педагогического процесса;
- умение системно анализировать и выбирать образовательные концепции;
- умение описывать, объяснять, прогнозировать педагогические явления, общенаучные методы в решении профессиональных педагогических задач.
Таким образом, будущий педагог должен демонстрировать компетенцию (способность и готовность):
- использовать знания о современной естественнонаучной картине мира в образовательной и профессиональной деятельности, применять методы математической обработки информации, теоретического и экспериментального исследования (ОК);
- быть способным к подготовке и редактированию текстов профессионального и социально значимого содержания (ОПК);
- использовать систематизированные теоретические и практические знания для определения и решения исследовательских задач в области образования (ПК);
- использовать в учебно-воспитательной деятельности основные методы научного исследования (ПК).
Курс «Практическая педагогика» изучается в IV семестре и ориентирован на формирование общепрофессиональной компетентности посредством развития опыта решения педагогических задач, способствующего становлению индивидуального стиля педагогической деятельности. Перед студентами стоят задачи освоения практических способов деятельности в образовательной практике, приобретения опыта педагогического проектирования, общения, разработки и применения современных образовательных технологий.
Можно выделить компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения курса «Практическая педагогика»:
- знание способов взаимодействия педагога с различными субъектами педагогического процесса;
- знание способов психологического и педагогического изучения обучающихся
- умение применять проектировочные, коммуникативные и организационные умения в практической педагогической деятельности;
- умение проектировать образовательный процесс с использованием современных технологий, соответствующих общим и специфическим закономерностям и особенностям возрастного развития личности;
- умение использовать в образовательном процессе разнообразные ресурсы, в том числе, потенциал других учебных предметов;
- умение бесконфликтно общаться с различными субъектами педагогического процесса;
- умение организовывать внеучебную деятельность обучающихся;
- умение учитывать в педагогическом взаимодействии различные особенности учащихся;
- умение использовать методы психологической и педагогической диагностики для решения различных профессиональных задач;
- умение решать задачи профессионального самопознания.
Отсюда демонстрируемые компетенции выглядят следующим образом (способность и готовность):
- разрабатывать и реализовывать учебные программы базовых и элективных курсов в различных образовательных учреждениях (ПК);
- решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития личности обучающихся (ПК);
- применять современные методики и технологии диагностирования достижений обучающихся для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса (ПК);
- использовать возможности образовательной среды для формирования универсальных видов учебной деятельности и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса (ПК);
- организовывать сотрудничество обучающихся, поддерживать активность и инициативность, самостоятельность обучающихся, их творческие способности» (ПК);
- разрабатывать современные педагогические технологии с учетом особенностей образовательного процесса, задач воспитания и развития личности (ПК) [2].
Мы исходим из положения о том, что развитие компетентностей будущих педагогов в процессе освоения педагогических курсов основано на организации обучения, базирующегося на личностно и ценностно-значимой учебно-познавательной деятельности, ориентированной на профессию учителя, на решении задач поисково-исследовательского характера, использовании лично-стно и профессионально-ориентированных технологий.
Поэтому изучение педагогической информации требовало использования активных методов, в числе которых:
- анализ конкретных педагогических ситуаций, предполагающий определение проблемы, ее коллективное обсуждение, позволяющее познакомить студентов с вариантами разрешения конкретной проблемной ситуационной задачи;
- проблемная лекция, в которой процесс обучения студентов приближен к поисковой, исследовательской деятельности;
- семинар-дискуссия, включающий элементы «мозгового штурма», который строится на основе диалогического общения участников в процессе обсуждения и разрешения теоретических и практических проблем;
- работа над проектами, позволяющая обеспечить развитие творческого потенциала студентов.
Мы стремимся к тому, чтобы образовательный процесс обеспечивал трансформацию одной деятельности (учебно-познавательной) в другую (профессиональную) с соответствующей сменой потребностей, мотивов, целей, действий, средств, предмета и результата. При этом образовательный процесс в вузе направляется «изнутри» самой личностью, открывая наиболее благоприятные условия для самореализации.
В связи с этим представляется важным подчеркнуть, что развитие компетентностей у студентов в процессе изучения данных курсов осуществляется через постановку и реализацию не только образовательных, но и воспитательных задач, в числе которых особо выделим следующие:
- развитие ценностно-смыслового отношения к профессии педагога;
- развитие потребности сотворить себя как педагога и как личность;
- активизация процессов самообразования, самовоспитания, самосозидания себя как будущего педагога;
- развитие творческого потенциала личности, ориентированного на саморазвитие творческой индивидуальности в педагогической деятельности;
- организация опыта общения, основанного на ценностях гражданско-правовой и духовно-нравственной культуры;
- развитие профессионально значимых личностных качеств и свойств студента как индивидуальности.
Наша задача заключалась в том, чтобы интегрировать мотивацию непосредственную и опосредованную, внешнюю и внутреннюю в процессе изучения педагогических курсов, что потребовало определения конкретных задач деятельности преподавателей:
- актуализация у будущих педагогов установки-мотивации на развитие чувства собственного достоинства и личной ответственности, как качеств, определяющих их профессионально-личностное становление, саморазвитие, самовоспитание;
- ориентация на творческую учебно-профессиональную деятельность, связанную с разработкой инновационных проектов, направленных на повышение качества современного образования;
- включение студента в создание среды, помогающей ему в реализации жизнетворческих способностей, креативности в образовательной деятельности;
- организация совместной деятельности и сотрудничества в различных формах (деловые, ролевые игры, дискуссии, ситуации выбора, творческое проектирование, решение проблемных задач).
Таким образом, процесс изучения дисциплины «Педагогика» на основе компетентностно-го подхода рассматривается как процесс становления и развития личности педагога, наделенного потенциалом непрерывного саморазвития и самореализации, проявляющихся в способности и готовности: осознавать социальную значимость своей будущей профессии; обладать мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности; определять задачи обучения, воспитания и духовно-нравственного развития личности обучающихся; применять современные методики и технологии, методы диагностирования достижений обучающихся для обеспечения качества учебно -воспитательного процесса; определить и реализовать индивидуальную образовательную траекторию своего профессионально-личностного становления в педагогическом вузе.
Задача преподавательского коллектива состоит в том, чтобы стимулировать развитие ценностно-смысловых ориентаций студентов, которые определяют формирование будущего педагога как человека культуры, гражданина и нравственной личности с достаточно высоким уровнем развития профессионально-личностных компетентностей.
В качестве условий, обеспечивающих эффективность изучения педагогических курсов студентами педвуза на основе компетентностного подхода, как показывает наш опыт, можно определить следующие:
- реализация личностного потенциала будущих педагогов, предполагающая изменения в ценно-
стно-смысловых структурах профессионального самосознания личности; актуализация потребности в личностном саморазвитии, обеспечение творческой самореализации в будущей профессии;
- организация самостоятельной, поисково-творческой профессионально-ориентированной деятельности студентов, направленная на интеграцию учебно-познавательной и профессионально-ориентированной деятельности и создание условий для профессионально-личностного саморазвития современного учителя;
- личностно-рефлексивное обогащение мотивации учебно-познавательной деятельности будущих педагогов, направленное на развитие умений самоанализа профессионального самосознания личности;
- актуализация личностных смыслов образования, развития и саморазвития в педагогическом процессе вуза;
- активизация самостоятельной поисковой активности через включение студентов в научно -исследовательскую деятельность в разных ее формах.
Можно сделать вывод, что организация педагогического образования на основе компе-тентностного подхода, направленного на освоение общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций выпускника, обеспечивает профессиональное самоопределение, профессиональное развитие личности, а также актуализирует сознательное отражение будущим педагогом собственных действий, процессов, своего личностно-профессионального «Я».
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Бабенко, Н. Л. Развитие социально-личностной компетентности студентов в процессе изучения педагогических дисциплин // Известия Южного федерального университета. - 2010. - № 6.
2. Бондаревская, Е. В. Теория и практика личностно-ориентированного образования / Е. В. Бондаревская. -Ростов н/Д., 2000.
3. Бермус, А. Г. Рабочая программа дисциплины «Педагогика» / А. Г. Бермус. - Ростов н/Д., 2010.
УДК 378.147 ББК 74.58
Н. П. Максимченко
МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ РЕФЛЕКСИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ
Аннотация. В статье рассматриваются методы диагностики рефлексивной компетентности студентов педагогических вузов. Показана взаимосвязь методов диагностики с методами формирования и развития интеллектуального, кооперативного, коммуникативного и личностного компонентов рефлексивной компетентности. В результате исследования мы приходим к выводу о необходимости создания определенной системы диагностических методик для адекватного измерения уровня развития рефлексивной компетентности.
Ключевые слова: диагностика, метод, рефлексивная компетентность, рефлексивная методика, диагностический инструментарий.
N. P. Maksimchenko DIAGNOSTIC METHODS OF REFLECTIVE COMPETENCE OF STUDENTS
Abstract. The article is devoted to diagnostic methods of reflective competence students at pedagogical institutes. Intercommunication of diagnostics methods is shown with the methods of forming and development intellectual, cooperative, communicative and personality components in reflective competence. As a result of research we come to the conclusion about the necessity of the certain system creation. This methodic system must be used for the adequate measuring of development reflective competence level.
Key words: diagnostic, method, reflective competence, reflexive methods, diagnose instruments.
Одной из наиболее актуальных проблем прикладных исследования рефлексии является отсутствие адекватной системы диагностических методик рефлексивной компетентности, что затрудняет процесс её адекватной оценки.
В своём исследовании мы опираемся на определение рефлексивной компетентности, сформулированным И. А. Стеценко и Г. А. Поляковой. Данная категория рассматривается как готовность и способность педагога к эффективной рефлексивной деятельности, в структурном отношении представляет собой интегральное свойство личности и включает ряд частных компетенций на основе синтеза теории и практики рефлексивной деятельности, которые проявляются в умении решать рефлексивные задачи, анализировать ход и результаты их решения, вносить целесообразные корректировки в профессиональную деятельность [8, 256].
Сущность педагогической диагностики рефлексивной компетентности заключается в отслеживании качественных изменений субъекта, анализе собранной информации с целью определения удач и неудач в развитии рефлексивной компетентности, в раскрытии смысла изменений, происходящих в субъекте.
К проблеме компетентности специалиста необходимо подходить с точки зрения системного подхода и в этой плоскости рассматривать механизмы её диагностики. Рефлексивная компетентность исследуется нами в четырех аспектах: кооперативном, коммуникативном, личностном и интеллектуальном. Компонентный состав рефлексивной компетентности и его содержание можно представить в виде таблицы 1.
Таблица 1
Компонентный состав рефлексивной компетентности
Интеллектуальный компонент Коммуникативный компонент Личностный компонент Кооперативный компонент
Знания об объекте и способы действия с ним Представления о внутреннем мире другого человека, причины его поступков Свои поступки, поведение и образы собственного «я» как индивидуальности Знание о ролевой структуре и позиционной организации коллективного взаимодействия