Научная статья на тему 'Организация практики бакалавров в условиях реализации компетентностного подхода'

Организация практики бакалавров в условиях реализации компетентностного подхода Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
294
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАКАЛАВР / BACHELOR / ПРАКТИКА / PRACTICE / СТАНДАРТ ПЕДАГОГА / STANDARD OF TEACHER / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / COMPETENCE APPROACH / ОБУЧЕНИЕ / TRAINING / ВОСПИТАНИЕ / UPBRINGING / РАЗВИТИЕ / ЛИЧНОСТНЫЙ РОСТ / PERSONAL GROWTH / ПОРТФОЛИО / PORTFOLIO / СИСТЕМА ОЦЕНКИ / SYSTEM OF EVALUATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Иванцова Е. С., Кузина И. В., Лёвкина Е. В., Миронычева В. Ф.

В статье рассматриваются вопросы модернизации практик в условиях реализации компетентностного подхода. Внимание авторов сосредоточено на особенностях деятельности бакалавров в условиях реального образовательного пространства. Описан проект «Практика в системе непрерывного профессионального образования и личностного роста будущего специалиста», позволяющий повысить качество профессиональной подготовки будущего учителя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Иванцова Е. С., Кузина И. В., Лёвкина Е. В., Миронычева В. Ф.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRACTICE OF BACHELORS IN THE CONDITIONS OF THE COMPETENCE APPROACH

The article considers the modernization of practices in the conditions of the competence approach. The focus is on the specifics of activities bachelors in real educational space. Described the project «The practice in system of continuous professional education and personal growth of the future expert», allowing to improve the quality of training of the future teacher.

Текст научной работы на тему «Организация практики бакалавров в условиях реализации компетентностного подхода»

УДК 378.147-388

Е.С. Иванцова

канд. пед. наук, доцент, кафедра общей педагогики, Арзамасский филиал ФГАОУ ВО «Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского»

И. В. Кузина

канд. пед. наук, доцент, кафедра общей педагогики, Арзамасский филиал ФГАОУ ВО «Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского»

Е.В. Лёвкина

канд. пед. наук, ст. преподаватель, кафедра общей педагогики, Арзамасский филиал ФГАОУ ВО «Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского»

В.Ф. Миронычева

канд. пед. наук, доцент, кафедра общей педагогики, Арзамасский филиал ФГАОУ ВО «Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского»

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРАКТИКИ БАКАЛАВРОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы модернизации практик в условиях реализации компе-тентностного подхода. Внимание авторов сосредоточено на особенностях деятельности бакалавров в условиях реального образовательного пространства. Описан проект «Практика в системе непрерывного профессионального образования и личностного роста будущего специалиста», позволяющий повысить качество профессиональной подготовки будущего учителя.

Ключевые слова: бакалавр, практика, стандарт педагога, компетентностный подход, обучение, воспитание, развитие, личностный рост, портфолио, система оценки.

E.S. Ivantsova, Arzamas branch of Nizhny Novgorod State University

I.V. Kuzina, Arzamas branch of Nizhny Novgorod State University

E.V. Levkina, Arzamas branch of Nizhny Novgorod State University

V.F. Mironycheva, Arzamas branch of Nizhny Novgorod State University

PRACTICE OF BACHELORS IN THE CONDITIONS OF THE COMPETENCE APPROACH

Abstract. The article considers the modernization of practices in the conditions of the competence approach. The focus is on the specifics of activities bachelors in real educational space. Described the project «The practice in system of continuous professional education and personal growth of the future expert», allowing to improve the quality of training of the future teacher.

Keywords: bachelor, practice, standard of teacher, competence approach, training, upbringing, personal growth, portfolio, system of evaluation.

Обсуждение Концепции поддержки развития педагогического образования и начало реализации Профессионального стандарта педагога потребовало пересмотра подходов к организации практики и разработке на основе компетентностного подхода научно-методического сопровождения бакалавров.

Практики представлены в ФГОС ВПО по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование (квалификация (степень) «бакалавр»). В пятилетнем бакалавриате (утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.01.2011 № 46) учебные

и производственные практики находятся в разделе Б. 5, на них отведено 27-30 зачетных единиц, там же определён перечень компетенций, которые должны быть сформированы у студентов во время прохождения практик: ОПК-1 - 5, ПК-1 - 13, ОК-3, ОК-4, ОК-6, ОК-7, ОК-9, ОК-11, ОК-13, ОК-14, ОК-16. Практики являются обязательными и непосредственно ориентированы на профессионально-практическую подготовку бакалавров. Практики проводятся в сторонних организациях или на кафедрах и в лабораториях вуза, обладающих необходимым кадровым и научно-техническим потенциалом, а также в образовательных учреждениях общего среднего образования, учреждениях дополнительного образования, культурно-просветительных учреждениях, в летних лагерях и на базах отдыха для детей дошкольного и школьного возраста. Содержание практики должно соответствовать профилям подготовки, педагогическое сопровождение которых осуществляется кафедрой общей педагогики.

Понимая значимость подготовки бакалавров по направлению Педагогическое образование, преподаватели кафедры общей педагогики ориентируются на выполнение социального заказа по подготовке нового поколения педагогических работников, которые способны участвовать в модернизации образовательного пространства: квалифицированно и компетентно решать профессиональные задачи, осуществлять инновационную педагогическую деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса.

В Арзамасском филиале ННГУ им. Н.И. Лобачевского подготовлен проект модернизации практик (рис. 1). К основополагающим характеристикам проекта можно отнести: ориентацию на формирование индивидуальных образовательных маршрутов студентов-практикантов; строгое соответствие психолого-педагогического и методического сопровождения учебной практики видам профессиональной деятельности бакалавра (педагогической, культурно-просветительской, научно-исследовательской); внедрение электронного образовательного ресурса студента-практиканта в форме «Портфолио профессиональных достижений»; создание банка электронных образовательных проектов студентов-практикантов; разработку системы независимой профессиональной сертификации студентов-практикантов, включающей маршрутный лист и технологическую карта личностного роста бакалавра; проведение Конкурса профессионального мастерства «Призвание» (с приглашением потенциальных работодателей).

Данный проект охватывает практики студентов-бакалавров, обеспечивая преемственность и последовательность в формировании компетенций.

Анализируя требования Профессионального стандарта педагога [8], преподаватели кафедры общей педагогики внесли коррективы в ООП по предмету профессионального цикла, базовой (общепрофессиональной) части Б. 3, Педагогика, связанные с необходимостью формирования трудовых функций (наименование «Общепедагогическая функция. Обучение», «Воспитательная деятельность», «Развивающая деятельность»).

Поскольку учитель современной школы должен осуществлять определённые трудовые функции, то на лекционных и практических занятиях особое внимание уделяется вопросам трудовой деятельности педагога, связанной с конструированием и реализацией программ учебных дисциплин в рамках основной общеобразовательной программы по ФГОС основного общего образования, формированием мотивации к обучению.

Важное место занимает работа по планированию и проведению учебных занятий, анализу эффективности собственной деятельности [6].

Поскольку в ФГОС приоритетное место отводится организации контроля и оценки учебных достижений, результатов освоения ООП обучающимися, то на практических занятиях мы отрабатываем технологию формирования УУД. Активное внедрение ИКТ в учебно-воспитательный процесс ориентирует нас на разработку методических моделей, направленных на медиаобразование школьников [3].

Практические занятия по дисциплинам педагогического цикла позволяют сформировать

у бакалавров следующие умения: овладение различными формами, методами и технологиями обучения и оценивания знаний обучающихся на основе тестирования и других методов контроля в соответствии с реальными учебными возможностями детей [5].

Рисунок 1 - Проект модернизации практик

Практика в школе позволяет повысить уровень овладения ИКТ-компетентностями, т.к. во время организации внеклассного мероприятия студент активно использует ИКТ-технологии в игровой, учебно-исследовательской, художественно-продуктивной, культурно-досуговой деятельности.

Организуя практику бакалавров 3 курса, мы опираемся на требования общепедагогической функции обучения, но особое внимание обращаем на воспитательную деятельность, которая предполагает выполнение таких трудовых действий, как использование современных форм и методов воспитания [1]; диагностическую постановку целей воспитания; проектирование и реализацию воспитательных программ, ориентированных на реализацию воспитательных возможностей различных видов деятельности ребенка (учебной, игровой, трудовой, спортивной, художественной и т.д.), формирование гражданской позиции обучающихся, способности к труду и жизни в условиях меняющегося социума [4]. Важную роль играет подготовка студентов к взаимодействию с родителями обучающихся в решении воспитательных задач [9].

Разработка педагогического блока программы практики для бакалавров 3 курса осуществлялась в строгом соответствии с трудовыми действиями на основе компетентностного подхода с учётом уровней сложности, принципов преемственности и перспективности (4, 5 курсы).

Следует отметить, что виды заданий для бакалавров 3 курса соответствуют трудовым действиям и предполагают овладение необходимыми умениями: выстраивать воспитательную деятельность с учетом культурных и индивидуальных различий детей; способствовать гармоничному развитию личности обучающихся, мотивировать их учебно-познавательную деятельность; выстраивать продуктивное педагогическое взаимодействие с обучающимися, коллегами и родителями.

Важным аспектом профессиональной подготовки является работа по осуществлению развивающей деятельности в образовательном пространстве базы практики. С этой целью мы знакомимся с основными трудовыми действиями, которые предусматривают овладение следующими умениями: конструирование и реализация индивидуальных образовательных маршрутов и программ развития обучающихся; владение методами психодиагностики и оценивание образовательных результатов. Особое значение на этом этапе профессионального становления имеет освоение дисциплин психологического цикла.

Таким образом, подготовка современного педагога имеет интегративный характер, осуществляется на лекционных и практических занятиях, в реальных условиях образовательного пространства.

В качестве примера практической реализации проекта «Практика в системе профессионального образования и личностного роста студента-бакалавра» представим содержательный блок учебной (педагогической) практики студентов-бакалавров 3 курса (профили подготовки Русский язык и Литература, Иностранный язык и Второй иностранный язык, Математика и Физика).

Цель учебной практики - формирование практических умений и навыков, необходимых для осуществления деятельности в качестве классного руководителя в условиях реализации компетентностного подхода.

Задачи учебной практики: формирование бщекультурных компетенций (ОК - 3, 4, 6, 7, 9, 11, 13, 14, 16); формирование общепрофессиональных компетенций (ОПК - 1, 2, 3, 4, 5); формирование профессиональных компетенций (ПК -1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13).

Результаты деятельности практикантов оформляются в виде электронного «Портфолио профессиональных достижений» (табл. 1) [2], основной целью формирования которого является документальное подтверждение индивидуальных образовательных и профессиональных достижений студента в процессе освоения программы практики.

Оценка профессиональных достижений и личностного роста студентов-практикантов производится на основе технологической карты оценивания сформированности компетенций студентов в ходе учебной практики, разработанной преподавателями кафедры общей педагогики.

Таблица 1 - «Портфолио профессиональных достижений» практиканта

1. Предписание

2. Титульный лист

3. Информация о классе (расписание уроков, список класса с указанием общественных пору-

чений)

4. Дневник педагогических наблюдений

5. Кластер «Педагогическое взаимодействие»

6. Анкетирование обучающихся

7. Конспект воспитательного мероприятия

8. Презентация воспитательного мероприятия

9. Самоанализ воспитательного мероприятия

10. Буклет для родителей по актуальным проблемам воспитания и обучения школьников

11. Педагогический очерк

12. Текст и презентация для публичной защиты группового проекта по итогам практики

13. Результаты тестирования на определение готовности студентов к обеспечению охраны

жизни и здоровья обучающихся в образовательном процессе школы

14. Технологическая карта личностного роста бакалавра

15. Благодарности, полученные в ходе практики

16. Фото и видеоматериалы

Технологическая карта позволяет соотнести формируемые компетенции и задания, выполняемые в ходе практики (табл. 2). Причем задания описываются при помощи индикаторов и дескрипторов, что облегчает процедуру оценивания. Эффективность такого подхода к оцениванию сформированности компетенций студентов в ходе учебной практики покажем на примере одного из заданий.

Таблица 2 - Технологическая карта оценивания сформированности компетенций студентов в ходе учебной практики

Задания Индикаторы (обобщённые результаты обучения) Дескрипторы (динамика результатов обучения, выраженных в конкретных действиях) Формируемые компетенции

Тест на определение готовности студентов к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся в образовательном процессе школы. Количество баллов. Пройти тестирование: 1 уровень - 50-72 балла; 2 уровень - 30-49 баллов; 3 уровень - менее 30 баллов. ОК-11 (уровень 1, 2) ПК-8 (уровень 1, 2)

Дневник практики. - Требования к оформлению деловых документов. - Отражение всех видов деятельности в качестве классного руководителя. Ежедневно заполнять дневник практики, фиксируя все виды деятельности в качестве классного руководителя. ОК-6 (уровень 1, 2) ОПК-3 (уровень 1, 2) ОПК-5 (уровень 1, 2)

Кластер «Педагогическое взаимодействие». - Опора на базовые культурные ценности, современные принципы толерантности, диалога и сотрудничества в рассмотрении вопроса педагогического взаимодействия. - Информативность, аргументированность, наличие причинно-следственных связей между компонентами кластера. Разработка кластера. ОК-3 (уровень 1, 2) ОПК-3 (уровень 1, 2) ОПК-5 (уровень 1, 2) ПК-6 (уровень 1, 2)

Анкетирование обучающихся. - Самостоятельность разработки анкеты, ее соответствие поставленной задаче. - Научная обоснованность интерпретации результатов и выводов. Разработать анкету, провести анкетирование обучающихся и обработать результаты. ОПК-5 (уровень 1, 2) ПК-6 (уровень 1, 2) ПК-11 (уровень 1, 2)

Воспитательное мероприятие (ВМ). - Актуальность темы ВМ, ее направленность на решение ключевых задач в области воспитания, обозначенных в государственных документах. - Соответствие темы ВМ возрастным и индивидуальным особенностям учащихся. - Соответствие цели и задач ВМ выбранным методам. - Рефлексия. - Соответствие плана беседы ее цели (направленность беседы на формирование у учащихся толерантного отношения к социальным и культурным различиям, уважительного и бережного отношения к историческому наследию и культурным традициям). - Актуальность проблемы диспута, ее соответствие возрастным особенностям учащихся. - Полнота и правильность оформления списка литературы (наличие печатных и электронных ресурсов). Разработать и провести воспитательное мероприятие, включающее фрагменты диспута и беседы с учащимися на основе нормативных документов в области воспитания. ОК-3 (уровень 1, 2) ОК-6 (уровень 1, 2) ОК-9 (уровень 1, 2, 3) ОК-13 (уровень 1, 2) ОК-14 (уровень 1, 2) ОК-16 (уровень 1, 2) ОПК-3 (уровень 1, 2) ПК-2 (уровень 1, 2)

Презентация воспитательного мероприятия. - Требования к оформлению и содержанию презентации. Разработать презентацию для проведения ВМ. ОК-6 (уровень 1, 2) ОПК-3 (уровень 1, 2) ОПК-5 (уровень 1, 2)

Самоанализ воспитательного мероприятия. - Актуальность выбранной темы ВМ; соответствие цели, задач ВМ и полученных результатов. - Обоснование содержания и формы ВМ, видов деятельности учащихся. - Описание использованных технологий, методов и приёмов, анализ их эффективности. - Анализ подготовки и хода ВМ. - Саморефлексия и корректировка ВМ. Самостоятельно проанализировать воспитательного мероприятия. ОК-6 (уровень 1, 2) ОПК -3 (уровень 1, 2) ОПК-4 (уровень 1, 2) ОПК-5 (уровень 1, 2) ПК-2 (уровень 1, 2) ПК-6 (уровень 1, 2) ПК-7 (уровень 1, 2, 3)

Буклет для родителей. - Требования к оформлению буклета. - Актуальность и информативность буклета. Разработать буклет для родителей по актуальным проблемам воспитания и обучения детей. ОК-6 (уровень 1, 2) ОПК-3 (уровень 1, 2) ОПК-5 (уровень 1, 2) ПК-2 (уровень 1, 2)

Педагогический очерк. Требования к написанию педагогического очерка. Составить письменное речевое высказывание в жанре педагогический очерк. ОК-3 (уровень 1, 2) ОК-14 (уровень 1, 2) ОК-6 (уровень 1, 2) ОК-7 (уровень 1, 2) ОПК-1 (уровень 1, 2) ОПК-3 (уровень 1, 2) ОПК-4 (уровень 1, 2) ОПК-5 (уровень 1, 2) ПК-2 (уровень 1, 2) ПК-6 (уровень 1, 2) ПК-7 (уровень 1, 2)

Публичная защита группового проекта по итогам практики. Требования к публичной защите группового проекта. Подготовить групповой проект. ОК-6 (уровень 1, 2) ОК-7 (уровень 1, 2) ОПК-3 (уровень 1, 2) ОПК-4 (уровень 1, 2)

Система оценивания сформированности компетенций осуществляется на основе уров-невого подхода, который предполагает самооценку бакалавра, оценку специалиста базы практики и методиста вуза. Нами разработано три уровня сформированности компетенций:

1 уровень - характеризуется наличием у бакалавра общих представлений о педагогическом процессе и путях его реализации, умения составить из предлагаемых компонентов фрагмент мероприятия или урока, представлений о технологии составления конспекта занятия, наличие общих сведений о решении педагогических задач, владение отдельными технологическими приемами технологий; мотивация характеризуется проявлением интереса к профессии, педагогическим задачам и ситуациям;

2 уровень - отражает более глубокое представление студента о педагогическом процессе как сложном и неоднозначном явлении, понимание причинно-следственных связей процессов и явлений в образовании, наличие необходимого уровня сведений о методологических основах практической педагогической деятельности, владение знаниями о разнообразных технологиях, умений сравнивать технологии, выявлять общее и особенное, комбинировать компоненты технологий, использовать элементы технологий при решении практических педагогических задач, конструировать проект занятия; наличие мотивации к профессионально-педагогической деятельности выражено в интересе к рассмотрению явлений и процессов в области образования, представленных в педагогических ситуациях, заинтересованности в исходе решения проблемы, умении оценивать роль педагога и ученика в ситуации, стремление осмысливать и формулировать свою позицию и мировоззренческие основы в процессе принятия решения;

3 уровень - выражен в осмысленном и осознанном соотношении теоретико-методологических основ практической деятельности с её непосредственным осуществлением, понимание необходимости соблюдения и учета психолого-педагогических, дидактических, методических и других принципов и требований при проектировании занятия, владение умениями конструировать конспект занятия с четким и грамотным указанием целей и задач, психолого-педагогическим обоснованием выбора форм, методов, технологий, целостное видение занятия, определение его места в системе планирования педагогической деятельности, умение его анализировать, осуществлять прогнозирование относительно возможности достижения предполагаемых метапредметных, предметных и личностных результатов; четкая и устойчивая мотивация к осуществлению профессиональной педагогической деятельности.

Требования к уровням сформированности каждой компетенции представлены в учебно-методическом пособии «Практика в системе профессионального образования и личностного роста студента-бакалавра» [7].

В настоящее время проект «Практика в системе непрерывного профессионального образования и личностного роста будущего специалиста» проходит апробацию в условиях реального образовательного процесса школ г. Арзамаса с целью последующей корректировки.

Реализация предложенного нами проекта, направленного на обеспечение повышения качества профессионального образования, предусматривает постепенное вхождение в профессию в соответствии с новыми требованиями, обозначенными в Профессиональном стандарте педагога.

Список литературы:

1. Касаткина Е.С. Мультипликационный фильм как средство патриотического воспитания школьников //Академический журнал Западной Сибири. - 2010. - № 5-6. - С. 11.

2. Концепция поддержки развития педагогического образования: (проект) [Электронный ресурс]. - иКЬ: Ийр://минобрнауки.рф/документы/4090 (дата обращения: 11.04.2014).

3. Кузина И.В., Миронычева В.Ф. Медиаобразование в условиях реализации ФГОС

// Нижегородское образование. - 2013. - № 3. - С. 108-112.

4. Лёвкина Е.В. Пути совершенствования гражданского воспитания будущих педагогов // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. -2008. - № 88. - С. 193-198.

5. Марина А.В. Размышления вузовского методиста // Биология в школе. - 2009. - № 4. - С.29-34.

6. Миронычева В.Ф. Методическое моделирование как одна из форм организации самостоятельной работы студентов-филологов // Академический журнал Западной Сибири. -2010. - № 5-6. - С. 17-18.

7. Практика в системе профессионального образования и личностного роста студента-бакалавра: учеб.-метод. пособие / Е.В. Лёвкина, Е.С. Иванцова, И.В. Кузина, В.Ф. Миронычева, Н.В. Федосеева, В.Н. Белов; Арзамас. фил. ННГУ. - Арзамас: АФ ННГУ, 2014. - 92 с.

8. Приказ Минтруда России № 544н от 18.10.2013 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» [Электронный ресурс]. - URL: http://www.rosmintrud.ru/docs/mintrud/orders/129 (дата обращения: 11.04.2014).

9. Федосеева Н.В. Воспитательный аспект общения в системе «взрослый - ребёнок» в произведениях А.П. Гайдара «Чук и Гек» и «Тимур и его команда» // Приволжский научный вестник. - 2013. - № 8-2 (24). - С. 147-152.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.