Научная статья на тему 'Компетентностный подход как фактор профессионального развития студентов в многоуровневом географическом образовании'

Компетентностный подход как фактор профессионального развития студентов в многоуровневом географическом образовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
525
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / КОМПЕТЕНЦИИ / ОБЩЕКУЛЬТУРНЫЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / COMPETENCE APPROACH / COMPETENCE / COMPETENCES / GENERAL CULTURAL AND PROFESSIONAL COMPETENCES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Старчакова Ирина Викторовна

В статье речь идет о сущности таких понятий как компетентностный подход, компетенции, компетентность в свете ФГОС нового поколения, показаны пути развития общекультурных и профессиональных компетенций в курсе «Теория и методика обучения географии», их значимость в процессе становления личности будущего учителя географии. Профессиональные компетенции будущего учителя географии представляют собой систему характеристик деятельности, в которых отражены специфика географии как дисциплины мировоззренческого характера и процесса обучения географии как процесса познания. В статье выделены специально-предметные компетенции трех уровней: компетенция в области географической культуры, которая формируется в основном в процессе освоения дисциплин профильной подготовки. Основу здесь составляют знания о предмете. Далее компетенция в области туристско-краеведческой деятельности, которая формируется в основном в ходе учебных полевых практик, а также при изучении элективных курсов краеведческого содержания и методические компетенции, которые формируются в системе методической подготовки вуза в рамках дисциплин профессионального цикла. Компетентностный подход в системе профессионально-педагогической подготовки будущих учителей является фактором профессионального развития студентов в многоуровневом географическом образовании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Старчакова Ирина Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Competence Approach As a Factor of Students' Professional Development in Multi-level Geographic Education

The article deals with such concepts as competence-based approach and competences in the light of a new generation of Federal State Educational Standards and shows some ways to develop cultural and professional competences in the course "Theory and Methods of Teaching Geography", their importance in the process of forming a future teacher of geography. Professional competences of future geography teachers represent a system of activity characteristics, which reflect the specifics of geography as a discipline of world view forming character and the process of learning geography as cognition. The article describes specific subject competences of three levels: competences in the field of geographic culture, which are mainly formed while learning core disciplines (knowledge about the subject), competences in the field of tourism and local history activities, which are formed during field practicums and elective courses in local studies and methodological competences, which are formed in the process of methodical training while learning university disciplines of the professional cycle. The competence-based approach in the system of professional and pedagogical training of future teachers is a factor of students' professional development in multi-level geographic education.

Текст научной работы на тему «Компетентностный подход как фактор профессионального развития студентов в многоуровневом географическом образовании»

УДК 378. 14 ББК Ч 486.43

И. В. Старчакова,

г. Чита, Россия

Компетентностный подход как фактор профессионального развития студентов в многоуровневом географическом образовании

В статье речь идет о сущности таких понятий как компетентностный подход, компетенции, компетентность в свете ФГОС нового поколения, показаны пути развития общекультурных и профессиональных компетенций в курсе «Теория и методика обучения географии», их значимость в процессе становления личности будущего учителя географии. Профессиональные компетенции будущего учителя географии представляют собой систему характеристик деятельности, в которых отражены специфика географии как дисциплины мировоззренческого характера и процесса обучения географии как процесса познания. В статье выделены специально-предметные компетенции трех уровней: компетенция в области географической культуры, которая формируется в основном в процессе освоения дисциплин профильной подготовки. Основу здесь составляют знания о предмете. Далее - компетенция в области туристско-краеведческой деятельности, которая формируется в основном в ходе учебных полевых практик, а также при изучении элективных курсов краеведческого содержания и методические компетенции, которые формируются в системе методической подготовки вуза в рамках дисциплин профессионального цикла. Компетентностный подход в системе профессионально-педагогической подготовки будущих учителей является фактором профессионального развития студентов в многоуровневом географическом образовании.

Ключевые слова: компетентностный подход, компетентность, компетенции, общекультурные, профессиональные компетенции.

I. V. Starchakova

Chita, Russia

Competence Approach As a Factor of Students’ Professional Development in Multi-level Geographic Education

The article deals with such concepts as competence-based approach and competences in the light of a new generation of Federal State Educational Standards and shows some ways to develop cultural and professional competences in the course “Theory and Methods of Teaching Geography”, their importance in the process of forming a future teacher of geography. Professional competences of future geography teachers represent a system of activity characteristics, which reflect the specifics of geography as a discipline of world view forming character and the process of learning geography as cognition. The article describes specific subject competences of three levels: competences in the field of geographic culture, which are mainly formed while learning core disciplines (knowledge about the subject), competences in the field of tourism and local history activities, which are formed during field practicums and elective courses in local studies and methodological competences, which are formed in the process of methodical training while learning university disciplines of the professional cycle. The competence-based approach in the system of professional and pedagogical training of future teachers is a factor of students’ professional development in multi-level geographic education.

Keywords: competence approach, competence, competences, general cultural and professional competences.

© И. В. Старчакова, 2011

45

Совершенствование методической подготовки студентов выступает сегодня главной идеей модернизации многоуровневого педагогического образования. Развитие профессиональных качеств будущих учителей было актуально во все времена, так как именно педагогические кадры влияют на эффективность всей системы образования и государства в целом.

В настоящее время значительно расширились и усложнились профессиональные задачи российского учительства. Современной школе нужен учитель организатор самостоятельной учебной деятельности учащихся, учитель исследователь, новатор, способный видеть проблемы современного образования, быстро принимать решения, организовывать творческий поиск, использовать разнообразные методы, формы, средства обучения, элементы современных технологий и так далее. То есть в современном образовании востребован учитель профессионал с высоким чувством ответственности, широким кругозором, способный к постоянному саморазвитию.

Однако опыт практики показал, что в современной системе профессиональной подготовки существует ряд недостатков, в деятельности учителей просматриваются стереотипы, методические штампы. Поэтому необходима систематическая работа по преодолению противоречия между «...вовлечённостью студентов в педагогический труд на уровне творческого мышления и социальной активности и опорой в профессиональном обучении, прежде всего, на процессы внимания, восприятия, памяти» [5, с. 231].

В отечественной педагогике представлено довольно большое число различных подходов, лежащих в основе современной подготовки специалистов. В их числе традиционные подходы: знаниецентристский, системный, деятельностный, комплексный, личностно ориентированный, личностно-деятельностный и новые: ситуационный, контекстный, полипарадигмальный, информационный, эргономический, компетент-ностный. С учеёом проблемы исследования остановимся на последнем.

Компетентностный подход применительно к высшему профессиональному образованию не является новым. Направленность на усвоение знаний, умений и навыков, разнообразных способов деятельности всегда находила отражение в трудах отечественных педагогов. Данный подход реализуется через формирование профессиональных компетенций.

Согласно концепции Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования нового поколения под компетенцией понимается определенный набор (совокупность) знаний, умений, навыков, позволяющих субъекту продуктивно действовать при решении практических задач, то есть рациональным ядром компетенции выступает деятельность, направленная на решение профессионально-педагогических задач.

Анализ исследований отечественных (И. А. Зимняя, А. К. Маркова, Л. М. Митина и др.) и зарубежных (Р. Барнетт, В. Вестер и др.) авторов показал, что готовность студента к будущей педагогической деятельности реализуется не только через практическую деятельность, но и подкрепляется познавательными процессами, самопознанием, эмоционально-ценностным отношением к миру и так далее.

В соответствии с позицией ряда исследователей (М. Я. Виленский, И. Ф. Исаев, Н. В. Кузьмина, В. А. Сластенин и др.) под профессиональной компетенцией понимаем функциональную готовность к продуктивному решению профессиональных задач, личностную готовность будущего педагога к деятельности, основанной на знаниях, опыте, ценностях, которые освоены в процессе обучения в вузе. Компетентность проявляется как комплексное качество личности, связанное с интеграцией профессиональных знаний, умений и способов деятельности, ценностных отношений. В этой системе ценностные отношения, профессионально-ценностные ориентации, мотивы деятельности педагога выступают как факторы, влияющие на ценностное сознание учащихся, развивают, корректируют их духовнонравственные представления. На этот процесс влияет и специфика соответствующего учебного предмета. География - единственный школьный предмет, изучающий природу, население, экономику в их разнообразии и взаимосвязи.

Поэтому профессиональные компетенции будущего учителя географии представляют собой систему характеристик деятельности, в которых отражена специфика географии как дисциплины мировоззренческого характера и процесса обучения географии как процесса познания. Таким образом, согласимся с Е. А. Бе-ловоловой и Е. А. Гончар [2, с. 38], которые, учитывая значительную мировоззренческую направленность географического образования, выделяют специально-предметные компетенции трех уровней:

1. Компетенция в области географической культуры, которая формируется в основном в процессе освоения дисциплин профильной подготовки. Основу здесь составляют знания о предмете.

2. Компетенция в области туристско-краеведческой деятельности, которая формируется в основном в ходе учебных полевых практик, а также при изучении элективных курсов краеведческого содержания.

3. Методические компетенции, которые формируются в системе методической подготовки вуза в рамках дисциплин профессионального цикла.

Таким образом, сущность компетентност-ного подхода в системе профессиональнопедагогического образования заключается в направленности образования «.на развитие личности обучающегося в результате формирования у него таких личностных качеств, как компетентность, посредством решения профессиональных и социальных задач в образовательном процессе» [3, с. 23].

Компетентностный подход способствует не просто накоплению знаний по предмету, а умений самостоятельно оперировать этими знаниями. Идеальным результатом современного образования должен стать компетентный специалист, а реальным - создание условий для достижения поставленной цели в образовательном учреждении любого типа.

В качестве цели при реализации компетент-ностного подхода в профессиональном образовании выступает формирование компетентного специалиста, развитие его как личности. Компетенции в современной педагогике профессионального образования необходимо рассматривать как новый, обусловленный рыночными отношениями, тип целеполагания в образовательных системах. В чем его новизна, чем отличается этот тип целеполагания от традиционного, академического подхода к формированию целей? Главное отличие состоит в том, что «ком-петентностная модель освобождается от диктата объекта (предмета) труда, но не игнорирует его, тем самым ставит во главу угла междисциплинарные, интегрированные требования к результату образовательного процесса» [1, с. 22-46].

Компетентностный подход означает, что цели образования привязываются более сильно с ситуациями применимости в мире труда, то есть речь идет о компетенциях, охватывающих «.способность, готовность познания и отношения (образы поведения), которые необходи-

мы для выполнения деятельности. Традиционно при этом различают предметную, методологическую и социальную компетентность» [там же].

Наиболее полными и в некоторой степени обобщёнными являются определения компетенции и компетентности В. В. Краевского и А. В. Хуторского. По их мнению, компетенция -заранее заданное социальное требование (норма) к образовательной подготовке, выражающее совокупность взаимосвязанных смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков, опыта творческой деятельности ученика по отношению к определенному кругу объектов реальности, необходимых для осуществления личностно и социально значимой продуктивной деятельности. Это способности и умения, которыми владеет ученик [4, с. 54].

Компетентность - владение, обладание учеником соответствующей компетенцией, включающее его личное отношение к ней и предмету деятельности. Это характеристика человека [4, с. 57].

Первоначально были выделены ключевые компетенции. Ключевые компетенции - система универсальных, базовых знаний, умений и навыков, а также опыт творческой деятельности и личной ответственности обучающихся. Этими ключевыми компетенциями должны владеть все студенты. К ним относим:

1. Когнитивные (познавательные) - умение чувствовать окружающий мир, задавать вопросы, отыскивать причины явлений, обозначать своё понимание или непонимание вопроса.

2. Креативные (творческие) - вдохновленность, фантазия, гибкость ума, чуткость к противоречиям, раскованность мыслей, чувств, движений, способность прогнозировать, критичность, наличие своего мнения.

3. Оргдеятельностные (методологические)-способность осознания целей деятельности и умения их пояснить, умение поставить цель и организовать её достижение, способность к творчеству, рефлексивное мышление, самоанализ, самооценка.

4.Мировоззренческие, определяющие эмоционально-ценностные установки ученика, его способность к самопознанию и самодвижению, умение определять своё место и роль в окружающем мире, в семье, в коллективе, в природе.

5. Коммуникативные, обусловленные необходимостью взаимодействовать с другими людьми, с объектами окружающего мира и его информационными потоками, умение отыскивать, преобразовывать и передавать информацию, выполнять различные социальные роли в

группе и коллективе, использовать современные телекоммуникационные технологии (электронная почта, Интернет).

Перечисленные компетенции не отражают всю специфику профессионального, в том числе педагогического образования, особенно в области развития личности будущего учителя, поэтому, согласно концепции ФГОС ВПО нового поколения, выделены общекультурные, профессиональные и общепрофессиональные компетенции.

Общекультурные компетенции позволяют будущему учителю действовать эффективно при решении практических задач в области общекультурной деятельности, таким образом, способствуя развитию его культурной сферы. В рамках дисциплины «Теория и методика обучения географии» общекультурные компетенции формируются как на лекционных, так и практических занятиях, во время педагогической практики. Этот процесс связан с развитием географической культуры как составной частью общечеловеческой культуры. Сущность географической культуры заключается в совершенствовании умения мыслить географическими категориями, грамотно использовать в устной и письменной речи понятийный аппарат географической науки.

Лекционные занятия по темам «Теория и методика обучения географии как наука», «Психолого-педагогические основы географического образования», «Научный потенциал современной школьной географии» и другие способствуют формированию умения анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы; использовать знания о современной географической картине мира в образовательной и профессиональной деятельности; применять методы теоретического и эмпирического исследования и т. д.

Практические занятия по темам «Современные образовательные технологии, использование их элементов в практике географического образования», «Методы и средства обучения географии», «Теория и методика обучения региональной географии» развивают общекультурные компетенции, связанные с овладением культурой мышления; способностью к обобщению, анализу, восприятию информации; постановке цели и выбору путей её достижения; пониманием значения культуры как формы человеческого существования и руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества.

Профессиональные компетенции будущего учителя географии представляют собой систему характеристик деятельности, в которых отражены специфика географии как дисциплины мировоззренческого характера и процесса обучения географии как процесса познания. Учитывая специфику педагогического образования, Федеральный государственный образовательный стандарт выделяет общепрофессиональные и профессиональные компетенции. Общепрофессиональные компетенции отражают общие характеристики подготовки будущего учителя.

Общепрофессиональные компетенции, также как и общекультурные, формируются в процессе изучения курса «Теория и методика обучения географии». На лекциях и семинарах по темам «Межпредметные связи географии и методики обучения географии», «Живое слово учителя как фактор развития познавательного интереса учащихся», «Актуализация знаний на уроках географии» формируются компетенции, связанные с осознанием социальной значимости своей будущей профессии, наличием мотивации к осуществлению профессиональной деятельности; использованием систематизированных теоретических и практических знаний гуманитарных, социальных и экономических наук при решении профессиональных задач; способностью нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности.

Профессиональные компетенции в значительной степени отражают специфику предметной подготовки. Формирование и развитие профессиональных компетенций протекает в процессе всего изучение курса «Теория и методика обучения географии», на лекционных и практических занятиях, семинарах, педагогической практике.

Тема «Стандартизация содержания географического образования» развивает способность реализовывать программы базовых и элективных курсов в образовательных учреждениях различного типа; «Методы обучения географии» и «Современные образовательные технологии» формируют готовность применять современные методики и технологии, в том числе информационные, для обеспечения качества учебновоспитательного процесса на конкретной образовательной ступени конкретного образовательного учреждения.

Большое значение для развития способности использовать возможности образовательной среды, в том числе информационной, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса имеют семинары по темам «Школьный учебно-

методический комплекс по географии» и «Учебнометодические комплекты по географии».

Во время педагогической практики совершенствуются все компетенции, которые формировались во время аудиторных занятий, особенно,умение включаться во взаимодействие с родителями, социальными партнерами, заинтересованными в обеспечении качества учебно-воспитательного процесса; способность организовывать сотрудничество обучающихся и воспитанников и готовность к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся в учебно-воспитательном процессе и внеурочной деятельности.

В процессе формирования компетенций, а значит реализации компетентностного подхода, целесообразно использовать некоторые общие рекомендации:

1. Главное в процессе обучения - личность, которую мы формируем, на её развитие и воспитание не жалейте ни времени, ни усилий.

2. Учите студентов учиться, чаще используйте вопросы «зачем?», «почему?», «а что произойдет, если...».

3. Шире используйте знания на практике.

4. Приучайте студентов думать и действовать самостоятельно, развивайте творческое мышление.

5. Познавательные и творческие задачи решайте разными способами, чаще показывай-

те студентам перспективы их обучения и развития.

6. Учитывайте индивидуальные особенности каждого студента, реализуйте дифференцированный подход.

7. Изучайте и учитывайте жизненный опыт студентов, их интересы, особенности развития.

8. Чаще предлагайте студентам исследовательские задания, знакомьте их с техникой педагогического эксперимента.

9. На конкретных примерах доказывайте студентам, что каждый человек найдёт своё место в жизни, если научится всему, что необходимо для реализации жизненных планов.

Учитывая сказанное, представляется возможным сделать вывод о том, что компетентный человек - тот, который обладает определёнными возможностями, подготовкой, позволяющими ему справляться с ситуацией, вовремя активизировать и актуализировать свои знания и умения, приемы и способы деятельности, то есть применять знания и умения на практике.

Таким образом, определяется сущность компетентностного подхода в системе профессионально-педагогической подготовки будущих учителей, подхода, который является фактором профессионального развития студентов в многоуровневом географическом образовании.

Список литературы

1. Байденко В. И., Оскарссон Б. Базовые навыки (ключевые компетенции) как интегрирующий фактор образовательного процесса // Профессиональное образование и формирование личности специалиста. М., 2002. С. 22-46.

2. Беловолова Е. А., Гончар Е. А. Компетенции как критерии и фактор профессионально-личностного развития будущего педагога (на примере географического профиля) // Педагогическое образование: вызовы 21 века: материалы междунар. научно-практ. конф. М.: МАНПО, 2010. С. 38.

3. Зимняя И. А. Компетентностный подход. Каково его место в системе современных подходов к проблемам образования? // Высшее образование сегодня. 2006. № 8. С. 23.

4. Краевский В. В., Хуторской А. В. Основы обучения. Дидактика и методика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. завед. М., 2007. С. 54.

5. Сластенин В. А. Деятельностное содержание профессионально-личностного развития педагога // Воспитательная работа в вузе: состояние, проблемы, перспективы развития: материалы междунар. науч. конф. М.: МАНПО; Ярославль, 2009. С. 231.

6. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Утв. приказом министерства образования и науки Российской федерации от 22 дек. 2009 г. № 788. 71 с.

Рукопись поступила в редакцию 14.10.2011 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.