О. Л. Никольская. Творческая деятельность как предмет психолого-педагогических исследований...
ОБЗОРЫ
УДК 14.35.07; 14.07.03; 15.81.53; 159.9:7.01
О. Л. Никольская
ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ
И ПУБЛИКАЦИЙ
На основе анализа статей в «Вестнике ТГПУ» творческая педагогическая деятельность рассматривается как особый предмет исследования многих авторов. При этом обобщены следующие аспекты как предмет исследования авторов: влияние компе-тентностного, системного подходов на развитие творческих способностей обучающихся; модели актуализации творческой деятельности; методы актуализации творческого потенциала и развития творческих способностей; взаимосвязь профессиональной компетентности педагогов с уровнями развития творческого потенциала.
Ключевые слова: творческая деятельность, творческие способности, методы актуализации творческого потенциала, творческая индивидуальность, профессиональная компетентность.
Рассмотрим на основе анализа статей в журнале «Вестник ТГПУ» те направления, которые раскрывают исследователи в рамках изучения творческой деятельности, под которой будем понимать особый вид человеческой деятельности, для которой характерны следующие признаки:
1) разрешение проблемы, решение творческой (для конкретного субъекта) задачи, которая рассматривается рядом авторов (Г. С. Альтшуллер, А. Н. Леонтьев, Ю. Н. Кулюткин) как цель, заданная в определенных условиях и должна быть нестандартной. Творческий поиск начинается с осознания проблемы, ее формулирования, а заканчивается разрешением;
2) субъект открывает новый (для себя) способ решения творческой задачи, под которым понимается не только формирование навыков, умений, технологии деятельности, но и мо-тивационно-ценностные компоненты личности, интуиция, открытость для дальнейшего творчества;
3) творческая деятельность, как правило, предполагает рациональное комбинирование существующей информации, в результате чего появляется новое знание, расширяющее границы предшествующих (Ю. К. Бабанский, И. Я. Лернер, Я. А. Пономарев и др.);
4) необходимость личностных качеств, творческих способностей, ценностных ориента-ций. Согласно традиции отечественной педагогики и психологии способности к творчеству не рассматриваются как предопределенные генетически. Лишь социальные условия, педагогическое воздействие развивают или угнетают эти качества [1].
1. Разработка и реализация моделей педагога и творческой деятельности. В. П. Алексеевым, В. З. Мидуковым, В. М. Ушаковым создана системная модель инженерного образования, основное положение которой состоит в том, что развитие творческих способностей необходимо развивать системно, учитывая и компоненты самих творческих способностей и систему развивающих воздействий, направленных на усиление определенных способностей [2, 3]. Авторы отмечают тот факт, что инженерное творчество проявляется через куль-
турологическое творчество в целом и в отдельных его отраслях [3], при этом они опираются на точку зрения Г. С. Альтшуллера, который считал, что «инженеру-изобретателю для сохранения максимального творческого режима на протяжении всей жизни необходимо постоянно выходить за пределы собственно конкретно-технических изобретений и изобретательских проблем... в смежные технические и социотехнические области, позволяющие овладеть надсистемой изобретательских целей, превращающихся в конечном итоге в общечеловеческие и космические цели, в результате - инженер превращается в мыслителя» [4, с. 210-222]. В связи с этим предлагается изменить подготовку инженеров, производя культурологическую системно-структурную перестройку учебных программ и планов, осуществляя биосферно-космологический синтез школьной информации, учебно-инженерной информации для высшей школы, научно-исследовательской информации, поствузовской, связанной с инженерно-исследовательской деятельностью. Такое построение системы образования, с точки зрения авторов, будет способствовать развитию инженерного творчества студентов технических вузов [3, с. 46].
А. Д. Московченко, В. З. Мидуков, В. М. Ушаков, В. П. Алексеев применили системную технологию решения проблем, разработанную Ф. Н. Тарасенко, обязательным элементом обучения которой является конструирование как наиболее высокий уровень синтетического творческого мышления [5]. При этом авторами фиксируется взаимосвязь постановки цели конструирования с применением технологии прикладного системного анализа. Таким образом, авторы делают вывод: «.системные методы и теория инженерного творчества позволяют рационально построить технологию современного многоуровневого образования специалистов высокой квалификации в условиях рыночной экономики» [2, с. 45].
В работе О. Ю. Елькиной предлагается модель профессиональной подготовки будущего учителя, направленная на формирование продуктивного опыта младших школьников, под которым автор понимает интегративное и динамичное личностное качество, обеспечивающее проявление субъектной позиции ребенка, ориентированной на преобразовательную деятельность по созданию субъективно нового и общественно ценного продукта, имеющего эмоциональную привлекательность [6]. О. Ю. Елькиной установлены структурные элементы-блоки теоретической модели подготовки будущего учителя к формированию продуктивного опыта младших школьников: теоретико-методологический (факторы, дидактические принципы, содержание процесса подготовки специалиста в области образования, профессиональная деятельность которого ориентирована на формирование у младших школьников продуктивного опыта, а также комплекс психолого-педагогических условий, обеспечивающих эффективность данной подготовки будущего учителя), дидактико-мето-дический и личностный, и с позиции личностно-деятельностного подхода определены важнейшие методологические ориентиры организации дидактического и методического обеспечения образовательного процесса - ориентация на субъект-субъектное взаимодействие, основанное на саморазвитии субъектов образовательной деятельности, оптимальное сочетание традиций и новаций при выборе форм и методов организации образовательного процесса. О. Ю. Елькиной в рамках теоретико-методологического блока изучены общественные (объективные) культурно-образовательные и личностные факторы, обусловливающие деятельность педагога в аспекте данной проблемы, трактуемые автором как причины, обеспечивающие «самодвижение индивидуальности студента к вершинам профессиональной деятельности» [6, с. 24].
Результаты наших исследований убеждают, что наиболее значимую роль в этом списке играют личностные факторы. В результате нашего исследования было выявлено 52 вида затруднений, связанных с освоением педагогами творческой деятельности [1]. Мы солидарны
с автором, с положением о необходимости обеспечения условий для творческой деятельности в учебном процессе. Нами также предлагается для актуализации творческого потенциала проводить с педагогами дидактические тренинги: развивающие упражнения, ориентированные на диагностику трудностей и их преодоление в связи с определенным этапом прохождения методики инновационного обучения, наблюдение за педагогическим творчеством в учебном процессе и на практике [1].
Как одна из моделей педагога и творческой деятельности может быть рассмотрена технология организации процесса творческого саморазвития учителя Ю. А. Каверина (ее этапы: диагностико-аналитический, организационно-деятельностный, планово-прогностический, оценочно-рефлексивный), при этом процесс творческого саморазвития понимается им как «активное качественное преобразование учителем своего внутреннего мира, приводящее к принципиально новому его строю и способу жизнедеятельности». Технология основана на построении индивидуальной траектории саморазвития учителя, определяемой в ходе самоанализа и диагностики педагогической деятельности и уровня развития его личностных качеств [7, с. 39].
2. Развитие творческого потенциала в различных видах деятельности. В ряде публикаций подчеркивается значимость создания определенных условий для актуализации творческого потенциала, в том числе в различных видах деятельности. Так, Т. М. Криво изучается роль предмета «Художественная керамика», входящего в цикл специализации по выбору студентов факультета начальных классов и предполагающего изучение основ одного из древнейших видов художественного творчества - керамики - в развитии творческого потенциала студентов. В качестве основного метода обучения используется метод проектов, объединяющий в себе проблемно-исследовательские подходы и обеспечивающий продуктивное творчество студентов, которые разрабатывают и проводят презентацию собственного творческого проекта по определенной теме [8]. Мы согласны с мнением автора, доказывающего эффективность проектного метода в актуализации творческого потенциала, таких его составляющих, как гибкость, оригинальность мышления. Этот метод обеспечивает индивидуальный подход в обучении. Универсальность художественной керамики заключается в объединении в себе всех видов изобразительного искусства - рисунка, живописи, скульптуры, что и дает возможность каждому студенту выбрать наиболее приемлемый для него вид творческой деятельности, материал, технику исполнения [8, с. 32].
В ряде публикаций подчеркивается значимость интенсивного обучения для развития и становления творческих возможностей ребенка, всего блока интеллектуальных процессов, обеспечивающих индивидуальное и коллективное творчество. Так, И. А. Иценко считает, что обучение иностранным языкам в школе должно проходить интенсивно, не растягиваться на весь период школьного обучения, ограничиваться 2-4-мя классами. За этот период учащиеся получают набор знаний в объеме 2 500 лексических единиц. Интенсификация обучения предполагает увеличение количества учебных часов до 6 в неделю. И. А. Иценко представляет следующие подходы к организации творческой деятельности: обучение иностранным языкам должно быть легким, свободным и доступным [9]; иметь внутренне-обус-ловленный мотивационный характер, т. е. должно быть интересным и значимым для обучаемого; эффективность процесса обучения должна сразу же выводить детей на конкретный результат; обучение должно быть ориентировано на реальное общение на языке [10, с. 116].
Е. Е. Ланкина предлагает развивать творческий потенциал младших школьников в эстетической деятельности исходя из понимания того, что «центральной категорией содержания образования становится... субъектный личностный потенциал учащегося, актуализи-
рующийся и формирующийся в образовательном процессе» [11, с. 107]. Автор справедливо отмечает, что в искусстве кроется особый опыт личностного развития человека. Опираясь на точку зрения В. В. Медушевского, исследователь доказывает, что быть личностью означает быть творцом, реализующим в процессе жизни Божий дар - свои творческие потенциалы [11, с. 107]. Ссылаясь на А. А. Мелик-Пашаева, З. Н. Новлянскую и Г. Н. Кудину, Е. Е. Лан-кина определяет реализацию «творческого дара» точкой отсчета формирования нравственности ребенка, так как самореализация в творчестве формирует у детей качественно новое отношение к миру - отношение сочувственного переживания. В связи с этим автор выделяет следующие задачи музыкально-художественного и творческого развития в младшем школьном возрасте: 1) продуктивное развитие способности эстетического сопереживания действительности как умение вступать в особую форму духовного деятельного общения с эстетически преображаемым и этически содержательным миром человеческих чувств, эмоций, жизненных реалий; 2) осуществление художественного осознания мира учащимися через соответствующую собственную созидательную деятельность (при этом образное мышление развивается именно на основе импровизированного творчества); 3) развитие ин-тегративных качеств восприятия и мышления, оптимизация навыков целостного и динамического деятельного охвата явлений искусства с выходом за рамки только одного из его видов; 4) формирование основных художественных знаний и умений как необходимой предпосылки для реализации собственного творческого опыта школьников и выработки критериев осмысленной деятельности. Автор выделяет следующие методы развития творчества: свободное дирижирование, имитация игры на музыкальных инструментах, пластические этюды, инсценирование песен, танцевальные движения. Все вышеперечисленные способы реализовывались автором во время проведения занятий [11, с. 109-110].
3. Влияние компетентностного подхода на развитие творческих способностей. Введение новых образовательных стандартов обусловливает интерес авторов в раскрытии возможностей различных подходов, в том числе компетентностного, для развития творческих способностей. Так, А. А. Денисова представляет творчество как фактор формирования профессиональной компетентности будущих специалистов педагогического профиля. Ею анализируются психологические проблемы подготовки педагогов, соотношение понятий «творческое мышление», «творческие способности», «творческая активность». Автор определяет взаимосвязь между показателями творчества и профессиональной компетентностью. Под творчеством автор понимает, на наш взгляд, проявление активности студентов в деятельности творческого характера. Автор делает вывод, что «развитие творчества - это необходимый аспект в подготовке будущих специалистов педагогического профиля» [12, с. 33-34].
Е. Н. Дудиной, А. А. Востриковым предложена концепция подготовки педагогов-исследователей на основе компетентностного подхода, ими определены условия организации учебного процесса, стимулирующие студентов к творчеству. Предполагается в процессе занятий трансформировать знания такого предмета, как «Психология развития», в правила, действия и стиль поведения будущего педагога, ориентированные на воспитание учащихся. В программу также включены семинары с решением педагогических задач, разрешением конфликтных ситуаций. Семинары проводятся в форме дискуссий, повышают активность студентов, их самостоятельность, творческое и аналитическое мышление. Такие виды занятий, с точки зрения авторов, формируют опыт самостоятельного выбора целей и умение рефлексировать свои действия, позволяют студентам осуществлять оценку и самооценку реализованного личностно-творческого потенциала; формируют комммуника-тивные, диагностические, конструктивные, аналитические, проективные умения [13, с. 59].
Созвучна исследованиям Е. Н. Дудиной, А. А. Вострикова концепция Г. П. Пилипенко, который в рамках своего исследования ставит задачу: подготовку будущего инженера к самостоятельной творческой профессиональной деятельности. Результатами такой подготовки и условием формирования креативной личности профессионала [14] Г. П. Пилипенко видит способность и готовность будущего специалиста-инженера к решению класса профессиональных задач, не допускающих переноса готовых образцов деятельности и предполагающих рефлексию и саморазвитие его процессуальной и личностной сфер. Фактически речь идет об особом опыте быть самостоятельной творческой личностью.
4. Методы организации творческой деятельности. Современных исследователей интересуют не только осмысление подходов к подготовке специалиста, ориентированного на творчество, но и отдельные аспекты технологии такой подготовки. Так, С. А. Карпов анализирует роль задач как средство развития творческих способностей учащихся, при этом задача рассматривается им как важнейший элемент информационного воздействия обучающей среды и определяется как «способность к изменению своего поведения (состояния) в ответ на воздействие извне. При таком подходе вся наша жизнь - одна большая задача и проживание ее - это процесс решения». Автор отмечает: «.изменения функционального состояния организма различной интенсивности и длительности происходят непрерывно, даже вследствие внутренних причин роста (или старения), важно то, что задача „запускает" особую программу реагирования. программу генерации (творчества), новой программы реагирования той, которая и будет решением задачи. Поэтому учебное задание должно быть сформулировано так, чтобы оно вывело ученика из состояния „равновесия", ввело в состояние, сопровождающееся некоторым волнением, тревожностью, озабоченностью и растерянностью. У ученика должен возникнуть комплекс ощущений, переживаний... сопровождающий ситуацию „отсутствия решения". Только в этом случае запускается механизм генерации решений» [15], механизм творчества. Указывается, что большое количество подобных задач представлено у Б. И. Вершининой [9]. Задача учителя - построить учебный процесс так, чтобы учебная задача стала задачей для ученика [15, с. 60].
В настоящее время остается востребованной организация тренингов, игр, направленных на актуализацию творческого потенциала обучающихся. Г. Х. Вахитова, например, использует обучающие возможности игры в развитии творческих способностей дошкольников, в частности такие приемы: интеллектуальные игры; описание предметных картинок (кто больше назовет слов характеризующих предмет); составление предложений, при этом обязательно используя названные педагогом слова, не связанные друг с другом по смыслу (например: озеро, медведь, карандаш). Ответы могут быть стандартными (медведь у озера ломал карандаш); сложными, с выходом за пределы ситуации, обозначенной тремя словами и с введением новых объектов (Я нарисовала карандашом озеро, из которого медведь пил воду), и творческими включающими эти предметы в нестандартные связи (У озера, которое ревело как медведь, росли тоненькие, как карандаш, цветы) [16].
Рядом авторов используются технологии активизации латерального мышления как метод организации творческой деятельности. Так, А. С. Суховой, И. Г. Селезневой, Н. К. Гриц-кевич предлагается рассматривать оценку качества знаний студентов по предмету «Правоведение» на кафедре политологии ВолгГТУ «с позиции констатации результата совершенствования способностей и поведения личности». Авторы отмечают необходимость развития латерального мышления, под которым они понимают «процесс обработки информации, способствующий активизации творческих способностей и интуиции.». При проведении практических занятий со студентами, констатируют авторы, складывается определенная система креативного поведения - от сбора информации до инкубации и переработ-
ки идей до исследования результатов креативного мышления на уровне логического анализа. Студенты работают в небольших подгруппах, разрабатывают технологии решения нестандартных задач. Авторами предлагается учитывать соотношение уровней деятельности - перцептивного, репродуктивного, вариативного и проблемно-ориентированного -с уровнями усвоения учебного материала от непосредственного восприятия и запоминания образа до выбора способа решения проблемы. Это соотношение используется при оценке знаний студентов, которая соответственно уровням оценивается от 4 до 12 - вариативная, до 25 - проблемно-ориентированная. Авторы подчеркивают важность «креативного ингредиента» в образовании [17, с. 108-111].
Возможности балльно-рейтинговой системы (БРС) для развития творческих способностей студентов обсуждаются в статье Н. Л. Кузнецовой, которая предлагает принимать во внимание при оценке качества обучения дополнительные работы: сверх предусмотренных основной образовательной программой вуза, но существенно влияющих на качество подготовки выпускников, например выполнение научно-исследовательской или учебно-исследовательской работы, участие в конференциях, олимпиадах. Автором предложено при проектировании БРС руководствоваться следующими принципами: ориентационным, комплексного подхода, исследовательским - направленным на организацию такой деятельности студентов, которая помогает развитию у них способности мыслить творчески, оперировать информацией, самостоятельно искать и применять новые знания; принципом развития на высоком уровне трудности, которая регулируется за счет самостоятельного выбора студентом способов деятельности, уровня сложности исследования в соответствии с возможностями. В целом оценивая те преимущества, которыми обладает БРС оценки качества обучения, автор делает вывод, что «ее использование в учебном процессе вуза создает условия для повышения качества подготовки специалистов» [18, с. 63-66].
Н. А. Артеменко предлагает использовать диалог как организационную форму для развития креативных способностей студентов [19].
5. Организационные аспекты актуализации творческого потенциала личности в Томском государственном педагогическом университете. Специальный выпуск Вестника ТГПУ был посвящен разработке рекомендаций (проекта) «Комплексного подхода к подготовке специалиста-исследователя» 23-27 декабря 1997 г. В рамках проекта, как отмечает научный руководитель программы - В. А. Дмитриенко, в вузах Томска и в ТГПУ проведены конференции, которые позволили, с одной стороны, выявить научный актив аспирантов, соискателей, докторантов, кандидатов и профессоров, работающих по проблематике развития творческого потенциала обучающихся, а с другой - обобщить первоначальный опыт развития творческой личности в системе педагогического образования. Большое значение в этом плане приобрело создание новых научных направлений или придание имеющимся административным и общественным структурам вуза общей направленности на формирование креативных начал студенчества и молодых специалистов-исследователей. Одним из таковых является совместный проект ТГПУ и ИОСДВиС РАО «Общероссийская школа молодого ученого», который был профинансирован федеральной целевой программой «Государственная поддержка интеграции высшего образования и фундаментальной науки на 1997-2000 гг.» [20, с. 106].
6. О противоречиях и барьерах творческой деятельности. Как видно из анализа публикаций, большое количество ориентировано на подготовку обучающихся к творческой деятельности, актуализацию творческого потенциала в ходе этой деятельности. Однако рядом авторов указывается, что на этом пути встречается немало трудностей, которые также не обходят вниманием исследователи. Например, Я. Б. Частоколенко, изучая «пер-
вичное творчество», под которым автор понимает «процесс экстериоризации первичной креативности, т. е. перевод потенциальной энергии творчества в актуальную» [21, с. 98], подчеркивает тот факт, что выходу на уровень творческой активности препятствует прохождение личностью, сталкивающейся с необходимостью творчества «точки креативной фрустрации», вызывающей одну из следующих реакций:
1) отказ (отрицание): человек отказывается от дальнейшей работы и отрицает ценность того, что он делал, о чем размышлял, как бы резко перечеркивает направление поисков;
2) рационализация: человек избегает фрустрации, работа «изображается», и полученный таким образом результат объявляется творческим. Реакция служит оправданием того, что человек сделал, размышляя над проблемой;
3) принятие стагнации: человек сразу смиряется со своей «творческой несостоятельностью», не может противостоять фрустрации и идти дальше. Он отрицает и не оправдывает свою деятельность над проблемой. Эта реакция наиболее деструктивна, «нередко связана с состоянием скуки и апатии»;
4) новый рост: человек продолжает работу над проблемой, что приводит к актуализации его творческих ресурсов. Характерная черта этой реакции - отказ от стереотипов, активный поиск новых путей.
В. А. Дмитриевым проведен причинно-следственный анализ базовых противоречий открытого образовательного процесса творческой подготовки инженеров в системах: «природа - человек - культура - профессиональное образование - общество» [22-25]. Разрешение противоречий исследователь видит «в использовании ресурсов, имеющихся в структурных элементах», автор также считает, «что необходимо усилить полезную функцию подсистемных элементов, отражающую требование, предъявляемое надсистемой, и одновременно исключить вредные функции этих взаимодействий» [22, с. 93]. Работа автора в этом направлении приводит его к следующим выводам:
1) развитие человеческой цивилизации невозможно без постоянной генерации самими людьми новых знаний, которые являются гарантами самосохранения общества путем постоянного его развития [22, с. 95];
2) система образования, тиражируя в сознание подрастающего поколения преимущественно лишь накопленный опыт прошлого путем передачи фактологических отраслевых знаний, не способствует формированию жизненно важных качеств творческой, созидающей и саморазвивающейся личности;
3) идеальной, природосообразной для каждого человека деятельностью является изобретательская деятельность, которая позволяет развивать культуру, общество и самого человека [22, с. 95].
Нами изучены барьеры и классифицированы дидактические затруднения при освоении инновационных технологий [1, 26, 27]. Возникновение их закономерно и обусловливается необходимостью освоения учителем новых видов деятельности. Нами рассматривается дидактическая категория способности к деятельности. «Способность учиться профессии учителя является неотъемлемой частью профессиональных возможностей студента и учителя, необходимых в ходе освоения педагогического мастерства». Для оптимизации творческой деятельности на КПК необходимо организовать развитие способностей учителей для преодоления сдерживающей функции трудностей, а в некоторых ситуациях необходимо использовать объективно возникшие трудности в качестве их стимулирующего влияния [26, с. 27]. Например, субъективная трудность, связанная с установкой учителя действовать по образцу, а именно, педагоги избегают начинать творческую деятельность «здесь и сейчас», мотивируя это необходимостью дополнительной подготовки [26, с. 27], преодо-
левается в ходе проведения методических тренингов - разработки творческих заданий для учащихся в группах, тренингов личностного роста - работа с собственными способностями - импровизировать, создавать новый продукт. Следует отметить необходимость осуществлять курсовую подготовку с учетом трудностей, возникающих на каждом этапе. Преподавателям КПК необходимо обучать педагогов разработке творческих заданий, а содержание инновационных технологий делать доступным для восприятия педагогами [1, 26, 27].
Рассмотренные направления исследований позволяют предположить дальнейшие пути в изучении творческого потенциала личности в направлении развития и перестройки ценностно-смысловых составляющих образа мира, в том числе профессионального (ценности творческого профессионального взаимодействия, личностного роста и саморазвития) [28], актуализации ресурсов развития творческих качеств личности студента, связанных с педагогическими условиями обучения, воспитания и личностью преподавателя (демократизация процесса обучения, предоставление права выбора предметов для изучения, повышение удельного веса дискуссионных и игровых занятий, целевой подбор преподавателей, обладающих творческими качествами) [29, с. 69], развития качеств, способствующих творчеству: 1) парадоксальность мышления, использование нетривиальных аналогий, свежего, непредвзятого взгляда как метода решения сложных проблем, требующих быстроты реакции (мозговой штурм); 2) способность сочетания интеллектуальной работы высокой степени абстракции с эффективным использованием реальных жизненных знаний, обыденного опыта в творческом акте; 3) динамизм - уникальный характер творческого процесса - его незапланированность, спонтанность, отсутствие насилия и адекватность действий смыслу деятельности, обеспечения целостности в структуре личностного проживания [30]; развитие творческой индивидуальности в структуре личности современного педагога, при этом «как качественной характеристика бесконечно развивающегося в своей социально-экзистенциальной самобытности и целостности человека, которая проявляется в освоении и построении им опыта созидательной жизни, созидании многообразного мира (природы, культуры, другого, самого себя) как способа возвышения своей человеческой сущности, как основы авторского построения своей жизнедеятельности» [31, с. 51]. Понятие творческой индивидуальности можно использовать, на наш взгляд, как ориентир для развития профессиональных качеств будущего педагога.
Список литературы
1. Никольская О. Л. Психолого-педагогические основания актуализации творческого потенциала педагога. Томск: Изд-во ТГПУ, 2013. 304 с.
2. Алексеев В. П., Мидуков В. З., Ушаков В. М. Системный подход в обучении методам инженерного творчества // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 1998. Спец. вып. 2. С. 42-45.
3. Московченко А. Д., Мидуков В. З., Ушаков В. М., Алексеев В. П. Системная технология инженерного творчества как метод формирования знаний и повышения эффективности познавательной деятельности // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 1998. Спец. вып. 2. С. 45-48.
4. Альтшуллер Г. С. Найти идею. Новосибирск, 1991.
5. Перегудов Ф. И., Тарасенко Ф. П. Введение в системный анализ. М.: Наука, 1996.
6. Елькина О. Ю. Теоретическая модель подготовки будущего учителя к формированию продуктивного опыта младших школьников // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2007. Вып. 7 (70). С. 23-27.
7. Каверин А. Ю. Технология организации процесса творческого саморазвития учителя // Вестн. Томского гос. пед. унта (TSPU Bulletin). 2009. Вып. 8 (86). С. 36-40.
8. Криво Т. М. Особенности развития творческой активности будущего учителя начальных классов средствами художественной керамики // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2009. Вып. 5 (83). С. 29-33.
9. Вершинина Б. И. Мозг и обучение. Методика реализации функциональных возможностей мозга. Томск, 1966.
10. Иценко И. А. Особенности креативной педагогики интенсивного английского языка в начальной школе // Вестн. Том -ского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2004. Вып. 5 (42). С. 115-120.
11. Ланкина Е. Е. Развитие творческого потенциала в эстетической деятельности младших школьников // Вестн. Том -ского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2007. Вып. 7 (70). С. 107-111.
12. Денисова А. А. Творчество как фактор формирования профессиональной компетентности будущих специалистов педагогического профиля // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2009. Вып. 11 (89). С. 32-34.
13. Востриков А. А., Дудина Е. Н. Концепция подготовки педагогов-исследователей на основе компетентностного подхода // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2011. Вып. 1 (103). С. 59-62.
14. Пилипенко Г. П. Формирование творческой самостоятельности как основы профессиональной деятельности будущего специалиста // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2000. Вып. 8 (24). С. 26-28.
15. Карпов С. А. Задача как средство развития творческих способностей учащихся // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2000. Вып. 8 (24). С. 58-61.
16. Вахитова Г. Х. К проблеме творческого становления дошкольников в игровой деятельности // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2003. Вып. 2 (34). С. 51-53.
17. Сухова А. С., Селезнева И. Г., Грицкевич Н. К. Технологии активизации латерального мышления в правовом обучении // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2009. Вып. 11 (89). С. 108-112.
18. Кузнецова Н. Л. Возможности балльно-рейтинговой системы для развития творческих способностей студентов // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2011. Вып. 1 (103). С. 63-69.
19. Артеменко Н. А. Развитие креативных способностей специалистов как одно из необходимых условий подготовки современного педагога // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2006. Вып. 10 (61). С. 123-124.
20. Дмитриенко В. А. Выдержки из заявки // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 1998. Вып. 1 (4). С. 74-89.
21. Частоколенко Я. Б. Оппозиционные феномены творчества в психологических практиках // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2009. Вып. 2 (80). С. 96-100.
22. Дмитриев В. А. Причинно-следственный анализ базовых противоречий открытого образовательного процесса творческой подготовки инженеров // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2011. Вып. 1 (103). С. 91-96.
23. Дмитриев В. А. Методологические основы творческой подготовки инженеров на базе технологии инновационного проектирования // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2005. Вып. 2 (46). С. 109-114.
24. Дмитриев В. А. Творческая подготовка инженеров и педагогов профессионального образования как дидактическая проблема // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2009. Вып. 5 (83). С. 64-70.
25. Дмитриев В. А. Экспериментальные исследования эффективности творческой подготовки студентов-инженеров и педагогов на основе технологии инновационного проектирования // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2009. Вып. 9 (87). С. 52-56.
26. Никольская О. Л. Психолого-педагогические особенности подготовки учителей по инновационным технологиям обучения // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2005. Вып. 1 (45). С. 25-29.
27. Никольская О. Л. Анализ дидактических затруднений учителей при освоении инновационных технологий и психолого-педагогические условия их преодоления // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2003. Вып. 2 (34). С. 89-95.
28. Берестнева О. Г., Ямпольская Л. И., Козлова Н. В. Изучение особенностей учителя в практике повышения квалификации // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2005. Вып. 1 (45). С. 22-24.
29. Степанова О. Г. Тенденции развития творческого потенциала личности студента в негосударственном вузе // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2001. Вып. 2 (27). С. 66-69.
30. Люрья Н. А. Творчество как проявление духа // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 1998. Вып. 1 (4). С. 12-15.
31. Колесникова В. И. Творческая индивидуальность в структуре личности современного педагога // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2007. Вып. 7 (70). С. 46-52.
Никольская О. Л., кандидат педагогических наук, доцент. Томский государственный педагогический университет. Ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061. E-mail: [email protected]
Материал поступил в редакцию 23.01.2015.
O. L. Nikol'skaya
CREATIVE ACTIVITIES AS A SUBJECT OF PSYCHO-PEDAGOGICAL RESEARCH AND PUBLICATIONS
Based on the analysis of the articles in "TSPU Bulletin" creative teaching activities is regarded as special subject of study by many authors. In this connection the following aspects are summarized as the subject of investigations of the authors: the influence of competence, systems approachs on the development of creative abilities of students; models of actualization of artistic activities, including a model of engineering education, the main provisions of which is that the development of creative abilities should be developed systematically, proves the necessity culturogical systemic restructuring of curricula and programs; the model of training future teachers, aimed at creating a productive experience of younger students, the model consists of a theoretical and methodological, didactic-methodological and structural elements of personal-blocks; methods of actualization of creativity and development of creative abilities, including the development of creative potential in activities such as artistic expression, consisting in the creation of pottery in aesthetic activity, where the factor of productive development is the ability of younger students to aesthetic empathy reality; the connection of professional competence of teachers with levels of creativity.
Key words: creative activity, creative abilities, methods of actualization of the creative potential, creative individuality, professional competence.
References
1. Nikol'skaya О. L. Psikhologo-pedagogicheskie osnovaniya aktualizatsii tvorcheskogo potentsiala pedagoga [Psichologo-pe-dagogical bases of the creative potential of educator]. Tomsk, TGPU Publ., 2013. 304 p. (in Russian).
2. Alekseyev V. P., Midukov V. Z., Ushakov V. M. Sistemnyy podkhod v obuchenii metodam inzhenernogo tvorchestva [Systematic approach in teaching methods of engineering creativity]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo uni-versiteta - TSPU Bulletin, 1998, no. 2, pp. 42-45 (in Russian).
3. Moskovchenko A. D., Midukov V. Z., Ushakov V. M., Alekseyev V. P. Sistemnaya tekhnologiya inzhenernogo tvorchestva kak metod formirovaniya znaniy i povysheniya effektivnosti poznavatel'noy deyatel'nosti [System technology of engineering creativity as a method of knowledge formation and increasing efficiency of cognitive activity]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - TSPU Bulletin, 1998, no. 2, pp. 45-48 (in Russian).
4. Altshuller G. S. Nayti ideyu [Find an Idea]. Novosibirsk, 1991 (in Russian).
5. Peregudov F. I., Tarasenko F. P. Vvedenie v sistemnyy analiz [Introduction to systems analysis]. Moscow, Nauka Publ., 1996 (in Russian).
6. El'kina O. Yu. Teoreticheskaya model' podgotovki budushchego uchitelya k formirovaniyu produktivnogo opyta mladshikh shkol'nikov [The theoretical model of training future teachers in the formation of a productive experience younger students]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - TSPU Bulletin, 2007, no. 7 (70), pp. 23-27 (in Russian).
7. Kaverin A. Yu. Tekhnologiya organizatsii protsessa tvorcheskogo samorazvitiya uchitelya [Technology organization of the process of creative self-development of teachers]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta -TSPU Bulletin, 2009, no. 8 (86), pp. 36-40 (in Russian).
8. Krivo T. M. Osobennosti razvitiya tvorcheskoy aktivnosti budushchego uchitelya nachal'nykh klassov sredstvami khudozhest-vennoy keramiki [Peculiarity of creative action of future teacher of primary school on the basis of decorative ceramics]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - TSPU Bulletin, 2009, no. 5 (83), pp. 29-33 (in Russian).
9. Vershinina B. I. Mozg i obucheniye. Metodika realizatsii funktsional'nykh vozmozhnostey mozga [Brain and learning. Technique of the functionality of the brain]. Tomsk, 1966 (in Russian).
10. Itsenko I. A. Osobennosti kreativnoy pedagogiki intensivnogo angliyskogo yazyka v nachal'noy shkole [Features of creative pedagogy of intensive English in primary school]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta -TSPU Bulletin, 2004, no. 5 (42), pp. 115-120 (in Russian).
11. Lankina E. E. Razvitiye tvorcheskogo potentsiala v esteticheskoy deyatel'nosti mladshikh shkol'nikov [Development of creative potential in aesthetic activity of younger students]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta -TSPU Bulletin, 2004, no. 7 (70), pp. 107-111 (in Russian).
12. Denisova А. А. Tvorchestvo kak faktor formirovaniya professional'noy kompetentnosti budushchikh spetsialistov pedagogicheskogo profilya [Creative work as a forming factor of professional competence of future pedagogical specialists]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - TSPU Bulletin, 2009, no. 11 (89), pp. 32-34 (in Russian).
13. Vostrikov А. А., Dudina E. N. Kontseptsiya podgotovki pedagogov-issledovateley na osnove kompetentnostnogo podkhoda [The conception for training of teacher-researcher on the basis of competence approach]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - TSPU Bulletin, 2011, no. 1 (103), pp. 59-62 (in Russian).
14. Pilipenko G. P. Formirovaniye tvorcheskoy samostoyatel'nosti kak osnovy professional'noy deyatel'nosti budushchego spetsia-lista [Formation of creative independence as the basis of future specialist's professional activity]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - TSPU Bulletin, 2000, no. 8 (24), pp. 26-28 (in Russian).
15. Karpov S. A. Zadacha kak sredstvo razvitiya tvorcheskikh sposobnostey uchashchikhsya [The challenge as a means of development of creative abilities of students]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - TSPU Bulletin, 2000, no. 8 (24), pp. 58-61 (in Russian).
16. Vakhitova G. Kh. K probleme tvorcheskogo stanovleniya doshkol'nikov v igrovoy deyatel'nosti [On the problem of creative formation of preschool children in game activity]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta -TSPU Bulletin, 2003, no. 2 (34), pp. 51-53 (in Russian).
17. Sukhova A. S., Selezneva I. G., Gritskevich N. K. Tekhnologii aktivizatsii lateral'nogo myshleniya v pravovom obuchenii [Technology activization laterial thinking in legal training]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta -TSPU Bulletin, 2009, no. 11 (89), pp. 108-112 (in Russian).
18. Kuznetsova N. L. Vozmozhnosti ball'no-reytingovoy sistemy dlya razvitiya tvorcheskikh sposobnostey studentov [The possibilities of point-rating system for the development of creative abilities of students]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - TSPU Bulletin, 2011, no. 1 (103), pp. 63-69 (in Russian).
19. Artemenko N. A. Razvitiye kreativnykh sposobnostey spetsialistov kak odno iz neobkhodimykh usloviy podgotovki sovremen-nogo pedagoga [Development of creative abilities of specialists as one of the necessary conditions for the preparation of the modern teacher]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - TSPU Bulletin, 2006, no. 10 (61), pp. 123-124 (in Russian).
20. Dmitriyenko V. A. Vyderzhki iz zayavki [Excerpts from the application]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogiche-skogo universiteta - TSPU Bulletin, 1998, no. 1 (4), pp. 74-89 (in Russian).
21. Chastokolenko Ya. B. Oppozitsionnyye fenomeny tvorchestva v psikhologicheskikh praktikakh [Oppositional phenomena of creativity in psychological practices directed on actualization of the creative opportunities of the person]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - TSPU Bulletin, 2009, no. 2 (80), pp. 96-100 (in Russian).
22. Dmitriyev V. A. Prichinno-sledstvennyy analiz bazovykh protivorechiy otkrytogo obrazovatel'nogo protsessa tvorcheskoy podgotovki inzhenerov [Causal analysis of the basic contradictions of open educational process of creative training of engineers]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - TSPU Bulletin, 2011, no. 1 (103), pp. 91-96 (in Russian).
23. Dmitriyev V. A. Metodologicheskiye osnovy tvorcheskoy podgotovki inzhenerov na baze tekhnologii innovatsionnogo proekti-rovaniya [Methodological bases of creative training of engineers based on innovative design technology]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - TSPU Bulletin, 2005, no. 2 (46), pp. 109-114 (in Russian).
24. Dmitriyev V. A. Tvorcheskaya podgotovka inzhenerov i pedagogov professional'nogo obrazovaniya kak didakticheskaya problema [Creative training of engineers and teachers of vocational education as a didactic problem]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - TSPU Bulletin, 2009, no. 5 (83), pp. 64-70 (in Russian).
25. Dmitriyev V. A. Eksperimental'nyye issledovaniya effektivnosti tvorcheskoy podgotovki studentov-inzhenerov i pedagogov na osnove tekhnologii innovatsionnogo proektirovaniya [Experimental researches of efficiency of creative training of students-engineers and teachers on the basis of inovative designing technologies]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogi-cheskogo universiteta - TSPU Bulletin, 2009, no. 9 (87), pp. 52-56 (in Russian).
26. Nikol'skaya O. L. Psikhologo-pedagogicheskiye osobennosti podgotovki uchiteley po innovatsionnym tekhnologiyam obu-cheniya [Psychologo-pedagogical features of teacher training according to innovative learning technologies]. Vestnik Tom-skogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - TSPU Bulletin, 2005, no. 1 (45), pp. 25-29 (in Russian).
27. Nikol'skaya O. L. Analiz didakticheskikh zatrudneniy uchiteley pri osvoenii innovatsionnykh tekhnologiy i psikhologo-pedago-gicheskiye usloviya ikh preodoleniya [Analysis of didactic difficulties of teachers during the development of innovative technologies and psycho-pedagogical conditions of overcoming them]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - TSPU Bulletin, 2003, no. 2 (34), pp. 89-95 (in Russian).
28. Berestneva O. G., Yampol'skaya L. I ., Kozlova N. V. Izucheniye osobennostey uchitelya v praktike povysheniya kvalifi katsii [The study of features of teachers in the practice of advanced training]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogi-cheskogo universiteta - TSPU Bulletin, 2005, no. 1 (45), pp. 22-24 (in Russian).
29. Stepanova O. G. Tendentsii razvitiya tvorcheskogo potentsiala lichnosti studenta v negosudarstvennom vuze [Trends in the development of the creative potential of the student individual in the non-state higher school]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - TSPU Bulletin, 2001, no. 2 (27), pp. 66-69 (in Russian).
30. Lyur'ya N. A. Tvorchestvo kak proyavleniye dukha [Creativity as a manifestation of the spirit]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - TSPU Bulletin, 1998, no. 1 (4), pp. 12-15 (in Russian).
31. Kolesnikova V. I. Tvorcheskaya individual'nost' v strukture lichnosti sovremennogo pedagoga [Creative personality in the personality structure of the modern teacher]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - TSPU Bulletin, 2007, no. 7 (70), pp. 46-52 (in Russian).
Tomsk State Pedagogical University.
Ul. Kievskaya, 60, Tomsk, Russia, 634061.
E-mail: [email protected]