Научная статья на тему 'Развивающий потенциал образовательной среды психолого-педагогического вуза'

Развивающий потенциал образовательной среды психолого-педагогического вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1152
156
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / РАЗВИВАЮЩИЙ ПОТЕНЦИАЛ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ / ТВОРЧЕСТВО / КРЕАТИВНЫЕ СПОСОБНОСТИ / EDUCATIONAL ENVIRONMENT / DEVELOPING POTENTIAL OF THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT / CREATIVITY / CREATIVE ABILITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Неумоева-Колчеданцева Елена Витальевна

Педагогическая деятельность неразрывно связана с творчеством, и одним из факторов успеха в данной деятельности является наличие творческих способностей у педагога. Развитие творческих способностей происходит в контексте образовательной среды вуза, под которой понимается вся система условий обучения и воспитания, созданных в конкретной образовательной организации. Предметом обсуждения в данной статье является влияние компонентов образовательной среды вуза психолого-педагогического профиля на развитие креативных способностей студента будущего педагога. Цель исследования теоретически обосновать и экспериментально подтвердить значимость влияния образовательной среды вуза на развитие креативных способностей студентов. Для достижения поставленной цели, помимо методов теоретического уровня и традиционного диагностического инструментария, применялись методы экспертного опроса с использованием разработанного инструментария и методы статистической обработки экспериментальных данных (однофакторный дисперсионный анализ). Результаты однофакторного дисперсионного анализа позволяют констатировать, что влияние компонентов образовательной среды вуза на компоненты креативных способностей студентов является значимым, образовательная среда Института психологии и педагогики Тюменского государственного университета имеет выраженный потенциал для развития креативных способностей студентов. При этом для более полного раскрытия творческих способностей студентов необходима актуализация творческого потенциала образовательной среды. Областью применения полученных результатов может стать оптимизация образовательной среды вуза психолого-педагогического профиля на уровне всех субъектов среды: администрации, профессорско-преподавательского состава и студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Неумоева-Колчеданцева Елена Витальевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENTAL POTENTIAL OF THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF A PSYCHOLOGICAL-PEDAGOGICAL UNIVERSITY

Pedagogical activity is closely connected with creativity and the teacher's creative abilities make up one of the necessary factors of success in this activity. Development of creative abilities occurs within the context of the educational environment, which includes the whole system of conditions of learning and educating created in a particular educational organization. Thus the object of discussion of this article is the influence of various components of the educational environment of institutions of pedagogical and psychological profile for the development of creative abilities of the student the future teacher. The aim of investigation is to theoretically substantiate and experimentally confirm the importance of the influence of the educational environment on the development of the student's creative abilities. To achieve this goal, in addition to the methods of the theoretical level and traditional diagnostic tools, the author applies the methods of expert survey with the use of the developed tools and methods of statistical processing of experimental data (one-factor analysis of variance). The results of univariate analysis of variance show that the influence of the components of the educational environment on component-parts of creative abilities of students is important. The educational environment of the Institute of Psychology and Pedagogy of Tyumen State University has a strong potential for the development of creative abilities of students. Actualization of the creative potential of the educational environment is necessary for the best development of creative abilities of students. The results of the study may be used for optimization of the educational environment of institutions of pedagogical and psychological profile at the level of all subjects of the environment: administration, faculty and students.

Текст научной работы на тему «Развивающий потенциал образовательной среды психолого-педагогического вуза»

УДК 378.14 ББК Ч448.94

ГСНТИ 14.35.07

Код ВАК 13.00.01

Неумоева-Колчеданцева Елена Витальевна,

кандидат психологических наук, доцент, Тюменский государственный университет; 625007, г. Тюмень, ул. 9 Мая, д. 5;

e-mail: eneumoeva@yandex.ru

РАЗВИВАЮЩИЙ ПОТЕНЦИАЛ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: образовательная среда; развивающий потенциал образовательной среды; творчество; креативные способности.

АННОТАЦИЯ. Педагогическая деятельность неразрывно связана с творчеством, и одним из факторов успеха в данной деятельности является наличие творческих способностей у педагога. Развитие творческих способностей происходит в контексте образовательной среды вуза, под которой понимается вся система условий обучения и воспитания, созданных в конкретной образовательной организации. Предметом обсуждения в данной статье является влияние компонентов образовательной среды вуза психолого-педагогического профиля на развитие креативных способностей студента -будущего педагога. Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально подтвердить значимость влияния образовательной среды вуза на развитие креативных способностей студентов. Для достижения поставленной цели, помимо методов теоретического уровня и традиционного диагностического инструментария, применялись методы экспертного опроса с использованием разработанного инструментария и методы статистической обработки экспериментальных данных (од-нофакторный дисперсионный анализ). Результаты однофакторного дисперсионного анализа позволяют констатировать, что влияние компонентов образовательной среды вуза на компоненты креативных способностей студентов является значимым, образовательная среда Института психологии и педагогики Тюменского государственного университета имеет выраженный потенциал для развития креативных способностей студентов. При этом для более полного раскрытия творческих способностей студентов необходима актуализация творческого потенциала образовательной среды. Областью применения полученных результатов может стать оптимизация образовательной среды вуза психолого-педагогического профиля на уровне всех субъектов среды: администрации, профессорско-преподавательского состава и студентов.

Neumoeva-Kolchedantseva Elena Vital'evna,

Candidate of Psychology, Associate Professor of General and Social Pedagogy, Tyumen State University, Tyumen, Russia.

DEVELOPMENTAL POTENTIAL OF THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF A PSYCHOLOGICAL-PEDAGOGICAL UNIVERSITY

KEYWORDS: educational environment; developing potential of the educational environment; creativity; creative abilities.

ABSTRACT. Pedagogical activity is closely connected with creativity and the teacher's creative abilities make up one of the necessary factors of success in this activity. Development of creative abilities occurs within the context of the educational environment, which includes the whole system of conditions of learning and educating created in a particular educational organization. Thus the object of discussion of this article is the influence of various components of the educational environment of institutions of pedagogical and psychological profile for the development of creative abilities of the student - the future teacher. The aim of investigation is to theoretically substantiate and experimentally confirm the importance of the influence of the educational environment on the development of the student's creative abilities. To achieve this goal, in addition to the methods of the theoretical level and traditional diagnostic tools, the author applies the methods of expert survey with the use of the developed tools and methods of statistical processing of experimental data (one-factor analysis of variance). The results of univariate analysis of variance show that the influence of the components of the educational environment on component-parts of creative abilities of students is important. The educational environment of the Institute of Psychology and Pedagogy of Tyumen State University has a strong potential for the development of creative abilities of students. Actualization of the creative potential of the educational environment is necessary for the best development of creative abilities of students. The results of the study may be used for optimization of the educational environment of institutions of pedagogical and psychological profile at the level of all subjects of the environment: administration, faculty and students.

ВС

о

»опрос о творчестве педагога приобретает особую актуальность в современном образовании, что связано с расширением пространства педагогической деятельности, повышении требований к педагогу [7].

В развитии креативных способностей большую роль играет образовательная сре-

© Неумоева-Колчеданцева Е. В., 2015

да, вузовское окружение. Образовательная среда - система влияний и условий формирования личности, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и пространственном окружении [15]. Вместе с тем, развивающий потенциал образовательной среды - это совокупность условий, обеспечивающих воз-

можность продуктивного взаимодействия субъектов воспитательного процесса, по определению И. Н. Емельяновой - может быть более или менее выраженным [4; 11]. По нашему мнению, это касается и потенциала образовательной среды в плане развития креативных способностей студентов.

При этом отмечается противоречие между традиционной ориентаций высшего психолого-педагогического образования на подготовку студента в узкой предметной области и необходимостью подготовки педагога новой формации, мыслящего и действующего творчески, способного выйти за пределы своей профессиональной роли и актуальной педагогической ситуации, ориентированного на качественное преобразование действительности, внесение значимого вклада в развитие личности ученика. Таким образом проблемой исследования является вопрос о том, каким потенциалом обладает образовательная среда психолого-педагогического вуза для развития креативных способностей студентов?

Объект исследования - развитие креативных способностей студентов в образовательной среде вуза. Предмет исследования - влияние компонентов образовательной среды вуза психолого-педагогического профиля на развитие креативных способностей студента. Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально подтвердить значимость влияния образовательной среды вуза на развитие креативных способностей студентов. Гипотеза исследования: компоненты образовательной среды вуза психолого-педагогического профиля оказывают значимое влияние на развитие креативных способностей студентов.

На сегодняшний день в структуре образовательной среды выделяются разные компоненты [1; 9; 14]. В рамках нашего исследования для достижения поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы были выделены и рассмотрены следующие компоненты образовательной среды вуза: 1) ценностный компонент - ценностно-целевые основания образовательной деятельности вуза; 2) информационно-содержательный компонент - информационное поле вуза; 3) деятельностный компонент образовательной среды - организация и характер деятельности студентов; 4) пространственно-предметный компонент образовательной среды - пространственные ус-

ловия и предметные средства; 5) субъектно-личностный компонент - характер взаимоотношений всех субъектов образовательной деятельности.

Относительно каждого компонента выделены основные показатели оценки развивающего (творческого) потенциала образовательной среды (таблица 1). Выделенные показатели легли в основу экспертной карты, с использованием которой в ходе исследования осуществлялась оценка развивающего потенциала образовательной среды.

Анализ ведущих научных подходов к пониманию творчества (в том числе, в педагогической деятельности) и креативных способностей [5, 6, 8, 10, 12, 13] позволил сформулировать следующее определение. Креативные способности - это свойства личности, проявляющиеся в стремлении индивида к нестандартному, гибкому, творческому мышлению (дивергентное мышление), чувствительность индивида к дисгармонии имеющихся знаний, проблемам и стремление к поиску путей их решения, выдвижению новых идей. Понимание креативных способностей как интегративного качества личности позволило выделить три компонента креативности: 1) мотива-ционный (стремление к творчеству) (выявление актуального уровня развития данного компонента креативных способностей осуществлялось с использованием опросника «Личная склонность к творчеству», Г. Дэвис); 2) когнитивный (гибкое, дивергентное мышление, любознательность, воображение и др.) (выявление актуального уровня развития данного компонента креативных способностей осуществлялось с использованием теста «Диагностика личной креативности», Е. Е. Туник); деятельност-ный (проявление и воплощение творчества в процессе и продуктах деятельности) (выявление актуального уровня развития данного компонента креативных способностей осуществлялось с использованием разработанного опросника «Участие в мероприятиях вуза»).

Экспериментальное исследование проводилось на базе Института психологии и педагогики (ИПиП) ТюмГУ в период февраль - май 2014 г.. В исследовании приняли участие студенты образовательных направлений «Психология» и «Педагогическое образование» разных профилей подготовки в количестве 158 человек.

Таблица 1

Компоненты и показатели оценки развивающего (творческого) потенциала

образовательной среды вуза

Компонент образовательной среды (ОС) Показатели оценки развивающего (творческого) потенциала образовательной среды (ОС) вуза

1. Ценностный (ценностно-целевые основания образовательной деятельности вуза) 1) наличие миссии и стратегической цели образовательной деятельности Института, донесение этой информации до студентов

2) определенность и согласованность ценностных оснований деятельности педколлектива вуза

3) сформированность внутренней корпоративной культуры педагогического и студенческого коллектива вуза и традиций

4) личностная направленность образования (уделяется внимание развитию не только предметно-профессиональных, но и общекультурных компетенций студентов)

5) целенаправленность профессиональной подготовки студентов (в соответствии с миссией и целью образовательной деятельности Института)

2. Информационно-содержательный 1) актуальность тематики и проблематики аудиторных занятий (в том числе, для осмысления студентами основного назначения педагогической и психолого-педагогической деятельности)

2) содержательная насыщенность и современная подача предметного материала

3) методическое обеспечение образовательного процесса (наличие и обновление УМК, разработка дополнительных методических материалов, индивидуальных карт или траекторий освоения студентами программного материала, современные методы обучения и оценочные средства)

4) психолого-педагогическое сопровождение студентов в образовательном процессе (психологическая служба, кураторство, тьюторство и др. формы)

5) участие студентов в общественно значимой деятельности и внеучебных мероприятиях

3. Деятельностный (организация и характер деятельности студентов в ОС вуза) 1) сочетание теоретических и практических видов обучения, традиционных и инновационных методов обучения

2) интенсивное использование практико-ориентированных (активных и интерактивных) форм и методов обучения (дискуссии, проблемные ситуации, «мозговой штурм», игры, тренинги, портфолио, проекты и др.)

3) организация практики (в том числе, в удаленных местах, на передовых предприятиях)

4) использование внеучебных форм работы со студентами (клубы, кружки и пр.)

5) взаимодействие вуза с другими учреждениями и организациями (для обмена опытом, устройства студентов на прохождение практики, трудоустройства выпускников, повышения квалификации преподавателей)

4. Пространственно- предметный (качество пространственно- предметного окружения в ОС вуза) 1) эстетика оформления вуза, отдельных аудиторий, внутренний интерьер

2) наличие аудиторий, оборудованных для проведения занятий в интерактивной форме (тренинги, круглые столы, игры, дискуссии и пр.)

3) наличие и качество компьютерной техники и функционального оборудования способствует творчеству студентов

4) доступ к образовательным порталам, хранилищам информации, базам данных

5) качество библиотечного фонда

5. Субъектно- личностный (характер отношений личности с ОС) 1) благоприятный психологический климат в педколлективе и в студенческом коллективе

2) интеллектуально-творческий тип связи с преподавателями, научными руководителями

3) личностные отношения с преподавателями, относительно независимые от статусно-ролевых ограничений (от роли преподавателя)

4) личностные и профессиональные качества преподавателей (гуманистическая направленность, педагогический такт, предметные и методические компетенции, гибкость мышления, адекватность оценки студентов, адекватность самооценки и др.)

5) личностные качества основного контингента студентов (увлеченность, открытость, разносторонние интересы, стремление к развитию, мотивация к учебной и профессиональной деятельности, творчество)

Результаты исследования показали, что склонность к творчеству у студентов ИПиП находится на среднем уровне, только у студентов профиля «Изобразительное искусство» количество молодых людей с высокой склонностью к творчеству равно (2 курс), либо близко (3 курс) к студентам со средним уровнем склонности. Основной фактор креативности для студентов - это любознательность. На втором месте - воображение. Только все студенты профиля «Музыкальное образование» участвуют в мероприятиях института, что связано с спецификой их учебной деятельности.

Экспертная оценка творческого потенциала образовательной среды показала следующее: показатели творческого потенциала ИПиП выражены выше среднего уровня. Наиболее высокие оценки получил субъ-ектно-личностный компонент образовательной среды, что косвенно подтверждает высокий личностно-профессиональный уровень преподавателей (таблица 2).

В целом, образовательная среда вуза содержит в себе потенциал для развития креативных способностей студентов.

Следующим этапом экспериментального исследования стала оценка влияния компонентов образовательной среды вуза на

развитие креативных способностей студентов. Для этого использовался метод математической обработки данных - однофактор-ный дисперсионный анализ. В ходе исследования проверялись следующие статистические гипотезы: Но -влияние компонен-

тов образовательной среды вуза на компоненты креативных способностей студентов не является значимым; Н1 - влияние компонентов образовательной среды вуза на компоненты креативных способностей студентов является значимым.

Таблица2

Реитинг экспертных оценок образовательной среды ИПиП

Рейтинг Компоненты образовательной среды вуза

экспертных Субъектно- Информационно- Ценностный Пространственно- Деятельностный

оценок личностныи содержател ьный предметный

2,04 1,93 1,91 1,90 1,88

Результаты исследования позволяют констатировать, что наибольшее влияние на развитие креативных способностей образовательная среда вуза оказывает на студентов направления «Психология». Все компоненты образовательной среды оказывают влияние на когнитивный компонент креативных способностей.

В выборке студентов направления «Специальное (дефектологическое) образование» на развитие когнитивного компонента творческих способностей оказывают влияние три компонента образовательной среды вуза: ценностный, информационно-содержательный и пространственно-предметный.

В выборке студентов направления «Педагогическое образование», профиль «Изобразительное искусство» ценностный, деятельностный и субъектно-личностный компоненты образовательной среды оказывают значимое влияние только на когнитивный компонент креативных способностей.

В выборке студентов направления «Педагогическое образование», профиль «Музыкальное образование» субъектно-личностный компонент образовательной среды влияет на развитие когнитивного компонента креативных способностей.

В выборке студентов направления «Педагогическое образование» профиля «Начальное образование» ценностный компонент образовательной среды оказывает значимое влияние на когнитивный компонент креативных способностей.

На студентов направления «Психолого-педагогическое образование» ни один из компонентов образовательной среды вуза не оказывает существенного влияния на развитие креативных способностей.

По результатам проведенного статистического анализа можно сделать вывод, что на развитие креативных способностей студентов наиболее значимое влияние оказывают ценностный и информационно-содержательный компоненты образовательной среды: в образовательном процессе студентам адекватно и полно раскрываются ценностно-целевые основания психолого-педагогической деятельности. Лич-

ность студента погружается в уникальное информационное поле, которое способствует его творческому развитию. Это происходит благодаря актуальности и проблематике занятий, насыщенности материала, методическому обеспечению, психолого-педагогическому сопровождению образовательного процесса.

Таким образом влияние компонентов образовательной среды вуза на компоненты креативных способностей студентов является значимым, образовательная среда Института психологии и педагогики имеет выраженный потенциал для развития креативных способностей студентов. При этом у значительной части студентов креативные способности оказываются не полностью раскрытыми. Благоприятные условия для реализации и развития креативных способностей студентов возможно создать путем актуализации творческого потенциала образовательной среды, что предполагает:

- создание педагогических условий для осмысления студентами ценностных оснований и смысла педагогической и психолого-педагогической деятельности (ценностно-смысловой компонент);

- использование современных форм погружения студентов в информационно-содержательное поле образования, организация психолого-педагогической работы, способствующей профессиональному самоопределению обучающихся (информационно-содержательный компонент);

- активизация деятельности студентов путем использования активных, интерактивных, продуктивных форм и методов обучения (дискуссия, проблемная ситуация, «мозговой штурм», организационно-дея-тельностная игра, игровые имитационные действия, тренинг; комплексные ситуационные задачи, веб-квесты, кейс-стади, игры, форумы, тесты действий: реферат, рецензия, эссе, кластер, портфолио, проект и др.) [3] (деятельностный компонент);

- привлечение внимания студентов к насыщенному и эстетичному оформлению образовательной среды вуза, наличие аудиторий, оборудованных для проведения занятий в интерактивной форме, наличие

компьютерного оборудования и доступа к информационным источникам (пространственно-предметный компонент);

- активизация диалогического взаимодействия между преподавателем и студентом, создание условий для повышения профессиональной компетентности, профессионально-личностного роста и творчества преподавателей; помощь студенту в выстраивании интеллектуально-творчес-

кого типа связи с образовательной средой [2] (субъектно-личностный компонент).

Оптимально организованная образовательная среда дает возможность каждому участнику образовательного процесса не только развить исходный творческий потенциал, но и сформировать потребность в дальнейшем самопознании и развитии своих креативных способностей, стать подлинным субъектом творчески-развивающей среды, осваивая и обогащая ее путем своей продуктивной деятельности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Емельянова И. Н Компоненты воспитательно-развивающей среды университета. URL: http://www.logosbook.ru/VOS/06_2008/63_88.pdf.

2. Емельянова И. Н. Студент как субъект воспитательно-развивающей среды университета // Психологическая наука и образование». 2009. №4.

3. Емельянова И. Н., Волосникова Л. М., Неумоева-Колчеданцева Е. В., Задорина О. С. Разработка и использование контрольно-измерительных материалов для оценки компетенций : учеб. пособие. Тюмень : Тюменск. гос. ун-т, 2014.

4. Емельянова И. Н. Воспитательная функция классического государственного университета: история, теория, современная практика : монография. Тюмень : Тюменск. гос. ун-т, 2008.

5. Ильин И. П. Психология творчества, креативности, одаренности. СПб. : Питер, 2009.

6. Пономарев Я. А. Психология творчества и педагогика. М. : Педагогика, 1976.

7. Профессиональный стандарт педагога. URL: http://www.consultant.ru/law/hotdocs/30085.html.

8. Психология исследования творческой деятельности / под ред. О. К. Тихомиров. М. : Наука, 1975.

9. Слободчиков В. И. О понятии образовательной среды в концепции развивающего образования // Вторая Рос. конф. по экол. психологии : тез. докл. М. : МГУ, 2000. С. 23-30.

10. Торшина К. А. Современные исследования проблемы креативности в зарубежной психологии. URL: http://www.voppsy.ru/journals_all/issues/ 1998/984/984123^^.

11. Формирование духовно-нравственной среды образовательного учреждения : коллект. моногр. / под общ. ред. И. Н. Емельяновой. Тюмень : Тюменск. гос. ун-т, 2012.

12. Холодная М. А. Психологические механизмы интеллектуальной одаренности // Вопросы психологии. 1993. № 1. С. 32-39.

13. Холодная М. А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования. СПб. : Питер, 2002.

14. Щербакова Т. Н. К вопросу о структуре образовательной среды учебных учреждений // Молодой ученый. 2012. №5. С. 545-548.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15. Ясвин В. А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. М. : ЦКФЛ РАО, 1997.

REFERENCES

1. Emel'yanova I. N Komponenty vospitatel'no-razvivayushchey sredy universiteta. URL: http://www.logosbook.ru/VOS/06_2008/63_88.pdf.

2. Emel'yanova I. N. Student kak sub"ekt vospitatel'no-razvivayushchey sredy universiteta // Psikho-logicheskaya nauka i obrazovanie». 2009. №4.

3. Emel'yanova I. N., Volosnikova L. M., Neumoeva-Kolchedantseva E. V., Zadorina O. S. Razrabotka i is-pol'zovanie kontrol'no-izmeritel'nykh materialov dlya otsenki kompetentsiy : ucheb. posobie. Tyumen' : Tyu-mensk. gos. un-t, 2014.

4. Emel'yanova I. N. Vospitatel'naya funktsiya klassicheskogo gosudarstvennogo universiteta: istoriya, teo-riya, sovremennaya praktika : monografiya. Tyumen' : Tyumensk. gos. un-t, 2008.

5. Il'in I. P. Psikhologiya tvorchestva, kreativnosti, odarennosti. SPb. : Piter, 2009.

6. Ponomarev Ya. A. Psikhologiya tvorchestva i pedagogika. M. : Pedagogika, 1976.

7. Professional'nyy standart pedagoga. URL: http://www.consultant.ru/law/hotdocs/30085.html.

8. Psikhologiya issledovaniya tvorcheskoy deyatel'nosti / pod red. O. K. Tikhomirov. M. : Nauka, 1975.

9. Slobodchikov V. I. O ponyatii obrazovatel'noy sredy v kontseptsii razvivayushchego obrazovaniya // Vto-raya Ros. konf. po ekol. psikhologii : tez. dokl. M. : MGU, 2000. S. 23-30.

10. Torshina K. A. Sovremennye issledovaniya problemy kreativnosti v zarubezhnoy psikhologii. URL: http://www.voppsy.ru/journals_all/issues/ 1998/984/984123.htm.

11. Formirovanie dukhovno-nravstvennoy sredy obrazovatel'nogo uchrezhdeniya : kollekt. monogr. / pod obshch. red. I. N. Emel'yanovoy. Tyumen' : Tyumensk. gos. un-t, 2012.

12. Kholodnaya M. A. Psikhologicheskie mekhanizmy intellektual'noy odarennosti // Voprosy psikhologii. 1993. № 1. S. 32-39.

13. Kholodnaya M. A. Psikhologiya intellekta. Paradoksy issledovaniya. SPb. : Piter, 2002.

14. Shcherbakova T. N. K voprosu o strukture obrazovatel'noy sredy uchebnykh uchrezhdeniy // Molodoy uchenyy. 2012. №5. S. 545-548.

15. Yasvin V. A. Obrazovatel'naya sreda: ot modelirovaniya k proektirovaniyu. M. : TsKFL RAO, 1997.

Статью рекомендует д-р психол. наук, проф. И. Н. Емельянова.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.