Научная статья на тему 'Актуализация творческих потенций подростков и молодежи в условиях дополнительного образования: сетевой ресурс'

Актуализация творческих потенций подростков и молодежи в условиях дополнительного образования: сетевой ресурс Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
242
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Science for Education Today
Область наук
Ключевые слова
СЕТЕВАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА / СЕТЕВОЙ РЕСУРС / ТИП ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ / NETWORK EDUCATIONAL PROGRAM / NETWORK RESOURCE / TYPE OF EDUCATIONAL ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Краснорядцева Дарья Алексеевна, Борисанова Ольга Михайловна

В статье представлены аналитические материалы, полученные в результате экспертного исследования, направленного на выявление психолого-образовательных возможностей сетевого ресурса программы «Формула творчества: инициатива, исследование, проектирование, сотрудничество», разработанной и успешно реализуемой в течение ряда лет на базе муниципального автономного образовательного учреждения дополнительного образования Дома детского творчества «У Белого озера» г. Томска. Приводятся эмпирические данные эффективности применения метода векторного моделирования типа образовательной среды как составляющей процедуры экспертизы образовательной среды, адаптированной для применения в условиях учреждения дополнительного образования. Зафиксированы основные концептуальные принципы, на которых базируется идеология сетевой образовательной программы. Выделен инспирирующий (запускающий) фактор актуализации и развития творческих потенций участников программы. Описаны и проанализированы обобщенные результаты экспертных оценок психолого-педагогических параметров образовательной среды программы. Показано, что наиболее развитыми показателями образовательной среды вступают те, которые характеризуют именно сетевой ресурс программы когерентность (согласованность), интенсивность (степень насыщенности), обобщенность (степень координации). В качестве важнейшего условия, обеспечивающего создание вариативной открытой образовательной среды, выделяется усложнение сетевого ресурса программы. Раскрыто содержание основного психолого-образовательного механизма эффективности реализации программы процесса порождения мотивообразующих смыслов у участников программы, позволяющих подросткам и молодым людям осуществлять пробы и выборы сфер для самореализации творческих потенций. Обозначены «проблемные зоны» образовательной среды сетевой программы, возможности и дефициты сетевого ресурса, а также направления проектирования изменений, обеспечивающих влияние на позитивную динамику зафиксированных дефицитарных параметров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Краснорядцева Дарья Алексеевна, Борисанова Ольга Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Actualising creative potential of adolescents and young people by means of extra-curricular activities: the network resource

The article presents the results of the expert study aimed at the identification of the psychological and educational opportunities for network resource program "The Formula of Creativity: the initiative, research, development, co-operation". This program has been developed and successfully implemented for several years at municipal autonomous educational institution Students Creative Activity Center "The White Lake" in Tomsk (Russia). The authors provide the empirical evidence demonstrating the effectiveness of type of educational environment vector modelling method included into the expert examination procedures of educational environment and adapted for institutions of supplementary education. The basic conceptual principles of the network educational program ideology are reported. We were able to identify a triggering factor of actualization and development of participants’ creative potential. We describe the general results of the experts’ evaluation of psychological and pedagogical attributes of educational environment within the program. It is shown that the most developed indicators of educational environment are those that characterize the network program, among them are coherence (consistency), the intensity (degree of saturation), generalization (degree of coordination). The complication of the network resource within the program is discussed as the most important condition for ensuring the creation of open educational environment. We extended the meaning of the basic psycho-educational mechanism of the effectiveness of the program such as the process of generating motives that build the participants’ meanings allowing the adolescents and young people to make their choices of areas for self-realization of creative potentials. We found out the "problem areas" within the educational environment of network program, identified the opportunities and deficits of the network resource and show the trends of the changes influencing the positive dynamics of the discovered diminished parameters.

Текст научной работы на тему «Актуализация творческих потенций подростков и молодежи в условиях дополнительного образования: сетевой ресурс»

5(33)2016 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365

© Д. А. Борисанова, О. М. Краснорядцева DOI: 10.15293/2226-3365.1605.02

УДК 159.928.26

АКТУАЛИЗАЦИЯ ТВОРЧЕСКИХ ПОТЕНЦИЙ ПОДРОСТКОВ И МОЛОДЕЖИ В УСЛОВИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ:

W

СЕТЕВОЙ РЕСУРС*

Д. А. Борисанова, О. М. Краснорядцева (Томск, Россия)

В статье представлены аналитические материалы, полученные в результате экспертного исследования, направленного на выявление психолого-образовательных возможностей сетевого ресурса программы «Формула творчества: инициатива, исследование, проектирование, сотрудничество», разработанной и успешно реализуемой в течение ряда лет на базе муниципального автономного образовательного учреждения дополнительного образования Дома детского творчества «УБелого озера» г. Томска. Приводятся эмпирические данные эффективности применения метода векторного моделирования типа образовательной среды как составляющей процедуры экспертизы образовательной среды, адаптированной для применения в условиях учреждения дополнительного образования. Зафиксированы основные концептуальные принципы, на которых базируется идеология сетевой образовательной программы. Выделен инспирирующий (запускающий) фактор актуализации и развития творческих потенций участников программы. Описаны и проанализированы обобщенные результаты экспертных оценок психолого-педагогических параметров образовательной среды программы. Показано, что наиболее развитыми показателями образовательной среды вступают те, которые характеризуют именно сетевой ресурс программы - когерентность (согласованность), интенсивность (степень насыщенности), обобщенность (степень координации). В качестве важнейшего условия, обеспечивающего создание вариативной открытой образовательной среды, выделяется усложнение сетевого ресурса программы. Раскрыто содержание основного психолого-образовательного механизма эффективности реализации программы - процесса порождения мотивообразу-ющих смыслов у участников программы, позволяющих подросткам и молодым людям осуществлять пробы и выборы сфер для самореализации творческих потенций. Обозначены «проблемные

* Исследование выполнено по заданию № 2014/233 на выполнение государственных работ в сфере научной деятельности в рамках базовой части государственного задания Минобрнауки России, проект № 1966 «Психотехническое обеспечение процесса развития когнитивного и коммуникативного потенциала бакалавров, магистрантов и аспирантов ведущего исследовательского университета».

Борисанова Дарья Алексеевна - магистрант факультета психологии, Томский государственный университет E-mail: hazyinki@gmail.com

Краснорядцева Ольга Михайловна - доктор психологических наук, профессор, заведующая кафедрой общей и педагогической психологии, Томский государственный университет E-mail: krasnoo@mail.ru

© 2011-2016 Вестник НГПУ Все права защищены

5(33)2016 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365

зоны» образовательной среды сетевой программы, возможности и дефициты сетевого ресурса, а также направления проектирования изменений, обеспечивающих влияние на позитивную динамику зафиксированных дефицитарных параметров.

Ключевые слова: сетевая образовательная программа, сетевой ресурс, тип образовательной среды

Введение

В последние годы в публикациях отечественных и зарубежных исследователей в области образования все чаще обсуждаются вопросы, связанные с проектированием образовательных сред, делающих ставку на актуализацию творческого и личностного потенциала, на развитие так называемых «мягких компетенций», связанных со способностью человека самостоятельно строить траекторию своего образования, порождать индивидуальные цели образования и способы их достижения, проявлять образовательные инициативы и различные способы их реализации [1-8] и др. В этой связи трудно переоценить возможности системы дополнительного образования, предоставляющей подросткам и молодежи гораздо более разнообразные и свободные (по сравнению с учреждениями общего образования) форматы поиска и выбора соответствующих сфер творческого самоопределения и саморазвития. Именно вариативность среды, расширяющая спектр образовательных возможностей и возможностей выбора личности, готовой к творчеству в разных областях, приобретающей в этой среде опыт индивидуального и коллективного творчества и готовой к реализации своего потенциала, отмечается специалистами как значимый фактор становлении творческой личности [9-11]. В современных условиях все большую популярность приобретают сетевые образовательные программы, кратно увеличивающие ресурсы различных структур, вовлекаемых как в процессы проектирования, так и в реализацию таких программ [12-14]. Сетевая образовательная © 2011-2016 Вестник НГПУ

программа, как правило, представляет собой особую форму организации образовательного процесса, характеризующуюся сочетанием различных видов и способов взаимодействия субъектов образовательного сообщества и создающую необходимые условия для выбора и реализации ее участниками собственной стратегии (траектории) образования в процессе овладения личностно-важными и социально-значимыми компетентностями, что у в условиях ресурсов одного образовательного учреждения оказывается невозможным либо крайне затруднительным [12].

Наиболее часто называемые признаки, характеризующие особый тип образовательной среды сетевой программы:

1. Задействованность представителей разных образовательных и социальных организаций на этапах разработки и реализации программы.

2. Обеспеченность поэтапного разворачивания деятельности и ее завершение гарантированным образовательным результатом.

3. Учет целей, интересов и ресурсов разных субъектов образования и социума в целом.

4. Реализация возможности индивидуального образовательного маршрута (траектории) для каждого воспитанника.

Задавая иной способ творческого самоопределения и другое качество коммуникации участников образования, сетевые образовательные проекты и программы создают динамичное, саморазвивающееся, вариативное открытое пространство за счет соорганизации образовательных, социальных и общественно-

Все права защищены

5(33)2016 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365

профессиональных ресурсов. В последние годы получены достаточно убедительные доказательства того, что именно в сетевой форме образования, ситуации самоопределения, самопроектирования и самоорганизации становятся не случайным, а проектируемым эффектом образования [13]. В данной статье авторы не ставят задачу подробного описания программы «Формула творчества: инициатива, исследование, проектирование, сотрудничество», разработанной и успешно реализуемой с 2008 г. на базе муниципального автономного образовательного учреждения дополнительного образования Дома детского творчества «У Белого озера» г. Томска [14]. Здесь представлены результаты анализа психолого-образовательных возможностей сетевого ресурса программы.

Методы исследования

Для выявления ресурсов сетевой образовательной программы развития творческого потенциала детей и молодежи и проектирования изменений в структуре и содержании программы, направленной на создание образовательной среды творческого типа в качестве основного метода была использована методика экспертизы образовательной среды, включающая методику векторного моделирования В. А. Ясвина, позволяющая исследовать состояние и динамику развития среды [1]. Данная методика, изначально предназначенная для анализа среды учебных заведений, была адаптирована для экспертизы образовательной среды сетевой образовательной программы в условиях учреждения дополнительного образования и в окончательном виде включает в себя:

- определение типа образовательной среды по феноменам, характеризующим степень активности и пассивности субъекта в

среде, его свободы и зависимости и определяющий степень влияния образовательной среды на субъекты;

- ориентировочную количественную оценку параметров психолого-педагогической экспертизы образовательной среды.

Основные критерии экспертной оценки (включая и самоэкспертизу):

- доминантность образовательной среды (значимость данной среды в системе ценностей субъектов образовательного процесса -педагогов, учащихся, родителей, внешних стейкхолдеров);

- интенсивность образовательной среды (степень насыщенности образовательной среды условиями, влияниями и возможностями, а также концентрированность их проявления - уровень требований к учащимся; инновационные формы, методы и технологии; учебная нагрузка учащихся; условия для расширения образовательных возможностей обучающихся; организация активного отдыха);

- когерентность образовательной среды (согласованность всех локальных образовательных сред, субъектом которых выступает личность - преемственность внутри образовательного учреждения; преемственность с другими образовательными учреждениями; интеграция с иными локальными образовательными средами, в которые погружен обучающийся; региональная интеграция; широкая социальная интеграция);

- мобильность образовательной среды (способность среды к изменениям - мобильность целей и содержания образования, мобильность методов образования, мобильность кадрового обеспечения образования, мобильность средств образования);

- обобщенность образовательной среды (степень координации деятельности всех субъектов данной среды - команда единомышленников; стратегия развития учебного

© 2011-2016 Вестник НГПУ

Все права защищены

26

5(33)2016

www.vestnik.nspu.ru

ISSN 2226-3365

заведения (подразделения); формы работы с педагогическим коллективом; включенность учащихся; включенность родителей, общественности, внешних партнеров; реализация авторских образовательных моделей);

- социальная активность образовательной среды (трансляция достижений, работа со средствами массовой информации, активность в интернет-сообществе, социальные инициативы, социальная значимость выпускников);

- степень осознаваемости образовательной среды (уровень осведомленности об учебном заведении, символика, формирование осо-знаваемости, связь с выпускниками, активность сотрудников, активность воспитанников, активность родителей, активность внешних партнеров);

- устойчивость образовательной среды (стабильность среды во времени);

- широта образовательной среды (полнота включения в среду различных субъектов, объектов, процессов и явлений окружающего мира);

- эмоциональность образовательной среды (соотношение эмоционального и рационального компонентов в среде - взаимоотношения в педагогическом коллективе, взаимоотношения с воспитанниками, взаимоотношения с родителями, эмоциональность оформления пространственно-предметной среды) [14].

В качестве дополнительных методов исследования применялись:

- включенное наблюдение;

- контент-анализ документов - творческих «продуктов» обучающихся;

- возможности психологической экспертизы инновационных образовательных проектов, направленной на выявление качества стратегии самого процесса становления, заложенного в инновационную образовательную программу путем анализа движения участников образовательной деятельности по линии расширяющегося соответствия, фиксируя особенности процесса порождения новых секторов реальности как новых возможностей и перспектив [15].

Результаты исследования

Результаты применения метода векторного моделирования типа образовательной среды как составляющей процедуры экспертизы образовательной среды представлены на рис. 1.

Полученные результаты позволяют констатировать, что по совокупности экспертных оценок различных параметров образовательная среда данной сетевой программы в значительной степени соответствует типу «творческая среда свободной активности», для которой характерна создание условий для максимальной свободы и активности субъекта как в актуализации общих творческих способностей, так и развитии специальных творческих способностей к избранным видам деятельности.

© 2011-2016 Вестник НГПУ

Все права защищены

5(33)2016 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365

Рис. 1. Тип образовательной среды сетевой программы «Формула творчества» Fig. 1. The type of educational environment of network program "The Formula of Creativity"

Обобщенные результаты совместного обсуждения и индивидуального заполнения экспертных карт [14; 16] (в том числе и в процессе самоэкспертизы) представлены в таблице 1.

Анализ полученных результатов позволяет зафиксировать, что наиболее развитыми (по мнению экспертов) показателями образовательной среды вступают те показатели, которые характеризуют именно сетевой ресурс программы - когерентность (согласованность), интенсивность (степень насыщенности), обобщенность (степень координации). Сетевое взаимодействие используемых ресурсов проявляется в нескольких аспектах:

- привлечение особых субъектов образования (как организаций-партнеров (четыре

© 2011-2016 Вестник НГПУ

вуза, два учреждения культуры, 10 школ, учреждение дополнительного образования, спонсоры), так и персональных партнеров в лице известных, значимых людей в городской среде, специалистов в подходящей для реализации конкретной темы проекта сфере, волонтеров - студентов, родителей и других заинтересованных людей);

- организация особых способов взаимодействия (реального и виртуального) сетевых партнеров программы, что кратно увеличивает шансы выхода в творческую среду, которая обеспечивает возможность усиления творческого потенциала всех субъектов образовательного процесса;

Все права защищены

5(33)2016 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365

Таблица 1

Экспертные оценки психолого-педагогических параметров образовательной среды

Table 1

Expert evaluation of psycho-pedagogical parameters of educational environment

Обобщенное

Параметр Содержание параметра значение экспертных оценок

Доминантность значимость среды данного учреждения в системе ценностей субъектов образовательного процесса (внутренних стейкхолдеров) 7,8

Когерентность степень согласованности влияния на личность 11,1

(согласованность) среды данного учреждения с влияниями других факторов среды обитания

Интенсивность степень насыщенности образовательной среды условиями, влияниями и возможностями, а также концентрированность их проявления 10,2

Мобильность способность среды к органичным эволюционным изменениям, в контексте взаимоотношений со средой обитания 9

Устойчивость стабильность среды во времени 9,3

Широта включенность в данную образовательную среду различных субъектов, объектов, процессов и явлений 4,6

Эмоциональность соотношение эмоционального и рационального компонентов в среде 4,8

Обобщенность степень координации деятельности всех субъектов данной образовательной среды 10,2

Степень показатель сознательной включенности в нее всех 7,9

осознаваемости субъектов образовательного процесса

Социальная показатель социально ориентированного созида- 5,4

активность тельного потенциала среды и экспансии данной образовательной среды в среду обитания

- особым образом организованное предметное пространство (реальное и виртуальное), расширяющее площадки социальных профессиональных проб, где появляется возможность накопления социально значимого опыта и получения дополнительных ресурсов для продвижения работы.

Таким образом, проведенное исследование позволило выделить в качестве основного

психолого-образовательного механизма эффективности реализации программы процесс порождения мотивообразующих смыслов у участников программы, позволяющих подросткам и молодым людям осуществлять пробы и выборы сфер для самореализации творческих потенций за счет встречи собственных возможностей развития с избыточными развивающими возможностями вариа-

© 2011-2016 Вестник НГПУ

Все права защищены

5(33)2016 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365

тивной сетевой образовательной среды в широких областях культуры, искусства, социально-значимой деятельности (театр, музыка, литературное творчество, журналистика, изобразительное и прикладное творчество, социальное проектирование, информационно-коммуникационные технологии и т. д.) [16].

Выделенные в ходе исследования организационные и содержательные дефициты реализации программы в виде не очень высоких экспертных оценок некоторых показателей образовательной среды (эмоциональность, социальная активность, широта) позволили определить «проблемные зоны» образовательной среды сетевой программы и направления проектирования изменений, обеспечивающих влияние на позитивную динамику зафиксированных дефицитарных параметров [17].

Заключение

Качественный экспертный анализ типа и параметров образовательной среды позволяет определить возможности и дефициты сетевого ресурса образовательных программ и использовать в управлении изменениями в них. Идеология сетевой образовательной программы опирается на принцип, который имманентно реализуется в ней - (само)развитие (переход возможности в действительность) является способом существования человека как существа, способного создавать новые нормы в процессе жизненного самоосуществления. Творческие потенции человека необходимо рассматривать в качестве внутреннего основания, обеспечивающего устойчивое бытие человека в мире. Однако наличие творческих потенций является необходимым, но еще недостаточным условием для их актуализации.

Как показало исследование, открытость и разнообразие образовательной среды, организацию которой предусматривает сетевая программа, выступают в качестве инспирирующего (запускающего) фактора актуализации и развития творческих потенций участников программы, повышая вероятность встречи креативных потенций человека с конкретными условиями образовательной среды, где они могут быть реализованы.

Координация ресурсов отдельных сетевых партнеров и усложнение сетевого ресурса программы является важнейшим условием, обеспечивающим создание вариативной открытой образовательной среды. Смысл координации в том, что между партнерами устанавливается весьма условная и подвижная субординация, обеспечивающая определенную гармонию, способную противостоять попыткам гегемонии одних партнеров над другими. Партнеры здесь выступают, скорее, как смежники, т. е. остаются относительно независимыми, разделяя при этом общие установки, которые задает образовательная сетевая программа, направленная на актуализацию и развитие креативных потенций молодых людей -участников программы.

Развитие эффективности практик вовлечения подростков и молодежи в сетевые образовательные проекты, ориентированные на актуализацию и развитие творческих потенций, предполагает расширение числа специалистов, готовых к осуществлению психолого-образовательного сопровождения программы, что делает актуальным разработку и реализацию особого содержания программы повышения квалификации [18].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Ясвин В. А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. - М.: Смысл, 2001. - 365 с.

© 2011-2016 Вестник НГПУ Все права защищены

5(33)2016 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365

2. Загвязинский В. И. Изменение социальных функций образования и его стратегических ориентиров в период модернизации // Инновационные проекты и программы в образовании. -2012. - № 1. - С. 3-7.

3. Кулюткин Ю. Н. Изменяющийся мир и проблема развития творческого потенциала личности. Ценностно-смысловой анализ. - СПб.: СПбГУПМ, 2001. - 84 с.

4. Dietrich A., Haider H. Human creativity, evolutionary algorithms, and predictive representations: The mechanics of thought trials // Psychonomic Bulletin and Review. - 2015. - Vol. 22, Issue 4. -P. 897-915. DOI: http://dx.doi.org/10.3758/s13423-014-0743-x

5. Gallagher S. A. The role of problem-based learning in developing creative expertise // Asia Pacific Education Review. - 2015. - Vol. 16, Issue 2. - P. 225-235. DOI: http://dx.doi.org/ 10.1007/s12564-015-9367-8

6. Silvia P. J. Intelligence and Creativity Are Pretty Similar After All // Educational Psychology Review. - 2015. - Vol. 27, Issue 4. - P. 599-606. DOI: http://dx.doi.org/10.1007/s10648-015-9299-1

7. Zhang G., Chan A., Zhong J., Yu X. Creativity and social alienation: the costs of being creative // International Journal of Human Resource Management. - 2016. - Vol. 27, Issue 12. - P. 12521276. DOI: http://dx.doi.org/10.1080/09585192.2015.1072107

8. Gallagher S. A. The role of problem-based learning in developing creative expertise // Asia Pacific Education Review. - 2015. - Vol. 16, Issue 2. - P. 225-235.

9. Евладова Е. Б., Логинова Л. Г. Самоорганизация как перспективная возможность дополнительного образования детей // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. - 2014. - Т. 20, № 2. - С. 132-135.

10. Микляева Н. В. Авторские методики и программы ДОУ: технология разработки и описания. - М.: ТЦ Сфера, 2011. - 128 с.

11. Логинова Л. Г. Оценочное исследование качества образовательных услуг в системе дополнительного образования детей // Ярославский педагогический вестник. - 2011. - № 1. -С.205-208.

12. Краснорядцева О. М., Малкова И. Ю. Сетевой проект психолого-образовательного сопровождения вхождения молодежи в инновационную деятельность // Психология обучения. -2010. - № 12. - С. 89-98.

13. Суханова Е. А. Разработка и реализация сетевых образовательных программ как проблема организационных изменений в системе образования // Вестник Томского государственного университета. - 2012. - № 358. - С. 206-210.

14. Борисанова Н. В. Влияние сетевой образовательной программы развития творческих способностей школьников на изменение образовательной среды учреждения дополнительного образования // Вестник Томского государственного университета. - 2012. - № 358.- С. 9496.

15. Краснорядцева О. М. Психологическое содержание экспертизы образовательных инноваций // Вестник Томского государственного университета. - 2008. - № 306. - С. 139-141.

16. Лобок А. М. Проблема диагностики и экспертизы инновационной образовательной деятельности // Экспертиза в современном мире: от знания к деятельности / под ред. Г. В. Иванченко, Д. А. Леонтьева. - М.: Смысл, 2006. - С. 349-373.

17. Адизис И. Управляя изменениями. - СПб.: Питер, 2010. - 224 с.

18. Краснорядцева О. М. Актуальные проблемы психологического сопровождения образовательных проектов // Сибирский психологический журнал. - 2005. - № 22. - С. 129-134.

© 2011-2016 Вестник НГПУ

Все права защищены

31

2016, Vol. 6, No. 5 http://en.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365

DOI: 10.15293/2226-3365.1605.02

Daria Alekseevna Borisanova, MSc student, Psychology Department, Tomsk State University, Tomsk, Russian Federation. ORCID ID: http://orcid.org/0000-0003-3647-581X E-mail: hazyinki@gmail.com Olga Mikhailovna Krasnoryadtseva, Doctor of Psychological Sciences, Professor, Head of the General and Educational Psychology Department, Tomsk State University, Tomsk, Russian Federation. ORCID ID: http://orcid.org/0000-0003-1549-9994 E-mail: krasnoo@mail.ru

ACTUALISING CREATIVE POTENTIAL OF ADOLESCENTS AND YOUNG PEOPLE BY MEANS OF EXTRA-CURRICULAR ACTIVITIES: THE NETWORK RESOURCE

The article presents the results of the expert study aimed at the identification of the psychological and educational opportunities for network resource program "The Formula of Creativity: the initiative, research, development, co-operation". This program has been developed and successfully implemented for several years at municipal autonomous educational institution Students Creative Activity Center "The White Lake" in Tomsk (Russia). The authors provide the empirical evidence demonstrating the effectiveness of type of educational environment vector modelling method included into the expert examination procedures of educational environment and adapted for institutions of supplementary education. The basic conceptual principles of the network educational program ideology are reported. We were able to identify a triggering factor of actualization and development ofparticipants ' creative potential. We describe the general results of the experts ' evaluation ofpsychological and pedagogical attributes of educational environment within the program. It is shown that the most developed indicators ofeducational environment are those that characterize the network program, among them are coherence (consistency), the intensity (degree of saturation), generalization (degree of coordination). The complication of the network resource within the program is discussed as the most important condition for ensuring the creation of open educational environment. We extended the meaning of the basic psycho-educational mechanism of the effectiveness of the program such as the process of generating motives that build the participants ' meanings allowing the adolescents and young people to make their choices of areas for self-realization of creative potentials. We found out the "problem areas " within the educational environment of network program, identified the opportunities and deficits of the network resource and show the trends of the changes influencing the positive dynamics of the discovered diminished parameters.

Network educational program, network resource, the type of educational environment

1. Yasvin V. A. Educational environment: from modeling to design. Moscow, Smysl Publ., 2001, 365 p.

Abstract

Keywords

REFERENCES

(In Russian)

© 2011-2016 Bulletin NSPU

All rights reserved

32

2016, Vol. 6, No. 5 http://en.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365

2. Zagvyazinskiyj V. I. Changing the social functions of education and its strategic orientations in the period of modernization. Innovative projects and programs in education. 2012, no. 1, pp. 3-7. (In Russian)

3. Kulyutkin Yu. N. The changing world and the problem of development of creative potential of the person. Value-semantic analysis. St. Petersburg, St. Petersburg State University of Pedagogical Skills Publ., 2001, 84 p. (In Russian)

4. Dietrich A. A., Haider H. B. Human creativity, evolutionary algorithms, and predictive representations: The mechanics of thought trials. Psychonomic Bulletin and Review. 2015, vol. 22, issue 4, pp. 897-915. DOI: http://dx.doi.org/10.3758/s13423-014-0743-x

5. Gallagher S. A. The role of problem-based learning in developing creative expertise. Asia Pacific Education Review. 2015, vol. 16, issue 2, pp. 225-235. DOI: http://dx.doi.org/10.1007/s12564-015-9367-8

6. Silvia P. J. Intelligence and Creativity Are Pretty Similar After All. Educational Psychology Review. 2015, vol. 27, issue 4, pp. 599-606. DOI: http://dx.doi.org/10.1007/s10648-015-9299-1

7. Zhang G., Chan A., Zhong J., Yu X. Creativity and social alienation: the costs of being creative. International Journal of Human Resource Management. 2016, vol. 27, issue 12, pp. 1252-1276. DOI: http://dx.doi.org/10.1080/09585192.2015.1072107

8. Gallagher S. A. The role of problem-based learning in developing creative expertise. Asia Pacific Education Review. 2015, vol. 16, issue 2, pp. 225-235.

9. Evladova E. B., Loginova L. G. Self-organization as a promising possibility of additional education for children. Vestnik of Nekrasov Kostroma state university. 2014, vol. 20, pp. 132-135. (In Russian)

10. Miklyaeva N. V. Athours methods and preschool programs: technology development and description. Moscow, Sfera Publ., 2011, 128 p. (In Russian)

11. Loginova L. G. The assessment of quality of educational services in the system of additional education of children. Yaroslavl Pedagogical Bulletin. 2011, no. 1, pp. 205-208. (In Russian)

12. Krasnoryadceva O. M., Malkova I. Yu. Network project of psychological and educational support of penetration of youth in innovative activity: Terms of the formation of innovative societies in education. Psychology of Education. 2010, no. 12, pp. 89-98. (In Russian)

13. Sukhanova E. A. The development and implementation of the network educational programs as a problem of organizational changes in the education system. Tomsk State University Journal. 2012, no. 358, pp. 206-210. (In Russian)

14. Borisanova N. V. The influence of the network educational program of the development of pupils' creative abilities at changing of educational environment of additional education institutions. Tomsk State University Journal. 2012, no. 358, pp. 94-96. (In Russian)

15. Krasnoryadceva O. M. Psychological content ofthe examination of educational innovations. Tomsk State University Journal. 2008, no. 306, pp. 139-141. (In Russian)

16. Lobok A. M. The problem of diagnostics and examination of innovative educational activities. Expertise in the modern world: from knowledge to the activity. Eds. G. V. Ivanchenko, D. A. Le-ont'ev. Moscow, Smysl Publ., 2006, pp. 349-373. (In Russian)

17. Adizis I. Managing the changes. St. Petersburg, Piter Publ., 2010, 224 p. (In Russian)

18. Krasnoryadceva O. M. Actual problems of psychological support of educational projects. Siberian Journal of Psychology. 2005, no. 22, pp. 129-134. (In Russian)

© 2011-2016 Bulletin NSPU All rights reserved

33

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.