Научная статья на тему 'Воспитание читателя в условиях образовательной среды вуза: креативный аспект'

Воспитание читателя в условиях образовательной среды вуза: креативный аспект Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
248
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТ / STUDENT / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / EDUCATIONAL ENVIRONMENT / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ / FEDERAL UNIVERSITY / ТВОРЧЕСТВО / ЧИТАТЕЛЬСКАЯ СРЕДА / READING / CREATIVITY READERS' ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Залуцкая Светлана Юрьевна

Введение. Статья посвящена проблеме создания необходимых условий для воспитания студента-читателя. Образовательная среда вуза обладает богатым потенциалом для мотивации обучающихся к чтению как форме организации досуга, а не только как форме познавательной, учебной деятельности. Актуальность анализируемой проблемы не вызывает у профессионального сообщества никаких сомнений: от того, что и как читают студенты, напрямую зависят качество их профессиональной подготовки и возможности социализации молодежи в условиях современного информационного общества. Проблема чтения рассматривается автором в аспекте реализации творческих потенций студентов в образовательной среде федерального вуза. Основной целью статьи является характеристика адекватных технологий формирования творческой читательской среды, апробированных в Северо-Восточном федеральном университете им. М. К. Аммосова. Методология. В исследовании применены качественный анализ статистических данных, метод включенного педагогического наблюдения, изучение и анализ апробированных социально ориентированных практических проектов обучающихся, изучение и обобщение педагогического опыта. Результаты исследования заключаются в определении эффективных технологий формирования читательской среды высшего учебного заведения с целью мотивации студентов к досуговому чтению и реализации их творческого потенциала. Заключение. В статье автор приходит к выводу, что создание творческой читательской среды вуза предполагает организацию творческой деятельности обучающихся в качестве одного из основных компонентов, нацеленную на креативное решение проблемы чтения молодежи, а также обеспечение педагогических условий для дальнейшего саморазвития и самореализации студента как творческого читателя вне зависимости от его профессиональной ориентации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATION OF THE READER IN EDUCATIONAL ENVIRONMENT CONDITIONS OF THE UNIVERSITY: THE CREATIVE ASPECT

Introduction. The article is devoted to the problem of creating the necessary conditions for the education of the student-reader. The educational environment of the university has rich potential for motivating learners to read as a form of leisure time organization, and not only as cognitive, educational activities. There is no doubt of professional community in importance of the analyzed problem: the quality of their professional training and the opportunities for socialization of young people in the conditions of the modern information society directly depend on what and how students read. The problem of reading is discussed in the article in the aspect of realizing the creative potential of students in the educational environment of a federal university. The main purpose of the article is to characterize the adequate technologies to form a creative readers’ environment, tested at M. K. Ammosov Northeastern Federal University. Materials and Methods. The qualitative analysis of statistical data, the method of included pedagogical observation, the study and analysis of approved socially-oriented practical projects of trainees, the study and generalization of pedagogical experience are used in this research. Results. The results of the research are to determine effective technologies for the formation of the reader’s environment of a university in order to motivate students to read and realize their creative potential. Conclusions. In the article the author comes to the conclusion that the creation of the creative readers’ environment of the university assumes the organization of the creative activity of the students as one of the main components, aimed at the creative solution of the reading problem of young people, as well as providing pedagogical conditions for the further self-development and self-realization of the student as a creative reader regardless of his or her professional orientation.

Текст научной работы на тему «Воспитание читателя в условиях образовательной среды вуза: креативный аспект»

— to establish cooperation of state executive authorities of the entities of the Russian Federation, educational organizations and their social partners to create the specialized centres of competencies based on Worldskills Russia standards;

— to promote the development of a dual learning, ensuring its legal framework and attracting the major employers to practical learning and students' part-time employment in production.

— to promote the formation and development of infrastructure of quality assessments of education through the establishment of independent centres of qualifications' assessment, improvement of methodology and organization of independent assessment of educational activity quality, support of regional practices of vocational public accreditation;

— to coordinate the cooperation of municipal authorities of education, educational organizations of different types and their social partners to support the professional self-determination and social vocational adaptation of foster-children and students; to ensure the development and approbation of the regional models of cooperation through the support of social vocational adaptation;

— to ensure the creation and development of the regional Internet portals in the vocational education field and vocational guidance, targeting students and their parents (legal representatives);

— to promote the spread of the positive experience of inclusive education organization and vocational guidance of disabled and incapacitated people in the regional educational system;

— to initiate the development of regional models of teaching staff preparation in cooperation with professional educational organizations and higher education organizations.

УДК/uDC 378 С. Ю. Залуцкая

S. Zalutskaya

ВОСПИТАНИЕ ЧИТАТЕЛЯ В УСЛОВИЯх

образовательной среды вуза: креативный аспект

EDuCATION OF THE READER IN EDuCATIONAL ENVIRONMENT CONDITIONS OF The uNIVERSITY: The CREATIVE ASPECT

Введение. Статья посвящена проблеме создания необходимых условий для воспитания студента-читателя. Образовательная среда вуза обладает богатым потенциалом для мотивации обучающихся к чтению как форме организации досуга, а не только как форме познавательной, учебной деятельности. Актуальность анализируемой проблемы не вызывает у профессионального сообщества никаких сомнений: от того, что и как читают студенты, напрямую зависят качество их профессиональной подготовки и возможности социализации молодежи в условиях современного информационного общества. Проблема чтения рассматривается автором в аспекте реализации творческих потенций студентов в образовательной среде федерального вуза.

Основной целью статьи является характеристика адекватных технологий формирования творческой читательской среды, апробированных в Северо-Восточном федеральном университете им. М. К. Аммосова.

Методология. В исследовании применены качественный анализ статистических данных, метод включенного педагогического наблюдения, изучение и анализ апробированных социально ориентированных практических проектов обучающихся, изучение и обобщение педагогического опыта.

Результаты исследования заключаются в определении эффективных технологий формирования читательской среды высшего учебного заведения с целью мотивации студентов к досуго-вому чтению и реализации их творческого потенциала.

Заключение. В статье автор приходит к выводу, что создание творческой читательской среды вуза предполагает организацию творческой деятельности обучающихся в качестве одного из основных компонентов, нацеленную на креативное решение проблемы чтения молодежи, а также обеспечение педагогических условий для дальнейшего саморазвития и самореализации студента как творческого читателя вне зависимости от его профессиональной ориентации.

Introduction. The article is devoted to the problem of creating the necessary conditions for the education of the student-reader. The educational environment of the university has rich potential for motivating learners to read as a form of leisure time organization, and not only as cognitive, educational activities. There is no doubt of professional community in importance of the analyzed problem: the quality of their professional training and the opportunities for socialization of young people in the conditions of the modern information society directly depend on what and how students read. The problem of reading is discussed in the article in the aspect of realizing the creative potential of students in the educational environment of a federal university.

The main purpose of the article is to characterize the adequate technologies to form a creative readers' environment, tested at M. K. Ammosov Northeastern Federal University.

Materials and Methods. The qualitative analysis of statistical data, the method of included pedagogical observation, the study and analysis of approved socially-oriented practical projects of trainees, the study and generalization of pedagogical experience are used in this research.

Results. The results of the research are to determine effective technologies for the formation of the reader's environment of a university in order to motivate students to read and realize their creative potential.

Conclusions. In the article the author comes to the conclusion that the creation of the creative readers' environment of the university assumes the organization of the creative activity of the students as one of the main components, aimed at the creative solution of the reading problem of young people, as well as providing pedagogical conditions for the further self-development and self-realization of the student as a creative reader regardless of his or her professional orientation.

Ключевые слова: студент, образовательная среда, федеральный университет, творчество, читательская среда.

Keywords: student, reading, educational environment, federal university, creativity, readers' environment.

Введение

Многовековая история человечества ярко свидетельствует о том, что чтение всегда являлось одним из важнейших и наиболее результативных способов формирования духовного мира, творческого потенциала человека, освоения им социального опыта, нравственных и культурных ценностей, национальных обычаев и традиций, «получения значимой информации, профессиональных знаний, поддержания и усвоения родного языка и языков межкультурных коммуникаций» [3, с. 418]. Однако цивилизованный мир на рубеже XX-XXI столетий столкнулся с глобальной проблемой снижения интереса молодежи к вдумчивому, осознанному, аналитическому досуговому чтению, проблемой склонности нового цифрового поколения читателей к чтению деловому, быстрому, поверхностному, просмотровому, фрагментарному, более соответствующему клиповому мышлению сегодняшних школьников и студентов. Читать художественную литературу много и систематически стало скучно и трудно, а противостоять факторам, отодвигающим все дальше потребность молодого человека в книге, практически невозможно: мощные потоки самой разнообразной информации, ее визуализация, усложнение смыслов, новейшие технологии создания, обработки и поиска информации, отход от текстоцентричной культуры... Это приводит к потере культурных скреп, объединяющих российское общество; снижению читательской и общей культуры, эффективности устной и письменной коммуникации; смене ценностных ориентаций; проблемам организации образовательного процесса.

Проблема ставит педагогическое сообщество перед необходимостью поиска адекватных требованиям федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования и профессиональных стандартов, а также условиям социальной адаптации и личностного роста студентов технологий мотивации молодежи к чтению с удовольствием, радостью и интересом. Для

достижения цели возможно обращение к лучшим практикам организации чтения обучающихся в различного уровня образовательных учреждениях, в том числе среднего общего образования, ориентирующих своих выпускников на дальнейшее обучение, самообразование и саморазвитие. Такой подход к решению проблемы чтения детей, молодежи и взрослых обусловлен логикой воспитания творческого читателя в системе непрерывного образования, где школа и вуз — важнейшие звенья «чтения через всю жизнь».

Так, научный анализ результативного внедрения в образовательный процесс школы и вуза разного рода стратегий и технологий чтения обучающихся находим у отечественных исследователей Е. О. Галицких, М. Я. Мишлимович, Н. И. Никоновой, Г В. Пранцовой, Е. С. Романичевой, Н. Н. Сметанниковой, И. В. Сосновской, Е. Р. Ядровской и других [1; 4-6; 9; 10; 12]. В их трудах представлена характеристика адекватных запросам современного образования способов привлечения обучающихся «к чтению, которое является основой формирования культурного, духовного и интеллектуального потенциала общества. Предлагаются разнообразные способы расширения поля читательских ориентаций подростков (и студентов), развития их личностной читательской активности. Описываются эффективные технологии и стратегии приобщения юных читателей к книгам, отличающимся по своей направленности, содержанию, способам представления и освоения, а также разнообразные речевые ситуации, творческие задания и упражнения, призванные помочь юным читателям овладеть различными типами словесного творчества» [6, с. 2]. Однако вопрос построения системы «чтение в школе — чтение в вузе — чтение через всю жизнь» остается для педагогической науки открытым, требующим дальнейшего исследования в различных аспектах, в том числе и творческом.

Методология

В исследовании проблемы чтения молодежи следует указать на позитивные тенденции, активизировавшиеся во втором десятилетии XXI в., выявленные Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ), периодически проводящим опросы россиян старше 18 лет об их отношении к чтению. Так, 20-21 ноября 2017 г. состоялось очередное обследование 1200 респондентов в формате телефонного интервью. Использовалась стратифицированная двухосновная случайная выборка стационарных и мобильных номеров (табл.).

Таблица

Результаты опроса по теме «Чтение» [13]

Можете ли Вы сказать про себя: «Я люблю читать»? (закрытый вопрос, один ответ, %)

2014 2017

Это про меня 48 60

Это не про меня 43 37

Затрудняюсь ответить 9 3

Скажите, пожалуйста, сколько книг Вы прочли за последние три месяца? (открытый вопрос, один ответ, %)

2011 2013 2014 2017

Назвали число 44 47 45 55

Нисколько 51 51 52 42

Затрудняюсь ответить 5 2 3 3

Скажите, пожалуйста, сколько книг Вы прочли за последние три месяца? (среднее значение по ответам тех, кто назвал конкретное число книг)

1992 2011 2013 2014 2017

Среднее значение 5,14 3,94 4,23 4,55 6,49

Окончание таблицы

Где Вы чаще всего берете книги, которые хотите прочитать? (закрытый вопрос, не более 3-х ответов, %)

2009 2011 2014 2017

Скачиваю из Интернета, читаю в Интернете (в том числе и за плату) 5 11 18 35

Беру в домашней библиотеке, читаю то, что есть дома 27 26 17 35

Покупаю (в магазинах, ларьках, на книжных развалах и пр.) 34 33 32 24

Беру почитать у знакомых, друзей, родственников и пр. 37 27 24 24

Беру в городской библиотеке 10 9 8 13

Покупаю бумажную книгу через Интернет, заказываю по почте 1 1 2 5

Беру в научной библиотеке, библиотеке вуза, предприятия 2 2 2 4

Я книги практически не читаю 27 30 36 15

Другое 2 1 1 4

Затрудняюсь ответить 0 2 1 0

Исследование продемонстрировало рост числа любителей чтения с 48 % в 2014 г. до 60 % в 2017 г; увеличение в полтора раза количества прочитанных книг за определенный период в сравнении с данными 2011 г. По результатам опроса, «представители самой молодой возрастной группы (18-24 года) ... читают больше остальных (в среднем 6,65 книги). Для сравнения, респонденты 60 лет и старше — 5,85.» [13]. Помимо того, выявлено незначительное увеличение популярности библиотек — на 5 %. Эксперты ВЦИОМ связывают наметившуюся в 2017 г положительную динамику в области чтения россиян с возросшим интересом респондентов к истории страны и потребностью в самообразовании с целью повышения качества знаний. Также значимым фактором, повлиявшим на позитивные тенденции в области чтения детей, подростков и взрослых, следует считать проведение в Российской Федерации тематических годов семьи, молодежи, учителя, российской истории, культуры, литературы и чтения, российского кино, не только «привлекших внимание общества к определенной сфере» [11], но и актуализировавших конкретную деятельность всех сегментов российского сообщества по повышению уровня культуры и образования граждан, что невозможно без повышения уровня читательской грамотности населения.

Результаты

По результатам обследования можно сделать вывод, что российская молодежь мотивирована на чтение, проявляет к нему интерес, книги уверенно конкурируют с компьютером и Интернетом. Значит, основная задача современного профессионального педагогического сообщества — приложить усилия для сохранения и повышения этих показателей в ближайшей перспективе с учетом конкурентной досуговой среды (спорт, путешествия, компьютерные игры, социальные сети, кинематограф.), которая оказывает все большее влияние на новые поколения потенциальных читателей.

Решение данного вопроса требует комплексного подхода, нацеленного на создание новой, адекватно отвечающей вызовам современности читательской среды, обретающей особую значимость в образовательных организациях, важнейшая функция которых — воспитание читателя, личности образованной, компетентной, духовно богатой, творческой. Читательская среда образовательной организации высшего образования представляет собой совокупность факторов влияния, психолого-педагогических и коммуникативно ориентированных [7] условий обучения, воспитания и профессиональной деятельности, создающих предпосылки формирования и развития потенциала, интересов, склонностей, способностей, качеств творческого читателя. Качественная читательская среда вуза «должна помочь личности комфортно адаптироваться в любых условиях

окружающей действительности за счет педагогических моделей» [14, с. 112], нацеленных на формирование готовности обучающегося к самообразованию, саморазвитию и самореализации в социально-культурной и профессиональной среде.

Одной из функций читательской среды является активное воздействие на развитие студента как творческой личности, что предполагает в числе прочего включение обучающихся в самостоятельную творческую деятельность по формированию такой среды. Студент-читатель должен найти креативное решение проблемы досугового чтения, увлечь студенческое сообщество книгой, продвигать ее, используя всевозможные адекватные запросам молодежи технологии.

Северо-Восточный федеральный университет имени М. К. Аммосова (СВФУ) обладает всем необходимым для создания творческой читательской среды: творческим потенциалом, материально-технической базой, организационным ресурсом. Так, например, в структуру вуза входит совет по творческому развитию студентов при ректоре СВФУ, созданный для включения обучающихся в социально-культурную практику, для реализации их творческого потенциала, поддержки студенческих научных и социально-культурных проектов с креативной составляющей.

Данный орган студенческого самоуправления в течение последних пяти лет является соисполнителем долгосрочного проекта «Читающий университет», инициатором которого выступил филологический факультет. На первом этапе организации проекта преподавателями вуза с привлечением студентов был проведен мониторинг читательских интересов и уровня читательской культуры обучающихся; разработаны проект Концепции поддержки и развития чтения в образовательных организациях Республики Саха (Якутия) и модель формирования читательской компетенции студентов СВФУ с описанием педагогических условий создания качественной читательской среды. Второй этап проекта начался с разработки списка «100 золотых книг», рекомендованных для прочтения студентам с учетом результатов мониторинга их читательской активности. Помимо разделов «Русская классическая литература», «Современная литература», «Мировая литература», в список вошел блок «Литература народов России», включающий произведения якутских авторов и авторов, представляющих коренные малочисленные народы Севера.

Одновременно перед студентами всех, в том числе и негуманитарных, подразделений СВФУ была поставлена задача креативного продвижения книги в сознание своих ровесников. Будущие филологи и специалисты сферы общественных коммуникаций начали с социально-культурного PR-проекта «Свободные книги» [2] под девизом «Знание — свобода», ориентированного на повышение мотивации молодежи к чтению. В рамках проекта авторы организовали буккроссинг с использованием в качестве общественного места для книг «Безопасного шкафа». «Шкаф» презентовали на арт-выставке «Либертариум», основным событием которой стали инсталляция и книжная лотерея. При этом обеспечивалось информационное сопровождение мероприятий через региональные телевизионные каналы и социальные сети. Объекты современного искусства (компьютерные мониторы в авторском оформлении, приспособленные под книжные полки), сотворенные самими студентами, необычность мероприятия в контексте стандартных учебных будней, острое желание якутской молодежи раскрасить унылую, туманную, бессолнечную зимнюю среду обитания и огромная потребность в творческом самовыражении привели к неожиданному для авторов эффекту: целевая аудитория включилась в книговорот, проявила себя как читающая и творческая, потребовала продолжения проекта, предлагая свои креативные идеи по продвижению книг.

В результате PR-проект стал своеобразным пусковым механизмом для создания целостной системы студенческих ивент-мероприятий как эффективного инструмента продвижения досугового чтения, влияния на целевую аудиторию и активизации творческого потенциала обучающихся. Такими событиями стали ежегодные конкурсы ораторского мастерства с обязательной декламацией художественных произведений, олимпиада по русской классической литературе «Знания сияет ясный луч...», открытые лекции преподавателей и студентов-филологов для студентов негуманитарного профиля, акции чтения стихов в публичных местах университетского кампуса, создание долгосрочного проекта «Литературный Якутск», открытие постоянно действующей площадки театрализованного онлайн-чтения русской и якутской классики, флэшмобы «Время читать», социально-культурный проект «Пойдем, почитаем», разработка литературных сайтов и другое. Также читательская среда университета обогатилась новой структурой — созданным самими студентами книжным клубом «Алирисс» с постоянно действующей дискуссионной площадкой [8]. Возросло число участников и победителей литературных конкурсов российского и международного уровней.

Заключение

Практика Северо-Восточного федерального университета по формированию читательской среды посредством активизации творческого потенциала обучающихся убеждает, что важнейшим результатом этого процесса становится способность данной среды к саморазвитию и постоянному обогащению креативными идеями по мотивации молодежи к чтению как увлекательной форме организации досуга и деятельности, полезной для образования через всю жизнь и самосовершенствования.

Литература

1. Галицких Е. О. Чтение с увлечением: мастерские жизнетворчества. М. : Библиомир, 2016.

2. Кондаков С. А. Повышение интереса молодежи к чтению средствами PR [Электронный ресурс] // Гуманитарные науки и проблемы современной коммуникации : сб. материалов I Междунар. науч.-практ. междисциплинарной интернет-конференции (г. Якутск, 17-24 мая 2013 г.). URL: http://philology.s-vfu.nu.

3. Концепция поддержки и развития чтения в образовательных учреждениях Республики Саха (Якутия) // Стратегии формирования читательской культуры молодежи в полиэтническом образовательном пространстве : сб. материалов Всерос. науч.-практ. очно-заоч. конф. с междунар. участием (г. Якутск, 2-3 октября 2012 г.). Якутск : Изд. дом СВФУ, 2012.

4. Мишлимович М. Я. Изучение русской литературы - важное условие формирования культуроведческой и читательской компетенции иностранных студентов // Русский язык и литература в современном образовательном пространстве: диалог культур : сб. материалов Междунар. науч.-практ. конф. Чебоксары, 2018. С. 198-199.

5. Никонова Н. И. Стратегия чтения как средство развития познавательных навыков будущего специалиста-филолога // Проектирование содержания и технологий подготовки педагогических кадров с учетом новой нормативной базы и актуальных задач развития образования : сб. материалов науч.-метод. семинара Учебно-методического объединения по образованию в области подготовки педагогических кадров. Киров : МЦНИП, 2013. С. 170-172.

6. Романичева Е. С., Пранцова Г. В. От «тихой радости чтения» - к восторгу сочинительства. М. : Библиомир, 2017. 232 с.

7. Рубцов В. В. Коммуникативно-ориентированные образовательные среды. Психология проектирования. М. : Авторский клуб, 1996. 158 с.

8. Книги, что стоит прочесть [Электронный ресурс]. URL: http://nu.s-vfu.nu/pnoject/knigi-chto-stoit-pnochest.

9. Сметанникова Н. Н. Чтение, грамотность, читательская компетентность: стратегия развития // Библиотековедение. 2017. Т. 66, № 1. С. 253-256.

10. Сосновская И. В. Как слово наше отзовется... Иркутск : Изд-во ВСГАО, 2013. 192 с.

11. О проведении в Российской Федерации Года литературы [Электронный ресурс] : указ Президента Российской Федерации от 12.06.2014 № 426. URL: http://knemlin.nu/events/pnesident/news/45904.

12. Черняк М. А., Ядровская Е. Р. Петербургский читательский форум: читатель - писатель - исследователь // Петербургский читательский форум: читатель - писатель - исследователь. - СПб. : Свое издательство, 2016. С. 6-13.

13. Читать или не читать? [Электронный ресурс] // Пресс-выпуск. 2017. 6 декабря (№ 3530). URL: https://wciom.nu/ index.php?id=236&uid=116580 (дата обращения: 15.01.2018).

14. Zalutskaya S. Yu., Oshchepkova A. I., Nikonova N. I. Pnactice of teaching cnoss-cultunal communication to humanities masten students: negional specifics // Man In India. 2017. № 6. P. 109-122.

References

1. Galickih E. O. Chtenie s uvlecheniem: mastenskie zhiznetvonchestva [Reading with enthusiasm: wonkshops of life cneation]. Moscow, Bibliomin, 2016. (In Russian).

2. Kondakov S. A. Povyshenie intenesa molodjozhi k chteniju snedstvami PR [Incneasing the intenest of young people in neading by means of PR]. Humanities and the problems of modern communication. Collection of materials of the I International scientific and practical interdisciplinary internet conference (Yakutsk, May 17-24,2013). Available at: http://philology.s-vfu.nu. (In Russian).

3. Koncepcija poddenzhki i nazvitija chtenija v obnazovatel'nyh uchnezhdenijah Respubliki Saha (Jakutija) [The concept of support and development of neading in the educational institutions of the Republic of Sakha (Yakutia)]. Strategies for the formation of the reader's culture of youth in a multi-ethnic educational space. A collection of materials from the All-Russian scientific-practical All-Extentional conference with international participation (Yakutsk, october 2-3,2012). Yakutsk, Publishing House of NEFU, 2012. (In Russian).

4. Mishlimovich M. Ja. Izuchenie nusskoj litenatuny - vazhnoe uslovie fonminovanija kul>tunovedcheskoj i chitatel>skoj kompetencii inostnannyh studentov [The study of Russian litenatune is an important condition fon the fonmation of cultunal and neaden competence of foneign students]. Russian language and literature in the modern educational space: a dialogue of cultures. Collection of materials of the International Scientific and Practical Conference. Cheboksany, 2018, pp. 198-199. (In Russian).

5. Nikonova N. I. Stnategija chtenija kak snedstvo nazvitija poznavatel>nyh navykov budushhego specialista-filologa [Reading stnategy as a means of developing the cognitive skills of a futune specialist philologist]. Designing the content and technologies for the training of pedagogical personnel, taking into account the new regulatory framework and actual tasks of the development of education. A collection of materials of the scientific and methodological seminar of the educational and methodological Association on education in the field of training of pedagogical personnel. Kinov, MCNIP, 2013, pp. 170172 (In Russian).

6. Romanicheva E. S., Pnancova G. V. Ot «tihoj nadosti chtenija» - k vostongu sochinitel>stva [Fnom the «quiet joy of neading» -to the delight of writing]. Moscow, Bibliomin, 2017. 232 p. (In Russian).

7. Rubcov V. V. Kommunikativno-onientinovannye obnazovatel>nye snedy. Psihologija pnoektinovanija [Communicative-oniented educational envinonments. Design Psychology]. Moscow, Authon>s club, 1996, 158 p. (In Russian).

8. Knigi, chto stoit pnochest) [Books worth neading]. Available at: http://nu.s-vfu.nu/pnoject/knigi-chto-stoit-pnochest. (In Russian).

9. Smetannikova N. N. Chtenie, gnamotnost), chitatel>skaja kompetentnost>: strategija razvitija [Reading, literacy, reading competence: development strategy]. Bibliotekovedenie, 2017, Vol. 66, no. 1, pp. 253-256. (In Russian).

10. Sosnovskaja I. V. Kak slovo nashe otzovjotsja... [How our word will respond ...]. Irkutsk, Publishing house VSGAO, 2013, 192 p. (In Russian).

11. O provedenii v Rossijskoj Federacii Goda literatury [Conducting the Year of Literature in the Russian Federation]. Decree of the President of the Russian Federation of june 12, 2014 no. 426. Available at: http://kremlin.ru/events/president/ news/45904. (In Russian).

12. Chernjak M. A., Jadrovskaja E. R. Peterburgskij chitatel>skij forum: chitatel) - pisatel) - issledovatel) [Petersburg readers) forum: reader - writer - researcher]. Petersburg readers' forum: reader - writer - researcher. Saint Petersburg, Its publishing house, 2016, pp. 6-13. (In Russian).

13. Chitat> ili ne chitat>? [Read or not read?]. Press Release, 2017, december 6 (no. 3530). Available at: https://wciom.ru/index. php?id=236&uid=116580 (accessed 15.01.2018). (In Russian).

14. Zalutskaya S. Yu., Oshchepkova A. I., Nikonova N. I. Practice of teaching cross-cultural communication to humanities master students: regional specifics. Man In India, 2017, no. 6, pp. 109-122.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

УДК/UDC 323.3+364.4 И. А. Маврина, О. В. Морозова

I. Mavrina, O. Morozova

ВАРИАБЕЛЬНОСТЬ КАТЕГОРИИ «АДРЕСНАЯ ПОМОЩЬ МОЛОДЕЖИ» В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ

VARIABILITY OF CATEGORY "TARGETED ASSISTANCE OF YOUTH" IN THE MODERN RUSSIAN SOCIETY

Введение. В статье представлен теоретический анализ и исследование по проблеме качества жизни современной студенческой молодежи.

Цель статьи — анализ научной категории «адресная помощь молодежи» с использованием принципа вариабельности.

Методология. В исследовании использованы методы сравнительного анализа, научной про-блематизации, опросные методы и метод фокус-группы.

Результаты. Обобщены экспериментальные данные о проблемных полях жизнедеятельности студенческой молодежи, отражающих качество жизни представителей данной социальной группы; описан опыт применения принципа вариабельности к анализу категории «адресная помощь молодежи».

Заключение. Автором отмечается, что принцип вариабельности позволяет определить группы проблем, порождающих барьеры социального функционирования молодежи как социальной группы, классифицировать их по признакам недостаточности и избыточности и выявить векторы адресной помощи в их решении.

Introduction. The article presents theoretical analysis and research on the life quality problem of modern students.

Goal of the article — analysis of scientific category «Targeted Assistance of Youth» using the principle of variability.

Materials and Methods. The methods of comparative analysis, scientific problematization, interview and the focus group method are used in the research.

Results. Generalization of experimental data on the life problems of students, reflecting the quality of life of this social group; the experience of applying the principle of variability to the analysis of the category «Targeted Assistance of Youth» has been described.

Conclusions. The author notes that the principle of variability makes it possible to identify groups of problems that generate barriers of the social functioning of youth as a social group, classify them according to the signs of insufficiency and redundancy, and identify the vectors of targeted assistance in their solution.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.